Научная статья на тему 'Исследование рынка предложений пищевой продукции в сегменте молодежного питания'

Исследование рынка предложений пищевой продукции в сегменте молодежного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
питание студентов / ассортимент блюд / меню / выбор / пищевая ценность / students' food / assortment of dishes / menu / choice / nutritional value

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова Людмила Павловна, Кененбай Шынар Ырымкызы, Диханбаева Фатима Тохтаровна

Проведено исследование меню предприятий питания при университетах Москвы по ассортименту, количественному и качественному набору блюд, соответствию их требованиям, предъявляемым к питанию студентов по балансу основных нутриентов. Установлено, что меню столовых вузов составлено идентично и соответствует классическому перечню блюд в меню. При этом отмечается разное количественное соотношение этих групп между собой. Например, холодные блюда имеют количественные позиции от 8 до 10 шт., что по отношению к общему количеству блюд составляет от 14 до 36 %. А супы представлены только 2–3 позициями, и их доля в общем количестве блюд составляет от 3,5 до 11 %. Наибольший объем позиций в меню (от 9 до 12) занимают основные блюда. Их доля в меню колеблется от 23 до 43 %. В меню мало молочных блюд, содержащих кальций; блюд из яиц, благотворно влияющих на нервную систему и на мозговую деятельность; фруктов, в которых содержатся необходимые для организма студентов вещества. Также мало рыбных блюд, в которых содержатся фосфор (благоприятно влияет на нервную систему, повышает работоспособность) и омега-3 (повышает работоспособность организма и благотворно действует на умственную активность). В целом меню предприятий питания при университетах содержат мало десертов и почти не имеют соусов собственного производства. В отношении напитков политика предприятий питания отличается разными подходами. Одни включают все напитки (горячие и холодные) в основное меню, а другие предпочитают составлять отдельное меню напитков и реализовать их через вендинговые автоматы, прилавки, стойки, буфеты. Причем в ассортименте превалируют кофе, чай, напитки промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Липатова Людмила Павловна, Кененбай Шынар Ырымкызы, Диханбаева Фатима Тохтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market research offers food products in the segment of youth nutrition

The study of the menu of catering enterprises at the universities of Moscow on the assortment, quantitative and qualitative set of dishes, and their compliance with the requirements for nutrition of students on the balance of basic nutrients was conducted. It has been established that the menu of dining universities is made up identically and corresponds to the classical list of dishes on the menu. At the same time there is a different quantitative ratio of these groups among themselves. For example, cold dishes have quantitative positions from 8 pcs. up to 10 pieces, which in relation to the total number of dishes ranges from 14 to 36 %. And soups are represented by only 2–3 positions and their share in the total number of dishes ranges from 3.5 to 11 %. The largest amount of positions in the menu (from 9 to 12) is occupied by the main dishes. Their share in the menu ranges from 23 to 43 %. The menu has few dairy foods containing calcium, egg dishes that have a beneficial effect on the nervous system and brain activity, fruits that contain substances essential for the body of students. There are also few fish dishes that contain phosphorus (favorably affects the nervous system, increases efficiency) and omega-3 (increases the performance of the body and has a beneficial effect on mental activity). In general, the menu of catering establishments at universities contains few desserts and almost does not have its own sauces. With regard to beverages, food policy is different. Some food establishments include all drinks (hot and cold) in the main menu of the enterprise, while others prefer to make a separate menu of drinks and implement them through vending machines, counters, racks, buffets. In the assortment dominated by coffee, tea, industrial drinks.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка предложений пищевой продукции в сегменте молодежного питания»

УДК 378л613л641//642л664(045) DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10102

