Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ДЕТСКИХ ИЗДАНИЯХ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ДЕТСКИХ ИЗДАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fact that there are essential differences in the volumes of texts for continuous reading in the belles-lettres and those for episodic reading (encyclopaedias, comic books, etc.) and marked differences in the area of the type pages intended for illustrations made it necessary to substantiate differential requirements for these groups of publications. Hygienic requirements were corrected by using the data obtained from 150 experiments covering 36 secondary-form pupils. Based on the well-known data on temporary visual fatigue thresholds (TVFT) and on the experimental findings, the authors defined the ratio of higher TVFT to the actual time of reading the texts of different volumes. A complex of print design indices to be hygienically regulated varies with the multiplicity that is in fact a safety factor.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ДЕТСКИХ ИЗДАНИЯХ»

8. Насолодин В. ВРусин В. Ж, Гладких И. П. // Физиология человека. - 1988. - Т. 14, № 6. - С. 964-970.

9. Насолодин В. Гладких И. П,, Дворкин В. /4. // Гиг. и сан. - 1996. - № 1. - С. 18-23.

10. Расулов А. Т., Тураходжаев X. X. Функции организма в жарком климате. — Ташкент, 1970. — С. 180—181.

И. Садикова С. С., Булгаков А. А., Гаджиева 3. А. и др. // Педиатрия. - 1990. - № 8. - С. 41-44.

12. Beisel W. R. // J. Nutr. Immunol. — 1991. — N 1. — P. 5-10.

13. Chandra S.f Vyas D., Chandra R. K. // Nutr. Res. -1985. - N 1. - P. 693-699.

14. Mikusek J., Dunat R. // Wiad. Lek. - 1977. - Vol. 25, N 19. - P. 1745-1750.

15. Ottaway P. Berry // Food Sei. and Technol. Today. — 1995. - Vol. 9, N 3. - P. 174-178.

Поступила 23.02.2000

Summary. Examinations of 22 young unarmed self-defence sportsmen and 18 untrained schoolchildren indicated that the indices of nonspecific immunity defence -- serum complement and lysozyme — depended on a season rather than on a motor activity regimen. Changes in the concentrations of hemoglobin and plasma iron were also obviously seasonal. These indices were the least in spring and winter as compared to autumn and winter. Blood iron levels were higher in the young sportsmen than in the untrained schoolchildren at all stages of a follow-up. There was a direct relationship between direct and indirect parameters of iron exchange, physical fitness, and nonspecific protection factors. In all teenagers, the activity of serum lysozyme and complement was directly related to the plasma level of iron and the schoolchil-dren's physical fitness was closely correlated with plasma and blood cell iron concentrations.

О Л. М. ТЕКШЕВА, 2001 УДК 613.955:655.24

Л. М. Текшева

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ДЕТСКИХ ИЗДАНИЯХ

Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России, Москва

В последнее время большой популярностью среди детей и подростков пользуются иллюстрированные энциклопедии, комиксы, различные издания для досуга (ребусы, кроссворды и т. п.). Принципиальным отличием этих изданий от литературно-художественных и научно-популярных является то, что основную информационную нагрузку в них несет иллюстрация, а сопровождающий ее текст является по существу подписью к иллюстрации. Процесс чтения таких изданий характеризуется незначительными объемами текста единовременного прочтения и постоянными перерывами в связи с обращением к иллюстрации.

Анализ более 200 изданий эпизодического чтения позволил определить наиболее характерные объемы текстов для единовременного прочтения. В изданиях, адресованных детям младшего школьного возраста, объемы таких текстов составляют от 20 до 200 печатных знаков (печ. зн.).

Известно, что зрительное утомление в процессе чтения у детей этого возраста проявляется через 10 мин при соответствующем шрифтовом оформлении текстов [1]. Существующие гигиенические требования для литературно-художественных и научно-популярных изданий, предназначенных для детей от 7 до 10 лет, определяют шрифты 12—14-го кеглей как предельно допустимые в зависимости от используемой гарнитуры (рисунка шрифта) [2]. При этом объемы текстов непрерывного чтения в таких изданиях составляют не менее 800—1000 знаков.

