DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_1_96 УДК 334.726
Филатов Владимир Владимирович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Михайлова Анна Евгеньевна,
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики, учета и анализа хозяйственной деятельности, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
Кожина Вероника Олеговна,
доцент кафедры менеджмента, Московский международный университет, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Дубов Иван Владимирович,
Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены современные проблемы корпоративного управления ПАО «Лукойл». Установлено, что в организации представлена англо-американская модель корпоративного управления, для которой характерен одноуровневый совет директоров, в который входят, в частности, исполнительные директора - непосредственные управленцы. Установлено, что в сегменте «переработка, торговля и сбыт» у ПАО «Лукойл» имеется восемь основных направлений. Определены основные типы сценариев развития. Показано, что основные финансовые показатели компании во многом зависят от конъюнктуры и достаточно волатильны: соглашений ОПЕК+, биржевых цен на нефть, а также таких неденежных статей, как курсовые разницы и обесценивание активов. Определены сильные стороны компании - низкая долговая нагрузка и диверсификация бизнеса, прогрессивная для акционеров дивидендная политика. На продажу идут продукты переработки с высокой добавленной стоимостью, большую часть денег компания зарабатывает за рубежом в валюте.
Ключевые слова: управленческий анализ; принципы корпоративного управления; транснациональные корпорации (ТНК); рынок добычи и переработки нефти.
UDC 334.726
Filatov Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University. Named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАО «ЛУКОЙЛ»
Mikhailova Anna Evgenievna,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Accounting and Analysis of economic activity, Industries institute named afterS. M. Kirov, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
Kozhina Veronika Olegovna,
Associate Professor, Department of Management, Moscow International University, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Dubov Ivan Vladimirovich,
Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Y. M. Luzhkova, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
MODERN PROBLEMS OF CORPORATE GOVERNANCE OF PJSC "LUKOIL"
The article deals with modern problems of corporate governance at PJSC "Lukoil". It was found that the organization is represented by the Anglo-American model of corporate governance, which is characterized by a one-tier board of directors, which includes, in particular, executive directors - direct managers. It has been established that PJSC Lukoil has eight main directions in the refining, trade and sales segment. The main types of development scenarios have been identified. It is shown that the main financial indicators of the company largely depend on the market environment and are quite volatile: OPEC + agreements, exchange oil prices, as well as such non-monetary items as exchange rate differences and asset depreciation. The strengths of the company were identified - low debt burden and business diversification, a progressive dividend policy for shareholders. They sell processed products with high added value; the company earns most of the money abroad in foreign currency.
Keywords: management analysis; principles of corporate governance; transnational corporations (TNCs); oil production and refining market.
ПАО «Лукойл» основана в 1991 г., представлена на четырех континентах и в тридцати пяти странах мира, основные активы компании сосредоточены в России, где она занимается разведкой и добычей нефти и газа. Доказанные запасы компании на начало 2021 г. составляли 15,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента: 22,2 трлн кубических футов газа и 11,7 млрд баррелей нефти [4].
Это огромная вертикально интегрированная нефтегазовая компания, которая контролирует 1 % доказанных мировых запасов и обеспечивает по 2 % общемировой добычи и переработки нефти [1].
ПАО «Лукойл» - один из лидеров отрасли, очень крупный, стабильный и хорошо диверсифицированный бизнес, обладающий запасом прочности, контролирует всю цепочку производства, от разведки до продажи продукции конечному потребителю [2; 22].
Компания выступает одним из основных кандидатов для включения в портфель инвестора в российский нефтегазовый сектор
и, по мнению многих экспертов, является несколько переоцененным относительно конкурентов [5].
Современные транснациональные корпорации - это очень сложные организационно-экономические системы, они функционируют, приносят что-то новое в наш мир, создают и распределяют блага. Но каковы они изнутри? Как и в наших организмах, их работу обеспечивает комплекс жизненно необходимых органов. Только в случае с компанией это собственники, инвесторы и менеджеры, рабочие и обслуживающий персонал. Однако ключевым отличием корпорации от живого организма является наличие трансакции управления. Взаимодействие между сторонами основано на праве одной из них отдавать приказы (команды) и обязанности другой подчиняться этим указаниям. Таким образом, в трансакции управления одна из сторон обладает правовым преимуществом.
Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрокра-
тических организациях, а в более широком плане - во внутрииерархических отношениях. Одними из главных в них являются взаимоотношения: собственники - менеджеры (CEO (Chief Executive Officer)), собственники - инвесторы, менеджеры (CEO) - инвесто -ры, собственники - менеджеры (CEO) [8].
Обратимся к менеджерам (CEO) компании. Само название должности CEO (то есть гене -ральный исполнительный директор) не вполне верно. Задача такого руководителя, как и любого менеджера, не связана всецело с исполнением. На самом деле, если директор начинает что-то «приводить в исполнение» или проявлять сильную «активность», значит дела в компании идут неважно. Эффективный директор в большей степени делегирует полномочия своим коллегам. Его задача направлять и корректировать сотрудников. Он определяет общую стратегию компании, принимает решения на высшем уровне, выполняет представительские обязанности. Главная цель CEO - это обеспечить наиболее продуктивную работу организации [10].
Главной целью для инвестора является именно извлечение прибыли с акций организации. Собственник же компании является зачастую ее основателем. Именно он создал этот небольшой семейный бизнес или огромную транснациональную корпорацию. Вопросы стратегии, развития и некоторые другие - вот чем должен заниматься владелец бизнеса. Одной из самых важных функций собственника является создание корпоративной культуры или, другими словами, создание идеологии компании. Владелец должен создать идеологию и постоянно доносить сотрудникам, в чем заключается смысл деятельности компании. Именно эта функция влияет на поднятие мотивации. Корпоративная культура - это то, что несет фирма в массы, то, о чем ты думаешь когда слышишь название фирмы. Более того, владелец создает технологию производства продукта [16].
Основная проблема, возникающая в процессе взаимодействия, - конфликт интересов. Каждый участник системы управления корпоративными финансами преследует свои интересы. В корпорациях все функции управления разделены, как и функции владения. Это способствует более успешному
нахождению баланса между интересами всех вовлеченных лиц [15].
Рассмотрим возможный конфликт между менеджерами и владельцами. Одной из главных целей менеджера должно быть повышение стоимости бизнеса, однако зачастую CEO заботит только собственная выгода. Стоимость бизнеса выражает интересы акционеров корпорации и почти не связана с интересами менеджеров [14].
Но какие плюсы взаимодействия владельца и CEO? Например, принимаемые решения имеют шанс быть рассмотренными с многих сторон, поскольку присутствует плюрализм мнений. Стили управления собственника и наемного менеджера могут взаимно дополнять друг друга при управлении персоналом, обогащая тем самым организационную культуру и при позиционировании компании во внешней среде [13].
«Система корпоративного управления ПАО «Лукойл» направлена на создание и сохранение надежных и доверительных отношений с сообществом инвесторов и акционеров, что способствует дальнейшему увеличению инвестиционной привлекательности Компании» - пишет корпорация на своем официальном сайте [24]. Из данного высказывания и информации, находящейся в открытом доступе, можно сделать следующие выводы. Общее руководство корпорацией осуществляется с помощью совета директоров, комитетов советов директоров и правления. Правление является коллегиальным исполнительным органом, отвечающим за текущее управление и разработку и реализацию общей стратегии развития дочерних обществ Компании. Председателем правления является президент ПАО «Лукойл».
Именно так, созданием органов самоуправления, корпорацией были выставлены рамки взаимоотношения и взаимозависимости всех заинтересованных лиц.
Анализ принципов корпоративного управления ПАО «Лукойл» был проведен согласно форме Отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, которая была рассмотрена и утверждена Наблюдательным советом ПАО Московская Биржа на заседании 27 марта 2020 г. (протокол № 22), табл. 1.
