ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 03 (март) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 231012 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11012 УДК 378.146
Роль защиты проектов как формы проведения итогового экзамена в высшей школе в формировании профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка
Development of foreign language teachers' professional competences: project presentation as a form of a foreign language examination in a university
Автор статьи
L
Author of the article
L
Николашина Екатерина Анатольевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Российская Федерация e.nikolashina@365.rsu.edu.ru ORCID: 0000-0002-2821-1008
Ekaterina A. Nikolashina,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Institute of History, Philosophy and Political Studies, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russian Federation e.nikolashina@365.rsu.edu.ru ORCID: 0000-0002-2821-1008
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Николашина Е. А. Роль защиты проектов как формы проведения итогового экзамена в высшей школе в формировании профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. -№ 03. - С. 1-14. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231012.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11012
E. A. Nikolashina, Development of foreign language teachers' professional competences: project presentation as a form of a foreign language examination in a university // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 03. - P. 1-14. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231012.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11012
Поступила в редакцию Received 20.01.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.02.23
Принята к публикации Accepted for publication 17.02.23 Опубликована Published 31.03.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Николашина Е. А., 2023
Аннотация
Высшее образование все больше принимает практическую направленность, в связи с чем актуальным является изменение классической формы устного экзамена. Цель исследования, изложенного в статье, заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка во время итогового экзамена по профильной дисциплине. Автор разработал такую форму проведения итогового экзамена, которая позволила будущим педагогам создать свой собственный интеллектуальный продукт, параллельно демонстрируя приобретенные за время обучения компетенции. Итоговый экзамен по дисциплине «Английский язык (практический)» у студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки)», направленность/профиль «Обще-ствознание и Иностранный язык (Английский язык)», проходит в форме защиты проектов. Данный исследовательский проект несет не только контролирующие, но и обучающие функции. Студенты-выпускники на практике проявляют готовность к профессиональной деятельности, повышая культуру эффективности и реализуя творческий потенциал. Студентам выпускного курса предлагается продемонстрировать способности применять на практике приобретенные знания и умения. В основе авторского исследования лежат компетентностный, системный и деятельностный подходы. При оценивании образовательных результатов учитывались принципы объективности, валидности и открытости процедур оценивания. В данной статье автор демонстрирует практическую ценность защиты проектов как формы экзамена для оценки уровня сформированности необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Теоретическая значимость заключается в возможности оценивания качества подготовки будущих преподавателей иностранного языка и знания методики преподавания английского языка. Защита проектов на английском языке как форма итогового экзамена по дисциплине «Английский язык (практический)» проверяет уровень профессионального владения иностранным языком, уровень сформированности профессиональных компетенций, стимулирует интерес студентов к различным формам преподавания.
Ключевые слова
Abstract
Nowadays university education is becoming more practically oriented. As a result, it seems to be of current interest to change the traditional form of oral examinations. The research is aimed at working out, theoretical analyzing and practical verifying of the effectiveness of the process of professional competence forming. The author reflects on the perspectives of final qualifying examination in Practical English taken in the form of a project that provides the future Foreign Language teachers with the opportunity of personal creative accomplishment. The experiment was conducted with fifth year university graduates Field of study "Pedagogical Education with two Profiles of Preparation", specialty "Social Studies and Foreign (English) Language". There are a variety of controlling and teaching functions of the examination. This form of the exam is stated to be more practice oriented and serves to give a more objective assessment to the level of formation of necessary cultural general, professional general and professional competences. Graduators are able to demonstrate everything they have learned and experience they have gained during their professional education. The research is based on competence, comprehensive and activity-oriented approaches. Evaluating the results of the research we were impartial and objective, assessment procedure is valid and accurate. In this article, the author demonstrates the practical value of project presentation as a form of examination to assess the level of formation of the necessary cultural, general professional and professional competences. Theoretical significance of the research is seen in the possibility of quality evaluation in practical teaching and teacher knowledge. Final exam in a form of a project allows us to test the level of the level of professional foreign language (English) proficiency, the level of professional competence and stimulates teaching interest.
Key words
проект, компетентностный подход, профессиональные компетенции, межкультурная коммуникация
project work, competence approach, professional competences, intercultural communication
Благодарности
Acknowledgements
Автор выражает благодарность О. Н. Исаевой, заведующей кафедрой иностранных языков института истории, философии и политических наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», за помощь в проведении исследования; Н. В. Ковтун, старшему преподавателю кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», за методическое сопровождение исследования.
The author expresses her gratitude to O. N. Isaeva, Head of the Foreign Languages Chair of the Institute of History, Philosophy and Political Sciences at the Ryazan State University named after S. A. Yesenin for assistance in conducting the research and to N. V. Kovtun, Senior Lecturer of the Foreign Languages Chair of the Institute of History, Philosophy and Political Sciences at the Ryazan State University named after S. A. Yesenin for methodological support of the research.
Введение / Introduction
Современная педагогика высшего образования ставит задачей подготовку высококлассных специалистов, готовых к инновационному творчеству в профессиональной деятельности и постоянному саморазвитию. Сегодня будущий учитель должен
быть настроен на творческую самореализацию и профессиональное развитие. Совершенствование образовательного процесса в высшей школе ведет за собой изменение традиционной формы экзамена как важной составляющей обучения. При сохранении функций контроля и проверки она демонстрирует овладение знаниями и навыками, в то время как умения и компетенции не могут быть с ее помощью проверены на достаточном уровне.
Начиная профессиональную деятельность, молодые специалисты неминуемо сталкиваются с проблемой выбора методов и технологий из всего многообразия, представления о котором они получили во время теоретических занятий и педагогической практики в школах. Дополнительно накладываются вопросы коммуникации: с учениками, коллегами, родителями учеников.
Стремление преодолеть отставание теоретических знаний от требований практической реальности диктует необходимость выработки новых подходов к обучению и разработки актуальных форм итоговой аттестации выпускников вузов (В. Я. Гельман [1], О. Г. Маматова [2], И. А. Буйницкая, Л. Н. Романовская [3]).
