Научная статья на тему 'Возрастные закономерности нравственного развития детей'

Возрастные закономерности нравственного развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORAL EDUCATION OF A CHILD / MORAL FORMATION / PERSONALITY DEVELOPMENT IN CHILDHOOD / MORAL FEELINGS / EDUCATIONAL INFLUENCE / "BEHAVIORAL" PRACTICE / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / МОРАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСТВЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / "ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ" ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейналова И.Д.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Отсутствие цензуры в СМИ, нравственный беспредел оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь, не обладающих определенной культурой, информационным иммунитетом. Нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Нравственное воспитание человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представление элементарных навыков нравственного поведения. Нравственное воспитание учащихся одна из самых важных задач школы. И это закономерно потому, что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE REGULARITIES OF MORAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

The problem of the moral education of the individual has always been one of the urgent problems, and in modern conditions it acquires special significance. The lack of censorship in the media, moral chaos has a negative impact on children, adolescents and young people who do not have a certain culture, informational immunity. The moral upbringing of schoolchildren acquires today no less, if not more, significance than knowledge and skills. Moral education of a person begins at birth. At preschool age, children form initial moral feelings and the presentation of elementary skills of moral behavior. Moral education of students is one of the most important tasks of the school. And this is natural because in the life of our society the role of moral principles is growing more and more, the sphere of action of the moral factor is expanding.

Текст научной работы на тему «Возрастные закономерности нравственного развития детей»

9. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhris-tyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S., Kastornova V.A., Klushina E.A., Klushina N.P., i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

10. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M., Erina I.A., Zembatova L.T., Idrisova P.G., Kastornova V.A., Kirgueva F.H., Klushina E.A., Klushina N.P. i dr. Lichnost' v sovremennoj real'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekiy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 371

Zeynalova I.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics, branch of Natural and Mathematical Disciplines, Dagestan State

University (Derbent, Russia), E-mail: imara08@mail.ru

AGE REGULARITIES OF MORAL DEVELOPMENT OF CHILDREN. The problem of the moral education of the individual has always been one of the urgent problems, and in modern conditions it acquires special significance. The lack of censorship in the media, moral chaos has a negative impact on children, adolescents and young people who do not have a certain culture, informational immunity. The moral upbringing of schoolchildren acquires today no less, if not more, significance than knowledge and skills. Moral education of a person begins at birth. At preschool age, children form initial moral feelings and the presentation of elementary skills of moral behavior. Moral education of students is one of the most important tasks of the school. And this is natural because in the life of our society the role of moral principles is growing more and more, the sphere of action of the moral factor is expanding.

Key words: moral education of a child, moral formation, personality development in childhood, moral feelings, educational influence, "behavioral" practice.

И.Д. Зейналова, канд. пед. наук, доц. каф. экономических, естественных и математических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный университет», филиал в г. Дербенте, E-mail: imara08@mail.ru

ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Отсутствие цензуры в СМИ, нравственный беспредел оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь, не обладающих определенной культурой, информационным иммунитетом. Нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Нравственное воспитание человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представление элементарных навыков нравственного поведения. Нравственное воспитание учащихся - одна из самых важных задач школы. И это закономерно потому, что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Ключевые слова: нравственное воспитание ребенка, моральное становление, развитие личности в детстве, нравственные чувства, воспитательное воздействие, «поведенческая» практика.

Моральное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми - все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека.

Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных факторов [1; 2].

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общение со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации .

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

Отечественный психолог А.В. Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей [3].

Первый этап охватывает младенчество и раннее детство-этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша.

Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.

Посредством разумно организованной «поведенческой» практики ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый второй

этап своего духовного становления, характеризующийся в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу" причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст

С дошкольным периодом (от 3-4 до 6-7 лет) связанны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения .

Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения .

У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.

Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уро-

вень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями .

Мораль подростка в её развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.

Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты "детскости", приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку [4; 5].

Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.

Библиографический список

У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания, когда-то бездумно воспринятого.

Т.о., фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить, как период глобальной нравственной самодеятельности.

Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжится всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан высоконравственным .

1. Коваленко Ж.В., Губалов С.Н. Урок нравственности. Начальная школа. 2011; 6: 93.

2. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. Москва, 2012.

3. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. Москва, 2011.

4. Соловцова Е. Нравственные представления младших школьников. Воспитание школьников. 2012; 1: 341.

5. Александров А.П. Нравственное воспитание. Педагогическая энциклопедия. Москва, 2013: 106.

References

1. Kovalenko Zh.V., Gubalov S.N. Urok nravstvennosti. Nachal'naya shkola. 2011; 6: 93.

2. Bratus' B.S. Psihologicheskie aspekty nravstvennogo razvitiya lichnosti. Moskva, 2012.

3. Zosimovskij A.V. Formirovanie obschestvennoj napravlennosti lichnosti v shkol'nom vozraste. Moskva, 2011.

4. Solovcova E. Nravstvennye predstavleniya mladshih shkol'nikov. Vospitanie shkol'nikov. 2012; 1: 341.

5. Aleksandrov A.P. Nravstvennoe vospitanie. Pedagogicheskaya 'enciklopediya. Moskva, 2013: 106.

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 378

Zeynalove I.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics, branch of Natural and Mathematical Disciplines, Dagestan State

University (Derbent, Russia), E-mail: imara08@mail.ru

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FUNDAMENTALS OF INTERACTION BY STUDENTS WITH NEW COMPUTER TECHNOLOGIES. The use of new

information technologies in education only in the case leads to the solution of the acute problems of modern education, when the development of the technological subsystem of education is accompanied by radical changes in all other subsystems: theoretical and methodological, pedagogical, methodical and organizational. It is fundamentally erroneous to imagine that it is first necessary to create a theory of learning and only then, having built a technology, to begin designing computer-based educational programs. It is necessary to go from three sides at once, so that each step in solving problems or theories, or learning technologies, or designing computer programs for educational purposes at the same time contributes to solving the other groups of psychological problems of computer learning.

Key words: informative NT, planning of computer programs, educational programs, learning technologies.

И.Д. Зейналова, канд. пед. наук, доц. каф. экономических, естественных и математических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный университет», филиал в г. Дербенте, E-mail: imara08@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, УЧАЩИХСЯ С НОВЫМИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Использование новых информационных технологий в образовании только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: теоретико-методологической, педагогической, методической и организационной. В корне ошибочно представление, будто вначале необходимо создать теорию обучения и лишь потом, построив технологию, приступить к проектированию компьютерных программ учебного назначения. Необходимо идти сразу с трех сторон, чтобы каждый шаг в решении проблем или теории, или технологии обучения, или проектирования компьютерных программ учебного назначения одновременно вносил вклад в решение остальных групп психологических проблем компьютерного обучения.

Ключевые слова: новые информационные технологии, проектирование компьютерных программ, программы учебного назначения, технологии обучения.

Информатизация образования поставила перед педагогической психологией ряд актуальных проблем. Прежде всего, в связи с передачей современным технологиям некоторых обучающих функций, возникла необходимость решения проблемы взаимодействия учащихся с компьютером, которое отличается от взаимодействия человека с человеком, педагога с учащимся. В настоящее время речь идет, главным образом, о распределении управляющих функций между педагогом и компьютером, что требует пересмотра организации управления учебной деятельностью.

Выделяются условно три группы проблем, связанных с информатизацией обучения: первая относится к теории обучения, вторая - к технологии компьютерного обучения, а третья - к разработке компьютерных программ учебного назначения, которые часто называют педагогическими программными приложениями (ППП).

Практическое применение теория и технология компьютерного обучения находят в разработке, которая содержит следующие уровни: концептуальный, технологический, операционный, педагогической реализации. В концептуальном плане разработки ППП проблемой является установление психологических механизмов взаимодействия педагога, компьютера и учащихся в учебном процессе. Для технологического уровня проектирования ППП центральной является проблема взаимодействия различных компонентов способа управления. Операционный уровень связан с определением возлагаемых на персональный компьютер функций и выбором способов их реализации.

Для преподавателей-предметников наиболее важным является педагогический план реализации ППП, т.е. перевод общих психолого-педагогических принципов управления в конкретные обучающие воздействия, закладываемые в сценарий ППП при их разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.