Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОВНЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОВНЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Санжина О.П., Чепурнова Л.Л.

В статье отражены актуальные проблемы развития интеграционных процессов на уровне территориально-организованных экономических систем, рассмотрены различные аспекты межрегионального сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY PROBLEMS OF INTEGRATION AT THE LEVEL OF TERRITORIALLY ORGANIZED ECONOMIC SYSTEMS

The article reflects the urgent problems of development of integration processes at the level of geographically organized economic systems, various aspects of regional cooperation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОВНЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

О.П. Санжина, д-р экон. наук, проф. ВСГТУ

Л.Л. Чепурнова, аспирант кафедры«Управление инвестициями и недвижимостью», ВСГТУ

УДК 332.135

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОВНЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье отражены актуальные проблемы развития интеграционных процессов на уровне территориально-организованных экономических систем, рассмотрены различные аспекты межрегионального сотрудничества.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, территориально-организованная экономическая система, межрегиональное сотрудничество.

O.P. Sanzhina, Doctor of Econ., Prof., L.L. Chepurnova, P.G.

CONTEMPORARY PROBLEMS OF INTEGRATION AT THE LEVEL OF TERRITORIALLY ORGANIZED ECONOMIC SYSTEMS

The article reflects the urgent problems of development of integration processes at the level of geographically organized economic systems, various aspects of regional cooperation.

Key words: globalization, integration, territorial and economic system is organized, inter-regional cooperation.

Проблемы глобализации и региональной интеграции, затрагивающие широкий спектр не только геополитических, геоэкономических, геоцивилизационных вопросов, но и политико-экономических, финансовых, валютных и иных проблем становятся в последнее время все более актуальными.

Глобализация - направление развития экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира до такого уровня, на котором становится возможным создание унифицированного мирового правопорядка и мировых органов экономического и политического управления. Безусловно, глобализация - объективный и закономерный процесс развития человечества, реальность современного мира. Глобализационные процессы характеризуются все большими масштабами, проникновением в разнообразные сферы жизнедеятельности, нарастающими темпами этого проникновения. При анализе современных тенденций необходимо понимать, что глобализация представляет собой не только сближение, сотрудничество, кооперацию усилий, но и соперничество, нарастающую конкуренцию государств и экономик. Глобализационные процессы проходят в жесткой конкурентной среде, в которой международная кооперация выступает средством конкурентной борьбы. Поэтому распространенное мнение о том, что международная кооперация уменьшает конкуренцию, далеко не бесспорно, поскольку международная кооперация сама является важным инструментом конкурентной борьбы. Данный парадокс является следствием закономерности, выведенной в свое время отечественным экономистом П. С. Завьяловым в работе «Кооперация в мире капитала: международные аспекты промышленного кооперирования». Суть закономерности, по мнению ученого, заключается в следующем: «Являясь по своей объективной природе средством объединения усилий все более дифференцирующегося производства для достижения совместных конечных результатов, кооперация в условиях капитализма зачастую превращается в свою противоположность, усиливая процессы разъединения производителей разных стран, ведя к ожесточенной конкурентной борьбе» [3].

Следствием международного конкурентного соперничества стало то, что глобализация представляет собой сегодня социальную теорию, идеологию и практику, закрепляющую посредством глобализа-ционных процессов позиции сильных государств и надгосударственных образований в экономической, финансовой, технологической и информационной сферах. Как полагает К. Рожков, глобализация превращает мировую экономику в своего рода «мировой конструктор», звенья которого могут быть рассредоточены по всему миру и «собираться транснациональными корпорациями без оглядки на территориальные и культурные различия стран, потому что практически во всех странах снижены внешнеэкономические барьеры и в ходу единообразные стандарты хозяйственной и социальной жизни» [2].

Современная экономика характеризуется ростом масштабов экономики страны, сложностью отраслевой и территориальной структуры производства, усилением интеграционных процессов всех сфер общественной жизни, которые крайне важны для развития экономики.

