os. URL: https://minsport.midural.ru/special/article/show/id/10061 (date of application: 11.11.2022).
10. On physical culture and sports in the Sverdlovsk region: The Law of the Sverdlovsk region of June 16, 2012 No. 70-OZ // Regional newspaper. 2012. July 17.
11. Methodological recommendations for the development of stimulating mechanisms to attract all age groups of the population to the implementation of the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Work and Defense" (TRP): [approved by the order of the Ministry of Physical Culture and Sports of the Komi Republic of 30 Dec. 2016 No. 01-12/487]. URL: http://ivo.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Салменкова Марина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ" (г. Краснодар), e-mail: msalmenkova@ mail.ru
DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-71-83
Аннотация:
Актуальность темы вызвана трансформацией формы современного педагогического образования. В современном педагогическом процессе важное место занимают возможности реализации педагогического воздействия в любых условиях, препятствующих естественному коммуникативному процессу педагога и обучаемого, например, в случае развития пандемий, социально-политических угроз, препятствующих свободному передвижению, невозможности посещения образовательных организаций. На помощь педагогам пришли множественные обучающие ресурсы, предполагающие помощь разного объема и на различных основаниях: на основе демонстрационного доступа и путем выбора курсов разной стоимости и содержания. Образовательные платформы, которые предоставляют возможность повышения квалификации педагога, переподготовки или получения новой профессиональной компетенции расширяют сферу деятельности. Они привлекают доступным контентом, возможностью получения помощи куратора в выбранное обучаемым время; универсальным подходом к целевой аудитории. Мнение автора состоит в том, что краткосрочное обучение не должно подменять собой комплексного подхода к освоению полной образовательной программы, но может выступать в роли удобного фактора восполнения недостающих компетенций или переподготовки на основе наличия базового образования.
Методология написания статьи основала на общенаучных методах анализа,
научного синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, исторической ретроспекции.
Результаты исследования.
Дистанционная форма обучения не должна быть самоцелью педагогов и системы образования в целом. Она лишь средство удобного осуществления образовательной деятельности. На современном этапе - во втором десятилетии XXI века, проблеме функционирования педагогического воздействия уделено внимание как педагогов, так и правоохранителей. В педагогический процесс включены психологи, политики, административные работники. Тем более высоким потенциалом наделен опыт предшествующих кризисных времен образования. Он показывает, что высоким авторитетом работники образования обладали в России не постоянно в контексте проводимой государством политики.
К обсуждению предложен тезис о том, что форма представления информации должна основываться на перспективных и в то же время базовых педагогических принципах. Образовательный контент должен формировать гражданскую позицию обучаемых и сообщать им основы самостоятельности и ответственности, как в глобальном контексте, так и в части реализации собственных планов.
Ключевые слова: педагогический процесс; коммуникативное воздействие; педагогическое образование; образовательные платформы; теория и практика педагогического воздействия; педагоги-новаторы; формирование гражданской позиции.
MODERN PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA
Salmenkova Marina Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Academy of Marketing and Socio-Information Technologies-IMSIT" (Krasnodar), e-mail: msalmenkova@mail.ru
DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-71-83
Annotation:
The relevance of the topic is caused by the transformation of the form of modern pedagogical education. In the modern pedagogical process, an important place is occupied by the possibility of implementing pedagogical influence in any conditions that hinder the natural communicative process of the teacher and the student, for example, in the case of the development of pandemics, socio-political threats that hinder free movement, the inability to visit educational organizations. Teachers were helped by multiple training resources, involving assistance of different volumes and on different grounds: on the basis of demo access and by choosing courses of different cost and content. Educational platforms that provide an opportunity to improve the teacher's qualifications, retraining or obtaining a new professional competence expand the scope of activity. They attract with accessible content, the possibility of receiving the help of
a curator at the time chosen by the student; a universal approach to the target audience. The author's opinion is that short-term training should not replace a comprehensive approach to mastering a full educational program, but can act as a convenient factor in filling in missing competencies or retraining based on the availability of basic education.
The methodology of writing the article is based on general scientific methods of analysis, scientific synthesis, ascent from the abstract to the concrete, historical retrospection.
The results of the study.
