Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ЗАЩИТА СЕМЬИ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАЩИТА / КОНСТИТУЦИЯ / СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давитадзе Мевлуд Демуралович, Иваньшина Ольга Валерьевна

Проанализированы конституционно-правовые нормы о семье, ее защите и меры государственной поддержки института семьи, как конституционно-правовая гарантия зашиты семьи. В ходе проведенного исследования, представляется возможным сделать вывод, что посредством Конституции РФ фиксируются в числе фундаментальных традиционные ценности семьи, материнства, отцовства, поддержка и защита которых выступает в качестве обязательного условия функционирования данного института. На современном этапе конституционно-правовая защита семьи исходит из специфики семейной политики государства и опирается не только на Конституцию РФ и нормативно-правовые акты, но так же на теоретические представления о семьи и ее взаимодействии с государством в правовом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL PROTECTION OF THE FAMILY

This article analyzes the constitutional and legal norms on the family its protection and measures of state support for the institution of the family as a constitutional and legal guarantee for the protection of the family. In the course of the study, it is possible to conclude that, through the Constitution of the Russian Federation, the fundamental traditional values of the family, motherhood, paternity, support and protection of which act as a prerequisite for the functioning of this institution are fixed. At the present stage, the constitutional and legal protection of the family is based on the specifics of the family policy of the State and is based not only on the Constitution of the Russian Federation and normative legal acts, but also on theoretical ideas about the family and its interaction with the State in legal terms.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ»



УДК 342.723 DOI 10.47б29/2074-9201_2021_2_24_28

Давитадзе Мевлуд Демуралович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал), Московская область, город Одинцово,

md2063@mail.ru

Иваньшина Ольга Валерьевна,

аспирант кафедры Теории и истории государства и права, Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва,

olya-ivanshina68@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ

ЗАЩИТЫ СЕМЬИ

Аннотация. Проанализированы конституционно-правовые нормы о семье, ее защите и меры государственной поддержки института семьи, как конституционно-правовая гарантия зашиты семьи. В ходе проведенного исследования, представляется возможным сделать вывод, что посредством Конституции РФ фиксируются в числе фундаментальных традиционные ценности семьи, материнства, отцовства, поддержка и защита которых выступает в качестве обязательного условия функционирования данного института. На современном этапе конституционно-правовая защита семьи исходит из специфики семейной политики государства и опирается не только на Конституцию РФ и нормативно-правовые акты, но так же на теоретические представления о семьи и ее взаимодействии с государством в правовом плане.

Ключевые слова: семья, институт семьи, защита семьи, конституционная защита, Конституция, Семейный кодекс

Mevlud D. Davitadze,

doctor of Juridical Sciences, Full Professor, Professor at the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics, Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Odintsovo branch), Moscow Region, Odintsovo,

md2063@mail.ru

Olga V. Ivanshina,

postgraduate at the department of Theory and History of State and Law, Moscow State University named after S.Yu. Witte, Moscow, olya-ivanshina68@yandex.ru

CONSTITUTIONAL LEGAL PROTECTION OF THE FAMILY

Abstract. This article analyzes the constitutional and legal norms on the family its protection and measures of state support for the institution of the family as a constitutional and legal guarantee for the protection of the family. In the course of the study, it is possible to conclude that, through the Constitution of the Russian Federation, the fundamental traditional values of the family, motherhood, paternity, support and protection of which act as a prerequisite for the functioning of this institution are fixed. At the present stage, the constitutional and legal protection of the family is based on the specifics of the family policy of the State and is based not only on the Constitution of the Russian Federation and normative legal acts, but also on theoretical ideas about the family and its interaction with the State in legal terms. Keywords: family, family institution, family protection, constitutional protection, Constitution, Family Code

Приступая к анализу вопросов о конституционно-правовой защите семьи, необходимо отметить роль семьи для общества и государства и вопрос о важности ее защиты.

Общеизвестно, что семья - это фундамент человеческого общества, она имеет ключевое зна-

чение, как для детей, так и для взрослых. Так, для ребенка она имеет огромное значение, ведь это микросреда, в которой формируются условия для физического, эмоционального, психического и интеллектуального развития маленького человека, в большинстве своем именно от обстановки в семье

□Л

зависит то, каким вырастет ребенок, как сложится его жизнь, станет ли он ценным представителем человеческого общества. Значение семьи для взрослого человека несколько иное, в зрелом возрасте семья для человека выступает, как правило, в двух качествах: в качестве источника удовлетворения таких потребностей, как любовь, уважение, общение, физиологические потребности; в качестве малого коллектива, предъявляющего к нему разные требования. С возрастом роль, функции и статус человека в семье последовательно изменяются.

Семья - это малая социальная группа и несмотря на то, что отношения в семье (в идеале) строятся на любви и уважении, это часто является недостаточным, в силу самых разных обстоятельств. По этой причине роль конституционно-правовых норм в жизнедеятельности семьи велика и призвана не только регулировать брачно-семейные отношения в тех случаях, когда это необходимо, но также обеспечивать поддержку семьи и ее защиту от различных внешних и внутренних факторов.