Фундаментальные принципы экономической интеграции обусловлены глобализацией, сопровождающейся внедрением новых технологий, либерализацией торговых режимов и инвестиционных процессов, снижением ограничений на разделение производства.

Под интеграцией многими учеными понимается достижение состояния переплетения, преобразование в единый экономический организм различных аспектов воспроизводства и движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы различных экономических обособленных территорий. Интеграция начинается с того момента, когда уровень экономических связей между территориями достигает состояния взаимопроникновения воспроизводственных процессов. Интеграция - это процесс, характеризующий изменения внутренней связанности экономического пространства. В общем виде экономическая интеграция - это объективный процесс развития все более глубокого и устойчивого обмена деятельности труда, расширения территориальных и производительных границ кооперации, финансовых связей.

Учитывая данные обстоятельства, необходимо отметить, что формирование целостного представ -ления о процессе интеграции территориально-организованных экономических систем носит системный характер, поскольку в современной науке любое понятие принято рассматривать с позиций системного подхода.

Территориально-организованная экономическая система выступает как взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность разнокачественных иерархически упорядоченных элементов общественной жизни, экономических явлений и политических процессов и их отношений. Регион представляет собой территориально-организованную экономическую систему определенного уровня организации, которая функционирует в рамках соответствующей территориальной общности.

Процессы экономической интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления. Также необходимо учитывать и процессы создания нового образования, складывающегося на базе объединения ряда регионов одного или нескольких государств - межрегиональную интеграцию, результатом которой является создание нового субъекта федерации.

Региональная и межрегиональная экономическая интеграция, или интеграция территориально-организованных экономических систем представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда, который, охватывая обмен и сферу производства, ведет к созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе [3].

В условиях глобализации и существенной сегментации рынков основные источники эффективности региональной интеграции связаны не со сравнительными преимуществами регионов, а с более эффективным совместным использованием ресурсов, с получением выгоды от новых форм внутриотраслевой специализации, позволяющей превратить конкуренцию в кооперацию, снижением транспортных, информационных и транзакционных издержек в рамках интеграционных соглашений. Достичь эффективности за счет интеграции можно лишь при соответствующем институциональном обеспечении, направленном на углубление доверия между интегрируемыми сторонами.

С одной стороны, региональная экономическая интеграция является фактором, способствующим развитию глобализации, поскольку создает условия для свободного обращения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, что ведет к усилению взаимосвязи и взаимозависимости экономик, созданию единого мирового рынка. С другой стороны, региональная интеграция обеспечивает своим участникам преференциальный экономический, торговый, политический режим, что размывает определенные универсальные регулятивные инструменты, например, внешнеторговый режим, предусмотренный ВТО. Региональная интеграция, во-первых, позволяет противостоять вызовам глобализации, выдерживать странам региона давление глобальных лидеров. Интеграционные объединения имеют больше возможностей отстаивать свои групповые, и в том числе национальные, интересы в международных экономических организациях и противостоять натиску развитых стран. Во-вторых, позволяет создавать региональные преимущества в глобальной конкурентной среде на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, технологий и рабочей силы. В-третьих, региональная интеграция снижает издержки производства и обращения, способствует международному разделению труда, специализации и кооперации производства товаров и услуг, содействует динамичному развитию национальных экономик, повышению их конкурентоспособности в глобальной среде. Наконец, в-четвертых, формирование зон свободной торговли, таможенных союзов и других форм интеграционных объединений предполагает создание единой рыночной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Таким образом, можно выделить пять основных признаков региональной интеграции. Первый признак вытекает из наиболее общего понятия интеграции. По умолчанию предполагается, что объединение государств в интеграционную группировку рождает новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо труднее) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. «Интеграция вообще, — утверждает М. Стрежнева, — это очень широкое понятие, приложимое к любому случаю, в отношении которого можно говорить о том, что рассматриваемое целое является чем-то большим, нежели сумма составляющих его частей». Условием нормальной интеграции считается си-нергетический эффект, то есть получение такой силы, которая превышает сумму индивидуальных сил.

