Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper shows how a complex of social and sanitary factors contributes to health formation (physical development, morbidity, premorbid conditions) in children aged 5-6 years.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

ния временного порога развития зрительного утомления над реальным временем чтения текста заданного объема. Однако при этом необходимо учитывать, что временной порог развития зрительного утомления при чтении 10-пунктового шрифта меньше, чем при чтении 12-пунктового шрифта. Кратность этого снижения соответствует квадратичному изменению скорости чтения [3], т. е. временной порог при 10-пунктовом шрифте определяется в соответствии с данными табл. 1 как 500 с (в 1,2 раза меньше).

Таким образом, при чтении текста объемом 200 знаков кратность превышения временного порога над реальным временем чтения определяется коэффициентами 27 и 23 для 12- и 10-пунктового шрифта соответственно. Выявленные коэффициенты кратности следует рассматривать как "запас прочности", гарантирующий отсутствие зрительного утомления при единовременном прочтении текста объемом 200 знаков и менее, набранного шрифтом 12-го или 10-го кегля.

При чтении текста объемом 600 знаков кратность превышения временного порога над реальным временем чтения, являющаяся по существу степенью защиты от развития зрительного утомления, определяется как 8 и 6 для 12- и 10-пунктового шрифта соответственно.

Полученные данные свидетельствуют о возможности использования 10-пунктового шрифта в изданиях для эпизодического чтения, предназначенных для детей младшего школьного возраста. При этом набор текста объемом 200 знаков и менее допустим без дополнительных ограничений по длине строки, увеличения интерлиньяжа и т. п. При наборе текста единовременного прочтения объемом от 200 до 600 знаков следует ввести дополнительные ограничения параметров шрифтового оформления, что гарантирует повышение интегрального уровня удобочитаемости.

Зная пороги временного утомления для детей среднего и старшего школьного возраста [1], алгоритм определения степени "запаса прочности" и проведя последующие аналитические расчеты, можно дифференцировать гигиенические требования к шрифтовому оформлению издательской про-

дукции для детей и подростков в зависимости от функционального назначения изданий (табл. 3). Результаты экспериментальных исследований нашли свое отражение в СанПиН 2.4.7.980—00 "Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков".

Выводы. 1. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению изданий должны учитывать временные пороги развития зрительного утомления у читателей разных возрастных групп и объемы текстов единовременного прочтения.

2. В зависимости от величины коэффициента, учитывающего кратность временного порога развития зрительного утомления и реального времени чтения (коэффициент "запаса прочности"), изменяется комплекс показателей шрифтового оформления, подлежащих гигиенической регламентации.

Литература

1. Гигиенические проблемы детской книги и чтения: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. - М., 1977.

2. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.702-98. - М., 1998.

3. Скоб ар ев а 3. Л., Текшее a Л. М., Яншин С. А. // Гиг. и сан. - 1990. - № 5. - С. 56-57.

4. Текшева JI. М. Обоснование гигиенических требований к параметрам совмещенного освещения в общественных зданиях: Автореф. дис.... канд. биол. наук.

- М., 1985.

Поступила 28.04.2000

Summary. The fact that there are essential differences in the volumes of texts for continuous reading in the belles-lettres and those for episodic reading (encyclopaedias, comic books, etc.) and marked differences in the area of the type pages intended for illustrations made it necessary to substantiate differential requirements for these groups of publications. Hygienic requirements were corrected by using the data obtained from 150 experiments covering 36 secondary-form pupils. Based on the well-known data on temporary visual fatigue thresholds (TVFT) and on the experimental findings, the authors defined the ratio of higher TVFT to the actual time of reading the texts of different volumes. A complex of print design indices to be hygienically regulated varies with the multiplicity that is in fact a safety factor.

© Н. Ю. ЦЕЛЫКОВСКАЯ, 2001 УДК 614.7:616-053.21-07

%

Н. Ю. Целыковская

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Наиболее чувствительными и ранимыми в человеческой популяции являются дети, имеющие несовершенство развития эндокринных, иммуноком-петентных и других структур организма и как следствие сниженные адаптационные возможности, что часто приводит к развитию состояний дефицита по отношению к инфекциям и развитию аллергий [6, 7, 9, 10].

