Научная статья на тему 'ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examinations of 22 young unarmed self-defence sportsmen and 18 untrained schoolchildren indicated that the indices of nonspecific immunity defence-serum complement and lysozyme — depended on a season rather than on a motor activity regimen. Changes in the concentrations of hemoglobin and plasma iron were also obviously seasonal. These indices were the least in spring and winter as compared to autumn and winter. Blood iron levels were higher in the young sportsmen than, in the untrained schoolchildren at all stages of a follow-up. There was a direct relationship between direct and indirect parameters of iron exchange, physical fitness, and nonspecific protection factors. In all teenagers, the activity of serum lysozyme and complement was directly related to the plasma level of iron and the schoolchildren’s physical fitness was closely correlated with plasma and blood cell iron concentrations.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

Гигиена детей и подростков

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.955:612.126:546.72].08

В. В. Насолодин, С. М. Воронин, О. Н. Зайцев, И. П. Зайцева

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

В последние годы большой интерес вызывают специфические воздействия некоторых ингредиентов питания (белков, витаминов, микроэлементов и др.) на иммунологическую реактивность организма [4, 7, 12]. Установлено, например, что при дефиците железа снижается активность фагоцитоза и бактерицидная активность нейтрофилов, а также отмечается выраженная редукция лизоцимной активности сыворотки крови, что может способствовать снижению резистентности организма и быть причиной респираторных заболеваний [4, 13, 15].

Цель данной работы — изучение динамики некоторых показателей неспецифических факторов иммунной защиты, обмена железа и физической работоспособности у тренированных и нетренированных школьников в течение учебного года.

Под наблюдением находились 40 школьников в возрасте от 13 до 16 лет (учащиеся 6—9-х классов), которые были разделены на 2 группы: 1-я (22 человека) — юные спортсмены-самбисты; 2-я (18) — школьники основной медицинской группы, не занимающиеся спортом. Юноши 1-й группы тренировались круглогодично от 3 до 5 раз в неделю. Кровь для анализа (14 мл) брали из локтевой вены утром натощак осенью, зимой, весной и летом. Количество комплемента сыворотки крови определяли по 50% гемолизу, уровень лизоцима сыворотки — нефелометрическим методом, физическую работоспособность — по индексу гарвардского степ-теста (ИГСТ) [1]. Содержание железа в плазме и форменных элементов крови исследовали методом эмиссионного спектрального анализа на спектрографе ИСП-30 с дуговым генератором ДГ-2 путем сжигания золы крови в угольных электродах с последующим измерением интенсивности почернения

аналитических линий железа и внутреннего стандарта (кобальта). Полученные результаты обработаны статистически на компьютере с использованием пакета прикладных статистических программ для "Windows". Достоверность сдвигов оценивали с помощью r-критерия Стыодента—Фишера.

Исследования показали, что комплемент и активность лизоцима сыворотки крови у обследованных юношей в течение года в меньшей степени зависели от режима двигательной активности, чем от сезона (см. таблицу). В частности, комплемент сыворотки у школьников обеих групп достоверно повышался зимой по сравнению с осенью (соответственно на 47 и 67%; р < 0,001), оставаясь на достаточно высоком уровне весной. Летом отмечалось резкое снижение количества комплемента относительно весеннего периода практически до исходных его величин как у тренированных, так и нетренированных школьников (соответственно на 43 и

46%; р < 0,001).

Иная картина наблюдалась в динамике лизо-сомной активности сыворотки крови. У юных самбистов она заметно (на 59%) снижалась зимой по сравнению с осенью (р < 0,001), еще в большей степени — весной — на 77% (р < 0,001). В контрольной группе существенное снижение активности лизоцима начиналось в весенние и летние месяцы — соответственно на 72 и 79% (р < 0,001) по сравнению с осенью и зимой, когда активность лизоцима находилась практически на одном уровне. Сходные сезонные колебания неспецифических факторов иммунной защиты наблюдались у курсантов военного училища [8].

