гиена и санитария 6/2011
О Н. Г. КОЖЕВНИКОВА, В. А. КАТАЕВА, 20 И УДК 613.96:616-057.875-02-084
Н. Г. Кожевникова, В. А. Катаева
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Кафедра общей гигиены Московского государственного медико-стоматологического университета
У студентов медицинского вуза выявлена высокая распространенность основных поведенческих факторов риска для здоровья: недостаточная двигательная активность, нарушения режима и качества питания, нарушения режима учебы и отдыха, курение и частое употребление алкоголя. Представлены предложения по обучению студентов вопросам здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни
N. G. Kozhevnikova, V. A. Kataeva — MORBIDITY RATES IN HIGHER EDUCATION STUDENTS
Medical students have shown a high prevalence of major behavioralfactors of health risk, such as inadequate physical activity, changes in the routine, nutrition quality, study-and-rest regimens, as well as smoking and frequent alcohol use.
Proposals to educate the students on the importance of living a healthy lifestyle are given. Key words: healthy lifestyle
В период социальных преобразований происходит адаптация различных групп населения к новым реалиям общественной жизни, по-разному выраженным в связи с возрастом, полом, уровнем образования, социальным статусом, психологическими особенностями, личностными характеристиками человека, его физическими возможностями, в том числе состоянием здоровья [7]. К группам населения, наиболее подверженным социальной дезадаптации в современных условиях, относится молодое поколение страны.
Экономические трудности настоящего времени, интенсификация учебного процесса, увеличение нагрузки на сенсорные системы в процессе обучения, нарастание объема информации, гиподинамия, пассивные формы отдыха, повышение требований к качеству подготовки молодого специалиста, практически полное прекращение финансирования профилактического направления в здравоохранении приводят к росту заболеваемости, инвалидности, смертности, социальной дезадаптации студенческой молодежи.
Важность сохранения здоровья студентов особенно актуальна, поскольку они — производственный потенциал России. Данная проблема в настоящее время приобретает стратегическое значение и в связи с тем, что состояние здоровья молодежи в целом продолжает ухудшаться.
Ухудшение состояния здоровья студенчества может быть обусловлено тем, что в высшие учебные заведения поступает молодежь, состояние здоровья которой оставляет желать лучшего [1]. В среднем в России только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 45—50% из них имеют серьезные морфофунк-циональные отклонения, а 40—45% школьников страдают хроническими заболеваниями. У каждого второго школьника-подростка выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний, а также сочетание их с несколькими функциональными нарушениями, что намного снижает защитные силы организма. Более 60% выпускников имеют различные нарушения психического здоровья. До 80% выпускников имеют ограниче-
Кожевникова Н. Г. — науч. сотр. каф. общей гигиены, доц.; Катаева В. А. — науч. сотр. каф. общей гигиены, проф.
ния в выборе профессии по состоянию здоровья, более 40% юношей призывного возраста не готовы к службе в армии в связи с имеющимися заболеваниями. Среди абитуриентов, поступающих на I курс, до 90% имеют отклонения в состоянии здоровья, до 50% — сформированные хронические заболевания [1,9].
Истоки нарушений здоровья студентов находятся нередко в довузовском периоде жизни. За период обучения в высшей школе число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями возрастает [2].
В наиболее сложной ситуации среди студенческой молодежи находятся в первую очередь первокурсники, которых можно отнести к группе высокого риска вследствие чрезвычайно высокой адаптационной нагрузки на организм.
Структура и условия учебного процесса в вузе по сравнению со школой усложняются: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования. Во время экзаменационных сессий к интел-лектуально-эмоциональной сфере студентов часто предъявляются чрезмерно высокие требования, обусловливающие перевозбуждение функций ЦНС и гиперкомпенсаторный характер приспособительных реакций организма [1,9].
Нынешнему этапу развития высшей школы присущ ряд отличительных особенностей. По мере широкого внедрения технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс резко возрастает интенсивность информационного потока. Ограниченное время на переработку и усвоение информации, необходимость заучивания больших объемов материала, перегруженность учебных программ в сочетании с несовершенным режимом питания и иррациональной организацией досуга заставляют студентов заниматься до 10—12 ч, а в период сессии до 14—16 ч в сутки [2,4,5].
