36
ЗНиСО
декабрь № 12 /177/
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОФОРМЛЕНИЮ ГАЗЕТНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Л.М. Текшева, А.Я. Дадпнова НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН
Известно, что процесс чтения, учитывая его астенопический характер, оказывает негативное воздействие на зрительную систему читающего.
Анализ литературы показал, что специальных исследований, посвященных удобочитаемости газет для детей и подростков, в настоящее время (как и ранее) не проводится. Вместе с тем, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в нашей стране выпускается 334 наименования детских газет.
Проведение санитарно-эпидемиологической оценки газет по действующим санитарным нормативам, посвященным проблеме удобочитаемости, не представляется корректным, так как газетные издания имеют выраженную специфику по сравнению с книжными и журнальными изданиями. Специфика газетных изданий заключается в их конструктивных особенностях, сроках эксплуатации, а также в предъявлении информации на газетных страницах и условиях чтения. Кроме того, информационный газетный ряд в рамках одной полосы представлен текстами различных объемов - статья может содержать от 200 до нескольких тысяч знаков.
Собственно, специфика предъявления текстовых материалов в газетных изданиях и определяет задачи настоящего исследования.
Отсутствие в литературе сведений о распространенности детского чтения газет потребовало специальных исследований для определения значимости негативного воздействия на зрение детей и подростков чтения газет по сравнению с учебными, книжными и журнальными изданиями.
В результате анкетного опроса 328 учащихся установлено, что дети значительно реже обращаются к газетам по сравнению с книжными изданиями, чтение которых не связано с учебным процессом. Интерес к газетам у детей 5-6 классов школы почти в 7 раз меньше, чем к художественным и научно-популярным книжным изданиям, в 8-11 классах - в 3 раза меньше. Анализ номенклатуры газетных изданий, которые указали участники анкетного опроса, приводит к выводу о практически случайном выборе газет для чтения. В основном дети читают газеты 2-3 раза в неделю; только 35 % школьников, читающих газеты, обращаются к ним ежедневно. Таким образом, только 5 % учащихся 5-6 классов читают газеты каждый день, в 7-1 ] классах - 10%.
Гигиеническая значимость газет как объекта чтения определяет степень жесткости регламентирования параметров шрифтового оформления по сравнению с книжной продукцией. Менее жесткие требования могут быть реализованы альтернативно: или расширением допускаемых диапазонов значений регламентируемых показателей или офаничением комплекса этих показателей [4].
декабрь № 12 /177/
ЗНиСО
37
Анализ реальной ситуации удобочитаемости детских газет выявил в основном соответствие показателей их шрифтового оформления размера шрифта, минимальной длины строки, используемых гарнитур, интерлиньяжа -гигиеническим требованиям к книжной продукции [1,2]. Контрастность печати во всех исследованных случаях превышает предельно допустимый интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги -0,7. Хотя газетная бумага, отличающаяся пониженной белизной, предполагала возможность ухудшения контрастности печати.
Основные несоответствия с ранее разработанными гигиеническими требованиями выявлены в использовании шрифтов узких и курсивных начертаний, превышении оптической плотности цветного фона при печати на нем, использовании традиционного для газет многоколонного набора и при этом небольшого {5 мм и менее) расстояния между колонками.
В газетах для младшего школьного возраста тексты статей набираются кеглем шрифта от 10 до 16 пунктов; в газетах, предназначенных для детей среднего возраста и подростков, используются шрифты от 8 до 10 пунктов. При этом надо отметить, что шрифты предельно допустимых кеглей в книжных изданиях используются эпизодически для сносок, дополнительного текста, подписей под иллюстрациями, в то время как в газетных изданиях частота использования этих шрифтов довольно значительна. В связи с этим возникла необходимость в специальных исследованиях по выявлению объемов текстов единовременного прочтения, которые при наборе шрифтами предельно допустимых размеров не окажут негативного воздействия на зрение ребенка.
В настоящее время известно, что удобочитаемость текстов через реальную зрительную нагрузку связана с временными характеристиками процесса чтения [3, 5], т. е. чем больше текст, тем нагрузка на зрение значительней при абсолютно идентичном их шрифтовом оформлении. Физиологически все объемы текстов можно поделить на значимые и незначимые для функционального состояния зрения по критерию «временной порог развития утомления». Временные пороги развития зрительного утомления установлены для каждой возрастной группы. Так как интегральным показателем удобочитаемости в настоящее время принято считать скорость чтения, правомерно предположить ее изменения на различных этапах чтения одного и того же текста.
При уменьшении размера шрифта следует ожидать снижения временного порога развития утомления, обусловленного квадратичной зависимостью скорости чтения от размера шрифта [3].
Полученные данные являются убедительным основанием для использования 10-пунктовых шрифтов при наборе эпизодических текстов объемом не более 200 знаков.
Основной конструктивной особенностью газетных изданий по сравнению с книжными являются форматы. Размеры поля чтения определяют распределение яркости в поле зрения читающих. Известно, что яркостные характеристики поля зрения являются ведущими факторами световой среды, определяющими развитие зрительного утомления [6, 7].
38
ЗНиСО
декабрь № 12 /177/
При равномерной яркости в поле зрения при его угловом размере 70° {формат A3) и производительность, и качество зрительной работы корректорского типа были выше, чем при работе с форматом A4. Уровни зрительного утомления, оцениваемые в эксперименте по показателям аккомодации, были выше в контрольных исследованиях, т. е. при меньших форматах.
Полученные результаты позволяют допустить традиционный многоколонный набор в газетных изданиях при соблюдении требований к длине строки и расстоянию между текстовыми колонками. В результате проведенных исследований разработан проект «Санитарно-эпидемиологических требований к шрифтовому оформлению газет для детей и подростков».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков: Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.960-00. М., 2001. 40 с.
2. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования: Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.1166-02. М„ 2003.48 с.
3. Текшева J1.M. Гигиеническая классификация издательской продукции //Гигиена и санитария. 2001. № I. С. 47-50.
4. Текшева J1.M. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению иллюстрированных текстов в детских изданиях //Гигиена и санитария. 2001. № 2. С. 56-58.
5. Текшева Л.М., Дадонова А.Я. Санитарно-гигиенические и общие издательские требования к учебным изданиям для общеобразовательной школы / В сб.: Современная учебная книга. М.: Московский государственный университет печати. 2004. С. 181-188.
6. Физиология человека (под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Корогько). М.: Медицина, 2003.
7. Rea M.S. Toward a Model of Visual Performance: A Review of Methodologies //Journal of Ilium. Eng. Soc.-Winter, 1987. P. 128-142.