При сопоставлении показателей естественного иммунитета в исследуемых группах удалось устано-

Динамика некоторых показателей обмена железа, неснецифических факторов иммунной защиты и физической работоспособности у тренированных и нетренированных школьников в течение года (М ± т)

Показатель Группа школьников Осень Зима Весна Лето

Комплемент, ед. 1-я 37,7 ± 0,8 55,4 ± 2,7*,** 66,0 ± 2,2* 37,4 ± 1,5

2-я 41,6 ± 1,8 69,6 ± 1,8* 66,2 ± 1,2* 35,7 ± 1,3*

Лизоцим, мкг/мл 1-я 30,4 ± 2,0 12,5 ± 0,8*,** 6,9 ± 0,7* 8,8 ± 1,3*,**

2-я 26,9 ± 1,1 26,8 ± 1,9 7,5 ± 0,6* 5,8 ± 0,3*

Железо, мг%:

плазма 1-я 0,09 ± 0,004 0,08 ± 0,006 0,07 ± 0,007* 0,06 ± 0,004*

2-я 0,08 ± 0,005 0,07 ± 0,006 0,06 ± 0,007* 0,06 ± 0,006*

форменные элементы 1-я 44,5 ± 1,7 43,8 ± 1,5** 44,9 ± 1,8** 44,1 ± 1,8**

2-я 40,0 ± 1,6 38,0 ± 1,8 35,8 ± 0,8* 37,7 ± 1,4

Гемоглобин, г/л 1-я 158 ± 2,2 151 ± 2,5 134 ± 1,7* 130 ± 1,8*

2-я 158 ± 1,9 151 ± 1,6 133 ± 1,5* 135 ± 1,8*

ИГСТ, ед. 1-я 86,9 ± 1,5** 88,8 ± 1,6** 87,5 ± 1,4** 85,0 ± 2,7**

2-я 72,5 ± 1,6 75,6 ± 1,8 69,3 ± 1,9 62,0 ± 1,4

Примечание. Одна звездочка — различие по сравнению с величиной осенью достоверны (р < 0,005); две — различия

по сравнению с величиной во 2-й группе достоверны (р < 0,05).

вить, что зимой содержание комплемента и лизо-цима у юных спортсменов оказалось достоверно ниже, чем у их нетренированных сверстников — соответственно на 20,5 и 53% (р < 0,001), что, по-видимому, обусловлено большими физическими и нервно-эмоциональными напряжениями во время выступления на юношеских соревнованиях зимнего первенства по борьбе самбо.

Поскольку установлено, что дефицит железа в организме служит одной из причин многообразных нарушений специфических и неспецифических механизмов иммунной защиты, представляло интерес проследить за динамикой прямых и косвенных показателей обмена железа [4, 7, 8].

Изменения содержания плазменного железа у школьников обеих групп носили ярко выраженный сезонный характер. При относительно одинаковом уровне железа в плазме крови осенью и зимой в последующем отмечалось достоверное снижение его количества весной и летом по сравнению с исходным периодом: в 1-й группе соответственно на 22 и 36% и во 2-й — на 25%. Поскольку плазменное железо является одним из важных показателей обмена и запасов его в организме, можно думать, что резкое снижение концентрации железа в плазме крови весной и летом указывает на истощение резервов этого биотика. Вполне вероятно, что снижение уровня плазменного железа весной и в первые летние месяцы обусловлено не только недостаточным поступлением железа с пищей в это время года, но и ярко выраженным дефицитом аскорбиновой кислоты [3, 6, 10, 11]. В настоящее время хорошо доказано, что витамин С принимает активное участие в обмене железа, в частности, в усилении всасывания его в тонкой кишке. Установлено, что дефицит аскорбиновой кислоты в организме — одна из причин проявления железодефицитных состояний.

Содержание железа в форменных элементах крови у юных самбистов не подвергалось сезонным изменениям, в то время как у нетренированных школьников имело место заметное снижение (на 11%; р < 0,05) концентрации эритроцитарного железа весной по сравнению с осенью. Характерно, что у тренированных юношей на всех этапах наблюдения количество железа в клетках крови оказалось достоверно выше, чем у школьников, не занимающихся спортом. Увеличение содержания железа в форменных элементах крови, главным образом в эритроцитах, несомненно, носит приспособительный характер, так как клетки крови с большей концентрацией микроэлементов, в том числе и железа, обладают повышенной окислительной активностью [2, 5].

Концентрация гемоглобина в крови у всех школьников в течение года подвергалась значительным изменениям, не выходя при этом за рамки физиологической нормы. В весенне-летний период у юношей обеих групп отмечалось достоверное снижение гемоглобина относительно исходного уровня в среднем на 15—18% {р < 0,001). Наши данные относительно сезонных сдвигов содержания гемоглобина в крови согласуются с исследованиями других авторов, которые тоже отмечали заметное увеличение концентрации гемоглобина в осенне-зимний период по сравнению с летом [3, 9, 14].

