Научная статья на тему 'Методические основы формирования комплексной инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества'

Методические основы формирования комплексной инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTER-REGIONAL ECONOMIC COOPERATION / ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОСТИ / INTEGRATED APPROACH PRINCIPLES / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ECONOMIC SPACE / ИНФРАСТРУКТУРА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ / AN INFRASTRUCTURE OF INTER-REGIONAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ростанец В., Топилин А.

В статье предложены подходы к созданию комплексной инфраструктуры межрегиональных экономических связей в условиях модернизации российской экономики и углубления процессов интеграции регионов. Обосновывается необходимость рассмотрения инфраструктуры в виде двух взаимосвязанных, но качественно различных составляющих: инфраструктуры реализации и инфраструктуры регулирования экономического сотрудничества регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical bases of formation of a complex infrastructure of inter-regional economic cooperation

The article suggests approaches to creating an integrated infrastructure of interregional economic relations in modernizing the Russian economy and the deepening of regional integration processes. It is justified by the need to address infrastructure in the form of two interrelated but qualitatively distinct components: infrastructure, implementation and management infrastructure of economic cooperation between regions

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования комплексной инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества»

СП

В. РОСТАНЕЦ,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора Института региональных экономических исследований

А. ТОПИЛИН,

доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя научного центра Института макроэкономических исследований

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА*

о «

Е-О м Ег1 £

К <

>

Е-О О

м

О ^

О м Е^ £

О

к

о ^

т

м О К -а

С

к о £

м Ы м

В статье предложены подходы к созданию комплексной инфраструктуры межрегиональных экономических связей в условиях модернизации российской экономики и углубления процессов интеграции регионов. Обосновывается необходимость рассмотрения инфраструктуры в виде двух взаимосвязанных, но качественно различных составляющих: инфраструктуры реализации и инфраструктуры регулирования экономического сотрудничества регионов.

Ключевые слова: регион, межрегиональное экономическое сотрудничество, принципы комплексности, экономическое пространство, инфраструктура межрегиональных связей..

В современном быстро изменяющемся мире, характеризующемся развитием процессов глобализации, все более четко проявляется тенденция к усилению социально-экономических взаимосвязей между отдельными странами и регионами. В этот общемировой процесс втягивает-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 11-02-00163а).

ся и Россия. В период подъема экономики страны в начале нового тысячелетия наметились предпосылки для преодоления центробежных тенденций, поворота к интеграции территорий, созданию единого экономического пространства. Однако мировой экономический кризис затормозил эти процессы, и сейчас на повестке дня стоит необходимость продолжения выработки мер по ускорению и углублению межрегиональных экономических связей в контексте модернизации и повышения инновационности экономики.

Важнейшим условием углубления и расширения интеграции регионов Российской Федерации, укрепления единого экономического пространства и федерализма является формирование комплексной высокотехнологичной инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества. Президент России ДА Медведев назвал развитие инфраструктуры, наряду с инвестициями, инновациями и институтами управления, одним из главных направлений перехода страны к инновационному развитию в период до 2020 г. 1

Межрегиональные экономические связи для России с ее огромной территорией, различиями в природно-климатических условиях и уровнях социально-экономического развития регионов играют исключительно важную роль в укреплении единого общенационального рынка, в повышении экономической безопасности страны.

Инфраструктура межрегиональных экономических связей, являясь частью рыночной инфраструктуры, представляет собой каркас, на котором строится система региональных рынков и который в то же время является инструментом функционирования единого общенационального рынка. В воспроизводственном процессе инфраструктура межрегионального сотрудничества обеспечивает цикл товарно-денежного обращения, способствуя ускорению оборота материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков в экономике регионов.

1. Российская газета. 10.04.08.

4

3

Анализ научной литературы 2, имеющегося зарубежного опыта и учет специфики регионов России дает основание провести следующую классификацию инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества по функциональному признаку (табл. 1).

