Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The natural asthenopic pattern of the process of reading shows it necessary to set sanitary standards of publishing production, namely, printing type styling and the printing quality of publications. The necessity of sanitary classification of publishing production stems from the specificity of reading the publications of different functional uses and from the physiological features of vision in different age group readers. The developed sanitary classification of printing production is based on the researches into the actual visual load while reading the publications of different types by readers of different ages.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

9. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство

Р2.2.755-99. - М., 1999.

Поступила 25.02.2000

Summary. Poor working factors of present-day industry (SALAMANDER technology) include high intensity of labour, monotonicity, forced posture, constant wide-range noise, fumes of organic solvents, dust of organic origin, etc.

The working conditions in producing departments are considered to be of degrees of 1-3 of hazard class 3. The highest incidence rates were noted in age groups under 30 years and above 50 years and in workers with over 10-year length of service. There were prevalent acute respiratory diseases, influenza, osteomuscular and connective tissue, hypertensive and ENT diseases in the pattern of mortality with temporary disability. Comprehensive medical examinations revealed high incidence of ENT diseases due to exposure to chemical agents and organic dust.

© Л. М. ТЕКШЕВА, 2001 УДК 613.865:655.3.06

Л. М. Текшева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России, Москва

Известно, что более 80% информации об окружающем мире современный человек получает через зрительную систему, при этом около 50% — посредством чтения книг и периодических изданий, объединяемых понятием "издательская продукция".

Физиологически процесс чтения является по своей природе астенопическим, приводящим к развитию зрительного и общего напряжения, что в свою очередь способствует развитию головных болей, увеличивает частоту и продолжительность заболеваний вегетососудистого характера [2, 5, 7].

Чтение в зависимости от функционального назначения издания либо определяет значимую часть профессиональной зрительной нагрузки (работа с учебной и научной литературой, практическими пособиями, руководствами и т. п.), либо является существенной внепроизводственной нагрузкой (чтение литературно-художественных, научно-по-пулярных изданий и изданий для досуга).

Кризис культуры книгоиздания, отмечаемый в нашей стране с 1987 г. [3], привел к массовому появлению на книжном рынке страны изданий, недостаточно профессиональное шрифтовое и художественное оформление, а также некачественное полиграфическое исполнение которых значимо усложнили процесс их чтения.

Действенным мероприятием по предупреждению отрицательного воздействия чтения на функциональное состояние зрения и системы организма в целом является санитарный контроль издательской продукции. Для обеспечения эффективного санитарного контроля необходимы нормативные документы, регламентирующие гигиенически значимые параметры и приемы шрифтового оформления и качество полиграфического исполнения изданий с учетом их гигиенической классификации.

Со времени становления санитарной службы страны до середины 90-х годов практически не существовало единой гигиенической системы нормирования гигиенического качества издательской продукции. Документами, регламентирующими гигиенические требования к издательской продукции, являлись СП 1405—76 "Санитарные правила оформления школьных учебников" и СанПиН 42-121-4726—88 "Временные санитарные правила из-дательско-полиграфического исполнения текстов массовых периодических изданий для взрослых". Эти документы были разработаны на основе экс-

периментальных исследований по воздействию чтения текстов различного шрифтового оформления на зрительное восприятие и состояние зрения [1, 6]. При этом гигиенические требования были дифференцированы только в зависимости от возрастных особенностей органов зрения. Специфика работы с изданиями различного функционального назначения практически не учитывалась. Тем не менее работа с учебными изданиями, работа со словарными и справочными изданиями, чтение художественной литературы принципиально различаются не только продолжительностью непрерывного чтения, но также частотой пользования и мотивацией чтения. Кроме того, имеет место различный характер предъявления информации в различных видах изданий. Как правило, литературно-ху-дожественные издания для взрослых являются в основном текстовыми изданиями; в научно-попу-лярных изданиях и изданиях для досуга текст сопровождается иллюстративным материалом, что обеспечивает кратковременные перерывы в чтении даже в рамках одной страницы и, безусловно, снижает зрительную нагрузку при чтении.

Вышеизложенное обусловливает необходимость разработки гигиенической классификации издательской продукции, основанной на результатах научных исследований реальной зрительной нагрузки (РН) при чтении изданий различного функционального назначения читателями разного возраста.

Реальная зрительная нагрузка, являясь функцией возраста читателя в соответствии с временными порогами развития утомления, зависит от продолжительности чтения и степени удобочитаемости текста.

В общем случае в гигиене реальная нагрузка определяется произведением уровня воздействующего фактора на время его воздействия [4]. Применительно к издательской продукции реальная нагрузка может быть определена как произведение двух функций:

РН=/(/)-/2(0,

где РН — реальная зрительная нагрузка;/^/) — интегральная оценка удобочитаемости издания в целом; — функция, учитывающая временные характеристики процесса чтения.

