На VI этапе проходило награждение победителей в народном музее «А музы не молчали». Команде школы № 53 торжественно вручили диплом за второе место в открытой городской музейно-ис-торической игре «Ленинград. Война. Победа». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне участники проекта достойно представили виртуальную экспозицию для ветеранов войны, учащихся школы и жителей Приморского района города Санкт-Петербурга.
УДК 658.562; 614.38; 351.852.1
О. Л. Попова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Представлены результаты исследования и оценки биологической безопасности шрифтового и полиграфического оформления издательской продукции, используемой в образовательных музейных программах для детей и подростков.
The results of research and evaluation of biological safety typographic and polygraphic design of printing products used in educational Museum programs for children and adolescents are presented.
Ключевые слова: музейные образовательные программы, оценка безопасности, электронная экспозиция, санитарно-эпидемиологические требования, издательская продукция.
Keywords: Museum educational programs, safety assessment, e exposition, sanitary and epidemiological requirements, publishing products.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и находящихся в трудной жизненной ситуации в том числе.
Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми культурно-выставочными площадками [1]. Согласно Государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р) образовательный туризм является значимым фактором социального и экономического развития государства, рассматривается как высокоэффективная технология обучения, одной из форм которой является организация и реализация программ в условиях музейной среды для детей и подростков [2]. Современные информационные технологии служат инструментом познания окружающей действительности, средством развития личности обучающегося, повышают эффективность его образовательной деятельности, обеспечивают возможности поиска и получения необходимой информации. В музейной практике все чаще встречаются специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные программы. «Электронная экспозиция» даёт посетителю доступ к электронному каталогу, кроме того, она имеет собственный сценарий, для реализации которого готовится комплекс специальных электронных текстов, изображений, аудиовидеоклипов, мультимедиа программ [3]. Наряду с инновационными средствами отображения визуальной информации, такими как мониторы с сенсорным управлением, технологии рЯ-код, одним из факторов риска развития нарушений зрительного анализатора является использование традиционной печатной продукции, предназначенной для организации образовательных программ для детей и подростков. В соответствии со статьей 28 (п. 2) ФЗ № 52 (1999 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» использование учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям [4]. На основании временного критерия и характера предъявляемой информации музейная издательская продукция для образовательных программ идентифицируется как учебные издания для дополнительного образования, и при гигиенической оценке необходимо руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ст. 8) [5].
Цель исследования - оценка биологической безопасности шрифтового и полиграфического оформления издательской продукции, используемой в образовательных музейных программах
для детей и подростков. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) оценка шрифтового оформления издательской продукции, используемой в образовательных программах в музеях;
2) оценка полиграфического исполнения печатной продукции;
3) разработка мероприятия по оптимизации использования издательской музейной продукции, предназначенной для детей и подростков в части соблюдения гигиенических требований по шрифтовому и полиграфическому оформлению.
Объём и методы исследования: образцы в количестве 106 единиц издательской продукции, распространяемых в музеях г. Москвы в период с 2008 по 2012 г. Применены гигиенические методики по определению показателей шрифтового оформления (кегль шрифта, увеличение интерлиньяжа, минимальная длина строки, апрош, гарнитура и группа шрифта), полиграфического исполнения (формат, площадь иллюстраций, приемы оформления, размер полей, определение оптической плотности фона и интервала оптических плотностей между печатными знаками и фоном).
Результаты и обсуждение. В настоящее время издательская продукция используется в следующих видах музейных образовательных программ для детей и подростков: индивидуальные и коллективные тематические мероприятия, межмузейная программа «Семейное путешествие», проводимая в течение нескольких месяцев с участием нескольких музеев. Длительность работы с издательской продукцией определяется временем проведения музейного мероприятия в экспозиционных залах и составляет в среднем 4 часа.
В музейных образовательных программах используются различные виды печатных изданий, в зависимости от объема текста единовременного прочтения можно выделить следующие типы издательской продукции: буклеты-путеводители, кроссворды на отдельных листах, информационные карточки с заданиями и брошюры. Особенностями музейной печатной продукции и её использования с образовательной целью являются: небольшой формат, высокая информационная насыщенность учебного материала, связанная с музейной экспозицией; использование печатной продукции в экспозиционных музейных залах, где параметры световой среды определяются не характером зрительной работы с учетом детского возраста, а установленными регламентами применительно к де-
монстрационным фондам. С целью повышения мотивации выполнения предложенного задания, по завершении предлагается приз, поэтому ребенок охотно выполняет данный вид работы, характеризующийся значительным умственным напряжением в условиях ограниченного времени.