Исследуя данный вопрос, в первую очередь, необходимо акцентировать внимание на положении ст. 38 Конституции РФ [1], в соответствии с которой российское государство осуществляет защиту материнства и детства, семьи, утверждая необходимость взаимной ответственности и заботы друг о друге членов семьи - родителей и достигших совершеннолетия трудоспособных детей. Положения названной статьи получают свое продолжение в ст. 1 Семейного кодекса РФ [2], которая содержит информацию о защите государством института семьи, а также о защите от произвольного вмешательства в ее дела. Следует также согласиться с мнением Трониной Е.Г. о том, что указанные нормы Конституции РФ и Семейного кодекса РФ говорят о «гуманистическом понимании семейных ценностей с их определяющим влиянием на формирование всесторонне развитой личности, на гармоничное духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, непреходящую ценность атмосферы любви, счастья и взаимопонимания в семьях» [11,с. 233]. Исследуя данный вопрос важно сказать и о том, что «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений» закреплены в качестве важнейшего принципа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [7].

Важное значение для эффективного функционирования института семьи на территории российского государства имеют также конституционные положения, внесенные в текст Основного закона, в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. В том числе, это признание приоритетного значения для государственной политики интересов детей, что соче-

тается с закреплением в ст. 67.1 Конституции РФ положения императивного характера о необходимости создания государством благоприятных условий для всестороннего развития детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. В данном аспекте важным воспитательным значением обладают также положения п. п. 2 и 3 ст. 67.1 Конституции РФ, которые закрепляют «принципы исторической преемственности в развитии российского государства, сохранения традиций и идеалов народа, почитания памяти предков, защитников Отечества, защиты исторической правды и запрета умаления значения подвига народа при защите Родины» [1].

Исследуя конституционно-правовые нормы о семье и ее защите, важно сказать и о роли федерального законодательства среди данных норм. Так, Конституция РФ, помимо прочего, определяет место федерального закона в системе источников конституционного права. Федеральный закон, по сути, призван осуществлять положения Конституции РФ на практике.

Детализация представленных конституционных норм нашла свое отражение в федеральном законодательстве. В первую очередь, это федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» [4]. Так, в п. 2 ст. 2 названного федерального закона приоритетными процессами воспитания законодателем называются «социо-культурные и духовно-нравственные ценности, принятые социальные нормы в интересах человека, семьи, общества и государства, в том числе любовь к Родине, уважение к отечественной истории, к традициям многонационального народа Российской Федерации, к закону и правопорядку, правам других людей, бережное отношение к природе» [4].

Исследуя конституционно-правовые нормы о семье и ее защите, важно также назвать положения ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов в вопросах относительно защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Таким образом, в свете выше представленного материала, необходимо сделать вывод о том, что Конституция РФ фиксирует в числе фундаментальных традиционные ценности семьи, материнства, отцовства и детства, поддержка и защита которых выступает в качестве необходимого условия функционирования института семьи.

Ключевой задачей осуществления государственной политики на территории российского государства следует назвать соблюдение прав ребенка, зафиксированных отечественным законодателем непосредственно в тексте Основного закона, а также осуществление защиты детей от факторов, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Это крайне важно,

па

ведь, как известно, дети - это будущее государства, на территории государства должны приниматься все меры для того, чтобы дети росли здоровыми, умными и счастливыми гражданами.

В соответствии с положениями, изложенными в п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ, каждый из детей обладает правомочием жить и воспитываться в семье (естественно, насколько это является возможным в каждой конкретной ситуации), правомочием знать своих биологических родителей, правомочием получать от них заботу, правомочием на совместное с ними проживание (в качестве исключения следует указать случаи, когда такое проживание противоречит интересам несовершеннолетнего); ребенок обладает правом на получение воспитания со стороны своих родителей, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В свою очередь, в ст. 65 Семейного кодекса РФ содержится положение о том, что при осуществлении родительских правомочий родителям запрещено причинять ребенку вред здоровью, физический и/ или психологический вред, а также наносить ущерб нравственному развитию несовершеннолетнего.

Согласно статье 56 Семейного кодекса РФ, несовершеннолетний имеет право на защиту в случаях, когда родители перестают о нем заботиться или делают это ненадлежащим образом и/или в недостаточном объеме. Такую защиту в этом случае ему должно обеспечить государство в лице органов опеки и попечительства, прокуратуры и суда.

В качестве эффективных форм осуществления защиты семейных прав выступают установленная в действующем Семейном кодексе РФ возможность принятия следующих судебных решений:

• лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ);

• ограничение в родительских правах (ст. 73 СК РФ);

• отмена усыновления (ст. 140 СК РФ);

• восстановление в родительских правах (ст. 72, 76 СК РФ).

Таким образом, в свете вышеизложенного конституционно-правовую защиту семьи возможно определить в качестве комплекса являющихся гарантированными государством мер, направленных непосредственно на реализацию законных правомочий граждан.

