перспективы развития
межрегиональной
агропромышленной интеграции в условиях глобализации южно-российской экономики
А. А. МОКРУШИН,
кандидат экономических наук, доцент Адыгейский государственный университет
В условиях развития глобализационных процессов одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования АПК на национальном , мезоэкономическом уровнях является формирование межрегиональных интеграционных связей. В данном отношении межрегиональная агропромышленная интеграция рассматривается как мощный антикризисный фактор для целого ряда регионов (в том числе в пространстве Южного макрорегиона). Перспективы «включения» Южного макрорегиона, стратегически важного для развития национального экономического пространства, в глобализационные процессы предъявляют достаточно жесткие требования к уровню конкурентоспособности отраслей АПК соответствующих субъектов РФ, что предусматривает необходимость научного обоснования векторов развития межрегиональных интеграционных связей.
Воздействие фактора глобализации на территориальную социально-экономическую систему Юга России проявляется по целому ряду сопряженных аспектов, включая следующие [4, с. 202]: • формирование «геоэкономически ориентированного» сектора (сегмента) территориально-хозяйственной системы (для Юга России — это зерновое хозяйство, транспортная инфраструктура и некоторые другие в существенной мере ориентированные на глобальные рынки отдельные предприятия и отрасли), укоренение в экономике регионов Юга трансрегионального (преимущественно «столичного») и транснационального капитала, установление контроля последнего над
системоформирующими и наиболее значимыми во внешнеэкономическом отношении секторами региональной экономики;
• наращивание (при их одновременной селекции) объемов межрегиональных и транснациональных (внешнеэкономических) взаимосвязей, соответствующих товарных и финансовых потоков, обретение макрорегионом определенной «ниши» в территориальном разделении труда, в системе «центр-периферия» и т. п.;
• модернизация отраслевой, технико-технологической, территориальной и институциональной структуры региональной экономики, формирование адекватного глобализации инвестиционного и предпринимательского климата. Перспективным направлением развития воспроизводственных процессов в региональных системах в пространстве Южного макрорегиона является формирование межрегиональных интеграционных связей. Интеграционные процессы между регионами данного макрорегиона могут способствовать росту совокупного инновационного потенциала регионов, снижению убыточности предприятий, улучшению конкурентоспособности производств. В то же время асимметрия власти и собственности в пространстве Южного макрорегиона порождает мощную тенденцию к дезинтеграции единого пространства социально-экономического взаимодействия южно-российских регионов. Основополагающая характеристика дезинтеграции состоит в том, что она разрушает единство хозяйственного пространства, превращая ранее целостные, системные социально-экономические образования в
совокупности потерявших свои взаимосвязи обособленных элементов, созидательный потенциал которых в сумме намного ниже, чем аналогичный потенциал прежней системы. Теряется один из существенных эффектов системного взаимодействия — эффект синергии. Результаты проведенного полиаспектного анализа системы межрегионального взаимодействия свидетельствует о том, что в настоящее время регионы современной России слишком слабо связаны между собой по горизонтали — товарными и финансовыми потоками, потоками рабочей силы и человеческого капитала, совместными инвестиционными проектами, наконец, общей инфраструктурой.
Применительно к социально-экономическим системам регионов-субъектов РФ А. Киргуев разграничивает два направления дезинтеграции хозяйственного пространства [9, с. 41]:
А. С одной стороны, ускоренная интеграция России в состав глобального мирового хозяйства разрушает ранее сложившиеся межрегиональные и внутрирегиональные общественно-хозяйственные связи и дезорганизует воспроизводственный процесс в хозяйственном пространстве региона. При этом экспансия глобальных ТНК на региональные рынки и в производственную сферу ведет к поглощению, распаду и банкротству территориальных хозяйствующих субъектов.
Б. С другой стороны, распад бывшего СССР и рыночные преобразования в выделившихся из него самостоятельных государствах обусловили разрушение ранее существовавших хозяйственных связей, переориентацию большинства отраслей и регионов, что привело к совокупности последствий, обладающих эффектом отрицательной синергии: региональной сегментации хозяйственного пространства; нарастанию межгосударственных и межрегиональных социально-экономических конфликтов; усилению тенденции к социально-экономической замкнутости отдельных регионов.
