УДК 338.436.33 (470) ББК 65.32 (2Рос)
А 95
С.А. Ахиджак
Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Кубанского
государственного аграрного университета. 350044, г. Краснодар, Калинина 13. Тел.:
(861) 221-58-84, е-mail: ahidzak2000@mail.ru.
Возможности межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК в условиях активизации глобализационных процессов
(Рецензирована)
Аннотация. В условиях активизации глобализационных процессов выход интеграционного взаимодействия субъектов АПК за пределы хозяйственного пространства одного региона выступает объективной закономерностью эволюционного процесса развития отечественного АПК. В статье исследованы возможности и ограничения межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК России, основные последствия развития интеграционных связей и отношений.
Ключевые слова: интеграционное сотрудничество, глобализация, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, стратегия развития.
S.A. Akhidzhak
Senior Lecturer of Accounting Department of the Kuban State Agrarian University. Ph.:
(861) 221-58-84, е-mail: ahidzak2000@mail.ru.
Feasibilities of inter - regional integrating partnership of economic subjects of agrarian and industrial sector in terms of intensifying globalization processes
Abstract: In the conditions of intensifying globalization processes the expansion of integrated interaction of economic subjects of agrarian and industrial sector beyond the economic space of one region acts as the objective law of evolutionary development of national agrarian and industrial sector. The paper examines feasibilities and restrictions of inter-regional integrating partnership between economic subjects of agrarian and industrial sector of Russia and the basic consequences of development of integrated communications and relations.
Keywords: integrating partnership, globalization, agrarian and industrial sector, government support, development strategy.
В условиях включения отечественной агроэкономики в глобализационные процессы, роста инвестиционной активности транснациональных агропромышленных структур отмечается распространение форм интеграционного сотрудничества субъектов АПК многих регионов Юга России. Рыночные условия, характеризующиеся динамизмом межрегиональных и региональных рынков, во многом способствуют активному укрупнению хозяйствующих субъектов, являющемуся способом минимизации конъюнктурных рисков и сокращения издержек, связанных с поиском агропромышленным комплексом России новых конкурентных преимуществ в контексте активизации глобализационных процессов. Практика хозяйственной деятельности субъектов АПК в настоящее время предполагает концентрацию и централизацию капитала компаний для достижения поставленных целей, что неизбежно приводит к образованию интегрированных структур на межрегиональном рынке.
Развитие межрегиональной интеграции субъектов АПК, являясь объективной
закономерностью развития современного агробизнеса, должно учитывать доминантные тенденции, отражающие закономерности развития мирового аграрного производства и имеющие универсальный характер. Современные тенденции развития мирового аграрного производства проявляются в следующих процессах: усиление роли транснациональных корпораций в развитии сельского хозяйства; изменение структурной политики сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; рост концентрации промышленноторгового капитала; расширение функций маркетинга в аграрной сфере; ужесточение требований международных стандартов; расширение позиций на рынках продовольствия кооперативных и профессиональных структур.
Кроме того, следует отметить новые направления в развитии интеграционных процессов в агропродовольственном комплексе России [1]:
• включение в интеграционный процесс отраслей и сфер деятельности, не относящихся к агропромышленному комплексу;
• формирование межрегиональных, в том числе транснациональных интегрированных структур;
• усиление роли государства в развитии интеграционных связей;
• необходимость более жесткой координации между партнерами, в том числе на государственном межрегиональном уровне.
Интеграционное сотрудничество субъектов АПК разных регионов способствует сокращению территориальной дифференциации уровня развития агропромышленных систем, развитию структуры межотраслевого, межрегионального товарооборота, а также формированию единого продовольственного рынка России. Выходя на межрегиональный уровень, межхозяйственное интеграционное сотрудничество в АПК кардинально трансформирует не только систему организационно-экономических связей, отношений хозяйствующих субъектов, но институционально-хозяйственную среду агроэкономики, генерирует новые субъекты экономических отношений, свойственные современному этапу развития агроэкономики, - межрегиональные интегрированные структуры. В процессе своего функционирования межрегиональные вертикально-интегрированные структуры способствуют концентрации профильных активов аграрной сферы, модернизируют систему организационно-экономических отношений в АПК мезоуровня, способствуют обеспечению эквивалентности отношений обмена и распределения, сокращению стоимости трансакций. Кроме того, интеграционное сотрудничество субъектов АПК сопредельных аграрных регионов содействует не только оптимизации структуры межрегионального товарооборота, но и стабилизации финансового положения многих субъектов агробизнеса, повышению конкурентоспособности продовольственных товаров.