Физическая работоспособность по ИГСТ у юных самбистов находилась в течение всего года на достаточно высоком уровне и не зависела от сезона.

У нетренированных школьников, наоборот, прослеживались заметные сезонные колебания ИГСТ. В частности, в зимний период проявилась тенденция к росту его на 4% {р > 0,05) по сравнению с исходным уровнем, а весной и особенно летом физическая работоспособность достоверно снизилась на 14,5% (р < 0,001). Следует отметить, что на протяжении всего периода наблюдения ИГСТ у юных спортсменов оказался значительно выше, чем у нетренированных школьников (р < 0,001).

При оценке воздействия мышечных нагрузок на организм большое значение имеет не столько функциональное состояние отдельных систем, сколько характер взаимосвязей, отражающих приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Круглогодичные наблюдения школьников позволили констатировать, что между прямыми и косвенными показателями обмена железа, с одной стороны, уровнем физической работоспособности, комплемента и лизоцима сыворотки крови, с другой, существует определенная зависимость. В частности, активность лизоцима и содержание комплемента в сыворотке крови зависели от количества плазменного железа (р < 0,01), а физическая работоспособность находилась в прямой зависимости от концентрации железа в плазме и форменных элементах крови.

Выводы. 1. Активность лизоцима и уровень комплемента сыворотки крови у школьников в большей степени зависели от времени года, чем от режима двигательной активности. Уровень комплемента достоверно возрастал зимой и весной с последующим резким снижением летом. Наибольшей лизоцимная активность была осенью и отчасти зимой, а наименьшей — в весенне-летние месяцы.

2. Колебания концентрации гемоглобина и уровня плазменного железа у всех юношей носили ярко выраженный сезонный характер. В весенне-летние месяцы отмечалось значительное и достоверное снижение этих показателей обмена железа по сравнению с осенне-зимним периодом. Содержание железа в форменных элементах крови, как и уровень физической работоспособности, у юных спортсменов в течение всего года было достоверно выше, чем у нетренированных школьников.

3. Активность лизоцима и уровень комплемента сыворотки крови у всех юношей находились в прямой зависимости от уровня плазменного железа, а физическая работоспособность школьников тесно коррелировала с концентрацией железа в плазме и форменных элементах крови.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Лулык И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — М., 1979. Бала Ю. М., Лифишц В. М. Микроэлементы в клинике внутренних болезней. — Воронеж, 1973. Гладких И. П. Обмен железа, меди и марганца в организме юных и взрослых легкоатлетов-бегунов: Ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иркутск, 1989. Казакова Л. М., Гараничев В. С. // Педиатрия. — 1984. - № 11. - С. 50-53.

Коломийцева М. Г., Габовин Р. Д. Микроэлементы в медицине. — М., 1970.

Насолодин В. В., Русин В. ЯГладких И. П. // Гиг. и сан. - 1983. - № 7. - С. 25-29. Насолодин В. В., Русин В. Я., Суворов В. А. // Воен.-мед. журн. - 1987. - № 5. — С. 39-42.

8. Насолодин В. ВРусин В. Ж, Гладких И. П. // Физиология человека. - 1988. - Т. 14, № 6. - С. 964-970.

9. Насолодин В. Гладких И. П,, Дворкин В. /4. // Гиг. и сан. - 1996. - № 1. - С. 18-23.

10. Расулов А. Т., Тураходжаев X. X. Функции организма в жарком климате. — Ташкент, 1970. — С. 180—181.

И. Садикова С. С., Булгаков А. А., Гаджиева 3. А. и др. // Педиатрия. - 1990. - № 8. - С. 41-44.

12. Beisel W. R. // J. Nutr. Immunol. — 1991. — N 1. — P. 5-10.

13. Chandra S.f Vyas D., Chandra R. K. // Nutr. Res. -1985. - N 1. - P. 693-699.

14. Mikusek J., Dunat R. // Wiad. Lek. - 1977. - Vol. 25, N 19. - P. 1745-1750.

15. Ottaway P. Berry // Food Sei. and Technol. Today. — 1995. - Vol. 9, N 3. - P. 174-178.

Поступила 23.02.2000

Summary. Examinations of 22 young unarmed self-defence sportsmen and 18 untrained schoolchildren indicated that the indices of nonspecific immunity defence -- serum complement and lysozyme — depended on a season rather than on a motor activity regimen. Changes in the concentrations of hemoglobin and plasma iron were also obviously seasonal. These indices were the least in spring and winter as compared to autumn and winter. Blood iron levels were higher in the young sportsmen than in the untrained schoolchildren at all stages of a follow-up. There was a direct relationship between direct and indirect parameters of iron exchange, physical fitness, and nonspecific protection factors. In all teenagers, the activity of serum lysozyme and complement was directly related to the plasma level of iron and the schoolchil-dren's physical fitness was closely correlated with plasma and blood cell iron concentrations.