Distance learning is not an end in itself. At the present stage - in the second decade of the XXI century, the problem of the functioning of pedagogical influence is paid attention to both teachers and law enforcement officers. Psychologists, politicians, administrative workers are included in the pedagogical process. Moreover, the experience of the previous crisis times has a higher potential.
The thesis that the form of information presentation should be based on promising and at the same time basic pedagogical principles is proposed for discussion. Educational content should form the civic position of students and inform them of the basics of independence and responsibility, both in a global context and in terms of implementing their own plans.
Key words: pedagogical process; communicative impact; pedagogical education; educational platforms; theory and practice of pedagogical impact; teachers-innovators; formation of a civic position.
Введение
Актуальность темы исследования.
Одной из главных системных проблем педагогического образования является невысокий авторитет профессии учителя. Учительство - важный феномен общества. Его особенностью является сочетание личных, социальных и профессиональных характеристик, необходимых для передачи знаний и опыта другим, создания интеллектуальной основы личностного роста на всю последующую жизнь. Практически ориентированные знания являются опорой в жизни человека. Знания вызывают уважение к носителю со стороны других людей. Внимательное и уважительное отношение к знаниям - продолжение учительского авторитета. Функциональные обязанности учителя постоянно расширяются. Трансляция знаний в ходе измененного объема коммуникации остается основой профессиональной деятельности педагога.
Авторитет учителя в России советского периода был высок. Но так было не всегда. Исторически авторитет учителя сформировался на основе глубокой преданности педагогов любимому делу и тяги к знаниям. Подрыв авторитета учителя начался в период реакционной политики императора Александра III. С самого начала его правления государственная политика в сфере образования стала тенденциозной, отражая основную цель - ограничение доступа к образованию поданных сословий «низких» разрядов. В первую очередь, ограничения касались
детей лиц, обслуживавших высшие сословия, в виду активизации в сословной среде революционных настроений. Падение престижа профессии связывалось с расширением функций педагога новыми, вытекающими из политической ангажированности. Помимо организатора и вдохновителя получения нового знания, он стал контролером сословных возможностей, дифференцирующего объем передаваемого знания в зависимости от статуса и имущественного положения обучаемых. Эта ошибочная политика привела к расслоению не только взрослеющих детей, но и учителей, многие из которых примкнули к революционному движению. Отчисления из образовательных учреждений на основании несоответствия статуса обучаемого требуемому не стали украшением образовательного процесса.
Поднятие престижа труда учителя стало результатом совпадения энтузиазма «культурной революции» и освобождением педагогов от рутинной работы в период 1928-1932 гг., когда советское государство взяло курс на всеобщую грамотность населения. Авторитет учителя соревновался, а в ряде случаев превышал родительский авторитет. Видам и формам авторитета был посвящен труд выдающегося педагога А.С. Макаренко. Его теория педагогического авторитета включала компоненты образования и воспитания [1]. В перечень компетенций современного педагога входит большой объем профессиональных навыков работы с автоматизированными технологиями, позволяющими осуществлять коммуникацию с обучаемыми посредством электронных ресурсов.
Социально-коммуникативный процесс с 2020 г. реализован не только в традиционных общественных контактах, но и в виртуальном электронном пространстве. С весны 2020 года педагогические организации освоили новые виды образовательной деятельности в сети, а для катализации процесса обучения педагогов сетевому взаимодействию были инициированы в помощь им массовые обучающие проекты. Тем не менее, это не решило проблем повышения интереса обучаемых к реализуемым практиками. А увеличение удобных сервисов для повышения педагогического мастерства не стало фактором решения проблемы дефицита педагогов-предметников в образовательных учреждениях среднего звена. Отметить разработанность и удобство электронных сервисов необходимо.
Глобальной проблемой педагогического процесса современности является расширение функций педагога в условиях отсутствия реального авторитета со стороны обучаемых.