На наш взгляд, по завершении курса обучения на педагогических специальностях итоговые экзамены по профильным дисциплинам должны носить не только академический, но и практический характер, наглядно демонстрировать готовность будущих учителей к осуществлению педагогической деятельности, что подразумевает совокупность мотивационного, когнитивного, личностного и деятельностного компонентов личности.
Целесообразно проверить не просто уровень владения иностранным языком, соответствие образовательным стандартам, но и степень сформированности профессиональных компетенций и методическую подготовленность будущего специалиста: подходы к выбору учебного материала, разработку учебного плана, включение материала в учебный график, выбор способов изучения материала, возможность корректной презентации материала и грамотное оценивание.
Помимо контролирующих задач, направленных на проверку и оценивание уровня владения языковыми умениями и навыками и степени сформированности ряда компетенций, мы ставили перед собой цель достижения и обучающих задач. Процесс разработки и продвижения собственного интеллектуального продукта позволил создать условия для демонстрации уникального творческого подхода к решению поставленных задач, тем самым обеспечивая подготовку будущих учителей к переходу на новую образовательную ступень [4], повышая конкурентоспособность и способствуя вхождению молодых специалистов в профессиональное сообщество.
Обзор литературы / Literature review
Современное развитие общества определяет тенденции, присущие образованию, в том числе высшему. В практике образования регулярно наблюдаются обращения к использованию экспериментальных и исследовательских форм обучения. В последнее десятилетие все большей популярностью пользуется демонстрационная форма проведения экзамена. Исследованием этого вопроса занимается О. В. Записных, указывающая, что подобная форма более практична и удобна при выявлении квалифицированных педагогических кадров [5]. В свою очередь Н. М. Конышева разбирает метод проектов в обучении, подчеркивая, что при всем многообразии форм этот метод «органически связывает освоение предметного содержания учебного курса с выполнением проектно-исследовательских работ различного уровня» при
«наиболее свободном и творческом использовании всей системы знаний и умений предметного содержания, а также метапредметных результатов образования» [6]. Е. Е. Дурнева предлагает использование кейс-технологий при итоговой аттестации бакалавров [7]. Коллектив зарубежных авторов под руководством Т. Ловат (Terence Lovat) определяет необходимость поисковой и исследовательской деятельности при обучении будущих учителей [8]. В работе Н. Бэл (Nancy Bell) мы видим схожую точку зрения. Исследователь указывает, что будущий педагог начинает строительство своей карьеры, начинает набирать творческий потенциал еще во время своего обучения [9]. Во время становления профессиональной личности [10] молодой педагог регулярно решает разнообразные задачи, связанные с организацией образовательного процесса и его осуществлением. Любопытен опыт применения вычислительного мышления [11] в гуманитарном образовании, подчеркивающий междисци-плинарность в обучении иностранным языкам.
Е. Г. Тарева [12] акцентирует внимание на познавательном аспекте иноязычного образования и на личности самого учителя, рассуждая о необходимом уровне подготовленности учителей к осуществлению педагогической деятельности. Симон Борг (Simon Borg) [13] рассматривает познавательный процесс педагога, а не учеников во время обучения: какой язык предпочитает учитель, когда думает, размышляет, оценивает и рефлексирует - родной или изучаемый - и как это выбор влияет на результаты обучения.
Работы ряда исследователей посвящены многообразию форм и методов работы с английским языком как иностранным. В. Самуда (V. Samuda) [14] указывает, что основой даже коммуникативного подхода в обучении иностранному языку является задание, инструкция. Однако форма задания претерпела существенные изменения в течение последних десятилетий. Сейчас все активнее используются обсуждения, дебаты и аналитическое изучение литературы как источника иностранного языка. При этом К. Джонсон (Keith Johnson) [15] отмечает, что молодой учитель, не обладающий длительным практическим опытом, но с творческим подходом, сможет сделать более обоснованный и логичный выбор форм и методов работы по сравнению с учителем, проработавшим многие годы по одной устоявшейся схеме, не обращая внимания на меняющиеся потребности своих учеников.
В контексте проводимого нами эксперимента значимыми являются работы, посвященные формированию профессиональных компетенций будущих учителей. С. Ал Отаиба (Stephanie Al Otaiba) и Викки И. Лейк (Vickie E. Lake) [16] описали возможные сложности при обучении чтению и письму в случае недостаточной подготовленности учителя. Исследователи обращают внимание на необходимость своевременного оценивания уровня сформированности необходимых компетенций для корректирования выбранной программы обучения. Роб Шунен (Rob Schoonen) [17], продолжая рассматривать чтение и письмо во взаимосвязи, предлагает разнообразить задания, выполняемые на изучаемом языке, заданиями на родном (в данном случае датском) языке. Таким образом, работа над компетенциями будет более полной и результативной. М. Рахими (Muhammad Rahimi) [18] отводит особую роль аргументированию при работе с чтением и письмом. Комментирование ответов позволяет учащимся активнее участвовать в формировании общепрофессиональных компетенций, способствует целостному развитию личности как учащихся, так и педагогов, что можно проверить рядом эмпирических исследований.
Исследования, посвященные оцениванию качества образования, проводятся во многих странах. Эксперименты, описанные Р. Кили (Richard Kiely) и П. Реа-Диккинз
(Pauline Rea-Dickins) [19], позволяют обратить должное внимание на многоаспектность исследования. Авторы приводят в качестве примера опыт включения собственно преподавания в школах для молодых специалистов, проходящих обучение на педагогических специальностях. Подобная практика позволяет дополнить теоретическое обучение, раскрыть творческий потенциал молодых специалистов. При подобных экспериментах при обучении будущих педагогов не менее значимой и важной является методика action research (исследование в действии), теоретическую основу которой подробно рассматривает профессор из Австралии А. Бернс (Anne Burns) [20]. По своей сути данная методика является общей оценкой ежедневной педагогической деятельности учителя. Работа А. С. Кротовой и Н. М. Адаспаевой [21] позволяет увидеть метод «изнутри», понять особенность данной формы рефлексии педагога.
