Тогда наращенная сумма 8=Я+Я(1+1)+Я(1+1)2+...+Я(1+1)п-1 определяется последней строкой таблицы как сумма первых п членов геометрической прогрессии с первым членом Я и знаменателем д=1+г , значит,
5 = Я
(дп -1)
С другой стороны, дисконтированием платежей получаем современные величины
VI =
я
V,
я
1 +1.
(1 + ()
г ^
я
(1 + ()■
Суммируя их с использованием формулы суммы членов геометрической прогрессии, получаем
А = Я
1 - Ч
современную величину:
. Следует заметить, что
А = 5 д
5 = Ад
А дп = Я
(дп -1)
и-
Если воспользоваться последней формулой, то задача решается весьма
1д»-1 *
просто:
^ Д . Округление до целого приведет к ответу 1 Задача может быть решена и способом прямого подсчета. При этом необходимо производить достаточно большие вычисления и экономическое содержание задачи сужается.
Выводы. Из рассмотренных примеров видно, насколько могут быть многогранны и глубоки межпредметные связи математики и экономики. Поэтому математика может выступать как инструмент формирования экономического мышления учащихся средствами учебного материала. А интегрированные уроки по математике и экономике являются базой реализации метапредметных образовательных технологий, инструментом в решении проблем разобщенности, оторванности друг от друга предметов. Описанный подход эффективно реализуется в рамках подготовки к ЕГЭ. В заключение следует отметить, что не менее важны и обширны межпредметные связи математики и с другими науками.
Литература:
1. Матвеев С.Н. Математическое обеспечение организации экспериментальной деятельности преподавателя / Антропова Г.Р., Матвеев С.Н. // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования (14 ноября 2016 г)». г. Елабуга, 2016 - С. 210-212. - Режим доступа: http://kpfu.rU/portal/docs/F954766333/PROBLEMY.I.PERSPEKTIVY.s.ann1.pdf
2. Матвеев С.Н. Математическая статистика как инструмент организации экспериментальной деятельности студентов и управления качеством образования / Антропова Г.Р., Матвеев С.Н. // Международная научно - практическая конференция «Информационные технологии. Автоматизация. Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров (ИТАП-2016)». -Набережные Челны, 2016. - С. 39-46.
3. Матвеев. С.Н. Задачная форма организации метапредметной деятельности при изучении планиметрии / Матвеев С.Н. // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 7. - С. 77-79.
4. Матвеев С.Н. Математическое обеспечение экономического образования / Матвеев С.Н. // И 73 IX Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования: вызовы современности». - Казань: ЕБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования (редакционно-издательский отдел), 2013. - С.196-201.
5. Терюкова Т.С. Достоинства и недостатки междисциплинарного подхода в экономическом образовании / Экономика в школе, № 1, 2011, С. 25-27.
6. ЕЕЭ-2018: Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.В. Ященко.- М.: Изд-во «Национальное образование», 2018. - 256 с.
п
Педагогика
УДК 37.07
доктор педагогических наук, профессор Матвиевская Елена Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук Леденева Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗО-ВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация. Тенденции компетентностного подхода в высшем образовании обуславливают изменения в магистерском образовании. Основными направлениями проблемных областей в профессиональной подготовке магистров сегодня становятся оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы (компетенций), использование современных образовательных технологий, организация практико-ориентированной образовательной среды. В статье раскрываются основные способы и подходы к решению данных проблем, обосновываются пути развития отечественного магистерского образования, раскрываются перспективы прикладной магистратуры.
Ключевые слова: магистерское образование; отечественная магистратура; высшее образование.
Annotation. The patterns of the competency-based approach in higher education bring about changes in the Master's degree education. The most challenging issues in professional training of Master's degree students are, currently, evaluating the results of mastering the Major Professional Education Program (competencies), using modern educational technologies, designing practice-oriented educational environment. The article describes the main methods and approaches to solving these problems and explains some trends in the Master's degree education development in Russia. It also shows some prospects of the applied Master's degree education.
Keywords: Master's degree education; domestic magistracy; higher education.
Введение. Компетентностный подход в подготовке магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» обуславливает оценку качества сформированное™ компетенций через индивидуально-ориентированные, разноуровневые практические задания. Разработка компетентностно-ориентированных заданий требует нового осмысления содержания компетенций магистранта, процесса профессиональной подготовки по отдельному профилю магистратуры и особенностей магистерского образования в целом.