Таким образом, процесс интеграции в социально-экономическом пространстве Южного макрорегиона представлен как единство двух противоположных сторон: собственно интеграции и дезинтеграции. Указанный процесс необходимо оценивать по следующим параметрам: количество зарегистрированных слияний и поглощений; представительство глобальных и национальных интеграционных структур в пространстве макрорегиона; масштабы инвестиционных проектов с участием субъектов, представляющих различные регионы; высота межрегиональных барьеров для инвесторов; способы инвестиционного участия государства
в межрегиональных проектах; обременение внешних инвесторов чрезмерными обязательствами; наличие договорной основы для интеграционного взаимодействия.
Интеграция и дезинтеграция как способы трансформации экономической системы затрагивают ее основы (отношения собственности и все факторы производства), сопровождаются преобразованием структур, форм и способов экономической деятельности, изменением ее целевой направленности.
Причинами экономической дезинтеграции территориально-хозяйственных комплексов большинства регионов Юга России выступают:
1) отсутствие научно обоснованной стратегии интеграции и механизма ее осуществления, количественных и качественных критериев выполнения миссии интеграции;
2) отсутствие реальных экономических предпосылок и основ объединения, «навязывание» интеграции развитыми партнерами более слабым участникам, попытки последних извлечь пользу из своего статуса аутсайдера за счет ведущего интегратора;
3) нарушение принципа добровольности интеграции при объединении и дальнейшем функционировании, обусловленное исходным несоответствием социально-экономических уровней, последующим расширенным воспроизводством и закреплением диспропорций развития принудительно интегрируемых структур в соответствии с интересами структуры — интегратора;
4) значительная дифференциация уровней социально-экономического развития регионов Южного макрорегиона; «расслоение» Южного макрорегиона на отдельные территориально-хозяйственные составляющие с разным уровнем развития; и т. п.
В настоящее время агропромышленная интеграция, представляющая собой соединение сельского и промышленного производства в различных формах и видах, имеющих наиболее завершенную форму при создании формализованных упорядоченных структур — интегрированных агропромышленных формирований, является объективным закономерным процессом развития аграрно-промышленного производства, базирующимся на специализации, кооперации, концентрации, индустриализации и интенсификации производства и труда, одновременно способствуя всестороннему развитию указанных процессов. В условиях развития глобализационных процессов межрегиональная интеграция является более высокой ступенью
- 71
эволюции интеграционного взаимодеиствия хозяйствующих субъектов территориально-продовольственных комплексов.
Одним из ключевых проявлений межрегиональной агропромышленной интеграции является формирование и развитие вертикально-интегрированных корпоративных структур, объединяющих хозяйственные элементы АПК разных регионов. Юг России, чье территориально-хозяйственное развитие в последние годы асимметрично, неустойчиво и во многом корреспондирует с углубляющейся конкуренцией за ресурсы, рынки сбыта и инвестиции, крайне нуждается в формировании межрегиональных вертикально-интегрированных структур, представляющих собой достаточно эффективную форму межхозяйственного сотрудничества, во многом способную обеспечить его участникам финансово-экономическую устойчивость, техническое, организационное и экономическое единство, паритет экономических отношений. В условиях инвестиционной «экспансии» крупных бизнес-структур (преимущественно с «московским» капиталом) в АПК административно-территориальных единиц Юга России, а также развития глобализационных процессов необходимо в рамках изучения форм межрегиональной агропромышленной интеграции сделать акцент именно на «межтаксономические» вертикально-интегрированные структуры.
В составе многих интегрированных структур выделяются предприятия, хозяйственные комплексы, производственные площадки, расположенные в разных субъектах РФ. Успешными примерами подобных структур в АПК Юга России являются Группа компаний «Юг Руси», АИК «Астон», «Ге-лио-Пакс», «Волгоагроресурс» и др. Подобные мезогенерации во многом способны сформировать вектор устойчивого развития АПК Южного макрорегиона.
На основе проведенного анализа интегрированных агропромышленных структур Южного макрорегиона выделены две их группы: 1) интегрированные формирования, производственные мощности которых выходят за пределы Южного федерального округа (Группа агропредприятий «Ресурс», ОАО «Вимм-Биль-Дан», Холдинговая группа компаний «Черкизовский», Группа компаний «Аг-рокубаньресурс», Холдинговая группа компаний «Фосагро», ЗАО «Лукойл — маркет»); 2) формирования, структурные (производственные) звенья ограничены пределами Южного макрорегиона.