Второе отличие — новое объединение государств выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него.

Третья характерная черта интеграции — добровольный и партнерский характер. Стихийное усиление взаимозависимости государств (например, вследствие активной внешней торговли, деятельности ТНК и финансовых групп) нельзя считать интеграцией.

Четвертый признак — интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики стран-участниц. Этим она отличается от международных организаций и других форм международного сотрудничества. Последнее регулирует в основном те действия государств (или иных акторов), которые затрагивают интересы других членов мирового сообщества.

Пятая характеристика интеграции вытекает из четырех предыдущих (особенно из первой и второй) и имеет ключевое значение для понимания сути этого явления. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их будущей исторической судьбы.

Процесс экономической интеграции сложен и противоречив. Он обусловлен не только экономическими, но и политическими причинами, хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых факторов производства, переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов на отдельных этапах менялось.

Интеграция невозможна без следующих важных факторов:

- капитала и преодоления рамок региональной ограниченности;

- развития производства до уровня, предполагающего специализацию;

- преодоления межрегиональных различий в функционировании рыночных механизмов;

- появления государственных и общественных институтов, ставящих перед собой задачу слома территориальных барьеров на путях движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы.

Наличие больших различий между регионами по этим параметрам делает региональную интеграцию невозможной. Экономические отношения между регионами при этом так и остаются торговлей, эпизодическим ввозом и вывозом капиталов, услуг, перемещением рабочей силы между сильно обособленными друг от друга региональными хозяйствами. К интеграции способны лишь регионы близкого уровня развития, и это реально воплотить в жизнь.

В региональной интеграции чувство политической общности направлено не в прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов. Конечно, для выработки регионального самосознания важно, чтобы объединяющиеся народы имели схожие политические и экономические модели, а также непротиворечивое течение религиозной и светской мысли. Однако этого недостаточно для возникновения региональной интеграции. Нужен еще один, центральный, элемент — общее представление о настоящей и будущей глобальной идентичности.

Предпосылками для усиления региональной интеграции являются:

- возникновение новых задач, связанных с функционированием межрегионального рыночного и информационного пространства;

- пространственное рассредоточение элементов производительных сил;

- необходимость проведения согласованной межрегиональной структурной, инвестиционной, социальной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, экологической и научно-технической политики, учитывающей особенности развития макрорегионов, что требует объединения ресурсов, технологий, информации;

- целесообразность перевода многих функций государственного управления на макрорегиональ-ный уровень.

Таким образом, усиление региональной интеграции кроме экономической основы имеет также конституционные, политические и институционально-административные аспекты, оказывающие непосредственное влияние на совершенствование данных процессов. Основной целью региональной интеграции является реализация интересов государства и интересов самих регионов определенными методами и способами, учитывающими специфику территориально-организованных экономических систем.

В современной России ощущается острая необходимость в развитии межрегиональных интеграционных процессов, укреплении связности экономического пространства. Пока эти процессы медленны, общая экономическая ситуация остается сложной. Поэтому нужен поиск новых источников финансирования федеральных и межрегиональных интеграционных программ и проектов (в том числе на основе использования межрегиональных залогово-страховых фондов, консолидированных обязательств субъектов РФ для отечественных и иностранных инвесторов).

Активизация интеграционных процессов сейчас наблюдается в сфере производства и услуг, что, очевидно, связано с наметившимся экономическим ростом. Создаются финансово-промышленные группы, усиливается координация регионов при создании новых элементов рыночной инфраструктуры, начали работу несколько межрегиональных компаний, обслуживающих интеграционные связи. Но наибольшие перспективы предполагает развитие новых транспортных систем, позволяющих по-новому оценить пути и возможности развития целого ряда регионов, особенно на востоке страны. Принципиальное значение имеет более активное включение России в формирование трансконтинентальных транспортных коридоров, которые серьезно могут изменить систему межрегиональных взаимодействий. Однако особая роль в развитии интеграционных процессов принадлежит межрегиональным ассоциациям экономического взаимодействия. Они стали катализаторами образования новых структур, реализующих механизмы интеграции: укрепляется сотрудничество регионов через создание единой инфраструктуры, осуществляются попытки построения межрегиональных систем интегрирования производства. Кроме того, ассоциации ведут обмен опытом в законодательной сфере, государственном строительстве на региональном уровне, в проведении мероприятий по государственному регулированию региональной экономики. Ликвидация вертикальной административной системы планирования стимулирует процесс межрегионального планирования.

