:ена и санитария 3/2011
Выводы. 1. Выявлен недостаточный и поверхностный уровень информированности подростков о курении. Дефицит знаний по проблеме табакокурения не вызывает обеспокоенности относительно здоровья как в условиях пассивного курения, так при активном курении сигарет. Запреты старших (родителей, учителей) без объяснения механизмов наносимого здоровью вреда курением не эффективны.
2. Актуальность укрепления здоровья подростков в условиях лечебно-профилактических и общеобразовательных учреждений приобретает особую значимость в аспекте профилактики табакокурения и формирования культуры здоровья. Политика укрепления здоровья подростков должна быть ориентирована на профилактику факторов риска, формирование гигиенической культуры (знания—убеждения—поведение), предполагающей на конечном этапе изменения поведенческого компонента.
3. Осуждающее отношение респондентов к курению сверстников — юношей (60,3%) и девушек (78,0%) — возможная предпосылка оптимизировать успешность антитабачной профилактической работы среди учащихся.
4. Для предупреждения приобщения подростков к курению и связанных с ним последствий для здоровья антитабачное воспитание следует начинать с начальных классов с применением интерактивных методов обучения.
J] ите ратура
1. Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. Методическое пособие для учителей и родителей. — М., 1996.
2. Александров А. А. Основные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков. Пособие для врачей и учителей. — М., 2006.
3. Баранов А. А., Кучма В. А., Звездина И. В. Табакокурение детей и подростков. — М., 2007.
4. Голота А. С. и др. // Тюменск. мед. журн. — 2002. — № 2. - С. 3-5.
5. Звездина И. В. Ц Рос. педиатр, журн. — 1998. — № 6. — С. 16-19.
6. Камардина Т. В. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2002. - № 1 — С. 7—12.
7. Левашова И. А., Чайка А. Н., Адельшина А. А. // Актуальные вопросы обеспечения санитарно-гигиенического благополучия и охраны здоровья Центрального региона России, посвяш. 80-летию Госсанэпидслужбы России (Смоленск 26—29 ноября 2002 г.): Материалы науч.-практ. конф. — Смоленск, 2002. - С. 147-149.
8. Левшин В. Ф., Радкевич Н. В. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2007. — № 4. — С. 34—40.
9. Положение с потреблением психоактивных веществ среди подростков-школьников в России (данные мониторинга 1999-2000 гг.). - М.. 2000.
10. Сахарова Г. М., Антонов Н. С. // Справочник поликлинического врача. — 2008. — № 14—15.
11. Скворцова £. С., Миронова И. А. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2007. — № 3. — С. 18—22.
12. Шальнова С. А., Деев А. Д., Оганов Р. Г. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 1998. — № 3. — С. 9-12.
Поступила 01.09.10
С H. Г. КОЖЕВНИКОВА, В. А КАТАЕВА. 2011 УДК 613.94-057.875
Н. Г. Кожевникова, В. А. Катаева
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Кафедра общей гигиены Московского государственного медико-стоматологического университета
Приведены результаты исследования образа жизни студентов медицинского вуза. Выявлено, что снижена и продолжает убывать к старшим курсам двигательная активность студентов. Результаты исследования режима дня свидетельствовали о том, что 92% студентов нарушали режим учебы и отдыха, называя причинами этого высокую учебную нагрузку, продолжительный учебный день, совмещение учебы с работой, эмоциональные перегрузки во время сессии, компьютеризацию обучения. Питание студентов несбалансировано по основным питательным веществам, недостаточно качественно, бессистемно и бесконтрольно. В студенческой среде распространены вредные привычки, в 85% случаев имели место те шш иные сочетания факторов риска: курение, низкая двигательная активность, избыточная масса тела, употребление алкоголя и др.