Аграрный профиль многих межрегиональных интегрированных структур определяется специфи-
72 -
кой, производственной «ориентацией» экономики регионов. В частности, Южный федеральный округ (ЮФО) остается важнейшим поставщиком продукции сельского хозяйства в РФ, доля производства которой в общем ее производстве РФ составляет 23 %. При этом во многих субъектах округа этот сектор является именно основной отраслью хозяйственной специализации. В соответствии с уровнем доли сельского хозяйства в ВРП субъектов ЮФО, выделяются следующие группы: первая группа (0-5 % — Чеченская Республика); вторая группа (5-10 % — Астраханская область); третья группа (11-15 % — Волгоградская область, Ростовская область, Республика Адыгея), четвертая группа (16-20 % — Краснодарский край, Ставропольский край, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика); пятая группа (21-25 % — Ингушетия, Республика Дагестан); шестая группа (26-31 % — Кабардино-Балкарская Республика).
В то же время вклад регионов ЮФО в ВРП и его отраслевая структура крайне неоднородны. Это обусловлено неравномерным размещением производительных сил, различной площадью и численностью населения по регионам. Почти 84 % ВРП ЮФО формируется Краснодарским и Ставропольским краями, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областями. При этом отмечается существенная дифференциация уровня развития АПК отдельных регионов ЮФО. Наряду с субъектами, удельный вес которых в суммарном ВРП довольно значителен — Краснодарский край (30,6 % — 11-е место в Российской Федерации), Ростовская область (20,6 % — 15-е место в Российской Федерации), Волгоградская область (14,9 % — 19-е место в Российской Федерации), доля республик Юга России незначительна: Республика Ингушетия — 0,5 %; Республика Адыгея — 1,0 %; Республика Калмыкия — 1,0 %; Карачаево-Черкесская Республика — 1,3 %; Республика Северная Осетия-Алания — 2,4 %; Кабардино-Балкарская Республика — 2,9 %; Республика Дагестан — 6,9 %. При этом в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан, Ингушетии, Северной Осетии, Республике Калмыкия, а также в Краснодарском крае сельское хозяйство является отраслью специализации, занимая наибольшую долю в ВРП.
Следует отметить, что явно прослеживается именно зерновая, масленичная «ориентация» аграрного сектора экономики ЮФО, что предопределяет соответствующий хозяйственный «профиль» многих межрегиональных вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе сельскохозяйственные, перерабатывающие, торговые, агро-
сервисные активы АПК Юга России. Значительную роль при создании межрегиональной интегрированной структуры играют региональные особенности развития агропромышленного производства. К ним можно отнести специфику местного законодательства; наличие и качество трудовых ресурсов; природно-климатические особенности; уровень производственно-экономического, культурного, технико-технологического развития; наличие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры; развитие дорожной сети; местные и национальные традиции.
При организационно-хозяйственном, технологическом, финансово-экономическом соединении предприятий интегрирующихся отраслей отдельных таксономических единиц образуются вертикально-интегрированные межтаксономические формирования, которые в целом могут иметь следующую структуру и значение:
1) местное (локальное);
2) районное (микрорегиональное);
3) межрайонное (межмикрорегиональное);
4) региональное (внутри субъекта РФ);
5) межрегиональное, охватывая ряд субъектов РФ;
6) общегосударственное (макрорегиональное);
7) межгосударственное, международное и транснациональное.
