Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ УДОБОЧИТАЕМОСТИ'

РАЗРАБОТКА И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ УДОБОЧИТАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hygienic regulations of academic books, including teachware, for children and adolescents necessitate the performance of special studies to assess their readability by the unified procedure that would suggest a visual response while reading. This study has developed and warranted a universal readability index by the velocity of reading. There are significant regression correlations between the velocity of reading as the readability index and the degree of tiredness, detected by various visual functions. The parameters of accommodation and adaptive properties of the eye are most sensitive to visual load on reading. Reading velocity as an indicator of readability of illogical texts may be used as a rapid method under laboratory and natural conditions to determine the action of various textual loads on the visual system.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ УДОБОЧИТАЕМОСТИ»

©Л. М. ТЕКШЕВА. 2007 УДК 613.955:612.84.08

Л. М. Текшева

РАЗРАБОТКА И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ УДОБОЧИТАЕМОСТИ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Распространенность нарушений функций органа зрения у детей школьного возраста не имеет тенденции к снижению и занимает одно из ведущих мест в структуре функциональных расстройств [1, 2, 4].

Широкое распространение в системе общего образования разнообразного по предъявлению информации учебного материала, в том числе компьютерных средств обучения, рассматривается физиологами и специалистами по гигиене детей и подростков как прецедент для проведения специальных исследований по оценке удобочитаемости в целях гигиенической регламентации изданий [7]. Для решения подобных задач необходимо применить унифицированную методику, которая на интегральном уровне свидетельствовала бы об ответной реакции зрения в процессе чтения.

Анализ проблемной литературы показывает, что до настоящего времени не было предложено скри-нинг-теста, позволяющего оценить степень воздействия нагрузки на зрительную систему при чтении текстов как на бумажном, так и на электронном носителе для детей, подростков и взрослых [1, б, 8].

Наиболее часто в настоящее время для оценки удобочитаемости используют субъективные методы (удобно или неудобно, "нравится" ли читать), а также исследования функциональных сдвигов зрения или сочетание их с изучением скорости чтения [1,8].

Отдельные авторы для изучения удобочитаемости применяют метод скорости чтения или скорости выбора заданных знаков при чтении как самостоятельный показатель [1, 3].

Несмотря на то что скорость прочтения текста можно использовать как экспресс-оценку удобочитаемости, до настоящего времени не была подтверждена связь этого показателя с динамикой зрительных функций. Выявление достоверных связей между скоростью чтения и функциональным состоянием зрения позволит рассматривать скорость чтения как универсальный показатель при оценке удобочитаемости.

Разработку и обоснование универсального показателя удобочитаемости проводили на основе данных лабораторного эксперимента с участием наблюдателей — учащихся старших классов школы. В лабораторном эксперименте изучали ответную реакцию зрительной системы организма на моделируемую функциональную нагрузку.

Функциональная зрительная нагрузка представляла собой работу корректорского типа, выполняемую в течение 1 ч на специальных шрифтовых тестах, изготовленных типографским способом (офсетная печать). Характеристики тестов представлены в таблице.

Тестирование состояния зрительной системы проводили до и после корректорской работы. Непосредственно перед работой наблюдателю предлагали к прочтению тест объемом 5000 знаков,

шрифтовое оформление которого было идентично используемому в эксперименте в качестве функциональной нагрузки в данный экспериментальный день. Время прочтения фиксировали по секундомеру. Функциональное состояние зрительной системы изучали с помощью психофизиологических методов исследований по комплексу показателей:

1) адаптационные характеристики зрения определяли по скорости нарастания остроты зрения в условиях темновой адаптации (ТА);

2) контрастную чувствительность зрения (КЧ) (состояние палочкового аппарата глаза) — по показателю видимости;

3) состояние аккомодационного аппарата глаза

— по показателю объема аккомодации (Уак);

4) интегральное состояние зрительной системы

— по показателю критической частоты слияния мельканий (КЧСМ).

Динамика уровней исследуемых показателей от начала к концу работы служила мерой утомления наблюдателей от функциональной нагрузки:

У =

1 -

уро-

где П, — уровень показателя до работы; П2 вень показателя после работы.

Скорость нарастания световой чувствительности в условиях ТА определяли в секундах по времени восстановления остроты зрения после 2-минутной адаптации к яркости 2000 асб. Исследования проводили с помощью адаптометра системы Е. М. Белостоцкого, марки АДМ.

КЧ определяли в порогах видимости на поляризационном бинокулярном измерителе видимости системы Л. Л. Дашкевича.