Существенные различия в объемах текстов непрерывного прочтения в изданиях типа литератур-но-художественных и изданиях, предназначенных для эпизодического чтения, выраженные различия в площадях полос, занятых иллюстративным материалом, привели к необходимости обоснования дифференцированных требований к этим группам изданий.

Корректировка гигиенических требований с учетом небольших объемов текстов единовременного прочтения проведена на основе экспериментальных данных.

Экспериментальные исследования выполнены с участием 36 учащихся 2-х классов общеобразовательной школы, с разными навыками чтения — от медленно- до беглочитающих школьников. Всего проведено более 150 экспериментов.

Чтение экспериментальных тестов проводилось в индивидуальном порядке в специально выделенном помещении с освещенностью на рабочем месте 400 лк от люминесцентного освещения. Определение времени чтения тестовых образцов осуществляли в одно и то же время суток — в пределах 2-го урока, что позволило исключить влияние суточных биоритмов на работоспособность школьников.

Тестовые образцы общим объемом 800 печ. зн. были составлены из алогически связанных слов и словосочетаний, выбор которых определялся лексикой учебных изданий для 2-го класса.

По сигналу экспериментатора школьники начинали читать вслух тестовый текст, обращая внимание на окончания слов.

Экспериментатор регистрировал по секундомеру время чтения 200 печ. зн. и общее время чтения теста (800 печ. зн.), отмечая при этом количество ошибок при чтении.

Экспериментальные тесты были набраны шрифтом 12-го и 10-го кеглей гарнитурой "Ариэль" из группы рубленых шрифтов и "Тайме" из группы медиевальных шрифтов. Выбор рисунка шрифта определялся альтернативностью этих шрифтов с точки зрения удобочитаемости. Для детей этого возраста рубленые шрифты являются оптимальными для чтения в младшем школьном возрасте, ме-диевальные шрифты — наиболее сложными.

Набор экспериментальных тестов осуществляли на оптимальную длину строки — 108 мм при увеличении интерлиньяжа 2 пункта (п).

Время чтения (в с) и количество ошибок, отмеченное в процессе чтения, были приведены к эквивалентным объемам безошибочно прочитанных знаков. Эквивалентный объем является комплексным показателем работоспособности в процессе чтения, учитывающим производительность и качество работ [4].

Таблица 1

Скорость чтения (число знаков в 1 с) в зависимости от кегля и рисунка шрифта

Кегль шрифта 12 п Кегль шрифта 10 п

Объем знаков гарнитура гарнитура

"Тайме" "Ариэль" "Тайме" "Ариэль"

200 8,5 ± 0,3 9,2 ± 0,3 9,2 ± 0,3 9,0 ± 0,5

л = 25 л = 30 я — 20 л = 30

600 6,9 ± 0,3 8,1 ± 0,3 7,4 ± 0,5 7,4 ± 0,5

л = 24 л = 28 л = 25 л = 27 Таблица 2

Достоверность различий в скорости чтения экспериментальных текстов

Шриф- Объем текста (число знаков)

товое оформле- 200 V 600

ние: кегль, гарнитура 12 п, "Тайме" 12 п, "Ариэль" 10 п, Тайме" 12 п, "Тайме" 12 п, "Ариэль 10 п, "Тайме"

12 п, "Тайме"

12 п, "Ариэль

10 п, "Тайме"

10 п, "Ариэль"

х

р < 0,05 -р < 0,05 р < 0,8

р < 0,002 -р < 0,006 р < 0,08

р < 0,05 р < 0,95 р < 0,4 р< 0,004 р< 0,2 р < 0,84

Эквивалентные объемы определяли в соответствии с законами векторной алгебры по формуле:

V

экв

К- (1 - 0,1 - Л),

где V — объем текстов, прочитанных на I (200 печ. зн.) и II (600 печ. зн.) этапах эксперимента; п — количество ошибок, отмеченных на I и II этапах.

Выходной показатель эксперимента — скорость чтения как интегральный показатель удобочитаемости — рассчитывали на основе эквивалентных объемов безошибочного чтения и реального времени чтения экспериментальных образцов (Кэк1} Дреал).