Известно, что здоровье ребенка определяется задолго до его рождения. На ребенка через систему мать—плацента—плод воздействует комплекс негативных факторов среды (физических, химических, а также генетических и социальных особенностей

родителей), способствующий нарушению внутриутробного развития плода и новорожденного [1—4, 8]. Однако надо учитывать, что экологический фактор действует на всю популяцию в целом или на большие ее группы и, несомненно, усиливает действие других причинных факторов риска, которые могут иметь место у отдельного индивидуума (в частности, генетические факторы). Наслаиваясь на другие факторы риска, загрязнение объектов окружающей среды может оказывать разрешающее действие в развитии ряда патологических состояний в определенный период жизни ребенка.

В связи с ухудшением демографических показателей, ростом заболеваемости, инвалидности, нестабильностью в социально-экономической сфере, падением уровня жизни населения, сокращением государственного финансирования практически всех социальных сфер проблема сохранения здоровья детского населения представляет собой важнейшую задачу как в медицинском, так и в социальном плане.

Исследования по оценке влияния окружающей среды на здоровье, особенно детей, в первую очередь должны быть ориентированы не столько на изучение заболеваемости, сколько на выявление начальных неблагоприятных предпатологических изменений, что в полной мере будет отвечать принципам профилактики и позволит обеспечить сохранение здоровья при проведении оздоровительных мероприятий.

Целью работы явилось изучение закономерностей формирования здоровья детей (заболеваемость, физическое развитие, предпатологические состояния); оценка распространенности предпатологических состояний на основе комплексной оценки различных систем организма в зависимости от комплекса социально-гигиенических факторов.

Эпидемиологические исследования проводились в детских дошкольных учреждениях Центрального административного округа Москвы, включавшие в себя изучение состояния здоровья детского населения, объектов окружающей среды и выявление характера взаимосвязей между ними. Было проведено динамическое обследование детей в возрасте 5—6 лет в течение 3—8 мес.

Оценка состояния здоровья детей включала в себя анализ заболеваемости, физического развития и углубленного исследования состояния основных систем организма детей.

Изучение заболеваемости проводилось посредством выкопировки данных из учетных документов (история развития новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта ребенка, контрольная карта диспансерного наблюдения). Фиксировались случаи заболеваний, длительность каждого заболевания и нозологическая форма болезни.

Антропометрические исследования проводились в момент обследования ребенка и включали в себя измерение массы тела, роста ребенка стоя, окружности головы и грудной клетки. Результаты изучения физического развития служили основанием для оценки как гармоничности развития ребенка, так и оценки его по морфологическому типу телосложения.

В работе использовался оригинальный подход к диагностике предпатологических состояний, основывающийся на оценке состояния здоровья ребенка на индивидуальном уровне с определением комплекса показателей, характеризующих состояние различных систем организма.

Оценка функции внешнего дыхания ребенка осуществлялась посредством определения величины жизненной емкости легких, величины форсированной жизненной емкости легких, объема форсированного выдоха за 1-ю секунду и ряда расчетных величин (резервный объем выдоха, индекс Тиффно и др.), на основании которых диагностировался тип вентиляционной недостаточности (ре-стриктивный, обструктивный, смешанный).

Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы у детей измерялись пульс, артериальное давление, на базе которых рассчитывались пульсовое давление, среднединамическое давление, ударный объем крови, минутный объем крови. На основании вышеуказанных показателей диагностировались различные типы реакции гемодинамики на дозированную физическую нагрузку (адекватный, неадекватный, парадоксальный).

Информация о социальных, биологических и поведенческих факторах была получена посредством специальной анкеты, состоящей из 42 вопросов с несколькими альтернативными ответами на поставленные вопросы. Анкета заполнялась родителями ребенка.

Статистическая обработка полученных материалов производилась с использованием в диалоговом режиме пакетов прикладных программ "Diasta" (версия 2.01), "Stadia" (версия 4.61-9193).