Существенная часть исследовательских работ рассматривает основы создания оценочных средств и критерии оценивания. Пристальное внимание уделяется технологическим основам - анализу организационно-методических и содержательных условий реализации итоговых экзаменов на бакалавриате по направлению подготовки «Педагогическое образование» [22]; определяется невозможность устным опросом установить овладение профессиональными компетенциями, вследствие чего предлагаются критерии разработки соответствующих программ итоговой аттестации [23]; предлагаются новые подходы к созданию фондовых заданий [24] для оценки общепрофессиональных компетенций.
Поскольку сформированность профессиональных компетенций предполагает достижение определенной готовности будущего учителя к осуществлению педагогической деятельности, то целесообразно обратиться к ставшим классическими педагогическим идеям В. А. Сластенина [25] в контексте отдельных аспектов деятельности педагога. Психические функции, ставшие предметом исследования Н. В. Кузьминой [26], позволяют учителю уделять должное внимание саморазвитию и самореализации.
Специфика направления подготовки, современные реалии, междисциплинарный подход определили выбор художественной литературы как источниковой базы для проектов. А. Хикс и Д. Мартин акцентировали роль исторической литературы [27], С. Кокет предлагал использовать поэзию [28], С. Богаэрдз-Хазенберг (Suzanne T. M. Bogaerds-Hazenberg) [29] и Н. С. Нуриева [30] анализировали роль художественной литературы. Коллектив педагогов и ученых кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина в течение многих десятилетий занимался анализом англоязычной литературы как языкового источника для формирования коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенций [31]. Столь регулярное обращение к литературе как основе построения педагогического процесса демонстрирует актуальность данного материала. Литературные произведения предлагают широкий выбор тем, стилей, подходов к изучению и обсуждению, реализуя на практике междисциплинарный подход к организации учебного процесса. Чтение и анализ литературы на иностранном языке, безусловно, позволяют расширить горизонт учащихся, смоделировать межкультурное взаимодействие и развить познавательный интерес.
География теоретических и практических работ, многообразие тем и изучаемых аспектов свидетельствуют об исследовательском потенциале и проблемном характере рассматриваемого вопроса об оценке уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов в сфере иноязычного образования.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Вопросы, связанные с уровнем сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов английского языка, определили следующий эксперимент: проблемный характер преподавания профильной дисциплины и презентацию проекта как форму итогового экзамена по дисциплине «Английский язык (практический)». Данная учебная дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока Б1 основной профессиональной образовательной программы высшего образования [32].
В эксперименте приняли участие две группы, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки)» [33], направленность/ профиль «Обществознание и Иностранный язык (Английский язык)» в РГУ имени С. А. Есенина (общее количество - 36 человек). Исследование проводилось в течение трех лет обучения - с третьего по пятый курс - вплоть до итоговых государственных экзаменов.
Весь период обучения экспериментальные группы формулировали задачи обучения, решали проблемные задачи, связанные с подбором актуального материала для демонстрации различных языковых явлений, разрабатывали учебные задания. Несомненно, подобный подход к организации образовательного процесса имел положительное влияние на прохождение педагогической практики, поскольку студенты уже имели определенный опыт в структурировании и преподнесении учебного материала. Так, 80% студентов не испытывали сложностей при организации педагогического процесса во время первой педагогической практики. После прохождения второй педагогической практики данный показатель повысился до 98%.
Проанализировав промежуточные итоги эксперимента, мы инициировали проведение итоговых экзаменов по курсу «Английский язык (практический)» в форме защиты проекта. По мнению Е. В. Воеводы, подобная форма экзамена имеет мощный мотивирующий эффект [34] и способствует более глубокому вовлечению будущих учителей в преподавательскую деятельность.
Сам экзамен носил интегрированный характер и состоял из нескольких блоков: стилистически-языковой анализ литературного произведения англоязычного автора, разработка плана урока по данному произведению, презентация осуществленной работы. Главное отличие представляемой формы экзамена от демонстрационного заключается как раз в выборе материала, на основе которого выстраивается работа студентов-выпускников. Остановимся на структуре подробнее.
Студентам предлагается создать проект учебного занятия по одной из работ американского или британского писателя. Среди обозначенных произведений были короткие рассказы Джерома Д. Сэлинджера, Шервуда Андерсона, Дэвида Герберта Ло-уренса, Оскара Уайльда, Фрэнсиса Скотт Фитцджеральда, Эрнеста Хэмингуэя, О'Генри, Сомерсета Моэма, Редьярда Киплинга, Эдгара Алана По, Артура Конан Дойля, Джоджо Мойес и многих других. Выбор произведения, с которым предстоит работать студенту, происходит в результате жеребьевки.
Жеребьевка проводилась за пять дней до проведения экзамена. Данный временной промежуток представляется адекватным для подготовки такого объема, который требуется в соответствии с проводимым испытанием. Сами студенты прокомментировали оптимальность данного периода, предоставляемого на подготовку. Мы считаем допустимым сократить время подготовки максимум до трех дней до самого экзамена в зависимости от общего уровня языковой и методической подготовленности студентов.
Полученное по жеребьевке литературное произведение предстояло прочитать, изучить и подвергнуть литературному, стилистическому и общекультурному анализу. Экзаменуемые должны выявить культурно-исторический аспект произведения, определить и аргументировать целесообразность и хронологию включения произведения в курс обучения студентов института истории, философии и политических наук Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Помимо этого студентам необходимо разработать и представить соответствующие учебные материалы (в печатном и/ или электронном виде), используя различные актуальные методические средства и приемы. Работа должна носить творческий, оригинальный и инновационный характер.
