Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
гигиеническая оценка / издательская продукция / критерии гигиенической классификации печатных изданий / hygienic assessment / publishing products / hygienic classification criteria

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.М. Текшева, А.Я. Дадонова, Е.В. Элькснина

В статье приведены результаты исследований взаимосвязи шрифтового и художественного оформления современных изданий для детей и подростков и их удобочитаемости. На основании полученных данных была расширена номенклатура основных гигиенически значимых параметров и приемов шрифтового оформления текстов в изданиях. Разработаны критерии гигиенической классификации книжных, журнальных и учебных изданий. Обоснован количественный показатель — коэффициент потенциальной опасности конкретного учебного издания для зрительной системы учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.М. Текшева, А.Я. Дадонова, Е.В. Элькснина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF HYGIENIC ASSESSMENT OF PRINTING PRODUCTS

The paper presents the results of studying a lettering-art work relationship in the present-day publications for children and adolescents, as well as their readability. The range of major hygienically significant parameters and techniques of text lettering in the publications has been extended on the basis of the findings. Hygienic classification criteria have been developed for books, journals, magazines, and text-books. The quantitative indicator the potential risk factor of a specific text-book for the visual system of pupils has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

3. Врачебно-профессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации: Пособие для врачей. — М, 2001.

4. Измеров Н. Ф. // Медицина труда и пром. экол. — 2005. - № 11. - С. 3-9.

5. Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. — 2-е изд. — Л.; 1977.

6. Перечень противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (Сборники 1—9). — 1988.

7. Рапопорт И. К. Теоретические и методические основы медицинской профессиональной ориентации подростков и молодежи в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2000.

8. Сухарева Л. М., Павлович К. Э., Рапопорт И. К., Шу-бочкина Е. И. // Гиг. и сан. -2000. - № 1. - С.48-52.

Поступил! 13.10.08

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 614.3:655.3-053.2

Л. М. Текшева', А. Я. Дадонова2, Е. В. Элькснина3

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

'Зад. отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.б.н. (т. 916-12-85), 'ст. и. с. отдела гигиенического нормирования и экспертизы НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.х.н., (т. 916-12-85), 'н. с. отдела гигиенического нормирования и экспертизы НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН (т. 916-12-85)

В статье приведены результаты исследований взаимосвязи шрифтового и художественного оформления современных изданий для детей и подростков и их удобочитаемости. На основании полученных данных была расширена номенклатура основных гигиенически значимых параметров и приемов шрифтового оформления текстов в изданиях. Разработаны критерии гигиенической классификации книжных, журнальных и учебных изданий. Обоснован количественный показатель — коэффициент потенциальной опасности конкретного учебного издания для зрительной системы учащихся.

Ключевые слова: гигиеническая оценка, издательская продукция, критерии гигиенической классификации печатных изданий

Teksheva L. М., Dadonova A. Ya., Elksnina Ye. V.

THE SPECIFIC FEATURES OF HYGIENIC ASSESSMENT OF PRINTING PRODUCTS

The paper presents the results of studying a lettering-art work relationship in the present-day publications for children and adolescents, as well as their readability. The range of major hygienically significant parameters and techniques of text lettering in the publications has been extended on the basis of the findings. Hygienic classification criteria have been developed for books, journals, magazines, and text-books. The quantitative indicator - the potential risk factor of a specific text-book for the visual system of pupils - has been substantiated.

Key words: hygienic assessment, publishing products, hygienic classification criteria

Весь спектр товаров детского ассортимента как предметная среда обитания детей и подростков подлежит обязательной санитарно-эпидемиологической оценке на соответствие требованиям безопасности. При этом каждый вид продукции исследуется по санитарно-химическим (в зависимости от состава материалов), физико-гигиеническим (воздухопроницаемость, гигроскопичность), физическим (шум, вибрация), токсикологическим показателям. Особенностью влияния издательской продукции на организм ребенка является, в основном, зрительная нагрузка, а для учебной литературы — вес издания.

В школьном возрасте процесс чтения становится основным видом учебной деятельности в школе и дома, это работа с учебной, художественной и популярной литературой.

В процессе обучения в общеобразовательной школе учащиеся должны прочитать и освоить большой объем учебного материала, изложенный в различных видах книжных учебных изданий (учебники, практикумы, хрестоматии, атласы и др.) по гуманитарным, естественным и математическим дисциплинам.

Физиологически процесс чтения является по своей природе астенопическим, т. е. приводящим

к развитию зрительного и общего напряжения организма. Чтение, особенно на начальном этапе зрительного восприятия, требует напряжения всех функций зрения и участия таких психических функций, как быстрота различения, зрительное внимание, зрительная память.

Известно, что напряжение зрительного анализатора приводит к развитию патологии глаз, появлению головных болей, увеличивает частоту и продолжительность заболеваний вегетососудистого характера. Среди патологии глаз, встречающейся у школьников, 95% приходится на миопию, которую называют школьной болезнью.

