Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866Х-2017-25-5-281-285_281
Здоровье и общество
© Коллектив авторов, 2017 УДК 616-057.875-02:613/2
Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ХАРАКТЕРОМ ПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», 129226, г. Москва
Изучены особенности нервно-психической адаптации, заболеваемости и характера питания студентов Российского государственного социального университета. Проанализированы основные побудительные мотивы совмещения учёбы в вузе и работы. Исследовано влияние на здоровье студентов совмещения учебы и работы, режима и качества питания. Психологические исследования проведены с использованием компьютеризированных методов психологического тестирования и сбора данных бланковым методом. Заболеваемость студентов выявлялась с помощью анкетирования. Установлено, что студенты, совмещающие учебу с работой, имеют оптимальные показатели нервно-психической адаптации, однако уровень их заболеваемости в 2 раза выше таковой студентов, не совмещающих работу с учёбой. Изучение режима и характера питания студентов выявило отклонения в режиме и структуре питания, соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе студентов не сбалансировано (1,0:1,4:6,1) за счёт превышения содержания жира и особенно углеводов, что впоследствии может привести к возникновению заболеваний, связанных с неправильным питанием. Ключевые слова: заболеваемость; адаптация; режим питания; занятость.
Для цитирования: Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(5): 281—285. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-281-285
Для корреспонденции: Калитина Марина Александровна, канд. техн. наук, доц. кафедры техносферной безопасности и экологии Российского государственного социального университета, е-mail: mkalitina@bk.ru
Novokhatskaya E.A., Yakovleva T.P., Kalitina M.A. THE MORBIDITY OF STUDENTS CONDITIONED BY DIET CHARACTER IN MODERN CONDITION OF EDUCATION
The Russian state social university, 129226, Moscow, Russia The article considers characteristics of nervous psychic adaptation, morbidity and character of diet а students of the Russian state social university. The main incentives of combination of university studies and work are analyzed. The impact of combining of studies and work, regimen and diet quality on health are investigated. The psychological studies were implemented using computerized techniques of psychological testing and data collection with blank technique. The morbidity of students was discovered using questionnaire. It is established that students combining studies and work, have optimal indices ofnervous psychic adaptation. however, level of their morbidity is twice higher than morbidity of students not combining studies and work. The analysis of regimen and diet character of students established deviations in regimen and structure of diet. The ration of proteins, fats and carbohydrates in day ration of students was imbalanced (1.0:1.4:6.1) at the expense of surplus of content of fat and especially carbohydrates that afterwards can results in development of diseases related to irregular diet. Keywords: morbidity; adaptation; diet regimen; employment
For citation: Novokhatskaia E.A., Yakovleva T.P., Kalitina M.A. The morbidity of students conditioned by diet character in modern condition of education. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25(5): 281—285. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-5-281-285
For correspondence: Kalitina M.A., candidate of technical sciences, associate professor of the chair of techno-sphere safety and ecology, e-mail: mkalitina@bk.ru
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.
Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 29.01.2016 Accepted 15.09.2016
Во многих странах мира в настоящее время отмечается тенденция к существенному увеличению численности студентов, совмещающих учёбу и работу. Среди причин совмещения студентами учёбы с работой называют финансовое обеспечение получения высшего образования, поддержание высоких стандартов потребления и качества жизни, большие возможности для совмещения учебы и работы: изменилась структура рабочих мест, получили развитие нетрадиционные виды занятости (частичная занятость, работа с гибким графиком, удалённая работа) [1—5]. Структурные изменения в высшем образовании, связанные с переходом от элитарности к массовости, приводят к снижению стандартов качества высшего образования и уменьшению значимости
диплома как сигнала о высокой производительности работника [6].
Доля работающих студентов в России выше, чем в развитых странах, в большинстве из которых введено обязательное посещение лекций и практических занятий. Опросы НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ), проведенные совместно с Левада-Центром в 2013 г. и охватившие 5 тыс. студентов старших курсов 22 институтов по всей территории страны, показали, что среди учащихся бакалавриата опыт работы имеют 57,8%, специалитета 64,2%, магистратуры 76,3% [7].
