Научная статья на тему 'Роль государства в развитии интеграционных связей в АПК'

Роль государства в развитии интеграционных связей в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / АПК / ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INTEGRATION / AGRIBUSINESS / ECONOMICS / AGRICULTURAL PRODUCTION / PROCESSING INDUSTRY / INTEGRATED FORMATIONS / COMPETITIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камилов Магомагази Камилович, Камилова Патимат Дадаевна, Камилова Заира Магомедгазиевна

В статье анализируется роль государства для успешного развития интеграционных связей в АПК. Раскрыты сущность, цели и задачи интеграционных связей в АПК. Дана характеристика основных направлений интеграции в региональном АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камилов Магомагази Камилович, Камилова Патимат Дадаевна, Камилова Заира Магомедгазиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF INTEGRATIONAL CONNECTIONS IN AGRIBUSINESS

The article analyzes the role of the state for successful development of integrational connections in agribusiness. The substance, goals and tasks of integrational connections in agribusiness are disclosed. The characteristic of the main focus areas of integration in the regional agribusiness is given.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии интеграционных связей в АПК»

Камилов М.К., Камилова ПД Камилова З.М.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ В АПК

КАМИЛОВ М.К.,,КАМИЛОВА П.Д.,КАМИЛОВА З.М.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ В АПК

В статье анализируется роль государства для успешного развития интеграционных связей в АПК. Раскрыты сущность, цели и задачи интеграционных связей в АПК. Дана характеристика основных направлений интеграции в региональном АПК.

Ключевые слова: интеграция, АПК, экономика, сельскохозяйственное производство, перерабатывающая промышленность, интегрированные формирования, конкурентоспособность.

KAMILOV M.K.,KAMILOVA P.D.,KAMILOVA Z.M.

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF INTEGRATIONAL CONNECTIONS IN AGRIBUSINESS

The article analyzes the role of the state for successful development of integrational connections in agribusiness. The substance, goals and tasks of integrational connections in agribusiness are disclosed. The characteristic of the main focus areas of integration in the regional agribusiness is given.

Keywords: integration, agribusiness, economics, agricultural production, processing industry, integrated formations, competitive ability.

Современное развитие сельскохозяйственного производства неотделимо от решения актуальнейшей проблемы — повышения его экономической эффективности. Это особенно важно в настоящее время, когда сельское хозяйство, качественно преобразуясь на новой технической и технологической основе, вынуждено совершенствовать свои организационные формы в целях более рационального использования всех материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эти вопросы требуют глубокого экономического обоснования. Внедрение прогрессивных технологий в сельское хозяйство, его качественное преобразование могут дать определенный эффект, особенно в том случае когда они будут основываться на развитии специализации и концентрации на базе агропромышленной интеграции.

Агропромышленная интеграция представляет собой форму концентрации производства, при которой происходит не только укрупнение сельскохозяйственного производства, но и создаются прочные производственные связи сельскохозяйственных организаций с предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции, производящими для интегрируемых предприятий средства производства, занятыми производственно-техническим обслуживанием, а также с организациями сфер доведения конечного продукта до потребителя, который осуществляется с помощью определенных организационных, экономических и правовых механизмов.

Развитие агропромышленной интеграции представляет собой объективный экономический процесс, связанный, с одной стороны, с общественным разделением труда и его специализацией, с другой — необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Сельскохозяйственные организации вступают в агропромышленное формирование, стремясь снизить риск, связанный с производством, его зависимостью от климатических условий, стихийностью рынка сельскохозяйственной продукции, диктатом перерабатывающих организаций, необходимостью повышения конкурентоспособности производства. Перерабатывающие и обслуживающие организации также стремятся обеспечить себе стабильные доходы благодаря наличию надежной сырьевой базы, лучшему использованию сырья, повышению качества своей продукции, ее удешевлению и завоеванию рынков сбыта.

Основными причинами, вынуждающими предприятия к объединению, являются: усиление рыночной конкуренции; стремление к снижению производственных издержек; снижение рисков, опасностей и угроз, в т. ч. за счет диверсификации деятельности; централизация выполнения общей сбытовой стратегии (маркетинг, закупки, реклама, сбыт, получение товарных знаков и т. п.); повышение эффективности производства; расширение рынков сбыта; привлечение инвестиций; необходимость финансового оздоровления производства.

