Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ КЕЙС-МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

ПОТЕНЦИАЛ КЕЙС-МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейс-метод / иностранный язык / процесс обучения / демонстрационный экзамен / case-method / foreign language / learning process / demonstration exam

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О В. Козина

В статье рассматривается проблема эффективной подготовки студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке в вузе с применением кейс-метода, с помощью которого процесс обучения направлен на практикоориентированность, интерактивность и конкретизацию полученных знаний, умений и владений будущих специалистов. Раскрыта сущность кейс-метода и определен его потенциал как инструмента в формировании у студентов аналитических способностей, речевых умений в профессионально-ориентированной иноязычной коммуникации. В статье предлагаются практические примеры проектных заданий (кейсов), выполнение которых показывает успешную подготовку студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке, что доказывает сформированность у обучающихся языковой и профессиональной компетенций. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что использование системы кейсов в обучении студентов иностранному языку позволяет повысить их коммуникативный уровень, мотивацию к изучению данной дисциплины, а также показать готовность к профессиональному диалогу на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О В. Козина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СASE-METOD POTENTIAL IN PREPARING STUDENTS FOR THE DEMONSTRATION EXAM IN A FOREIGN LANGUAGE

In the article a problem of students’ effective preparation for a demonstration exam in a foreign language, using the case-method in foreign language lessons at a university, with the help of which the learning process is aimed at practice-orientation, interactivity and concretization of the acquired knowledge, skills and possessions of future specialists is presented. The essence and the potential of the case-method as a tool in the formation of students’ analytical abilities and the demonstration of speech skills in professionally oriented foreign language communication are determined. The article offers practical examples of project work (cases), the implementation of which shows successful students’ preparation for a demonstration exam in a foreign language, which proves formation of students’ language and professional competences. The material presented in the article allows to conclude that the use of a system of cases in teaching students a foreign language can improve their communicative level, motivation to study this subject, and also show readiness for a professional dialogue in a foreign language.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ КЕЙС-МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

11. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Москва: Интеллект-центр, 2001.

12. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Москва: Логос, 2002.

13. Ким В.С. Тестирование учебных достижений: монография. Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007.

14. Santrock J.W. Educational Psychology. New York: McGraw Hills Companies, 2008.

15. Дегтярёв С.Н. Формирующее тестирование как метод структурирования и систематизации знаний. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015; Т. 1, № 3 (3): 207 - 224.

16. Luft J. Formative assessment and science education. Science education. 2002; № 86 (5): 733 - 736. Available at: https://www.researchgate.net/publication/240321665

17. Мильруд РП., Матиенко А.В. Альтернативное тестирование по иностранному языку: проблема, подходы, методика. Вестник ТГУ. 2006; № 1 (41): 122 - 127.

18. Huerta-Macias A. Alternative assessment: responses to commonly asked questions. Methodology in Language Teaching. An Anthology of Current Practice. Cambridge, 2002: 338 - 343.

19. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. Москва: Компания Спутник+, 2006.

20. Унежева М.К. Обучающе-контролирующие формы проверки знаний иностранных студентов. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; Ч. 4, № 12 (54): 95 - 99.

21. Башмакова Н.И. Типология языковых тестов и методика посттестового анализа (на материале британских и американских тестовых систем). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003.

22. Желнин М.Э., Кудинов В.А., Белоус Е.С. Преимущества и недостатки тестирования в сравнении с другими методами контроля знаний. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012; № 1 (21).

23. Alderson J.C. Reading in a Foreign Language. Testing Reading Comprehension Skills. 1990; P. 1, № 6 (2): 425 - 438.

24. Alderson J.C. Getting Students to Talk about Taking a Reading Test (a Pilot Study), Reading in a Foreign Language. Testing Reading Comprehension Skills. 1990; P. 2, № 7 (1): 465 - 503.

25. Гутарева Н.Ю. Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2005.

References

1. Magomedova M.A. Lingvodidakticheskoe testirovanie kak sredstvo upravleniya processom ovladeniya russkim yazykom kak inostrannym. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

2. The Routledge Handbook of Language Testing. 2nd edition. Taylor and Francis Group, 2021.

3. Ghaicha A. Theoretical Framework for Educational Assessment: A Synoptic Review. Journal of Education and Practice. 2016; № 7 (24): 212 - 231.

