Научная статья на тему 'Организация воспитательного процесса в системе профессионального образования'

Организация воспитательного процесса в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Ш. И., Магомедова П. К.

В статье изучен процесс организации воспитательного процесса в системе профессионального образования. Сделан вывод о том, что специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения профессионального образования отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Воспитательная система это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булуева Ш. И., Магомедова П. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article examines the process of organizing the educational process in the system of vocational education. It is concluded that the specific way of organizing the educational process in vocational education institutions reflects the educational system as the most significant organizational aspect of the educational activity. The educational system is an ordered, integral set of components, the interaction and integration of which determine the ability of an educational institution to purposefully and effectively promote the development of the personality of students.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательного процесса в системе профессионального образования»

УДК 378

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: [email protected]

Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Methods of Training, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION. The article examines the process of organizing the educational process in the system of vocational education. It is concluded that the specific way of organizing the educational process in vocational education institutions reflects the educational system as the most significant organizational aspect of the educational activity. The educational system is an ordered, integral set of components, the interaction and integration of which determine the ability of an educational institution to purposefully and effectively promote the development of the personality of students.

Key words: educational process, educational system, education, vocational education system.

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологи, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

П.К. Магомедом, канд. пед. наук,. ст. преп. каф. профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье изучен процесс организации воспитательного процесса в системе профессионального образования. Сделан вывод о том, что специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения профессионального образования отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Ключевые слова: воспитательный процесс, воспитательная система, воспитание, система профессионального образования.

В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Воспитательный процесс образовательной организации - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и предметном окружении [1].

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.

В стандартах профессионального образования указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно показатели качества обучения рабочих. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объём и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса профессионального образования.

Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для учащихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности.

Воспитательная работа может использоваться в двух значениях, как воспитательная работа педагога-воспитателя, и как воспитательная работа образовательного учреждения.

Специфические особенности организации воспитательного процесса будут зависеть от ряда факторов: Во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы. Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательной организацией для развития и самореализации личности обучающегося.

Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.

Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и учащихся.

Роль профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно как-то оценить, например, система баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывала большие трудности. В качестве критериев предлагались и уровень воспитанности, и нравственность, и степень развития личности и коллектива. Но ни один из этих и других критериев не стал оптимальным. Сложность объясняется тем, что на личность влияет как прямо, так и косвенно множество факторов, учесть которые вряд ли возможно. Кроме того, оценка качества воспитательной работы сложна и ввиду отсрочен-ности результатов и размытости границ учебной воспитательной деятельности.

Условно можно выделить две группы критериев: критерии процесса и критерии результата, которые тесно взаимосвязаны. Критерии процесса включают: объем и содержание воспитательной работы; необходимость и достаточность, педагогическая целесообразность мероприятий, равномерное распределение их по времени; общественная активность. Критерии результата включают: качество педагогических условий; нарушение дисциплины и устава учебных заведений; свойства личности.

Важно не только выделить показатели, но и определить приоритеты одних перед другими, т. е. придать им весовой коэффициент, который зависит от места, занимаемого каждым из них в общей оценке деятельности коллектива. Несомненно, самой важной характеристикой является качество педагогических условий, как важнейшего фактора успешности в обучении, воспитании и развитии личности учащихся.

Специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения профессионального образования отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся [2 - 5].

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как: способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся в максимальной степени благоприятную для самореализации и само-

утверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную.

Воспитательная система - развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса.

Нельзя не учитывать, что большая роль в организации изучения эффективности воспитательного процесса и воспитательной системы принад-

Библиографический список

лежит администрации учебного заведения, которая направляет и регулирует эту работу Она обеспечивает: плановость изучения и состояния воспитательного процесса; проведение обследования по определённой проблеме с привлечением всех участников педагогического процесса; проведение исследования в один и тот же временной период; оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируюся основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме; контроль над объемом заполняемых студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.

1. Венгер Л.А. Психология развития. Москва: ПЕР СЭ, 2016

2. Ростопшин П. Психология и педагогика. Москва: ПРИОР 2015.

3. Алипханова Ф.Н., Магомедова П.К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1 (38): 34 - 36.

4. Шапиева А.С., Магомедова П.К., Алиева РР Профессиональные требования к подготовке менеджера образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 134 - 136.

5. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р, Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г, Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р, Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография Москва, 2018.

References

1. Venger L.A. Psihologiya razvitiya. Moskva: PER S'E, 2016

2. Rostopshin P. Psihologiya i pedagogika. Moskva: PRIOR, 2015.

3. Aliphanova F.N., Magomedova P.K. Formy i napravleniya vospitatel'noj raboty pedagogicheskogo vuza v vospitanii patriotizma studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1 (38): 34 - 36.

4. Shapieva A.S., Magomedova P.K., Alieva R.R. Professional'nye trebovaniya k podgotovke menedzhera obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 134 - 136.

5. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S., Kastornova V.A., Klushina E.A., Klushina N.P., i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 04.12.18

УДК 378 (470.63)

Burlyaeva V.A., Doctor of Sciences (Social Studies), Professor, Prorector on Educational and Scientific Work, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Burkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of Organization of Career Guidance and Competitions, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Bulakh K.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Research Office, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Chebanov K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Electrical Power Engineering, Faculty of Engineering and Modern T echnology, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICS OF CONSTRUCTION OF MODELS OF IMPLEMENTATION OF DUAL EDUCATION (LEARNING) AT THE REGIONAL LEVEL. The article does an analysis of theoretical bases of construction of dual system of training, methodical recommendations on implementation of model of dual training (education) in subjects of the Russian Federation approaches to construction of regional and local models of realization of dual education (training) at the level of professional education (with regard to Stavropol Krai). The regional model includes the following elements: coordination center, legal support, monitoring of labor market needs of the region in personnel, pre-profile training and career guidance, design of the content of dual education, retraining and advanced training of teachers with a focus on dual education (training), and assessment of professional qualifications. The local model includes identical elements: a coordinator in a professional educational organization or a coordinating council for the use of dual education, legal support in a particular organization, pre-profile training and career guidance, design of the content of dual education, retraining and advanced training of teachers with a focus on dual education (training), assessment of professional qualifications. The article describes the possible advantages for the regional authorities, as well as for individual professional educational organizations and employers' organizations.

Key words: dual training, dual education, practice-oriented professional education, regional model, local model, professional educational organizations, labor market, employers' organizations, designing contents of dual education, evaluation of professional qualifications.

В.А. Бурляева, д-р социол. наук, проф.; проректор по учебной и научной работе, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

И.В. Буркина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и образовательных технологий института образования и социальных наук; заместитель начальника Управления организации профориентационной работы и олимпиад, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

К.В. Булах, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психолог, руководитель научно-исследовательской части, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

К.А. Чебанов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. электроэнергетики факультета техники и современных технологий, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ) НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В данной статье на основе анализа теоретических основ построения дуальной системы подготовки кадров, методических рекомендаций по реализации модели дуального обучения (образования) в субъектах Российской Федерации рассматриваются подходы к построению региональной и локальной моделей реализации дуального образования (обучения) на уровне профессионального образования (на примере Ставропольского края). В региональной модели предусмотрены следующие элементы: координационный центр, нормативно-правовое сопровождение, мониторинг потребностей рынка труда края в ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.