Принципы корпоративного управления Критерии оценки соблюдения принципа корпоративного управления Статус соответствия принципу корпоративного управления Объяснения отклонения от критериев оценки соблюдения принципа корпоративного управления
1. В ходе подготовки и проведения общего собрания акционеры имели возможность беспрепятственно и своевременно получать информацию о собрании и материалы к нему, задавать вопросы исполнительным органам и членам совета директоров общества, общаться друг с другом В отчетном периоде акционерам была предоставлена возможность задать вопросы членам исполнительных органов и членам совета директоров общества накануне и в ходе проведения годового общего собрания Соблюдается частично Годовое общее собрание было проведено онлайн по решению совета директоров, поэтому пункт 1 выполнен частично
2. Установленный обществом порядок ведения общего собрания обеспечивает равную возможность всем лицам, присутствующим на собрании, высказать свое мнение и задать интересующие их вопросы При проведении в отчетном периоде общих собраний акционеров в форме собрания (совместного присутствия акционеров) предусматривалось достаточное время для докладов по вопросам повестки дня и время для обсуждения этих вопросов Соблюдается частично Годовое общее собрание было проведено онлайн по решению совета директоров, поэтому пункт 1 выполнен частично
3. Общество стремится к исключению использования акционерами иных способов получения прибыли (дохода) за счет общества, помимо дивидендов и ликвидационной стоимости В целях исключения акционерами иных способов получения прибыли (дохода) за счет общества, помимо дивидендов и ликвидационной стоимости, во внутренних документах общества установлены механизмы контроля, которые обеспечивают своевременное выявление и процедуру одобрения сделок [...] с заинтересованностью Соблюдается частично
Из приведенной таблицы можно выявить положительную тенденцию к соблюдению принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, однако в такой огромной компании не может выполняться все настолько хорошо и правильно. Далее мы рассмотрим только те принципы корпоративного управления, которые не соблюдаются или соблюдаются частично, и постараемся объяснить их.
Первый серьезный принцип корпоративного управления, который частично не соблюдается в ПАО «Лукойл», - это пункт «Информация о совершении существенных корпоративных действий раскрывается с объяснением причин, условий и последствий совершения таких действий)». В этот (отчетный) год компания совершила уменьшение уставного капитала путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества. При проведении данных действий компания могла не своевре-
менно раскрывать соответствующую информацию.
Следующим интересным принципом корпоративного управления, который частично соблюдается в компании, является пункт «Общество внедрило программу долгосрочной мотивации членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества с использованием акций общества (опционов или других производных финансовых инструментов, базисным активом по которым являются акции общества)». В данной компании разработана собственная программа долгосрочной мотивации ключевых работников Группы «Лукойл», которая предусматривает собственные сроки и условия. Компания считает эти способы и сроки более эффективными для мотивации и формирования заинтересованности у сотрудников.
Таким образом, ПАО «Лукойл» на своем примере показывает, что иногда стоит от-
ходить от общепринятых стандартов и придумывать и разрабатывать что-то свое. Не всегда нужно жестко исполнять план, иногда менеджеры и владельцы находят более выгодные решения за «рамками».
Эффективное корпоративное управление является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности компании. Грамотный корпоративный менеджмент способен вывести компанию на глобальный уровень, наладить работу на всех континентах. Развитие компании невозможно без наличия эффективной структуры, определяющей взаимоотношения совета директоров, исполнительного органа и акционеров, без уверенности инвесторов в том, что их средства разумно расходуются руководством компании и, таким образом, способствуют росту ее капитализации [11].
На систему корпоративного управления огромное влияние оказывает модель. В мире существует минимум две модели корпоративного управления: инсайдерская и аут-сайдерская. Подробно рассмотрим именно инсайдерскую модель. Она представлена в Германии, Японии, Франции и сейчас Россию тоже относят к перечню этих стран. Признаки инсайдерской модели - это небольшое число мажоритарных владельцев, которые контролируют менеджмент и влияют на ее деятельность; роль миноритарных акционеров минимальна; фондовый рынок играет второстепенную роль по сравнению с банковским кредитованием [7].
Рассмотрим систему корпоративного
управления ПАО «Лукойл». На официальном сайте компании сказано: «Система корпоративного управления ПАО «Лукойл» направлена на создание и сохранение надежных и доверительных отношений с сообществом инвесторов и акционеров, что способствует дальнейшему увеличению инвестиционной привлекательности Компании» [25]. Система корпоративного управления в данной компании состоит из совета директоров, правления, собрания акционеров и комитетов советов директоров.
Совет директоров играет важнейшую роль в системе корпоративного управления, осуществляя общее руководство деятельностью компании в интересах ее инвесторов и акционеров. В состав совета директоров входят независимые директора, участие которых в управлении ПАО «Лукойл» позволяет формировать объективное мнение совета по обсуждаемым вопросам, что, в свою очередь, способствует укреплению доверия к компании инвесторов и акционеров. Важнейшей функцией совета директоров является определение приоритетных направлений деятельности компании, стратегическое, среднесрочное и годовое планирование, подведение итогов деятельности. На данный момент в совете директоров 11 членов [21].
Правление является коллегиальным исполнительным органом, отвечающим за текущее управление ПАО «Лукойл» и разработку и реализацию общей стратегии развития дочерних обществ компании. Председателем правления является президент [12].