Заболевание миопией занимает 3—4-е место среди школьной патологии после заболеваний опорно-двигательного аппарата [1]. Четко прослеживается увеличение числа близоруких школьников от начала обучения к выпускному классу в школах с профильным обучением, в экологически неблагоприятных районах.

Близорукость, сформированная в раннем детстве, приводит к ограничению двигательной активности и вырабатывает стереотип гипокинетического поведения, что в свою очередь значимо отражается на здоровье ребенка.

ена и санитария 2/2009

Схема 1

Основные гигиенически значимые параметры и приемы шрифтового оформления основного и дополнительного текста современных изданий

К основным причинам роста близорукости у школьников следует отнести качество шрифтового оформления учебников и их полиграфического исполнения.

Необходимо отметить, что если чтение художественной литературы происходит в произвольном режиме, то работа с учебными изданиями является обязательной и требует повторного прочтения для запоминания учебного материала.

В связи с этим учебные издания в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 21.11.05 № 776 подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения только в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Гигиеническая значимость учебной литературы определила необходимость разработки специальных санитарных нормативов. Известно, что при чтении параметрами шрифтового оформления, определяющими зрительную нагрузку, являются: кегль шрифта, гарнитура, интерлиньяж, длина строки [3,6—8]. Это общие для всей издательской продукции параметры.

Исследования взаимосвязи шрифтового и художественного оформления современных изданий для детей и подростков и их удобочитаемости проводили в естественных и лабораторных условиях с участием школьников 1—11-х классов.

В результате проведенных исследований была расширена

номенклатура основных гигиенически значимых параметров и приемов шрифтового оформления текстов в изданиях (схема 1).

На основании анализа изданий для детей и подростков (художественная, научно-популярная, энциклопедическая, справочная, досуговая литература) выявили возможность дифференцирования изданий по гигиенической значимости на 2 категории на основе объемов текста единовременного прочтения.

В 1-ю категорию включили литературно-художественные, научно-популярные издания и издания развивающего обучения, характеризующиеся большими объемами текста единовременного прочтения, что обусловливает непрерывный длительный процесс чтения и выраженную зрительную нагрузку.

Во 2-ю категорию включили справочные издания (словари, справочники, энциклопедии, каталоги и др.), издания для досуга (стикерсы, кроссворды, альбомы с наклейками и др.), характеризующиеся небольшими объемами текста единовременного прочтения, что обусловливает эпизодический процесс чтения и незначительную зрительную нагрузку.

В зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателей издания подразделяются на 4 возрастные группы:

е 1 -я — издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно;

• 2-я — издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;

• 3-я — издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

• 4-я — издания для детей старшего школьного возраста (подростков) от 15 до 17 лет включительно.

Гигиеническая классификация книжных и журнальных изданий для детей и подростков в зависимости от их гигиенической значимости и возрастного адресата представлена на схеме 2.

Схема 2

Гигиеническая классификация книжных и журнальных изданий для детей и подростков

ИЗДАНИЯ

Категория по гигиенической значимости

Возрастной адресат издания

1-я категория

>5

I <

сэ

3

4 з:

со

2-я категория

- литературно-художественные;

- научно-популярные;

- издания развивающего обучения

- справочные;

- для досуга

1-я группа Старший дошкольный возраст (4-6 лет)

2-я группа Младший школьный возраст (7-10 лет)

3-я группа Средний школьный возраст (11-14 лет)

4-я группа Старший школьный возраст (15-17 лет)

Схема 3

Распределение текстового материала на странице в параграфе учебного издания

Учебное издание Количество знаков на странице

Страница Основной текст Дополнительный текст Площадь иллюстраций

Возрастная группа

Дисциплина

Функциональное назначение

По результатам анализа каждого параграфа

Знаки

Знаки -1-

Знаки

1 Знаки

Знаки

% полезной площади

% полезной площади

Количество страниц в параграфе

Общее количество знаков в основном тексте

Общее количество знаков в дополнительном тексте

Максимальное количество знаков при единовременном прочтении основного текста

Максимальное количество знаков при единовременном прочтении дополнительного текста

Гигиеническая классификация положена в основу разработки дифференцированных гигиенических требований к книжным и журнальным изданиям для детей и подростков [4].

Классификация учебных изданий, положенная в основу дифференцированных требований к шрифтовому оформлению различных видов учебной литературы, должна учитывать распределение текстового материала на странице, объемы текста в параграфе, временную ежедневную нагрузку на зрение от работы с учебником, скорость чтения.

По схеме 3 исследовали учебники по различным дисциплинам, различного функционального назначения для 1 —10-го классов школы. В результате работы выявили специфику предъявления текстового материала в учебных изданиях.