4. Mundrake G.A. The evolution of assessment, testing, and evaluation. In: Rucker, J. Assessment in Business Education. NBEA Yearbook. Reston: NBEA. 2000; № 38.

5. Bachman L.F. Fundamental considerations in language testing. Oxford: Oxford University Press, 1990.

6. Brown T.L.G. Teachers' conceptions of assessment: implications for policy and professional development. Assessment in Education. 2004; № 11 (3): 305 - 322.

7. Schonfeld I.S., Verkuilen J., Bianchi R. An exploratory structural equation modeling bi-factor analytic approach to uncovering what burnout, depression, and anxiety scales measure. Psychological Assessment. 2019; № 31 (8): 1073 - 1079. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/pas0000721

8. Folomkina S.K. Testirovanie v obuchenii inostrannomu yazyku. Inostrannye yazyki v shkole. 1986; № 2: 16 - 20.

9. Rubinshtejn S.L. K kritike metoda testov. Protiv pedologicheskih izvraschenij v pedagogike. Leningrad: Uchpedgiz, 1938.

10. Avanesov V.S. Forma testovyh zadanij. Mosva: Centr testirovaniya, 2005.

11. Majorov A.N. Teoriya ipraktika sozdaniya testov dlya sistemy obrazovaniya. Moskva: Intellekt-centr, 2001.

12. Chelyshkova M.B. Teoriya ipraktika konstruirovaniya pedagogicheskih testov. Moskva: Logos, 2002.

13. Kim V.S. Testirovanie uchebnyh dostizhenij: monografiya. Ussurijsk: Izdatel'stvo UGPI, 2007.

14. Santrock J.W. Educational Psychology. New York: McGraw Hills Companies, 2008.

15. Degtyarev S.N. Formiruyuschee testirovanie kak metod strukturirovaniya i sistematizacii znanij. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2015; T. 1, № 3 (3): 207 - 224.

16. Luft J. Formative assessment and science education. Science education. 2002; № 86 (5): 733 - 736. Available at: https://www.researchgate.net/publication/240321665

17. Mil'rud R.P., Matienko A.V. Al'ternativnoe testirovanie po inostrannomu yazyku: problema, podhody, metodika. Vestnik TGU. 2006; № 1 (41): 122 - 127.

18. Huerta-Macias A. Alternative assessment: responses to commonly asked questions. Methodology in Language Teaching. An Anthology of Current Practice. Cambridge, 2002: 338 - 343.

19. Oleshkov M.Yu., Uvarov V.M. Sovremennyjobrazovatel'nyjprocess: osnovnyeponyatiya i terminy. Moskva: Kompaniya Sputnik+, 2006.

20. Unezheva M.K. Obuchayusche-kontroliruyuschie formy proverki znanij inostrannyh studentov. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2016; Ch. 4, № 12 (54): 95 - 99.

21. Bashmakova N.I. Tipologiya yazykovyh testov i metodika posttestovogo analiza (na materiale britanskih i amerikanskih testovyh sistem). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

22. Zhelnin M.'E., Kudinov V.A., Belous E.S. Preimuschestva i nedostatki testirovaniya v sravnenii s drugimi metodami kontrolya znanij. Uchenye zapiski: 'elekironnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 1 (21).

23. Alderson J.C. Reading in a Foreign Language. Testing Reading Comprehension Skills. 1990; P. 1, № 6 (2): 425 - 438.

24. Alderson J.C. Getting Students to Talk about Taking a Reading Test (a Pilot Study), Reading in a Foreign Language. Testing Reading Comprehension Skills. 1990; P. 2, № 7 (1): 465 - 503.