Обзор литературы
Проблема, рассматриваемая в материале статьи, стала предметом изучения С М. Мальцевой [2], Л. Гребнева [3], Н.А. Деевой [4], К.Б. Ахмедовой [5], А.А. Бочкарева [6], С.В. Колесовой [7], Л.М. Иматова [8]. Каждый из авторов внес вклад в рассмотрение философского и психолого-педагогических контекстов понятий «форма» и «содержание» применительно к педагогическому процессу в образовательной организации. Рассматриваемые понятия в современной практике педагогического процесса среднего уровня образования базируются на образовательных стандартах 2022 г. для нового поколения школ. Не все однозначно
приветствуют внедрение новых стандартов, проведение образовательных реформ. М.В. Конотопов рассматривает их в качестве разрушительных для сферы образования процессов [9]. Реформирование системы образование начиналось с конца ХХ века. К этому периоду относится начало деятельности педагогов-новаторов, которым реформирование не мешало переосмыслить цели и ход педагогического воздействия. Идеи педагогов-новаторов, их представление о содержании педагогического процесса рассмотрены в трудах А.А. Аронова [10], И.В. Пахно [11], П.Г. Абдулгаджиевой [12], А.В. Атановой [13]. В настоящее время изменились формы педагогического воздействия и представления информации не только для детей и подростков, получающих среднее образование, но и для педагогов. С целью создания наилучших условий получения педагогического образования, разъяснений оформления аттестационной документации, повышения профессиональных компетенций в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об образовании» [14, гл. 2, ст.16], было инициировано создание электронных образовательных ресурсов. Всю совокупность созданных ресурсов информации можно разделить на несколько видов: ресурсы обмена опытом на основе платформенных решений: «ИКТ-педагогам»; «School-collection. edu.ru»; «Урок.РФ»; ресурсы знакомства с новыми методическими разработками и требованиями текущего года и будущих аттестационных работ - «ФИПИ»; «Педсовет»; обучающие ресурсы (онлайн школы), на которых обучающиеся могут найти помощь репетиторов -предметников и объяснения сложных тем на платной: «Skysmart»; «Фоксфорд.ру». Последние из указанных ресурсов востребованы не только школьниками, но и педагогами, которые с их помощью могут повысить квалификацию, получая бесплатный доступ или значительный размер скидок на курсы.
Материалы и методы.
Методами, нашедшими отражение в статье, являются: общенаучный метод анализа, научный синтез педагогических теорий, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторической ретроспекции.
Проблемы образовательной среды в образовательных учреждениях России и в Европе и в США принципиально различаются: если в России социальные сети являются средством интеграции с электронной средой и упрощают систему авторизации в личном кабинете с целью сохранения персональных данных и получения доступа к электронным ресурсам, то в зарубежных источниках социальные сети используются в нескольких измерениях: и как средство коммуникации педагогов при обмене опытом, и как агрессивный контент, разрушающий образовательную среду.
В онлайн Школе цифрового века - на обучающей платформе «Первое сентября» возможно осуществить несколько вариантов доступа в соответствии с несколькими вариантами тарифа. На указанной платформе можно выбрать демонстрационный бесплатный тариф. Для выбора необходимо авторизоваться путем регистрации в личном кабинете, что обеспечивается с помощью имени доступа и пароля. В каждый пакет занятий входят вебинары, обучающие курсы,
учебная литература. В обучаемую группу могут вступить пять участников и в течение недели продолжать знакомство с курсом.
Наличие аккаунта в социальных сетях упрощает и ускоряет процесс авторизации. Войти на обучающую платформу можно посредством перехода из социальных сетей: Одноклассники; ВКонтакте; Яндекс; Google; а также с портала «Просвещение». А для учителей Московской области вход на сервис возможен путем перехода со страницы специального Школьного портала.
Для обмена опытом лучших педагогов и составления интересного учебного контента на платформе «Педсовет» представлен каталог учебных курсов, актуальная информация для всех участников педагогического процесса: педагогов, учеников и их родителей. Платформа создана на основе инструментов совместимых с социальными сетями и официальными сайтами других обучающих программ: «Я - класс», «Просвещение», «Вклад учителя», Учи.ру». Программы созданы для желающих стать учителем. Обучаясь на них, можно освоить учебные курсы по педагогике разного объема и направленности, новой формы [15].
В состав курсов входят вебинары, постоянный дистанционный контакт с педагогом-наставником, методическое сопровождение, нормативные и учебные материалы, бонусы для поддержания интереса к учебе и проверочные тесты.