Временную ежедневную нагрузку на зрение изучали методом анкетирования учащихся, их родителей, педагогов и с помощью анализа недельного рас-

писания в школах, лицеях и колледжах.

Зрительная нагрузка определяется навыками чтения. Медленно читающие дети относятся к группе риска в процессе чтения, так как для них эффективное время чтения равных объемов текстов всегда будет выше, чем в других группах читающих.

В табл. 1 представлено распределение учащихся по скорости чтения (количество знаков в секунду), являющееся информативным показателем навыков чтения.

Представленные данные достоверно свидетельствуют, что более половины учащихся (67% в младших и старших классах школы и 59% в средних классах) следует отнести к медленно читающим. Такие учащиеся за пороговое время развития утомления освоят объемы информации в 2—3 раза меньшие, чем быстро читающие дети.

Проведенное исследование позволило подойти к количественному определению коэффициента потенциальной опасности конкретного учебного издания для зрительной системы учащихся (/)).

Д-2М, К, V

где V — характерный суммарный объем материала в учебных изданиях; Ур — объем риска, характерный для специфики предъявления учебного материала; I — реальное время работы с учебным изданием; I, — общая временная ежедневная нагрузка на зрение от работы с учебными изданиями в зависимости от расписания.

Объем риска (Ур) определяется произведением скорости чтения медленно читающих детей и порогового времени развития зрительного утомления детей этой возрастной группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем выше степень зрительно-потенциальной опасности, тем более жесткие требования должны предъявляться к удобочитаемости издания для снижения реальной нагрузки на зрение учащегося.

Распределение учащихся по показателям навыков чтения

Таблица 1

Возрастная группа учащихся, годы Медленно читающие Читающие со срейним уровнем скорости Быстро читающие

% учащихся диапазон скорости чтения,зн/с % учащихся диапазон скорости чтения, зн/с % учащихся диапазон скорости чтения, зн/с

Младший школьный возраст (11,6 ± 7) 67 ДО 11 25 11-23 8 24-35

Средний школьный возраст (17,8 ± 6,1) 59 7-17 31 18-27 10 28-36

Старший школьный возраст (19,4 ± 7,2) 67 9-21 28 22-33 5 34-44

1Цигиена и санитария 2/2009

Схема 4

Гигиеническая классификация учебных изданий для общеобразовательных школ

Учебные издания

1

г

Учебные дисциплины Вид издания Возрастной адресат издания

Гуманитарные Естественные Математические

* 1

Буквари, родная речь, обществознание, история, литература,

основы безопасности жизнедеятельности и др.

Естествознание, экология, физика, химия, биология, география и др.

Арифметика, математика,

алгебра, геометрия, тригонометрия,

логика, информатика, и др.

Распределение учебных изданий по зрительно-потенциальной опасности приведено в табл. 2.

На основании анализа шрифтового и художественного оформления современных учебных изданий и в соответствии с распределением учебных изданий по зрительно-потенциальной опасности разработали гигиеническую классификацию учебных изданий (схема 4), положенную в основу разработки гигиенических требований к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования [5].

Критериальными классифицирующими показателями являются учебные дисциплины, виды изданий, возрастной адресат.

В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для едино-

Таблица 2

Распределение учебных изданий по зрительно-потенциальной опасности

Класс школы

Учебные дисциплины

Функциональное назначение издания

Коэффициент потенциальной опасности

Степень зрительно-потенциальной опасности

1-3-й Гуманитарные Учебник 1,45

1-4-й Учебное пособие 3,4

Математические Учебник 0,6

4-8-й Гуманитарные Учебник 0,4

5-8-й Учебное пособие 1,04

Математические Учебник 0,1

Практикум 0,0

Естественные Учебник 0,1

Учебное пособие 0,1

Практикум 0,0

9-11-й Гуманитарные Учебник 0,2

Учебное пособие 0,65

Математические Учебник 0,1

Практикум 0,0

Естественные Учебник 0,25

Учебное пособие 0,30

Практикум 0,0

Учебник, учебное пособие

Хрестоматия

Практикум

Начальное образование:

-буквари;

-1-й класс;

-2-й класс;

-3-4-й классы

Основное образование: - 5-6-й классы; -7-9-й классы

Общее образование: -10-11-й классы

временного прочтения и усвоения (определяющих время работы с учебником) издания по учебным дисциплинам подразделяют на гуманитарные, математические и естественные.

В зависимости от функционального назначения в процессе обучения и соответственно объема информационного материала для единовременного прочтения издания подразделяют на учебники, учебные пособия, хрестоматии и практикумы.

В зависимости от возрастной категории учащихся и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма учебные издания предназначаются для начального (1—4-й классы), основного (5—9-й классы) и среднего (10— 11-й классы) образования.

