Научная статья на тему 'Магистерское образование как обучение взрослого человека'

Магистерское образование как обучение взрослого человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTILEVEL HIGHER EDUCATION / MAGISTER EDUCATION MODEL / EDUCATION OF ADULTS / PROFESSIONAL TEACHING OF ADULTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Лариса Ивановна

В статье раскрываются основные черты магистерского образования как образования взрослых, определены принципы отбора содержания и организации магистерского образования, выявлена сущность новых ролей преподавателя в магистерском образовании в связи с изменением позиции студента-магистранта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magister education as an adult teaching

The article discloses main features of the magister education as education of adults, determines selection principles for content and organization of magister education, reveals the essence of new roles of a teacher in magister education in connection with changing the position of a student-magistrant

Текст научной работы на тему «Магистерское образование как обучение взрослого человека»

СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Л. И. Лебедева

(Санкт-Петербург)

МАГИСТЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье раскрываются основные черты магистерского образования как образования взрослых, определены принципы отбора содержания и организации магистерского образования, выявлена сущность новых ролей преподавателя в магистерском образовании в связи с изменением позиции студента-магистранта

Существование отечественной системы высшего профессионального образования в поле Болонского процесса показало, что формальный переход на уровневую систему не позволяет в полной мере отвечать вызовам общества, запросам рынка труда, потребностям людей. Особое внимание следует уделить развитию магистерского образования, так как магистратура является оперативной формой подготовки современных специалистов.

Анализ опыта реализации магистерского образования ведущими вузами страны позволил выделить несколько организационных моделей магистерского образования:

- модель «Галактика». Магистранты, осваивающие магистерскую программу российского вуза, могут одновременно осваивать программы зарубежных вузов;

- модель «Дерево». Каждая магистерская программа включает несколько маршрутов: теоретическую и прикладную подготовку;

- модель «Комплиментарность». Магистерская программа реализуется на базе двух вузов: российского и зарубежного.

Практика реализации современного отечественного магистерского образования выявило ряд проблем, которые с разной долей успешности, решаются в настоящее время.

Анализ результатов анкетирования магистрантов РГПУ им. А. И. Герцена показал, что студенты считают негативным использование в магистерском образовании репродуктивных технологий обучения, невозможность транспонирования теоретических знаний в практическую деятельность, «неравновесность» взаимодействия «преподаватель-студент».

Совершенно очевидно, что современные студенты, которые обучаются в магистратуре, имеют другой статус, отличающийся от статуса студентов в моноуровне-вой системе образования.

Студенты-магистранты - это специалисты, имеющие высшее профессиональное образование (диплом бакалавра), определенный профессиональный опыт. Студенты поступают в магистратуру в возрасте 21-22 года. Данный возраст магистрантов определяется исследователями как период «достижения», когда личность использует

интеллектуальные способности, чтобы начинать карьерное восхождение и избрать стиль жизни, то есть данный период жизнедеятельности может рассматриваться как период ранней взрослости.

Взрослому человеку принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения, следовательно, он рассматривается не как обучаемый, а как обучающийся:

- взрослый стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

- взрослый обладает всесторонним опытом, который используется как источник обучения;

- взрослый обучается, чтобы решить важную жизненную проблему, для достижения конкретной цели;

- взрослый стремится к безотлагательному применению полученных знаний, умений, навыков, а также компетентных способов будущей профессиональной деятельности ;

- образовательная деятельность

взрослого обучающегося детерминируется разными факторами (временными, пространственными, социальными, бытовыми, профессиональными), которые могут как ограничивать, так и способствовать процессу образования [3].

Исследователи в области профессионального обучения взрослых (С. Г. Вер-шловский, В. В. Горшкова, С. И. Змеев, А. Е. Марон и др.) отмечают, что при обучении взрослых необходимо приоритетно учитывать активность, стремление к самостоятельной работе, обращаться к их опыту (учебному, профессиональному, социальному и т.д.) и в целом воспринимать взрослого магистра как субъекта непрерывного профессионального образования.

Совершенно очевидно, что понимание современного магистерского образования как образования взрослых, требует опоры на новые принципы образования, использования инновационных технологий организации образовательного процесса. При таком подходе традиционные основы отбора содержания магистерского образования (фундаментальность, научность, системность и т.д.) дополняются новыми принципами:

- активной субъективности. В магистерском образовании этот принцип позво-

ляет учитывать в процессе обучения индивидуальные особенности студентов во всех формах и методах обучения и реализуется через создание студентом своего образовательного маршрута. Индивидуализация образовательного маршрута студента в магистратуре возможна тогда, когда магистрант становится активным участником организации собственного образования;

- аккумуляции опыта как источника обучения. Студент, который приходит учиться в магистратуру уже накопил определенный учебный, социальный, профессиональный опыт, который используется обучаемым для выстраивания собственной образовательной траектории;

- контекстно-компетентностного обучения (А. А. Вербицкий). Для магистерского образования как образования взрослых, характерно то, что обучение магистранта ориентируется не только на конкретные, важные для человека цели, которые позволяют выполнять социальные роли, либо совершенствовать личность, но и учитываются особенности деятельности (профессиональной, социальной, бытовой), которые влияют на процесс образования. Современные студенты при поступлении в вуз ориентируются, прежде всего, на определенное направление (естественнонаучное, гуманитарное и т.д.), затем происходит выбор профиля обучения, который является основой для определениия специальности, либо квалификации при продолжении обучения в магистратуре.