исследование рынка предложений пищевой продукции в сегменте молодежного питания

Л.П. Липатова, канд. техн. наук

российский экономический университет имени Г.в. Плеханова, москва

Ш.Ы. Кененбай, канд. техн. наук; Ф.Т. Диханбаева, д-р техн. наук, профессор

Алматинский технологический университет

Реферат

Проведено исследование меню предприятий питания при университетах Москвы по ассортименту, количественному и качественному набору блюд, соответствию их требованиям, предъявляемым к питанию студентов по балансу основных нутриентов. Установлено, что меню столовых вузов составлено идентично и соответствует классическому перечню блюд в меню. При этом отмечается разное количественное соотношение этих групп между собой. Например, холодные блюда имеют количественные позиции от 8 до 10 шт., что по отношению к общему количеству блюд составляет от 14 до 36%. А супы представлены только 2-3 позициями, и их доля в общем количестве блюд составляет от 3,5 до 11%. Наибольший объем позиций в меню (от 9 до 12) занимают основные блюда. Их доля в меню колеблется от 23 до 43%. В меню мало молочных блюд, содержащих кальций; блюд из яиц, благотворно влияющих на нервную систему и на мозговую деятельность; фруктов, в которых содержатся необходимые для организма студентов вещества. Также мало рыбных блюд, в которых содержатся фосфор (благоприятно влияет на нервную систему, повышает работоспособность) и омега-3 (повышает работоспособность организма и благотворно действует на умственную активность). В целом меню предприятий питания при университетах содержат мало десертов и почти не имеют соусов собственного производства. В отношении напитков политика предприятий питания отличается разными подходами. Одни включают все напитки (горячие и холодные) в основное меню, а другие предпочитают составлять отдельное меню напитков и реализовать их через вендинговые автоматы, прилавки, стойки, буфеты. Причем в ассортименте превалируют кофе, чай, напитки промышленного производства.

Ключевые слова

питание студентов, ассортимент блюд, меню, выбор, пищевая ценность Цитирование

ЛипатоваЛ.П., КененбайШ.Ы., Диханбаева Ф.Т. (2019) Исследование рынка предложений пищевой продукции в сегменте молодежного питания // Пищевая промышленность. 2019. № 7. С. 32-35.

Market research offers food products in the segment of youth nutrition

L.P. Lipatova, Candidate of Technical Sciences Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Sh.Yr. Kenenbay, Candidate of Technical Sciences; F.T. Dikhanbaeva, Doctor of Technical Sciences, Professor Almaty Technological University

Abstract

The study of the menu of catering enterprises at the universities of Moscow on the assortment, quantitative and qualitative set of dishes, and their compliance with the requirements for nutrition of students on the balance of basic nutrients was conducted. It has been established that the menu of dining universities is made up identically and corresponds to the classical list of dishes on the menu. At the same time there is a different quantitative ratio of these groups among themselves. For example, cold dishes have quantitative positions from 8 pcs. up to 10 pieces, which in relation to the total number of dishes ranges from 14 to 36%. And soups are represented by only 2-3 positions and their share in the total number of dishes ranges from 3.5 to 11%. The largest amount of positions in the menu (from 9 to 12) is occupied by the main dishes. Their share in the menu ranges from 23 to 43%. The menu has few dairy foods containing calcium, egg dishes that have a beneficial effect on the nervous system and brain activity, fruits that contain substances essential for the body of students. There are also few fish dishes that contain phosphorus (favorably affects the nervous system, increases efficiency) and omega-3 (increases the performance of the body and has a beneficial effect on mental activity). In general, the menu of catering establishments at universities contains few desserts and almost does not have its own sauces. With regard to beverages, food policy is different. Some food establishments include all drinks (hot and cold) in the main menu of the enterprise, while others prefer to make a separate menu of drinks and implement them through vending machines, counters, racks, buffets. In the assortment dominated by coffee, tea, industrial drinks.

Key words

students' food, assortment of dishes, menu, choice, nutritional value Citation

Lipatova L.P., Kenenbay Sh.Yr., Dikhanbaeva F.T. (2019) Market research offers food products in the segment of youth nutrition // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost. 2019. № 7. P. 32-35.

32 7/2019 пищевая промышленность issn 0235-2486

Введение. Сбалансированный рацион питания в столовых университетов призван обеспечить нормальный рост, развитие организма, высокий уровень работоспособности студента. В зависимости от возраста и вида деятельности должны разрабатываться отдельные меню, удовлетворяющие суточные потребности организма в тех или иных веществах.