Вместе с тем, академическая магистратура становится невостребованной, т.к. сегодня работодатель ориентируется на профессиональный стандарт и те трудовые функции, которые способен выполнять выпускник вуза. При разработке основной профессиональной образовательной программы магистратуры крайне необходимо учитывать область профессиональных задач, которые магистр будет решать на работе. В условиях инновационных процессов в образовании педагогическая магистратуры ориентирована на подготовку инновационных специалистов, имеющим ценностное отношение к инновационной деятельности в образовании, проявляющих инициативность в поиске решений современных проблем науки и образования, владеющих способами самостоятельно работы в поиске, освоении и распространении инновационных идей. Таким образом, возникает необходимость формулировки новых специальных профессиональных компетенций, оценка которых происходит на основе компетентностно-ориентированных заданий в контексте инновационной деятельности в образовании.
Подготовка магистранта к инновационной деятельности по программе «Педагогическая инноватика» ориентирована на формирование и оценку следующих специальных профессиональных компетенций: 1 -способность осуществлять профессиональную деятельность с учетом деонтологической этики педагога-инноватора; 2 - готовность исследовать, организовывать и оценивать образовательную среду с применением научно-методического обеспечения качественного образования в условиях педагогической инноватики. Перед системой высшего образования, в этой связи, возникают вопросы: как оценивать формируемые профессиональные компетенции? Какие тенденции влияют на профессиональную подготовку магистранта? Какая образовательная среда необходима для формирования и оценки данных профессиональных компетенций?
Цель статьи: представить основные тренды магистерского образования в России на примере направления 44.04.01 Педагогическое образование.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в научной литературе сложилась определенная картина представления магистратуры в России как фундаментальной, узкоспециализированной профессиональной подготовки, предусматривающей овладение субъектным опытом профессиональной деятельности в контексте определенной ее отрасли (проектная, методическая, исследовательская, культурно-просветительская, инновационная, педагогическая и др.). Так, в трудах А.П. Тряпицыной и Н.В. Чекалевой акцентируется внимание на исследовательской составляющей магистратуры, формировании исследовательской компетентности и исследовательского мировоззрения [7, 8]. Такое парадигмальное понимание исследовательской направленности магистерского образования позволяет сделать вывод о ведущей роли научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки магистранта.
В этой связи профессиональные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта в аспекте подготовки магистранта к научно-исследовательской деятельности, выступают стержневыми: ПК 5 способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; ПК 6 готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.
Разработка компетентностно-ориентированных заданий в фондах оценочных средств по данным компетенциям предполагает раскладку декомпозиции на знание, умение и владение. Например, в профессиональной компетенции «ПК 5» данная декомпозиция для направленности «Педагогическая инноватика» представлена следующим образом: владеть: навыками систематизации, обобщения и распространения научной информации, способами библиографической работы, навыками обработки полученных результатов, анализа их и составления плана-проекта научной работы, инновационными методами организации научной деятельности, инновационными способами решения современных проблем науки и образования на основе анализа научных исследований; уметь: планировать индивидуальную научно-исследовательскую деятельность с учетом поиска и отбора информации по современным проблемам образования; выбирать и обосновывать методологический подход в педагогическом исследовании, определять научный аппарат исследования; обосновывать научную новизну и необходимость собственного научного исследования; обосновывать социокультурные предпосылки возникновения исследуемой проблемы в собственном научном исследовании; знать: сущность и механизм научно-исследовательской деятельности; основные направления государственной политики в сфере науки и образования особенности написания научно-исследовательской работы в магистратуре; дидактическое обоснование научного исследования на основе анализа современных педагогических исследований.
Таковы требуемые образовательные результаты профессиональной подготовки магистранта по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Рассмотрим основные проблемы достижения данного результата в магистерском образовании.
Первое. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по данным компетенциям ориентирована на содержание дисциплин «Педагогическая эргология», «Инновационные процессы в образовании», «Проектирование персональной образовательной среды». Примерами таких заданий могут быть следующие:
1. Обоснуйте конструкты образовательной среды: «поле дискурса», «поле активности», «поле ресурсов», «поле процесса» на основе монографии Т.В. Менг.
2. Разработайте технологическую карту инновационной деятельности педагога с учетом его деонтологической культуры. Пример карты: ключевая проблема, вызвавшая инновационную деятельность;
-авторское понимание цели инновационной деятельности; -содержание (основные направления) инновационной деятельности; -формы организации инновационной деятельности;
-ресурсная база инновационной деятельности (материальные, кадровые, информационно-методические ресурсы);
-средства и методы диагностики качества/успешности инновационной деятельности; -конкретные результаты (достижения) инновационной деятельности; -свидетельства распространения опыта инновационной деятельности; -перспектива продолжения/развития инновационной деятельности; -общая оценка эффективности инновационного процесса.
