Научная статья на тему 'АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО'

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ирина Евгеньевна, Шишмолина Елена Петровна

Статья посвящена проблеме применения аутентичного оценивания результатов иноязычного обучения. Целью статьи является описание практического опыта включения электронного портфолио по иностранному языку как альтернативной формы оценивания результатов обучения студентов нелингвистических специальностей, изучающих английский в условиях аудиторного билингвизма. Авторы анализируют проблему недостаточного количества контактных часов, отводимых в региональных российских вузах на изучение дисциплины «Иностранный язык», рассматривают концепцию «английский для специальных целей» (ESP), обеспечивающую формирование коммуникативной и профессиональной компетенций будущих выпускников. Обосновывается важность поиска способов повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков. Выявляется недостаточная заинтересованность обучающихся и малой сетки контактных часов для изучения иностранного языка для профессиональной коммуникации. Отмечается актуальность и результативность применения ИК технологий в процессе обучения, контроля и оценивания достигнутых студентами результатов. В качестве методологической основы организации оценивания результатов обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать концепцию аутентичного оценивания, согласно которой умения и навыки обучающихся оцениваются в учебных ситуациях, максимально приближенных к реальной профессиональной или академической жизни. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании комплексного подхода к ведению электронного языкового портфолио магистрантами гуманитарного профиля. Представлены этапы работы студентов, а также показан потенциал и многоаспектность оценивания с помощью языкового портфолио. Отмечена роль самостоятельной работы студентов при подготовке имеющих профессионально ориентированную направленность элементов портфолио Полученные в ходе многолетней апробации применения данной технологии при обучении магистрантов гуманитарных направлений подготовки данные позволили авторам сделать вывод о его эффективности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также необходимых для профессиональной коммуникации презентационных навыков и академической грамотности у студентов. Дается рекомендация по применению альтернативной формы оценивания результатов обучения иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Ирина Евгеньевна, Шишмолина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE ASSESSMENT OF FOREIGN LANGUAGE LEARNINGOUTCOMES: ELECTRONIC PORTFOLIO

The article deals with the authentic assessment of the results of foreign language learning. Its’ aim is to describe the practical experience of including an electronic foreign language portfolio as an alternative form of assessing the learning outcomes of non-linguistic students, studying English in the conditions of classroom bilingualism. The authors analyze the problem of insufficient number of contact hours for "Foreign language" discipline in regional Russian universities and consider the concept of "English for Specific Purposes" (ESP), providing the formation of communicative and professional competence of students. The importance of applying new ways to increase students' motivation to learn foreign languages is justified. Insufficient interest of students and small grid of contact hours for learning a foreign language is discussed. The relevance and effectiveness of using ICT technologies in the learning process, monitoring and evaluating the results achieved by students is noted. As a methodological basis for organizing the evaluation of foreign language learning outcomes in the university it is proposed to use the concept of authentic assessment. According to the concept students' skills are evaluated in learning situations as close to real professional or academic life as possible.The practical significance of the study lies in the description of a comprehensive approach to maintaining an electronic language portfolio of humanities students. The stages of students' work are presented, the potential of assessment with the help of electronic portfolio is shown. The article emphasizes the role of students' independent work in preparing a professionally oriented portfolio. The summarized results of many years of testing the use of this technology in teaching humanities students allowed the authors to conclude that it is effective for shaping students' foreign-language communicative competence and presentation skills and academic literacy necessary for professional communication. The authors recommend using an alternative form of assessment of foreign language learning outcomes for students in technical and natural science disciplines.

Текст научной работы на тему «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО»

вопросы, поделиться своим мнением и ощутить свою вовлеченность в учебный процесс, что существенно повышает мотивацию.

Сегодня многие исследователи задаются вопросом, можно ли эффективно преподавать и изучать иностранный язык в искусственной билингвальной среде без участия носителей языка. Внедрение модели единого иноязычного пространства (и соответствующей комплексной системы контроля и оценивания) с опорой на технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) однозначно дает положительный ответ на этот вопрос и задает направление для дальнейшего развития преподавания иностранного языка в российских вузах. Создание новых возможностей для общения на английском языке между студентами разных направлений обучения в рамках общего иноязычного сообщества компенсирует отсутствие естественной языковой среды, повышает мотивацию учащихся и способствует более эффективной реализации современной парадигмы обучения, ориентированной на обучающегося.

