Научная статья на тему 'Анализ фактического питания студентов 3-4 курсов ми СурГУ'

Анализ фактического питания студентов 3-4 курсов ми СурГУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павловская В. С., Подгорбунских А. Е., Брусенцов О. Ю., Нуждина К. И.

Изучено фактическое питание студентов 3-4 курсов лечебного факультета медицинского института СурГУ. У большинства юношей калорийность рациона была ниже энергозатрат, у девушек - несколько выше. В рационах значительной части студентов отмечалось снижение белка, в т.ч. животного происхождения, уменьшено количество некоторых минеральных веществ и витаминов. Отмечены нарушения в режиме питания и работе столовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павловская В. С., Подгорбунских А. Е., Брусенцов О. Ю., Нуждина К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We study theactual supply students of 3-4 courses Faculty of MedicineSchool of Medicine SurGU.Most boyscaloric intake was below energy, the girls - a little higher. In the diets of significant part of students, a decrease of protein including animal, reduced the number of some minerals and vitamins. markedviolations in diet and working the dining room.

Текст научной работы на тему «Анализ фактического питания студентов 3-4 курсов ми СурГУ»

Анализ фактического питания студентов 3-4 курсов МИ сурГУ

В.С. Павловская, А.Е. Подгорбунских, О.Ю. Брусенцов,

К.И. Нуждина

ГОУВПО Сургутский государственный университет, Лечебный факультет МИ Кафедра физиологии

Изучено фактическое питание студентов 3-4 курсов лечебного факультета медицинского института СурГУ.

У большинства юношей калорийность рациона была ниже энергозатрат, у девушек - несколько выше. В рационах значительной части студентов отмечалось снижение белка, в т.ч. животного происхождения, уменьшено количество некоторых минеральных веществ и витаминов. Отмечены нарушения в режиме питания и работе столовой.

We study the actual supply students of 3-4 courses Faculty of Medicine School of Medicine SurGU. Most boys caloric intake was below energy, the girls - a little higher. In the diets of significant part of students, a decrease of protein including animal, reduced the number of some minerals and vitamins. Marked violations in diet and working the dining room.

Ухудшение здоровья дет-ско-подростковой популяции в последние десятилетия способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи, определяющей интеллектуальный потенциал и будущее развитие России, в обеспечении которого значительную роль играют специалисты с высшим образованием. По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья современной популяции студенческой молодежи, так и факторы его формирующие на этапе профессиональной подготовки (1,2,3).

Сегодня процесс обучения в высшем учебном заведении характеризуется разнообразием форм и методов обучения, высокой интенсивностью труда, внедрением новых технических средств и учебных технологий. Информационные

и эмоциональные стрессы, сопровождающие обучение, предъявляют определенные требования к состоянию здоровья студентов.

Одним из важнейших факторов, детерминирующим состояние здоровья, является питание. Здоровое питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма, определяет умственное и физическое развитие организма, оптимальное функционирование всех органов и систем, формирование иммунитета и адаптационных резервов организма (5,6,7).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДы

Проведен анализ однодневных и недельных меню-раскладок пищевых рационов с определением качественной и количественной полноценности питания 224 студентов 3 курса лечебного факультета МИ СурГУ за 20082010 гг. (у 20% студентов

исследовался рацион выходного дня). Методом анкетирования 304 студентов 3-4 курсов были определены суточные энерготраты, кратность приемов пищи в половом аспекте, а также проанализировано мнение студентов об организации питания в стенах университета.

результаты

В качестве метода оценки использовали расчет по меню-раскладкам с помощью Таблиц химического состава пищевых продуктов (4). По полученным результатам была составлена база данных. В базу данных входило количество потребляемых: жи-

ров, белков, углеводов, минеральных веществ (натрия, калия, магния, кальция, фосфора, железа), витаминов ( А, В1, В2, РР, С, в-каротин), а также количество клетчатки и общая энергетическая ценность суточного рациона.

В результате статистической обработки материалов получены следующие показатели: среднее количество белка в пище у юношей составило 76г, что находится в пределах нормы (72г) - по данным 2009 года, в 2008 году количество белка в рационе оказалось пониженным - 64г, в 2010 году среднее количество белка составило 136г, при этом индивидуальные значения варьируют от 21г до 156г. Такая же тенденция наблюдается и у девушек - 76,1г в 2009 году, 65г в 2008 и 76г в 2010 году. Количество потребляемых углеводов оказалось существенно ниже нормы (на 21% и 26% в 2008 и 2009 годах соответственно, и на 12% в 2010 году) как у юношей, так и у девушек. Это связано с нерациональным потреблением студентами продуктов, содержащих углеводы. Так, в рационах преобладают