Процесс развития межрегиональной агропромышленной интеграции и организационного становления межрегиональных агропромышленных структур происходит главным образом в следующих направлениях [2]:
• создание в составе сельскохозяйственных организаций (объединений) необходимых структур по переработке и реализации продукции (предприятия, подразделения);
• слияние в единый производственный комплекс или организационное соединение производственно-хозяйственной деятельности ранее самостоятельно действующих, но технически тесно взаимосвязанных сельскохозяйственных, промышленных и других организаций;
• создание новых предприятий и объединений агропромышленного типа;
• планомерное осуществление государственных организационно-экономических мероприятий по комплексному развитию АПК района, области, края, республики, федерального округа, страны.
Вместе с тем основными объективными предпосылками становления межрегиональных интеграционных связей в системе агробизнеса остаются концентрация агропромышленного производства, централизация капитала и межотраслевая интеграция,
которые в современной российской экономике реализуются в форме положительной институциональной динамики развития крупных корпоративных межрегиональных структур, преимущественно холдингового типа. При этом синергетический эффект возникает из синхронизации всех этапов системы агропроизводства, ликвидации посреднических звеньев между сельским хозяйством, промышленностью и потребителями, снижения трансакционных издержек, повышения использования трудовых ресурсов и сырья. Доминирующие же позиции в системе межрегиональной интеграции в большинстве своем продолжают занимать структуры трансакционного сектора, которые диверсифицируются либо в сферу переработки, либо в сферу производства сельскохозяйственной продукции.
Особенность российской модели институционализации трансакционного сектора АПК в посткризисный период заключается в том, что для отечественных фирм-интеграторов наиболее характерно поглощение сельскохозяйственных предприятий, а также строительство собственных перерабатывающих предприятий и терминалов, что детерминирует их системообразующую роль как звена-интегратора предприятий, производящих сельскохозяйственное сырье.
В данном отношении интеграционное сотрудничество субъектов сопредельных регионов Юга России - Краснодарский край и Республика Адыгея - выступает качественно более высокой ступенью межхозяйственного, межрегионального сотрудничества. Основными предпосылками развития межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК Краснодарского края и Республики Адыгея являются [3]:
• пространственная совмещенность Краснодарского края и Республики Адыгея, транзитность пересекающих их коммуникаций, что предопределяет уникальность их геополитического взаиморасположения;
• сложившаяся динамика и структура межрегионального товарооборота сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
• сложившаяся институционально-хозяйственная среда АПК Республики Адыгея и Краснодарского края (в частности, низкое ее качество), а также дифференциация в уровне развития отдельных секторов АПК данных регионов на фоне сложившихся отраслевых диспропорций;
• интернационализация аграрного капитала, активное «проникновение» в хозяйственное пространство регионов корпоративных структур национального и транснационального уровней, что способствует трансформации отношений собственности в аграрном секторе регионов на основе корпоративных принципов. Данные структуры консолидируют профильные активы АПК Краснодарского края и Республики Адыгея, формируя полный производственно-технологический цикл, звенья которого локализованы в хозяйственном пространстве сопредельных регионов; данные структуры имеют финансовокредитную, трансакционную природу;
• значительный ресурсный, инвестиционный потенциал АПК сопредельных регионов - Краснодарского края и Республики Адыгея;
На фоне приблизительно одинакового уровня хозяйственной специализации агропромышленных систем Краснодарского края и Республики Адыгея следует выделить следующие существенные их различия;
• значительная разница в уровне ресурсного, инвестиционного потенциалов агропромышленных систем Краснодарского края и Республики Адыгея (в том числе, недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Республики Адыгея при снижении инвестиционной активности в АПК Краснодарского края);
• структура форм агробизнеса: преобладание крупных корпоративных структур -конгломератов в аграрном секторе Краснодарского края на фоне превалирования мелкотоварных форм агробизнеса Республики Адыгея, деятельность которых отличается низким уровнем согласованности;
• структура и удельная доля инвестиций в основной капитал в агропромышленных системах Краснодарского края и Республики Адыгея;
• значительная разница в уровне международной интегрированности субъектов хозяйствования в АПК Краснодарского края и Республики Адыгея, уровне участия транснациональных и федеральных агропромышленных корпораций; в частности, в крае отмечается высокая инвестиционная активность вертикально-интегрированных корпоративных структур, элементы которых инкорпорированы в хозяйственное пространство ряда регионов России; в Республике Адыгея корпоративный сектор представлен лишь нескольким межрегиональными структурами; доля мелкотоварных форм агробизнеса в АПК Республики Адыгея превышает 70%, в то время как по Краснодарскому краю данный показатель не превышает 40% (в среднем за последние 5 лет);
• структура прибыльных и убыточных субъектов АПК данных регионов и т.п.