Литература:

1. 90% россиян отмечают важность изучения иностранных языков: результаты исследования // Институт общественного мнения «Анкетолог». - URL: https://iom.anketolog.ru/2018/06/18/inostrannye-yazyki (дата обращения: 01.10.2022).

2. Абрамова, И.Е. Моделирование иноязычного пространства при обучении студентов-нелингвистов: предварительные результаты / И.Е. Абрамова, Е.П. Шишмолина // Вопросы образования. - 2017. - № 3. - С. 132-151

3. Родионова, Е.В. CLIL и другие подходы к междисциплинарной интеграции иностранного языка и учебного предмета: сходства и отличия / Е.В. Родионова // Евразийский гуманитарный журнал. - 2019. - № 1. - С. 134-137

4. Alamer, A. The interrelation between language anxiety and self-determined motivation; a mixed methods approach / A. Alamer, F. Almulhim // Frontiers in Education. - 2021. - Vol. 6. - P. 1-12. - DOI: 10.3389/feduc.2021.618655.

5. Cunningham, I. Self managed learning and the new educational paradigm / I. Cunningham. - Routledge, 2021. - 184 p.

6. Djafri, F. Measuring foreign language anxiety among learners of different foreign languages: in relation to motivation and perception of teacher's behaviors / F. Djafri, S. Wimbarti // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. -2018. - № 3. - DOI: 10.1186/s40862-018-0058-y.

7. Gabillon, Z. Revisiting CLIL: Background, pedagogy, and theoretical underpinnings / Z. Gabillon // Contextes et Didactiques. - 2020. - № 15. - DOI: 10.4000/ced.1836.

Педагогика

УДК 372.881.1

доктор филологических наук, доцент Абрамова Ирина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); кандидат педагогических наук, доцент Шишмолина Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭЛЕКТРОННОЕ

ПОРТФОЛИО

Аннотация. Статья посвящена проблеме применения аутентичного оценивания результатов иноязычного обучения. Целью статьи является описание практического опыта включения электронного портфолио по иностранному языку как альтернативной формы оценивания результатов обучения студентов нелингвистических специальностей, изучающих английский в условиях аудиторного билингвизма. Авторы анализируют проблему недостаточного количества контактных часов, отводимых в региональных российских вузах на изучение дисциплины «Иностранный язык», рассматривают концепцию «английский для специальных целей» (ESP), обеспечивающую формирование коммуникативной и профессиональной компетенций будущих выпускников. Обосновывается важность поиска способов повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков. Выявляется недостаточная заинтересованность обучающихся и малой сетки контактных часов для изучения иностранного языка для профессиональной коммуникации. Отмечается актуальность и результативность применения ИК технологий в процессе обучения, контроля и оценивания достигнутых студентами результатов. В качестве методологической основы организации оценивания результатов обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать концепцию аутентичного оценивания, согласно которой умения и навыки обучающихся оцениваются в учебных ситуациях, максимально приближенных к реальной профессиональной или академической жизни. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании комплексного подхода к ведению электронного языкового портфолио магистрантами гуманитарного профиля. Представлены этапы работы студентов, а также показан потенциал и многоаспектность оценивания с помощью языкового портфолио. Отмечена роль самостоятельной работы студентов при подготовке имеющих профессионально ориентированную направленность элементов портфолио Полученные в ходе многолетней апробации применения данной технологии при обучении магистрантов гуманитарных направлений подготовки данные позволили авторам сделать вывод о его эффективности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также необходимых для профессиональной коммуникации презентационных навыков и академической грамотности у студентов. Дается рекомендация по применению альтернативной формы оценивания результатов обучения иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.

Ключевые слова: электронное портфолио, иноязычное обучение, академическая грамотность, английский для специальных целей, альтернативное оценивание.

