ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 371.8
Шапранова Н.Н.
ассистент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики,
Южный федеральный университет
Байдина Е.В.
учитель начальных классов Гимназия № 631, г. Санкт-Петербург
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (из опыта работы в МБОУ Гимназии № 7 с. Донского, Ставропольский край)
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников, так как в этот период закладываются основы нравственного поведения и мировоззрения личности ребенка. Излагается практическое видение проблемы воспитания человеческого в человеке, начиная с младшего школьного возраста, описывается авторский опыт учителя-воспитателя начальных классов.
Ключевые слова: демократическое общество, человечность, традиции воспитания, нравственное воспитание, духовность, формы духовно-нравственного воспитания.
Резкие социальные и политические изменения в стране часто приводят к переоценке ценностей и изменению личностной позиции человека: так наиболее важные, на наш взгляд, духовные, нравственные, гуманистические идеалы уходят на «задний план», уступая место прагматическим материальным ценностям. С позиции гуманистической философии это ведет к деградации человеческого общества: духовному обнищанию народа, общему нравственному падению, потери человеческого облика в человеке. Чтобы не потерять человеческое в человеке, необходимо учить общество противостоять этим негативным проявлениям. И основой этого противостояния может и должно быть такое образование, где нужен и важен каждый человек без исключения. И дав возможность раскрыться каждому, воплотить свои инициативы и творческие идеи, можно говорить о качественном образовательном процессе, о демократическом обществе, о сильном и дальновидном государстве.
Но человек часто в лице государства и некоторой части общества рассматривается лишь только как трудовой ресурс, который легко можно «заменить» или восполнить. Но так ли это? Мы считаем, что нет. Накопление «человеческого капитала» в лучших его представителях науки и искусства, интеллигенции и просто хорошо образованных людей — вот тот стержень, на котором должна строиться отечественная государственность.
Понимание сущности существования человека на Земле и умножения человеческого капитала весьма различно не только у отдельного индивидуума, но и у разных народов и целых государств.
Сущность человека и человеческого капитала — в преумножении добра, поиске истины и гармонии прекрасного. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский так высказался о человеческой жизни: «Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтоб только питаться, это знает и работник. Стало быть, надо для жизни нравственное занятие» [1].
Нам отрадно осознавать, что вопрос о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи постоянно ставят перед собой здравомыслящие и образованные члены общества, отождествляя этот процесс с духовно-нравственным преобразованием и развитием общества и обновлением государства в целом.
Формирование нравственной основы и взращивание духовного начала в ребенке часто связывают с дошкольным и младшим школьным возрастом. Психологи и педагоги-новаторы конца ХХ века (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и их последователи Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, И.С. Славина и др.) считают, что дети этого возраста уже осознают дефиниции «хорошо — плохо», «добро — зло», понимают значение учебной задачи, отличают ее от игровой. Их мышление достаточно развито для понимания существующих этических норм мира и определений «правильного — неправильного поступка», «хорошей — плохой идеи». Поэтому именно дошкольный и младший школьный возраст часто становятся объектом пристального внимания, так как этот период — сензитивный период взращивания духовного начала и основ нравственности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию нового поколения не ограничивается только дошкольным и младшим школьным возрастом. В подростковом возрасте эта работа, безусловно, должна продолжаться. Беседуя с коллегами средней и старшей школы, мы пришли к выводу, что «достучаться» до сознания и сердца школьников становится сложнее, нежели в младшей школе. Школьники становятся менее «открытыми» и искренними, более «продуманными». Поэтому младший школьный возраст и деятельность классного руководителя по формированию нравственных основ личности ребенка и взращиванию его духовности становятся первостепенными в воспитательной деятельности учителя младших классов. Ж.-Ж. Руссо считал, что «один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла» [2].
Понимание важности этой темы рассматривается на многих гуманистических конференциях различного уровня: региональных, всероссийских, международных (например: IV международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи» (г. Псков, 2011), 1-^ Международный педагогический форумы «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как основа социального развития современной России — 2006, 2008, 2010, 2011» (г. Ростов-на-Дону) и др.). Обсуждая на форумах и конференциях проблему духовно-нравственного падения общества и важность возрождения духовно-нравственных устоев, мы находим единомышленников и соратников в этом сложном вопросе взращивания нравственной и духовной культуры личности и понимаем всю важность образования, выстроенной на основе гуманной педагогики (В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили, А.Д. Алферов, Т.И. Власова и др.) или ее последователей в идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания и экспериментальной педагогики сотрудничества (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.В. Зайцев, М.П. Щетинин, Н.Е. Щуркова, В.Н. Коновальчук и др.).
Многие из нас рассматривают понятие «духовность» только с религиозной точки зрения. Это неверное представление о сути духовного воспитания. Так проф. Т.И.Власова дает следующее определение духовности: «Духовность — это единственный способ жизнедеятельности человека, в котором самое значительное место занимает стремление к Добру, Истине и Красоте» [3].
