Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

То study the quality of students’ life has been a challenge today. The paper contains the data of a study of life quality in male students who will be physical education teachers. Health is an indicator of the quality of the population’s life. The study established deterioration of the students’ health during their studies caused by the improper organization of a teaching-and-educational process. Therefore, this deteriorates the quality of the students’ life. The findings show it necessary to further work-up this problem and to reveal the most significant factors of students’ life quality.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

СБ — наименьшее, что указывает на более высокую централизацию управления сердечным ритмом у низкорезультативных студентов. Обнаружено, что общая мощность спектра была наименьшей у студентов с низкой успеваемостью, что указывает на снижение ВСР в процессе обучения. ИЦ также был значительно больше у студентов с низкой успеваемостью. Увеличение ИЦ за счет снижения активности дыхательных волн (НР) приводит к снижению адаптационных возможностей сердечного ритма [6]. Повышение ИЦ характеризует переход регуляторных систем на межсистемный уровень управления [1]. Преобладание в регуляции гомеостаза активности кортиколимбических структур, возможно, является компенсаторным процессом нарастания напряжения в регуляторных системах [13].

Наибольшее значение ПАРС было у студентов с высоким СБ. Существенное увеличение этого показателя у студентов с высокой успеваемостью указывает на более высокую "физиологическую цену" достижения высокого результата [12].

Результаты проведенного комплексного психофизиологического исследования показали, что факторы учебной деятельности оказывают специфическое влияние на функционирование ЦНС, вегетативный гомеостаз и определяются индивидуальными физиологическими особенностями обучающегося. Процесс адаптации к учебной деятельности осуществляется на основе формирования функциональной системы с участием многих интегральных компонентов, в том числе специфических — сенсорного, моторного, интеллектуального; неспецифических — уровня активации ЦНС, эмоционального тонуса, вегетативного обеспечения и др. [11, 12].

Литература

1. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1974.

2. Гладуш А. Д., Кича Д. И., Гринина О. В. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч,-практ. конф. - М., 1999. - С. 24-25.

3. Горшков С. И., Золина 3. М., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. — М., 1974.

4. Дмитриева Н. В., Главатский С. Т., Глазачев О. С., Шевелев В. Ю. // Вестн. нов. мед. технол. — 1998. — Т. 5, № 1. - С. 38-41.

5. Жбанков О. В., Толстой Е. В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им // Теор. и практ. физ. культуры. — 1997. — № 8. - С. 40-43.

6. Здоровье студентов / Под ред. Н. А. Агаджаняна. — М., 1997.

7. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.

8. Рябова Т. Я., Шлапак В. Н., Кочуев В. Н. // 2-я Международная конф. "Радиоэлектроника в медицинской диагностике: оценка функций и состояния организма", Москва, 23—26 сентября, 1997. — М., 1997. - С. 131-135.

9. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 1996.

10. Хадарцев А. А., Фризен В. Э., Жеребцова В. А., Сапо-гова Е. Е. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч.-практ. конф. — М., 1999. — С. 24-25.

11. Хаптахаева Е. Г., ЧижовА. Я. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч.-практ. конф. - М., 1999. - С. 55-56.

12. Юматов Е А., Бадиков В. И., Глазачев О. С., Умрю-хин Е. А. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч.-практ. конф. — М., 1999. — С. 24-25.

13. Pagani М., Lombardi F., Malliani А. // J. Am. Coll. Cardiol. - 19S3. - Vol. 22. - P. 951-953.

Поступила 12.04.06

Summary. The adaptation of junior students to academic activity was studied on the basis of changes in hemodynamics, automatic cardiac rhythm regulation, and a simple visual monitoring response (SVMR) during an academic year in the relation of their progress in studies. A number of the parameters of SVMR, hemodynamics, and cardiac rhythm variability were revealed, which significantly differ in the examinees who had low results and who had high results.

ф И. Б. УШАКОВ, Н. В. СОКОЛОВА, 2007 УДК 613.96-057.875

И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

НИИИ военной медицины, Москва, Воронежский государственный педагогический университет

Проблемы качества жизни населения на сегодняшний день волнуют большинство исследователей из разных областей науки. Рост интереса к проблеме качества жизни обусловлен тем, что общество наконец-то осознало необходимость решения глобальных проблем, вызванных расширением угрозы экономического кризиса, экологического неблагополучия, кризиса здоровья населения. Можно констатировать чрезвычайную пестроту, порой парадоксальное сочетание взаимоисключающих подходов к анализу и определению исследователями этого сложного многопланового феномена. Однако с уверенностью можно сказать, что до настоящего времени это понятие и методика его определения до конца не разработаны.

Под качеством жизни следует понимать комплекс характеристик жизнедеятельности индивида

(группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека. Важнейшей особенностью современных подходов к изучению качества жизни является положение о том, что оно имеет две стороны: объективную, которая определяется нормативными и статистическими характеристиками, и субъективную, которая связана с тем, что потребности и интересы конкретного человека индивидуальны и проявляются в его ощущениях, личных мнениях и оценках [6].