Таблица 1. Основные функциональные типы инфраструктуры межрегионального сотрудничества

О м Е-О м

£

К <

>

Е-О О

м

О ^

О

£ О

к

о ^

т

м О К -а

С

к о £

м Ы м

Виды инфраструктуры Объекты инфраструктуры

Торгово-посредническая Ярмарки; биржи; торговые дома; представительства; коммерческие центры и т.д.

Информационно-коммерческая Маркетинговые центры; рекламные агентства; центры сбора, обработки, передачи коммерческой информации; фирмы связи и коммуникации и т.д.

Финансово-кредитная Коммерческие банки; кредитные, страховые, гарантийные учреждения.

Экономико-правовая Экспертные службы; бюро сертификации, определения соответствия; арбитражные суды; адвокатские и нотариальные конторы.

Инфраструктура межрегионального трудового обмена Центры трудового обмена, службы занятости, миграционные трудовые биржи, центры переподготовки кадров

По сравнению с приводимой в научной литературе классификацией нами выделены в качестве отдельных типов экономико-правовая инфраструктура и инфраструктура межрегионального трудового обмена.

В ходе экономического развития некоторые объекты инфраструктуры эволюционируют, меняют свои прежние функции на новые. Так, динамично развивающимся элементом инфраструктуры межрегионального обмена являются оптовые ярмарки и выставки. В последнее время происходит очевидное изменение их функций и задач. Специалисты отмечают снижение роли ярмарок как механизма организации сделок и заключения контрактов. Превалирующим становит-

2. См., например: Шатия И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2005; Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: УРСС, 2004; США: государство, человек, экономика: Региональные аспекты. М.: Ин-т США и Канады РАН, Анкил, 2004.

ся сбор и обработка информации о состоянии рынков товаров и услуг, перспективных планах и намерениях производителей и потребителей.

В последние годы активно развивается интернет-коммерция, которая пронизывает все элементы инфраструктуры. Ее формирование еще не завершено как в функциональ-ном,такирегиональномпланах.Развитиеинтернет-коммерции заметно размывает грань между торгово-посреднической и информационной инфраструктурами.

Анализ показывает, что сложившаяся сеть организаций и учреждений инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества в РФ пока еще является незаконченной и находится в стадии формирования, отдельные ее звенья развиты неодинаково, сложилась резкая дифференциация распределения объектов инфраструктуры по регионам. Наиболее развита сеть инфраструктуры в городе Москве, однако и столичный уровень значительно уступает зарубежным аналогам.

Значительное развитие к настоящему времени получила торгово-посредническая и информационно-коммерческая инфраструктура, включая ярмарочно-выставочную деятельность и рекламу, хотя и здесь есть нерешенные проблемы. Отстает развитие финансово-кредитной и экономико-правовой инфраструктуры. В регионах России не хватает специализированных финансовых, страховых, гарантийных, кредитных организаций, которые обслуживали бы сферу межрегионального сотрудничества. Сеть организаций и фирм экономико-правовой инфраструктуры должна быть дополнена службами экспертизы, сертификации, определения соответствия. В стадии становления находится инфраструктура межрегионального трудового обмена. Несбалансированность основных функциональных видов инфраструктуры сдерживает развитие межрегиональных отношений, отрицательно сказывается на эффективности взаимодействия регионов. В связи с этим важной стратегической задачей развития межрегионального сотрудничества регионов на период до 2025 г. является формирование комплексной инфраструктуры в этой сфере.

о ю

Признавая приведенную выше классификацию инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества вполне обоснованной, вместе с тем полагаем методически важным предложить еще один аспект ее классификации. По нашему мнению, необходимо рассматривать инфраструктуру в виде двух взаимосвязанных, но качественно отличных составляющих: инфраструктуры реализации межрегионального экономического сотрудничества и инфраструктуры регулирования взаимодействия регионов.

