Научная статья на тему 'Современные проблемы нравственного воспитания учащихся'

Современные проблемы нравственного воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3530
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / MORALITY / SPIRITUALITY / EDUCATION COMMON TO ALL MANKIND / SELF-AWARENESS / VALUE ORIENTATION / MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемушкина В.В.

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания учащихся в контексте историко-педагогического анализа и обоснования актуальности. Показана роль нравственного воспитания учащихся в современных условиях трансформации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемушкина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS

The article is about the problem of moral education of students in the context of historical and pedagogical analysis and of relevance rationale. The role of moral education of students in the conditions of transformation of modern education is shown.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы нравственного воспитания учащихся»

К концу XIX столетия преступный мир становится более организованной неформальной

общностью, окрепшей, местами сплоченной, которая противопоставляет себя закону и государству.

К началу XX века увеличивается количество преступных «промыслов». Самой многочисленной была категория воров, которая насчитывала, по официальным данным того времени, 25 разновидностей этой категории, хотя, на самом деле, их было гораздо больше [3, 46].

Формируется преступная иерархия. В самом низу находились бродяги. Бродяги - попрошайки, не помнящие свои имена, откуда родом, не имеющие постоянного места пребывания, без семьи, отказывающиеся контактировать с государством и не желающие работать. Бродяги никогда не были самыми преуспевающими преступниками, однако всегда пользовались уважением «коллег». Само слово «бродяга» имеет дополнительное значение - друг, приятель. Авторитетные воры назывались «Иванами» [5, 59]. Далее в иерархии находились банды преступников, которые зарабатывали себе на жизнь убийствами и грабежом. Они заслуживали наименьшего уважения в мире преступников. Наверху иерархической преступной лестницы находились профессиональные воры. Они были самой распространенной группой преступников. Их разновидностей насчитывалось более тридцати. Старейшая воровская специальность - карманник. Воры, обладающие более специфичными навыками, выше ценились в иерархии, например, взломщики сейфов. Высоким статусом в преступном мире обладали «медвежатники» и «шниферы» - взломщики. Обычно действовали организованными группами, численностью от пяти до пятнадцати человек. Зачастую имели связь с чиновниками полиции. Далее шли все остальные «воровские специальности». Воры делились на множество разнообразных специалистов в зависимости от способа совершения преступлений и объема кражи.

Воры, специализирующиеся на воровстве лошадей, были одними из самых опасных для аграрной России. Лошади были основным средством перемещения, применялись для обработки земли, поэтому были ценным товаром. Особенности похищения лошадей и их сбыт вызывали необходимость организации преступных групп, насчитывающих до нескольких сотен участников и имеющих свою иерархию. Таким образом, организованные группировки конокрадов дореволюционной России больше всего подходили под классификацию организованной преступности [1 , 49].

К началу XX-го столетия в России выделяются преступные столицы, базирующиеся в крупных городах: Москва, Одесса, Санкт-Петербург, Киев, Ростов-на-Дону. Крупные города всегда были притягательны для всех видов преступников и мошенников, столицы в особенности.

В России к 1917 году происходит образование иерархии преступных специальностей, появляется специальный сленг.

В статье был проведен ретроспективный анализ эволюции мужской преступности, от периода первобытного стада до дореволюционного периода царской России. В допетровскую эпоху было выявлено недостаточное правовое документирование преступности, отсутствие государственных судебных институтов. Отсутствие понятия «собственность» и даже «преступность» были введены на Руси только в начале XVШ века. Поэтому о спектре специфических мужских преступлений на Руси, примитивной статистике не приходится говорить. К 1917 году формируется иерархия преступных специальностей, специфический сленг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Епифанов, Б. В. Развитие понятия хищения, совершенного путем насилия в составе организованных групп, по уголовному законодательству дореволюционной России // История государства и права. 2007. № 7. - 50 с.