В последнее время сформировались дополнительные факторы интенсификации обучения: использование персональных компьютеров, Интернета, видеотехники. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, формированию
функциональных расстройств, их прогрессированию и развитию хронической патологии [1, 2, 5, 9].
Значимым фактором, влияющим на здоровье студентов, является большое количество зачетов и экзаменов. Для студентов в процессе их обучения экзамен является критическим моментом, характеризующимся известной неопределенностью исхода и в значительной мере влияющим на дальнейшую судьбу учащихся. Это обстоятельство делает экзамен социально значимым фактором, формирующим мотивационно детерминированную деятельность студентов, сопровождающуюся выраженным эмоциональным напряжением.
Основная часть факторов (49—53%), влияющих на уровень здоровья студентов, относится к образу жизни [5, 9]. Для студентов основными составляющими здорового образа жизни (ЗОЖ) являются достаточный объем двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, исключение вредных привычек, в первую очередь употребления психоактивных веществ (ПАВ).
Цель исследования — изучение образа жизни студентов медицинского вуза и поиск методов их оздоровления.
Исследования проводили методом анкетного опроса. Инструментом для сбора статистического материала служила специально разработанная анкета, позволившая получить информацию о степени двигательной активности, режиме учебы и отдыха, характере питания, распространенности вредных привычек. Опрошены 1025 студентов I и IV курсов лечебного и стоматологического факультетов. Материалы обрабатывали с учетом возраста и пола.
Индивидуальные суточные энерготраты рассчитывали таблично-хрономегражным методом. Энергетическую ценность качественного и количественного состава пищевых рационов рассчитывали по меню-раскладкам с помощью Таблиц химического состава пищевых продуктов [8]. У всех студентов определяли массу тела, индекс массы тела (ИМТ) и процентное содержание жировых отложений в организме (с помощью прибора Отгоп В И 306) [3,6].
Один из важнейших факторов ЗОЖ — двигательная активность (ДА). Установлено, что только 11,2% девушек и 28,5% юношей использовали самостоятельные физические упражнения в режиме дня, 8% студентов применяли закаливающие процедуры и релаксационные упражнения. Выявлено, что на физические упражнения у девушек уходило в среднем 19 мин в день, у юношей — 22 мин, что значительно ниже рекомендуемых норм [4].
Двигательная активность студентов убывает к старшим курсам, что может быть объяснено переходом на факультатив по физкультуре и ограничением переездов на учебные базы.
Студенты I курса (72% опрошенных) желали повысить ДА, причем преобладающие мотивы занятий физической культурой и спортом (ФКиС) распределились следующим образом: улучшить телосложение — 35,8%; развить физические качества — 32,6%; повысить уровень здоровья — 14,1%; уметь постоять за себя — 12,2%; общаться, иметь друзей — 5,3%.
В числе причин, мешающих заниматься ФКиС, 61% респондентов назвали учебу, 38% — необходимость совмещать учебу с работой, 21 % — лень, усталость, 2% — отсутствие свободного времени (наличие семьи, детей и пр.).
По результатам опроса 22,5% студентов I курса занимаются физкультурой и спортом во внеучебное время, тогда как на IV только 10,8%, причем в подавляющем большинстве юноши.
Среди студентов IV курса оздоровление физическими упражнениями (ФУ) выбирали только 20,5% опрошенных, предпочитая массаж, бассейн, сауну; на первое место в перечне элементов "нездорового" образа жизни ставили нерациональное питание и оздоровление видели в первую очередь в коррекции питания, дополнительном приеме витаминов, минеральных солей, биокорректоров, а не в соблюдении двигательного режима.
Питание является основным фактором в обеспечении оптимального роста и развития организма, его работоспособности, адаптированности к воздействию различных агентов внешней среды.
В результате проведенных исследований установлено, что энергетическая ценность фактических суточных рационов в 54,6% случаев была несколько ниже индивидуальных суточных энерготрат, которые в среднем составили у юношей 2892 ккал, у девушек 2366 ккал, а у 22% студентов ниже на 1 ООО ккал и менее. Превышение энергетической ценности рациона величины суточных энерготрат отмечено у 19,1% студентов. Только у 26,3% энерготраты соответствовали энергетической ценности рациона.