Анализ полученных данных показал, что заболеваемость детей была обусловлена действием ряда факторов, причем величины отдельных показателей, отражающих характер заболеваемости, зависели от различных факторов. В частности, такой социальный фактор, как величина жилой площади на 1 человека, определял уровни практически всех показателей заболеваемости (количество болевших детей, число случаев заболеваний, число случаев заболеваний болезнями органов дыхания и число случаев заболеваний на 1 ребенка), тогда как концентрация в атмосферном воздухе альдегидов и ке-тонов, обладающих, в частности, раздражающим действием на слизистые верхних дыхательных путей, оказывала в большей степени влияние на число случаев заболеваний, число случаев заболеваний болезнями органов дыхания и число случаев заболеваний на 1 ребенка. Исследования также показали, что между количеством болевших детей, числом случаев заболеваний, числом случаев заболеваний болезнями органов дыхания и числом случаев заболеваний на 1 ребенка существовала практически прямая функциональная связь, коэффициенты корреляции составляли от 0,982 до 1.

Что касается физического развития детей, то выраженного влияния на него социально-гигиенических факторов не было выявлено. В то же время следует отметить, что распространенность детей с недостатком массы (лептосомия) прямо коррелировала с рядом показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы (парадоксальный тип реакции на физическую нагрузку; г = 0,919; р < 0,05) и с резистентностью организма детей (г= 0,887; р < 0,05), интегрально выраженной в количестве заболеваний ребенка в течение года. С другой стороны, распространенность ги-персомии (рост и масса, превышающие возрастную норму) имела обратную связь с показателями состояния дыхательной системы, т. е. чем больше таких детей, тем реже среди них наблюдались нарушения функции внешнего дыхания.

Обструктивный тип нарушений функции внешнего дыхания, с одной стороны, коррелировал с социальными факторами (в частности, жилая площадь на 1 человека; г = 0,919; р < 0,05), а с другой стороны, с биологическими факторами (в частности, осложнения течения беременности; г= 0,901; р < 0,05). Что касается рестриктивного типа нарушений функции внешнего дыхания среди обследо-

ванной популяции, то распространенность его находилась в прямой зависимости от уровня загрязнения атмосферного воздуха (г = 0,924; р < 0,05), в частности концентрации в атмосферном воздухе альдегидов и кетонов (г = 0,987; р < 0,05).

Анализ полученных материалов показал, что в системе среда—здоровье существуют множественные связи как между социально-гигиеническими факторами и показателями здоровья, так и между отдельными системами организма.

Особое внимание привлекают факторы окружающей среды и поведенческие факторы, которые являются в большинстве своем и в значительной мере управляемыми и имеют пути и способы их устранения или по крайней мере снижения уровня воздействия.

Длительное пребывание детей в помещениях, где воздушная среда загрязнена табачным дымом, приводит к нарушению бронхиальной проходимости и увеличению количества детей со сниженной резистентностью, т. е. часто болеющих детей

(г = 0,709; р < 0,05).

Следует отметить, что проблема курения, особенно среди женщин, приобретает все большее значение и вызывает нарастающую тревогу. Сопоставление распространенности курения среди родителей в 1989-1990 гг. [5] и в 1998-1999 гг. показало, что если число курящих отцов, в целом оставаясь на высоком уровне, несколько уменьшилось — с 57,7% (от 55,0 до 63,6%) в 1989-1990 гг. до 55,1% (от 48,7 до 58,1%) в 1998-1999 гг., то количество курящих матерей в те же временные сроки увеличилось почти в 2,5 раза. В 1989—1990 гг. число курящих матерей составляло 8,8% (от 4,2 до 13,3%), а в 1998-1999 гг. - 21,6% (от 12,9 до 28,2%). Кроме того, значительно увеличилось и количество матерей, которые начали курить в возрасте моложе 18 лет.