Объем аккомодации определяли в диоптриях (дптр) в диапазоне от 14 до 10 дптр на аппарате для тренировки и контроля аккомодации "Медоптика АКР-1".

КЧСМ определяли с помощью аппаратного устройства "Блик", подключаемого к персональному

Характеристики экспериментальных тестов

Кегль шрифта, Увеличение интер- Гарнитура

пункты линьяжа, пункты

8 1 Тип "Тайме"

10 0 Балтика

9 1 Литературная

8 0 Балтика

8 0 Тип "Тайме"

9 0 II и

9 1 Журнальная рубленая

9 0 Литературная

8 0 Журнальная рубленая

10 0 Литературная

Примечание. Все тесты набраны на оптимальную длину строки — 108 мм.

Тестирование до эксперимента

X

Функциональная нагрузка

Субъективная оценка (опрос)состояния методом САН

X

Скорость чтения, У(с)

Состояние контрастной чувствительности зрения, КЧ пороги видимости

т

Тестирование после эксперимента

I

Состояние контрастной чувствительности зрения, КЧ' пороги видимости

Корректорская работа (60 мин), р экв. строки

Скорость темновой адаптации, ТА'(с)

Скорость темновой адаптации, ТА(с)

Субъективная оценка (опрос)удобочитаемости экспериментального теста Субъективная оценка (опрос)состояния методом САН

У=|1-П'/П|-100 %

Рис. 1. Схема проведения экспериментальных исследований по оценке удобочитаемости различных вариантов полиграфических наборов.

компьютеру. Шаг при увеличении частоты (или ее снижении) составлял 0,5 Гц. Регистрировали среднюю КЧСМ при нарастании и снижении частоты мельканий при наблюдении правым и левым глазом.

Схема лабораторного эксперимента представлена на рис. 1.

Группа наблюдателей состояла из 10 учащихся с нормальным зрением и неврологически здоровых. Каждого из наблюдателей тестировали не менее 10 раз в каждом изучаемом условии эксперимента. Уровни освещенности на рабочем столе соответствовали требованиям действующих СанПиН [5].

Основная задача состояла в выявлении зависимостей между скоростью чтения и развитием зрительного утомления.

Первые эксперименты, в которых проводили обучение испытуемых, показали высокую запоминаемость тестов (до 50% текстов уже к 3-му тестированию). В связи с этим были разработаны тесты, состоящие из слов и словосочетаний, логически между собой не связанных, — "алогические" тесты. Запоминаемость таких тестов резко снижена, а прослеживаемая зависимость сокращения времени прочтения от порядкового номера предъявления (систематическая ошибка) поддается корректировке с помощью автокорреляции.

Экспериментатор фиксировал и допущенные ошибки при чтении вслух, и время чтения по секундомеру.

Схема эксперимента, представленная на рис. 1, определяет последовательную смену чтения корректорской работой. До начала чтения и после корректорской работы наблюдатели проходили тестирование.

Время прочтения (в с) представляет собой приведенное время, т. е. время с учетом сделанных ошибок.

Данные по времени прочтения, сопоставляемые со шрифтовыми параметрами тестов (см. таблицу), свидетельствуют, что наихудшие показатели по времени (большие значения) соответствуют тестам с 8-пунктовым размером шрифта, сложной графикой гарнитуры шрифта и отсутствию интерлиньяжа: 5-й и 9-й тесты. В то же время прослеживается динамика развития более выраженного утомления при корректорской работе с текстом, который на-

бран шрифтом 8 пунктов, по сравнению с текстом, набранным шрифтами 9 и 10 пунктов.

Наилучшие показатели по времени чтения соответствуют ббльшим размерам шрифта (9 и 10 пунктов), наличию интерлиньяжа и/или использованию гарнитуры с большим очком (2, 3 и 10-й тесты).

Проведенный корреляционный анализ между показателями времени чтения и степенью утомления показал наличие достоверных зависимостей между ними. На рис. 2 приведены регрессионные зависимости между временем чтения как показателем удобочитаемости и степенью утомления, выявленного по различным зрительным функциям.

Степень утомления, полученная по показателю скорости нарастания остроты зрения в условиях ТА, связана с приведенным временем чтения (как показателем удобочитаемости) линейной регрессией:

/(с) = 2,1 УТА(%)+ 199.

Регрессия, полученная по КЧ, имеет вид /(с) = 2,1 Укч (%) + 220.

Регрессии между временем чтения и показателями Улк и КЧСМ представлены следующими зависимостями соответственно:

1 (с) = 2,4 УУдк (%) + 184, />(с) = 1,05 Укчсм (%) + 215.