В связи с этим формируются основные стратегические цели агропромышленной интеграции: совершенствование управления финансовыми потоками; получение новых источников финансирования расширенного воспроизводства; повышение технологичности и эффективности собственного производства, его ориентация на активное продвижение товаров и услуг на внешний и внутренний рынок; подключение к товарообороту с внешним рынком не только

отдельных предприятий, но и целых производственно-технологических цепочек.

Современные агропромышленные формирования характеризуются большим разнообразием и сложностью способов объединения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сочетанием многих видов разнообразной деятельности и функций, опосредствованных определенными отношениями собственности и изменяющихся под их воздействием. В основу их классификации в зависимости от ее цели и назначения могут быть положены различные признаки. Однако при всех различиях классификационных признаков общим является то, что любые интегрированные формирования призваны обеспечивать увеличение объемов производства и повышение его эффективности, дальнейший рост производительности труда.

Одним из сдерживающих моментов развития межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК является низкий уровень государственного участия в управлении данным процессом. В частности, речь идет, прежде всего, о дефиците институционального инструментария государственного регулирования данного процесса, отсутствии программ развития межрегиональной агропромышленной интеграции, а также недостаточном уровне применения механизмов частно-государственного партнерства.

Важную роль в позитивном развитии интеграционных процессов играет регулирующее воздействие государства. Наиболее эффективной и адекватной современной ситуации является стимулирующая и протекционистская политика государства по отношению к интеграции в АПК. Основными задачами государственного регулирования интеграционных процессов должны стать:

- обеспечение благоприятных правовых, организационных и экономических условий для формирования и функционирования интегрированных структур;

- поддержка инвестиционной и инновационной составляющей интеграционных процессов;

- обеспечение баланса экономических и социальных аспектов деятельности интегрированных формирований;

- обеспечение эффективного выхода интегрированных структур на международные рынки сбыта своей продукции.

В современных условиях для успешного развития интеграции в агропромышленном комплексе необходима определенная государственная поддержка товаропроизводителей, которая должна осуществляться в следующих направлениях: восстановление управляемости АПК; устранение ценового диспаритета; активная финансово-кредитная и налоговая политика; поддержка страхования в АПК; формирование рыночной инфраструктуры; регулирование внешнеэкономической деятельности.

В рамках предпринятого правительством расширения программно-целевого подхода необходимо, чтобы развитие интеграционных процессов, усиление их инвестиционной и инновационной составляющей было сформулировано как важнейшее направление государственной программы по развитию АПК.

Роль государства в обеспечении интеграционных процессов после вступления России в ВТО становится особенно актуальной. Взвешенная протекционистская политика, государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в этих условиях должны стать приоритетными. Общеизвестно, что цена на продукты питания и сельскохозяйственное сырье формируется в той самой динамичной и переменчивой среде, которую мы называем рынком, зависит, как ни парадоксально, от спроса и предложения. Поступление на отечественный рынок дешевого зарубежного продовольствия в совокупности с ростом цен на энергоносители окончательно могут разрушить отечественное сельскохозяйственное производство.

Современная практика создания и деятельности новых агропромышленных формирований в России обозначила три основных направления интеграции в региональном АПК, которые отражают уровень специализации и масштаб созданных формирований [1].

К первому направлению относятся объединение большинства предприятий АПК района и создание многоотраслевой коммерческой организации: хозяйственного общества, АПФГ (агропромышленно-финансовой группы). Многочисленность участников, различие производственных и экономических интересов, многопрофильность производства, ограниченность источников инвестиций затрудняют пока реализацию этого варианта агропромышленной интеграции, который является стратегическим решением в рамках региона.

Вторым направлением является создание отраслевых хозяйственных обществ (АО или ООО), союзов, ассоциаций или иных образований. Они объединяют деятельность участников в рамках одного (реже двух) продуктовых подкомплексов — плодоовощного, молочного, мясного и др. Специализация интегрированных формирований позволяет сосредоточить ресурсы, а также внимание менеджеров на минимуме задач, полнее учитывать потребности рынка, оперативнее реагировать на его спрос. Однако есть и сложность, связанная с выходом производственных и экономических связей за пределы одного района, чтобы загрузить перерабатывающие предприятия. Перспективой данного направления является последующее объединение

создаваемых в районе отраслевых структур в одно крупное коммерческое формирование.