Гуманистические идеи и цели, реализуемые в процессе жизнетворческой среды, наиболее благоприятны в духовном взращивании и нравственном воспитании младшего школьника. Возникает основополагающий вопрос: каким образом создать эту жизнетворческую среду воспитания духовных и нравственных качеств личности младших школьников? Для начала необходимо осознать, что не только интенсивность и систематичность форм воспитательной деятельности, но и влияние, которое оказывает на детей социум огромно! В круг влияния попадают в первую очередь родители, друзья,
учителя и те программы средств массовой информации, которыми пользуется ребенок или которые попадают под его внимание (в том числе непроизвольно)! И еще два важнейших фактора, о которых часто забывают:
первый фактор — это личность, которую уважает Ваш ребенок и которая является по каким-то причинам образцом для подражания Вашего ребенка (это не обязательно родители или сверстники!); как высказывался Л.Н. Толстой: «Поучать можно только примером» [4];
второй фактор — развитие самосознания младшего школьника (здесь включаются механизмы самовоспитания, самоконтроля, самоидентификации в культуре и проч.).
Анализируя свою педагогическую деятельность в качестве классного руководителя и учителя-предметника начальной школы, мы на собственном примере убедились, что вовлечение учащихся в систематическую воспитательную работу дает хороший результат: учащиеся становятся отзывчивее, рассудительнее, замечают тех, кто нуждается в помощи и стараются в меру своих сил на деле вместе с родителями и классом оказать помощь одноклассникам, знакомым, пожилым людям, людям без определенного места жительства, бездомным животным... Афоризм Л.Н. Толстого как нельзя кстати: «Мы внешне отделены, а внутренне связаны со всеми живыми существами» [4].
Формы духовно-нравственного взращивания и воспитательной деятельности не новы, но разнообразны:
> воспитательные проекты и конкурсы (в том числе совместно с родителями);
> система воспитательных мероприятий, организованных совместно
• с коллегами,
• социально заинтересованными и активными гражданами,
• общественными организациями;
^ познавательные олимпиады;
^ благотворительные акции и концерты;
> творческие вечера и познавательные мероприятия и проч.
Все эти и многие другие мероприятия — результат совместной комплексной работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи является актуальнейшей темой, требующей пристального внимания и взаимодействия школы, социума и семьи.
Личный опыт в развитии таких духовно-нравственных качеств учащихся начальных классов как отзывчивость, искренность, милосердие, чувствование и понимание прекрасного, внимание к другому человеку, внимание к важнейшим событиям истории нашей страны был реализован автором в МБОУ Гимназии № 7 с. Донского Ставропольского края: результаты реализации авторской программы «Этика и этикет» показывают изменение мировоззрения учащихся к миру в их мировосприятии, мироощущении, проявлении творческой активности и общей активности (логика и содержания рассуждений на уроках чтения и внеклассных занятиях, инициативность и готовность участвовать в мероприятиях, проявление сочувствия и более серьезного отношения, например, к памятным датам нашей великой истории и проч.).
Нравственные помыслы учащихся, выраженные не только в высказываниях, а в нравственном действии, деле, поступке — вот основное доказательство эффективности программы «Этика и этикет» и комплексной работы школы, родителей и социума не без подачи данной темы и под руководством воспитателя, классного руководителя. Мы четко наблюдаем, что за нравственными мыслями, суждениями и рассуждениями детей следуют поступки, вовремя увиденные, поддержанные и одобренные взрослыми. Мы целиком и полностью согласны с великим мудрецом Лао-Цзы, который заметил эту связь и высказался: «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» [5]. А регулярное упражнение в нравственном поступке, осознанно принятое внутренним «Я» ребенка, ведет к нравственному поведению. Так, в 1 классе актуальна тема «Поговорим о вежливости»; в 3
классе — «Почему нельзя осуждать других людей?»; в 4 классе — «Нравственные правила взаимоотношений с окружающими».
Но нам этого недостаточно, полную реализацию нашей программы «Этика и этикет» мы видим в потребности ребенка в духовном порыве и нравственном поступке. Только в этом случае мы считаем, что реализуемая нами программа дает свои «плоды» в стремлении к Истине, Добру и Красоте нашего мира, что абсолютно не противоречит религиозному пониманию духовности и нравственности.
Авторская программа «Этика и этикет» по духовно-нравственному воспитанию младших школьников является гибкой, вариативной. Некоторые формы и темы мероприятий возникли по инициативе детей или их родителей. Например:
• духовный порыв написать стихотворение о красоте утра и жизни росинки возник у Даниелян Кристины (1 класс);
• после просмотра мультфильма «Валли» у ребят возникла идея организовать уборку в общественном парке, и эта идея воплотилась в общественный субботник совместно с родителями и старшеклассниками (1 класс);
• порыв кормить бездомную кошку Машку и найти ей дом вызвало отклик у Сдобникова Николая (2 класс), его поддержали и помогли родители;
• после просмотра и обсуждения фильма «Белый плен» ребята стали чаще и охотнее подкармливать бездомных животных (2 класс);
• после поездки в горы Архыза мы обсуждали на внеклассном занятии тему экологии, создали коллаж из фотографий, ребята делились впечатлениями о красивейших местах нашей Родины, где им удалось уже побывать (3 класс);
• после прочтения рассказов о Великой Отечественной войне была предложена идея выступить перед ветеранами Великой Отечественной войны с концертной программой; так же была организована встреча в районном музее с теми, кто был на фронте и ковал победу в тылу (4 класс);
• была организована мини-выставка в классе детского рисунка на тему «Мечты солдат Великой Отечественной» на основе инициативы Шепелевой Вероники (4 класс) и многое другое.