Статистическая обработка экспериментальных данных проведена с использованием непараметрических методов (критерии Смирнова и Кендалла) при уровне значимости р < 0,05.

Результаты экспериментальных исследований представлены в табл. 1 и 2 (в форме статистической матрицы).

Анализируя полученные данные, следует отметить следующее:

— увеличение объема текста единовременного прочтения с 200 до 600 знаков приводит к снижению скорости чтения; при использовании шрифта меньшего кегля выявленная разница проявляется в большей степени;

— достоверной разницы в скорости чтения теста объемом 200 знаков при наборах с использованием 10-пунктового шрифта того и другого рисунка, а также рубленого шрифта 12-го кегля не выявлено.

Ухудшение удобочитаемости теста, набранного шрифтом 12-го кегля с использованием гарнитуры "Тайме", по сравнению с другими 3 вариантами объясняется возрастающей контрастностью знаков гарнитуры "Тайме" при увеличении кегля шрифта, а также выраженностью наклона оси симметрии округлых элементов знаков к линии строки.

— при объеме текста 600 знаков достоверной разницы между 12-пунктовым и 10-пунктовым шрифтом гарнитуры "Тайме", а также 10-пункто-вым шрифтом гарнитуры "Ариэль" не выявлено.

Отмечается некоторое увеличение скорости чтения при 12-пунктовом рубленом шрифте, однако достоверность различий при этом менее заданной (/><0,10);

— удобочитаемость текстов, набранных шрифтом 12-го кегля, при использовании рубленых гарнитур выше, чем при использовании медиевальных шрифтов, что уже достоверно проявляется на объемах текста не более 200 знаков.

Значимость выявленных различий в удобочитаемости сравниваемых шрифтов подчеркивается при увеличении объемов текстов.

Определив среднее время чтения текста объемом 200 знаков, набранного шрифтом 12-го и 10-го кеглей, можно рассчитать кратность превыше-

Таблица 3

Предельно допустимые кегли шрифтов (пункты) в зависимости от функционального назначения издания и объемов текстов, предназначенных к единовременному прочтению

Возраст детей, годы

Функциональное назначение

издания

Объем текста единовременного прочтения, число знаков (не более)

Предельно допустимый кегль шрифта, пункты (не более)

Комплекс параметров шрифтового оформления, подлежащих гигиенической регламентации для повышения интегральной удобочитаемости текста

7- ■10 Литературно-художественные, Не регламентируется 12

научно-популярные

Энциклопедии, комиксы 200 10

600 10

11- -14 Литературно-художественные, Не регламентируется 10

I научно-популярные

Энциклопедии, комиксы 600 8

1000 8

1500 9

15- -17 Литературно-художественные, Не регламентируется 9

научно-популярные

Энциклопедии, комиксы 600 7

600 8

1000 > 8

2000 8

Увеличение интерлиньяжа, длина строки, емкость знаков, группа шрифтов, начертание

Начертание

Увеличение интерлиньяжа, длина строки, группа шрифтов, начертание

Увеличение интерлиньяжа, длина строки, емкость знаков, начертание

То же

Увеличение интерлиньяжа, длина строки, начертание

Длина строки, начертание

Увеличение интерлиньяжа, длина строки, емкость знаков, начертание

Начертание

То же

м

II

Увеличение интерлиньяжа, длина строки, начертание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния временного порога развития зрительного утомления над реальным временем чтения текста заданного объема. Однако при этом необходимо учитывать, что временной порог развития зрительного утомления при чтении 10-пунктового шрифта меньше, чем при чтении 12-пунктового шрифта. Кратность этого снижения соответствует квадратичному изменению скорости чтения [3], т. е. временной порог при 10-пунктовом шрифте определяется в соответствии с данными табл. 1 как 500 с (в 1,2 раза меньше).