Студенты относятся к первой группе интенсивности труда - они тратят энергию сравнимо с работниками умственного труда. Для данной категории характерно высокое нервно-эмоциональное напряжение в сочетании с гиподинамией, возникающей при малоподвижном образе жизни. Питание, при общей умеренности, должно быть биологически полноценным и иметь антисклеротическую и липотроп-ную направленность. Физиологически обоснованным является 4-разовое питание. При высоком нервно-эмоциональном напряжении, нагрузке на мышление из-за больших потоков информации и дефицита времени потребность в витаминах группы В увеличивается на 25-30%, в аскорбиновой кислоте - на 30%. В связи с этим в рацион должны быть включены субпродукты, хлеб из муки грубого помола, фрукты, свежая зелень. Для обеспечения высокой работоспособности зрительного анализатора должно быть увеличено количество ретинола, который содержится в печени, яйцах, сливочном масле, моркови. Энергетическая ценность пищевого рациона должна составлять 2000-2400 ккал. Соотношение белков, жиров и углеводов в средней возрастной группе (по массе) должно быть 1:1,1:4,9.

Многочисленные исследования показывают проблемы питания студентов. Наиболее значимой проблемой у студентов является нарушение режима питания. Так, от 25 до 47 % студентов не завтракают, 17-30 % едят 2 раза в день, около 40% не обедают или обедают нерегулярно и около 22 % не ужинают. Подавляющее число студентов редко едят горячие блюда, особенно супы. Рацион питания отмечается как неполноценный: однообразный, недостаточно овощей, фруктов, молочных продуктов, много мучных изделий, большое количество мясных продуктов, употребляемых на ужин, популярны вредные продукты быстрого приготовления [1]. Поэтому в некоторых университетах разрабатывается отдельное меню для завтрака, обеда, а иногда и для ужина.

В Тверском государственном медицинском университете по результатам опроса установили, что питание большинства студентов является нерациональным: недостаточное потребление полезных продуктов питания, неравномерный режим питания, низкая информированность в вопросах питания. Результаты опроса студентов Самарского государственного экономического университета, посвящен-

ного проблемам сбалансированности питания, показали, что многие пренебрегают правилами здорового питания, пьют мало воды, употребляют фастфуд, питаются реже 3 раз в день, переедают в вечернее время, имеют проблемы с работой желудочно-кишечного тракта. Исследования качества питания в Арзамасском филиале ННГУ им. Н. И. Лобачевского установили, что в рационе студентов преобладают мучные изделия, много сладкого, избыток фастфуда [2].

Опросы студентов показали [3], что первое место в объеме потребления принадлежит хлебным изделиям, крупам и картофелю. Оценка питания студентов Самарского государственного медицинского университета показала низкое потребление овощей, фруктов, молочных продуктов. Уровень добавленного сахара был порядка 100 г за счет кондитерских изделий. Доля общего жира составила 41 % калорийности рациона. Значимые нарушения в соотношении основных питательных веществ выявлены и у студентов Омска и Нижнего Новгорода.

Исследования, проведенные в Тюменском индустриальном университете, показали, что студенты наиболее часто употребляют хлебобулочные изделия, крупы и картофель (92,2 %), на втором месте сладости, овощи, фрукты и мясо (70,6%, 62,7 % и 56,2 % соответственно). Рыба и морепродукты потребляются в течение недели реже (39,7 %), а молочные продукты еще реже (39,8%) [4].

Исследования питания студентов вуза по данным о поступлении витаминов с пищей и их уровню в крови установили, что все студенты были хорошо обеспечены витамином С (сниженный уровень аскорбиновой кислоты был выявлен лишь у 2 юношей) и витамином А. Пониженный уровень каротиноидов чаще встречался у юношей (48% против 24% у девушек). 20% обследованных были недостаточно обеспечены витамином Е, 38 % - витамином В2. Адекватно обеспечены всеми исследованными витаминами были 39% студентов (50% девушек и 22% юношей). Сочетанный дефицит 3 витаминов наблюдался у 5% обследованных, 2 витаминов -у 20%. Обеспеченность студентов витаминами В2, С, А, Е, каротиноидами не зависела от сезона года. Сниженное относительно рекомендуемой нормы суточное потребление витаминов В2, С и А было выявлено соответственно у 63, 54 и 46% студентов. Наиболее выраженным был