Annotation. The article deals with the authentic assessment of the results of foreign language learning. Its' aim is to describe the practical experience of including an electronic foreign language portfolio as an alternative form of assessing the learning outcomes of non-linguistic students, studying English in the conditions of classroom bilingualism. The authors analyze the problem of insufficient number of contact hours for "Foreign language" discipline in regional Russian universities and consider the concept of "English for Specific Purposes" (ESP), providing the formation of communicative and professional competence of students. The importance of applying new ways to increase students' motivation to learn foreign languages is justified. Insufficient interest of students and small grid of contact hours for learning a foreign language is discussed. The relevance and effectiveness of using ICT technologies in the learning process, monitoring and evaluating the results achieved by students is noted. As a methodological basis for organizing the evaluation of foreign language learning outcomes in the university it is proposed to use the concept of authentic assessment. According to the concept students' skills are evaluated in learning situations as close to real professional or academic life as possible.The practical significance of the study lies in the description of a comprehensive approach to maintaining an electronic

language portfolio of humanities students. The stages of students' work are presented, the potential of assessment with the help of electronic portfolio is shown. The article emphasizes the role of students' independent work in preparing a professionally oriented portfolio. The summarized results of many years of testing the use of this technology in teaching humanities students allowed the authors to conclude that it is effective for shaping students' foreign-language communicative competence and presentation skills and academic literacy necessary for professional communication. The authors recommend using an alternative form of assessment of foreign language learning outcomes for students in technical and natural science disciplines.

Key words: ePortfolio, foreign language learning, academic literacy, English for Special Purposes, alternative assessment.

Введение. Первостепенной задачей российского высшего образования является обеспечение качественной профессиональной подготовки будущих специалистов разных сфер деятельности, отвечающей сложнейшим вызовам современности. Неотъемлемой частью такой подготовки продолжает оставаться иноязычное обучение в сфере профессиональной деятельности (ESP). Анализ объективных причин происходящих событий в жизни российского общества позволяет спрогнозировать некоторое снижение мотивации к изучению дисциплины «Английский язык» студентами нелингвистических специальностей, учебные планы которых предусматривают небольшое количество контактных часов. Так, магистрантам направления «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология карьерного консультирования» на аудиторную работу отводится всего 66 часов, что составляет одно занятие в неделю. Аналогичная ситуация сложилась и у обучающихся по направлению подготовки магистратуры «Туризм» (магистерская программа «Проектирование в индустрии туризма»), которые имеют возможность практиковаться в английском языке в стенах вуза не чаще раза в неделю. Студенты направления «История», профили «Новейшая история России» и «Единая Европа» изучают иностранный язык два занятия в неделю при общем количестве аудиторных часов шестьдесят восемь.

По объективным причинам русские преподаватели английского языка работают в непростых и весьма специфичных условиях неконтактного аудиторного билингвизма в отсутствии естественного языкового окружения, что также не лучшим образом сказывается на мотивации обучающихся. Однако в современных условиях цифровизации общественной жизни в целом и образования в частности, одним из способов повышения мотивации к изучению иностранных языков и результативности такого обучения в аудитории, безусловно, является широкое применение ИК технологий не только в самом учебном процессе, но и при оценивании результатов обучения. Новейшие информационные технологии и цифровая коммуникация оказывают заметное влияние не только на трансформацию процесса обучения английскому языку в неязыковом вузе, но и на инструменты контроля промежуточных и итоговых результатов обучения.

Одним из вариантов реализации такого подхода может служить использование в практике обучения электронного языкового портфолио, позволяющего дать объективную оценку уровня сформированности иноязычной компетенции обучающегося Цель данной статьи - описать практический опыт по применению электронного портфолио по иностранному языку как альтернативной формы оценивания результатов обучения студентов нелингвистических специальностей с ограниченной сеткой аудиторных часов по дисциплине «Иностранный язык».