Темы технологических карт: «Цели и приоритеты инновационной деятельности в России (по материалам нормативно-правовых документов)», «Содержание инновационных процессов образования (на примере российских и/ или зарубежных ОУ)», «Инновационные образовательные технологии (авторские или системные)», «Инновационные методы оценки качества образования», «Методика оценки эффективности инновационных процессов (на примере российских и/или зарубежных ОУ)», «Инновационные модели образования (на примере российских и/или зарубежных ОУ)», «Обеспечение качества (в школе, вузе, техникуме) (на примере российских или зарубежных ОУ)», «Компетенции учителя в инновационной школе (на примере российских и/или зарубежных ОУ).», «Управление инновационными процессами в образовании (на примере российских или зарубежных ОУ)», «Социальное партнерство в образовании (на примере российских или зарубежных ОУ)».
3. Составьте дорожную карту «Образование будущего» на основе трендов Форсайт-проекта «Образование 2035».
4. Сконструируйте модель организации инновационной деятельности в школе в персональной образовательной среде.
5. Создайте личный блог, посвященный проблеме вашего диссертационного исследования. Компетентностныо-ориентированные задания магистранта должны учитывать специфику трудовых
функций, прописанных в профессиональных стандартах [6]. Так, например, для направленности «Педагогическая инноватика» выбраны профессиональные стандарты, которые соответствуют профессиональным и специальным профессиональным компетенциям:
Компетенция «Способность осуществлять профессиональную деятельность с учетом деонтологической этики педагога-инноватора (ПСК-1)» соответствует трудовым функциям профессиональных стандартов: Научный работник (эффективно взаимодействовать с коллегами и руководством), Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (разрабатывать и обновлять рабочие программы и учебно-методические комплексы учебных дисциплин, курсов программ бакалавриата и ДПП), Руководитель образовательной организации (управление проектами (процессами) в организации).
Компетенция «Готовность исследовать, организовывать и оценивать образовательную среду с применением научно-методического обеспечения качественного образования в условиях педагогической инноватики (ПСК-2)» соответствует трудовым функциям профессиональных стандартов: Менеджер по инновациям (организация разработки планов инновационной деятельности), Преподаватель (разрабатывать и обновлять рабочие программы и учебно-методические комплексы учебных дисциплин, курсов программ бакалавриата и ДПП).
Таким образом, при разработке компетентностно-ориентированного задания необходимо учитывать специфику профессиональной деятельности (инновационную деятельность), требования профессионального стандарта и общую направленность профессиональной подготовки магистранта. Современный университет выступает ресурсным центром подготовки инновационного специалиста в области образования, поэтому ведущей профессиональной деятельностью магистра выступает инновационная деятельность, контекст которой должен прослеживаться в формулировке заданий по оценке сформированное™ компетенций.
Второе. Помимо проблемного поля оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы в аспекте сформированное™ профессиональных и специальных профессиональных компетенций, существенное внимание следует уделить использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе магистратуры. В основном сегодня преподаватели магистратуры реализуют контекстное обучение, технологии кейс-стади и проблемное обучения. Однако, в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» особый акцент в образовательном процессе необходимо делать на информационно-коммуникационные технологии.
Технологизация и информатизация образования предопределили одним из условий магистерской подготовки использование информационно-образовательной среды для эффективной коммуникации магистранта-преподавателя-руководителя магистерской программы. В этой связи систем Moodle как платформа электронного информационно-коммуникационного взаимодействия внедряется повсеместно в педагогические университеты. Использование данной платформы требует от субъектов образовательного процесса высокого уровня информационной компетентности.
По результатам анализа сформированное™ информационной компетентности преподавателя высшей школы учеными Казахского государственного женского педагогического университета было определено, что компьютерная грамотность развита у 43,6% преподавателей педагогических вузов, а медиаграммотностью владеют - 32,9% [5]. В тоже время процент преподавтелей старше 65 лет составляет 17,7, а второй по численности возрастной категорией в вузе остается 20,2% преподавателей (50-59 лет.) [4]. В этой связи актуальным становится проведение сессии курсов повышения квалификации по работе в электронной информационно-образовательной среде через систему Moodle. В решении данной проблемы в университетах проводятся курсы, с участием преподавателей и магистрантов: наполнение учебной информацией, разработка вариативных заданий, системы их оценивания (в баллах, шкалах и отметках), системы тестовых заданий, запись онлайн лекций и дополнительных видео-материалов, ссылки на полезные источники и др.