Изменение студенческой занятости происходит на фоне изменения структуры экономики, менталь-ности населения, выборе профессии и др.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25(5)
282_DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-281-285
Health and society
Многие авторы констатируют факт ухудшения здоровья у нынешнего поколения студентов по сравнению с их предшественниками, не подкрепляя своё утверждение какими-либо цифрами. Можно, однако, указать на две бесспорные причины неблагоприятных изменений самочувствия у значительной части учащихся высшей школы. Это «входное» ухудшение состояния здоровья поступающих в вузы, а также широко распространившееся совмещение учёбы с работой [8—11].
Целью настоящей работы явилась оценка нервно-психической адаптации, заболеваемости и питания студентов Российского государственного социального университета (РГСУ) в современных условиях обучения.
Материалы и методы
Опрошены методом интервью 303 студента РГСУ I—V курсов, в возрасте 18—22 лет. Тип исследования — обсервационное, описательное. Основными методами исследования являлись интервьюирование студентов с использованием двух анкет и психологическое исследование адаптации студентов с использованием компьютеризированных (сертифицированных) методов.
Первая анкета содержала вопросы о числе и характере заболеваний за последний год, а также об условиях проживания, успеваемости в вузе, занятиях спортом и другие характеристики. Работающие студенты характеризовали свои условия труда, режим работы, причины трудоустройства.
Вторая анкета содержала вопросы, касающиеся различных аспектов питания студентов. Кроме анкеты применялся метод воспроизведения суточного рациона.
Психологическое исследование проводилось с использованием сертифицированных методов с предварительным получением согласия в устной форме. Опрос проводился однократно в начале рабочего дня. Использовался опросник нервно-психической дезадаптации (ОНПД), разработанный Ленинградским психоневрологическим научно-исследовательским институтом им. В.М. Бехтерева1. Методика позволяет представить результаты исследования в виде профиля, состоящего из 5 шкал:
♦ соматического благополучия (I);
♦ психического благополучия (II);
♦ астении (A);
♦ депрессии (D);
♦ психического дискомфорта (DP).
Показатели первых двух шкал бывают высокими
при хорошей адаптации. Последние три шкалы группируются в вектор «дезадаптации». При хорошей адаптации показатели этих шкал бывают низкими. Опросник стандартизирован: сырые баллы переводятся в T-баллы, нормой считается показатель 50T, а результаты, отличающиеся больше чем на 2 стандартных отклонения (т. е. больше 70T для последних
1 Скорик А.И., Свердлов JI.C. Методика диагностики состояний нервно-психической дезадаптации при помощи краткого многофакторного опросника. СПб.: Психоневрологический институт, 1993.
трёх шкал и менее 30Т для первых двух шкал), являются отклонением от нормы.
Для оценки значимости различий между сравниваемыми показателями использовался критерий Стьюдента.
Результаты исследования
За последние два десятилетия произошли значительные изменения в восприятии различных сторон жизни молодого поколения. Каждый из опрошенных студентов I курса (18—19 лет) отмечал отличие некоторых установок у современной молодежи по сравнению со старшим поколением (60 лет и старше). Результаты показали, что 70,15% молодежи присуще утверждение «никто ничего не делает даром, за всё нужно платить», а среди лиц 60 лет и старше, по мнению студентов, таких людей 29,85%. Критериями жизненного успеха студенты-первокурсники считают наличие семьи (39,13%), «мир в душе» (34,78%), профессионализм (17,39%). Деньги (6,52%) и власть (2,17%) заняли последние места в этой иерархии ценностных установок. Также студенты I курса считают, что степень выраженности установки «иметь собственное дело и вести его на свой страх и риск» существенно изменилась: для лиц 60 лет и старше оценка соответствует 3,6 баллам, а для молодёжи — 8,9 балла (по 10-балльной шкале: 1 — отсутствие показателя, 10 — максимальное присутствие показателя). Первокурсники при выборе профессии ориентируются на уровень будущей материальной обеспеченности (71,08%), а также на интерес к профессии (58,72%), возможность профессионального роста (56,53%). Будущих специалистов в профессию также привлекают хорошие условия труда (36,91%).
На I курсе доля работающих студентов незначительна (3,55%). Однако к IV выпускному курсу работу с учёбой совмещают уже 72,04% студентов.
Среди работающих студентов IV курса 34,38% являются жителями г. Москвы, 65,62% — иногородние студенты, которые вынуждены снимать квартиру или проживать в общежитии. Среди работающих студентов 47,61% из неполных семей.