Все полученные регрессии характеризуются коэффициентом корреляции более 0,95 и достоверностью р < 0,05.

250

240

230

220

210

200

190

180

20

---ТА

КЧСМ

КЧ

Рис. 2. Регрессионные зависимости между скоростью чтения и показателем зрительного утомления.

По оси абсцисс — показатель зрительного утомления (в %); по оси ординат — скорость чтения (в с).

Наиболее чувствительными к зрительной нагрузке с различными угловыми размерами знаков (шрифты 8—10 пунктов, с засечками и рубленые) являются показатели аккомодации и адаптационных свойств глаза. Коэффициенты регрессии для этих функций наиболее высокие: 2,4 и 2,1 соответственно.

Полученные закономерности убедительно свидетельствуют, что показатель удобочитаемости, определяемый по приведенному времени чтения, может служить универсальным показателем ответной реакции организма на различную функциональную нагрузку, т. е. на внешнее воздействие. Замедленное чтение характеризует худшие условия работы или наблюдения, и, напротив, быстрое чтение свидетельствует о снижении степени неблагоприятного воздействия на зрительную систему.

Таким образом, показатель удобочитаемости алогичных текстов по приведенному времени чтения (чтение без ошибок) можно использовать в качестве экспресс-метода в лабораторных и естественных условиях для определения степени воздействия различной текстовой нагрузки на зрительную систему.

Литература

1. Гигиенические проблемы детской книги и чтения // Сборник трудов МЗ СССР Института гигиены детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. — М., 1977.

2. Делягин В. М., Румянцев А. Г., Чечельницхая С. М. и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 12—14 мая 2004 г.). — М., 2004. - Ч. 1. - С. 335-337.

3. Лопатникова Н. А. Гигиеническая оценка внешнего оформления учебников для первоклассников (дети 6 лет): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1992.

4. Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России: Научно-метод. основы подготовки плана действий в области окружающей среды. — М., 2004.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. — М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Скобарева 3. А., Текшева Л. М., Яншин С. А. // Гиг. и сан. - 1990. - № 5. - С. 31-34.

7. Текшева Л. М., Дадонова А. Я. // Современная учебная книга. Московский государственный университет печати. - М., 2004. - С. 181-188.

8. Walker S. The Songs the Letters Sing: Typography and Children's Reading. — National Center for Language and Literacy, Helsinki, 2005.

Поступила 19.04.06

Summary. The hygienic regulations of academic books, including teachware, for children and adolescents necessitate the performance of special studies to assess their readability by the unified procedure that would suggest a visual response while reading.

This study has developed and warranted a universal readability index by the velocity of reading. There are significant regression correlations between the velocity of reading as the readability index and the degree of tiredness, detected by various visual functions.

The parameters of accommodation and adaptive properties of the eye are most sensitive to visual load on reading. Reading velocity as an indicator of readability of illogical texts may be used as a rapid method under laboratory and natural conditions to determine the action of various textual loads on the visual system.

© А. П. СПИЦИН. 2007 УДК 613.96:378

А. П. Спицин

ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кировская медицинская академия

Проблема здоровья студентов в последнее время привлекает все большее внимание исследователей [2, 10, 12].

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [6].

Проблема проникновения в иерархию системных регуляций в организме вызывает большой интерес исследователей. Однако решение этих задач возможно только на основе создания новых современных технологий исследования [4, 5, 8).

Решение этих задач позволит реализовать принципы динамического контроля за состоянием функциональных систем организма, что создаст предпосылки для разработки рекомендаций и выявления групп риска, регуляторные системы которых находятся на пределе своих возможностей.

Цель настоящего исследования — комплексная оценка уровня адаптации студентов к учебной деятельности в зависимости от успеваемости.

Объектом наших исследований были практически здоровые студенты II курса (360 человек) Кировской государственной медицинской академии. Динамику функционального состояния организма студентов и степень напряжения регуляторных систем во время обучения оценивали по параметрам изменений сердечно-сосудистой, центральной нервной и вегетативной нервной систем как чувствительных индикаторов адаптации.

Исследование сердечно-сосудистой системы. Особенности регуляции кровообращения оценивали методом математического анализа ритма сердца [1]. Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) включал как параметры, предложенные Р. М. Баевским [1], так и рекомендованные рабочей группой Европейского кардиологического общества и Северо-Американского общества стимуляции и электрофизиологии.

По полученному динамическому ряду ЯЯ-ин-тервалов рассчитывали следующие статистические характеристики ВСР: средний ЯК-интервал, среднее квадратическое отклонение (СКО), вариационный размах, моду, амплитуду моды, индекс напряжения регуляторных систем (ИН), среднее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.