Научная статья на тему 'Санитарно-эпидемиологический надзор за информационно-коммуникационными технологиями в музейных образовательных программах для детей и подростков'

Санитарно-эпидемиологический надзор за информационно-коммуникационными технологиями в музейных образовательных программах для детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MUSEUM EDUCATIONAL PROGRAMS / ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY ASSESSMENT / ЭЛЕКТРОННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL REQUIREMENTS / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / PUBLISHING PRODUCTS / E EXPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Ольга Леонидовна

Представлены результаты исследования и оценки биологической безопасности шрифтового и полиграфического оформления издательской продукции, используемой в образовательных музейных программах для детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary-and-epidemiologic supervision of information and communication technologies in Museum educational programs for children and adolescents

The results of research and evaluation of biological safety typographic and polygraphic design of printing products used in educational Museum programs for children and adolescents are presented.

Текст научной работы на тему «Санитарно-эпидемиологический надзор за информационно-коммуникационными технологиями в музейных образовательных программах для детей и подростков»

На VI этапе проходило награждение победителей в народном музее «А музы не молчали». Команде школы № 53 торжественно вручили диплом за второе место в открытой городской музейно-ис-торической игре «Ленинград. Война. Победа». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне участники проекта достойно представили виртуальную экспозицию для ветеранов войны, учащихся школы и жителей Приморского района города Санкт-Петербурга.

УДК 658.562; 614.38; 351.852.1

О. Л. Попова

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Представлены результаты исследования и оценки биологической безопасности шрифтового и полиграфического оформления издательской продукции, используемой в образовательных музейных программах для детей и подростков.

The results of research and evaluation of biological safety typographic and polygraphic design of printing products used in educational Museum programs for children and adolescents are presented.

Ключевые слова: музейные образовательные программы, оценка безопасности, электронная экспозиция, санитарно-эпидемиологические требования, издательская продукция.

Keywords: Museum educational programs, safety assessment, e exposition, sanitary and epidemiological requirements, publishing products.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и находящихся в трудной жизненной ситуации в том числе.

Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми культурно-выставочными площадками [1]. Согласно Государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р) образовательный туризм является значимым фактором социального и экономического развития государства, рассматривается как высокоэффективная технология обучения, одной из форм которой является организация и реализация программ в условиях музейной среды для детей и подростков [2]. Современные информационные технологии служат инструментом познания окружающей действительности, средством развития личности обучающегося, повышают эффективность его образовательной деятельности, обеспечивают возможности поиска и получения необходимой информации. В музейной практике все чаще встречаются специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные программы. «Электронная экспозиция» даёт посетителю доступ к электронному каталогу, кроме того, она имеет собственный сценарий, для реализации которого готовится комплекс специальных электронных текстов, изображений, аудиовидеоклипов, мультимедиа программ [3]. Наряду с инновационными средствами отображения визуальной информации, такими как мониторы с сенсорным управлением, технологии рЯ-код, одним из факторов риска развития нарушений зрительного анализатора является использование традиционной печатной продукции, предназначенной для организации образовательных программ для детей и подростков. В соответствии со статьей 28 (п. 2) ФЗ № 52 (1999 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» использование учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям [4]. На основании временного критерия и характера предъявляемой информации музейная издательская продукция для образовательных программ идентифицируется как учебные издания для дополнительного образования, и при гигиенической оценке необходимо руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ст. 8) [5].

Цель исследования - оценка биологической безопасности шрифтового и полиграфического оформления издательской продукции, используемой в образовательных музейных программах

для детей и подростков. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) оценка шрифтового оформления издательской продукции, используемой в образовательных программах в музеях;

2) оценка полиграфического исполнения печатной продукции;

3) разработка мероприятия по оптимизации использования издательской музейной продукции, предназначенной для детей и подростков в части соблюдения гигиенических требований по шрифтовому и полиграфическому оформлению.

Объём и методы исследования: образцы в количестве 106 единиц издательской продукции, распространяемых в музеях г. Москвы в период с 2008 по 2012 г. Применены гигиенические методики по определению показателей шрифтового оформления (кегль шрифта, увеличение интерлиньяжа, минимальная длина строки, апрош, гарнитура и группа шрифта), полиграфического исполнения (формат, площадь иллюстраций, приемы оформления, размер полей, определение оптической плотности фона и интервала оптических плотностей между печатными знаками и фоном).

Результаты и обсуждение. В настоящее время издательская продукция используется в следующих видах музейных образовательных программ для детей и подростков: индивидуальные и коллективные тематические мероприятия, межмузейная программа «Семейное путешествие», проводимая в течение нескольких месяцев с участием нескольких музеев. Длительность работы с издательской продукцией определяется временем проведения музейного мероприятия в экспозиционных залах и составляет в среднем 4 часа.