Исследование показало, что первое место среди причин, определивших необходимость совмещения работы с учёбой, занимает желание иметь личные деньги на собственные нужды и развлечения. Этот мотив отмечают 77,32% работающих студентов. На втором месте оказалось стремление быть экономически независимыми от родителей (68,24% опрошенных), обеспечивать себя одеждой и продуктами первой необходимости (63,65%). Среди работающих студентов 13,64% имеют автомобиль.
Исследование показало, что академическая успеваемость выше у неработающих студентов; практически половина студентов (47,62%), совмещающих учёбу с работой, каждую сессию имеют пересдачи и задолженности по одному или нескольким предметам. При этом 76,19% из них считают, что работа не мешает учёбе, а 53,33% предполагают, что после получения диплома будут работать по полученной специальности.
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-281-285
Здоровье и общество
Ключевым вопросом исследования студенческой занятости стало определение воздействия совмещения учёбы и работы на здоровье студента и его успеваемость.
По данным опроса, заболеваемость студентов за 1 год среди неработающих студентов была в 2 раза ниже таковой среди совмещающих работу с учебой (см. таблицу). Число случаев заболеваний было выше среди тех, кто не проживает в общежитии, а является жителем г. Москвы. Возможно, это связано с тем, что приезжает учиться в г. Москву контингент лиц с высокими показателями здоровья. По мнению опрашиваемых, 85,8% составляли острые респираторные болезни простудного характера.
На вопросы о состоянии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) студентов были получены следующие ответы.
На боли в животе жаловались 31,17% юношей и 57,78% девушек. Большинство студентов могли четко указать, когда они возникают (до или после приёма пищи). 19,61% студенток отмечали тошноту, отрыжку или изжогу. Среди юношей такие симптомы наблюдались у 15,23%. На нарушения стула жаловались 23,35% девушек и 12,73% юношей. Кроме того, 32,08% первокурсниц и 14,67% первокурсников имели в своём анамнезе официально установленный диагноз хронического заболевания (ХЗ) ЖКТ, чаще всего хронический гастрит и хронический холецистит.
Среди студентов, совмещающих работу с учёбой, не было ни одного с каким-либо признаком нервно-психического напряжения организма (0,0 ± 3,2). Тенденция к распространению начальных признаков дезадаптации наблюдалась среди неработающих студентов (8,4 ± 2,9), хотя достоверных различий между показателями основной и контрольной групп получено не было ^ = 1,9; р > 0,057). Среди неработающих студентов, встречались лица, уровень психического благополучия которых находился на нижней границе нормы, а уровень психического дискомфорта превысил верхнюю планку нормы (75Т и 81Т для шкал D, DP) [12].
Результаты исследования показали, что 35,43% юношей и 38,32% девушек придерживаются оптимальной (4—5 раз в день) кратности питания. По разным причинам вынуждены принимать пищу только 2 раза в сутки 17,56% юношей и 18,12% девушек, придерживаются трёхразового питания 47,01% юношей и 43,56% девушек.
Число болевших и случаев заболеваний среди студентов за 1 год в зависимости от условий проживания и совмещения работы с учебой (на 100 опрашиваемых)
Фактор
Условия проживания
Болевшие
Число случаев заболеваний
Проживание Иногородние студенты 56,5 ± 5,1 87,0 ± 3,2 (живут в общежитии)
Студенты, постоянно 65,7 ± 4,3 131,4 ± 8,4 проживающие в Москве
Совмещение Совмещают работу 80,9 ± 4,1 95,0 ± 2,2 работы с учёбой с учёбой
Только учатся 46,5 ± 5,09 195,2 ± 3,0
Предпочитают обедать и даже завтракать в студенческой столовой 65,68% юношей, 34,32% приносят еду с собой. Среди студенток это соотношение составляло 43,11 и 43,41% соответственно, при этом 13,48% девушек не обедают совсем.
Среди юношей, обедающих в столовой, 54,48% ограничиваются только вторыми блюдами, 45,52% обедают полностью. Среди девушек обед, включающий первое и второе блюдо, предпочитают 43,78% студенток, ограничиваются либо первым, либо вторым блюдами 24,56 и 25,18% соответственно, а 6,48% — только салатами.
Кроме того, приём пищи в процессе обучения ограничивается временем перерыва и происходит в разное время дня.