Итоговый экзамен проводится в открытой форме, позволяя всем желающим преподавателям присутствовать во время его проведения. Накануне экзамена все материалы (гайд для учеников и преподавателя, литературный анализ текста, презентация и проч.) размещаются в открытой группе в канале Microsoft Teams для ознакомления с ними экзаменаторов, педагогов кафедры и других экзаменуемых.
В день экзамена на защиту разработанного проекта отводится 10 минут. По ходу экзамена экзаменаторы заполняют оценочные листы в соответствии с положением о проведении экзамена. Экзаменаторы оценивали оформление учебных материалов проекта, презентацию проекта, литературоведческий аспект и методическую базу проекта [35].
Несомненно, оценивание презентации проекта имеет наибольший удельный вес в общей оценке ответа экзаменуемого. Помимо языкового оформления, учитывающего лексические, грамматические, речевые и фонетические ошибки, представляется необходимым оценить логичность и стилистическое оформление презентации, креативный подход к оформлению и презентации проекта. В равной степени важным аспектом оценивания является обращенность речи и интерактивность проекта, соблюдение тайминга, а также соответствие стиля и внешнего вида спикера.
Оценивание литературоведческого аспекта представляется наиболее понятным и традиционным. Обращаем внимание на наличие историко-биографических данных автора, оригинальность и креативность в изучении произведения и творчества автора и оцениваем сам анализ стилистических и языковых характеристик произведения.
При оценивании оформления учебных материалов проекта учитывается наличие раздаточных материалов по изучаемому тексту, а также наличие аудиовизуального материала, причем самостоятельно разработанный материал оценивается выше, чем подобранный готовый из сети Интернет. Оформление учебного материала, правильность оформления цитат, ссылок на работы литературоведов, наличие приложения, иллюстраций, рисунков, таблиц, диаграмм и т. д., наличие библиографии демонстрирует сформированность общепрофессиональных компетенций и также подлежит оцениванию. Поскольку за время учебы студенты уже сталкивались с подобными задачами подготовки и разработки учебных материалов, многие уже имеют публикации по ряду аспектов, затрагиваемых проектами. Наличие публикаций (среди которых могут быть не только научные статьи, но и методические разработки) также может быть дополнительно оценено в случае соответствия тематике экзаменационного проекта.
Наиболее значимым в плане контроля готовности будущих учителей к педагогической деятельности является методический модуль оценивания. В проекте студентов должно быть обоснование целесообразности включения произведения в программу обучения студентов ИИФПН с учетом уровня подготовки студентов и интеграции в образовательный процесс. Анализируя подготовленные учебные матери-
алы, экзаменаторы проверяют наличие заданий на различные виды речевой деятельности, в том числе наличие коммуникативных заданий и обеспечение подготовки учащихся к их выполнению ходом и содержанием урока. Наличие определения формируемых компетенций, hard skills, soft skills позволяет понять глубину методической подготовки экзаменуемых.
В ходе защиты проекта все участники (экзаменаторы, экзаменуемые и преподаватели кафедры) имеют возможность задать вопросы выступающему.
Новый опыт проведения экзамена в неклассической форме требовал тщательной рефлексии, поскольку, несмотря на все нововведения, экзамен должен сохранять свои основные функции контроля и обучения [36]. Нами был проведен анонимный опрос экзаменуемых, а также педагогов, принявших участие в открытом экзамене.
Все экзаменуемые отметили, что для выполнения экзаменационного задания было необходимо использовать все полученные теоретические и практические знания. Преподаватели кафедры, принявшие участие в данной форме итогового экзамена, подтверждают, что данный формат позволил студентам продемонстрировать уровень готовности реализовывать образовательные программы с опорой на различные методы и технологии обучения. Подобная форма экзамена определила в полной мере уровень сформи-рованности вторичной языковой личности, а также профессиональных компетенций и позволила проявить «необходимое в цифровую эпоху качество результативности профессиональной деятельности в условиях многозадачности» [37].
Кроме того, проводимый в форме защиты проектов экзамен позволил выпускникам реализовать свой творческий потенциал и индивидуальность, что проявилось не только в выборе форм и топов презентации, но и в использовании цифровых технологий, оформлении пространства.
Вероятность вопросов от аудитории (как коллег, так и преподавателей) была воспринята положительно (данные представлены на рис. 1).
Более того, больше половины экзаменуемых (64%) отметили, что рассматривают уточняющие вопросы как дополнительную возможность поделиться достигнутыми результатами (см. рис. 2).
Результаты исследования / Research results
■ Вопросы нужны Лучше без вопросов "Воздержались
Рис. 1. Готовность к вопросам
Прочее
Возможность
улучшить впечатление
экзаменаторо в от
основного
Демонстрация знаний и степени проработанно сти темы
64%
Рис. 2. Зачем нужны дополнительные вопросы от аудитории?
Полученные результаты позволяют сделать вывод о сформированности у экзаменуемых общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций. Во время презентации каждый студент получил возможность продемонстрировать высокий уровень коммуникационных способностей как в устной, так и в письменной форме на английском языке в соответствии с нормами языка и речевой культуры (ОК-4, ОПК-5).
Проведенная рефлексия выявила достаточный уровень сформированности ОК-6 - экзаменуемые продемонстрировали устоявшуюся способность к саморазвитию и самообразованию, используя различные возможности, предоставляемые современными образовательными средствами (ПК-4).
Высокие результаты экзамена свидетельствуют о сформированной ПК-11, заключающейся в готовности использовать теоретические и практические знания для решения исследовательских задач в области образования [38].
Совместным выводом студентов и преподавателей стало понимание того, что приобретенный опыт участия в подобном проекте позволит молодым специалистам самим организовывать, планировать и реализовывать проектную деятельность (ОК-5), а полученные умения можно экстраполировать на другие форматы: круглые столы, мастер-классы, дебаты и другие.
По инициативе студентов, принявших участие в исследовании эффективности новой формы итогового экзамена по английскому языку, перед педагогическими практиками в рамках проекта наставничества проходят методические викторины, а после прохождения педагогической практики - конкурсы методических разработок.