Третье направление интеграции — это развитие перерабатывающего (мясного, молочного, плодоовощного и др.) производства в составе сельскохозяйственного предприятия. Недостаток данного направления заключается в том, что из-за использования простейших технологий и малых объемов переработки велики потери сырья и, следовательно, растет себестоимость продукции. Есть трудности выхода на рынок сельскохозяйственной продукции, имеющей низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежной.

Несомненно, что в аграрном секторе экономики необходимо поддерживать все хозяйственные формы, уже действующие и вновь возникающие. Но центр тяжести на современном этапе, по нашему мнению, должен быть переориентирован на создание форм хозяйствования, обеспечивающих развитие межотраслевых хозяйственных связей, а также способствующих агропромышленной интеграции, развитию рынка новых технологий и внедрению инноваций. Это, прежде всего, модели кооперации различных форм агропромышленных объединений с высоким экспортным потенциалом в целях расширения финансовой базы сельского хозяйства. Развитие аграрной сферы возможно только при условии, если обеспечиваются взаимовыгодные, сбалансированные связи сельского хозяйства, отраслей промышленности, производящих для него средства производства, сферы переработки и реализации продукции.

Нужно заметить, что в различных странах отмечаются свои особенности формирования АПК, отличается и его структура, но основные тенденции агропромышленной интеграции присущи большинству высокоразвитых стран. Специфика агропромышленной интеграции зарубежных стран заключается в том, что в большинстве случаев ее объектом является сельское хозяйство, а прямым или косвенным ее инициатором и координатором — несельскохозяйственные фирмы. К основным факторам, способствующим развитию агропромышленной интеграции, в развитых странах относят усиление государственного регулирования отраслей АПК, накопление и концентрацию капитала в них, а также повышение значимости в конечной продукции АПК несельскохозяйственных отраслей [2].

В нашей стране проводилась большая работа по развитию межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, что способствовало формированию межотраслевых связей, принимались меры по совершенствованию управления комплексом. Развитие интеграционно-кооперационных процессов в агропромышленном комплексе объективно обусловлено необходимостью обеспечения единства и непрерывности взаимосвязанных этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Устойчивое развитие сельскохозяйственных товаропроизводителей в системе АПК немыслимо без их интеграции, как между собой, так и с перерабатывающими промышленными предприятиями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров на пути к взаимовыгодному сотрудничеству.

Основными факторами, стимулирующими развитие агропромышленной интеграции, являются усиление государственно-монополистического регулирования отраслей, появление транснациональных корпораций, политическое лоббирование интересов крупных предприятий промышленности и агробизнеса, уменьшение размера налоговых платежей за счет консолидации налогов, эффективное использование ресурсов, повышение финансовой устойчивости, снижение риска хозяйствования. В процессе интеграции происходит выработка адаптационных стратегий к меняющейся экономической среде для выживания и повышения устойчивости интегрированных структур.

Для оценки влияния основных факторов на уровень доходов интегрированного формирования целесообразно использование производственных функций. Оценка результатов расчетов на их основе делает обязательным экспертное сравнение эффективности и устойчивости интегрированных форм в сравнении их с вариантами автономного функционирования предприятий. Отбор конкурентоспособных форм интеграции и оценка ее преимуществ предполагает использование таких показателей, как коэффициенты финансовой устойчивости предприятий, показатели деловой активности и рентабельности, коэффициенты налоговой нагрузки и некоторые другие.

Не подлежит сомнению тот факт, что, при всём многообразии форм интеграции в АПК, определяющая роль должна принадлежать сельскохозяйственным товаропроизводителям, так как они устанавливают номенклатуру, размеры и сроки производства, характер деятельности и т. п. Для этого необходима разработка программы совместной деятельности предприятий-участников интеграции, предусматривающей развитие их экономических взаимоотношений, начиная с производства продукции и организации ее поставок, постепенно переходя к более жестким экономическим связям в рамках создаваемого интегрированного формирования и распределению конечных результатов совместного труда.

В современных условиях следует отметить новые направления в развитии интеграционных

процессов в агропродовольственном комплексе России, такие, как [3]:

- включение в интеграционный процесс отраслей и сфер деятельности, не относящихся к агропромышленному комплексу;

- формирование межрегиональных, в т. ч. транснациональных интегрированных структур;

- усиление роли государства в развитии интеграционных связей в АПК;

- необходимость более жесткой координации между партнерами, в т. ч. на государственном межрегиональном уровне.