Ключевые слова: образ жизни, студенты
N. G. Kozhevnikova, V. A. Katayeva. - HYGIENIC ASPECTS OF THE LIFESTYLE OF MEDICAL STUDENTS UNDER THE PRESENT CONDITIONS
The paper gives the results of a study of the lifestyle of medical students. The students' motor activity has been found to be lower and to continue to drop in the undergraduates. Examination of the daily routine has shown that 92% of the students break the study-and-rest routine; the reported reasons for this are a high academic load, a prolonged academic day, a study-work, combination, mental stress during examinations, and computer-aided learning. The students ' nutrition is inadequate in major nutrients, poor-quality, irregular, and uncontrolled. The college crowd shows a preponderance of bad habits; 85% of cases had these or those combinations of risk factors: smoking, low motor activity, overweight, alcohol consumption, etc.
Key words: lifestyle, students
В период социальных преобразований, переживаемых нашей страной в настоящее время,
Кожевникова Н. Г. — канд. мед. наук, доц. каф. общей гигиены (8495684-59-23); Катаева В. А. — д-р мед. наук, проф. каф. общей гигиены (8495684-59-23
происходит адаптация различных групп населения к новым реалиям общественной жизни, которая выражается по-разному в зависимости от возраста, пола, уровня образования, социального статуса, психологических особенностей, личностных характеристик человека и его физиче-
ских возможностей, в том числе и состояния здоровья.
Экономические трудности настоящего времени, интенсификация учебного процесса, высокие нагрузки на сенсорные системы в процессе обучения, нарастание объема информации, гиподинамия, пассивные формы отдыха, повышение требований к качеству профессиональной подготовки молодого специалиста, практически полное прекращение финансирования профилактического направления в здравоохранении ведут к росту заболеваемости, инвалидности, смертности студенческой молодежи. Это значит, что молодое поколение страны в современных условиях наиболее подвержено социальной дезадаптации [7].
Сохранение и укрепление здоровья молодежи, в том числе студентов, особенно актуально, поскольку этот контингент населения представляет собой производственный и интеллектуальный потенциал России. Данная проблема в настоящее время приобретает стратегическое значение еще и в связи с тем, что состояние здоровья молодежи в целом продолжает ухудшаться.
Ухудшение состояния здоровья студенчества может быть обусловлено тем, что в высшие учебные заведения приходят молодые люди, состояние здоровья которых уже оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют следующие данные, касающиеся выпускников российских общеобразовательных учреждений: лишь 10% из них могут считаться здоровыми; 45—50% имеют серьезные мор-фофункциональные отклонения; 40—45% страдают хроническими заболеваниями.
У каждого второго школьника-подростка выявлено сразу несколько хронических заболеваний или сочетание их с различными функциональными нарушениями деятельности органов и систем организма, что намного снижает его защитные силы.
Установлено также, что свыше 60% выпускников имеют различные нарушения психического здоровья и до 80% — ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья; более 40% юношей призывного возраста не могут служить в армии в связи с имеющимися у них заболеваниями. До 90% абитуриентов имеют отклонения в состоянии здоровья, а до 50% — сформированные хронические заболевания [1, 9].
Приведенные данные убедительно указывают на то, что истоки нарушений здоровья студентов чаще всего берут начало в довузовском периоде жизни.
За период же обучения в высшей школе число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями возрастает [2].
В наиболее сложной ситуации находятся первокурсники. Их можно отнести к группе высокого риска из-за чрезвычайно высокой адаптационной нагрузки на организм, так как структура и условия процесса обучения в вузе по сравнению со школой усложняются: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования к учебному процессу. При этом во время экзаменационных сессий к интеллектуально-эмоциональ-ной сфере студентов порой предъявляются чрезмерно высокие требования, обусловливающие пе-
ревозбуждение функций центральной нервной системы и гиперкомпенсаторный характер приспособительных реакций их организма [1, 9].
Нынешнему этапу развития высшей школы, в том числе медицинских вузов, присущ ряд отличительных особенностей. В результате широкого внедрения в учебный процесс технических средств обучения и компьютерных технологий резко возросла интенсивность информационного потока. С другой стороны, ограниченное время на переработку и усвоение учебного материала, необходимость заучивания его больших объемов, перегруженность учебных программ в сочетании с неправильным режимом питания и иррациональной организацией досуга заставляют студентов заниматься по 10—12 ч, а в период сессии — до 14—16 ч в сутки [2, 4, 5].