Такой подход к сущности и функциям инфраструктуры является принципиально новым и ранее в научной литературе не использовался. Например, А.С. Новоселов, И.М. Рукина 3 рассматривали лишь инфраструктуру реализации экономических связей. М.П. Буров достаточно подробно рассмотрел органы управления межрегиональными экономическими связями, однако он не ставил вопрос об их соотношении с инфраструктурой реализации экономического взаимодействия регионов . § Необходимость дополнительного выделения инфра-

Е-1

и структуры регулирования межрегиональных экономических

§ связей обусловлена действием факторов глобализации, появ-

^ лением тенденций территориальной дезинтеграции российской экономики вследствие хаотичного распада хозяйствен-

§ ных связей, разрушения сложившейся кооперации и специа-

« лизации производства 5. Например, происходит переориента-

о

^ создает реальную угрозу целостности российской территории

ция дальневосточных регионов РФ на китайский рынок, что

^ и экономической безопасности страны. В этих условиях необ-

§ ходимо усилить регулирующее воздействие государственных

§ органов на экономическую интеграцию регионов во взаи-

w

О 3. Новоселов А.С. Региональные рынки. М.: ИНТЕРА, 1999; Рукина И.М. Регионы России: разви-

^ тие экономических связей и процессов интеграции в условиях перехода к рыночным отноше-

< ниям. М.: Альфа Доминанта, 2003.

д 4. Буров М.П. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской

О Федерации, роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур.

И-. М.: Экономика, 2006.

w

¡^ 5. Глазьев С.Ю. Уроки очередной российской революции //Экономическая газета, 2011.

модействии с предпринимательскими союзами и межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия.

К инфраструктуре регулирования межрегионального экономического сотрудничества относятся как государственные, так и общественные организации, созданные на федеральном, межрегиональном, региональном и местном (муниципальном) уровнях.

Структуры, созданные федеральными органами исполнительной власти:

административные аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; общественные советы при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах.

Структуры, образованные региональными органами исполнительной власти:

межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ («Сибирское соглашение», «Центрально-Черноземная», «Северо-Запад», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Большой Урал», «Дальний Восток и Забайкалье»);

объединенные органы администраций субъектов Российской Федерации (объединенная коллегия органов управления Москвы и Московской области).

Структуры, созданные региональными законодательными органами власти:

парламентские ассоциации в рамках федеральных округов (Парламентская Ассоциация Северо-Западного федерального округа, Южно-Российская парламентская ассоциация, Ассоциация законодателей Приволжского федерального округа, Уральский Парламентский центр);

объединенные комиссии законодательных органов соседних регионов (объединенная комиссия Московской городской думы и Московской областной думы).

Структуры, сформированные муниципальными органами власти:

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественные союзы и ассоциации, имеющие общероссийский статус (Союз российских городов, Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ), Конгресс муниципальных образований РФ, Ассоциация малых и средних городов России); межрегиональные муниципальные ассоциации (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация муниципальных образований «Города Урала»). К общественным объединениям, создаваемым предпринимательским сообществом, относятся:

Союз торгово-промышленных палат Центрального федерального округа;

Координационный совет объединений промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.

Формирование системы государственных структур и § общественных объединений, оказывающих серьезное влия-

Е-1

и ние на развитие межрегионального сотрудничества, еще не

§ завершено. Отдельные звенья этой системы были созданы

< еще в 80-е годы 6, другие появились несколько лет назад. Идет процесс совершенствования этих структур путем уточнения

§ задач и функций, слияния отдельных из них в более круп-

« ные союзы и объединения. Взаимодействие инфраструктуры

^ реализации межрегионального экономического сотрудниче-

►г ства и инфраструктуры регулирования экономических свя-

I

о к

о ^

т

м

О

6. История межмуниципального сотрудничества в России насчитывает, как минимум, столет-^ ний период. Союз земств был образован в 1904 г., Союз российских городов как обществен-

ИС ное объединение был создан в 1914 г. В период сильной централизации государственной вла-

^ сти (с 30-х годов ХХ в.) объединительные идеи на уровне городов и регионов не реализовались

(Н. Миронова: Межмуниципальное движение в России: Аналитический доклад //Вопросы мест-

¡^ ного самоуправления. 2004. № 1.

^

зей регионов представлено на рис. 1.