Синтетическим индикатором качества жизни является здоровье, которое в своих измерениях интегрирует и обобщает все многообразие сторон ка-

чества жизни [7]. Здоровье можно рассматривать и как меру качества жизни [4], и как критерий проводимых реформ [3].

В связи с возросшим интересом к проблеме качества жизни чрезвычайно актуальным является изучение качества жизни студенческой молодежи, которая представляет собой особую социальную группу, объединенную определенными возрастными границами, интенсивным умственным трудом — процессом профессионального обучения, образом жизни и менталитетом.

Нами на протяжении нескольких лет проводится исследование качества жизни студентов — юношей факультета физической культуры Воронежского государственного педагогического университета. Всего обследовано 167 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Для получения субъективной самооценки качества жизни студентам была предаоже-на анкета, которая содержит вопросы, направленные на изучение различных сторон жизни (это и медико-биологический, -и социально-гигиенический, и психолого-педагогический блоки). Состояние здоровья и анатомо-физиологические показатели студентов изучали по данным медицинских карт. Для оценки условий обучения выявляли их соответствие гигиеническим нормам. В процессе обработки полученных данных проводили статистический анализ, зключающий выявление корреляции между индивидуальными показателями, оценивали вклад отдельных составляющих в формирование качества жизни студентов.

Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов, мы можем отметить, что основная часть (84,5%) обследованных респондентов довольна своей жизнью. Мы попросили студентов расставить составляющие качества жизни в порядке уменьшения их значимости для них. На первое место большинство опрошенных (77,8%) поставили состояние здоровья, на второе — взаимопонимание с родителями и материальное благополучие в семье, на третье — успешное обучение.

Несмотря на то что значительная часть респондентов выделяет успешное обучение как одну из важных составляющих качества жизни, большинство из них не стремится к получению высоких отметок. По данным экзаменационной сессии, средняя оценка составляет 3,5 балла. Однако 97,3% опрошенных студентов считают, что они могли бы учиться лучше, но им мешают недостаточные способности и отсутствие интереса. Следовательно, можно говорить о том, что студенты осознают важность образования в достижении дальнейшего жизненного успеха, но при этом не проявляют активного стремления к освоению знаний.

Оценку состояния здоровья студентов мы проводили с помощью субъективных и объективных характеристик. Так, анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов, мы можем отметить достаточно высокую самооценку состояния здоровья (отличное — 12,8%, хорошее — 66,7%, удовлетворительное — 20,5%).

Однако несколько иная картина получается при анализе данных медицинских карт. В целом общая патологическая пораженность студентов III курса составляет 611,2 случаев на 1000 человек, несмотря на то что факультет физической культуры является специальным, а студенты, обучающиеся здесь, должны быть практически здоровы. Если сравни-

вать данный показатель с обшей патологической пораженностыо этих же студентов на момент поступления в вуз (361,2 случай на 1000 человек), то можно констатировать ее увеличение почти на 100%. Это подтверждают данные многих авторов о том, что от I к старшим курсам происходит ухудшение состояния здоровья студентов [1,2, 5].

Среди обследованного контингента от I к III курсу происходит увеличение числа лиц, имеющих заболевания системы кровообращения, нервной системы, а также органа зрения, что, по всей вероятности, можно объяснить отрицательным воздействием условий обучения на состояние здоровья студентов.

В последние 10—15 лет значительно возрос удельный вес информационных перегрузок в процессе обучения студентов. Во время экзаменационных сессий к интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются чрезмерно высокие требования, обусловливающие перевозбуждение функций центральной нервной системы.

Для оценки воздействия экзаменационной нагрузки на состояние здоровья студентов мы решили изучить адаптационные возможности их организма. В качестве критериев использовали такие показатели, как коэффициент здоровья, индекс физического состояния, а также уровень реактивной тревожности. Для этого измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений до начала экзамена и после его завершения, а также оценивали реактивную тревожность с помощью опросника Спилбергера.

Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее: среднее значение индекса физического состояния до начала экзамена составляет 0,587, в то время как после экзамена он увеличивается до 0,642. Следует отметить, что величина данного показателя в обычный учебный день составляет 0,735. Следовательно, мы видим значительное уменьшение индекса физического состояния студентов в экзаменационный период, что, по всей вероятности, обусловлено снижением адаптационных возможностей организма. Подтверждением этому служат и показатели степени адаптации системы кровообращения, которую оценивали с помощью коэффициента здоровья. Более чем у 90% обследованных в экзаменационный период она удовлетворительная, в то время как в середине семестра у половины студентов она была оптимальная. Характеризуя уровень реактивной тревожности во время экзамена, также можно отметить увеличение числа студентов в группе с высоким уровнем тревожности (с 2,9 до 38,2%).

Таким образом, экзаменационная нагрузка оказывает существенное влияние на адаптационные возможности организма студентов и отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, вызывая развитие утомления, а в некоторых случаях и переутомления.