Рисунок - Основные направления деятельности органов управления ПАО «Лукойл» НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ -
Система органов корпоративного управления представлена в табл. 2
Таблица 2 - Система органов корпоративного управления ПАО «Лукойл»
Вариант структуры Общее собрание акционеров Совет директоров Коллегиальный исполнительный орган Единоличный исполнительный орган
Англо-американская модель корпоративного управления + + + +
В ПАО «Лукойл» представлена англо-американская модель корпоративного управления, для которой характерен одноуровневый совет директоров, в который входят, в частности, исполнительные директора - непосредственные управленцы. Чтобы отделить функции надзора, при совете директоров создаются контрольные комитеты, в которые исполнительные директора не входят. При этом мелкие акционеры не интересуются управлением компанией; сильный ме-
неджмент уравновешивается независимыми директорами. Данная модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров. Данная система корпоративного контроля считается более гибкой и в большей степени приспособленной к риску.
В сегменте переработки, торговли и сбыта у ПАО «Лукойл» имеется восемь основных направлений (табл. 3).
Таблица 3 - Восемь основных направлений ПАО «Лукойл»
Направление Региональное размещение Особенности
1. Переработка нефти Восемь нефтеперерабатывающих заводов: один в России, один в Италии, один в Румынии и один в Болгарии -и доля в 45 % завода в Нидерландах Суммарная мощность - 80,4 млн тонн в год
2. Переработка газа Три газоперерабатывающих завода, находятся в России
3. Нефтехимия Выпуск полимерных материалов и прочих продуктов не -фтехимии на двух нефтехимических заводах в России, а также на двух нефтеперерабатывающих заводах в Италии и Болгарии Экспорт продукции в тридцати странах
4. Производство и реализация масел Производство масел полного цикла на двух нефтепере -рабатывающих заводах в России и смешение масел из готовых компонентов в России и за рубежом - в Финлян -дии, Австрии, Турции, Румынии и Казахстане - на собственных, совместных и привлеченных производствах Компания, занимает долю 30 % на российском рынке и выпускает восемьсот наименований масел
5. Энергетика Есть собственные энергетические мощности в России, Румынии, Болгарии и Италии. Есть собственные энергетические мощности на возобновляемых источниках энергии: четыре гидроэлектростанции, три солнечные и ветро-электростанция К коммерческой генерации по итогам 2020 года относилось 70 % производимой электроэнергии, а 30 % относилось к обеспечивающей, то есть используемой на собственных предприятиях, что помогло довести долю собственной электроэнергии в структуре потребления предприятиями компании до 38 %
6. Оптовая реализация и трейдинг Продажа нефти, газа и продуктов переработки в России и за рубежом, есть три собственных морских терминала по перевалке в России и один в Испании, собственное плавучее нефтехранилище Функционирует собственное трейдинговое подразделение
7. Приоритетные каналы сбыта Осуществляет розничную реализацию топливных и нетопливных товаров и услуг на обширной сети своих заправок, расположенных в девятнадцати странах мира Осуществляет продажу бункерного, авиационного топлива и битума
8. Корпоративный центр и прочее Осуществляет управленческие, финансовые и не относящиеся к основному бизнесу компании операции Диверсификация бизнеса
Нефтедобыча многие десятилетия оставалась одним из самых высокодоходных источников обогащения тысяч людей и десят-
ков стран. Только в нашей стране с 2000 по 2018 г. было добыто примерно 8242 млн тонн. Уровень производства нефти в России в по-
следние годы определяется выполнением обязательств по соглашению ОПЕК+. Однако из-за падения производства в ряде государств в июне 2018 г. было принято решение об увеличении добычи нефти на 1 млн барр. в сутки [18]. По итогам 2018 г. в России было добыто 555,84 млн тонн нефти и газового кон -денсата, что на 1,6 % выше чем годом ранее, то есть в среднем каждые сутки российские компании качали по 11,16 млн баррелей [6].
Рассмотрим разные показатели компании [19].