Торгово- Информацион Финансово- Экономико- Обеспечение

посреднич еская не- кредитная правовая трудового обмена

коммерческая <-

Pide. 1. Схема взаимодействия инфраструктуры реализации межрегиональных экономических связей и инфраструктуры регулирования межрегионального экономического сотрудничества

ио ио

ю

3

Формирование комплексной инфраструктуры межрегионального взаимодействия регионов как сложной, постоянно развивающейся системы — длительный процесс, складывающийся под воздействием экономических, социальных, геополитических, культурных и иных факторов. Определяющее влияние на этот процесс оказывает диверсификация экономики, уровень и темпы экономического развития, сдвиги в территориальном разделении труда. Немаловажное значение для совершенствования инфраструктуры имеет институциональная среда, ее зрелость и динамизм. Инфраструктура межрегионального сотрудничества должна отвечать соответствующим международным стандартам, поскольку без этого невозможно повышение конкурентоспособности отечественных товаров, успешное продвижение их не только на внутренние, но и на мировые рынки.

Комплексная инфраструктура позволяет использовать весь арсенал современных методов и инструментов стимули-§ рования межрегионального экономического взаимодействия

и и обеспечивает оптимальные режимы продвижения россий-

§ ских товаров на региональные рынки. Таким образом, дости-

^ жение комплексности инфраструктуры межрегионально-

го сотрудничества означает переход ее в новое качественное § состояние, позволяющее обеспечивать наилучшие показате-

« ли взаимодействия регионов при определенных исходных

о

^ Комплексной следует считать инфраструктуру межре-

^ гионального сотрудничества, которая отвечает следующим

§ основным требованиям:

§ • обеспечение инфраструктурными объектами всех

м направлений межрегионального сотрудничества;

§ • равномерность количественного и качественного раз-

< вития различных функциональных видов (подсистем)

X инфраструктуры;

• взаимодействие государства и общественных организа-

М

финансовых, материальных, трудовых ресурсах.

ций в развитии инфраструктуры;

нормативная обеспеченность функционирования всех видов инфраструктуры;

сочетание отраслевого и функционального принципов создания инфраструктуры;

развитие инфраструктуры на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном; совершенствование и создание новых общественных структур по регулированию межрегионального экономического взаимодействия;

развитие инфраструктуры межрегионального экономического сотрудничества должно происходить с учетом всех особенностей институциональной среды. Схематически процесс перехода к комплексной инфраструктуре реализации экономического взаимодействия регионов изображен на рис. 2.

Сложившая инфраструктура реализации межрегионального взаимодействия

Существующие

механизмы стимулирования

развития инфраструктуры

+

Недостающие (неразвитые) элементы инфраструктуры реализации межрегионального взаимодействия

Новые методы и механизмы стимулирования

развития инфраструктуры

Комплексная инфраструктура реализации межрегионального взаимодействия

Система рыночных методов и механизмов стимулирования

развития инфраструктуры

Рис. 2. Схема развития инфраструктуры реализации

межрегионального экономического взаимодействия

Для достижения комплексности инфраструктуры реализации межрегиональных экономических связей основное внимание должно быть уделено согласованному развитию всех ее функциональных видов (подсистем), а внутри каждого вида — например финансово-кредитной инфраструкту-

\о ю

ры — отдельных ее элементов, в частности финансовых и страховых организаций. Различные виды инфраструктуры взаимосвязаны в своем развитии, и от учета этого обстоятельства зависит эффективность их использования. Например, торгово-посредническая инфраструктура не может эффективно функционировать без кредитно-финансовой и экономико-правовой инфраструктуры, интернет-коммерция — без информационных систем и т.д.

Необходимо создавать условия для более равномерного развития элементов инфраструктуры реализации экономических связей в отдельных регионах. Например, Москва заинтересована в создании полноценных комплексов инфраструктуры в других субъектах Российской Федерации, с которыми она осуществляет экономические, научно-технические и социально-культурные связи. Отставание в регионах развития, например, финансово-кредитных организаций, товаропроводящих сетей снижает эффект от взаимного сотрудничества. Для решения проблемы комплексности целесообраз-§ но разработать совместные проекты по созданию элементов

и инфраструктуры реализации экономического сотрудниче-

§ ства с долевым участием как Москвы, так и заинтересованных

^ регионов России (выделение земельных участков, совмест-

ное строительство объектов инфраструктуры, предоставление § кредитов и т.д.).