Межрегиональное сотрудничество субъектов АПК Краснодарского края и Республики
Адыгея проявляется во взаимном товарообмене на договорной основе, а также в незначительных масштабах инвестиционной и инновационной деятельности. За последние пять лет произошло удвоение межрегионального товарооборота, основную часть которого составляют продовольственные товары. Однако в структуре межрегиональных поставок по-прежнему преобладает конечная продукция производственно-стоимостной цепи, произведенная независимыми контрагентами, а не в рамках вертикальной интеграции сельскохозяйственного сырья, на долю которого приходится лишь треть товарооборота.
Современное состояние интеграционного сотрудничества субъектов АПК Краснодарского края и Республики Адыгея может быть охарактеризовано следующим образом:
• отсутствием стабильных, взаимовыгодных отношений между участниками технологической цепи «производство сельскохозяйственной продукции - переработка -реализация»; в частности, существующие договорные формы интеграции и немногочисленные корпоративные вертикально-интегрированные структуры, функционирующие в хозяйственном пространстве Республики Адыгея и Краснодарского края, не обеспечили заметного сокращения ценового диспаритета на агропродовольственном рынке;
• превышением производственных мощностей перерабатывающих предприятий целого ряда подкомплексов имеющиеся сырьевые ресурсы хозяйств общественного сектора Республики Адыгея; в данном отношении сотрудничество идет по таким направлениям, как закупки молочного сырья молзаводами Республики Адыгея у сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края, способных предложить крупные партии молочного сырья стабильного качества;
• отсутствием прямых связей сельхозтоваропроизводителей с переработчиками; непродуманной ценовой политикой, предопределившей недоиспользование производственных мощностей перерабатывающих предприятия мезоуровня.
Для межрегионального сотрудничества субъектов АПК сопредельных Краснодарского края и Республики Адыгея характерно преобладание квазиинтеграционной формы сотрудничества, базирующейся на применении системы производственных контрактов, механизмов авансирования и подряда. Данный вид интеграционного взаимодействия, получивший наибольшее распространение в молочнопродуктовом, масложировом, овощепродуктовом подкомплексах, базируется на специализированном механизме управления сделками, предполагающем существование двусторонней зависимости между участниками рынка без полной интеграции.
Одним из сдерживающих моментов развития межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК Краснодарского края и Республики Адыгея является низкий уровень государственного участия в управлении данным процессом. В частности, речь идет прежде всего о дефиците институционального инструментария государственного регулирования данного процесса, отсутствии программ развития межрегиональной агропромышленной интеграции, а также недостаточном уровне применения механизмов частно-государственного партнерства.
Вместе с тем в настоящее время существуют значительные ограничения развития межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК Краснодарского края и Республики Адыгея:
• сильные позиции на региональном агропродовольственном рынке трансакционного сектора АПК на фоне существенных институциональных ограничений, недостаточного уровня развития инфраструктурной составляющей АПК;
• недостаточный уровень государственного регулирования трансакционного сектора АПК мезо-уровня, деятельности снабженческо-сбытовых структур;
• недостаточный уровень развития кооперации малых форм агробизнеса, несопоставимый с уровнем скоординированности деятельности субъектов трансакционного сектора мезо-уровня;
• несбалансированность структуры инвестиций в разрезе отдельных секторов АПК Республики Адыгея и Краснодарского края в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности; следует также отметить низкий уровень развития инвестопроводящей сети в АПК Республики Адыгея.
Одним из ключевых ограничений межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК сопредельных регионов является низкий уровень развития соответствующей институционально-хозяйственной среды. Необоснованность структуры, форм интеграционных взаимодействий субъектов АПК сопредельных аграрных регионов не позволяет в полной мере реализовать мощный потенциал вертикальной интеграции. При этом недостаточно реализуется согласующая функция интеграции хозяйствующих субъектов АПК мезо-уровня, состоящая в обеспечении системного единства и целостности различных отраслей и регионов, в содействии развитию стратегически взаимовыгодных межотраслевых и межрегиональных связей [4, 5].