Избыточную массу тела имеют 15% обследованных, пониженную 28% студентов, причем дефицит массы тела преобладает у юношей первого года обучения.
Анализ рационов показал, что потребление белков в пределах оптимальных величин только у 25% студентов, у 28,2% оно превышает физиологическую норму, а у 46,8% обследованных отмечается дефицит потребления белков.
Выявлена тенденция к снижению употребления студентами животных и растительных жиров: рацион 40% из них имел дефицит жиров. У 26,7% опрошенных в рационах была превышена суточная норма жиров животного происхождения; у 32% студентов с избыточным содержанием в рационе животных жиров масса тела превышала средние значения (ИМТ > 25). В этой группе обследованных определялся повышенный процент жировых отложений у 28% девушек и у 17% юношей.
Особенно нерационально студенты употребляют углеводы. Установлено снижение потребления углеводов в подавляющем большинстве рационов, причем уровень потребления углеводов девушками-студентками значительно ниже, чем юношами, возможно, за счет того, что они осознанно ограничивают себя в кондитерских и мучных изделиях. Низкий уровень глюкозы в крови в сочетании с интенсивной умственной работой может привести к возникновению головных болей, снижению работоспособности, памяти и внимания.
Значительное (на 200—300 г) превышение углеводов в рационах выявлено у 25% студентов (30% юношей и 19% девушек). В рационах преобладают продукты, содержащие рафинированные углеводы; студенты мало употребляют продуктов, содержащих полисахариды, клетчатку.
В пищевых рационах оказалось недостаточно витаминов: С (58% рационов), А (48%) и В, (32%). Наибольший дефицит витаминов С, А и В , видимо, обусловлен низким уровнем употребления в пищу свежих
[гиена и санитария 6/2011
овощей и фруктов, сливочного масла, яиц, печени, хлебопродуктов из муки грубого помола.
Установлено, что пища студентов значительно обеднена минеральными веществами — кальцием и фосфором. Только 11% рационов девушек и 28% рационов юношей соответствуют суточной физиологической норме по содержанию кальция. Определили неблагоприятное соотношение в рационе кальция и фосфора у 70% юношей и 46% девушек.
Характерны однообразие меню, повторяемость употребления одних и тех же продуктов в течение дня. Отсутствовал полноценный горячий обед, практиковался прием пищи "на ходу", всухомятку. Отсутствие в учебные дни в рационе традиционных блюд (закуски, супы, вторые блюда) студенты объясняют нехваткой времени.
В рационах студентов отсутствуют яйца, молоко, часто хлеб, сливочное масло, мало кисломолочных продуктов, рыбы, мяса, натуральных соков, свежих овощей и фруктов независимо от времени года. Анализ рационов студентов показал популярность таких продувов, как сосиски, колбасы, чипсы, продукты "фаст фуд", сладкие газированные напитки, энергетические напитки, содержащие кофеин.
Важнейшей частью рационального питания является режим. Согласно нашим исследованиям, кратность приема пищи 3—4 раза в сутки соблюдают только 72% обследованных, при этом нарушено распределение энергетической ценности рациона по приемам пищи. По энергетической ценности рациона в 72,2% случаев наибольшая нагрузка приходится на ужин (от 52 до 78% от суточного рациона), в 3,1% случаев исключался завтрак.
Режим дня студента-медика характеризуется жестким лимитом времени. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют, что 92% студентов нарушают режим учебы и отдыха. Среди причин студенты называли высокую учебную нагрузку, длительный учебный день, необходимость совмещения учебы с работой, эмоциональные перегрузки во время сессии, компьютеризацию обучения.
Из числа опрошенных 78% студентов нарушают режим сна, причем у 65% респондентов на сон приходится менее 7 ч в сутки.
Студенты являются активными пользователями мобильных телефонов, компьютерной техники, Интернета. Появление мобильных телефонов значительно изменило распределение времени студентов, а также может негативно влиять на работоспособность и здоровье обучающихся.