Восприятие текста зависит от размера печатного знака, рисунка шрифта, расстояния между верхней и нижней строкой, а также между буквами, цветового контраста текста и фона. Последний показатель, определяемый по интервалу оптических плотностей элементов изображения и фона, в 68% изданий имел значение ниже 0,7 единиц. Насыщенность тона при одном и том же колере может различаться, что приводит к изменению интервала оптической плотности элементов изображения и фона; при использовании красных и оранжевых красок значение показателя интервала оптической плотности имеет минимальные значения и составляет 0,210,33. Применение цветной печати и выворотки шрифта не рекомендуется в изданиях для дополнительного образования. Однако с эстетических позиций красочные издания предпочтительны как с учетом возраста потребителей, так и решением педагогической задачи. При использовании выворотки шрифта в 4% изданий нарушено требование к минимально допустимому значению кегля шрифта, который должен быть не менее 20 пунктов. Параметры шрифтового оформления изданий, рассчитанных на несколько возрастных групп, не соответствовали установленным к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп в 66,0%. Кегль шрифта, применяемый в изданиях в зависимости от возрастной группы, не соответствует регламентируемому в зависимости от количества знаков, представленных для единовременного прочтения. Во всех изданиях значение показателя увеличение интерлиньяжа соответствовало регламенту и составляло 2 пункта. Минимальная длина строки не соответствовала нормируемому значению в соответствии с выбранным кеглем шрифта и объёмом текста для единовременного прочтения.
Величина междусловного пробела, регламентируемая только для изданий, предназначенных для дошкольного и младшего школьного возраста, в 91,5% не соответствует гигиеническим требованиям. В 11,3% изданий использована мелованная бумага, в 17% - применена бумага повышенной прозрачности. Большие форматы являются предпочтительными для применения, так как
влияют на показатели шрифтового оформления и равномерность яркости текстового поля. Площадь иллюстраций составляет от 30 до 80%, отмечается нерациональное их расположение, что приводит к набору строк ниже установленного требования к минимальной длине строки (выявлено в 57,5% изданий).
В соответствии с Регламентом установлен только размер полей для корешковых на развороте текстовых страниц, для постраничных изданий размер полей не регламентирован, в 60% изданий размер верхних, нижних и боковых полей составляет менее 10 мм, что приводит к снижению удобочитаемости текста. Используются группы шрифтов рубленые и новые малоконтрастные, что соответствует регламенту, однако отмечается одновременное использование до 4 разных гарнитур, включая рукописные. В 0,8% изданий использована недопустимая брусковая группа шрифта. Печать с нечеткими штрихами знаков установлена в 8% изданий.
В настоящее время разработаны гигиенические требования к техническим средствам обучения [6]. Параметры шрифтового оформления текстовой информации дифференцированы в зависимости от возраста пользователя и объёма единовременного прочтения. Оптимальными яркостными характеристиками электронных страниц являются следующие параметры: яркость не менее 35 кд/м и не более 120 кд/м ; суммарная неравномерность распределения яркости не более 40%. Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения. При использовании жидкокристаллического дисплея рекомендуется позитивное изображение. Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями считаются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом. Предъявляются определенные требования к организации рабочего места пользователя, включая параметры световой и воздушной среды, режиму работы.
На основе проведенного исследования издательской продукции реализуемой с образовательной целью необходимо:
1. Довести до сведения музейных работников, ответственных за выпуск издательской продукции, и работников Департамента культуры г. Москвы, ответственных за подготовку издательской продукции в рамках межмузейной программы «Семейное путешествие», а в других городах - аналогичных мероприятий, требования по биологической безопасности издательской продукции, предназначенной для детей и подростков.
2. Осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор за используемыми информационно-коммуникационными технологиями в соответствии с действующим законодательством.
Примечания
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
2. Попова О. Л. Гигиенические аспекты образовательного туризма детей и подростков // Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК «Здоровье и образование в XXI веке». 2014. Т. 17. № 3. С. 23.
3. Черненко В. В. Мультимедиа много - экспозиция хорошая?! // Музейная экспозиция: храня традиции, быть в авангарде: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Ассоциации естественноисторических музеев России (1417 октября 2014 г., Москва). М.: ГДМ, 2014. С. 123.
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115118/
5. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями и дополнениями) (ТР ТС 007/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12190425/
6. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И., Текше-ва Л. М. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях // Вестник РАМН. 2011. № 6. С. 18.