Студенты стали проявлять большую самостоятельность в выборе инновационных форм, методов и платформ для организации учебных занятий, с готовностью участвуют в разработке учебных материалов и внеклассных мероприятий для студентов младших курсов и школьников города.
Более 90% от общего числа студентов, принявших участие в эксперименте, успешно прошли итоговую аттестацию с учетом того, что итоговые испытания по программе бакалавриата проходят в виде комплексного испытания сразу по двум профилям подготовки (см. рис. 3).
60% выпускников продолжили обучение по программам магистратур в различных высших учебных заведениях России (см. рис. 4). При этом большая часть после завершения обучения по программе бакалавриата работает по специальности, отдав предпочтение профилю Иностранный (английский) язык.
Рис. 3. Результаты итогового экзамена по дисциплине «Английский язык (практический)» в форме защиты проектов
Выбрал иную сферу деятельност 36%
Обучаюсь в магистратуре и работаю по специальност и
Работаю по специальност и
3%
Обучаюсь в магистратуре 28%
Диаграмма 4. Результаты опроса выпускников.
Заключение / Conclusion
Новый Федеральный образовательный стандарт 3++ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) предполагает модернизацию современной системы образования, напрямую определяя необходимость в формировании профессиональных компетенций.
Традиционная форма экзаменационных испытаний не позволяет в полной мере оценить уровень сформированности компетенций, что определило необходимость творческого поиска нового, адекватного подхода к проверке знаний и выявления достигнутого уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Решая учебные задачи, поставленные перед студентами-выпускниками во время подготовки проектов для прохождения экзаменационных испытаний по дисциплине «Английский язык (практический)», будущие учителя реализуют творческие, новаторские подходы к воспитанию и духовно-нравственному развитию предполагаемых учеников. Для достижения поставленных задач им необходимо применять интеграционные техники и метапредметные связи. Разрабатывая проекты, экзаменуемые демонстрируют знание категориального аппарата, ключевых теорий, идей, общенаучные методов.
Успешное прохождение экзаменационного испытания в нетрадиционном формате позволило каждому из студентов ощутить внутреннюю готовность к педагогической деятельности, в то время как экзаменаторы смогли оценить внешние проявления готовности.
Результаты, продемонстрированные обучающимися, связаны с мотивированностью студентов на профессиональное развитие. Положительные эмоции от проведенной работы позволяют должным образом оценить результаты собственной исследовательской деятельности. Получив возможность увидеть учебные материалы как итоги интеллектуального труда, услышав комментарии специалистов, будущий учитель может
скорректировать процесс самореализации и перевода теоретических и методических знаний в образовательный продукт. Проведенная рефлексия позволяет проанализировать и оценить профессиональную деятельность и вовремя скорректировать ее.
Успешная защита проектов во время итогового экзамена предполагает, что все обучение будет построено на основе деятельностного подхода, проблемно-поисковый характер которого способствует формированию требуемых компетенций студентов.
Новая форма проведения экзамена позволяет отразить готовность будущих педагогов иностранного языка и обществознания к участию в дискуссии по проблемам человека, общества и государства. Презентуя разработанный проект, молодые специалисты демонстрируют готовность формулировать проблему, определять цели и задачи, обосновывать актуальность. При этом выпускники аргументируют собственную точку зрения на основе принципов толерантности, диалога и сотрудничества, пользуясь при этом средствами иностранного языка.
Ссылки на источники / References
1. Гельман В. Я. Изменение приоритетов основных задач обучения // Alma Mater (Вестник высшей школы). -2019. - № 11. - С. 65-69. - EDN PFFYCT.
2. Маматова О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 353-355. - EDN PHDXYR.
3. Буйницкая И. А., Романовская Л. Н. Метод проектов как способ проверки знаний у студентов педагогического вуза // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 5-1(27). - С. 25-29. - EDN VZDQDB.
4. Каско Ж. А., Салина А. С. Пути повышения профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 10. -С. 119-130. - DOI 10.24412/2304-120X-2022-11072. - EDN TOZXEN.
5. Записных О. В. Особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации студентов лингвистического института в формате демонстрационного экзамена // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2022. - № 3(52). - С. 39-42. - DOI 10.37386/2413-4481-2022-3-39-42. - EDN NQRVBY.
6. Конышева Н. М. Проектно-исследовательская деятельность в образовании: теория и практика // Перспективы исследования современных проблем педагогики: коллективная монография / С. А. Козлова, Г. М. Коджаспирова, Л. Н. Азарова [и др.]; отв. ред. С. А. Козлова; сост. Г. М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2017. - С. 36-53. - ISBN 978-5-9909188-0-1. - EDN XYFCZZ.
7. Дурнева Е. Е. Кейс-технологии как инструмент итоговой государственной аттестации бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1-2. - С. 13-15. - EDN RTEUUT.
8. Lovat T., Davies M., Plotnikoff R. Integrating Research Skills Development in Teacher Education // Australian Journal of Teacher Education. - 1995. - Vol. 20 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.1995v20nL4
9. Bell N. Professional Development in and beyond Graduate School // A Student's Guide to the MA TESOL. - L., 2009. - P. 115-129. - URL: https://doi.org/10.1057/9780230245105_6
10. Bacharach S. B., Conley S. C. Shedd J. B. A career developmental framework for evaluating teachers as decisionmakers // J Pers Eval Educ 1. - 1987. - Р. 181-194. - URL: https://doi.org/10.1007/BF00128893
11. Adler R. F., Kim H. Enhancing future K-8 teachers' computational thinking skills through modeling and simulations // Educ Inf Technol. - 2018. - 23. - Р. 1501-1514. - URL: https://doi.org/10.1007/s10639-017-9675-1
12. Тарева Е. Г. Методика обучения иностранным языкам: на перекрестке путей развития // Перспективы исследования современных проблем педагогики: коллективная монография / С. А. Козлова, Г. М. Коджаспирова, Л. Н. Азарова [и др.]; отв. ред. С. А. Козлова; сост. Г. М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2017. -С. 134-149. - ISBN 978-5-9909188-0-1. - EDN XYFCZZ.