Таким образом, у половины студентов-первокурсников обед, судя по ограниченному составу блюд, не может расцениваться как достаточный и отвечающий физиологическим потребностям организма.
Помимо основных приёмов пищи при правильном питании очень важны так называемые перекусы, при которых часто употребляют продукты, содержащие большое количество легкоусвояемых углеводов и жиров.
Исследование показало, что «перекусывают» абсолютно все студенты. При этом лидерами среди продуктов и у юношей и у девушек оказались фрукты (64,71 и 69,14% соответственно) и хлебобулочные изделия (52,89 и 41,23%), кондитерские изделия студенты употребляли реже (34,87 и 28,78%). Интересно, что такие «вредные перекусы», как чипсы, предпочитают больше девушки, чем юноши.
Подавляющее большинство (82,41%) юношей не ограничивают себя в питании, а среди тех, кто урезает свой пищевой рацион, 31,18% вынуждены это делать по экономическим причинам. Среди девушек 54,16% ограничивают себя в питании, что практически всегда связано с регулированием массы тела (95,08%). Этими причинами можно объяснить то, что 27,34% студенток не употребляют хлеб. На лимит бюджета при обеспечении продуктами питания указывают только 5,11% первокурсниц.
Проанализирована также частота потребления студентами мясных продуктов, рыбы и свежих фруктов: ежедневно мясные продукты употребляют около 57,12% юношей и 29,67% девушек, 2—4 раза в неделю 51,44% девушек, менее 2 раз 16,18%, среди юношей 37,27 и 5,61% соответственно. Вообще не едят мясо 2,71% девушек.
Только 5,42% девушек употребляют рыбу ежедневно, а среди юношей таких не было совсем. Употребляют рыбу менее 2 раз в неделю 82,44% юношей и 79,72% девушек.
Важной составляющей в полноценном питании являются овощи и фрукты. Их невозможно заменить никакими другими продуктами. Выявлено, что свежие фрукты употребляют 51,67% юношей и 52,92% девушек.
Современный человек свободен в выборе типов питания. Есть традиционные системы питания, присущие разным народам и сложившиеся исторически,
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25(5)
284_DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-281-285
Health and society
и авторские системы, разработанные учёными или просто пропагандистами здорового питания. Кроме того, различные религиозные и философские направления также создают свои системы питания.
Результаты опроса показали, что все студенты мужского пола придерживаются традиционных типов питания. Несколько иная картина наблюдалась среди студенток: подавляющее большинство их также отдает предпочтение традиционному питанию, но 10,84% соблюдали принципы раздельного питания, 8,22% соблюдали посты, а 2,71% придерживались вегетарианства.
Методом воспроизведения суточных рационов было изучено фактическое питание первокурсников с использованием таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов. Так, калорийность питания составила 1791 ± 3,10 ккал у девушек и 2038 ± 4,71 ккал у юношей, что недостаточно для покрытия энергозатрат в соответствии с Методическими рекомендациями МР 2.3.1.2432—08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». Соотношение белков, жиров и углеводов не сбалансировано (1:1,4:6,1), т. е. при общей недостаточности калорийности доля калорийности за счёт жира и углеводов выше рекомендуемого в здоровом питании уровня (1:1,2:4,6). Полученные данные свидетельствуют о недостаточном и несбалансированном питании большинства студентов.
Обсуждение
Изменение студенческой занятости происходит на фоне изменения всех сторон жизни общества: структуры экономики, ментальности населения, выборе профессии и др. Социально-экономические и социально-психологические факторы, меняющие ценностное восприятие разных сторон жизни, влияют на процессы адаптации и здоровье студентов. Работающий студент, обучающийся не только по очно-заочной и заочной, но и по очной форме, воспринимается как устоявшееся нормальное явление. В опубликованных исследованиях указывалось, что в настоящее время работают 77% студентов технических факультетов, 72% экономических, 83% гуманитарных. На I курсе работают 40% студентов, на II 54%, на III 81%, на IV 74%, на V 77%, 2/3 из них работают постоянно [7,13]. Полученные нами данные соответствуют вышеприведенным, так как выявлено, что на III—IV курсах, учёбу с работой совмещали 75—83% студентов.
Установлено, что студенты, совмещающие учебу с работой, характеризуются высокими адаптивными показателями, о чём свидетельствуют результаты психологического обследования с применением ОНПД. Причём хорошие показатели адаптации сохранялись у всех работающих студентов, вне зависимости от их успеваемости в университете.