25. Gutareva N.Yu. Testirovanie pri opredelenii urovnya sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2005.

Статья поступила в редакцию 15.01.22

УДК 378

Kozina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

СASE-METOD POTENTIAL IN PREPARING STUDENTS FOR THE DEMONSTRATION EXAM IN A FOREIGN LANGUAGE. In the article a problem of students' effective preparation for a demonstration exam in a foreign language, using the case-method in foreign language lessons at a university, with the help of which the learning process is aimed at practice-orientation, interactivity and concretization of the acquired knowledge, skills and possessions of future specialists is presented. The essence and the potential of the case-method as a tool in the formation of students' analytical abilities and the demonstration of speech skills in professionally oriented foreign language communication are determined. The article offers practical examples of project work (cases), the implementation of which shows successful students' preparation for a demonstration exam in a foreign language, which proves formation of students' language and professional competences. The material presented in the article allows to conclude that the use of a system of cases in teaching students a foreign language can improve their communicative level, motivation to study this subject, and also show readiness for a professional dialogue in a foreign language.

Key words: case-method, foreign language, learning process, demonstration exam.

О.В. Козина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПОТЕНЦИАЛ КЕЙС-МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматривается проблема эффективной подготовки студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке в вузе с применением кейс-метода, с помощью которого процесс обучения направлен на практикоориентированность, интерактивность и конкретизацию полученных знаний, умений и владений будущих специалистов. Раскрыта сущность кейс-метода и определен его потенциал как инструмента в формировании у студентов ана-

литических способностей, речевых умений в профессионально-ориентированной иноязычной коммуникации. В статье предлагаются практические примеры проектных заданий (кейсов), выполнение которых показывает успешную подготовку студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке, что доказывает сформированность у обучающихся языковой и профессиональной компетенций. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что использование системы кейсов в обучении студентов иностранному языку позволяет повысить их коммуникативный уровень, мотивацию к изучению данной дисциплины, а также показать готовность к профессиональному диалогу на иностранном языке.

Ключевые слова: кейс-метод, иностранный язык, процесс обучения, демонстрационный экзамен.

Процесс подготовки будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности является одной из самых актуальных задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования. Речь идет о специалистах с творческим мышлением, способных находить нестандартные пути решения поставленных перед ними профессиональных задач, умеющих пользоваться полученным объемом информации в их будущей профессиональной деятельности. В перспективе обозримого будущего процесс обучения в вузе должен быть направлен на тесную взаимосвязь теории с практикой, на повышение эффективности методов его реализации и мониторинг готовности студентов показать на практике их готовность к дальнейшей профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен, наряду с традиционной формой итоговой аттестации выпускников вузов, может выступать критерием в оценивании качества подготовки и уровня сформированности общих и профессиональных компетенций будущих специалистов [1]. Демонстрационный экзамен имеет большое значение как для вузов, так и для работодателей. Успешная демонстрация выпускниками своих знаний, умений, владений на практике значительно повышает их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Российские вузы широко внедряют демонстрационный экзамен в практику итоговой аттестации, и в последнее время наблюдается положительная динамика в применении данной инновационной формы контроля.

Следовательно, актуальным становится проблема эффективной подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену.

Изучение педагогической и методической литературы, а также практической стороны образовательного процесса в вузе показывают недостаточную методическую разработанность применения инновационных технологий, а именно - кейс-метода в процессе подготовки студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке.

Таким образом, внедрение кейс-метода в процесс подготовки студентов-выпускников к демонстрационному экзамену на иностранном языке является актуальным вопросом в настоящий период.

Цель данной статьи состоит в изучении потенциала кейс-метода в подготовке студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке.

Основными задачами являются следующие: изучить сущность кейс-метода в обучении иностранному языку; выявить потенциал кейс-метода в процессе подготовки студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке.

Основными методами, используемыми в данной статье, являются анализ научной, методической и педагогической литературы по данному вопросу, а также педагогическое наблюдение.

В настоящее время в систему высшей школы России широко внедряются новые эффективные методы, как в обучение, так и в проверку качества подготовки будущего специалиста к его профессиональной деятельности. Метод кейсов занимает особое место в данном процессе.

Понятие кейс-метода (case-study) произошло от английского слова case, означающего "случай", "ситуацию", а также "портфель", этот метод основан на активном проблемно-поисковом анализе конкретной учебной ситуации с последующим решением поставленных задач или (решение кейсов).