« Региональная инфраструктура должна строиться с учетом

^ системы расселения и концентрации населения. Наиболее

^ развитая инфраструктура с полным комплектом ее составля-

^ ющих элементов и широким арсеналом применяемых мето-

§ дов и механизмов для продвижения в регионы товаров рос-

§ сийских предприятий, прежде всего продукции инноваци-

м онной деятельности, должна быть сформирована в столицах

§ федеральных округов и в других крупных городах. В админи-

< стративных же центрах муниципальных образований целесо-

X образно иметь самый необходимый состав элементов инфра-

£ структуры, обеспечивающий предоставление населению пер-

ё воочередных товаров и услуг (табл. 2).

Таблица 2. Рекомендации по размещению основных элементов инфраструктуры реализации межрегионального сотрудничества в зависимости от экономического потенциала и специализации территорий

Элементы инфраструктуры

Функциональное назначение

Рекомендуемое

размещение на территории

1. Торговые дома субъектов Федерации в других регионах

Организация деловых миссий, проведение межрегиональных выставок, круглых столов, форумов с участием малых предприятий

Центральные города всех федеральных округов, областные и краевые центры, столицы республик

2. Распределительные центры

Поставка крупных партий товаров на центральный склад (распределительный центр) компании с последующей ритмичной поставкой товаров в магазины

Крупные города субъектов Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мелкооптовые магазины-склады «кэш энд кэрри»

Обслуживание мелкооптовых покупателей (корпоративных клиентов и независимых магазинов) непродовольственными товарами отечественного производства (бытовая химия, хозяйственные товары, посуда, галантерея и др.)

Административные центры муниципальных образований

4. Оптово-розничные объединения по различным группам товаров

Обеспечение оптовых закупок крупных партий товаров (электроника, мебель, стройматериалы и др.)

Центральные города всех федеральных округов, областные и краевые центры, столицы республик, другие крупные города

5. Технопарки

Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах

ЗАТО, наукограды

6. Инновационно-

технологические

центры

Участие в развитии инновационной структуры регионов России, в т.ч. способствующие продвижению отечественной инновационной продукции в регионы

ЗАТО, наукограды

7. Центры трансфера технологий

Научно-организационное сопровождение исследований и разработок по созданию научно-технической продукции с высоким инновационным потенциалом. Организация инновационной деятельности и содействие реализации высокотехнологичного продукта на внутреннем рынке. Научно-техническое, юридическое, патентное, финансовое и маркетинговое содействие деятельности высокотехнологичных производственных структур.

ЗАТО, наукограды

00 ю

СП

Окончание табл. 2

Элементы инфраструктуры Функциональное назначение Рекомендуемое размещение на территории

8. Бизнес-инкубаторы Оказание консультативной помощи начинающим малым фирмам. Создание банка научных идей и передовых технологий. Организация инвестиционной системы, обеспечивающей создание фирм малого бизнеса в области науки и научного обслуживания. Трансфер передовых технологий в производство малых и средних предприятий. Административные центры муниципальных образований

9. Межрегиональные банки Финансирование комплексных проектов, имеющих межрегиональное значение, выдача гарантий банкам, инвестиционным компаниям Центральные города федеральных округов

10. Межрегиональные клиринговые центры Проведение зачетов, осуществление выпуска в обращение векселей, разработка новых схем и технологий взаимозачетов между предприятиями и администрациями регионов Центральные города федеральных округов

Важным принципом создания комплексной инфраструк-

§ туры межрегионального сотрудничества является совместное

^ участие в этом процессе государства и общественных структур

§ (межрегиональных ассоциаций экономического взаимодей-

^ ствия, союзов предпринимателей и т.д.). Такое взаимодействие позволяет мобилизовать общественную инициативу на реше-

§ ние важных государственных задач, в том числе по развитию

« и углублению процессов интеграции регионов. Вместе с тем в

^ условиях рыночной экономики роль государства в регулиро-

^ вании межрегионального взаимодействия и развитии инфра-

^ структуры должна оставаться весьма значительной. Это регу-

§ лирование затрагивает как формирование товарного предло-

§ жения, в первую очередь отечественных производителей, так

м и удовлетворение спроса населения, имеющего резко диффе-

§ ренцированные доходы. Государство влияет на сбалансиро-

< ванное развитие отдельных элементов инфраструктуры путем

X инвестирования целевых программ, предоставления кредитов

£ и всевозможных льгот для привлечения отечественного и зару-

ё бежного капитала.