Начнем с показателей выручки. В годовом отчете, представленном компанией, можно увидеть увеличение этого показателя на 35 %. Для того чтобы понять, чем обусловлен этот рост, нужно обратиться к макроэкономическому окружению компании и состоянию рынка нефтепродуктов. При росте мирового спроса на нефть реализация соглашения ОПЕК+ привела к снижению избытка на рынке и заметному повышению цен. Также экспорт российских компаний увеличился благодаря сокращению внутреннего потребления нефти в сравнении с советским периодом. Выручку корпорации в 8036 млрд руб. обеспечила еще и девальвация рубля, которая была вызвана не только экономической ситуацией в мире, но и политическими противоречиями и санкциями. Это тот редкий случай, когда санкции пошли на пользу российской компании. Но это обусловлено лишь тем, что большая часть сделок ПАО «Лукойл» совершается в иностранной валюте [23].
Очень интересен для изучения такой показатель, как чистая прибыль, относящаяся к акционерам ПАО «Лукойл». В 2017 г. она составила 419 млрд руб. Как объясняет это сама компания, такой низкий показатель вызван укреплением рубля, которое вызвало убытки по курсовым разницам. Однако уже в 2018 г. этот показатель вырос на 47,8 %. Этому могли способствовать крупные сделки или ввод новых производственных мощностей. Наши доводы подтверждает сам годовой отчет, в котором указано, что в конце 2017 г. был продан алмазный бизнес корпорации [24]. К тому же ПАО «Лукойл» открыло новые производства на Каспии и в Узбекистане. Отдельной доходной единицей для организации выступает сеть АЗС «Лукойл». Она состоит из 5250 заправок на территории России и за рубежом. Используя одно юридическое лицо
и для добычи нефти, и для сбыта продуктов производства, компания получает надежного поставщика и клиента в своем лице. Предоставление широкого спектра услуг на АЗС делает их конкурентно способными, они спокойно выдерживают натиск других крупных сетей АЗС, таких как «Трасса», «Shell» и т. д. Свое производство нефтепродуктов позволяет компании выпускать и продавать свое топливо под маркой ЭКТО [9]. Новый продукт, выпущенный компанией в 2018 г., также увеличил доходность акционеров. Вывод на рынок ЭКТО 100 привел к увеличению спроса. В 2018 г. продажи бензина ЭКТО 100 состави -ли 111 тыс. т. Именно эти обстоятельства вызвали повышение чистой прибыли акционеров ПАО «Лукойл» и позволили корпорации выплачивать по 155 руб. дивидендов на каждую акцию, а их доходность составила 5,7 %, что в свою очередь вызвало приток новых инвестиций [17].
Таким образом, основные финансовые показатели компании во многом зависят от конъюнктуры и достаточно волатильны: соглашений ОПЕК+, биржевых цен на нефть, а также таких неденежных статей, как курсовые разницы и обесценение активов. Сильная сторона компании - низкая долговая нагрузка и диверсификация бизнеса, прогрессивная для акционеров дивидендная политика, на продажу идут продукты переработки с высокой добавленной стоимостью, большую часть денег компания зарабатывает за рубежом в валюте.
На данном этапе развития общества в нашу жизнь все больше и больше входят такие термины как «альтернативные источники энергии», «экологичность производства» и т. д. Общество очень медленно начинает переходить на альтернативы нефтепродуктов, такие как электричество и солнечная энергия. Начинается массовое производство электрокаров и даже создают машины и станки на гидродвигателях. Сколько еще десятилетий будет актуальна и прибыльна нефтедобыча, сказать сложно. И если сейчас задача для топ-менеджеров таких компаний состоит в максимизации прибыли, то через какое-то время ориентиры сменятся на выживание и переквалификацию предприятий [20].
В зависимости от развития возобновляемых источников энергии и глобальной
климатической повестки в презентации для инвесторов ПАО «Лукойл» рассматривает несколько возможных сценариев потребления углеводородов, так что с долгосрочными трендами все не так однозначно (табл. 4).
Таблица 4 - Основные тип сценариев развития ПАО «Лукойл»
Тип сценария Содержание
Эволюционный Достижение национальных целей по выбросам парниковых газов
Равновесный Баланс между климатическими целями и доступностью энергии
Трансформационный Радикальные изменения в мировой энергетике и промышленности
Во всех этих сценариях, по мнению компании, углеводороды все равно будут очень нужны и важны. В связи с мощной поддержкой энергетической трансформации финансовым сектором происходит ограничение доступа к капиталу и сокращению инвестиционного потенциала отрасли. В ближайшие пять лет из-за недостатка инвестиций в добывающую отрасль компания видит риск дефицита предложения нефти и газа на мировом нефтяном рынке [3].