Данное понятие кейс-метода имеет различные формулировки. Одни ученые трактуют его как технологию проблемного обучения, другие относят данный метод к проектному обучению. Согласно А.М. Долгорукову, метод кейсов - это «продвинутый», активный метод, имеющий множество возможностей [2]. Исследователь Л.В. Покушалова говорит о кейс-методе как о методе «активного обучении на основе реальных ситуаций, помогающим «студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу» [3, с. 155]. По мнению Е.С. Полат, под методом проектов подразумевается «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [4].

Широкие возможности кейс-технологии в обучении иностранному языку отражены в работах ГА. Багиева, В.Р. Наумова, А.О. Сидоренко и др. [5]. Проблеме применения кейс-метода в процессе обучения посвящены исследования таких зарубежных ученых, как Bonney K., Davis C., Wilcock E. и др. [6; 7].

Изучение отечественного и зарубежного взгляда на данную проблему указывает на то, что суть метода заключается в предложении обучающимся осмыслить и найти оптимальное решение для поставленной задачи, максимально приближенную к реальной жизненной ситуации, которая содержит в своей основе какую-либо практическую задачу. Однако у поставленной проблемы может быть несколько вариантов решений.

Преимущества данного метода по сравнению с традиционными методами в обучении иностранному языку заключаются в практикоориентированности, интерактивности и конкретизации полученных знаний, умений и навыков.

Применение кейс-метода в обучении иностранному языку делает сам процесс ориентированным больше на решение поставленной задачи, чем на овладение иностранным языком, другими словами, обучающиеся сфокусированы на выполнении практического задания, иностранный язык в данном случае выступает в роли средства.

Следовательно, проектная работа вовлекает обучающихся в процесс сбора информации по поставленной проблеме, выработку вариантов решений и предоставления результатов. Обучение иностранному языку происходит в моменте обсуждения и в презентации финала проекта на иностранном языке.

Практика работы в вузе показывает, что выполнение заданий в группах из 3-4 человек является более эффективным ввиду взаимодействия участников друг с другом и широкого спектра предлагаемых идей.

В данной связи приведем пример применения кейс-метода на занятиях по английскому языку у студентов ИИСКиП и ИПиП Алтайского государственного педагогического университета. В рамках прохождения определенных тем студентам предлагалось выполнить следующие групповые проекты:

1. Write a tourist guide for something in your local area. Use descriptions, photos, diagrams, maps, etc.

2. Invent a new country; draw the map; design the capital; write the basic laws. Prepare a poster presentation introducing it to others.

3. Research and look for ideas to help solve specific real local problems, e.g. lack of entertainment and sport facilities; crime; environmental issues, etc.

4. Undertake some public research interviews to find and then analyse a range of people's opinions on certain topics, e.g. attitudes to music, theatre; wishes for the locality, etc.

В качестве примера применения кейс-метода на занятиях по английскому языку во время прохождения темы "Ecological problems" со студентами 5 курса ИПиП можно привести план по подготовке к проекту по данной проблеме:

I. Make a presentation on the topic «Environmental Problems that our Planet is Facing Today».

- Give a talk with your family, fellow students about ecological problems in your city (town), region, country.

- Use the Internet resources to study and analyze the environmental problems in the world.

- Speak about the main ecological problems in social net works, try to find the solution. For example, using paper bags or plastic bags: which are best?

- Discuss the global ecological problems that our Planet face. Express your opinion about the importance of preserving the ecology in the world. What is your choice?

3. Design and present your work on the topic "Global ecological problems" in English lesson.

1) preparatory stage:

- Analyze the existing teaching materials, determine the class and level of required knowledge (advanced or not), work algorithm, applied methods and techniques, resources and references.

2) developing stage:

- Develop a system of tasks of speech activities, group and individual tasks, interactive activities, games, visual and educational aids and a number of other materials to work on the topic "Global ecological problems".

- Think over a topical vocabulary, essay themes, situations for letters, dialogues and project assignments, phonetic and grammar material necessary for the given topic study as well as the types and forms of test papers.