2 Липовая, О.А., Халепо, И.И. Исторические особенности развития женской преступности в Древней Руси // Современные проблемы науки и пути их решения: сборник научных статей. Вып. 28. В 3 ч. Ч. 3. Уфа: Омега Сайнс, 2016. - С. 187-189.

3 Миньковский, Г. М. Борьба с организованной преступностью: проблемы теории и практики. М.: Бек, 2013.- 46 с.

4 Морозков, С.А. Коррупция: формы ее проявления. Сборник статей. М.: Юрист, 2003.- 65 с.

5 Степашин,С. Преступность в России как она есть // Российская юстиция. 1999. № 6.- 150 с.

6 Шнирельман, В.А. У истоков войны и мира. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994.- 146 с.

В.В. Черемушкина

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема нравственного воспитания учащихся в контексте историко-педагогического анализа и обоснования актуальности. Показана роль нравственного воспитания учащихся в современных условиях трансформации образования.

Ключевые слова: нравственность, духовность, общечеловеческое воспитание, самосознание, ценностные ориентации, нравственная культура.

V.V. Cheremushkina

MODERN PROBLEMS OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS

Annotation. The article is about the problem of moral education of students in the context of historical and pedagogical analysis and of relevance rationale. The role of moral education of students in the conditions of transformation of modern education is shown.

Keywords: morality, spirituality, education common to all mankind, self-awareness, value orientation, moral culture.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения стало общественно признанной необходимостью в современном мире. В нашей стране это подтверждается на самых высоких уровнях. Задача «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» была поставлена в 2012 году Федеральному собранию президентом РФ В.В. Путиным. Сложно не согласиться с мнением главы государства: «Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» [8].

Социальный заказ, который стоит сегодня перед школой, можно сформулировать как формирование самостоятельной личности, обладающей культурными ценностями и ответственной за эти ценности, стремящейся к постоянному самообразованию, готовой к принципиальным изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном множестве ценностей. Таким образом, упор делается в первую очередь на развитие нравственности и духовности личности: возвышенности мысли, ответственности, чувства долга, чуткости и терпимости, человеколюбия, на основе которых должны развиваться интеллект и профессиональные качества.

Цель нашего исследования: на основе анализа научной философской и психолого-педагогической литературы показать роль нравственного воспитания учащихся в современных условиях трансформации образования.

С древних времен в педагогике изучалась роль нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней» [3, с. 340]. Он пишет: «Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие. Ведь что такое образование без нравственности?» [3, с. 299]. Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» [3, с. 299].

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. Он считал, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в различных жизненных неудачах и сочувственное отношение к людям [6].

О ведущей роли духовно-нравственного развития подрастающего поколения писали такие ученые как: Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, А.Н. Герцен, Л.Н.Гумилёв, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Н.И.Пирогов, Е.И. Рерих, В.С.Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.

Н.И. Пирогов был сторонником «общечеловеческого» воспитания. В своей статье «Вопросы жизни» он обосновывает идею общечеловеческого воспитания, которой должно предшествовать специальному образованию. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего гуманитарное образование. Под гуманитарным знанием педагог понимает знание, необходимое для каждого человека, знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками» на пути нового человека. С этим трудно не согласиться, так как именно гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Таким образом, поставленные цели воспитания требуют определенных условий: во-первых, ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки и способность чувствовать, «иметь от природы притязание на ум и чувство»; во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков; и третьим необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое дает нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Человек на протяжении всей своей жизни стоит перед вопросом - кто он такой? И единственный способ узнать - это заглянуть в свою душу, познать «внутреннего человека». Педагог считает, что самосознание необходимо дня самовоспитания [7].

Наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. Он писал, что «одного ума и одних познаний ещё недостаточ-

но для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество» [12, с. 429]. Ушинский как педагог дает и конкретные рекомендации в отношении нравственного воспитания. Чувства, желания, воля — вот основные его инструменты. Воспитание чувств и желаний должно быть свободным, но соединенным с контролем со стороны воспитателей: «...самые бесхарактерные люди выходят из тех семейств, где родители и воспитатели, не понимая свойств души человеческой, беспрестанно вмешиваются в жизнь ребенка и не дают ему свободно ни чувствовать, ни желать» [13, с. 319]

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г. Белинский. Он считал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит [1].

Самой важной стороной формирования человека В.Г. Белинский считает нравственное воспитание. «Есть много родов образования и развития и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» [1, с. 12]- пишет он. Одно образование делает вас человеком ученым, другое - светским, третье - администратором, военным, политическим деятелем и т. д., но нравственное образование делает вас просто человеком, подчеркивает В.Г. Белинский. Его высказывания о путях и средствах нравственного воспитания глубоки и содержательны. Основное требование к нравственному воспитанию в младшем возрасте, по В.Г. Белинскому, состоит в том, чтобы оградить детей от всего дурного, поставить перед их глазами положительные примеры. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий» [1, с. 12].

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [11, с. 496]. В своих статьях Лев Николаевич стремился определить цели, содержание, методы обучения и воспитания, исходя из необходимости формирования творческого мышления и нравственного самосознания человека. Осмысление духовного, нравственного становления и развития человеческой личности явилось основой всего наследия писателя. Обращаясь к учителям, он говорил о необходимости формирования творческого мышления и нравственного сознания учащихся уже на первоначальном этапе обучения, делился мыслями о целесообразности приучать учащихся к самостоятельной деятельности при активной помощи учителей [11].

Толстой приходит к мысли, что концепция духовного, нравственного человека возможна только при признании равноценности бытия других людей и связывает рождение личности с развитым самосознанием. «Духовный, нравственный человек рождается в результате бескорыстной любви к людям, животным, неживой природе. Любовное, нравственное действие, направленное на другого, возвращается к нему. Закон служения каждого всем и потому всех каждому» [11, с. 21]. В ходе таких размышлений и рождалась «идеология любви» - деятельностной нравственности, которая рассматривалась Л.Н. Толстым как объективно существующая закономерность, нравственный закон, закон разума, на основе которого только и возможны действительный прогресс Человечества и сохранение жизни на планете. Нравственность - это и есть сущность человека, его родовой признак. Понятие любви как деятельностной способности создает возможность понять смысл неоднократно повторяемых Л.Н. Толстым слов о том, что накопленный тысячелетиями нравственный опыт может присваиваться только в деятельности любви, т. е. при альтруистическом стиле общения [11].

При рассмотрении вопросов развития культуры и человека перед Л.Н. Толстым во всей сложности и многообразии встали проблемы эстетики. Он пытался определить цель и назначение искусства в жизни человека и человечества. Нравственное воспитание молодежи он связывает с прогрессом человечества, это объективная необходимость развития человеческой культуры [11].

Формулируя задачи педагогической науки, Л.Н. Толстой отмечает, что цель народной школы - это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания - это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. Л.Н. Толстого всегда интересовали вопросы содержания образования, к решению которых он подходит с позиций своего нравственно-этического учения. Все содержание обучения должно быть подчинено, по его мнению, ведущей идее - гуманизации научного знания и формированию самосознания личности [11].

Несмотря на наличие большого числа фундаментальных трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблемам духовно-нравственного развития молодёжи, вопросы способов духовно-нравственного развития современного подрастающего поколения, роли общечеловеческих ценностей остаются в недостаточной степени изученными. В нашем исследовании был проведен анализ современных работ, освещающих проблемы нравственного воспитания учащихся.

Это исследования Сорокоумовой Е.А, Данильчевой С.В, Кучеровой О.Е., Мирошниковой Л.И., Пураевой А.В. и др.