Уставной капитал - сумма капитала, которую выделяют акционерные общества и другие предприятия для начала деятельности и ее поддержания. В годовом отчете за 2018 г. можно увидеть, что уставной капитал снизился с 1151 млн руб. до 1015 млн руб. С чем может быть связано такое уменьшение капитала и что являлось причиной именно для ПАО «Лукойл»? Величина уставного капитала является формальным критерием надежности и платежеспособности общества. Уменьшение уставного капитала акционерного общества в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об акционерном обществе» совершается одним из вариантов: путем уменьшения количества акций (уменьшение уставного капитала акционерного общества путем приобретения и погашения акций возможно, только если это предусмотрено уставом общества), уменьшения номинальной стоимости акций. В случае ПАО «Лукойл» это решение было вынесено советом акционеров, которые приняли решение уменьшить уставный капитал компании путем приобретения 25 млн акций по цене 5300 руб. за бумагу. Решение было принято с целью погашения акций, приобретенных компанией LUKOIL Securities Limited (стопроцентным дочерним
обществом) в рамках программы обратного выкупа акций. Гашение части размещенных акций приводит к снижению количества бумаг в обращении и увеличивает потенциальную прибыль на акцию (EPS) и дивиденды. Прошедшее уменьшение капитала было отчасти техническим моментом для гашения казначейского пакета.
Проанализировав ПАО «Лукойл», можно сделать вывод, что, несмотря на то, что определенные показатели понизились в 2018 г., некоторые из них произошли в проценте погрешности, они были вызваны внешними обстоятельствами. Повышение же таких показателей, как чистая прибыль акционеров и выручка, говорит о грамотном распределении ресурсов, находящихся в руках организации. Единственной ошибкой корпоративного менеджмента, как нам представляется, стало уменьшение уставного капитала корпорации. Это неверное решение совета директоров привело к повышению процентов владения акциями определенных людей и уменьшению акций на биржевом рынке, а значит, и уменьшению инвестиций в перспективе. Последствия этого решения будут не столько плохи в общем масштабе организации, сколько в приобретении большей власти некоторых из владельцев.
Список литературы
1. Безпалов, В. В. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений / В. В. Безпалов, А. Д. Петросян. - Москва, 2010.
2. Безпалов, В. В. Развитие системы управления предприятий регионального промышленного комплекса в условиях импортозамещения / В. В. Безпалов, Н. Ю. Со -рокина, С. А. Лочан, Д. В. Федюнин. - Москва, 2016.
3. Ведров, Е. С. Концептуальные особенности современного маркетингового менеджмента / Е. С. Ведров, В. В. Филатов // Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности : материалы VII Международной научной конференции. - 2011. - С. 259-261.
4. Гаранина, Я. А. Международные стратегические альянсы: характеристика и проблемы участия российских компаний / Я. А. Гаранина, В. О. Кожина // Рациональное общество в современном мире : материалы международной научно-практической конференции : в 2 т. / под общей редакцией Ф. Л. Шарова. - 2018. -С. 100-104.
5. Гарбузова, Т. Г Анализ проблем современной электроэнергетической отрасли России и пути их решения / Т. Г Гарбузова, К. К. Каланджи // Управление и экономика народного хозяйства России : сборник
статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 59-63.
6. Евдокимова, М. А. Экономика и управление производством : учебное пособие / М. А. Евдокимова,
A. Е. Михайлова. - Санкт-Петербург, 2012.
7. Князев, В. В. Сущность и методологические основы менеджмента глобальных корпораций / В. В. Князев, В. В. Филатов // Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности : материалы VII Международной научной конференции. - 2011. - С. 290-292.
8. Кожина, В. О. Особенности влияния транснациональных корпораций на процессы глобализации в российской экономике / В. О. Кожина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-2 (67). - С. 31-35.
9. Косевич, А. В. Особенности современного этапа транснационализации мировой экономики / А. В. Косевич, В. О. Кожина // Вестник Международного института экономики и права. - 2016. - № 1 (22). - С. 7-13.
10. Косевич, А. В. Воздействие транснациональных корпораций на принимающие страны и их роль в мировой экономике / А. В. Косевич, В. О. Кожина // Вестник Международного института экономики и права. -2015. - № 4 (21). - С. 81-84.
11. Матюнина, О. Е. Совершенствование финансового обеспечения акционерных обществ / О. Е. Матюнина, В. О. Кожина, А. Г Жакевич, Ю. С. Афанасьева, О. Е. Лебедева // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 4-1 (81). - С. 837-840.