В архиве вебинаров можно бесплатно выбрать занятие интересующей тематики, ознакомиться с медиа-ресурсами, бесплатно прочитать актуальные статьи.
С образовательными целями на платформе «Педсовет» созданы сайты программ новых профессий, краткосрочных занятий на профессиональных курсах. Платформа предоставляет выбор из разновидностей обучения: экспресс-обучение на курсах; курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка. Главная страница сайта образовательной платформы «Педсовет» позволяет желающему выбрать вид образования и предмет обучения.
Среди всех предлагаемых курсов Первого национального психолого-педагогического института (далее - АНО ДПО «Психпед») можно выделить профессиональные экспресс-курсы продолжительностью две недели, а также от пяти месяцев до года обучения. Курсы обучения могут быть краткосрочными и продолжительными.
Повышению эффективности обучения служат медиа различной тематики -от новелл законодательства до знакомства с открытым банком тестов итогового изложения, а также анонсы и новости. Анонсы включают информацию о Международном конгрессе «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках», проводимому в честь памяти дней рождения А.Р. Лурия и Л.С. Выготского Российским психологическим обществом. Педагогический центр развития образования им. К.Д. Ушинского, институт, создавший инновационный проект - образовательную площадку педагогических кадров, на которой представлены материалы аттестации 2022 г., конкурсы образовательной организации, материалы передового опыта. Официальный сайт позволяет перейти на образовательную платформу курсов
повышения квалификации педагогов «Вектор». Для участия в мероприятиях института необходимо воспользоваться сервисом входа с помощью социальных сетей: ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир, Живой Журнал [15, 16].
Электронные образовательные ресурсы используются на всех уровнях образования: в начальной школе, в общеобразовательной школе среднего звена, в процессе обучения старшеклассников, в ходе подготовки к сдаче основного (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), в информационной среде вуза, в ходе переподготовки и повышения квалификации специалистов. Профессиональное владение электронными и информационно-коммуникационными технологиями педагогов общеобразовательных школ и преподавателей вузов различны. В указанных процессах важно сохранить преемственность не только учебных материалов и программ, но и ключевых навыков и компетенций, поскольку происходит постоянное совершенствование технологической базы обучения. Необходимо отметить, что в школе и в вузе она не значительно отлична, но имеются некоторые технические особенности работы, при единстве сохранения компетентностного подхода.
В российской педагогике проблема подготовки учителей в полной мере владеющих средствами автоматизации, которые в учебном процессе общеобразовательных школ занимают значительное место и расширяют свое присутствие, поднималась на уровне обучения студентов педагогических направлений вузов. Это актуализировало изучение технологических компетенций преподавателей вузов.
Техническое обеспечение школ не ограничено собственным оборудованием. Школьные педагоги, используя знания многочисленных образовательных платформ, обучающих сайтов, личных средств автоматизации, в условиях закрепления каждого класса в собственном кабинете, что расширяет возможности обучения, делают учебный процесс личностно ориентированным. И главное, все названные возможности используются в тесном взаимодействии с инновационными интерактивными досками, которые имеют большинство школ, программами электронных дневников, современными компьютерами и планшетами.
В вузе учебный процесс строится иначе, - мероприятия по техническому развитию вуза подчинены решению глобальных задач, стоящих перед ним. Одной из них, в свете рассматриваемой проблемы, является расширение сферы применения инновационных технологий. Существующая информационно-коммуникационная среда вуза обеспечивает учебный процесс в соответствии со стандартизированной образовательной программой. Задачей, стоящей перед вузами, является техническая модернизация в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ.
При всем стремлении к реализации профессиональных навыков использования информационно-коммуникационных технологий учителями и преподавателями, проблему их реализации в современной педагогической практике может составить различная возможность доступа к высокоскоростному интернету. Это проблему вуз решает более успешно в рамках внедряемых программ
и подпрограмм информатизации, внедряя современные мощные маршрутизаторы, чем существенно облегчается труд преподавателей, в то время, как школьный учитель, в большей степени, решает названную проблему на основе приложения собственного энтузиазма. Не все современные школы имеют высокоскоростной интернет. Названная проблема является общей для информационных учреждений. От ее решения зависит практическое обеспечение новых интересных инноваций в образовательную среду России. Они призваны улучшить педагогический процесс, организуя электронную образовательную среду. Ведь именно в ней, в основном, проводят большую часть времени современные обучающиеся.