- полифункциональности магистерского образования. Подготовка магистранта осуществляется по нескольким аспектам: научно-исследовательскому, профессиональному. Важно подчеркнуть, что эти аспекты магистерской подготовки взаимосвязаны между собой. В зависимости от направления магистерской программы, каждый из них может становиться ведущим, определяющим при построении маршрута магистранта. Реализация данного принципа способствует наращиванию профессионального опыта, обеспечивает постоянное обновление профессиональных знаний и профессиональную мобильность.

- возвратности и дискретности высшего образования. Многоуровневая система в условиях непрерывного образования по-

зволяет выпускнику, получившему бакалаврское образование, приобрести, накопить опыт профессиональной деятельности, а затем продолжить обучение в магистратуре через некоторое время;

- модульности образования. Реализация модульной организации позволяет магистранту выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, исходя из личностно-профессиональных интересов, планировать собственную учебную и исследовательскую деятельность, нести ответственность за результаты образования.

Возможность выбора основных и дополнительных программ в магистратуре позволяет студенту реализовать индивидуальные планы, способствует его профессиональному самоопределению.

Магистрант при освоении магистерской программы имеет определенную свободу выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств обучения.

Выбор образовательных технологий обусловлен особенностями организации магистерской подготовки (малочисленность учебных групп, «взрослостью», преобладание внеаудиторной работы, развитие профессионального опыта, подготовка к исследовательской деятельности). Современные исследователи выявляют следующие сущностные черты педагогической технологии: планируемость результата

обучения; воспроизводимость, управляемость, эффективность.

Для магистерского образования как личностно-ориентированного образовательного процесса на основе адаптации научных идей И. С. Якиманской, можно выделить основные требования к разработке учебно-методического обеспечения педагогических технологий:

- направленность учебного материала на субъектный опыт магистранта и постоянное его преобразование;

- активное стимулирование магистранта к деятельности, обеспечивающей возможности самообразования, саморазвития, самовыражения;

- контроль и оценка не только результата, но и «наращивания» профессионального опыта студента, который он приобретает в процессе магистерского образования.

Для образования взрослых деятельно-

стный подход является ведущим, что определяет применение таких технологий в магистерском образовании, которые обеспечивают активное участие магистранта в образовательном процессе. Выбор технологии магистерской подготовки обусловлен не только решением образовательных задач, но и обеспечением трансформации профессионального опыта.

Среди общих технологий магистерской подготовки можно выделить такие, как: консультирование, технологии профессионально-личностного роста, командной работы, проектные технологии, мини-исследования, проекты, участие в научных лабораториях, технологии профессионального роста (кейсы), модельные, имитационные занятия. Выявлено, что применение данных технологий не только способствует активизации студентов, но продуктивности их образовательной деятельности.

Магистерское образование как образование взрослых перестраивает взаимодействие «преподаватель-студент». Преподаватель становится партнером магистранта, его консультантом. Сопровождение студента в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом, рассматриваются исследователями как педагогическое консультирование. В процессе консультирования преподаватель принимает на себя разные роли -консультанта, тьютора, модератора, супервизора, наставника [5].

Современный тьютор в вузе - это советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях. Тьютор проводит очные и заочные семинары, консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Задачей тьютора является также проведение групповых тью-ториалов (семинаров) для корректировки процесса самостоятельных занятий, освоения эффективных методов работы и обмена опытом. На тьюториалах широко применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговой штурм».

В современном образовании взрослых достаточно активно используется такая

технология сопровождения, как модерация. Преподаватель-модератор помогает магистрантам организовать свободное групповое общение, обмен мнениями, суждениями, подводит студента к принятию самостоятельного решения. «Модератор - авторитет процесса, а не содержания». Модератор помогает обучающемуся раскрыть свой внутренний потенциал: выявить скрытые возможности и нереализованные умения в образовательном процессе, используя визуализацию, вербализацию, презентацию, обратную связь.

Преподаватель в магистратуре также выступает в роли консультанта- супервизора и обеспечивает творческую самореализацию магистранта, способствует формированию продуктивных профессиональных и межличностных отношений между участниками образовательного процесса при помощи индивидуального и группового консультирования. Супервизия (англ. supervising) - наблюдение, руководство. Исследователи (М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, А. Г. Ширин) считают, что супервизия оказывает влияние на профессиональное поведение и систему отношений [4].

Современное магистерское образование характеризуется открытостью: магистранты активно участвуют во внеаудиторной образовательной деятельности, общественной деятельности, в профессиональных проектах и т.д. При такой организации образовательного процесса преподаватель становится наставником. При наставничестве как форме сопровождения студента профессиональные отношения носят неформальный характер. Роль наставничества в настоящее время возрастает, так как оно не связано формальными жесткими формами и методами, включается как в контекст профессиональной деятельности, так и вне ее; исходит из личностных особенностей и индивидуальных потребностей, интересов студента; предполагает обратную связь. Преподаватель-наставник анализирует, учитывает информацию, которая идет от магистранта.

Необходимо подчеркнуть, что понимание магистерского образования как образования взрослых предполагает изменение организации образовательного процесса в магистратуре, позиций студента и преподавателя, характера их взаимодействия.

Литература

1. http://www.mifp.ru/pedagogika/pvsah/1_1.htm

2. http://www.newizv.ru/news/2008-05-19/90176/

3. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. - СПб., 2004, с.54-67.

4. Певзнер М. Н. и др. Стратегический менеджмент вуза / Под ред. А. Л. Гаврикова. - В. Новгород, 2003.

5. Педагогическое консультирование // Под ред. В. А. Сла-стенина и И. А. Колесниковой. - М., 2006.

6. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития высшего педагогического образования / Человек и образование.

- №1. - 2008.

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.