12. Мещеряков, С. А. Роль аудита в обеспечении достоверности стратегической отчетности в корпоративном секторе / С. А. Мещеряков, Е. С. Косоного-ва // Современные аспекты экономики. - 2020. - № 6 (274). - С. 52-57.
13. Мещеряков, С. А. Аудит и контроль в системе стратегического управления корпоративным субъектом / С. А. Мещеряков // Современные аспекты экономики. - 2020. - № 6 (274). - С. 58-62.
14. Мещеряков, С. А. Учет и анализ финансовых результатов корпоративных структур: проблемы и решения / С. А. Мещеряков, А. В. Борис // Современные аспекты экономики. - 2015. - № 12 (220). - С. 69-77.
15. Мухидов, Р. Х. Первоначальное публичное размещение ценных бумаг как финансовый инструмент российских корпораций для привлечения инвестиций / Р. Х. Мухидов, В. А. Симонова, В. В. Филатов // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. - Москва, 2021. - С. 124-128.
16. Мухидов, Р. Х. Социальное значение брендов и корпоративной ответственности / Р. Х. Мухидов,
B. В. Филатов, О. Н. Любина // Коммерция и сервис: проблемы и перспективы развития : сборник материалов по итогам всероссийского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов. - 2021. -
C. 35-41.
17. Парамонова, Т. Н. Концепция социально-гуманистического маркетинга как необходимое условие функционирования компаний в эпоху глобальных рынков / Т. Н. Парамонова, И. А. Рамазанов // Практический маркетинг. - 2017. - № 6 (244). - С. 3-11.
18. Полянская, О. А. Аналитический обзор применения энергосервисных контрактов в России и Евросоюзе / О. А. Полянская, В. Н. Татаренко, В. В. Беспалова, В. А. Соколова, И. П. Шейнова // Проблемы социально-
экономического развития Сибири. - 2020. - № 4 (42). -С. 44-50.
19. Полянская, О. А. Система мониторинга оборотных средств / О. А. Полянская, В. В. Беспалова // Современные аспекты экономики. - 2016. - № 6 (226). -С. 41-44.
20. Филатов, В. В. Анализ национальной инновационной системы РФ на основе стратегической концепции социально-экономического развития регионов в условиях современной информационной среды / В. В. Филатов, Т. В. Елисеева // Образование, экономика, право в современном информационном обществе : материалы VIII Международной научной конференции / Ответственные редакторы А. В. Семенов, Ю. С. Руденко. - 2012. - С. 231-237.
21. Филатов, В. В. Методология управления экономической интеграцией и концентрацией на примере организации вертикально - интегрированного холдинга / В. В. Филатов, А. Е. Алексеев, Ж. Н. Диброва и др. -Курск : Университетская книга, 2016.
22. Bezpalov V.V., Sorokina N.Y., Lochan S.A. Modernization of management of the regional economy as an instrument for solving tasks related to import substitution. Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Т. 21. № S6.
23. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Ramazanov S.A. Prospects for the development of online trade in the Russian Federation in the context of globalization and the information society establishment. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 2. С. 4413-4424.
24. URL: https://oilselling.ru/2018/06/20/lukoil/ (дата обращения: 10.10.2021).
25. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ lukoil-soobshchil-o-pogashenii-aktsii-i-umen-shenii-ustavnogo-kapitala (дата обращения: 10.10.2021).
References
1. Bezpalov V.V., Petrosyan A.D. Development of methodology of management of foreign trade activity in regional industrial complexes in the conditions of liberalization of foreign economic relations. Moscow, 2010.
2. Bezpalov V.V., Sorokina N.Yu., Lochan S.A., Fedyunin D.V. Development of the management system of enterprises of the regional industrial complex in the conditions of import substitution. Moscow, 2016.
3. Vedrov E.S., Filatov V.V. Conceptual features of modern marketing management. In the collection: Education-Economics-Law: Transformation processes and efficiency criteria. Materials of the VII International Scientific Conference. 2011, pp. 259-261.
4. Garanina Ya.A., Kozhina V.O. International strategic alliances: characteristics and problems of participation of Russian companies. In the collection: Rational Society in the modern world. Materials of the international scientific and practical conference. In 2 volumes. Under the general editorship of F.L. Sharov. 2018, pp. 100-104.
5. Garbuzova T.G., Kalandzhi K.K. Analysis of the problems of the modern electric power industry in Russia and ways to solve them. In the collection: Management and Economics of the national economy of Russia. Collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference. Penza, 2021, pp. 59-63.