13. Borg S. Teacher Cognition in Language Teaching // Expertise in Second Language Learning and Teaching / ed. K. Johnson. - L.: Palgrave Macmillan, 2025. - URL: https://doi.org/10.1057/9780230523470_10/ P.190-209.
14. Samuda V., Bygate M. Pedagogic Perspectives on Second Language Tasks // Tasks in Second Language Learning. Research and Practice in Applied Linguistics. - L.: Palgrave Macmillan, 2008. - URL: https://doi.org/10.1057/9780230596429_10/ P. 192-229
15. Johnson K. Evaluating and Teaching Task Design // Designing Language Teaching Tasks. - L.: Palgrave Macmillan, 2003. - URL: https://doi.org/10.1057/9780230596672_8. Pp 138-145.
16. Al Otaiba S., Lake V. E. Preparing special educators to teach reading and use curriculum-based assessments. - 2007. - P. 591-617. - URL: https://doi.org/10.1007/s11145-007-9056-z
17. Schoonen R. Are reading and writing building on the same skills? The relationship between reading and writing in LI and EFL. - 2019. - P. 511-535. - URL: https://doi.org/10.1007/s11145-018-9874-1
18. Rahimi M., Zhang L. J. Writing task complexity, students' motivational beliefs, anxiety and their writing production in English as a second language. - 2019. - P. 761-786. - URL: https://doi.org/10.1007/s11145-018-9887-9
19. Kiely R., Rea-Dickins P. Evaluating Program Quality in Higher Education. In: Program Evaluation in Language Education. Research and Practice in Applied Linguistics. - L.: Palgrave Macmillan, 2005. - URL: https://doi.org/10.1057/9780230511224_11. P.150-160
20. Burns A. Action Research // Qualitative Research in Applied Linguistics / eds. J. Heigham, R. A. Croker. - L.: Palgrave Macmillan, 2009. - P. 112-134. - URL: https://doi.org/10.1057/9780230239517_6
21. Кротова А. С., Адаспаева Н. М. "Action Research" как стратегия повышения эффективности собственной деятельности современного педагога // European Research. - 2016. - № 1(12). - С. 95-98. - EDN VKBBPL.
22. Перевощикова Е. Н., Стафеева А. В., Беляева Т. К. Технологические основы создания оценочных средств для проведения итогового государственного экзамена у будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. - С. 100-103. - EDN KRHSMN.
23. Науменко О. В., Чандра М. Ю. Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза // Дискуссия. - 2016. - № 1(64). - С. 127-133. - EDN VLEJAT.
24. Стафеева А. В., Бурханова И. Ю., Тараканов А. А. Оценка уровня сформированности компетенций у выпускников бакалавриата в процессе итогового государственного экзамена // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 181-184. - EDN MCFHZM.
25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
26. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Педагогика, 1980. - 174 с.
27. Hicks A., Martin D. Teaching English and History Through Historical Fiction // Children's Literature in Education. -1997. - 28. P. 49-59. - URL: https://doi.org/10.1023/A:1025067728986
28. Cockett S. Verse in Action: Performing Poetry to Learners of English as a Second Language in Poland. Children's Literature in Education. - 2002. - P. 11-28. - URL: https://doi.org/10.1023/A:1014463625096
29. Bogaerds-Hazenberg S. T. M., Evers-Vermeul J., van den Bergh H. What textbooks offer and what teachers teach: an analysis of the Dutch reading comprehension curriculum. - 2022. - P. 1497-1523. - URL: https://doi.org/10.1007/s11145-021-10244-4
30. Нуриева Н. С. Потенциал оригинальной художественной литературы как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Филология и культура. - 2018. - № 1(51). - С. 236-242. - EDN YVVMJU.
31. Исаева О. Н., Лобанов С. В., Сомова С. В. Совершенствование и развитие интеллектуального и культурного уровня обучающихся при изучении иноязычной литературы с использованием авторских пособий // Гуманизация образования. - 2019. - № 6. - С. 49-56. - DOI 10.24411/1029-3388-2019-10067. - EDN WDCHCY.
32. Рабочая программа дисциплины «Английский язык (практический)». - Рязань, 2018. - URL: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/up-
loads/opop19/rpd090/%D0%911.%D0%92.%D0%9E%D0%94.15_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B 9%D1%81%D0% BA% D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0% BA_(% D0%BF%D1%80%D0%B0%D0% BA% D1% 82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)_5_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81.pdf
33. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) // ФГОС [сайт]. -М.: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 22.02.2018 г. № 125. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94
34. Воевода Е. В., Тимченко М. В., Кизима А. А. О готовности студентов к использованию цифровых технологий в обучении иностранному языку // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. - Минск: БГУ, 2019. - С. 87-92.
35. Николашина Е. А., Ковтун Н. В. Защита проекта как форма проведения экзамена по иностранному языку // Язык и коммуникация в контексте культуры: сб. науч. тр. по итогам по итогам XII Межвуз. науч.-практ. конф., Рязань, 25 мая 2021 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. - С. 100-104. - EDN FNWQKL.
36. Сиваков М. А., Костикова Л. П. Контроль усвоения знаний обучающихся в виртуальной образовательной среде // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе. - Рязань, 2021. - С. 326-329.
37. Махмутова Е. Н., Кузьмина А. А. Психологические слагаемые успеха экономической социализации молодежи в цифровую эпоху // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - СПб., 2019. - Вып. 2. - С. 410. - DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-55.
38. Рабочая программа дисциплины «Английский язык (практический)».
1. Gel'man, V. Ya. (2019). "Izmenenie prioritetov osnovnyh zadach obucheniya" [Changing the priorities of the main learning objectives], Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly), № 11, pp. 65-69. EDN PFFYCT (in Russian).