Процесс развития межрегиональной агропромышленной интеграции и организационного становления межрегиональных агропромышленных структур происходит главным образом в следующих направлениях:

- создание в составе сельскохозяйственных организаций (объединений) необходимых структур по переработке и реализации продукции (предприятия, подразделения);

- слияние в единый производственный комплекс или организационное соединение производственно-хозяйственной деятельности ранее самостоятельно действующих, но технически тесно взаимосвязанных сельскохозяйственных, промышленных и других организаций;

- создание новых предприятий и объединений агропромышленного типа;

- планомерное осуществление государственных организационно-экономических мероприятий по комплексному развитию АПК района, области, края, республики, федерального округа, страны.

Вместе с тем основными объективными предпосылками становления межрегиональных интеграционных связей в системе агробизнеса остаются концентрация агропромышленного производства, централизация капитала и межотраслевая интеграция, которые в современной российской экономике реализуются в форме положительной институциональной динамики развития крупных корпоративных межрегиональных структур, преимущественно холдингового типа.

Одним из ключевых ограничений межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК сопредельных регионов является низкий уровень развития соответствующей институционально-хозяйственной среды. Необоснованность структуры, форм интеграционных взаимодействий субъектов АПК сопредельных аграрных регионов не позволяет в полной мере реализовать мощный потенциал вертикальной интеграции. При этом недостаточно реализуется согласующая функция интеграции хозяйствующих субъектов АПК мезоуровня, состоящая в обеспечении системного единства и целостности различных отраслей и регионов, в содействии развитию стратегически взаимовыгодных межотраслевых и межрегиональных связей [4].

Важной инновационной составляющей агропромышленной интеграции является и то, что интеграционное сотрудничество хозяйствующих субъектов АПК сопредельных регионов может осуществляться путем формирования в экономике страны особых сетевых организаций — кластеров, включающих фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. При этом географическую близость следует рассматривать скорее как место накопления социального и человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов. Главное в структуре кластера — распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой.

Как известно, преимущество крупного производства заключается, прежде всего, в рациональном и эффективном использовании техники и технологий, в оптимальном сочетании отраслей, высоком уровне товарности, реализации продукции без посредников. Именно в крупных организациях происходит концентрация капитала. Научно-технический прогресс стимулирует сельскохозяйственные организации приобретать высокопроизводительную технику, использовать новейшие технологии и на этой основе повышать производительность труда, увеличивать доходы.

Зарубежный опыт развития агропромышленной интеграции, традиции российского сельского хозяйства убеждают нас в том, что стержнем аграрной политики государства являются крупные сельскохозяйственные организации и объединения, агрофирмы, союзы, холдинги и именно они призваны обеспечить высокую эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке.

Особенно актуальными в системе механизма хозяйствования интегрированного формирования являются ценовые взаимоотношения, с помощью которых обеспечивается согласованность действий и единая организационная направленность в продвижении продукта от производителя к потребителю, синхронность, пропорциональность, ритмичность и оптимальный режим работы всех звеньев единой технологической цепи производства. Проблема ценовых отношений в агропромышленных формированиях, по существу, сводится к определению вклада сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечный результат, под которым следует понимать выручку от реализации продукции перерабатывающих и торговых предприятий.

Не меньшее значение имеют принципы и методы распределения дохода между участниками. Несмотря на отличительные особенности интегрированных формирований (по организационно-правовым формам, структуре органов управления и др.), их объединяет одна проблема: поиск экономического механизма взаимовыгодного сотрудничества участников интегрированного процесса. Важными являются следующие обстоятельства — сколько производится сельскохозяйственной продукции для дальнейшей её переработки и где реализуется готовая конечная продукция? В этой связи необходимо на основании объективных параметров определять индивидуальный вклад каждого участника в общий результат и распределять совокупный эффект от интегрированной деятельности.