В этой связи внедрение в магистерское образование современных информационных технологий становится важной задачей модернизации высшего образования, т.к. данный процесс требует высокой
степени готовности профессорско-преподавательского состава к работе в условиях информационно-образовательной среды, качественного материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения вуза, а также сформированность информационной компетентности субъектов образовательного процесса в магистратуре. Наиболее распространенными информационными технологиями в магистратуре сегодня выступают smart-технологии (интерактивные доски, учебники с гипертекстом, веб-квест). Разработчики дорожной карты Форсайт «Образование 2030» утверждают, что информационные технологии, прежде всего, сегодня базируются на концепции «нейронета», который выступает интеллектуально-интерактивной платформой предоставления информации, симмуляционного обучения, виртуальной реальностью получения безопасного практического опыта различных видов деятельности [1].
Третье. Практико-ориентированность современного образования находит свое отражение и в магистерской подготовке в аспекте создания особой образовательной среды, в которой осуществляется взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Учитывая особенность магистратуры в части составления учебного плана (более 50% отводится на практики), организация учебной и производственной практик магистрантов должна проходить в новом формате - в активной практико-ориентированной образовательной среде.
Опыт Российского государственного педагогического университета, Омского государственного педагогического университета и Башкирского государственного педагогического университета в работе с магистрантами на практиках показывает, что базами данных практик выступают школы, колледжи и вузы-партнеры, в которых создаются рабочие группы «магистрант - преподаватель - работодатель - педагог (школы, колледжа, вуза)» для решения практико-ориентированных задач учебной и производственной практики магистранта [3]. В результате каждой практики, как правило, проводятся итоговые конференции, идея которых исходит из основной проблемы, решаемой магистрантом на практике. Активная практико-ориентированная среда в данном случае предоставляет возможности становления профессиональных связей, реализации профессионального взаимодействия субъектов образовательной практики, а также развитию мотивации к будущей профессиональной деятельности.
По данному вопросу сегодня проводятся исследования Высшей школы экономики под руководством А.Г. Каспржака и С.П. Калашникова. Так, исследователь отмечает необходимость разработки основной профессиональной образовательной программы прикладной магистратуры , т.к. выпускники академической -готовы только для поступления в аспирантуру и продолжения научно-исследовательской деятельности [2]. Справедливо будет отметить, что прикладная магистратура позволит готовить специалистов узкого профиля под заказ работодателя, что обеспечит не только высокий контингент обучающихся, но и повысит показатели эффективности деятельности педагогических вузов.
Выводы. Решение современных проблем современной магистратуры в России лежит в разных направлениях деятельности преподавателей, руководителей вуза и самих магистрантов. Модернизация педагогического образования вносит своевременные изменения в образовательный процесс магистратуры и совершенствует его в указанных проблемных полях.
Литература:
1. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. «Образование 2030» вызов системе образования. 2. Форсайт образования смена модели детства? // Вестник НГПУ. 2014. - №2 (18). - С. 133-149
2. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры / А.Г. Каспржак, С.П. Калашников / Университетское управление: практика и анализ. - 2016. -№ 2 (102). - С. 14-25
3. Леденева A.B. Инновационные площадки как средство развития профессиональной активности магистранта / A.B. Леденева / Современные проблемы инновационного развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 138-141.
4. Пугач В. Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? // Высшее образование в России. - 2017. - №1. - С. 47-55
5. Салгараева Г.И., Токтагулова Г.Б., Ыскак Г.Т. Информационная компетентность преподавателя высшей школы // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6-1. - С. 198-202
6. Смирнова С. И.К вопросу о преемственности Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (направление «Педагогическое образование») и профессионального стандарта педагога // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - №3 (11). - С. 26-39
7. Тряпицына А.П. Особенности проектирования образовательного процесса в современной магистратуре / А.П. Тряпицына / в сборнике: Педагогическая наука и современное образование Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Редакторы: И. В. Гладкая, С. А. Писарева; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт педагогики. - 2017. - С. 151-160.
8. Чекалева Н.В. Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования / Н.В. Чекалева / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. -С. 224-236
Педагогика
УДК: 37.04
кандидат биологических наук, доцент Меерзон Татьяна Ивановна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ
ПРОЦЕССУ
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические и физиологические особенности адаптационного процесса студентов первых лет обучения в вузе с разными типами функциональной асимметрии мозга. Обозначены перспективы использования индивидуального профиля межполушарной асимметрии в процессе обучения для повышения эффективности адаптационных возможностей студентов.