Изложение основного материала статьи. Вопросы оценивания качества и результатов обучения английскому языку студентов-нелингвистов играют особую роль в условиях ограниченного количества контактных часов, отведенных на изучение иностранного языка. Механизмы такого оценивания являются важной составляющей образовательного процесса и позволяют оказывать влияние на заинтересованность обучающихся в изучении иностранных языков. Этой проблеме сегодня уделяется большое внимание во многих странах, разрабатываемые технологии контроля и оценивания чаще всего базируются на стратегиях, учитывающих национальные особенности системы образования. Актуальность и важность данного вопроса в России подчеркивается в принятой на общегосударственном уровне Общероссийской системе оценки качества образования. Основной её целью признаётся модернизация системы управления качеством образования в России и объективное информирование всех сторон образовательного процесса о положении и основных направлениях совершенствования отечественной системы образования. Национальная система оценки качества образования представляет собой набор регламентирующих инструментов в области организации, функционирования и регулирования для полноценной и максимально объективной оценки достигнутых обучающимися результатов обучения. Кроме того, она предоставляет единую концепцию и методологию, позволяющую принять во внимание интересы всех участников образовательного процесса для вынесения заключения об успешности деятельности учреждений системы образования и качества реализуемых ими образовательных программ [2]. Оценивание является надежным инструментом обратной связи между обучающимися и преподавателями, что позволяет корректировать процесс и регулировать систему образования в целом. Кроме того, в функции системы оценивания входит контроль достижения студентами в процессе обучения не только предметных (знания, умения и навыки), но и метапредметных (когнитивных, коммуникативных, решение проблем в жизненных ситуациях и т.п.), а также личностных (система ценностей, интересов, мотивации др.) результатов [1].

Попытка учесть эти требования была предпринята специалистами кафедры ИЯГН ПетрГУ. Основная задача разработанной модели контроля и оценивания состоит в создании педагогических условий для повышения мотивации студентов неязыковых направлений подготовки к углубленному изучению английского языка для профессиональных и академических целей. Достижение этих целей обеспечивается внедрением концепции аутентичного оценивания, которая в практико-центрированном образовании предполагает оценивание демонстрируемых обучающимися результатов в наиболее полно отражающих профессиональную или академическую реальную жизнь учебных ситуациях. Организация обучения в рамках компетентностного подхода с элементами аутентичного оценивания позволяет выявить уровень сформированности требуемых компетенций [3]. В качестве одного из инструментов обучения и контроля выступает электронное языковое портфолио обучающегося.

Электронное портфолио по иностранному языку представляет собой одну из форм объективного оценивания результатов обучения каждого студента в процессе освоения английского языка в профессиональном либо академическом дискурсах. В этот документ рекомендуется включать не только письменные работы, выполненные в ходе обучения тому или иному аспекту, или курсу на английском языке, но и устные презентации в цифровом формате, видео ролики с анализом новостей профессиональной направленности либо групповые проекты, выполненные в формате коллективно снятого фильма. Основная задача языкового портфолио заключается не только в оценке конечного результата обучения английскому языку, но и в фиксации всех промежуточных достижений, динамику процесса формирования требуемых компетенций. Индивидуальное электронное портфолио является одним из оценочных и диагностических средств в рамках аккредитации вуза, используемых согласно ФГОС, и включает коллекцию работ обучающегося за весь учебный курс, что дает возможность объективно оценить деятельность студента ведущим преподавателем, внешними экспертами, работодателями.

Традиционно выделяются следующие этапы работы над портфолио: определение цели создания портфолио. В самом начале обучения, студентов информируют о необходимости подготовки электронного портфолио к концу годового курса обучения. Для того, чтобы помочь с формулированием цели на кафедре организуется конкурс видеороликов «Почему я

выбрал эту специальность», включающий размышления о роли английского языка в современном мире. Студенты смотрят работы друг друга, критически оценивают и анализируют цели обучения одногруппников, что помогает им определиться с собственными целями и вызовами при овладении данной дисциплины. Затем студентам демонстрируют лучшие портфолио прошлых лет, которые содержат образцы отдельных видов работ, дипломы победителей, разделы, включающие самоанализ трудностей, с которыми студент сталкивается в процессе работы над коммуникативной компетенцией в соответствии с современными требованиями. Формирование качественного языкового портфолио студентом нелингвистических специальностей проводится регулярно и систематически. Таблица 1 позволяет понять весь спектр аспектов, которые можно оценить с помощью портфолио.

Таблица 1

Многоаспектность оценивания с помощью языкового портфолио

Кто оценивает Учащийся Группа учащихся Эксперт

Что Процесс работы и результат Процесс работы и результат

оценивается Личные достижения и конкурентоспособность Групповые достижения и конкурентоспособность Конкурентоспособность каждого студента Конкурентоспособность группы

Виды оценивания Самооценивание Взаимооценивание Экспертное оценивание Экспертное оценивание

Преимущества Формируются краткосрочные и долгосрочные цели. Способность к рефлексии и объективному оцениванию. Выявление сильных и слабых сторон. Обмен и демонстрация достижений. Поиски нахождение единомышленников. Получение одобрения и уважения.