Методика проведения санитарно-эпидемиологической оценки издательской продукции установлена Положением, утвержденным Департаментом Госсанэпиднадзора Российской Федерации [2].

Современные технологии изготовления книги позволяют осуществлять эффективный надзор, проводя экспертизу шрифтового оформления издания на стадии оригинал-макета с внесением

2001 г.

55%

45%

81%

90%

Не соответствует гигиеническим требованиям Соответствует гигиеническим требованиям

Эффективность современной гигиенической оценки издательской продукции для детей и подростков.

необходимых изменений до тиражирования изданий.

Внедрение современных нормативных документов способствовало сокращению в 4,5 раза количества учебников и учебных пособий, не соответствующих гигиеническим нормам. Так, если в 2001 г. 45% учебников, поступивших на экспертизу, не соответствовали гигиеническим требованиям, то в 2004 г. этот показатель составлял 19%, а в 2008 г. — 10% (см. рисунок).

Таким образом, становится очевидным, что производство издательской продукция для детей и подростков требует строгой регламентации и контроля.

Литература

1. Андреева Е. А., Ганузин В. М., Балабина В. В., Прохоренко Т. К. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 12—14 мая 2004 г.). — М., 2004. - Ч. 1. - С. 63-65.

2. Положение о порядке санитарно-эпидемиологической экспертизы издательской продукции. Утверждено заместителем Главного государственного санитарного врача РФ 15.01.2004 г. — М., 2004.

3. Попова Н. М. // Гигиенические проблемы детской книги и чтения: Сборник науч. трудов. — М., 1977. - С. 27-53.

4. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.960—00. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. — М., 2001.

5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.1166—02. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. — М., 2002.

6. Текшева Л. М. // Гиг. и сан. — 2001. - № 2. - С. 56-58.

7. Текшева Л. М., Дадонова А. Я. // Современная учебная книга. Московский государственный университет печати. — М., 2004. — С. 181-188.

8. Walker S. The Songs the Letters Sing: Typography and Children's Reading. — National Center for Language and Literacy. — 2005.

Поступила 03.10.08

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.86-053.5-07

И. В. Звездина', Н. С. Жигарева2, А. Д. Деев3

ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА В ФОРМИРОВАНИИ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития РФ, Москва

'Велуш. и. с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 917-49-56); :н. с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 917-46-39, e-mail: n_zliig@niail.ni); 'руководитель лаборатории ГНИЦ профилактической медицины, к. ф.-м. н. (т. 621-44-07)

По данным комплексных медицинских обследований 406младших школьников 4 общеобразовательных школ Москвы в динамике обучения, результатам изучения распространенности неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни, и их влияния на функциональное состояние организма, вегетативный гомеостаз, адаптивные возможности школьников установлены поведенческие факторы риска отклонений в состоянии здоровья в младшем школьном возрасте. Применение методов многомерного анализа (137 переменных) позволило установить приоритетность и степень риска поведенческих факторов в формировании функциональных отклонений у детей за период обучения в начальной школе: рост числа отклонений сердечно-сосудистой системы в 3,5 раза, глаза и его придаточного аппарата в 3,5раза, костно-мышечной системы в 4,2 раза, нервной системы в 4,8 раза.

Ключевые слова: поведенческие факторы риска, отклонения в состоянии здоровья младших школьников Zvezdina I. К, Zhigareva N. S., Deyev A. D.

IMPLICATION OF BEHAVIORAL RISK FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF ABNORMALITIES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Comprehensive medical examinations of 406junior schoolchildren from 4 Moscow general educational schools during education and an investigation of the spread of poor factors caused by lifestyle and their influence on the functional status, autonomic homeostasis, and adaptive capacities of schoolchildren have established behavioral risk factors for abnormalities at junior school age. Multivariate analytical methods (137 variables) could ascertain the priority and behavioral risk factors in the formation of functional abnormalities in children during primary schooling: an increase in the incidence of abnormalities of the cardiovascular system by 3.5 times, the eye and its appendicular apparatus by 3.5 times, the musculoskeletal system by 4.2 times, and the nervous system by 4.8 times.

Key words: behavioral risk factors, abnormalities in junior schoolchildren

Результаты научных исследований свидетельствуют о высокой распространенности среди современных школьников поведенческих факторов риска [1—3, 6, 7, 9, 10], которые в дальнейшем будут определять уровень, динамику заболеваемости и смертность взрослого населения [4, 5]. Поведенческие факторы, такие как гиподинамия, нездоровое питание, регулярное курение, употребление алкоголя, обусловлены образом жизни и являются, по

определению ВОЗ, индикаторами здоровья [11]. В настоящее время научные исследования посвящены в основном изучению влияния поведенческих факторов на состояние здоровья детей подросткового возраста, практически отсутствуют работы по определению этих факторов и их прогностической значимости в формировании отклонений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста. Начало систематического обучения детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.