Анализ предшествующего опыта создания агропромышленных формирований показал, что необходимость интеграции признается подавляющим большинством руководителей и специалистов предприятий региона. Однако сложным вопросом остается обоснование и выбор вариантов организационно-правового механизма, который в сочетании с удачными экономическими решениями по взаиморасчетам, финансовым связям, налоговым и другим платежам определяет перспективность деятельности агропромышленных формирований. Разработка организационно-правового механизма агропромышленной интеграции включает следующие блоки:

- выявление на основе анализа условий региона и рынков сбыта экономически перспективных производственных технологических связей между предприятиями АПК и других отраслей;

- обоснование целей и задач совместной межотраслевой деятельности, ее направлений и масштабов;

- выявление предполагаемого состава участников интеграции и выбор организационно-правового статуса агропромышленного формирования;

- проведение совещаний потенциальных участников интеграции;

- разработка устава, договора и положений об органах управления агропромышленного формирования;

- государственная регистрация агропромышленного формирования.

Для становления и развития интегрированных взаимоотношений в агропромышленном комплексе в стране, в частности, приняты Федеральные законы об акционерных обществах; о сельскохозяйственной кооперации; о финансово-промышленных группах; о некоммерческих организациях; об обороте земель сельскохозяйственного назначения и др.

Следует отметить, что создание интегрированных формирований делает экономику более управляемой, позволяет концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и эффективно осуществлять взаимодействие государства с агропромышленным сектором. Крупные и стабильные производственные единицы являются более привлекательным объектом для потенциальных инвесторов. До последнего времени в агропромышленном секторе России сохраняется большой разрыв в инвестиционной привлекательности отраслей. Сельское хозяйство по сравнению с перерабатывающими и инфраструктурными отраслями имеет низкий инвестиционный рейтинг, что сдерживает развитие сырьевой базы и заставляет перерабатывающие предприятия ориентироваться на недорогое, но не всегда качественное импортное сырье.

Интеграция предприятий в агропромышленном секторе также тесно связана с социальным фактором. В условиях резко выраженной сезонности сельского хозяйства развитие интеграционных процессов и диверсификация производства позволяет более эффективно использовать рабочую силу, повышать уровень заработной платы, квалификацию и образование работников отрасли. Дальнейшая специализация сельскохозяйственного производства, последовательное повышение уровня его концентрации на основе агропромышленной интеграции позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям получить максимальный размер прибыли за свой тяжёлый труд.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что агропромышленная интеграция — это закономерное экономическое явление объективного процесса, способствующее стабилизации, повышению эффективности и обеспечению устойчивого развития производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Стратегия развития агропромышленной интеграции должна быть ориентирована на создание вертикально интегрированных структур с замкнутым технологическим циклом, которые отличаются большей стабильностью, устойчивостью и эффективностью. Этому способствуют экономия трансакционных издержек, ресурсов за счет расширения масштабов производства, гарантированность сбыта сельскохозяйственной продукции в рамках интегрированной структуры, возможность централизовать ресурсы и направить их в наиболее приоритетное производство, преодоление локального монополизма и вытеснение из оборота посредников, возрастание заинтересованности перерабатывающих предприятий в развитии сырьевой базы, упрощение процедур согласования интересов всех участников агропромышленной интеграции.

Литература

1. Камилова, П. Д. Региональная аграрная политика : теория, методология, опыт. — М: Экономика, 2007. С. 308, 313, 348.

2. Ильин, Ю. А. //Российское предпринимательство. 2007. № 12. С. 58.

3. Ахиджак, С. А. Возможности межрегионального интеграционного сотрудничества субъектов АПК в условиях активизации глобализационных процессов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 3.

4. Туманян, И. В. Качественная трансформация системы факторов производства в постиндустриальном обществе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6 (№2). Ч. 2. С. 47.

5. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. — URL : www.economy.gov.ru.

References

1. Kamilova, P. D. Regional Agrarian Policy : Theory, Methodology, Experience. — M: Economics, 2007. P. 308, 313, 348.

2. Ilyin, Yu. A. //Russian Entrepreneurship. 2007. No. 12. P. 58.

3. Akhidjak, S. A. Opportunities of Inter-regional Integrational Cooperation of Agribusiness Subjects in the Conditions of Activation of Globalizational Processes //Herald of Adygeyskiy State University. 2010. No. 3.

4. Tumanyan, I. V. Qualitative Transformation of the System of Factors of Production in Post-industrial Society //Economic Herald of Rostov State University. 2008. V. 6 (No. 2). P. 2. P. 47.

5. Official Website of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation. — URL : www.economy.gov. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.