Установлено, что ежедневно мобильной связью пользуются 98% опрошенных, 96% имеют мобильный телефон. Исследование показало, что более 50% студентов пользуются телефонами с допустимыми, но достаточно высокими значениями SAR (выше 1,0—1,5 Вт/кг).
Все респонденты слышали о негативном влиянии мобильного телефона на здоровье. Практически все опрошенные пользуются телефоном в транспорте, что может усиливать неблагоприятное воздействие на организм. Во время управления автомобилем говорят по телефону 26% студентов.
Выявлено, что каждый четвертый юноша и каждая третья девушка разговаривают по мобильному телефону более 2 ч в день (суммарно). Ежедневное количество разговоров составляет от 5 до 12 раз. Только 8% опрошенных отключают телефон на ночь, остальные ночью
используют его в качестве будильника, при этом 18% студентов хранят телефон под подушкой, 28% — под кроватью, 42% — на расстоянии 20 см от себя и 12% — на расстоянии 1 м и более.
Компьютеры, Интернет используются студентами не только для обучения, они стали частью досуга. Работе за компьютером опрошенные уделяют от 1 до 7 ч в день; на признаки астенопии после работы за компьютером указали 89,2% опрошенных пользователей.
Будущие медики знают, что курение и употребление ПАВ наносит большой вред здоровью. Тем не менее курит половина опрошенных (52%). С возрастом курящих становится больше. Уже на первом году обучения курили 32% девушек и 61% юношей. Приобщение к курению происходит в основном еще до поступления в университет, в возрасте 14—15 лет.
Регулярно употребляют алкогольные напитки 22% девушек и 54% юношей, причем юноши от одного до 5 раз в неделю. Студентки допускают употребление алкоголя по праздникам, при встрече с друзьями, в предболезненном состоянии. Юноши чаще всего испытывают желание принять алкоголь для изменения настроения, при депрессии, усталости, задолженности в учебе. Систематическое употребление алкогольных напитков увеличивается с возрастом.
На состояние психологического дискомфорта указал практически каждый опрошенный (100% девушек и 96% юношей). Юноши чаще испытывают тревогу (50%), неуверенность в себе (33%), стеснение (17%). Девушки проявляют тревогу (56%), страх (22%), раздражение, нервозность (11%), "зажатость" (9%).
Среди причин дискомфортных состояний первое ранговое место занимает сессия (более 60%), затем в порядке убывания утомление в конце учебного дня; конфликты в транспорте, дома, на работе, в университете; недосыпание.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев (85%) имелись те или иные сочетания общих факторов риска: курения, низкой физической активности, избыточной массы тела, употребления алкоголя. Несмотря на то что 89% студентов считают личным долгом заботу о здоровье, реальное поведение их не подкрепляется практическими действиями.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса не компенсируется положительными компонентами здорового образа жизни студентов.
Для утверждения в студенческой среде гигиенических принципов здорового образа жизни можно рекомендовать следующее:
1) с первого года обучения формировать ориентацию студентов на физическую культуру, которая в современных условиях является наиболее доступным, привлекательным и действенным средством повышения двигательной активности, умственной работоспособности и профессионального мастерства;
2) разработать и внедрить учебные программы по физической культуре не с нормативной, а с оздоровительной направленностью, возможно, с разработкой индивидуальных программ для самостоятельных занятий в течение всего периода обучения;
3) использовать новые, привлекательные формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
4) проводить индивидуальные консультации по коррекции питания студентов;
5) создавать благоприятную образовательную среду, предупреждающую стрессы и хроническое утомление;
6) формировать систему воспитания, основанную на устойчивой мотивации и потребности в сохранении индивидуального и общественного здоровья;
7) повышать рейтинг профессиональной ценности, деловой карьеры, планомерно утверждать социально-защитную функцию внеучебной работы со студентами. Необходимо активно заниматься вопросами формирования позитивных идеалов и создания нравственно-этических и патриотических ценностей;
8) проводить профилактику употребления психоактивных веществ путем формирования привлекательного имиджа здорового образа жизни, развития коммуникативных навыков, создания благоприятных и привлекательных для молодежи форм досуга.