Формирование лингвистического электронного портфолио сопровождает все уровни обучения в ПетрГУ: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Основные структурные элементы данного документа определяются всем педагогическим коллективом кафедры и включают CV и сопроводительное письмо к нему, электронные письма работодателю, тексты устных докладов и визуализации, конспекты просмотренных фильмов и т.д. Дополнительно каждый из преподавателей предлагает включить в портфолио другие виды работ, отражающие освоение конкретных аспектов языка и требований курса. Так, если портфолио бакалавра содержит Curriculum Vitae, мотивационное письмо, презентации и сообщения, то портфолио аспиранта имеет существенно более сложную структуру, включающую заявку на грант для проведения международного исследования, англоязычную статью с результатами собственного диссертационного исследования, оформленную в соответствие с требованиями высокорейтинговых журналов нукометрических баз Скопус и WoS.

Следует заметить, что создание электронного портфолио требует от обучающихся владения цифровыми компетенциями. В качестве технической поддержки студентам предлагаются разнообразное свободно распространяемое программное обеспечение, например, DemoShield - программа для создания мультимедийных интерактивных презентаций; Mediator от компании MatchWare - простой и полнофункциональный пакет для создания презентаций, который, в то же время, позволяет создавать качественные мультимедийные проекты с навигацией через гиперссылки; HyperStudio -программа для создания творческих проектов; Catalyst for Learning: ePortfolio Resources and Research - сайт специализированной сети в США, объединяющей специалистов по электронным портфолио для обмена ресурсами и результатами исследований.

К несомненным преимуществам языкового портфолио в электронном формате следует отнести:

• доступность и открытость;

• вариативность;

• высокий уровень самоорганизованности и самостоятельности каждого обучающегося;

• максимальная объективность оценивания не только ведущим преподавателем, но и другими преподавателями, одногруппниками, потенциальными работодателями.

Среди недостатков работы над портфолио отдельные студенты субъективно отмечают большую трудоемкость его формирования, большой объем самостоятельной работы, длительность процесса.

Основные критерии оценки языкового портфолио включают такие индикаторы, как полнота (представлено не менее одной работы для оценки уровня сформированности навыков по каждому из видов иноязычной речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение, а также все необходимые материалы к экзамену), релевантность (представленные работы соответствуют изученным темам и при их выполнении использована изученная и самостоятельно отобранная тематическая лексика), оригинальность (представленные материалы выполнены самостоятельно и в полной мере отражают динамику в развитии языковых компетенций обучающегося), оформление (портфолио оформлено аккуратно, с использованием творческого подхода и соблюдением установленных требований), языковое оформление (материалы портфолио практически не содержат лексических, грамматических, стилистических и пунктуационных ошибок, орфографические ошибки отсутствуют), соблюдение сроков выполнения.

Выводы. Использование электронного языкового портфолио позволяет внедрить элементы аутентичного критериального оценивания в процесс обучения иностранному языку в вузе, а также наблюдать положительную динамику результатов каждого студента в ходе всего обучения. Работы, подготовленные обучающимися для портфолио при изучении профессионально направленного курса иностранного языка в вузе (ESP), отражают личностные особенности формирования коммуникативной компетенции студентов, что подтверждается результатами пятилетней апробации данной технологии в течение пяти лет, в которой приняли участие 150 магистрантов гуманитарного профиля. Систематически проводя самооценивание, студенты отмечали развитие у них иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность академического и профессионального взаимодействия. Такой результат достигался, прежде всего, регулярным выполнением заданий, включающих анализ проектов и формулирование вопросов другим участникам беседы, а также ответы на их вопросы. Более половины участников (53, 3%) перед началом обучения утверждали, что изначально испытывали страх выступления на английском языке перед широкой аудиторией, однако он быстро пропал вследствие выполнения многочисленных заданий по созданию профессионально ориентированных видеороликов. Также 94% студентов подчеркнули, что регулярная работа по подготовке работ для электронного языкового портфолио не только

помогла усовершенствовать навыки академического общения, ведения научной дискуссии и подготовки научных докладов, но и способствовала более системной организации самостоятельной работы по иностранному языку. Кроме того, многие обучающиеся (70,6%) сообщили о возникновении у них заинтересованности и стремления к изучению иностранного языка и его применению в профессиональной жизни.