3) presentation stage.

Во время подготовки к данному проекту студенты изучают, анализируют и предлагают свои варианты решения данной проблемы, а также вносят свой компонент в изучение темы "Ecology" посредством разработки дополнительного словаря, системы упражнений, использования различных методов и технологий на английском языке.

Необходимо отметить, что кейс-метод выступает инструментом в заключительной работе над темой курса. У студентов появляется возможность продемонстрировать свои аналитические способности и речевые умения в профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке. Иностранный язык в данном случае используется как средство для общения и решения поставленной проблемы. Во время презентации проектов студенты проявляют себя как будущие специалисты, способные решить важные профессиональные задачи на практике.

Специфика кейс-метода заключается в неоднозначности результата. Один и тот же тематический проект будет представлен разными группами по-разному. Применение данного метода в процессе обучения иностранному языку делает его более эмоционально окрашенным, увлекательным и мотивирующим. В процессе интерактивного поиска совместных решений, формы предоставле-

ния результатов происходит снятие языкового барьера и желание изучать данную дисциплину

Кейс-метод направлен не только на освоение конкретных знаний, умений, владений, но и на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей обучающихся. С одной стороны, потенциал кейс-метода заключается в его возможности соединяться с другими методами в обучении иностранному языку, с другой стороны, возникают некоторые трудности применения данного метода в практике подготовки студентов к демонстрационному экзамену по иностранному языку: постоянно меняющиеся требования к качеству подготовки будущего специалиста, а также недостаточное внимание педагогов к методической разработанности данного метода в процессе обучения.

Таким образом, кафедрой иностранных языков Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) были разработаны методические рекомендации по подготовке к демонстрационному экзамену для студентов 5 курса Института педагогики и психологии (ИПиП) по профилю подготовки «Начальное образование и иностранный язык». Данные рекомендации дают полное сопровождение по подготовке студентов-выпускников к презентации их методических и практических знаний в рамках изученных дисциплин («Методика обучения иностранному языку», «Практический курс иностранного языка») в форме защиты проекта на английском языке. Подготовка к демонстрационному экзамену в формате тематического кейса содержит определенные задания, выполнение которых показывает сформированность у обучающихся языковой и профессиональной компетенций.

Следовательно, работа над проектами (кейсами) происходит в несколько этапов:

1. Начальный этап (аналитический). На данном этапе студентами осуществляется сбор и анализ полученной информации по теме кейса. Определение проблемы и алгоритма действий.

2. Этап выработки наилучшего решения, например, создания мини-курса, разработки дополнительного материала по изучаемой теме.

3. Этап презентации готового проекта с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Помощь в подготовке студентов к демонстрационному экзамену осуществляется ведущим преподавателем, который выступает в роли фасилитатора, направляет обучающихся в выборе материала, поиске методов и технологий, путей решения поставленных задач и контроле выполнения всех этапов до самого экзамена. Работа над кейсом и последующая презентация может производиться как одним студентом самостоятельно, так и группой не более 2-х человек.

Опыт работы в вузе и подготовка студентов к демонстрационному экзамену по дисциплинам «Методика обучения иностранному языку», «Практический курс иностранного языка», который проводился на 5 курсе ИПиП, АлтГПУ, показали высокий уровень сформированности профессиональных навыков у выпускников. В период работы с обучающими кейсами на иностранном языке студенты научились исследовать предложенную ситуацию, структурировать и анализировать полученную и недостающую информацию, а также обсуждать и предлагать возможные пути решения поставленных проблем.

В данной связи следует отметить, что возможности использования кейс-метода в процессе языковой подготовки обучающихся к итоговой аттестации по иностранному языку не ограничиваются обучающей функцией, а активно используются и в исследовательской деятельности студентов.