В последнее время широко внедряются и дополнительные факторы интенсификации обучения — использование персональных компьютеров, Интернета, видеотехники.
Комплексное воздействие негативных факторов учебного процесса приводит к снижению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, появлению функциональных расстройств, их прогрессированию и развитию хронической патологии [1, 2, 5, 9].
Критическим моментом, характеризующимся неопределенностью исхода и в значительной мере влияющим на многие аспекты дальнейшей жизни студента, являются зачеты и особенно экзамены, большое число которых приходится преодолевать студенту за годы обучения. Это обстоятельство делает экзамен социально значимым фактором, формирующим мотивационно-детерминированную деятельность студентов, сопровождающуюся выраженным эмоциональным напряжением.
Поданным [5,9], уровень здоровья студентов на 49—53% зависит от их образа жизни.
Известно, что опорными элементами здорового образа жизни (ЗОЖ) являются:
— достаточная двигательная активность (ДА);
— рациональное питание;
— соблюдение режима дня;
— отсутствие вредных привычек (прием психоактивных веществ — ПАВ, алкоголь, курение).
Задачей настоящего исследования явилось изучение образа жизни студентов медицинского вуза и его влияния на состояние их здоровья.
Материалы и методы
Исследование образа жизни проводили методом анкетного опроса с помощью специально разработанной нами анкеты. Материалы анкеты позволили получить информацию о степени ДА, режиме учебы и отдыха, характере питания, распространенности вредных привычек. Было опрошено 1025 студентов 1 (516 человек) и IV (509 человек) курсов лечебного и стоматологического факультетов. Материалы подвергались статистической обработке, при этом учитывались пол и возраст анкетируемых.
Для углубленного изучения питания студентов рассчитывали индивидуальные суточные энерготраты таб-лично-хронометражным методом и определяли калорийность и качественный состав пищевого рациона расчет-
[ена и санитария 3/2011
ным методом по меню-раскладкам, используя "Таблицы химического состава пищевых продуктов" [8].
У всех обследованных студентов (512 человек) были определены масса тела, индекс массы тела (ИМТ), а также процентное содержание жировых отложений в организме, которое определяли прибором "Отгоп ВЯ 306" [3, 6, 7].
Результаты и обсуждение
Анкетирование в отношении ДА показало следующее:
— только у 11,2% девушек и 28,2% юношей (р < 0,05) в режим дня включены физические упражнения (ФУ);
— ФУ девушки занимались 19 ± 1,7 мин в день, а юноши — 22 ± 2,1 мин, что значительно ниже рекомендуемых величин [4];
— закаливающие процедуры и релаксационные упражнения выполняли всего 8% студентов;
— физической культурой и спортом (ФКиС) во внеучебное время занимались 22,5% студентов 1 курса, тогда как на IV — только 10,8%, причем преимущественно юноши;
— ДА студентов убывала к старшим курсам, это может быть объяснено тем, что в учебном расписании занятия физической культурой стали факультативными, а также тем, что уменьшилось число переездов на учебные базы в течение учебного дня;
— 72% опрошенных студентов хотели бы повысить ДА, занимаясь ФКиС, чтобы улучшить телосложение — 35,8%, развить физические качества — 32,6%, повысить уровень здоровья — 14,1%, уметь постоять за себя — 12,2%, общаться, иметь друзей — 5,3%.
Среди причин, мешающих заниматься ФКиС, 61% респондентов назвали учебу, 38% — необходимость совмещать учебу с работой, 21% — лень, усталость, 2% — отсутствие свободного времени (наличие семьи, детей и пр.).
20,5% студентов IV курса для оздоровления выбирали ФУ, а остальные предпочитали им массаж, бассейн и сауну.