Значение межрегионального сотрудничества для развития экономики регионов в современных условиях определяется тем, что оно позволяет восстановить и укрепить разрушенные в период перехода к рыночным отношениям хозяйственные связи регионов, оптимизировать размещение инфраструктуры в регионах на основе кооперации их деятельности, исключить неэффективные финансовые расходы в регионах, связанные с созданием в них дублирующих экономических структур и неоправданной межрегиональной конкуренции, объединить экономический потенциал регионов на решение наиболее масштабных инвестиционных проектов, распространить прогрессивный опыт в области инновационного развития регионов, что в условиях экономического кризиса является эффективным инструментом преодоления его негативных последствий.

Развитие межрегионального сотрудничества в современных условиях обеспечено принятием комплекса правовых, финансовых, организационных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Нормативную базу на федеральном уровне составляют правовые акты, регулирующие общие вопросы межрегионального сотрудничества. В Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» в качестве целей и задач региональной политики определено создание единого экономического пространства, развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других). Важная роль межрегионального сотрудничества по отдельным направлениям экономической, культурной, молодежной и информационной политики провозглашается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Различные аспекты межрегионального сотрудничества регулируются также в ряде федеральных законов. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» направлен на создание механизма взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения их материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по содействию развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учет интересов нескольких регионов имеет место и при разработке и реализации федеральных целевых программ, таких как ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)». Ряд мероприятий этих программ имеют межрегиональное значение, и их реализация требует взаимодействия регионов.

Осуществление координирующих функций в сфере межрегионального сотрудничества возложено на ряд федеральных органов. Так, Указом Президента Российской Федерации определена координирующая роль Полномочных представителей Президента Российской Федерации по обеспечению взаимодействия субъектов Российской Федерации при разработке программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа. Функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере межрегионального сотрудничества, возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований межрегиональное сотрудничество осуществляется в рамках деятельности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации («Центрально-Черноземная», «Сибирское соглашение» и др.), межпарламентских ассоциаций («Дальний Восток и Забайкалье» и др.), объединений муниципальных образований (Союз российских городов, Союз малых городов России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и др.), а также в рамках заключаемых между ними договоров и соглашений по торгово-экономическим, научно-техническим, культурным и другим направлениям сотрудничества.

Основными направлениями такого сотрудничества являются:

- правовое обеспечение сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;

- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);

- развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);

- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);

- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);

- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при вузах по разработке ноу-хау и т.д.;

- научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);

- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и так далее).

Таким образом, межрегиональное сотрудничество в современных условиях имеет достаточно вы -сокий уровень развития. Все субъекты Российской Федерации и значительная часть муниципальных образований вовлечены в деятельность межрегиональных ассоциаций и объединений, между ними установлены экономические, культурные и другие связи на основе заключения двусторонних и многосторонних соглашений. При этом регионы отмечают положительный экономический и социальный эффект от реализации этих соглашений: формирование единого экономического пространства, активизация торговых операций и устойчивый рост объёмов межрегионального товарооборота, выравнивание цен и развитие здоровой конкуренции, освоение новых рыночных механизмов, стабилизацию рынка труда и так далее. В то же время, анализ положения в сфере межрегионального сотрудничества показывает наличие ряда проблем, снижающих его эффективность. К ним относятся как проблемы общего характера (неравномерность развития регионов, недоработанность системы стратегического прогнозирования и пространственного планирования, экономический кризис), так и недостатки в развитии самого института межрегионального сотрудничества. Признавая значительный положительный эффект от деятельности ассоциаций, нельзя не отметить и ряд существенных недостатков. В целом эффективность ассоциаций в настоящее время пока относительно невелика. Это определяется нечеткостью их функций и сложным правовым статусом, отсутствием реальных механизмов регулирования интеграционных процессов, ориентацией руководителей регионов на локальные интересы.