Среди поведенческих факторов риска для формирования здоровья питание стоит на 4-м месте после курения, алкоголизации и дистресса (стресса патологического типа) [14]. Нарушения питания, употре-
бление большого количества жиров, соли, сахара в сочетании со стрессами нередко приводят к возникновению заболеваний ЖКТ, сердечно-сосудистой, эндокринной систем и др. Как показало исследование, качество питания и его частота у 46% обучающихся не отвечает гигиеническим требованиям и способствует развитию болезней системы пищеварения.
Выводы
1. Академическая успеваемость студентов, совмещающих учёбу с постоянной работой, снижена: более 50% имеют постоянные задолженности в сессию по одному или нескольким предметам.
2. По результатам психологического исследования адаптации студентов с использованием компьютеризированных (сертифицированных) методов было установлено, что студенты, совмещающие учёбу с работой, характеризуются оптимальными показателями нервно-психической адаптации.
3. Анализ показателей заболеваемости студентов по данным опроса в течение года (методом интервью) показал, что число болевших лиц и случаев нетрудоспособности среди студентов, совмещающих работу с учёбой, в 2 раза выше, чем у не совмещающих (46,48 ± 5,09 против 80,91 ± 4,12; t = 5,7; p < 0,001), причём 88,78% случаев приходится на простудные заболевания.
4. Результаты анкетирования показали, что 31,17% юношей и 57,78% девушек отмечают симптомы, характеризующие неблагополучие со стороны пищеварительной системы, а 32,08% девушек и 14,67% юношей имеют хроническое заболевание (чаще всего хронический гастрит и хронический холецистит).
5. Изучение режима и характера питания студентов показало:
• почти каждый пятый студент (17,56% юношей и 18,12% девушек) принимает пищу 2 раза в день, что является серьёзным нарушением режима питания;
• позволяют себе полноценный обед 45,52% юношей и 43,78% девушек, а 13,48% первокурсниц вообще не обедают;
• употребляют рыбу менее 2 раз в неделю 82,44% юношей и 79,72% девушек;
• включают в свой ежедневный рацион свежие фрукты 51,67% юношей и 52,92% девушек;
• соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе студентов не сбалансировано (1:1,4:6,1) за счёт превышения содержания жира и углеводов, что впоследствии может привести к возникновению заболеваний, связанных с неправильным питанием.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Янбарисова Д.М. Работа во время учебы в вузах Татарстана:
влияет ли она на успеваемость? Вопросы образования. 2014; (1):
218—37.
2. Beerkens M., Magi E., Lill L. University studies as a side job: Causes
and consequences of massive student employment in Estonia. Higher
Educ. 2011; 61(6): 679—92.
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-281-285_285
Здоровье и общество
3. Brennan J., Duaso A., Little B., Callender C., Van Dyke R. Survey of Higher Education Students' Attitudes to Debt and Term-Time Working and Their Impact on Attainment. A Report to Universities UK and HEFCE by the Centre for Higher Education Research and information (CHERI) and London South Bank University. 2005. Available at: http://www.hefce.ac.uk/pubs/rdreports/2005/rd15_05/ (accessed 27 January 2016).
4. Choy S. Nontraditional Undergraduates. Findings from the Condition of Education. Washington, DC: US Department of Education, National Center for Education Statistics, 2002.
5. King J.E. Crucial Choices: How Students' Financial Decisions Affect Their Academic Success. Washington, DC: Center for Policy Analysis at the American Council on Education, 2002.
6. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. Вопросы образования. 2014; (2): 152—79.
7. Абросимова О.А. Совмещение производственного труда иучеб-ной работы студентами университета как социальная проблема. Available at: http://tombraider6.narod.ru/lib/mm/molodjozh_ rossii_i_grazhdanskoe_o/sovmeschenie_ proizvodstvennogo_tr.html (дата обращения: 3 декабря 2015).
8. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М; 2014.
9. Батрымбетова С.А. Основные тенденции обращаемости студентов за медицинской помощью. Здравоохр. Рос. Федерации. 2008; (3): 25—39.
10. Горбач Н.А., Жарова А.В. Проблемы здоровья студентов вузов. В кн.: Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке». М.; 2004; ч. 1: 263—5.
