Научная статья на тему 'ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.П. Спицин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adaptation of junior students to academic activity was studied on the basis of changes in hemodynamics, automatic cardiac rhythm regulation, and a simple visual monitoring response (SVMR) during an academic year in the relation of their progress in studies. A number of the parameters of SVMR, hemodynamics, and cardiac rhythm variability were revealed, which significantly differ in the examinees who had low results and who had high results.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наиболее чувствительными к зрительной нагрузке с различными угловыми размерами знаков (шрифты 8—10 пунктов, с засечками и рубленые) являются показатели аккомодации и адаптационных свойств глаза. Коэффициенты регрессии для этих функций наиболее высокие: 2,4 и 2,1 соответственно.

Полученные закономерности убедительно свидетельствуют, что показатель удобочитаемости, определяемый по приведенному времени чтения, может служить универсальным показателем ответной реакции организма на различную функциональную нагрузку, т. е. на внешнее воздействие. Замедленное чтение характеризует худшие условия работы или наблюдения, и, напротив, быстрое чтение свидетельствует о снижении степени неблагоприятного воздействия на зрительную систему.

Таким образом, показатель удобочитаемости алогичных текстов по приведенному времени чтения (чтение без ошибок) можно использовать в качестве экспресс-метода в лабораторных и естественных условиях для определения степени воздействия различной текстовой нагрузки на зрительную систему.

Литература

1. Гигиенические проблемы детской книги и чтения // Сборник трудов МЗ СССР Института гигиены детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. — М., 1977.

2. Делягин В. М., Румянцев А. Г., Чечельницхая С. М. и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 12—14 мая 2004 г.). — М., 2004. - Ч. 1. - С. 335-337.

3. Лопатникова Н. А. Гигиеническая оценка внешнего оформления учебников для первоклассников (дети 6 лет): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1992.

4. Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России: Научно-метод. основы подготовки плана действий в области окружающей среды. — М., 2004.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. — М., 2003.

6. Скобарева 3. А., Текшева Л. М., Яншин С. А. // Гиг. и сан. - 1990. - № 5. - С. 31-34.

7. Текшева Л. М., Дадонова А. Я. // Современная учебная книга. Московский государственный университет печати. - М., 2004. - С. 181-188.

8. Walker S. The Songs the Letters Sing: Typography and Children's Reading. — National Center for Language and Literacy, Helsinki, 2005.

Поступила 19.04.06

Summary. The hygienic regulations of academic books, including teachware, for children and adolescents necessitate the performance of special studies to assess their readability by the unified procedure that would suggest a visual response while reading.

This study has developed and warranted a universal readability index by the velocity of reading. There are significant regression correlations between the velocity of reading as the readability index and the degree of tiredness, detected by various visual functions.

The parameters of accommodation and adaptive properties of the eye are most sensitive to visual load on reading. Reading velocity as an indicator of readability of illogical texts may be used as a rapid method under laboratory and natural conditions to determine the action of various textual loads on the visual system.

© А. П. СПИЦИН. 2007 УДК 613.96:378

А. П. Спицин

ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кировская медицинская академия

Проблема здоровья студентов в последнее время привлекает все большее внимание исследователей [2, 10, 12].

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [6].

Проблема проникновения в иерархию системных регуляций в организме вызывает большой интерес исследователей. Однако решение этих задач возможно только на основе создания новых современных технологий исследования [4, 5, 8).

Решение этих задач позволит реализовать принципы динамического контроля за состоянием функциональных систем организма, что создаст предпосылки для разработки рекомендаций и выявления групп риска, регуляторные системы которых находятся на пределе своих возможностей.

Цель настоящего исследования — комплексная оценка уровня адаптации студентов к учебной деятельности в зависимости от успеваемости.

Объектом наших исследований были практически здоровые студенты II курса (360 человек) Кировской государственной медицинской академии. Динамику функционального состояния организма студентов и степень напряжения регуляторных систем во время обучения оценивали по параметрам изменений сердечно-сосудистой, центральной нервной и вегетативной нервной систем как чувствительных индикаторов адаптации.

Исследование сердечно-сосудистой системы. Особенности регуляции кровообращения оценивали методом математического анализа ритма сердца [1]. Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) включал как параметры, предложенные Р. М. Баевским [1], так и рекомендованные рабочей группой Европейского кардиологического общества и Северо-Американского общества стимуляции и электрофизиологии.

По полученному динамическому ряду ЯЯ-ин-тервалов рассчитывали следующие статистические характеристики ВСР: средний ЯЯ-интервал, среднее квадратическое отклонение (СКО), вариационный размах, моду, амплитуду моды, индекс напряжения регуляторных систем (ИН), среднее

квадратическое различие между длительностью соседних синусовых КИ-интервалов (КМБЗО), три-ангулярный индекс вариабельности.