В связи с этим важным направлением развития интеграционных процессов последних лет стало образование новых субъектов Российской Федерации путем объединения регионов (с 2005 года образовано пять новых субъектов Российской Федерации). При оценке возможных последствий укрупнения субъектов Российской Федерации основное внимание обращается на политические, социально-экономические, финансовые и организационные аспекты. Многие источники указывают на положительные результаты таких объединений (создание единого экономического пространства для хозяйствующих субъектов, сокращение дифференциации уровня социально-экономического развития регионов, существенное увеличение их совместного экономического потенциала), которые зависят от наличия для этого экономических предпосылок (общая система инфраструктуры, тесная интеграция рынков и т.д.). Положительным ожидаемым результатом объединения также можно считать решение проблемы дефицита управленческих кадров для управления регионами, сокращение количества государственных служащих и упрощение структуры управления.

Однако необходимо отметить, что имеют место как положительные, так и отрицательные моменты объединений субъектов Российской Федерации. С точки зрения экономической целесообразности ожидается, что в новых регионах начнется бурный экономический рост за счет объединения ресурсной базы, появится возможность ее рационального использования и привлечения инвестиций, уменьшатся расходы на создание единой инфраструктуры. Но здесь необходимо учесть то, что выравнивание субъектов по принципу экономического потенциала может снизить активность точек экономического роста. Также существование сложносоставных субъектов создает препятствия для эффективного государст -венного управления. Отрицательным последствием является излишняя централизация власти, потенциально приводящая к возникновению центробежных сил. Укрупнение обладает еще одним существенным недостатком - увеличивается время прохождения решения. Это связано с тем, что проблема будет перемещена на более дальнее расстояние, и между местом возникновения проблемы и местом ее решения возникает значительная дистанция.

С политической точки зрения укрупнение способно предупредить национальный и территориальный сепаратизм, так как объединение производится на основе территориальной, исторической и культурной общности. Однако развитие процессов объединения может привести к росту национального обособления регионов и утрате национальной самобытности малых народов. Несомненно, создание единой инфраструктуры и общий доступ к ней населения объединенных регионов приведет к улучшению социальных условий жизни. Но сложившиеся различия в уровне жизни не могут быть устранены сразу, поскольку в каждом регионе был сформирован специфический механизм обслуживания населения в разных сферах общественной жизни (социальной, медицинской, образовательной), а укрупнение способно разрушить существующие модели.

В настоящее время говорить о положительных или отрицательных результатах объединительного процесса пока достаточно сложно, поскольку прошло не так много времени с момента начала данных преобразований. Тем не менее, многими экспертами высказываются недовольства результатами объединительного процесса.

Межрегиональное сотрудничество является перспективным направлением региональной политики, обеспечивающим поступательное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. Однако особенностью настоящего времени является интеграция, носящая узкий административный характер, что является отрицательным моментом, поскольку для наиболее эффективного развития интеграционных процессов в современной экономике нужно учитывать все признаки интеграции. Таким образом, сотрудничество между регионами является многообещающим направлением, способным успешно развиваться в будущем, но оно должно соответствовать основным принципам региональной интеграции.

Библиография

1. Буторина О. Понятие региональной интеграции: новые подходы// Космополис. 2005. №3 (13). С. 17-21.

2. Рожков К.Л. Страновая и территориальная логистика. - М.: Научная книга, 2000. - 146 с.

3. www.polit.ru.

Bibliography

1. Butorina O. Concept of regional integration: new approaches // Cosmopolis. 2005. №3 (13). P.17-21.

2. Rozhkov K.L. Country and territorial logistics. - M.: Nauchnaya kniga, 2000. - 146 pp.

3. www.polit.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.