Успешное развитие инфраструктуры регулирования межрегионального экономического сотрудничества предполагает также активное участие в ее формировании общественных организаций. При этом их роль в этом процессе последовательно возрастает. Например, ассоциации межрегионального экономического взаимодействия субъектов РФ за двадцатилетний период своего существования накопили большой опыт разработки механизмов и методов стимулирования экономических связей между регионами, содействия формированию различных элементов инфраструктуры, отвечающей требованиям рыночной экономики. Ассоциации, объединяя усилия всех субъектов, входящих в федеральные округа, крупные корпорации и ресурсы, привлекая научный потенциал, имеют большие возможности для развития инфраструктуры экономических отношений, придания ей комплексного характера.

Вместе с тем сложившаяся система органов государственного управления и общественных структур как элементов инфраструктуры регулирования межрегионального сотрудничества еще несовершенна и находится в стадии развития. Комплексность инфраструктуры регулирования экономического сотрудничества регионов предполагает тесное взаимодействие государственных органов и общественных организаций при принятии решений в сфере интеграции. При этом необходимо, на наш взгляд, уменьшить разрывы между уровнями управления территориями, которые сложились в настоящее время. На одном из них немногочисленные крупнейшие мегаобразования в виде федеральных округов и ассоциаций экономического взаимодействия, на другом — субъекты РФ и действующие в них торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и им подобные структуры.

По нашему мнению, для обоснования целесообразности создания новых структур межрегиональной интеграции может быть использована традиционная сетка экономического районирования Российской Федерации, включающая 11 районов. Например, в пределах Сибирского федерального округа с учетом сложившегося разделения труда и производ-

о

ственной кооперации могут быть созданы 4 субрегиональные ассоциации: «Север Западной Сибири», «Юг Западной Сибири», «Ангаро-Енисейская», «Забайкальская». Создание ассоциации «Север Западной Сибири» в составе Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (сейчас входят в Уральский федеральный округ) обусловлено единством народнохозяйственного комплекса по добыче нефти и газа. Субрегиональная ассоциация «Юг Западной Сибири», куда могли бы войти 6 субъектов РФ, базируется на угледобывающей отрасли Кемеровского угольного бассейна, имеющей общероссийское значение, нефтеперерабатывающем комплексе Омской области, машиностроении Новосибирской области, научных центрах Новосибирска и Томска. «Ангаро-Енисейская» субрегиональная ассоциация могла бы объединить мощные центры развития горной и цветной металлургии Красноярского края и Иркутской области. Приоритетами в деятельности забайкальских интеграционных структур, наряду с решением социально-экономических § задач, может быть природоохранная деятельность.

^ Движение к комплексной инфраструктуре должно осу-

§ ществляться поэтапно: в первую очередь должны быть лик-

^ видированы явные белые пятна в обеспеченности объекта-

ми инфраструктуры, еще имеющиеся на территории многих § субъектов Федерации. На втором этапе вся система инфра-

« структуры должна выйти на уровень, соответствующий луч-

о

щ

шим зарубежным образцам. При этом должна уменьшиться

►г территориальная дифференциация обеспечения инфраструк-

£

турой межрегиональных связей при сохранении лидирую-

§ щих позиций мегаполисов и центров федеральных округов. § Процессы глобализации диктуют необходимость рас-

м ширения пространства интеграции, более активное включе-

§ ние регионов России в межгосударственные связи со стра-

< нами СНГ, Балтии, Европейского союза. Это даст возмож-

X ность России полнее реализовать свои уникальные возмож-

£ ности и войти в перспективе в пятерку самых мощных эко-

ё номик мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.