Ср&дняя калорийность суточного рациона

О 500 \т 15® 2000 ЙЙО 3000 ш>

ш

рафинированные углеводы. При этом количество жиров, потребляемых в сутки, оказалось выше нормы (81г - у юношей и 67г- у девушек) на 29% в 2008 году, на 41% в 2009, и на 14% в 2010 году. При анализе потребления минеральных веществ выявлен дефицит по ряду компонентов (№, Са, Р, Fe). Потребление большинства витаминов, в целом, оказалось в пределах нормы, однако среди юношей выявлен дефицит потребления витамина А (б20мкг, при норме 1000мкг), а также количество витаминов В1, В2, РР снижено в среднем примерно на 15%. При этом, следует отметить, что по данным меню выходных дней, суточный рацион студентов вполне соответствует норме по всем показателям, за исключением количества

Здоровое питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма, определяет умственное и физическое развитие организма, оптимальное функционирование всех органов и систем, формирование иммунитета и адаптационных резервов организма

Говорить о рациональном питании студентов не представляется возможным из-за низкого потребления ими мясопродуктов, морепродуктов и рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов. Эти нарушения в питании сопровождаются дефицитом белка животного происхождения, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, ряда микронутриентов, пищевых волокон

углеводов - 208г при норме 358г, а соответственно и калорийность оказывается в пределах вышеуказанных значений (1897ккал). Все это говорит о несбалансированности рациона студента, независимо от места приема пищи.

В результате проведенных исследований можно прийти к выводу, что рацион питания студентов лечебного факультета МИ СурГУ недостаточно калориен. В рационе выявлен дефицит углеводов, белков и витаминов А,

В1, В2, РР. Наиболее эффективным способом ликвидации выявленных дефицитов является оптимизация рационов студентов с учетом принципов построения здорового рационального питания. Необходимо максимально разнообразить рационы питания; использовать продукты, обогащенные микроэлементами; увеличить потребление углеводсодержащей пищи (желательно употреблять «защищенные» углеводы); возможно, употребление биологически активных добавок к пище.

С целью оценки уровня питания студентов и работы столовой СурГУ была проанкетирована группа студентов 4 курса МИ из 104 человек. В анкету входили вопросы оценки собственного рациона и оценки питания в столовой СурГУ.

Полученные результаты таковы: 12% юношей и 25,3% девушек принимают пищу 4 раза в сутки, 60% юношей и 45,6% девушек принимают пищу 3 раза в сутки, двукратный прием пищи отметили 28% и 29,1% соответственно.

Завтраки у юношей состоят, в основном, из кондитерских изделий (24%), молочнокислых продуктов (14%) и фруктов (12%). Девушки завтракают более разнообразно: 16,4% едят хлебобулочные изделия, 15,2% - кондитерские изделия, 15% - молочнокислые продукты,12,5% - каши, 10,1% - фрукты. При этом следует отметить, что почти 2/3 респондентов утром не завтракает вообще, в лучшем случае пьют чай или кофе с сахаром.

Обед у юношей тоже не отличается разнообразием и полноценностью. Так лишь 24% юношей едят супы, 28% - мясные блюда, причем на гарнир предпочитают

макаронные изделия. 12% юношей на обед употребляют бутерброды с колбасой и лишь каждый десятый в обед заканчивает десертом в виде фруктов. У девушек обеды тоже не отличаются особым разнообразием и полноценностью (50% калорийности). Суп едят только 17,7% девушек, мясные изделия - 13,9%, 20,2% девушек в обед едят крупяные изделия и лишь 6,3% - макаронные. Десерт из фруктов завершает обед лишь у каждой десятой девушки.

Полдник у 12% юношей состоит из кондитерских изделий. 13,9% девушек на полдник употребляют супы и салаты, 11,4% - фрукты, 10,1% -хлебобулочные изделия.

Самым разнообразным и высококалорийным приемом пищи у студентов является ужин, при этом время его принятия иногда бывает поздно ночью. 60% юношей в ужин употребляют кондитерские изделия, 48% - блюда из мяса или рыбы с гарниром крупяным или макаронным, каждый пятый на ужин кушает суп и десерт из фруктов.

Ужин у трети девушек состоит из овощных салатов и фруктовых десертов, лишь 16,5% девушек на ужин употребляют мясо или рыбу, каждая пятая ест супы, 24,1 - молочнокислые продукты.

Интервалы между приемами пищи при 3-4 -х разовом питании не превышали 6 часов, однако треть студентов (33,5%) питаются по принципу «когда-как». В качестве перекусов респонденты используют шоколад (38,5%), выпечку (22,5%), соленые сухарики и чипсы (10,5%), газированные напитки (7%).

Только 41% студентов ежедневно включают в рацион фрукты, 3,5% - фрукты вообще не употребляют. Растительное масло в рацион

Некоторые студенты отказываются от питания в университетской столовой именно из-за высоких цен и малого объема блюд для студенчества, а также из-за несоответствия, по их мнению, соотношения «цена — качество»

включают лишь 34,5% респондентов, никогда не используют этот продукт 3.5%.

Более половины студентов считают обязательным в своем рационе употребление кофе, причем количество чашек в день увеличивается в период сессии.