Анализируя расписание занятий студентов факультета физической культуры, можно отметить некоторое несоответствие его гигиеническим нормам. Так, расписание составлено без учета динамики умственной работоспособности студентов в течение недели, кроме того, в некоторые дни три пары подряд идут лекционные курсы, что также может привести к переутомлению студентов. После учебных занятий в университете 56,4% опрошен-

ных сразу же отправляются на тренировочные занятия по специальности, не имея возможности отдохнуть и поесть. Следовательно, несоответствие расписания учебных и тренировочных занятий гигиеническим нормативам также отрицательно сказывается на состоянии здоровья будущих учителей и спортсменов.

Таким образом, завершая анализ полученного материала, хотелось бы отметить, что на качество жизни студентов оказывает влияние множество различных факторов. Среди них в первую очередь следует выделить состояние здоровья (г = 0,49), материальные условия жизни семьи (/• = 0,64), а также условия обучения (г = 0,45). Учитывая существенное увеличение доли числа лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, вуз как заинтересованная сторона должен выступить инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению и улучшению состояния здоровья студенческого контингента и, следовательно, повышению качества их жизни.

Литература

1. Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. и др. // Гиг. и сан. — 2005. — № 3. - С. 48-52.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному консультированию подростков. - М., 2004.

3. Величковский Б. Т. Реформы и здоровье населения страны (пути преодоления негативных последствий). — М.; Воронеж, 2002.

4. Захаров В. Н.,ДартауЛ. А., Ефремов JI. И. //2-й Национальный конгресс по профилактической медицине: НМЖ "Впервые в медицине", № 2—3. — СПб., 1995. - С. 65-66.

5. Здоровье студентов / Агаджанян Н. А., Дегтярев В. П., Русанов Е. И. и др.: Под ред. Н. А. Агаджаня-на. - М., 1999.

6. Методика оценки качества жизни / Кузьмичев Л. А., Федоров М. В., Задесенец Е. Е. и др. — М., 2000.

7. Субетто А. И. // Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения). -Л., 1991. - С. 5-11.

Поступила 03.04.06

Summary. То study the quality of students' life has been a challenge today. The paper contains the data of a study of life quality in male students who will be physical education teachers. Health is an indicator of the quality of the population's life. The study established deterioration of the students' health during their studies caused by the improper organization of a teaching-and-educational process. Therefore, this deteriorates the quality of the students' life. The findings show it necessary to further work-up this problem and to reveal the most significant factors of students' life quality.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007

УДК 616-056.43-053.2-02:613.6-055.52-055.2]-07

Р. Ф. Хакимова, Ф. Ф. Даутов, Н. 3. Юсупова

ИЗУЧЕНИЕ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ РАБОТНИЦ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Казанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

В настоящее время становится очевидным, что ухудшение состояния здоровья населения связано с изменением экологической обстановки. В связи с этим выявление неблагоприятных факторов, оценка возможных механизмов их влияния на организм человека и вероятность развития экологически зависимых заболеваний является актуальной проблемой.

Среди экологически обусловленных заболеваний одно из ведущих мест занимают аллергические болезни [3, 14]; их рост и распространенность среди взрослого и детского населения отмечаются во всем мире. Причиной такого роста является множество факторов, в том числе ксенобиотики, большинство из которых поступает в организм ингаля-ционно, что приводит к дезадаптации иммунорегу-ляторных механизмов реагирования. Этому более подвержены дети в силу имеющихся возрастных особенностей иммунной системы.

Однако, принимая во внимание тот факт, что большинство антропогенных факторов являются управляемыми, задача гигиенической науки состоит в том, чтобы изучить влияние каждого фактора и целенаправленно разработать мероприятия по снижению аллергической заболеваемости.

На возникновение аллергических заболеваний у детей определенное влияние оказывают также профессиональные вредности родителей.

Контакт работниц в производственных условиях с промышленными аллергенами способствует

изменению метаболических и иммунологических процессов в организме плода, что в последующем может проявиться симптомами аллергических заболеваний.

При изучении опосредованного влияния вредных факторов производственной среды на аллергическую заболеваемость детей на первом этапе необходимо провести гигиеническую оценку условий труда родителей на предприятиях. Эти исследования включают изучение технологического процесса и загрязнения воздушной среды рабочих помещений, параметров микроклимата, уровней производственного шума и освещенности, тяжести и напряженности трудового процесса. Комплексная оценка условий труда проводится согласно руководству "Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" (Р 2.2.755—99). При изучении загрязненности воздушной среды производственных помещений вредными веществами особое внимание уделяется промышленным аллергенам. Следует учесть, что сенсибилизирующее свойство вредных веществ зависит не только от их концентрации, но и от продолжительности воздействия и путей поступления. В условиях современного производства одновременно могут присутствовать несколько химических аллергенов, что тоже необходимо учитывать при оценке комплексного влияния факторов риска на организм работающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.