То, что в сфере образования давно сложилась непростая ситуация, осознается на всех уровнях власти. Проблемами, дополнительно осложняющими педагогический процесс, являются сложные трансформации подростковой психики, проявляемые явлениями буллинга разного типа и селфхарма. Информационные и эмоциональные перегрузки, высокая статусная конкуренция порождают перекосы взаимоотношений, делая их дисгармоничными. Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не только комплексной, но и высокоэффективной. В профессию должны идти люди не из-за бонусов ранней пенсии и продуманных федеральных программ, а с целью приобщения детей и подростков к знаниям. Закрепление знаний происходит в ходе приобщения к практической стороне осваиваемой деятельности, на что обращалось внимание в ходе проведенного в 2021 г. эксперимента по созданию и продвижению проекта на краудфандинговой платформе, то есть, реализуемой с помощью электронного ресурса [17]. Думается, что подобный эксперимент может быть воплощен в образовательной среде высшей школы в курсе изучения обществознания.
Для повышения уровня подготовки в настоящее время используется опыт передовых педагогов, которые по-своему восприняли и поняли цели воспитания и обучения и адаптировали их в новых условиях социальной действительности России. Движение педагогов-новаторов зародилось в 80-е годы, но приобретенный ими опыт изучается по сей день. Во второй половине 80-х годов ярко проявился талант педагога В.Ф. Шаталова, который решал задачу сообщения навыков умственного труда в повседневной жизни ребенка.
С.Н. Лысенкова, другой педагог-новатор, создавший свою профессиональную школу, строила принципиальную схему преодоления психологических проблем педагогов и обучающихся на основе опережающего обучения путем объяснения перспективных тем курса по нескольку минут, адаптируя в будущем к изучению сложной темы рассказом и комментарием решений всех учеников у доски, причем, как учителем, так и самим выполняющим задание.
Е.В. Бондаревская разрабатывала концепцию обучения и воспитания на основе нравственности и культуры при приоритете общечеловеческих ценностей, воплощенных в то время на основе комплексного подхода теории и практики, базирующихся на основе единства учебного и методического обеспечения образовательного процесса.
Эти педагоги сделали свою жизнь постоянным служением любимому делу -
обучению людей и воспитанию в них лучших гражданских качеств. Для достижения высокой профессиональной компетенции они ставили перед собой и достигали целей долгие годы, формируясь в постоянном контакте со своими учениками [18]. Одна из тенденций современной педагогики состоит в возможности ускоренной подготовки учителей. Возможно, это способствует ускорению ротации кадров. Но нельзя сказать, что потребность в квалифицированных педагогах настолько велика, что сопряжена с нехваткой квалифицированных кадров для укомплектования образовательных учреждений. В качестве базы повышения квалификации эта позиция может быть объективно обоснована. Тем не менее, в качестве базовой основы образования, принята быть не может, так как такая подготовка педагога не способствует повышению престижа педагогического образования, а также размывает основу формирования педагогических компетенций. Не хватает учителей физики, химии, информатики. Об этом свидетельствуют объявления с порталов поиска работы: hh.ru; Работа в Краснодаре; РаботаТруд.ру; Работа в России (общероссийская база вакансий).
Результаты исследования.