19% респондентов принимают поливитаминные препараты ежедневно, отдельными курсами - 15%, 2-3 раза в неделю - 20,5%. 46% студентов вообще не принимают поливитаминные препараты.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что говорить о рациональном питании студентов не представляется возможным из-за низкого потребления ими мясопродуктов, морепродуктов и рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов. Эти

Разнообразность питания

00,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10.00%

0,00%

Руководству столовой необходимо обратить внимание на отсутствие в столовой умывальников для мытья рук, на качество и свежесть предлагаемой продукции, своевременно снимать с продукции несвежие блюда, расширить скудный и однообразный ассортимент предлагаемых блюд

нарушения в питании сопровождаются дефицитом белка животного происхождения, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, ряда микронутриентов, пищевых волокон.

При анализе рационов нельзя не указать на тот факт, что более 15% опрошенных употребляет фаст-фуды, которые неблагоприятно влияют на организм человека.

В результате статистической обработки получены следующие результаты.

На вопрос полноценно ли их питание 49,04% опрошенных ответили «да», 51,96% опрошенных ответили «нет».

Ежедневное употребление мясе, рыбы, молока, овощей и фруктов

70.00%

60,00%

50.00%

40,00%

30.00%

20,00%

10.00%

0,00%

Большинство опрошенных связывает неполноценность своего питания с употреблением нездоровой пищи, полуфабрикатов, со снижением или полным отсутствием некоторых продуктовых групп в рационе.

Большинство студентов -73,08% считают свое питание достаточно разнообразным. 26,92% опрошенных указывают на недостаток в своем рационе разнообразия употребляемых продуктов и блюд.

68,27% считают свое питание повторяющимся, так как довольно часто употребляют одну и ту же пищу ежедневно. 31,73% ежедневно употребляют разные блюда.

72,12% респондентов регулярно питаются в университетской столовой. Однако большинство из них связывают посещение столовой с отсутствием в университете другого пункта питания и нехваткой времени перерыва между парами для посещения кафе вне университета. 25,96% студентов отказываются от посещения столовой университета. Данный факт связывают с большими очередями в столовой, отсутствием раковин для мытья рук до и после еды, высокими ценами, недовольством качеством продуктов и готовых блюд.

28,85% считают ассортимент университетской столовой вполне удовлетворительным. 66,35% (2/3 опрошенных) не довольны предоставляемым рационом питания столовой и считают, что необходимо его разнообразить.

Качество пищи, предлагаемой столовой, устраивает лишь 35,58% . Однако, 59,62% недовольны качеством еды. Они мотивируют это тем, что первые и вторые блюда периодически бывают холодными, продукты, входящие в состав салатов несвежи, пресностью

блюд, инородными включениями в них.

Цены на блюда в столовой устраивает только 20,19%, 75 % респондентов считает цены в столовой необъективно высокими, остальные 5% затруднились в ответе. Некоторые студенты отказываются от питания в университетской столовой именно из-за высоких цен и малого объема блюд для студенчества, а также из-за несоответствия, по их мнению, соотношения «цена-качество».

Лишь 35 человек (33,65%) отметили, что ежедневно они употребляют в пищу мясо, рыбу, молоко, овощи и фрукты. Остальные 66,35% отрицают ежедневное употребление мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов.

Таким образом, выявлено, что питание студентов 3-4 курсов лечебного факультета МИ СурГУ недостаточно качественно, рационально, бессистемно и бесконтрольно. Студентам необходимо более серьезно подходить к формированию своего рациона и его разнообразию. Повысить калорийность завтраков и обедов

Студентам необходимо чаще употреблять мясо, рыбу, молоко, фрукты и овощи, стараться избегать нездоровой еды.

Руководству столовой необходимо обратить внимание на отсутствие в столовой умывальников для мытья рук, на качество и свежесть предлагаемой продукции, своевременно снимать с продукции несвежие блюда, расширить скудный и однообразный ассортимент предлагаемых блюд. Администрации университета следует обратить внимание не объективно высокие цены на блюда в столовой и принять меры по их снижению.

Наиболее эффективным способом ликвидации выявленных дефицитов, на наш взгляд, является оптимизация рационов питания студентов с учетом принципов рационального питания студентов, что является одним из необходимых условий обеспечения их здоровья и успешного обучения. Щ

ЛИТЕРАТУРА

1. Онищенко Г.Г., Баранов АА., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России. — М. :РАМН, 2004. —155 с.

2. Миннибаев Т.Ш. с соавт. К вопросу об образе жизни одного из основных участников образовательного процесса — преподавателе вуза// Материалы 2-го Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» ч. 2 — М.: НЦССХ им. Бакулева РАМН, 2006. — С. 97-97

3. Блинова Е.Г. Научные осно-въ социально-гигиеничкского мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.- Автореф...дисс.д.м.н., Москва, 2010. — 46 с.

4. Покровский АА. Химический состав пищевых продуктов. — М., 1976.

5. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Питание человека. М.: ГОУ ВУНМЦМЗ РФ, 2002—576 с.

6. Сушко О.С.// Вопр. Питания, 2008. — №3. — с. 68-70

7. Лакшин А.М., Кожевникова Н.Г. Питание как фактор формирования здоровья и работоспособности студентов// Вопросы питания, 2008.- Том 77, № 1 — С. 43-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.