11. Ермаков А.Р., Гришина О.В., Треушников Р.В. О причинах ухудшения состояния образования в России — «вклад обучаемых». Современные проблемы науки и образования — электронный научный журнал. 2015; (2). Available at: www.science-education. ru/129-22424 (дата обращения: 2 декабря 2015).
12. Яковлева Т.П., Калитина М.А., Новохатская Э.А. Совмещение учёбы в вузе с работой, как фактор здоровья. В кн.: XIV Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия». Новосибирск; 2015; ч. 1: 151—4.
13. Апокин А.Ю., Юдкевич М.М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. Вопросы экономики. 2008; (6): 98—110.
14. Черепов В.М., Соболевская О.В., Кузыбаева М.П., Хмель А.А. Проблемы питания населения России как фактор риска здоровью. Здравоохр. Рос. Федерации. 2007; (2): 46—8.
Поступила 29.01.2016 Принята в печать 15.09.2016
REFERENCES
1. Yanbarisova D.M. Combining work and study in Tatarstan higher education institutions: How academic performance is affected? Vo-prosy obrazovaniya. 2014; (1): 218—37. (in Russian)
2. Beerkens M., Magi E., Lill L. University studies as a side job: Causes and consequences of massive student employment in Estonia. Higher Educ. 2011; 61(6): 679—92.
3. Brennan J., Duaso A., Little B., Callender C., Van Dyke R. Survey of Higher Education Students' Attitudes to Debt and Term-Time Working and Their Impact on Attainment. A Report to Universities UK and HEFCE by the Centre for Higher Education Research and information (CHERI) and London South Bank University. 2005. Available at: http://www.hefce.ac.uk/pubs/rdreports/2005/rd15_05/ (accessed 27 January 2016).
4. Choy S. Nontraditional Undergraduates. Findings from the Condition of Education. Washington, DC: US Department of Education, National Center for Education Statistics, 2002.
5. King J.E. Crucial Choices: How Students' Financial Decisions Affect Their Academic Success. Washington, DC: Center for Policy Analysis at the American Council on Education, 2002.
6. Roshchin S.Yu., Rudakov V.N. Combining work and study by Russian higher education institution students. Voprosy obrazovaniya. 2014; (2): 152—79. (in Russian)
7. Abrosimova O.A. The combination of the production work and academic work by university students as a social problem. Available at: http://tombraider6.narod.ru /lib/mm/molodjozh_rossii_i_ grazhdanskoe_o/sovmeschenie_proizvodstvennogo_tr.html (accessed 3 December 2015).
8. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Health and Physical Education Student. [Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studenta]. Moscow: Al'fa-M; 2014. (in Russian)
9. Batrymbetova S.A. Basic tendencies of students' resort for medical aid. Zdravookhr. Ros. Federatsii. 2008; (3): 25—39. (in Russian)
10. Gorbach N.A., Zharova A.V. The health problems of university students. Proceedings of the International Congress «Health, Education, Education of Children and Youth in the XXI Century». [Mate-rialy Mezhdunarodnogo kongressa «Zdorov'e, obuchenie, vospitanie detey i molodezhi v XXI veke»]. Moscow; 2004; part 1: 263—5. (in Russian)
11. Ermakov A.R., Grishina O.V., Treushnikov R.V. On the causes of the deterioration of education in Russia — contribution of learners. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — elektronnyy nauch-nyy zhurnal. 2015; (2): 4—8. Available at: www.science-education. ru/129-22424 (accessed 2 December 2015).
12. Yakovleva T.P., Kalitina M.A., Novokhatskaya E.A. Matching your studies with work as a factor health. In: XIVInternational Scientific and Practical Conference «Scientific Perspectives XXI Century. Achievements and Prospects of the New Century. [XIV Mezhdun-arodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauchnye perspe-ktivy XXI veka. Dostizheniya i perspektivy novogo stoletiya»]. Novosibirsk; 2015; pt 1: 151—4. (in Russian)
13. Apokin A.Yu., Yudkevich M.M. Analysis of student employment in the context of Russian labor market. Voprosy ekonomiki. 2008; (6): 98—110. (in Russian)
14. Cherepov V.M., Sobolevskaya O.V., Kuzybaeva M.P., Khmel' A.A. Problems of power of the Russian population as a factor of health risk. Zdravookhr. Ros. Federatsii. 2007; (2): 46—8. (in Russian)