Проведенный анализ сложившихся в ЮФО «межтаксономических» интегрированных структур, объединяющих участников агропродовольс-твенного комплекса, позволил выделить следующие закономерности их организации:
• на межрайонном уровне в основном преобладают межотраслевые агропромышленные объединения многопрофильного характера, сочетающие растениеводство, животноводство, оказание различных услуг товаропроизводителям и т. п.;
• на межрегиональном уровне субъектов РФ более предпочтительными можно считать создание специализированных интегрированных структур, охватывающих всю технологическую цепочку по определенному продуктовому подкомплексу — от производства сельхозпродукции до реализации конечному потребителю продуктов ее переработки; к числу данного рода «межтаксономических» интегрированных структур относятся зерновые межрегиональные интегрированные формирования, молочные, мясо-молочные, мясные и т. п.); в данных интегрированных формированиях, как правило, создаются структурные подразделения, занимающиеся производством растениеводческой продукции, используемой
преимущественно для внутреннего (внутриг-руппового) потребления, обеспечивая основное производство кормами; • на межмакрорегиональном уровне могут создаваться как специализированные, так и многопрофильные интегрированные структуры; это зависит от комплекса факторов, целей и задач интегрированных формирований, специфики стран-участников или стран, в которых расположены структуры агропромышленного объединения (дочерние организации, филиалы, представительства и т. д.). На уровне предприятий процесс интеграции первоначально складывается из взаимодействия между близлежащими организациями, как правило, территориально граничащими друг с другом или расположенными на одной административной или географической территории. Это во многом предопределяет общность интересов соседствующих организаций. Из таких организаций относительно несложно создать территориальную ассоциацию сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) переработчиков как форму социальной интеграции для обсуждения и решения общих актуальных проблем и задач, таких как: налаживание партнерских отношений, развитие взаимовыгодных контактов и инфраструктуры агробизнеса, выработка единого стратегического подхода к третьим лицам и т. п.
Следующий более высокий уровень интеграции — взаимодействие между организациями, объединенными схожими профессиональными интересами внутри отрасли, которым вполне по силам создать отраслевой (агропромышленный) союз как форму социально-групповой и профессиональной интеграции заинтересованных участников рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия для обсуждения своих общих актуальных проблем и задач, таких как: оптимизация структуры экономики, развития инфраструктуры агропромышленного производства, формулирование и отстаивание интересов отрасли (агропромышленного комплекса).
Затем идет уровень взаимодействия между организациями, объединенными совместными инвестиционными проектами. Это предопределяет более жесткое технологическое и финансовое единство. На этом уровне целесообразно создание финансово-агропромышленной группы.
Поэтапно развиваясь от более простых к более сложным, межрегиональная агропромышленная интеграция в пространстве Южного макрорегиона может обрести различные организационные формы: региональная ассоциация сельхозтоваропроиз-
- 73
водителей, переработчиков; отраслевой (агропромышленный) союз; межрегиональная ассоциация; межрегиональный агрохолдинг; финансово-промышленная группа; финансово-промышленный кластер. При этом для крупных объединений, занимающихся производством, переработкой и сбытом продукции, наиболее приемлемыми формами будут агрохолдинговая структура, а также аграрная финансово-промышленная группа.
Более того, в современных условиях особое значение приобретают межрегиональные финансово-агропромышленные кластеры, объединяющие хозяйствующие субъекты АПК отдельных регионов, составляющие сельскохозяйственный, перерабатывающий, торговый и финансово-кредитный блоки и предусматривающие интеграционное взаимодействие аграрного, промышленного, торгового и банковского капиталов. Финансово-агропромышленный кластер представляет собой некую совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных для реализации общих целей, без образования юридического лица. Следует согласиться с О. Н. Митрохиной в определении роли межрегиональных финансово-промышленных кластеров как одного из инструментов трансформации экономики в условиях действия определенных факторов. При этом наиболее приемлемой в настоящих условиях формой организационного построения межрегионального финансово-промышленного кластера выступает холдинговая структура, являющаяся достаточно жесткой по степени имущественной консолидации участников [11, с. 3].
Следует особо подчеркнуть, что создание межрегиональных вертикально-интегрированных структур не должно соответствовать такой стратегии социально-экономической политики региона, как стратегия установления внешнего контроля. Стратегия установления внешнего инвестиционно-финансового контроля над регионом изначально нацелена на фактор устойчивого дефицита инвестиций, а также на низкую капитализацию бизнеса в регионе. В то же время во многих аграрных регионах создаются (или в них приглашаются) мощные финансовые группы, которые берут на себя заботу о развитии социально-экономической системы региона — естественно ставя во главу угла собственные интересы. В случае, когда интересы финансовой группы локализованы в теневой экономике, стратегия внешнего финансового контроля практически ничего не дает для хозяйственной и социальной составляющих процесса развития региона.