Таким образом, при чтении текста объемом 200 знаков кратность превышения временного порога над реальным временем чтения определяется коэффициентами 27 и 23 для 12- и 10-пунктового шрифта соответственно. Выявленные коэффициенты кратности следует рассматривать как "запас прочности", гарантирующий отсутствие зрительного утомления при единовременном прочтении текста объемом 200 знаков и менее, набранного шрифтом 12-го или 10-го кегля.

При чтении текста объемом 600 знаков кратность превышения временного порога над реальным временем чтения, являющаяся по существу степенью защиты от развития зрительного утомления, определяется как 8 и 6 для 12- и 10-пунктового шрифта соответственно.

Полученные данные свидетельствуют о возможности использования 10-пунктового шрифта в изданиях для эпизодического чтения, предназначенных для детей младшего школьного возраста. При этом набор текста объемом 200 знаков и менее допустим без дополнительных ограничений по длине строки, увеличения интерлиньяжа и т. п. При наборе текста единовременного прочтения объемом от 200 до 600 знаков следует ввести дополнительные ограничения параметров шрифтового оформления, что гарантирует повышение интегрального уровня удобочитаемости.

Зная пороги временного утомления для детей среднего и старшего школьного возраста [1], алгоритм определения степени "запаса прочности" и проведя последующие аналитические расчеты, можно дифференцировать гигиенические требования к шрифтовому оформлению издательской про-

дукции для детей и подростков в зависимости от функционального назначения изданий (табл. 3). Результаты экспериментальных исследований нашли свое отражение в СанПиН 2.4.7.980—00 "Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков".

Выводы. 1. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению изданий должны учитывать временные пороги развития зрительного утомления у читателей разных возрастных групп и объемы текстов единовременного прочтения.

2. В зависимости от величины коэффициента, учитывающего кратность временного порога развития зрительного утомления и реального времени чтения (коэффициент "запаса прочности"), изменяется комплекс показателей шрифтового оформления, подлежащих гигиенической регламентации.

Литература

1. Гигиенические проблемы детской книги и чтения: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. - М., 1977.

2. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.702-98. - М., 1998.

3. Скоб ар ев а 3. Л., Текшее a Л. М., Яншин С. А. // Гиг. и сан. - 1990. - № 5. - С. 56-57.

4. Текшева JI. М. Обоснование гигиенических требований к параметрам совмещенного освещения в общественных зданиях: Автореф. дис.... канд. биол. наук.

- М., 1985.

Поступила 28.04.2000

Summary. The fact that there are essential differences in the volumes of texts for continuous reading in the belles-lettres and those for episodic reading (encyclopaedias, comic books, etc.) and marked differences in the area of the type pages intended for illustrations made it necessary to substantiate differential requirements for these groups of publications. Hygienic requirements were corrected by using the data obtained from 150 experiments covering 36 secondary-form pupils. Based on the well-known data on temporary visual fatigue thresholds (TVFT) and on the experimental findings, the authors defined the ratio of higher TVFT to the actual time of reading the texts of different volumes. A complex of print design indices to be hygienically regulated varies with the multiplicity that is in fact a safety factor.

© Н. Ю. ЦЕЛЫКОВСКАЯ, 2001 УДК 614.7:616-053.21-07

%

Н. Ю. Целыковская

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Наиболее чувствительными и ранимыми в человеческой популяции являются дети, имеющие несовершенство развития эндокринных, иммуноком-петентных и других структур организма и как следствие сниженные адаптационные возможности, что часто приводит к развитию состояний дефицита по отношению к инфекциям и развитию аллергий [6, 7, 9, 10].

Известно, что здоровье ребенка определяется задолго до его рождения. На ребенка через систему мать—плацента—плод воздействует комплекс негативных факторов среды (физических, химических, а также генетических и социальных особенностей

родителей), способствующий нарушению внутриутробного развития плода и новорожденного [1—4, 8]. Однако надо учитывать, что экологический фактор действует на всю популяцию в целом или на большие ее группы и, несомненно, усиливает действие других причинных факторов риска, которые могут иметь место у отдельного индивидуума (в частности, генетические факторы). Наслаиваясь на другие факторы риска, загрязнение объектов окружающей среды может оказывать разрешающее действие в развитии ряда патологических состояний в определенный период жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.