Педагогический процесс, даже основанный на совершенных методиках, базирующихся на инновационных методах и приемах талантливых педагогов не может стать гармоничным в условиях нестабильного общества и законодательной основы, базирующейся на смысловом подходе к пониманию факторов воспитания как постоянно действующих, даже в отсутствие воспитания. В этом случае происходит созидание личности на основе кризисных и спорных мотивов воспитания. Последнее можно нивелировать приоритетом в структуре воспитания гражданственности и личным примером помощи другому на основе изучения педагогического опыта в период кризисных явлений в социальной жизни России начала ХХ века, который не только удалось преодолеть, сформировав гармоничную и цельную личность, личность гражданина и патриота, но и воспитать в гражданах дух победителей, во всю мощь проявивший себя в период Великой Отечественной войны. Отличительной чертой людей военной поры было умение брать на себя ответственность и принимать жесткие и нужные решения. Именно этому необходимо научить сегодня. Когда во главу обучения и воспитания будет возведен этот принцип, когда он станет доминировать в педагогическом процессе современности, тогда расцвет образования приведет к расцвету государства и личности. Он должен быть реализован, как в традиционных коммуникативных процессах обучаемых и педагогов, так и в ходе обучения и повышения квалификации педагогических работников компетентной работе на электронных платформах в дистанционном формате. Преимуществом современного педагогического образования является единство теории и практики, которые представляют собой базу формирования педагога. Это является вызовом для современных инноваций в педагогике - переходом на дистанционную форму образования. Важно отметить, что и реально открываемые учебные заведения подготовки педагогов, свидетельствуют о потребности и незаменимости социальной роли педагога. На новых территориях Российской Федерации, присоединенных в результате
референдума, в Луганской и Донецкой народных республиках обсуждается возможность открытия педагогических университетов федерального уровня подчинения. Пока они не созданы, именно электронная образовательная среда является важной основой коммуникативного взаимодействия.
Создание образовательных платформ стало перспективным путем обучения и взаимодействия, как преподавателей, так и их учеников.
Литература
1. Касьянова, И. В. Самопознание педагогического работника как черта профессионального становления / И. В. Касьянова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2018. - № 2. - С. 31-36. - EDN XTBDTV.
2. Мальцева, С.М. К вопросу о соотношении содержания и формы в современном образовании: философский аспект / С.М. Мальцева, В.В. Гришин, Н.С. Шиловская // Современное образование. - 2019. - № 3. - С. 44-49. - DOI 10.25136/2409-8736.2019.3.27274. - EDN GMAEGD.
3. Гребнев, Л. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и «содержании» / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 3-20. - EDN IBNAKH.
4. Деева, Н. А. Индивидуальная программа профессионально-педагогического развития преподавателя высшей школы: содержание и структура / Н. А. Деева, С. А. Павлова // Гуманизация образования. - 2022. - № 3. - С. 89-98. - DOI 10.24411/1029-3388-2020-10248. - EDN QRDMQG
5. Ахмедова, К. Б. Практики дистанционного обучения в российской высшей школе / К. Б. Ахмедова // Гуманизация образования. - 2022. - № 2. - С. 40-49. -DOI 10.24411/1029-3388-2020-10231. - EDN OOLHVL.
6. Бочкарев, А. А. Система обучения персонала в сфере образования / А. А. Бочкарев // European Scientific Conference : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 08 января 2019 года. Том Часть 2. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 222-226. - EDN SNUXWX.
7. Колесова, С. В. Социально-педагогический контекст воспитания и обучения / С. В. Колесова // Развитие образования. - 2020. - № 4(10). - С. 12-15.
- DOI 10.31483/r-97208. - EDN VXXOKL.
8. Иматова, Л. М. Модернизация содержания образования как одна из форм личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся / Л. М. Иматова // Вестник Института развития образования. - 2020. - № 4(32). - С. 5-10. - EDN XFBRGD.
9. Конотопов, М.В. О форме без содержания: реформирование образования в современной России как основа его регресса / М.В. Конотопов // Постсоветский материк. - 2021. - № 1(29). - С. 109-121. - DOI 10.48137/2311-6412_2021_1_109.
- EDN QGSIOT.
10. Аронов, А. А. Отечественные педагоги новаторы ХХ века: характерные
черты / А. А. Аронов // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 1(73).
- С. 7-14. - EDN XPDSIF.
11. Пахно, И. В. Педагоги-новаторы : жизнь как акт вдохновения / И. В. Пахно // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Биология. Геология. Химия. Экология. - 2019. - № 2(10). - С. 30-34. - EDN DCOFMZ.
12. Абдулгаджиева, П. Г. Педагоги-новаторы: новые подходы к воспитанию личности / П. Г. Абдулгаджиева, П. Д. Гаджиева // Молодежь и наука: реальность и перспективы развития : сборник материалов VIII -Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 18-19 ноября 2021 года. - Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. - С. 6-12. -EDN ZYRMHP.