»

Схема 1. Определение реальной нагрузки при чтении

Увеличение интерлиньяжа

Гарнитура и начертание

Емкость шрифта

Реальная нагрузка РН=Ь (и) •

Удобочитаемость издания

ЬУМЬ • К2...Кпи)

-1

А

Контрастность печати

Приемы оформления

Эффективная

продолжительность

чтения

ЫО = - '(ПгЫ)К

[ *Р- к

Особенности предъявления информации

Продолжительность

чтения

X

I

Функциональное назначение издания

Литературно-художественные

Научно-популярные

Справочные, энциклопедические

Функция /,(/) может быть представлена как

Ш) = (*•/)

-I

К2, ка-

где / — интегральный показатель удобочитаемости текста, зависящей от кегля и гарнитуры (рисунка) шрифта, увеличения межстрочных интервалов (интерлиньяжа), емкости шрифта и длины строки;

К = К, • К2 • К3 •... • К„ — коэффициент, учитывающий снижение удобочитаемости в зависимости от качества полиграфического исполнения (К,),

приема оформления (черно-белая печать на цветном фоне, печать с вывороткой и т. п.) —

чества бумаги (К3) и др.

Функция /2(0 учитывает временной порог развития зрительного утомления, т. е. время достоверного проявления отрицательной динамики показателей функционального состояния зрительного анализатора. Кроме того, функция/2(/) должна учитывать характер процесса чтения — эпизодическое чтение или продолжительное, превышающее временной порог развития зрительного утомления. Так как способы предъявления информации в издании (сплошная текстовая информация или сопровождающаяся иллюстративным материалом)

влияют на развитие утомления, функция/2(г) должна быть формализована с учетом и этого процесса. В общем виде Ш) можно представить как

т

(П,+ О • К при /р> П, • К при /р< П,

где П,

временной порог развития зрительного

утомления; /р — реальное время чтения; t

время

чтения, превышающее временной порог развития зрительного утомления; К — коэффициент, учитывающий снижение утомления за счет наличия иллюстративного материала.

В общем виде определение реальной нагрузки представлено на схеме I.

Значение П, определено ранее специалистами в

области гигиены детей и подростков и физиологии зрения [1]. Известно, что в старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) — в период приобретения навыков чтения — первые признаки утомления появляются через 2—5 мин после начала чтения. У школьников младших классов проявление зрительного утомления фиксируется через 10 мин после начала чтения. Временной порог развития утомления у де-

теи среднего и старшего школьного возраста определяется как 20 и 45 мин соответственно.

Собственные исследования показывают, что достоверное развитие зрительного утомления у взрослых читателей наблюдается через 50—60 мин непрерывной работы с удобочитаемым текстом.

В результате исследований по определению продолжительности фиксации взгляда на иллюстрациях в зависимости от занимаемой ими относительной площади страницы и последующего аналитического определения ослабления зрительной нагрузки за счет кратковременных перерывов в чтении (в пределах страницы) были установлены значения коэффициента К в функции /¡(0-

На рисунке представлены зависимости коэффициента К, учитывающего снижение зрительной нагрузки за счет площади полосы, занимаемой иллюстративным материалом.

Для вычисления /2(/) необходимо знать реальную продолжительность чтения (/р) различных видов изданий читателями всех возрастных групп.

Исследования продолжительности чтения были проведены в рамках научных тем по разработке стандартов отрасли ОСТ 29.127—96 "Издания книжные для детей. ОТУ" и ОСТ 29.125—95 "Газеты. ОТУ", а также СанПиН 1.2.685-98 "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых". Проведено анкетирование более 200 взрослых читателей в возрасте от 20 до 60 лет. Исследования продолжительности чтения детьми и подро-

Снижение зрительной нагрузки при чтении за счет иллюстративного материала.

Ось абсцисс — площадь полосы (в %), занятая иллюстративным материалом; ось ординат — коэффициент снижения зрительной нагрузки 1 — ряд 1 — научные и учебные издания (все возрастные группы); 2 -ряд 2 — издания для досуга (младший школьный возраст); 3 — ряд 3 -издания для досуга (средний и старший школьный возраст, взрослые).

стками проводились с помощью анкетирования в школах и детских садах Москвы и Подмосковья (табл. 1).