На первое место в перечне элементов ЗОЖ анкетируемые ставили не ДА, а рациональное питание, видя возможность оздоровления в первую очередь с помощью коррекции питания, дополнительного приема витаминов, минеральных солей, биокорректоров.
В результате проведенных исследований питания студентов было установлено, что калорийность фактических суточных рационов в 54,6% случаев была несколько ниже индивидуальных суточных энерготрат, которые в среднем составили у юношей 2892 ккал, у девушек 2366 ккал (р < 0,05), а в 22% случаев ниже на 1000 ккал и более.
Превышение калорийности рациона по сравнению с суточными энерготратами отмечалось в 19,1% случаев, суточные энерготраты соответствовали калорийности рациона только в 26.3% случаев.
Избыточная масса тела отмечена у 15% обследованных студентов, пониженная — у 28% студентов, причем дефицит массы тела преобладал у юношей первого года обучения.
Анализ качественного состава суточных рационов показал, что потребление белков находилось в пределах оптимальных величин только у 25% студентов, превышало физиологическую норму у 28,2% студентов, дефицит потребления белков отмечался у 46,8% студентов.
Дефицит потребления жиров (растительных и животных) выявлен у 40% студентов; доля жиров животного происхождения была превышена у 26,7% студентов.
Избыточное содержание животных жиров в рационе выявлено у 32% студентов, масса тела у них была выше средних значений (ИМТ > 25); в этой же группе был обнаружен повышенный процент жировых отложений у 28% девушек и у 17% юношей.
Потребление углеводов было сниженным в 73% случаев, т. е. в большинстве рационов, причем у 62% девушек и 24% юношей.
Значительное превышение потребления углеводов (на 200—300 г) наблюдалось у 25% студентов (у 30% юношей, у 19% девушек).
В рационах преобладали рафинированные углеводы, продуктов, содержащих полисахариды, в том числе пищевые волокна, было мало.
Отмечен дефицит витаминов в рационах: С — в 58%, А — в 48% и В, — в 32% случаев, что объясняется низким уровнем потребления свежих овощей и фруктов, сливочного масла, яиц, печени, хлебопродуктов из муки грубого помола, являющихся их естественными источниками.
Пища студентов содержала мало солей кальция и фосфора: только 11% рационов девушек и 28% рационов юношей содержали физиологическую норму солей кальция (1000 мг).
Отмечалось неблагоприятное соотношение солей кальция и фосфора в рационе юношей (70%) и девушек (46%).
Меню чаше всего было однообразным, одни и те же продукты употребляли в течение дня неоднократно.
Как правило, отсутствовал полноценный горячий обед, который заменялся питанием "на ходу" или всухомятку, из-за нехватки времени.
В рационах не было яиц, молока, часто исключались хлеб и сливочное масло, было мало кисломолочных продуктов, рыбы и мяса.
Наиболее популярными в питании студентов оказались сосиски, колбасы, чипсы, продукты "фаст фуд", сладкие газированные напитки, а также энергетические напитки, содержащие кофеин.
Анализ режима питания студентов показал, что 3—4-кратный прием соблюдали 72% анкетируемых, двукратное питание за счет исключения завтрака было отмечено у 3,1 % студентов.
У 72,2% опрошенных максимально калорийным был ужин (от 52 до 78% калорийности суточного рациона).
Результаты исследования режима дня свидетельствуют о том, что 92% студентов нарушали режим учебы и отдыха, называя причинами этого высокую учебную нагрузку, продолжительный учебный день, совмещение учебы с работой, эмоциональные перегрузки во время сессии, компьютеризацию обучения.
У 78% опрошенных студентов отмечены нарушения режима сна — снижение его длительности; 65% из них спали менее 7 ч в сутки.
Поскольку современные студенты являются активными пользователями мобильной связи, компьютеров и Интернета, нас интересовали и эти виды их деятельности.
Опрос показал, что мобильный телефон был у 96% студентов, а пользовались ежедневно мобильной связью 98% анкетируемых. При этом свыше 50% пользовались телефонами с допустимыми, но высокими значениями SAR (выше 1 — 1,5 Вт/кг).