недостаток в рационе витамина В2: у 1/3 обследованных величина вероятностного риска соответствовала среднему уровню. Средний вероятностный риск недостаточного потребления витамина А имелся у 17% обследованных, витамина С - у 6%. Сопоставление данных по обеспеченности витаминами С и А, полученных расчетным методом по поступлению витаминов с рационом и биохимическими методами по концентрации витаминов в плазме крови, дало совпадающие результаты в 94 и 83% случаев [5].

Кроме получения с пищей необходимого нутриентного набора студенты должны получать необходимую, но не увеличенную калорийность блюд. Потребность в энергии и пищевых веществах зависит от физической активности, характеризуемой коэффициентом физической активности (КФА), равным отношению энергозатрат на выполнение конкретной работы к величине основного обмена. Согласно [6] студенты относятся к I группе по уровню физической активности (работники преимущественно умственного труда) с КФА=1.4.

Для правильной организации питания исследователи предлагают создавать специальное комплексное питание, где студент за приемлемую цену сможет получить необходимый рацион; запретить продажу в столовых фастфуда, чипсов, сухариков, энергетических напитков [7]. Однако все предприятия питания при университетах несут не только социальную миссию, но и выполняют хозяйственную функцию, подразумевающую экономическую эффективность. Поэтому меню формируется с учетом стоимости сырьевого набора продуктов, цены реализации и прибыльности предприятия. Таким образом, цели предприятий питания не всегда совпадают с целями питающихся в них студентов.

В среднем каждый студент находится в учебном заведении от 6 до 8 ч. При этом как минимум один прием пищи происходит вне дома. С целью восполнения энергозатрат и потребности в пищевых веществах в университетах организуют деятельность столовых, буфетов, кафетериев, расположенных в разных корпусах. Именно питание в университете должно обеспечивать необходимую часть дневного рациона питания студентов.

Цель исследования - проведение анализа меню предприятий питания при университетах Москвы по ассортименту, количественному и качественному набору

Таблица 1

Рекомендуемые нормы потребления белков, жиров, углеводов и энергии I группы физической активности (студенты)

Возрастной критерий Мужчины Женщины

Группа Белки, г Белки, г

физ. активности всего в т. ч. животные Жиры, г Углеводы, г Энергия, ккал всего в т. ч. животные Жиры, г Углеводы, г Энергия, ккал

I 18-29 72 36 81 358 2450 61 30,5 67 289 2000

Таблица 2

Количественное соотношение блюд по группам меню

Группа меню % от общего количества Из них

№ Кол-во позиций, ш" Мясные блюда Рыбные блюда Овощные блюда Крупяные, макаронные изделия Молочные, яичные Фруктовые

РУДН

1. Холодные закуски 8 14 1 - 4 - 2 1

2. Супы 2 3,5 - - 2 - - -

3. Основные блюда 13 23 5 4 1 - 3 -

4. 5. 6. Гарниры Напитки Мучные кондитерские изделия 5 15 12 8,8 26,2 21 - - 2 3 - -