Для выявления и оценки периодических составляющих сердечного ритма проводили спектральный анализ с использованием непараметрического метода быстрого преобразования Фурье. Вычисляли отношение мощности в диапазоне низких частот к мощности в диапазоне высоких частот {Ъ¥/ НР). Для общей характеристики активности регу-ляторных систем рассчитывали индекс централизации (ИЦ), индекс активации подкорковых нервных центров и показатель активности регулятор-ных систем (ПАРС) (Баевский Р. М., 1995).

Регистрировали систолическое и диастсличе-ское артериальное давление (АДЦ). Исследование ударного объема непрямым способом производили по формуле Старра. Наряду с общеизвестными показателями сердечно-сосудистой системы (минутный объем крови (МОК), сердечный индекс, общее периферическое сопротивление (ОПС)) изучали: показатель эффективности кровообращения (в ед.), индекс работы сердца (в ед.), показатель внешней работы миокарда (в ед.), критерий экономичности миокарда (в ед.), коэффициент эффективности кровообращения (КЭК) (в усл. ед.), "двойное произведение" (в ед.) по Робинсону (Смирнов А. Д., Чурина С. К., 1991), индекс кровообращения (в мл/кг/мин), индекс тонуса сосудов, равный ПД/АДД (в ед.), интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов (в ед.). Определяли адаптационный потенциал системы кровообращения (в баллах) [1].

Исследование высших психических функций. Оценку кратковременной памяти проводили с помощью разработанной нами программы "Память на числа". Подвижность нервных процессов определяли по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) с расчетом количественных критериев (функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР), уровень функцион&тьных возможностей (УФВ)) по Т. Д. Лоскутовой (1975) в нашей модификации. Для оценки внимания использовали разработанную нами автоматизированную корректурную таблицу, состоящую из колец Ландольта [3]. Для определения преобладания процессов возбуждения или торможения в централь-

ной нервной системе (ЦНС) использовали разработанную нами компьютерную методику "Реакция на движущийся объект (РДО)". Для определения силы нервных процессов применяли разработанный нами компьютерный вариант теппинг-теста. Для определения работоспособности нервной системы использовали автоматизированный нами тест с матрицами [3].

Обработка данных. Все данные, полученные в ходе исследования, обработаны с применением современных методов математической статистики [9].

Сравнительный анализ психофизиологических реакций выявил особенности умственной работоспособности, устойчивости и концентрации внимания, силы нервной системы и регуляции сердечного ритма в зависимости от среднего балла успеваемости (СБ) за 2 года обучения в вузе. Выявлено, что у студентов с низким СБ наблюдаются более низкие скорость ПЗМР, ФУС, УР, УФВ и коэффициент РДО. Достоверные различия между низко- и высокорезультативными испытуемыми обнаружены также и при выполнении теппинг-теста; причем чем больше было среднее время нажатия, тем ниже была результативность деятельности исследуемых (см. таблицу).

При анализе данных гемодинамики, полученных у студентов в процессе обучения, мы выделили ряд показателей, которые достоверно различаются у низко- и высокорезультативных испытуемых. Наиболее информативными оказались такие показатели, как МОК, ОПС, критерий эффективности кровообращения. У студентов с низкой и высокой успеваемостью, в отличие от студентов со средней успеваемостью, МОК и ОПС были более высокими. Повышение МОК при увеличении ОПС ведет к большому потреблению кислорода и, следовательно, меньшей экономичности работы сердца в этот период [7].

Анализ показателей сердечного ритма позволил выявить, что наиболее прогностическими параметрами, отражающими различие в механизмах регуляции у высоко- и низкорезультативных испытуемых, являются исходная частота, БОИМ, ИН. Изучение особенностей регуляции сердечной деятельности (по автокорреляционному анализу) показало, что первый коэффициент автокорреляции наибольшее значение имел у студентов с низкой успеваемостью, в то время как у студентов с высоким

Показатели функционального состояния студентов младших курсов в зависимости от успеваемости

Показатель Успеваемость Р

низкая (34,3%) средняя (34,7%) высокая (31,0%)

Психофизиологические тесты (я = 277):

СКО среднего времени ПЗМР, мс 46,55 ± 1,82А 43,83 ±1,81 41,93 ± 1,86 0,07

РДО 2,84 ± 0,33" 3,13 ± 0,27 3,19 ± 0,26 0,08

среднее время нажатия (теппинг), мс 165,13 ± 2,0Г 161,29 ± 1,52 159,73 ± 1,79 0,09

Показатели гемодинамики (я = 143):

МОК, мл/мин 3967 ± 145+ 3504 ± 128 3892 ± 158 0,05

ОПС, дин • с • см"5 2003 ± 90+ 2229 ± 90 2041 ± 82 0,14

КЭК, усл. ед. 36,50 ± 1,38+ 32,54 ± 1,42 36,10 ± 1,48 0,09

Характеристики ВСР (я = 101):

ИЦ 0,68 ± 0,07л 0,62 ±0,10 0,55 ± 0,08 0,18

ЬИ/НР 1,28 ± 0,15* 0,94 ±0,13 1,10 ± 0,18 0,59

Примечание, р — значимость различий между показателями трех групп по успеваемости; А — достоверные отличия от показателей студентов с высокой успеваемостью (р < 0,05); + — достоверные отличия от показателей студентов со средней успеваемостью (р < 0,05).