2. Mamatova, O. G. (2012). "Formy kontrolya znanij studentov pedagogicheskih vuzov" [Forms of knowledge control for students of pedagogical universities], Molodoj uchenyj, № 8, pp. 353-355. EDN PHDXYR (in Russian).
3. Bujnickaya, I. A., & Romanovskaya, L. N. (2016). "Metod proektov kak sposob proverki znanij u studentov peda-gogicheskogo vuza" [The project method as a way to control the knowledge of pedagogical university students], Nauka vchera, segodnya, zavtra, № 5-1(27), pp. 25-29. EDN VZDQDB (in Russian).
4. Kasko, Zh. A., & Salina, A. S. (2022). "Puti povysheniya professional'noj motivacii budushchego uchitelya v processe obu-cheniya v pedagogicheskom vuze" [Methods of increasing the professional motivation of a student teacher in the process of studying at a pedagogical university], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 10, pp. 119-130, DOI 10.24412/2304-120X-2022-11072. EDN TOZXEN (in Russian).
5. Zapisnyh, O. V. (2022). "Osobennosti organizacii i provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii studentov lingvisticheskogo instituta v formate demonstracionnogo ekzamena" [Some aspects of the organization and conduct of the state final certification of students at a linguistic institute in the format of a demonstration exam], Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3(52), pp. 39-42, DOI 10.37386/24134481-2022-3-39-42. EDN NQRVBY (in Russian).
6. Konysheva, N. M. (2017). "Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' v obrazovanii: teoriya i praktika" [Project-research activity in education: theory and practice], in Kozlova, S. A., Kodzhaspirova, G. M., & Azarova, L. N. et al. Perspektivy issledovaniya sovremennyh problem pedagogiki: kollektivnaya monografiya, Ekon-Inform, Moscow, pp. 36-53. ISBN 978-5-9909188-0-1. EDN XYFCZZ (in Russian).
7. Durneva, E. E. (2014). "Kejs-tekhnologii kak instrument itogovoj gosudarstvennoj attestacii bakalavrov" [Case technologies as a tool for the final state certification of bachelors], Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obra-zovaniya, № 1-2, pp. 13-15. EDN RTEUUT (in Russian).
8. Lovat, T., Davies, M., & Plotnikoff, R. (1995). "Integrating Research Skills Development in Teacher Education", Australian Journal of Teacher Education, vol. 20 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.1995v20nL4 (in English).
9. Bell, N. (2009). "Professional Development in and beyond Graduate School", A Student's Guide to the MA TESOL, London, pp. 115-129. Available at: https://doi.org/10.1057/9780230245105_6 (in English).
10. Bacharach, S. B., Conley, S. C. & Shedd, J. B. (1987). "A career developmental framework for evaluating teachers as decision-makers", JPers Eval Educ 1, pp. 181-194. Available at: https://doi.org/10.1007/BF00128893 (in English).
11. Adler, R. F., & Kim, H. (2018). "Enhancing future K-8 teachers' computational thinking skills through modeling and simulations", Educ Inf Technol, 23, pp. 1501-1514. Available at: https://doi.org/10.1007/s10639-017-9675-1 (in English).
12. Tareva, E. G. (2017). "Metodika obucheniya inostrannym yazykam: na perekrestke putej razvitiya" [Methods of teaching foreign languages: at the crossroads of development paths], in Kozlova, S. A., Kodzhaspirova, G. M., & Azarova, L. N. et al. Perspektivy issledovaniya sovremennyh problem pedagogiki: kollektivnaya monografiya, Ekon-Inform, Moscow, pp. 134-149, ISBN 978-5-9909188-0-1. EDN XYFCZZ (in Russian).
13. Borg, S. (2005). "Teacher Cognition in Language Teaching", in Johnson, K. (ed.) Expertise in Second Language Learning and Teaching, Palgrave Macmillan, London, pp. 190-209. Available at: https://doi.org/10.1057/9780230523470_10/ (in English).
14. Samuda, V., & Bygate, M. (2008). "Pedagogic Perspectives on Second Language Tasks", in Tasks in Second Language Learning. Research and Practice in Applied Linguistics, Palgrave Macmillan, London, pp. 192-229. Available at: https://doi.org/10.1057/9780230596429_10/ (in English).
15. Johnson, K. (2003). "Evaluating and Teaching Task Design", in Designing Language Teaching Tasks, Palgrave Macmillan, London, pp. 138-145. Available at: https://doi.org/10.1057/9780230596672_8 (in English).
16. Al Otaiba, S., & Lake, V. E. (2007). Preparing special educators to teach reading and use curriculum-based assessments, pp. 591-617. Available at: https://doi.org/10.1007/s11145-007-9056-z (in English).
17. Schoonen, R. (2019). Are reading and writing building on the same skills? The relationship between reading and writing in L1 and EFL, pp. 511-535. Available at: https://doi.org/10.1007/s11145-018-9874-1 (in English).
18. Rahimi, M., & Zhang, L. J. (2019). Writing task complexity, students' motivational beliefs, anxiety and their writing production in English as a second language, pp. 761-786. Available at: https://doi.org/10.1007/s11145-018-9887-9 (in English).
19. Kiely, R., & Rea-Dickins, P. (2005). "Evaluating Program Quality in Higher Education", in Program Evaluation in Language Education. Research and Practice in Applied Linguistics, Palgrave Macmillan, London, pp. 150-160. Available at: https://doi.org/10.1057/9780230511224_11 (in English).
20. Burns, A. (2009). "Action Research", in Heigham, J., Croker, R.A. (eds.). Qualitative Research in Applied Linguistics, Palgrave Macmillan, London, pp. 112-134. Available at: https://doi.org/10.1057/9780230239517_6 (in English).
21. Krotova, A. S., & Adaspaeva, N. M. (2016). "Action Research" kak strategiya povysheniya effektivnosti sobstvennoj deyatel'nosti sovremennogo pedagoga" ["Action Research" as a strategy for improving the efficiency of the modern teacher's own activities], European Research, № 1(12), pp. 95-98. EDN VKBBPL (in Russian).