В музейных образовательных программах используются различные виды печатных изданий, в зависимости от объема текста единовременного прочтения можно выделить следующие типы издательской продукции: буклеты-путеводители, кроссворды на отдельных листах, информационные карточки с заданиями и брошюры. Особенностями музейной печатной продукции и её использования с образовательной целью являются: небольшой формат, высокая информационная насыщенность учебного материала, связанная с музейной экспозицией; использование печатной продукции в экспозиционных музейных залах, где параметры световой среды определяются не характером зрительной работы с учетом детского возраста, а установленными регламентами применительно к де-

монстрационным фондам. С целью повышения мотивации выполнения предложенного задания, по завершении предлагается приз, поэтому ребенок охотно выполняет данный вид работы, характеризующийся значительным умственным напряжением в условиях ограниченного времени.

Восприятие текста зависит от размера печатного знака, рисунка шрифта, расстояния между верхней и нижней строкой, а также между буквами, цветового контраста текста и фона. Последний показатель, определяемый по интервалу оптических плотностей элементов изображения и фона, в 68% изданий имел значение ниже 0,7 единиц. Насыщенность тона при одном и том же колере может различаться, что приводит к изменению интервала оптической плотности элементов изображения и фона; при использовании красных и оранжевых красок значение показателя интервала оптической плотности имеет минимальные значения и составляет 0,210,33. Применение цветной печати и выворотки шрифта не рекомендуется в изданиях для дополнительного образования. Однако с эстетических позиций красочные издания предпочтительны как с учетом возраста потребителей, так и решением педагогической задачи. При использовании выворотки шрифта в 4% изданий нарушено требование к минимально допустимому значению кегля шрифта, который должен быть не менее 20 пунктов. Параметры шрифтового оформления изданий, рассчитанных на несколько возрастных групп, не соответствовали установленным к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп в 66,0%. Кегль шрифта, применяемый в изданиях в зависимости от возрастной группы, не соответствует регламентируемому в зависимости от количества знаков, представленных для единовременного прочтения. Во всех изданиях значение показателя увеличение интерлиньяжа соответствовало регламенту и составляло 2 пункта. Минимальная длина строки не соответствовала нормируемому значению в соответствии с выбранным кеглем шрифта и объёмом текста для единовременного прочтения.

Величина междусловного пробела, регламентируемая только для изданий, предназначенных для дошкольного и младшего школьного возраста, в 91,5% не соответствует гигиеническим требованиям. В 11,3% изданий использована мелованная бумага, в 17% - применена бумага повышенной прозрачности. Большие форматы являются предпочтительными для применения, так как

влияют на показатели шрифтового оформления и равномерность яркости текстового поля. Площадь иллюстраций составляет от 30 до 80%, отмечается нерациональное их расположение, что приводит к набору строк ниже установленного требования к минимальной длине строки (выявлено в 57,5% изданий).

В соответствии с Регламентом установлен только размер полей для корешковых на развороте текстовых страниц, для постраничных изданий размер полей не регламентирован, в 60% изданий размер верхних, нижних и боковых полей составляет менее 10 мм, что приводит к снижению удобочитаемости текста. Используются группы шрифтов рубленые и новые малоконтрастные, что соответствует регламенту, однако отмечается одновременное использование до 4 разных гарнитур, включая рукописные. В 0,8% изданий использована недопустимая брусковая группа шрифта. Печать с нечеткими штрихами знаков установлена в 8% изданий.

В настоящее время разработаны гигиенические требования к техническим средствам обучения [6]. Параметры шрифтового оформления текстовой информации дифференцированы в зависимости от возраста пользователя и объёма единовременного прочтения. Оптимальными яркостными характеристиками электронных страниц являются следующие параметры: яркость не менее 35 кд/м и не более 120 кд/м ; суммарная неравномерность распределения яркости не более 40%. Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения. При использовании жидкокристаллического дисплея рекомендуется позитивное изображение. Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями считаются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом. Предъявляются определенные требования к организации рабочего места пользователя, включая параметры световой и воздушной среды, режиму работы.

На основе проведенного исследования издательской продукции реализуемой с образовательной целью необходимо:

1. Довести до сведения музейных работников, ответственных за выпуск издательской продукции, и работников Департамента культуры г. Москвы, ответственных за подготовку издательской продукции в рамках межмузейной программы «Семейное путешествие», а в других городах - аналогичных мероприятий, требования по биологической безопасности издательской продукции, предназначенной для детей и подростков.

2. Осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор за используемыми информационно-коммуникационными технологиями в соответствии с действующим законодательством.

Примечания

1. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

2. Попова О. Л. Гигиенические аспекты образовательного туризма детей и подростков // Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК «Здоровье и образование в XXI веке». 2014. Т. 17. № 3. С. 23.

3. Черненко В. В. Мультимедиа много - экспозиция хорошая?! // Музейная экспозиция: храня традиции, быть в авангарде: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Ассоциации естественноисторических музеев России (1417 октября 2014 г., Москва). М.: ГДМ, 2014. С. 123.

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115118/

5. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями и дополнениями) (ТР ТС 007/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12190425/

6. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И., Текше-ва Л. М. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях // Вестник РАМН. 2011. № 6. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.