О Л. М. ТЕКШЕВА, 2001 УДК 613.955:655.24

Л. М. Текшева

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ДЕТСКИХ ИЗДАНИЯХ

Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России, Москва

В последнее время большой популярностью среди детей и подростков пользуются иллюстрированные энциклопедии, комиксы, различные издания для досуга (ребусы, кроссворды и т. п.). Принципиальным отличием этих изданий от литературно-художественных и научно-популярных является то, что основную информационную нагрузку в них несет иллюстрация, а сопровождающий ее текст является по существу подписью к иллюстрации. Процесс чтения таких изданий характеризуется незначительными объемами текста единовременного прочтения и постоянными перерывами в связи с обращением к иллюстрации.

Анализ более 200 изданий эпизодического чтения позволил определить наиболее характерные объемы текстов для единовременного прочтения. В изданиях, адресованных детям младшего школьного возраста, объемы таких текстов составляют от 20 до 200 печатных знаков (печ. зн.).

Известно, что зрительное утомление в процессе чтения у детей этого возраста проявляется через 10 мин при соответствующем шрифтовом оформлении текстов [1]. Существующие гигиенические требования для литературно-художественных и научно-популярных изданий, предназначенных для детей от 7 до 10 лет, определяют шрифты 12—14-го кеглей как предельно допустимые в зависимости от используемой гарнитуры (рисунка шрифта) [2]. При этом объемы текстов непрерывного чтения в таких изданиях составляют не менее 800—1000 знаков.

Существенные различия в объемах текстов непрерывного прочтения в изданиях типа литератур-но-художественных и изданиях, предназначенных для эпизодического чтения, выраженные различия в площадях полос, занятых иллюстративным материалом, привели к необходимости обоснования дифференцированных требований к этим группам изданий.

Корректировка гигиенических требований с учетом небольших объемов текстов единовременного прочтения проведена на основе экспериментальных данных.

Экспериментальные исследования выполнены с участием 36 учащихся 2-х классов общеобразовательной школы, с разными навыками чтения — от медленно- до беглочитающих школьников. Всего проведено более 150 экспериментов.

Чтение экспериментальных тестов проводилось в индивидуальном порядке в специально выделенном помещении с освещенностью на рабочем месте 400 лк от люминесцентного освещения. Определение времени чтения тестовых образцов осуществляли в одно и то же время суток — в пределах 2-го урока, что позволило исключить влияние суточных биоритмов на работоспособность школьников.

Тестовые образцы общим объемом 800 печ. зн. были составлены из алогически связанных слов и словосочетаний, выбор которых определялся лексикой учебных изданий для 2-го класса.

По сигналу экспериментатора школьники начинали читать вслух тестовый текст, обращая внимание на окончания слов.

Экспериментатор регистрировал по секундомеру время чтения 200 печ. зн. и общее время чтения теста (800 печ. зн.), отмечая при этом количество ошибок при чтении.

Экспериментальные тесты были набраны шрифтом 12-го и 10-го кеглей гарнитурой "Ариэль" из группы рубленых шрифтов и "Тайме" из группы медиевальных шрифтов. Выбор рисунка шрифта определялся альтернативностью этих шрифтов с точки зрения удобочитаемости. Для детей этого возраста рубленые шрифты являются оптимальными для чтения в младшем школьном возрасте, ме-диевальные шрифты — наиболее сложными.

Набор экспериментальных тестов осуществляли на оптимальную длину строки — 108 мм при увеличении интерлиньяжа 2 пункта (п).

Время чтения (в с) и количество ошибок, отмеченное в процессе чтения, были приведены к эквивалентным объемам безошибочно прочитанных знаков. Эквивалентный объем является комплексным показателем работоспособности в процессе чтения, учитывающим производительность и качество работ [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.