7. Хлебобулочные изделия 2 3,5 - - - - - -

РЭУ им Г.В. Плеханова

1. Холодные блюда и закуски 4 18 2 - 2 - - -

2. Супы 2 9 - - 2 - - -

3. Основные блюда 9 41 6 1 1 1 - -

4. Гарниры 4 18 - - 1 3 - -

5. Напитки 1 5 - - - - - -

6. Хлебобулочные изделия 2 9 - - - - - -

МГУ им. М.В. Ломоносова

7. Холодные закуски и салаты 9 22 1 3 5 - - -

8. Супы 2 5 2 - - - - -

9. Основные блюда 13 32 7 2 1 1 1 -

10. Гарниры 4 10 - - 3 1 - -

11. Напитки 4 10 - - - - 2 2

12. Прочее (соусы, хлеб) 6 14 - - - - - -

13. 14. Сладкие блюда Холодные закуски 3 10 7 - -НИУ ВШЭ 36 1 2 6 - 2 1 1

15. Супы 3 11 1 - 1 - 1 -

16. Основные блюда 12 43 9 1 1 - 1

17. Гарниры 3 10 1 2

18. 19. Холодные блюда Супы 7 2 МГТУ им. Н.Э. Баумана 16 2 51 3 1 1 1

20. Основные блюда 7 16 5 1

21. 22. Гарниры Сладкие блюда 3 4 7 9 2 4

блюд, соответствию их требованиям, предъявляемым к питанию студентов, по балансу основных нутриентов.

Для сравнения ассортиментного предложения блюд в столовых при университетах были выбраны следующие учебные заведения: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) и Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ им. М. В. Ломоносова), Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Для анализа ассортимента блюд, выпускаемых предприятием питания этих вузов, были осуществлены разбивка общего количества блюд меню на отдельные группы и внутригрупповое распределение блюд по основным продуктам (рыбные, мясные, овощные и др.) - табл. 2.

Меню столовых вузов составлены идентично и соответствуют классическому перечню блюд. При этом отмечается разное количественное соотношение этих групп между собой. Например, холодные блюда имеют количественные позиции от 8 до 10 шт., что по отношению к общему количеству блюд составляет от 14 до 36%. А супы представлены только 2-3 позициями, и их доля в общем количестве блюд составляет от 3,5 % до 11 %. Наибольший объем позиций в меню (от 9 до 12) занимают основные блюда. Их доля в меню колеблется от 23 до 43%. Меньший ассортимент основных блюд в РЭУ им. Г.В. Плеханова (9 позиций), наибольший - в РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова (по 13 позиций).

В отношении напитков политика предприятий питания отличается разными подходами. Одни предприятия питания включают все напитки (горячие и холодные) в основное меню предприятия, а другие предпочитают составлять отдельное меню напитков и реализовать их через вен-динговые автоматы, прилавки, стойки, буфеты. Поэтому только в столовой РУДН в основное меню включено 15 позиций напитков, в остальных предприятиях от 1 до 4 позиций.

Не все предприятия питания уделяют внимание сладким блюдам. Эта группа блюд присутствует в меню только у 2 предприятий, еще 2 предприятия включают кондитерские и хлебобулочные изделия.

Анализ меню по набору блюд и ассортименту столовой РУДН показал, что меню одного дня включает мясо, рыбу, яйца, молочные продукты - основные источники белка, что так необходимо для правильного формирования организма, однако в меню отсутствуют кисломолочные продукты, свежие фрукты и ягоды. Гарниры к основным блюдам разнообразны: их общее количество 5 позиций,

2 из которых овощные. В столовой РУДН большой удельный вес в меню составляют напитки (26,2%), а также есть широкий ассортимент мучных кондитерских хлебобулочных изделий.

В столовой МГУ им. М. В. Ломоносова студенту можно более разнообразно пообедать, выбрать к основному блюду соус по вкусу и даже восполнить потребность в глюкозе за счет десертов из свежих фруктов или на молочной основе, что делает их еще более полезными. Количества холодных блюд и закусок в меню достаточно, при этом превышает предложения

столовых других университетов. Положительным моментом является наличие сладких блюд.

В меню столовой РЭУ им. Г. В. Плеханова представлены холодные блюда и закуски (4 наименования) в виде разнообразных салатов. В салате с морковью сочетание моркови и жиров способствует более легкой усвояемости жирорастворимых витаминов; салат «Цезарь» с индейкой отличается высоким содержанием белка, который повышает эмоциональную устойчивость организма; овощной салат богат витамином С, пищевыми волокнами.