26% респондентов, зная о возможном негативном влиянии мобильного телефона на здоровье, пользовались им даже во время управления автомобилем.
Выявлено, что каждый четвертый юноша и каждая третья девушка разговаривали (суммарно) по мобильному телефону более 2 ч в день, имея от 5 до 12 разговоров.
Только 8% студентов отключали телефон на ночь, остальные и ночью использовали его в качестве будильника, при этом у 18% телефон находился под подушкой, у 28% — под кроватью, у 42% — на тумбочке на расстоянии 20 см от пользователя, у 12% — на расстоянии 1 м и более.
За компьютером опрошенные студенты проводили от 1 до 7 ч вдень. Это время они использовали не только для обучения, но и как досуг. На признаки астенопии после работы на компьютере указали 89,2% их них.
Анализ вида и распространенности вредных привычек среди студентов-медиков показал, что курили 52% опрошенных, причем с возрастом число курящих увеличивалось.
На первом году обучения курили 32% девушек и 61% юношей. Регулярно употребляли алкогольные напитки 22% девушек и 54% юношей; юноши — от 1 до 5 раз в неделю, а девушки — по праздникам, при встрече с друзьями или же в предболезненном состоянии. Юноши испытывали желание принять алкоголь для улучшения настроения, снятия депрессии, усталости. Систематичность употребления спиртных напитков также увеличивалась с возрастом.
На состояние психологического дискомфорта в период учебы указали 100% девушек и 96% юношей, т. е. практически каждый опрошенный студент.
Юноши чаще испытывали тревожность (50%), неуверенность в себе (33%), стеснительность (17%).
У девушек психологический дискомфорт проявлялся тревожностью (56%), ощущением страха
(22%), раздражительностью и нервозностью (13%), зажатостью (9%).
Причинами дискомфортных состояний студенты считали (в порядке убывания): сессии (более 60%), усталость в конце учебного дня, конфликтные ситуации в транспорте, дома, на работе, в вузе, недосыпание.
Важно отметить, что в 85% случаев имели место те или иные сочетания факторов риска: курение, низкая ДА, избыточная масса тела, употребление алкоголя и др.
Несмотря на то что 89% студентов считали заботу о здоровье своим личным делом, их реальное поведение не подкреплялось никакими практическими действиями и усилиями.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что образ жизни современного студента-медика далек от ЗОЖ. С полной уверенностью можно утверждать, что у них отсутствуют знания и умения, которые позволяют им стать грамотными пропагандистами ЗОЖ. Проблема воспитания у молодых людей потребности вести ЗОЖ чрезвычайно актуальна.
Студенты-медики должны по-новому обучаться вопросам ЗОЖ на кафедрах общей гигиены, для чего в учебной программе, кроме лекционного курса, должны появиться специальные практические занятия, рассчитанные не менее чем на 6 учебных часов.
Преподаватели клинических кафедр, обучая студентов, должны постоянно увязывать патологии с неправильным образом жизни, чтобы вредные привычки с возрастом у студентов не укоренялись, а изживались.
Л ите ратура
1. Агаджанян Н. А. Здоровье студентов. — М., 1997.
2. Гринина О. В., Кича Д. И. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской науч. конф. — М., 1995. - С. 9-12.
3. Катаева В. А., Лакшин А. М. Руководство к лабораторным, практическим и самостоятельным занятиям по обшей гигиене и основам экологии человека. — М., 2005. — С. 200— 262.
4. Кобяков Ю. П. // ТиПФК. - 2004. - № 5. - С. 44-46.
5. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. // Здоровье населения и среда обитания: Информац. бюл. — 2003. - № 9. - С. 3-8.
6. Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека. — М., 2004.
7. Максимова Т. М. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2002. — № 2. - С. 40-43.
8. Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Тутельяна. — М., 2002.
9. Агаджанян Н. А., Ступаков Г. П., Ушаков И. Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни. — М., Астрахань, 1996.
Поступила 12.04.10