Е.А. Сорокоумова в своей статье «Психологические особенности нравственного развития современных подростков» рассматривает вопросы нравственного развития современных подростков. В ней представлены исследования взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития молодых граждан России. Автор пишет: «Правила и нормы становятся регулятором поведения человека лишь в том случае, если он признает их ценность, то есть при наличии у личности ориентации на нормы поведения как на ценность. По существу, это является признаком нравственной зрелости личности.» [10 с. 2]. Автор справедливо отмечает что, успешное нравственное развитие подростка зависит от таких факторов как: стиль отношения педагога к ученикам, единство требований семьи и школы, взаимодействие между подростками в различных видах деятельности. Формирование нравственного опыта определяется уровнем развития нравственного сознания, чувств, произвольного поведения, их взаимосвязанность и обусловленность. Говоря о формировании нравственных принципов, Е.А Сорокоумова подчеркивает: «в подростковом возрасте и ранней юности формируются нравственные принципы, которыми развивающаяся личность начинает руководствоваться в поведении, упорно их осваивать. С развитием сознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков возникают идеальные образы поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает ему возможность стать самостоятельным» [10, с.2]. Исследователь изучает зависимость нравственного развития школьников от интеллектуального, опираясь на труды Пиаже и Колберга. На основе результатов диагностики было установлено, что с возрастом все большее влияние на развитие подростка оказывают его сверстники и меньшее влияние - семья. Наибольшее влияние на развитие нравственности имеют средства массовой информации.

В работе Данильчевой С.В. приводится результат комплексного исследования, проведенного командой герменевтического клуба МПГУ, направленного на изучение ценностных предпочтений, ориентаций и личностных характеристик мышления участников молодежных форумов (всего 200 человек). Одним из результатов комплексного исследования стало развернутое и детализированное понимание реальных проблем, определяющих жизнь и перспективы развития современных подростков. В частности, в этом ряду оказались проблемы «духовного потребительства и зависимого поведения»; «некритичного усвоения норм и образцов, транслируемых СМИ»; «отсутствия культуры проектного (целесообразного) отношения ко времени и ресурсам собственной жизни»; «отсутствия личностнозначимых примеров социального служения, творческой кооперации, сотрудничества, задающих высокие образцы творческой и деятельной жизни». Анализ результатов исследования ценностных ориентаций и мировоззренческих предпочтений подтвердил гипотезу о том, что мышление и сознание современных московских подростков становится прагматичным, фрагментарным [2].

В работах Кучеровой О.Е. определяются педагогические условия, которые влияют на воспитание духовных ценностей учащихся, экспериментально обосновываются задачи их воспитания. Гипотеза ее исследования заключается в предположении, что процесс воспитания духовных ценностей старшеклассников в ходе изучения литературы будет реально возможным пи реализации предложенного автором комплекса педагогических условий. Предполагаются нетрадиционные уроки литературы, непосредственно влияющие на процесс воспитания духовных ценностей старшеклассников, разработаны классификационные параметры технологии проведения нетрадиционных уроков литературы. В работе показано, что : «эффективность воспитания духовных ценностей старшеклассников обеспечивается посредством органически взаимосвязанных педагогических условий, опосредованно влияющих на этот процесс: опора на личностный смысл в обучении и воспитании, инициирование творческой активности учащихся. использование совокупности форма активного обучения старшеклассников литературе; создание положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал» [4, с. 10-11]. В своей статье исследователь дает характеристику понятию «духовность» в философско-педагогическом аспекте, рассматривает духовное общение как основное средство воспитания духовных ценностей старшеклассников и выявляет критерии, показатели и уровни воспитанности духовных ценностей у старшеклассников [4].