13. Атанова, А. В. В.Ф. Шаталов - учитель будущего или педагог своей эпохи? / А. В. Атанова // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 23 января - 01/ 2021 года. Том Часть 1. - МАНПО: Международная академия наук педагогического образования, 5 за знания, 2021. - С. 494-498. - EDN PIATHR.
14. Об образовании: Федеральный закон от 14.07.2022 № 298-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140075 (дата обращения: 10.11. 2022).
15. Трофимова, Н. Б. Теоретический анализ ментор-сессии / Н. Б. Трофимова, И. В. Поленякин // Гуманизация образования. - 2022. - № 3. - С. 36-46. - DOI 10.24411/1029-3388-2020-10243. - EDN IPFYPC.
16. Степаненко, С. Г. Практико-ориентированное применение краудфандинговых технологий в образовательной среде высшей школы / С. Г. Степаненко, М. В. Салменкова, Е. С. Жидяева // Педагогический журнал. - 2022.
- Т. 12. - № 3-1. - С. 438-449. - DOI 10.34670/AR.2022.54.31.026. - ЭДН БОЗБПЛ.
17. Содержание и формы гуманитарного образования в высшей школе: взгляд современных участников образовательного процесса / Г. В. Калабухова, В. В. Шаповал, А. А. Сорокин, Е. А. Токарева // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 5. - С. 15-27. - EDN YUUXQT.
18. Степаненко, С. Г. Практико-ориентированное применение краудфандинговых технологий в образовательной среде высшей школы / С. Г. Степаненко, М. В. Салменкова, Е. С. Жидяева // Педагогический журнал. - 2022.
- Т. 12. - № 3-1. - С. 438-449. - DOI 10.34670/AR.2022.54.31.026. - EDN BOZBPL.
19. Плетенева, И. Ф. Сотрудничество - ведущий принцип в деятельности отечественных педагогов-новаторов второй половины ХХ века / И. Ф. Плетенева, А. Ю. Демин // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011.
- Т. 3. - № 15. - С. 137-140. - EDN OHRXUD.
References
1. Mal'ceva, S.M. K voprosu o sootnoshenii soderzhaniya i formy' v sovremennom obrazovanii: filosofskij aspekt / S.M. Mal'ceva, V.V. Grishin, N.S. Shilovskaya.Sovremennoe obrazovanie. 2019. № 3. S. 44-49. DOI 10.25136/24098736.2019.3.27274. EDN GMAEGD.
2. Grebnev, L. Gumanitarnoe obrazovanie. Razmy'shleniya o «forme» i «soderzhanii». L. Grebnev. Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 3. S. 3-20. EDN IBNAKH.
3. Deeva, N. A. Individual'naya programma professional'no-pedagogicheskogo razvitiya prepodavatelya vy'sshej shkoly': soderzhanie i struktura. N. A. Deeva, S. A. Pavlova. Gumanizaciya obrazovaniya. 2022. № 3. S. 89-98. DOI 10.24411/10293388-2020-10248. EDN QRDMQG
4. Axmedova, K. B. Praktiki distancionnogo obucheniya v rossijskoj vy'sshej shkole. K. B. Axmedova. Gumanizaciya obrazovaniya. 2022. № 2. S. 40-49. DOI 10.24411/1029-3388-2020-10231. EDN OOLHVL.
5. Bochkarev, A. A. Sistema obucheniya personala v sfere obrazovaniya. A.A. Bochkarev. European Scientific Conference : sbornik statej XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2 ch., Penza, 08 yanvarya 2019 goda. Tom Chast' 2. Penza: "Nauka i Prosveshhenie" (IP Gulyaev G.Yu), 2019. S. 222-226. EDN SNUXWX.
6. Kolesova, S. V. Social'no-pedagogicheskij kontekst vospitaniya i obucheniya. S. V. Kolesova. Razvitie obrazovaniya. 2020. № 4(10). S. 12-15. DOI 10.31483/r-97208. EDN VXXOKL.