Анализ полученных материалов показал, что экологические факторы имеют весьма существенное значение как минимум по причине того, что эти факторы оказывают воздействие на всю и, что очень существенно, на гетерогенную детскую популяцию, включающую в себя и детей, имеющих те или иные хронические заболевания или другие проблемы со здоровьем. Вследствие этого экологические факторы могут усиливать действие других факторов риска как у отдельных индивидуумов, так и у целых групп детей, поскольку, накладываясь на другие факторы риска, экологические факторы могут в определенных условиях и в определенный период явиться и причиной запуска развития патологических процессов в организме ребенка.

Выводы. 1. Ведущая роль в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья детей принадлежит социальным и биологическим факторам, которые в большинстве своем являются первоначальной причиной выявленных изменений.

2. Загрязнение окружающей среды в данном возрасте в меньшей степени оказывает прямое воздействие на состояние здоровья, хотя может рассматриваться как первоначальная причина снижения резистентности организма, нарушения морфо-функциональных систем организма.

3. Изучение и оценка заболеваемости любой популяции в целом, без учета ее гетерогенности в по-

ловом, возрастном, биологическом и социальном аспектах, гетерогенности в отношении уровней здоровья (наличия или отсутствия хронических заболеваний), в значительной мере маскируют различия в уровнях заболеваемости отдельных групп, составляющих эту популяцию, и могут явиться одной из причин ошибочности выводов.

4. Комплексное обследование детей позволило перейти при характеристике функционирования отдельных систем от оценки отклонений отдельных показателей, от нормологического, параметрического подхода к диагностике альтернативных симптомокомплексов.

5. Оценка функционирования отдельных систем организма, исходя из синдромного подхода, позволила учитывать наличие разнонаправленных изменений показателей, отражающих различные состояния, как с точки зрения количественного и качественного характера, так и с точки зрения прогностической значимости этих изменений.

6. Медицинская и экономическая эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий может быть достигнута лишь в том случае, если разработка этих мер будет опираться на результаты оценки состояния здоровья популяции с учетом ее гетерогенности, что увеличивает вероятность выхода не только на непосредственную, но и на первоначальную причину развития неблагоприятных эффектов в здоровье детей.

Литература

1.

2.

Бочков Н. П., Катосова Л. Д., Титенко Н. В., Филиппова Т. В. // Клин. мед. - 1990. - № 5. — С. 25-32.

Бочков Н. П., Субботина Т. И., Яковлев В. В. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 3. - С. 53-55.

3.

1995.

№ 4.

4.

5.

6,

7.

8.

9.

10.

Ефимова А. А. // Педиатрия. — С. 49-50.

Коськина Е. В. Гигиеническое обоснование комплексной системы профилактики заболеваемости беременных женщин, новорожденных и детей раннего возраста в условиях техногенного загрязнения окружающей среды: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.

- Омск, 1996.

Кутепов Е. Н., Чарыева Ж. Г., Осипов а Е. М. и др. // Гигиеническая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения г. Москвы: Сб. к 850-летию Москвы / Под ред. Г. И. Сидоренко. — 1997. — С. 11-26.

Мандров С. И., Жданова Л. А., Сергеева М. А. и др. // Экология и здоровье человека: Сб. науч. тр. — Иваново, 1995. - С. 67-69.

Токаренко И. И., Иванов Б. Я. // Гиг. и сан. — 1994.

- № 7. - С. 24-26.

Шанина Т. Г., Воробьева Е. А., Филькина О. М. и др. // Здоровый ребенок: Материалы 5-го конгресса педиатров России. — Москва, 16—18 февраля 1999 г.

- М., 1999. - С. 538.

Эколого-гигиенические проблемы исследования иммунного статуса человека в популяции / Сидоренко Г. И., Захарченко Г. И., Морозов М. П., Ко-шелев Н. Ф. - М., 1992. - С. 1-2.

Vue-Desingue Gisele. // Combat Nature. — 1994. — Vol. 107. - P. 43-45.

Поступила 18.05.2000

Summary. The paper shows how a complex of social and sanitary factors contributes to health formation (physical development, morbidity, premorbid conditions) in children aged 5-6 years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.