В соответствии сданными о временных порогах развития утомления, продолжительности чтения и снижении зрительной нагрузки за счет иллюстративного материала может быть рассчитана функ-

Схема 2. Гигиеническая классификация издательской продукции

Издательская продукция

Виды изданий

Категория гигиенической значимости

Возрастной адресат

Издания периодические

Издания книжные

Взрослые

Журналы

I категория гигиенической значимости

Учебные

Дети и подростки (четыре группы)

Литературно-художественные

Литературно-художественные

Формат газеты

Научные

Научные

Научно-популярные

Объем текста статей

Научно-популярные

Энциклопедия

досуга

II категория

Словари

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гигиеническои

Производственно практические

значимости

Для досуга

Таблица 1

Ежедневная продолжительность чтения читателями различных возрастных групп

Возраст читателей

Численность группы (число опрошенных)

Средняя продолжительность чтения изданий, мин

литера-турно-художе-ствен-ные

научные и научно-популярные

для досуга

прак ти кумы

справочные, энциклопедические

газе ты

20-60 лет

15—17 лет 11 — 14 лет 7—10 лет 5—6 лет

Более 200

140

150

150

130

Более 90 30-90

До 120 До 80 До 50 До 40

30-90 До 60 До 50 До 40

Me- Менее 60 нее 60

30 -

15

30 До 40 30

30-80

15

Таблица 2

Эффективная продолжительность чтения различных изданий взрослыми читателями

Издания Фактическая продолжительность чтения, мин Функция /2(/) = fen, + о • к U • К Значение m Кратность превышения над П, Категория гигиенической значимости

Литературно-

художествен-

ные (тексто-

вые) 90 (60 + 30)- 1,0 90 1,50 W I

Научно-попу-

лярные 90 (60 + 30) • 0,75 68 1,13 I

Научные 90 (60 + 30) • 0,90 81 1,35 I

Для досуга 60 60-0,60 36 0,60 II

Справочные,

энциклопедии 15 60-0,25 15 0,25 II

Практикумы 60 60-0,80 48 0,80 II

ция /2(/). Превышение абсолютного значения функции /2(/) над временным пороговым значением определяет категорию гигиенической значимости видов изданий и положено в основу их гигиенической классификации (табл. 2).

К I категории гигиенической значимости следует отнести издания, для которых продолжительность чтения, приведенная к непрерывному чтению, т. е. значение функции /2(/), превышает временной порог развития утомления. Ко II категории гигиенической значимости следует отнести издания, продолжительность чтения которых /2(/) не

достигает пороговых значений.

Классификация издательской продукции с гигиенических позиций представлена на схеме 2, где наряду с традиционными составляющими видами изданий и их возрастным адресатом введена категория гигиенической значимости.

Категория гигиенической значимости издания, установленная по временному показателю РН, определяет требования к удобочитаемости издания,

являющейся второй составной частью функции РН. Снижение РН в изданиях I категории может быть проведено за счет более жестких требований к их шрифтовому оформлению по сравнению с изданиями II категории.

Введение в систематизацию издательской продукции категории гигиенической значимости положено в основу разработки гигиенических требований к изданиям книжным для взрослых читателей (СанПиН 1.2.685—98), к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования (СанПиН 2.4.7.702—89), к изданиям

книжным и журнальным для детей и подростков (СанПиН 2.4.7.960—00), к изданиям газетным и журнальным для взрослых (проекты Санитарных правил).

Выводы. 1. Классификацию издательской продукции следует проводить не только по видам изданий и возрастному адресату, но и с учетом категории гигиенической значимости издания.

2. Категория гигиенической значимости изданий определяется характерной продолжительностью чтения, способами подачи информации и возрастными временными порогами развития зрительного утомления при чтении.

3. Научные подходы к регламентации шрифтового оформления изданий с позиций РН требуют разработки более жестких требований к шрифтовому оформлению издательской продукции I категории гигиенической значимости по сравнению со II категорией.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Гигиенические проблемы детской книги и чтения: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. — М., 1977. — С. 100. Данциг Н. М., Скобарева 3. А. // Вестн. АМН СССР. - 1970. - № 12. - С. 32-39.

Динерштейн Е. И., Чернобаева А. Ю. // Книга. Исследования и материалы. — М., 1997. — С. 20—25. Окружающая среда и здоровье / Под ред. Ю. Д. Губернского. — М., 1988.

Розенблат В. В. Проблема утомления. — М., 1975. Скобарева 3. А.} Текшева Л. М.у Яншина С. А. // Гиг. и сан. - 1990. 5. - С. 56-58. Dorsey R. Т. // Lighting Design and Appl. — 1982. — Vol. 12, N 7. - P. 37-44.

Поступила 18.05.2000

Summary. The natural asthenopic pattern of the process of reading shows it necessary to set sanitary standards of publishing production, namely, printing type styling and the printing quality of publications. The necessity of sanitary classification of publishing production stems from the specificity of reading the publications of different functional uses and from the physiological features of vision in different age group readers. The developed sanitary classification of printing production is based on the researches into the actual visual load while reading the publications of different types by readers of different ages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.