СБ — наименьшее, что указывает на более высокую централизацию управления сердечным ритмом у низкорезультативных студентов. Обнаружено, что общая мощность спектра была наименьшей у студентов с низкой успеваемостью, что указывает на снижение ВСР в процессе обучения. ИЦ также был значительно больше у студентов с низкой успеваемостью. Увеличение ИЦ за счет снижения активности дыхательных волн (НР) приводит к снижению адаптационных возможностей сердечного ритма [6]. Повышение ИЦ характеризует переход регуляторных систем на межсистемный уровень управления [1]. Преобладание в регуляции гомеостаза активности кортиколимбических структур, возможно, является компенсаторным процессом нарастания напряжения в регуляторных системах [13].

Наибольшее значение ПАРС было у студентов с высоким СБ. Существенное увеличение этого показателя у студентов с высокой успеваемостью указывает на более высокую "физиологическую цену" достижения высокого результата [12].

Результаты проведенного комплексного психофизиологического исследования показали, что факторы учебной деятельности оказывают специфическое влияние на функционирование ЦНС, вегетативный гомеостаз и определяются индивидуальными физиологическими особенностями обучающегося. Процесс адаптации к учебной деятельности осуществляется на основе формирования функциональной системы с участием многих интегральных компонентов, в том числе специфических — сенсорного, моторного, интеллектуального; неспецифических — уровня активации ЦНС, эмоционального тонуса, вегетативного обеспечения и др. [11, 12].

Литература

1. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1974.

2. Гладуш А. Д., Кича Д. И., Гринина О. В. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч,-практ. конф. - М., 1999. - С. 24-25.

3. Горшков С. И., Золина 3. М., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. — М., 1974.

4. Дмитриева Н. В., Главатский С. Т., Глазачев О. С., Шевелев В. Ю. // Вестн. нов. мед. технол. — 1998. — Т. 5, № 1. - С. 38-41.

5. Жбанков О. В., Толстой Е. В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им // Теор. и практ. физ. культуры. — 1997. — № 8. - С. 40-43.

6. Здоровье студентов / Под ред. Н. А. Агаджаняна. — М., 1997.

7. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.

8. Рябова Т. Я., Шлапак В. Н., Кочуев В. Н. // 2-я Международная конф. "Радиоэлектроника в медицинской диагностике: оценка функций и состояния организма", Москва, 23—26 сентября, 1997. — М., 1997. - С. 131-135.

9. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 1996.

10. Хадарцев А. А., Фризен В. Э., Жеребцова В. А., Сапо-гова Е. Е. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч.-практ. конф. — М., 1999. — С. 24-25.

11. Хаптахаева Е. Г., ЧижовА. Я. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч.-практ. конф. - М., 1999. - С. 55-56.

12. Юматов Е А., Бадиков В. И., Глазачев О. С., Умрю-хин Е. А. // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной науч.-практ. конф. — М., 1999. — С. 24-25.

13. Pagani М., Lombardi F., Malliani А. // J. Am. Coll. Cardiol. - 19S3. - Vol. 22. - P. 951-953.

Поступила 12.04.06

Summary. The adaptation of junior students to academic activity was studied on the basis of changes in hemodynamics, automatic cardiac rhythm regulation, and a simple visual monitoring response (SVMR) during an academic year in the relation of their progress in studies. A number of the parameters of SVMR, hemodynamics, and cardiac rhythm variability were revealed, which significantly differ in the examinees who had low results and who had high results.

О И. Б. УШАКОВ, н. В. СОКОЛОВА, 2007 УДК 613.96-057.875

И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

НИИИ военной медицины, Москва, Воронежский государственный педагогический университет

Проблемы качества жизни населения на сегодняшний день волнуют большинство исследователей из разных областей науки. Рост интереса к проблеме качества жизни обусловлен тем, что общество наконец-то осознало необходимость решения глобальных проблем, вызванных расширением угрозы экономического кризиса, экологического неблагополучия, кризиса здоровья населения. Можно констатировать чрезвычайную пестроту, порой парадоксальное сочетание взаимоисключающих подходов к анализу и определению исследователями этого сложного многопланового феномена. Однако с уверенностью можно сказать, что до настоящего времени это понятие и методика его определения до конца не разработаны.

Под качеством жизни следует понимать комплекс характеристик жизнедеятельности индивида

(группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека. Важнейшей особенностью современных подходов к изучению качества жизни является положение о том, что оно имеет две стороны: объективную, которая определяется нормативными и статистическими характеристиками, и субъективную, которая связана с тем, что потребности и интересы конкретного человека индивидуальны и проявляются в его ощущениях, личных мнениях и оценках [6].

Синтетическим индикатором качества жизни является здоровье, которое в своих измерениях интегрирует и обобщает все многообразие сторон ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.