Интеграционное сотрудничество хозяйствующих субъектов АПК сопредельных регионов может осуществляться путем формирования в экономике страны особых сетевых организаций - кластеров, включающих фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. При этом географическую близость следует рассматривать скорее как место накопления "критической массы" социального и человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов. Главное в структуре кластера - распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой.
Проведенный анализ системы внутригруппового взаимодействия субъектов АПК позволил выявить следующие ограничения развития межрегионального интеграционного сотрудничества:
• неразвитость принципов организации совместной деятельности участников межрегиональной интегрированной структуры (в особенности принципов организации и планирования финансовых потоков, внедрения схем трансфертного ценообразования, налогового маневрирования); во многих интегрированных структурах не сложились устойчивые связи между предприятиями, что не позволяет разрабатывать совместную маркетинговую политику, вести консолидированную финансовую отчетность. Возникащие сложности в принятии решений и неоднородность позиционирования предприятий на рынке препятствовали внедрению общей торговой марки группы. Более того, в российской практике многие вопросы организации и стратегии интегрированной структуры рассматриваются после ее организации и регистрации, что не обеспечивает принятия согласованных решений, особенно по спорным вопросам;
• неотлаженность отношений собственности на фоне их пролонгированной трансформации, низкий уровень консолидации активов участников трансрегиональной агропромышленной интеграции; неотлаженность отношений собственности находит свое проявление структуре собственников, их территориальной локализации и т.п.;
• дисбаланс в уровнях интеграции производства и концентрации капитала, связанный с недостаточной концентрацией капитала для финансирования
крупномасштабных инвестиционных проектов на фоне высокой степени интеграции производственных мощностей; в данных условиях прежде всего необходимо обеспечить паритет финансовой и агропромышленной составляющей межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК мезо-уровня;
• ограниченность инвестиционных возможностей; недостаточность
инвестиционного потенциала для реализации крупных проектов модернизации производства, связанная со значительной зависимостью принимаемых инвестиционных решений от административного ресурса (политических факторов), а также с несовершенством нормативной базы регулирования межрегионального интеграционного взаимодействия в АПК, установления правосубъектности его участников;
• низкое качество корпоративного управления, отсутствие глубокой предварительной проработки внутрикорпоративной стратегии, корпоративных целевых задач и программ их реализации; при этом разработка интеграционной стратегии должна осуществляться в тесном единстве с подготовкой основных положений корпоративной инвестиционной программы и должна быть обеспечена корпоративным стратегическим контролем; в свою очередь стратегический контроль со стороны управляющих компаний предполагает систематический анализ на уровне корпорации в целом и входящих компаний таких аспектов, как структура баланса, рациональность финансовых потоков, реальная потребность в финансировании программ технического перевооружения и т.п.;
• тарифная политика естественных монополий, негативно сказывающаяся на эффективности российских интегрированных структур, в частности, повышение цен со стороны топливно-энергетического комплекса, а также организаций транспорта, что особенно завышает издержки производства на предприятиях металлургической отрасли, препятствует аккумуляции необходимых финансовых источников для обновления технологий, ввода новых производственных мощностей.
Таким образом, выход интеграционного взаимодействия субъектов АПК за пределы хозяйственного пространства одного региона выступает объективной закономерностью эволюционного процесса развития отечественного АПК. При этом межрегиональное интеграционное сотрудничество субъектов АПК сопредельных регионов России (в частности, Краснодарского края и Республики Адыгея) обладает мощным антикризисным потенциалом, оптимизирующим структуру межрегионального товарообмена.
Примечания:
1. Анфиногентова А.А. Новые направления исследования межотраслевых связей в агропромышленном комплексе России. Саратов: Научная книга, 2003. 230 с.
2. Гордеев А.В. Продовольственное обеспечение России (Вопросы теории и практики). М.: Колос, 1999. 225 с.
3. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005.
4. Крылатых Э.Н. Исследование интеграции аграрных рынков (на примере СНГ) // Аграрная Россия. 2003. № 5. С. 10-12.
5. Туманян И.В. Качественная трансформация системы факторов производства в постиндустриальном обществе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6 (№2). Ч. 2. С. 47-52.