Следует отметить, что эффективность функционирования интегрированной агропромышленной
74 -
структуры межрегионального характера во многом предопределяется уровнем разработки технико-экономического обоснования ее организационного проекта. При проработке организационных основ развития межрегиональной интеграции в АПК необходимо, в частности [9, с. 209]:
• определить цели и задачи создания интегрированного формирования, выходящего за рамки административно-территориальной единицы;
• установить потенциальных участников интегрированного формирования, их функции и задачи в рамках совместной деятельности;
• выбрать принципиальный вариант производственно-хозяйственных взаимоотношений между участниками и организационного оформления интегрированной межрегиональной структуры;
• решить вопросы выбора организационно-экономической модели межрегионального интегрированного формирования, обеспечения его материальной, кадровой и нормативно-правовой базой;
• урегулировать вопросы собственности на всех уровнях интегрированной структуры;
• выработать систему взаимоотношений интегрированного формирования и его участников с властными структурами регионов, государственными и общественными организациями;
• отработать механизм функционирования и управления межрегиональным интегрированным формированием, организацию совместной деятельности и распределения доходов по ее результатам.
Кроме того, предполагается разработка Устава центральной компании межрегионального агропромышленного формирования, подготовка совместно с региональной администрацией нормативных документов, разработка и подписание договора о создании межрегионального интегрированного объединения участников АПК. Также необходимо формирование механизма взаимодействия межрегионального агропромышленного объединения с администрацией соответствующих регионов, определение эффективности функционирования межрегионального агропромышленного формирования.
В настоящее время довольно остро стоят следующие проблемы организации межрегиональных агропромышленных структур в пространстве Юга России, требующие научно обоснованного подхода и взвешенных решений: проблема спецификации интеграционных механизмов формирования и функционирования межрегиональных агропромышленных структур; проблема обоснования
векторов объединительных процессов, выявления роли корпоративных структур, объединяющих профильные активы различных регионов Южного макрорегиона в формировании «точек роста» АПК Юга России; проблема выявления перспективных производственно-стоимостных цепочек, воспроизводственные звенья которых расположены в разных регионах (таксономических единицах) Южного макрорегиона.
Таким образом, организационно-экономические аспекты создания, успешного функционирования, развития и управления деятельностью корпоративных мезогенераций в агропромышленном комплексе Юга России являются одной из проблем, выдвинутых сегодня на первый план в контексте разработки стратегии социально-экономического развития данного макрорегиона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимирова Т. А. Финансовые механизмы взаимодействия в сложных производственных системах: Дис....д-ра экон. наук / Т. А. Владимирова. — Новосибирск, 2002. — 341 с.
2. Галазова С. С. Интраэкономика: проблемы анализа внутрикорпоративных отношений / С. С. Галазова // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион (общественные науки). 1999. № 1. С. 25-36.
3. Головина С. Г. Развитие аграрных хозяйств в условиях институциональных преобразований: теория, методология, практика: Дис.... д-ра экон. наук / С. Г. Головина. — Екатеринбург, 2007.
4. Дружинин А. Г. Юг России конца XX — начала XXI в. (экономико-географические аспекты) / А. Г. Дружинин. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 202.
5. Иншаков О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России / О. В. Иншаков. — Волгоград: Изд-во Вол-гогр. гос. ун-та, 1995. — 450 с.
6. Иншакова Е. И. Интеграция национальных экономических пространств: закономерности и принципы // Грани интеграции: Сборник научных статей /Сост. Е. Г. Русскова. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. С. 142.
7. Керашев А. А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием / А. А. Керашев. — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
8. КиргуевА. Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства / А. Т. Киргуев. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2006. — 180 с.
9. Кириленко А. С. Развитие межрегиональной агропромышленной интеграции: теория и практика: Дис.. д-ра экон. наук / А. С. Кириленко. — Москва, 2005.
10. Милосердов В. В. Аграрная политика и проблемы развития АПК / В. В. Милосердов. — М.: Агропромиздат, 1990. — 294 с.
11. Митрохина О. Н. Формирование и развитие интегрированных корпоративных образований в промышленности: Автореф. дис.. д-ра. экон. наук / О. Н. Митрохина. — Саратов, 2007.
12. Осадчая О. П. Финансово-промышленные группы: механизмы формирования и обеспечения эффективности стратегий развития: Дис.. д-ра экон. наук / О. П. Осадчая. — Барнаул, 2006.
13. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития /О. С. Пчелинцев; Ин-т народохозяйственного прогнозирования РАН. - М. : Наука, 2004. - 258 с.
14. Фомин О. С. Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных предприятий (На примере хозяйств Курской области) Дис. ... канд. экон. наук / О. С. Фомин. - Курск, 2000. - 185 с.