Приступая к исследованию мер государственной поддержки института семьи как конституционно-правовой гарантии защиты семьи, в первую очередь, следует сказать о том, что Конституция РФ акцентирует внимание на определяющем значении для данного процесса государственных гарантий поддержки и реализации семейных ценностей. По этой причине считаем уместным обратиться к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 №24-П [9]. Следует отметить, что назван-

ное Постановление, принятое Конституционным Судом Российской Федерации, содержит положение, которое касается утвердившейся системы традиционных представлений. В первую очередь, речь идет о гуманизме, но при этом учитываются особенности, которые характеры для национального и конфессионального состава всего современного российского общества. Помимо этого, учитываются его социокультурные, а также всевозможные иные исторические характеристики, которые были сформированы как таковые и общепризнаны в Российской Федерации на законодательном уровне [9].

Итак, содержание права на семью с нормативной позиции включает четко определенные правомочия лица, а именно: осуществлять выбор возможного поведения и использовать социальные блага, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации; требовать соответствующего поведения по отношению к себе от других лиц; в случае необходимости обращаться за содействием, а также в целом за защитой к государству в лице уполномоченных органов власти.

Следует отметить, что действующее законодательство на сегодняшний день предусматривает всю систему гарантий, которые находятся под конституционной охраной и распространяются, в первую очередь, на институт защиты семьи. В качестве примера мы можем привести Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [6], в котором законодатель закрепил список выплат и пособий, которые направлены на обеспечение улучшения качества жизни всех тех семей, которые в этом нуждаются в силу определенных жизненных обстоятельств [10,с. 181].

Также можно привести ссылку на Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» [3], в котором нашла свое отражение информация, касающаяся, в первую очередь, оснований и порядка, предназначенных для осуществления назначения выплат соответствующей категории граждан в связи с рождением ребенка либо в связи с усыновлением соответствующей семьей ребенка и др.

Положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] направлены, прежде всего, на воспитание здорового поколения. С этой целью государство обеспечивает охрану, а также в целом защиту здоровья не только матери, но и ребенка.

Проанализировав положения законодательства о конституционно-правовой защите семьи и исследовав научную литературу на данную тему, считаем возможным отметить следующее:

- Конституция РФ фиксирует в числе фундаментальных традиционные ценности семьи, материнства, отцовства и детства, поддержка и защита которых вы-

ии

ступает в качестве необходимого условия функционирования института семьи;

-конституционно-правовую защиту семьи возможно определить в качестве комплекса являющихся гарантированными государством мер, направленных непосредственно на реализацию законных правомочий граждан;

- конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства на современном этапе исходит из специфики семейной политики государства и опирается не только на Конституцию РФ и другие нормативно-правовые акты, но и на теоретические представления о семье и ее взаимодействие с государством в правовом плане.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

3. Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации"// Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 22.12.2020)"0 дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"// Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

7.Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"// Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

8. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"// Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан

H.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

10. Иваньшина О.В. Конституционно-правовая природа понятия семьи в Российской Федерации// Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития. Материалы XVI международной научной конференции, в 4 частях. Москва, 2020. С. 179-186.

11. Тронина Е.Г. Конституционное закрепление семейных ценностей в Российской Федерации// Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 232-236.

References

I.The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) / / Collection of Legislation of the Russian Federation. 2009. № 4. Article 445.

2. Family Code of the Russian Federation of 29.12.1995 № 223-FZ (ed. of 04.02.2021, with amendments. from 02.03.2021) / / SobraniezakonodatelstvaRossiyskoyFederatsii. 1996. № 1. Article 16.

3. Federal Law № 418-FZ of 28.12.2017 (as amended on 24.04.2020) "On Monthly Payments to families with children" (with amendments and additions, chap. effective from 01.01.2021) // Access from the legal reference system "Consultant Plus".

4. Federal Law № 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 24.03.2021) " On Education in the Russian Federation"// Access from the legal reference system "Consultant plus".

5. Federal Law № 323-FZ of 21.11.2011 (as amended on 22.12.2020) "On the fundamentals of Public Health Protection in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2021) // Access from the legal reference system "Consultant Plus".

6. Federal Law № 256-FZ of 29.12.2006 (as amended on 22.12.2020)"0n additional measures of state support for families with children"// Access from the legal reference system "Consultant plus".

7. The decree of the President of the Russian Federation dated 09.10.2007 № 1351 (edition of 01.07.2014) "On approval of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period till 2025"// access from the legal reference system "Consultant plus".

8. The decree of the President of the Russian Federation from 05.05.1992 № 431 (ed. by 25.02.2003) "On measures of social support for large families"// Access from the legal reference system "Consultant plus".

un

9. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 23.09.2014 № 24-P "On the case of checking the constitutionality of part 1 of Article 6.21 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the complaint of citizens N. A. Alekseev, Ya.N. Yevtushenko and D.A. Isakov" // Access from the reference legal system "Consultant Plus".

10. Ivanshina O.V. Constitutional and legal nature of the concept of family in the Russian Federation / / Naukaiobrazovanie: budushcheitseliustoychivogorazvitiya. Materials of the XVI International Scientific Conference, in 4 parts. Moscow, 2020. pp. 179-186.

W.Tronina E.G. Constitutional consolidation of family values in the Russian Federation// Socio-cultural and psychological problems of the modern family: current issues of support and support. Collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2020. pp. 232-236.

икз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.