Обучение студентов гигиеническим основам здорового образа жизни позволит сохранить и укрепить их здоровье при получении образования и в будущей профессиональной деятельности.
Л итература
1. Агадхсанян Н. А. Здоровье студентов. — М., 1997.
2. Гринина О. В., Кича Д. И. II Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской научн. конф. — М., 1995. —С. 9—12.
3. Катаева В. А., Лакшин А. М. Руководство к лабораторным, практическим и самостоятельным занятиям по общей гигиене и основам экологии человека. — М., 2005. — С. 200—262.
4. Кобяков Ю. П. II Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 5. — С. 44—46.
5. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. // Здоровье населения и среда обитания: Информац. бюл. — 2003. — № 9. — С. 3—8.
6. Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека. — М., 2004.
7. Максимова Т. М. // Здравоохранение РФ. — 2002. — № 2. — С. 40—43.
8. Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Тутсльяна. — М., 2002.
9. Экология, здоровье, качество жизни / Агаджанян Н. А., Сту-паков Г. П., Ушаков И. Б. и др. — М., Астрахань, 1996.
Поступила 24.01.11
Генетические исследования в гигиене
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 20! 1 УДК 6)4.35:615.213.015.4.07:577.21.08
М. А. Тушканов', М. Г. Аксенова1, О. О. Синицына', А. С. Чуканова2, С. Г. Бурд2, Е. В. Кракова'
МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ДЕЙСТВИЮ СИНТЕТИЧЕСКИХ ЖИРНЫХ КИСЛОТ НА ПРИМЕРЕ ВАЛЬПРОЕВОЙ КИСЛОТЫ
'ФГБУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина Минздравсоцразвития России; 2ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Росздрава; 'Научный центр психического здоровья РАМН, Москва
В работе на примере препарата вапьпроевой кислоты (ПВК) изучена индивидуальная чувствительность к воздействию структурных аналогов свободных жирных кислот (СЖК), некоторые из которых являются "разрушителями" эндокринной системы, приводя к нарушениям гормонального метаболизма. Индивидуальная чувствительность рассматриваюсь на примере полиморфизма гена PPARy2. Доказано, что гомозиготный тип этого гена Рго12Рго ответствен за набор массы тела и развитие инсулинорезистентности на фоне приема ПВК, что следует учитывать при разработке безопасных уровней воздействия СЖК-подобных веществ.
Ключевые слова: эндокринные разрушители, свободные жирные кислоты, вальпроевая кислота, инсулинорези-стентность, PPARy2, полиморфизм
М. A. Tushkanov, М. G. Aksenova, О. О. Sinitsyna, A. S. Chukanova, S. G. Burd, Е. V. Krikova — MOLECULAR GENETIC MECHANISMS OF INDIVIDUAL SENSITIVITY TO SYNTHETIC FATTY ACIDS IN CASE OF VALPROIC ACID
Individual sensitivity to structural analogues of free fatty acids (FFA), some of which are endocrine destructors, resulting in hormonal metabolic disturbances, was studied using valproic acid (VA) as an example. The individual sensitivity was considered by the example of polymorphism in the PPAR@g2 gene. The homozygous genotype Prol2Pro of this gene was proved to be responsible for weight gain and development of insulin resistance during VA administration, which should be kept in mind when developing the safe levels of exposure to FFA-like substances.
Key words: endocrine destructors, free fatty acids, valproic acid, insulin resistance, PPAR@g2 gene, polymorphism
В последние годы большое внимание уделяется исследованию веществ, нарушающих нормальное функционирование эндокринной системы, — так называемым разрушителям эндокринной системы (endocrine disrupters) [4, 18, 23]. К ним относятся синтетические производные свободных жирных кислот (СЖК), например перфтороктановая кислота (PFOA) (C,F|SCOOH), метоксиуксусная кислота (СН,ОСН,СООН)
и т. д. (см. таблицу). Они являются компонентами или используются в производстве таких материалов или потребительских товаров, как тефлон, пластмассы, мыла, чистящие и моющие средства, косметика, лаки и эмали, красители, текстиль, кожа и бумага, резина, лубриканты, зубные пасты, и многих других.
Воздействие на человека различными путями и способами производных СЖК может приводить к такому нарушению