В ходе освоения методических и языковых дисциплин разрабатывались кейсы по различным тематикам, где на первом этапе студенты самостоятельно определяли проблему, ставили цель и задачи. На данном этапе студенты анализировали психолого-педагогическую и методическую литературу, а также проводили анализ линий УМК с целью определения места изучаемой в них темы. Что касается второго этапа работы над проектом, то обучающиеся разрабатывали свои задания и упражнения; составляли словарь по теме и т.д. На третьем этапе

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студенты разрабатывали и проводили урок с использованием кейса-метода, а затем презентовали полученные результаты с выводами об эффективности технологии кейс-метода в обучении иностранному языку.

В данном виде работы наблюдаются межпредметные связи дисциплины «Методика обучения иностранному языку» и «Практический курс иностранного языка», что доказывает эффективность процесса подготовки студентов-выпускников к демонстрационному экзамену на иностранном языке.

В качестве примера применения кейс-метода в разработке урока, в рамках подготовки к демонстрационному экзамену, можно привести проектное задание (по теме "My Holidays"), где школьники (2 класс) были поделены на 4 группы по 3-4 человека. Материалы, которые были приготовлены для каждой группы, имели одну и ту же форму, но отличались по содержанию. Время для выполнения задания каждой группой - 10-15 минут. После решения проводилась презентация групповых работ. Учащимся предлагалось заполнить "Summer Bucket List" словами на карточках. Оценивание работы учащихся состояло из двух компонентов: участие ученика в группе, в обсуждении и презентации. К моменту проведения урока с использованием кейс-метода все необходимые слова и выражения на английском языке уже были введены и отработаны. Данному заданию предшествовала работа по подготовке кейса, где были сформулированы учебные ситуации (с учетом возраста учеников), определены вопросы, на которые учащимся предлагалось ответить после анализа учебных ситуаций.

Во время подготовки к уроку с применением кейс-метода у студентов возникла трудность в подборке материала, соответствующего уровню 2-го класса. В силу возраста младшие школьники еще не могут рассуждать о проблемах на английском языке, а также самостоятельно принимать решения и контролировать свои действия. Поэтому реализация кейс-метода происходила в упрощенном варианте. Роль педагога состояла в организации беседы и дискуссии учащихся с помощью проблемных вопросов, например: "Is the Internet a bad thing or a good thing during your holidays?"), в контроле времени работы, вовлечении всех учащихся групп в процесс анализа ситуаций.

Из вышесказанного можно определить, что успех внедрения кейс-метода на уроках в начальной школе зависит от трех основных составляющих: качества кейса, готовности учащихся и самого педагога к организации работы с кейсом и ведению дискуссии. В результате использование кейс-метода в образовательной деятельности по иностранному языку способно развивать коммуникативные и регулятивные умения учащихся через работу по плану, презентацию собственного продукта, работы в группах, а также повысить их мотивацию к изучению данного предмета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование кейс-метода в подготовке студентов-выпускников к демонстрационному экзамену иностранном языке имеет огромный потенциал. Благодаря внедрению кейс-метода в учебный процесс у студентов формируются навыки постановки целей, задач, отбора и структурирования информационных ресурсов, выявления проблемы, поиска и реализации оптимального решения; способность оперировать всеми видами речевой деятельности на иностранном языке в профессиональной коммуникации, а также готовность к практическому профессиональному взаимодействию с помощью современных технологий.

Научная новизна статьи состоит в определении потенциала кейс-метода как эффективной технологии в процессе подготовки студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в изучении сущности кейс-метода в процессе обучении иностранному языку

Практическая значимость вышеизложенных выводов раскрывает широкий диапазон возможностей применения кейс-метода в процессе обучения иностранному (английскому) языку как средству профессионального общения, а также через систему разработанных кейсов помогает подготовить студентов-выпускников к успешной презентации накопленных знаний, умений и владений на иностранном языке на практике, на демонстрационном экзамене в вузе.

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24

2. Долгоруков А.М. Case study как способ понимания. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Москва: Центр интенсивных технологий образования. 2002: 21 - 44.

3. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения студентов. Молодой ученый. 2011; Т. 2, № 5 (28): 155 - 157.

4. Полат Е.С. Метод проектов. Мультиурок: сайт учителей. Available at: https://multiurok.ru/blog/1-mietod-proiektov-na-urokakh-inostrannogo-iazyka-polat-ie-s.html

5. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода. Материалы II Международной научно-практической конференции. Пермь: ПГТУ 2006: 25 - 32.

6. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains. Journal of Microbiology Education. 2015; № 16 (1): 21 - 28. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4416499/

7. Davis C., Wilckock E. Teaching materials using case studies. University of Liverpool: UK Center for Materials of Education. 2003. Available at: https://edcuration.com/resource/ vendor/595/Case%20Study. pdf

References

1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24

2. Dolgorukov A.M. Case study kak sposob ponimaniya. Prakticheskoerukovodstvodlya t'yutora sistemy Otkrytogoobrazovaniya naosnovedistancionnyh tehnologij. Moskva: Centr intensivnyh tehnologij obrazovaniya. 2002: 21 - 44.

3. Pokushalova L.V. Metod case-study kak sovremennaya tehnologiya professional'no orientirovannogo obucheniya studentov. Molodoj uchenyj. 2011; T. 2, № 5 (28): 155 - 157.

4. Polat E.S. Metod proektov. Mul'tiurok: sajt uchitelej. Available at: https://multiurok.ru/blog/1-mietod-proiektov-na-urokakh-inostrannogo-iazyka-polat-ie-s.html

5. Gejhman L.K. Distancionnoe obrazovanie v svete interaktivnogo podhoda. Materialy II Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Perm': PGTU, 2006: 25 - 32.

6. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains. Journal of Microbiology Education. 2015; № 16 (1): 21 - 28. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4416499/

7. Davis C., Wilckock E. Teaching materials using case studies. University of Liverpool: UK Center for Materials of Education. 2003. Available at: https://edcuration.com/resource/ vendor/595/Case%20Study. pdf

Статья поступила в редакцию 18.01.22

УДК 378

Kuznetsova Yu.V., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT A UNIVERSITY. This article observes interactive methods of teaching a foreign language, which are a strategic direction of the development of the modern educational system. The key methods this article focuses on are public presentation and case study. These methods are applied in the educational process in the following disciplines "A foreign language" and "A foreign language in the professional sphere" at Financial University under the Government of the Russian Federation. The paper conveys advantages and disadvantages of these methods, effectiveness and difficulties of their application. The relation between the students' level of language proficiency and the benefit they get from using these methods is analyzed, the conditions necessary for the effective application of these methods are determined. Based on the research findings a conclusion is made, that if these conditions are met, this way of teaching has a positive feedback from students, promotes a better understanding of information, increases motivation and involvement of students in the educational process.

Key words: interactive teaching methods, case study, presentation, teaching foreign languages.

Ю.В. Кузнецова, преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Данная статья посвящена интерактивным методам обучения иностранному языку, являющимся стратегическим направлением развития современной образовательной системы. Центральное место отводится двум из них: публичной презентации и кейс-методу. Данные методы применялись в учебном процессе по дисциплинам «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере» в Финансовом университете при Правительстве РФ. В работе раскрываются их преимущества и недостатки, эффективность и трудности применения. Анализируется взаимосвязь между уровнем владения языком у студентов и пользой данных методов для них, определяются условия, необходимые для успешного применения данных методов. По результатам проведенного исследования делается вывод, что при соблюдении этих условий такая форма проведения занятий находит положительный отклик у студентов, способствует лучшему усвоению информации, повышает мотивацию и вовлеченность студентов в образовательный процесс.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, кейс-метод, презентация, обучение иностранному языку.

В современных условиях в системе высшего образования приоритетным направлением является формирование компетентной личности. Под профессиональной компетенцией понимаются не просто знания, навыки и опыт, а умение устанавливать связь между знанием и конкретной ситуацией, способность сочетать знание и действие, навык анализа проблемной ситуации и нахождения путей ее решения [1].

Для достижения этой цели, для формирования компетентных специалистов необходимо внедрять в образовательный процесс методы обучения, способствующие развитию критического мышления и умений работать в команде, отстаивать свою точку зрения, но также и принимать точку зрения оппонента. Необходимо ориентировать студентов на самостоятельную работу, организовывать для них практико-ориентированные занятия, которые будут стимулировать как интерес к выбранной профессии, так и к изучению иностранного языка. Именно использование интерактивных методов обучения позволяет этого добиться. Они обеспечивают активное участие обучающихся в образовательном процессе, предполагают их взаимодействие.