6. Evdokimova M.A., Mikhailova A.E. Economics and Production management. Study guide. St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov, St. Petersburg, 2012.
7. Knyazev V.V., Filatov V.V. The essence and methodological foundations of management of global corporations. In the collection: Education-Economics-Law: Transformation processes and efficiency criteria. Materials of the VII International Scientific Conference, 2011, pp. 29292.
8. Kozhina V.O. Features of the influence of transnational corporations on the processes of globalization in the Russian economy, Economics and entrepreneurship, 2016, no. 2-2 (67), pp. 31-35.
9. Kosevich A.V., Kozhina V.O. Features of the modern stage of the transnationalization of the world economy, Bulletin of the International Institute of Economics and Law, 2016, no. 1 (22), pp. 7-13.
10. Kosevich A.V., Kozhina V.O. The impact of transnational corporations on host countries and their role in the world economy, Bulletin of the International Institute of Economics and Law, 2015, no. 4 (21), pp. 81-84.
11. Matyunina O.E., Kozhina V.O., Zhakevich A.G., Afanasyeva Yu.S., Lebedeva O.E. Improvement of financial support of joint-stock companies, Economics and entrepreneurship. 2017, no. 4-1 (81), pp. 837-840.
12. Meshcheryakov S.A., Kosonogova E.S. The role of audit in ensuring the reliability of strategic reporting in the corporate sector, Modern aspects of the economy, 2020, no. 6 (274), pp. 52-57.
13. Meshcheryakov S.A. Audit and control in the system of strategic management of a corporate entity, Modern aspects of the economy, 2020, no. 6 (274), pp. 58-62.
14. Meshcheryakov S.A., Boris A.V. Accounting and analysis of financial results of corporate structures: problems and solutions, Modern aspects of the economy, 2015, no. 12 (220), pp. 69-77.
15. Mukhidov R.H., Simonova V.A., Filatov V.V. Initial public offering of securities as a financial instrument of Russian corporations to attract investment, Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021, pp. 124-128.
16. Mukhidov R.H., Filatov V.V., Lyubina O.N. Social significance of brands and corporate responsibility,
Commerce and service: problems and prospects of development. Collection of materials based on the results of the All-Russian competition for the best research work of students, 2021, pp. 35-41.
17. Paramonova T.N., Ramazanov I.A. The concept of socio-humanistic marketing as a necessary condition for the functioning of companies in the era of global markets, Practical Marketing, 2017, no. 6 (244), pp. 3-11.
18. Polyanskaya O.A., Tatarenko V.N., Bespalova V.V., Sokolova V.A., Sheinova I.P. Analytical review of the application of energy service contracts in Russia and the European Union, Problems of socio-economic development of Siberia, 2020, no. 4 (42), pp. 44-50.
19. Polyanskaya O.A., Bespalova V.V. Monitoring system of working capital, Modern aspects of the economy, 2016, no. 6 (226), pp. 41-44.
20. Filatov V.V., Eliseeva T.V. Analysis of the national innovation system of the Russian Federation based on the strategic concept of socio-economic development of regions in the modern information environment, Education, economics, law in the modern information society. Materials of the VIII International Scientific Conference. Responsible editors A.V. Semenov, Yu.S. Rudenko, 2012, pp. 231-237.
21. Filatov V.V., Alekseev A.E., Dibrova Zh.N., et al. Methodology of management of economic integration and concentration on the example of the organization of a vertically integrated holding. Publishing house: Closed Joint Stock Company "University Book" (Kursk), 2016.
22. Bezpalov V.V., Sorokina N.Y., Lochan S.A. Modernization of management of the regional economy as an instrument for solving tasks related to import substitution, Journal of Internet Banking and Commerce, 2016, vol. 21, no. S6.
23. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Ramazanov S.A. Prospects for the development of online trade in the Russian Federation in the context of globalization and the information society establishment, International Journal of Recent Technology and Engineering, 2019, vol. 8, no. 2, pp. 4413-4424.
24. Source. Access mode: https://oilselling. ru/2018/06/20/lukoil (date of request: 10.10.2021).
25. Source. Access mode: https://bcs-express.ru/ novosti-i-analitika/lukoil-soobshchil-o-pogashenii-aktsii-i-umen-shenii-ustavnogo-kapitala (date of application: 10.10.2021).