Особенно трепетно ребята отнеслись к празднованию 70-летия Великой Победы над фашизмом: класс участвовал в районном концерте и был награжден грамотой главы района. Это эпохальное событие-праздник современной России и, если быть честными, то и мира. Замечательно высказался о значении памяти достижений предков знаменитый мировой классик А.С. Пушкин: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» [2].
В результате 4-летней деятельности с классом нами ощутимо виден эмоциональный отклик и внимание детей к проблемам экологии, понимании поступков других людей, сложности и многообразия жизни, свободы выбора человека и отражения его в нравственном поступке и духовном порыве. Родители отметили всплеск активности своих детей (Петренко Е.В — Петренко Сергея, Шмидт Н.В. — Шмидт Дианы, Черепок Н.О. — Черепок Евгении), они так же обратили внимание на то, что после ряда совместных мероприятий («Любимым и родным», посвященному Дню Матери России, участие в благотворительных акциях) стали ближе друг к другу и внимательнее, что дети стали более рассудительными и стали задумываться над сложными вопросами человеческого бытия, не свойственные их возрасту, делая правильные и порой оригинальные выводы (например, «Человек — этот тот, кто помогает всем!» Шмидт Диана, «Победа 9 мая — победа над своим страхом во имя Родины» Петренко Сергей, «Любовь и дружба спасают мир от зла», «Нельзя купить детство игрушками», «Мы станем людьми, когда в сердце будет доброта» Шепелева Вероника и др.).
Мы согласны с мнением великого русского гуманиста и знатока человеческих душ А.П. Чехова: «Не успокаивайтесь, не дайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» [6].
Научить детей думать и понимать этот мир, его несовершенства и многообразие, не обозлиться и не разочароваться в людях, выдержать испытания на верность, преданность и стойкость, найти мужество осознать свои ошибки и исправить их, — все это достойно уважения. Но как «привить» эту стойкость младшему школьнику? Мы считаем, это комплексной работой: родителей, социальной среды и, безусловно, классного руководителя.
Существует много высказываний великих людей о значении нравственности и нравственного стремления. Так Ш.Л. Монтескье мудро сказал: «Есть средство воспрепятствовать преступлениям — это наказания; есть средства изменять нравы — это благие примеры» [2].
Многие посчитают данные цели духовно-нравственного воспитания неподъемными, но в истории мира и России множество примеров социальной зрелости и нравственности:
• благотворительность последней царской семьи Романовых, регулярно участвующих в празднике «Белый цветок», организованный ими против распространения туберкулеза;
• подарок купца и мецената П. Третьякова городу Москве и его жителям — великолепной и бесценной художественной галереи;
• милосердная деятельность по всему миру Матери Терезы в Красном Кресте;
• благотворительный фонд «Подари жизнь» и деятельность актрисы Чулпан Хаматовой в помощи онкологически больным детям;
• Вангари Маатаи — руководитель экологического «Движения зеленого пояса» из Кении, борющаяся с вырубкой лесов в Восточной Африке; она со своими соратниками вырастили свыше 30 млн деревьев в Африке и мн. др.
На таких примерах должны воспитываться наши дети! Эти примеры побуждают к духовному росту и подражанию! Слушая высказывания детей о Родине, дружбе, человечности не перестаем удивляться их детской непосредственности. Лукавить перед детьми невозможно! Они все чувствуют и уже многое понимают!
Размышляя над собственной педагогической деятельностью и деятельностью своих коллег, суммируя свой опыт работы и обсуждая эти вопросы с коллегами на форумах и конференциях, приходим к выводу о сути образования как созидания образа человека — человека культуры, нравственной и истинно духовной личности. В завершении хотелось бы процитировать слова В.Г. Белинского: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» [2].
Литература
1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л.; Изд-во: Наука. Ленинградское отделение. 1972 г. — Т.24, С.115.
2. Цитаты о нравственности и нравах // Millon Statuov [Электронный ресурс] URL: http://millionstatusov.ru/aforizmy/nravstvennost.html
3. Власова Т.И. Духовно ориентированное воспитание школьников. — Ростов н/Д, 2010.
4. Толстой Л.Н. — цитаты, высказывания и афоризмы // URL: http://www.omg-mozg.ru/tolstoy.htm
5. Толстой Л.Н. Цитаты, высказывания и афоризмы // URL: http://media-mera.ru/artistic/wisdoms/about_moral (дата обращения 17.12.2015).
6. К 150-летию со дня рождения А.П. Чехова // URL: http://bibnout.ru/chehov/p35aa1.html