Понятие «интеракция» происходит от английского слова «interaction», что означает взаимодействие. М.В. Кларин в своей статье дает следующее определение: «Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение (или учебная среда) выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Если рассматривать интерактивное обучение глубже, то речь идет не просто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений учащихся в качестве вспомогательного материала, иллюстративного дополнения. Опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания. В традиционном обучении ведущий (тренер, преподаватель, учитель) выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе одного из источников информации» [2, с. 13].

При использовании интерактивных методов обучения организация учебного процесса происходит таким образом, что все студенты становятся его полноправными участниками, они погружаются в реальную атмосферу сотрудничества. Активность обучаемых при этом должна превышать активность преподавателя, который, в свою очередь, выступая в качестве помощника, стремится направить и побудить студентов к самостоятельной работе, анализу и поиску решений. В ходе интерактивного обучения развиваются такие навыки, как умение критически мыслить, анализировать информацию, объективно оценивать разные точки зрения, принимать решения и брать на себя ответственность за них, общаться и дискутировать с другими людьми [3].

Существует большое разнообразие интерактивных методов обучения: дискуссия, публичная презентация проекта, кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), творческое задание, деловая игра, разработка проекта, круглый стол и др.

В данной статье будут более подробно рассмотрены два метода: кейс-метод и публичная презентация. Раскрываются их суть, достоинства и недостатки. Научная новизна состоит в анализе эффективности этих методов, положительной ответной реакции учащихся на использование данных форм обучения в зависимости от их уровня владения английским языком. В качестве методов исследования был выбран описательный, качественный в виде опросов и интервью. Исследование было сосредоточено на точке зрения студентов Финансового университета при Правительстве РФ относительно положительного и отрицательного опыта, который они получили при использовании интерактивных методов обучения. Цель данной статьи - определить основные условия, соблюдение которых поможет наиболее эффективно применять рассматриваемые интерактивные методы. Задачами этого исследования являются следующие: проанализировать преимущества, которые дает применение данных интерактивных методов, а также трудности, возникающие в процессе работы; выявить взаимосвязь между эффективностью использования кейс-метода и презентацией, положительной обратной реакцией студентов и их уровнем владения языком; сделать выводы о целесообразности использования этих методов в дальнейшем. Результаты этого исследования могут быть использованы для повышения эффективности обучения иностранному языку в Финансовом университете при Правительстве РФ.

Прежде всего, рассмотрим теоретическую основу этих методов.

Кейс-метод или «case study». Этот метод подразумевает анализ, обсуждение и принятие решения. Студентам предоставляется описание конкретной реальной ситуации, которая содержит какую-то проблему или противоречие. Они должны в процессе обсуждения и взаимодействия друг с другом обдумать и проанализировать данную ситуацию, собрать и исследовать недостающую информацию, определить возможные направления действий и их последствия, найти оптимальное, на их взгляд, решение проблемы. В процессе работы обучающиеся стараются использовать иностранный язык спонтанно и осмысленно, что развивает навык говорения. Полученные теоретические знания, личные качества и умения помогают решать практические задачи, предложенные в кейсе. Также необходимо помнить об особенностях этого метода. Первая и, возможно, главная его особенность - это отсутствие правильного ответа. Эффективных решений может быть несколько. Помимо этого, можно отметить ограниченность времени решения кейса и противоречивость или изменчивость вводных данных, поскольку кейс имитирует реальную жизненную ситуацию.

Классификация кейсов разнообразна. Например, выделяют следующие три типа кейс-метода. Первый тип предполагает, что студенты находят решение проблемной ситуации, с которой столкнулось руководство компании и которая еще не решена. Второй подход предусматривает, что студенты оценивают уже предложенные решения или предпринятые действия. И третий тип требует от учащихся дать общую оценку ситуации; проанализировать, развиваются ли со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.