В статье Мирошниковой Л.И. рассматривается вопрос о роли личности учителя, о влиянии его индивидуальных качеств на организацию образовательного, нравственно-духовного пространства уроков самопознания. Она пишет, что эффективность этапа качественных трансформаций личности школьника будет определяться ростом профессиональной компетентности и самосознания учителя, с формированием нового типа педагога. Исследователь считает, что невозможно определить цели и задачи современного образования без уяснения вопросов о роли учителя, наставника. В работе рассматриваются важные профессиональные качества учителя, его роль в формировании личности ученика, а также требования, предъявляемые к личности учителя в со-

временном образовательном пространстве. Первоочередной задачей учителя автор считает распознавание, выявление и раскрытие в каждом учащемся его неповторимо-индивидуального таланта, открыть в нем творца, поставить его на путь творческого, интеллектуального, нравственно-духовного созидания. «Личность учителя в образовании - это личность носителя культуры и её творца» - пишет она [5, с. 55]. «Современный учитель - это творческая индивидуальность, умеющая мобилизовать свой профессиональный духовный потенциал на решение поставленных задач» [5, с. 55].

В исследовании Пураевой А.В. анализируется нравственное содержание и потенциал педагогической деятельности в современных условиях. Актуализируется нравственное содержание педагогической деятельности в рамках профессиональной установки на ответственность и любовь. Такие установки рассматриваются как необходимые для реализации гуманистической парадигмы образования. Исследователь пишет: «педагогическая деятельность носит особенный характер - ее можно рассматривать в качестве особого вида духовного производства человека как высочайшей ценности культуры» [9, с.85]. Говоря о задачах современного образования, она справедливо отмечает, что «образование должно создавать не столько информационную, что пока наиболее актуализировано в современном образовательном пространстве, сколько ценностную картину мира, обеспечивая преемственность основных духовных и этических ценностей человечества» [9, с.85]. Основной целью образования как целостного процесса, автор выделяет ориентацию на развитие личностного потенциала, а также на трансляцию картины мира с духовной и ценностной точек зрения. Главным содержательным значением нравственной установки в рамках педагогической деятельности, она считает такое понятие, как сопричастность. Стержнем профессиональной установки, исследователь считает обдуманный сознательный профессиональны выбор. «Педагог в силу своей педагогической деятельности заботится о судьбах людей и о будущем общества» - пишет она. Поскольку педагог призван осуществлять свою благородную миссию, «Это налагает на него обязательства гуманистического образа жизни и мыслей...соблюдения всех принципов педагогической этики» [9, с. 88].

На основе проведенного анализа исторической литературы и современных исследований мы можем сделать следующие выводы:

1. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из важнейших, так как будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь.

2. Несмотря на то, что ценности личности в целом меняются на различных этапах ее развития, многие из них, сформировавшись в подростковом возрасте, остаются устойчивыми на протяжении всей жизни. Поэтому от того, какие ценности усвоит молодежь, во многом зависит перспектива социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития общества.

3. От мировоззренческих установок и характера ценностей подрастающего поколения зависит ближайшее будущее России и всего мира. Поэтому необходимо своевременно изучать ценностные ориентации учащихся, разрабатывать систему формирования нравственной культуры молодежи.

4. Современному образованию очень важно выполнять объективный актуальный анализ реального состояния тенденций духовно-нравственной жизни молодежи. Ученые должны выработать концепцию нравственного воспитания молодых россиян, учитывающую жизненную реальность и потребности, способствующую развитию нравственной личности. Поворот сознания молодежи в сторону нравственного идеала в сочетании с такими качествами, как инициатива, деловая активность, трудолюбие, стремление к профессиональному и интеллектуальному росту, является основной проблемой формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982 - 288 с.

2. Данильчева, С.В. Проблемы развития мировоззрения современных подростков // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2016. - № 17. - С. 4-5.

3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982 - 656 с.

4. Кучерова, О.Е. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников: авто-реф.дис.канд.пед.наук. - Белгород, 2000 - 24 с.

5. Мирошникова, Л.И. Роль личности учителя в развитии нравственно-духовной личности школьника. Современная высшая школа: инновационный аспект // Современная высшая школа: инновационный аспект- 2012. -№ 4. - С. 53-58.