7. Imatova, L. M. Modernizaciya soderzhaniya obrazovaniya kak odna iz form lichnostno-orientirovannogo podxoda k obucheniyu uchashhixsya. L.M. Imatova. Vestnik Instituta razvitiya obrazovaniya. 2020. № 4(32). S. 5-10. EDN XFBRGD.
8. Konotopov, M.V. O forme bez soderzhaniya: reformirovanie obrazovaniya v sovremennoj Rossii kak osnova ego regressa / M.V. Konotopov. Postsovetskij materik. 2021. № 1(29). S. 109-121. DOI 10.48137/2311-6412_2021_1_109. EDN QGSIOT.
9. Aronov, A. A. Otechestvenny'e pedagogi novatory' XX veka: xarakterny'e cherty. A.A. Aronov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2019. № 1(73). S. 7-14. EDN XPDSIF.
10. Paxno, I. V. Pedagogi-novatory' : zhizn' kak akt vdoxnoveniya. I. V. Paxno. Vestnik Sy'kty'vkarskogo universiteta. Seriya 2: Biologiya. Geologiya. Ximiya. E'kologiya. 2019. № 2(10). S. 30-34. EDN DCOFMZ.
11. Abdulgadzhieva, P. G. Pedagogi-novatory': novy'e podxody' k vospitaniyu lichnosti. P. G. Abdulgadzhieva, P. D. Gadzhieva. Molodezh' i nauka: real'nost' i perspektivy' razvitiya : sbornik materialov VIII -Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Maxachkala, 18-19 noyabrya 2021 goda. Maxachkala: Dagestanskij gosudarstvenny'j pedagogicheskij universitet, 2021. S. 6-12. EDN ZYRMHP.
12. Atanova, A. V. V.F. Shatalov - uchitel' budushhego ili pedagog svoej e'poxi? A. V. Atanova. Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoj shkoly' Upravleniya
obrazovatel'ny'mi sistemami: Sbornik statej XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-x chastyax, Moskva, 23 yanvarya - 01/ 2021 goda. Tom Chast' 1. MANPO: Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya, 5 za znaniya, 2021. S. 494-498. EDN PIATHR.
13. Ob obrazovanii: Federal'ny'j zakon ot 14.07.2022 № 298-FZ. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140075 (data obrashheniya: 10.11. 2022).
14. Trofimova, N. B. Teoreticheskij analiz mentor-sessii. N. B. Trofimova, I. V. Polenyakin. Gumanizaciya obrazovaniya. 2022. № 3. S. 36-46. DOI 10.24411/10293388-2020-10243. EDN IPFYPC.
15. Soderzhanie i formy' gumanitarnogo obrazovaniya v vy'sshej shkole: vzglyad sovremenny'x uchastnikov obrazovatel'nogo processa / G. V. Kalabuxova, V. V. Shapoval, A. A. Sorokin, E. A. Tokareva // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2018. № 5. S. 15-27. EDN YUUXQT.
16. Stepanenko, S. G. Praktiko-orientirovannoe primenenie kraudfandingovy'x texnologij v obrazovatel'noj srede vy'sshej shkoly. S. G. Stepanenko, M. V. Salmenkova, E. S. Zhidyaeva. Pedagogicheskij zhurnal. 2022. T. 12. № 3-1. S. 438-449. DOI 10.34670/AR.2022.54.31.026. - EDN BOZBPL.
17. Pleteneva, I. F. Sotrudnichestvo - vedushhij princip v deyatel'nosti otechestvenny'x pedagogov-novatorov vtoroj poloviny' XX veka. I. F. Pleteneva, A. Yu. Demin. Psixologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2011. T. 3. № 15. S. 137-140. EDN OHRXUD.
18. Verbiczkij, A. A. Dialektika soderzhaniya i formy' v obrazovanii. A. A. Verbiczkij. Narodnoe obrazovanie. 2016. № 9-10(1459). S. 40-45. EDN YLNAWT.
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Зимовина Ольга Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: zimovina@mail.ru
DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-83-90
Аннотация:
Статья рассматривает особенности формирования ценностных ориентаций в системе высшего образования. Автор исследует, как цифровая среда повышает эффективность обучения, поднимает вопросы взаимосвязи между ценностями личности и ее ценностными ориентациями. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи 18 - 19 лет, делается