34 7/2019 пищевая промышленность ^ 0235-2486

Супы представлены в виде двух наименований (крем-суп грибной и щи): они нежирные, легкие, способствуют улучшению пищеварения. Основные блюда приготовлены из нежирных сортов мяса и рыбы. В РЭУ им. Плеханова основные блюда составляют 41% от общего количества блюд в меню, в которых, в свою очередь, преобладают мясные блюда: они составляют 66,7% от общего числа основных блюд. Используется мясо индейки (фрикасе из индейки), которое является диетическим и отличается высоким содержанием белка, также имеется треска с очень малым содержанием жира, углеводов, но легко усваиваемая организмом и низкокалорийная. Следует также отметить наличие каши гречневой с грибами, отличающейся высоким содержанием железа. Гарниры представлены преимущественно различными крупами (рис, гречка), диетическим блюдом является цветная капуста на пару. Холодные напитки представлены компотом из смородины, богатым витаминами. Горячие напитки - чаем и кофе. Из выпечки в столовой имеются пирожки, булочки, избытка сладостей в меню не наблюдается.

Столовая НИУ ВШЭ имеет большое разнообразие холодных закусок (10 наименований), среди которых большинство овощные. В овощных салатах используются свекла, способствующая улучшению пищеварения; капуста свежая, содержащая витамины; морковь, богатая бета-каротином. Имеется также мясной салат с курицей, обладающей высоким содержанием белка. Супы калорийные и достаточно сытные. Вторые горячие блюда настолько разнообразны, что имеются даже блинчики с мясом и творогом, что, конечно, не является низкокалорийным для людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Используется большое количество жареных, жирных блюд (плов с бараниной, рыба жареная, вырезка жареная). В гарнирах почти отсутствуют блюда из круп (представлен только рис), зато имеются картофельное пюре и макароны, что является менее полезным для студентов. Однако большое разнообразие жирных жареных блюд компенсируется не менее богатым ассортиментом диетических и вегетарианских блюд. Также столовая предлагает завтраки.

Меню столовой МГТУ им. Н.Э. Баумана более разнообразно: содержит блюда из мяса (6 блюд), рыбы (3 блюда), овощей (6 блюд), фруктов (1 блюдо), молока (4 блюда), яиц (1 блюдо), а также кру-

пяные и макаронные изделия (2 блюда). В этой столовой большой выбор напитков.

Выводы. В целом в меню предприятий питания при университетах Москвы содержится мало десертов и почти нет соусов. Мало молочных блюд, содержащих кальций; блюд из яиц, благотворно влияющих на нервную систему и мозговую деятельность; фруктов, в которых содержатся необходимые для организма студентов вещества. Также мало рыбных блюд, в которых содержатся фосфор (благоприятно влияет на нервную систему, повышает работоспособность) и омега-3 (повышает работоспособность организма и благотворно действует на умственную активность). Однако в некоторых вузах идет работа в данном направлении. Например, в Рязанском университете кроме стандартного меню есть возможность взять комплексный обед или блюда по диетическому меню. В Тверском - разработаны системы комплексных обедов по разным дням. В Смоленском - разнообразное семидневное диетическое меню. В Самарском ГМУ можно получить талоны на льготное питание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прокопенко, Л.А. Оценка питания студентов общежития в республике Саха (Якутия) и пути совершенствования их культуры питания / Л.А. Прокопенко, В.А. Денисова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 47.

2. Шепельков, А.А. Изучение качества питания студенческой молодежи / А.А. Шепельков, О.И. Кашаева, Г.А. Крижанаускайте // NovaInfo. - 2014. - № 24. - С. 3-7.

3. Esaulenko, I.E. Régional features of the conditions and quality of médical university students / I.E. Esaulenko [at ail.] // Сеченовский вестник. - 2017. - № 4 (3o). - С. 4-11.

4. Прилуцкий, В.В. Изучение качества питания студенческой молодежи / В.В. Прилуцкий // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами (материалы Международной научно-практической конференции 23-25 ноября 2016). - Тюмень. - С. 180-184.

5. Бекетова, Н.А. Оценка витаминного статуса студентов московского вуза по данным о поступлении витаминов с пищей и их уровню в крови / Н.А. Бекетова [и др.] // Вопросы питания. - 2015. - Т. 84. - № 5. -С. 64-75.

6. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (методические рекомендации). -М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. - С. 36.

7. Зильберман, Г.Р. Антропосоциальная культура питания студента / Г.Р. Зильберман, Д.А. Кондратьева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - Саратов, 2017. -Т. 7. - № 6. - С. 1145-1146.

REFERENCES

1. Prokopenko L.A., Denisova V.A. Ocenka pitaniya studentov obshchezhitiya v respublike Saha (Yаkutiya) i puti sovershenstvovaniya ih kul'tury pitaniya [Assessment of nutritional status of students of a hostel in the Republic of Sakha (Yakutia) and ways to improve their food culture], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017. No. 3, pp. 47. (In Russ.).

2. Shepel'kov A.A., Kashaeva O.I., Kri-zhanauskajte G. A Izuchenie kachestva pitaniya studencheskoj molodezhi [A study of the quality of food student] Novalnfo. Ru. [Novalnfo. Ru.], 2014. No. 24, pp. 3-7. (In Russ.).

3. Regional features of the conditions and quality of medical university students. Esaulenko I.E., Glybochko P.V., Petrova T.N., Popov V.I. / Sechenovskij vestnik. [Sechenovskiy vestnik], 2017. No. 4 (30), pp. 4-11. (In Russ.).

4. Priluckij V.V., Trigub V.V., Vlasova N.I., Dacyuk E. S. Izuchenie kachestva pitaniya stu-dencheskoj molodezhi [The Study of the quality of nutrition of students], Strategiya razvitiya sportivno-massovoj raboty so studentami: ma-terialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 23-25 noyabrya 2016 [Strategy of development of sports and mass work with students: materials of the International Scientific-practical Conference. 23-25 November 2016], Tyumen, 2016. pp. 180-184. (In Russ.).

5. Ocenka vitaminnogo statusa studentov moskovskogo vuza po dannym o postuplenii vitaminov s pishchej i ih urovnyu v krovi. [Estimation of vitamin status of moscow student according to data on vitamins intake and their levels in blood] Beketova N.A., Koden-cova V.M., Vrzhesinskaya O.A., Kosheleva O.V., Pereverzeva O.G., Solnceva T.N., Pogozheva A.V., Hanfer'yan R.A., Berketova L.V., Lipatova P. Vo-prosy pitaniya. [Problems of Nutrition], 2015, T. 84. No. 5. pp. 64-75. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. MR 2.3.1.2432-08 Normy fiziologicheskih potrebnostej v ehnergii i pishchevyh veshchest-vah dlya razlichnyh grupp naseleniya Rossijskoj Federacii. Metodicheskie rekomendacii: [Norms of physiological needs in energy and nutrients for different groups of the population of the Russian Federation. Methodical recommendations] —Moscow. Federal center of hygiene and epidemiology of Rospotrebnadzor, 2009. p. 36. (In Russ.).

7. Zil'berman G.R., Kondrat'eva D.A. Antropoocial'naya kul'tura pitaniya studenta [Anthroposociology culture food students], Byulleten' medicinskih internet-konferencij [Bulletin of medical Internet conferences], Saratov, 2017, No. 6 (7), pp. 1145-1146. (In Russ.).

Авторы

Липатова Людмила Павловна, канд. техн. наук

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д. 36, ludmila_lipatova@mail.ru Кененбай Шынар Ырымкызы, канд. техн. наук, Диханбаева Фатима Тохтаровна, д-р техн. наук, профессор Алматинский технологический университет, 4600.050012, Республика Казахстан, Алматы, ул. Толе би, д. 100, shinar0369@mail.ru, fatima6363@mail.ru

Authors

Lyudmiia P. Lipatova, Candidate of Technical Sciences

Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny Lane,

Moscow, Russia, 117997, ludmila_lipatova@mail.ru

Shynar Y. Kenenbay, Candidate of Technical Sciences,

Fatima T. Dikhanbaeva, Doctor of Technical Sciences, Professor

Almaty Technological University, 100, Tole bi str., Almaty, Republic of

Kazakhstan, 4600.050012, shinar0369@mail.ru, fatima6363@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.