6. Песталоции, И.Г. Избр. пед. пр-я в трех томах. Т. 1 / М.: Изд. академии пед.наук РСФСР, 1961 - 724 с.

7. Пирогов, Н.И. Вопросы жизни // Избр. Пед. Соч. М., 1985. - 315 с.

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Российская газета, № 287, 13.12.2012.

9. Пураева, А.В. Нравственное содержание педагогической деятельности // Вестник Томского гос. ун-та. - 2009 - № 323. - С. 85-88.

10. Сорокоумова, Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Инициативы XXI века. - 2009. - №1. - С. 41-45.

11. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.

12. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 2 / М.-Л.: Изд. академии пед. наук РСФСР, 1948 - 660 с.

13. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 8 / М.-Л.: Изд. академии пед. наук РСФСР, 1950 - 660 с.

А. Ю. Якунин

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация: В статье кратко рассмотрена история появления технологий электронного обучения. Ключевой характеристикой дистанционного обучения является взаимодействие между преподавателем и обучающимися на расстоянии. При этом участники процесса обучения разделены не только в пространстве, но и во времени. Ключевой характеристикой электронного обучения является наличие виртуальной обучающей среды (платформы). Можно утверждать, что электронное обучение - это новая модель учебного процесса. Целевая аудитория электронного обучения не имеет ограничений по возрасту и уровню образования: обучаемыми могут быть дети и взрослые, имеющие разные интересы и потребности. Рассмотрены особенности электронного обучения в гуманитарном вузе.

Ключевые слова: электронное обучение, инфо-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, учебный процесс, мультимедийные учебники.

A.Y. Yakunin

FEATURES OF THE APPLICATION OF E-LEARNING TECHNOLOGIES IN A LIBERAL

ARTS COLLEGE

Abstract: It briefly discusses the history of the emergence of e-leaming technologies. A key feature of distance learning is the interaction between the teacher and students in the distance. The participants of the learning process are separated not only in space but also in time. A key feature of e-learning is the presence of a virtual learning environment (platform). It can be argued that e-learning - a new model of the educational process. The target audience of the e-learning has no restrictions on age and level of education: education can be both children and adults who have different interests and needs. We consider e-learning especially in a liberal arts college.

Key words: e-learning, information and communication technologies, distance learning, learning process, multimedia tutorials.

Последние 30 лет человечество входит в свой четвертый информационный цикл. Символом первого цикла было появление у человека речи; второго - письменности; третьего - книгопечатания. Четвертый, видимо, правильно именовать интернет - циклом. Александрийский принцип организации работы с информацией (по названию знаменитой Александрийской библиотеки): лично-стно и социально необходимая информация все более и более концентрируется в относительно новом для себя электронном, прежде всего в цифровом, формате в гораздо меньшем количестве мест ее хранения. Именно там все желающие могут, используя тот или иной организационно-правовой и технологический режим, получить к ней доступ, а также, по мере необходимости, в той или иной форме воспроизвести необходимую им информацию.

Дистанционное образование - достаточно древнее изобретение. В XVII веке известный педагог Ян Коменский первым ввёл иллюстрации в учебниках, чтобы школьники могли заниматься по ним самостоятельно. В конце XIX века благодаря появлению регулярной почтовой связи началась эпоха "корреспондентского" образования. Студенты отсылали письменные работы по почте, а назад получали комментарии преподавателей, новые задания и учебные материалы. Такого рода обучение, было очень популярно в Советском Союзе: заочные отделения были созданы в каждом вузе, а студенты съезжались на сессии из самых удаленных уголков страны. Первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет - был создан в Великобритании, его лично курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин. Так началось триумфальное шествие дистанционного образования по всему миру.

Во Франции национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. Сейчас здесь преподают 2,5 тысячи учебных курсов по самой разнообразной тематике. В разработке учебных программ участвуют более 5 тысяч преподавателей. Количество студентов достигло 350 тысяч человек. Связь с ними осуществляется посредством спутникового телевиде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.