Таким образом, включение в процесс ESP курса такого инструмента альтернативного оценивания, как электронного языковое портфолио, показало свою эффективность при обучении магистрантов гуманитарных направлений подготовки, способствуя формированию у них иноязычной коммуникативной компетенции, а также отдельных компонентов профессиональных компетенций. Представляется возможными применение данной технологии при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.

Литература:

1. Болотов, В.А. Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте, 2015. - URL: https://minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2015/10/3_bolotovva.pdf?ysclid=l8y20gkjs2525133278 (дата обращения 24. 09. 2022)

2. Концепция общероссийской системы оценки качества образования под ред. А.Н. Лейбовича // Москва: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. - 2006.

3. Новикова, Т.Г. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т.Г. Новикова, Е. Федотова // Вопросы образования. - 2010. - №2. - С. 152-163

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук Агапов Алексей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск);

кандидат психологических наук Литке Светлана Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск);

магистрант Гафиятов Рустам Хасанович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образовании «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации виртуального интерперсонального пространства в профессиональных образовательных организациях, даётся его описание, рассматриваются возможные решения в этой области. Вводится понятие виртуального интерперсонального пространства в профессиональной образовательной организации. Под ним понимается область социальных отношений между субъектами профессионального образования в цифровом формате с использованием различных средств компьютерных технологий. В статье отмечается, что организация виртуального интерперсонального пространства в профессиональных образовательных организациях имеет бинарную направленность, которая обеспечивает развитие профессионала в административно-управленческом формате и в уникально-педагогическом. Авторы выделяют компоненты, реализующие деятельность внутри виртуального пространства профессиональной образовательной организации путём использования цифровых технологий. Административно-управленческий формат включает в себя: информационное сопровождение деятельности приёмной комиссии; электронный документооборот; ведение личных дел студентов; работу отдела кадров; автоматизацию составления системы расписания; автоматизацию формирования необходимых отчётов; автоматизацию формирования и оценивания степени выполнения учебных планов. Преподавательско-педагогическая уникальность включает в себя: методическое сопровождение преподавательско-педагогической деятельности; школу начинающего трудовую деятельность педагога; психологическое сопровождение участников процесса образования. Авторы считают, что одним их самых удобных и результативных решений задачи выпуска высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в рамках виртуального пространства выступают системы управления обучением. Под системой управления обучением (learning management system, LMS) понимается платформа или программное приложение, предназначенные для интеграции инструментов обучения, а также администрирования, управления и распространения образовательных и информационных материалов, формирования аналитики и отчетности. Авторы приходят к выводу, что организация виртуального интерперсонального пространства профессиональной образовательной организации может считаться одним из важнейших этапов развития системы современного образования.

Ключевые слова: виртуальное интерперсональное пространство, профессиональная образовательная организация, цифровизация, взаимодействие субъектов виртуального образовательного пространства, системой управления обучением.

Annotation. The article deals with the issue of organizing a virtual interpersonal space in professional educational organizations, describes it, discusses possible solutions in this area. The concept of virtual interpersonal space in a professional educational organization is introduced. It refers to the field of social relations between subjects of vocational education in a digital format using various means of computer technology. The article notes that the organization of virtual interpersonal space in professional educational organizations has a binary orientation, which ensures the development of a professional in an administrative and managerial format and in a unique pedagogical one. The authors identify components that implement activities within the virtual space of a professional educational organization through the use of digital technologies. The administrative and managerial format includes: information support of the activities of the admissions committee; electronic document management; maintaining personal files of students; the work of the personnel department; automation of the scheduling system; automation of the formation of necessary reports; automation of the formation and evaluation of the degree of implementation of curricula. The teaching and pedagogical uniqueness includes: methodological support of teaching and pedagogical activities; the school of a teacher beginning his career; psychological support of participants in the educational process. The authors believe that one of their most convenient and effective solutions to the problem of producing highly qualified competitive specialists within the virtual space are learning management systems. A learning management system (LMS) is a platform or software application designed to integrate learning tools, as well as administration, management and distribution of educational and informational materials, the formation of analytics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.