Ключевые слова: адаптация, трудности первого года обучения, функциональная асимметрия мозга, индивидуализация обучения.
Annotation. The article deals with psychological, pedagogical and physiological features of the adaptation process of students of the first years of study in high school with different types of functional asymmetry of the brain. The prospects of using the individual profile of interhemispheric asymmetry in the learning process to improve the efficiency of adaptive capacity of students are outlined.
Keywords: adaptation, difficulties of the first year of study, functional asymmetry of the brain, individualization of training.
Введение. На современном этапе развития высшего образования актуализировалась проблема адаптации студента к условиям обучения. Поступление в вуз, новая социальная и бытовая среда, отличные от школьных отношения со сверстниками, специфическая система обучения, возросшая самостоятельность и ответственность, обуславливают те трудности, с которыми сталкиваются первокурсники. Происходит конфронтация выработанного годами школьного стереотипа и новыми условиями существования и обучения, в результате чего может появиться более низкая успеваемость, чем в школе, трудности в общении и поиске друзей, принятии взглядов и убеждений новой группы.
Установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую вузовскую среду. Начало занятий, установление взаимодействия с преподавателями и студентами, устройство быта включает студента в сложную систему адаптации.
В последнее время пристальное внимание педагогов и психологов привлекают нейропсихологические исследования по латеральной специализации полушарий с целью оптимизировать обучение для людей с различными психологическими особенностями личности. Новая концепция педагогики заключается в том, что нет людей, неспособных к обучению, есть метод преподавания, который им не подходит. Учитывая огромный объем данных современных научных исследований медицины, психологии, биологии, физиологии и других наук об особенностях личности человека, ставит на первый план задачи и выбор тех критериев, которые будут оказывать наибольшее влияние на процесс обучения и адаптации.
Формулировка цели статьи. Изменение окружающей среды формирует адаптационную доминанту, которая стимулирует организм к поиску в новых условиях биологически целесообразных реакций. Ее формирование изменяет такие фундаментальные свойства мозга, как когнитивные способности личности, память, эмоции, и способности к адаптации в социуме и функциональную асимметрию мозга.
В исследованиях доказано, что состояние межполушарной асимметрии мозга вносит существенный вклад в формирование адаптации в процессе обучения. Успешное прохождение адаптационного периода студентом влияет на систему социальных взаимоотношений и взаимодействий студента на 1-2 курсах, формируя положительное эмоциональное состояние, его стрессоустойчивость и успешность обучения [3].
В нашей работе мы поставили цель выявить особенности адаптации и функциональной асимметрии мозга студенток 1-2 курсов направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование.
Изложение основного материала статьи. Одна из важнейших задач вуза - проводить работу со студентами первых курсов, направленную на своевременную и успешную их адаптацию к новой системе обучения, социальным отношениям и усвоение новой роли - студента. Для описания феномена адаптации существует множество определений.
Адаптация предполагает содружество психологических и физиологических реакций организма человека в его приспособлении к окружающим условиям среды, и способствующих сохранению постоянства внутренней среды, динамического равновесия личности, социальной группы и социальной среды.
Адаптация может быть рассмотрена и как процесс взаимодействия человека и окружающей среды, результатом которого является выбор стратегии и модели поведения, соответственно условиям и меняющимися в этой среде. Модель адаптационного процесса личности содержит следующие стадии:
• Уравновешивание обуславливает установление равновесия между индивидом и средой, формирование взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
• Псевдоадаптация включает в себя с одной стороны внешнюю приспособленность к обстановке, с другой - отрицание ее требований и норм.
• Приноравливание это принятие и признание основных ценностей новой среды.
• При уподоблении происходит психическая переориентация личности, преобразование ее прежних установок, ориентации и взглядов.
• Условность такая модели предполагает, что ее стадии могут выступать одновременно либо взаимозаменяться [4].
Взаимоотношения студента первого курса, его учебной группы в процессе адаптации проходят несколько стадий. На начальной стадии индивид, получая информацию о правилах и нормах поведения в новой социальной среде, не готов принять и признать новую систему ценностей и поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей. На стадии терпимости формируется взаимная терпимость между индивидом, группой к образцам поведения и системе ценностей новой среды. Стадия аккомодации характеризуется принятием и признанием индивидуумом системы ценностей новой среды и одновременным