E. A. HuKOAawum
22. Perevoshchikova, E. N., Stafeeva, A. V., & Belyaeva, T. K. (2022). "Tekhnologicheskie osnovy sozdaniya ocenochnyh sredstv dlya provedeniya itogovogo gosudarstvennogo ekzamena u budushchih pedagogov" [Technological foundations for working out assessment tools for conducting the final state exam for student teachers], Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 75-1, pp. 100-103. EDN KRHSMN (in Russian).
23. Naumenko, O. V., & Chandra, M. Yu. (2016). "Formirovanie programmy i fonda ocenochnyh sredstv dlya provedeniya itogovoj attestacii vypusknikov vuza" [Formation of a program and a fund of evaluation tools for the final certification of university graduates], Diskussiya, № 1(64), pp. 127-133. EDN VLEJAT (in Russian).
24. Stafeeva, A. V., Burhanova, I. Yu., & Tarakanov, A. A. (2021). "Ocenka urovnya sformirovannosti kompetencij u vypusknikov bakalavriata v processe itogovogo gosudarstvennogo ekzamena" [Assessing the level of competence formation among students of bachelor's degree studies in the process of the final state exam], Problemy sovremen-nogo pedago-gicheskogo obrazovaniya, № 70-3, pp. 181-184. EDN MCFHZM (in Russian).
25. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., & Shiyanov, E. N. (2002). Pedagogika [Pedagogy]: ucheb. posobie, Izd. centr "Akad-emiya", Moscow, 576 p. (in Russian).
26. Kuz'mina, N. V. (1980). Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [Methods of systemic pedagogical research], Pedagogika, Leningrad, 174 p. (in Russian).
27. Hicks, A., & Martin, D. (1997). "Teaching English and History Through Historical Fiction", Children's Literature in Education, 28, pp. 49-59. Available at: https://doi.org/10.1023/A:1025067728986 (in English).
28. Cockett, S. (2002). Verse in Action: Performing Poetry to Learners of English as a Second Language in Poland. Children's Literature in Education, pp. 11-28. Available at: https://doi.org/10.1023/A:1014463625096 (in English).
29. Bogaerds-Hazenberg, S. T. M., Evers-Vermeul, J., & van den Bergh, H. (2022). What textbooks offer and what teachers teach: an analysis of the Dutch reading comprehension curriculum, pp. 1497-1523. Available at: https://doi.org/10.1007/s11145-021-10244-4 (in English).
30. Nurieva, N. S. (2018). "Potencial original'noj hudozhestvennoj literatury kak sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommu-nikativnoj kompetencii studentov" [The Potential of Authentic Fiction as a Means of Forming Foreign Language Communicative Competence of Students], Filologiya i kul'tura, № 1(51), pp. 236-242. EDN YVVMJU (in Russian).
31. Isaeva, O. N., Lobanov, S. V., & Somova, S. V. (2019). "Sovershenstvovanie i razvitie intellektual'nogo i kul'turnogo urovnya obuchayushchihsya pri izuchenii inoyazychnoj literatury s ispol'zovaniem avtorskih posobij" [Improvement and development of the intellectual and cultural level of students in the study of foreign-language literature using original manuals], Gumanizaciya obrazovaniya, № 6, pp. 49-56, DOI 10.24411/1029-3388-2019-10067. EDN WDChCY (in Russian).
32. (2018). Rabochaya programma discipliny "Anglijskij yazyk (prakticheskij)" [The work program in the discipline "English language (practical)"]. Ryazan'. Available at: https://www.rsu.edu.ru/wp-con-tent/up-loads/opop19/rpd090/%D0%911.%D0%92.%D0%9E%D0%94.15_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9 %D1%81% D0% BA% D0%B8% D0% B9_% D1%8F% D0% B7%D1%8B% D0% BA_(% D0% BF%D 1%80% D0% B0% D0% BA% D1%82 %D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)_5_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81.pdf (in Russian).
33. "Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu pod-gotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki)" [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the area of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)], FGOS [sajt], utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 22.02.2018 g. № 125, Moscow. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (in Russian).
34. Voevoda, E. V., Timchenko, M. V., & Kizima, A. A. (2019). "O gotovnosti studentov k ispol'zovaniyu cifrovyh tekhnologij v obuchenii inostrannomu yazyku" [On the readiness of students to use digital technologies in learning a foreign language], Mezhkul'turnaya kommunikaciya i professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam, BGU, Minsk, pp. 87-92 (in Russian).
35. Nikolashina, E. A., & Kovtun, N. V. (2021). "Zashchita proekta kak forma provedeniya ekzamena po inostrannomu yazyku" [Project defense as a form of foreign language exam], Yazyk i kommunikaciya v kontekste kul'tury: sb. nauch. tr. po itogam po itogam XII Mezhvuz. nauch.-prakt. konf., Ryazan', 25 maya 2021 goda, Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tekhnologij v obrazovanii, Kirov, pp. 100-104. EDN FNWQKL (in Russian).
36. Sivakov, M. A., & Kostikova, L. P. (2021). "Kontrol' usvoeniya znanij obuchayushchihsya v virtual'noj obrazovatel'noj srede" [Monitoring the assimilation of knowledge by students in a virtual educational environment], Aktual'nye voprosy izucheniya inostrannogo yazyka v vuze, Ryazan', pp. 326-329 (in Russian).
37. Mahmutova, E. N., & Kuz'mina, A. A. (2019). "Psihologicheskie slagaemye uspekha ekonomicheskoj socializacii mo-lodezhi v cifrovuyu epohu" [Psychological components of the success of the economic socialization of young people in the digital age], Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii, St. Petersburg, vyp. 2, pp. 410. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-55 (in Russian).
38. Rabochaya programma discipliny "Anglijskij yazyk (prakticheskij)". [The work program of the discipline "English language (practical)"].