УДК 338.436.33 (470) ББК 65.32 (2Рос)
Т 84
А.Р. Туов
Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета. 385000, г. Майкоп, Университетская 208. Тел.: (8772) 59-39-52, е-mail: tuov_ar@ mail. ru.
Модернизация институционально-хозяйственной среды межотраслевого обмена на
основе интеграционных трансформаций
(Рецензирована)
Аннотация. Эффективность межотраслевого обмена в АПК детерминирована уровнем развития институционально-хозяйственной среды. Ключевым направлением развития межотраслевого обмена в АПК является генерация и развитие интеграционных форм трансакций. В данной статье рассмотрены базовые концептуальные подходы к организации системы межотраслевого обмена в АПК, особенности его развития на основе интеграционных трансформаций. Представлена структура механизма регулирования межотраслевого обмена субъектов интеграции в АПК.
Ключевые слова: межотраслевой обмен, институционально-хозяйственная среда, интеграция и кооперация, экономические отношения, рынок продовольственных товаров.
A.R. Tuov
Post - graduate student of Economy and Management Department of Adyghe State University. 208 Universitetskaya Str., Maikop. Ph.: (8772) 59-39-52, е-mail: tuov_ar@ mail.ru.
Modernization of the institutional-economic sphere of an interbranch exchange on the basis of integration transformations
Abstract. Efficiency of an interbranch exchange in agrarian and industrial sector is determined by a level of development of the institutional - economic sphere. A key direction of development of an interbranch exchange is generation and development of integration forms of transaction. The paper discusses the basic conceptual approaches to the organization of system of an interbranch exchange in agrarian and industrial sector and features of its development on the basis of integration transformations. The structure of the mechanism of regulation of interbranch exchange between integration subjects in agrarian and industrial sector is presented. Key words: interbranch exchange, institutional-economic sphere, integration and cooperation, economic relations, food market.
Потребность в устойчивом экономическом развитии агропродовольственного комплекса России определяет необходимость создания системы межотраслевых связей, которая бы способствовала взаимовыгодным экономическим отношениям между отраслями с ориентацией на высокие конечные результаты и позволила бы увеличить выпуск конечной продукции. Экономические отношения выступают в качестве ключевого момента во взаимодействии процессов общественного разделения труда, концентрации и специализации производства, его интеграции и кооперации, а степень их развития служит прямой характеристикой развития производительных сил общества. Вместе с тем сложившаяся на сегодняшний день экономическая система
воспроизводственного процесса АПК мезо-уровня функционирует с огромными диспропорциями, что отражается на работе каждой отрасли в отдельности и АПК в целом. Поэтому одной из ключевых проблем современного агропродовольственного комплекса России остается проблема неэквивалентности межотраслевого обмена, значительно снижающая эффективность производственно-хозяйственной деятельности субъектов АПК, уровень их финансовой устойчивости, заинтересованности в применении режима ресурсосбережения.
Неэквивалентность межотраслевого обмена во многом сопряжена с неразвитостью институционально-хозяйственной среды АПК, разнонаправленностью хозяйственных интересов субъектов агробизнеса и перерабатывающих предприятий, организаций трансакционного сектора, а также дезинтеграцией предприятий АПК, корни возникновения которой уходят в структурные преобразования 90-х годов ХХ века, связанные с разгосударствлением и приватизацией. Разобщенность интересов коллективов взаимосвязанных и взаимодействующих предприятий привела к тому, что АПК как единый комплекс, характеризующийся стабильными и устойчивыми производственно-экономическими связями, фактически перестал существовать. При этом основным направлением решения проблемы диспаритета товарообменных отношений выступает развитие процессов агропромышленной интеграции, направленной на обеспечение эквивалентности организационно-экономических отношений, преодоление диспропорций в уровне развития участников производственно-стоимостной цепи в АПК, финансовой несостоятельности предприятий аграрного сектора мезоэкономики.
Генерация, углубление интеграционных связей и отношений в АПК на мезо- уровне инициируют серьезные трансформационные процессы, сопровождающиеся организационными процедурами реструктуризации хозяйствующих субъектов агробизнеса и формирования устойчивых схем трансакций, основанных на системе имущественной, договорной взаимозависимости, что во многом способствует модернизации институционально-хозяйственной среды межотраслевого обмена в АПК. Участие многоуровневых вертикально-интегрированных конгломератов в хозяйственных процессах мезо-уровня в АПК предполагает выстраивание собственных производственно-стоимостных цепей, формирование регулируемого внутригруппового пространства, что во многом способствует преодолению неэквивалентности межотраслевого товарообмена, сокращению стоимости трансакций, а также стабилизации финансового состояние аграрных предприятий. При этом межотраслевой обмен между субъектами АПК мезо- уровня приобретает в системе вертикальной интеграции внутригрупповой, интраэкономический характер, что дает возможность применения интраэкономических механизмов и инструментария его регулирования.
Для устойчивой динамики аграрной экономики необходима развитая институциональная среда, обеспечивающая многоукладность аграрной сферы, многообразие форм хозяйствования, реализующая принципы свободного земельного рынка, конкурентности и информационной открытости для всех субъектов агробизнеса. Именно уровень развития институциональной среды во многом определяет конкурентные позиции АПК мезо-уровня, уровень развития межотраслевого и межрегионального взаимодействия. Повышение качества институциональной среды АПК способствует формированию и реализации региональных конкурентных преимуществ, так как в значительной степени позволяет снизить трансакционные издержки и повысить эффективность хозяйственной деятельности. При этом институциональный подход, определение институциональнохозяйственных форм межотраслевой интеграции особенно актуальны для России, так как за прошедшие двадцать лет произошел резкий и масштабный разрыв институциональнохозяйственных связей в российской экономике, разрушивший связи агробизнеса с организациями других сфер АПК.
Следует отметить, что объединение экономически обособленных хозяйственных структур АПК мезо-уровня в финансово-промышленные группы, производственно-
коммерческие центры, агрохолдинги во многом стало их ответом на «несформированность» институциональной среды комплекса в посткризисный период 90-х годов и выступило как объективная необходимость, обеспечивая реализацию производственного и социальноэкономического потенциала крупномасштабного производства в аграрной сфере. Дальнейшее развитие вертикально-интегрированных агропромышленных формирований, активное применение корпоративных принципов способствовало изменению структуры институтов собственности в регионе. Поэтому векторы корпоративной интеграции, основанной на установлении имущественной взаимозависимости субъектов АПК мезо-уровня, определяют характер реструктуризации институционально-хозяйственной среды АПК региона. Более того, именно инвестиционная деятельность вертикально-интегрированных структур во многом способствует модернизации инфраструктурной компоненты институциональной среды межотраслевого обмена в АПК.
В целом принято выделять три основных способа реализации интеграционных отношений в АПК, определяющие характер реструктуризации институциональнохозяйственной среды межотраслевого обмена: предоставление доступа к отдельным ресурсам и услугам; консолидация собственности; добровольная централизация прав управления хозяйственной деятельностью. В частности, формирование интеграционных отношений на основе предоставления доступа к отдельным ресурсам и услугам предполагает мягкую (так называемую квазиинтеграционную) форму межхозяйственного сотрудничества субъектов АПК договорного характера. Данная форма организации интеграционных трансакций получила наибольшее распространение в агропромышленных системах аграрных регионов России с явным преобладанием малых форм агробизнеса. При этом субъекты интеграционного взаимодействия сохраняют не только юридическую, но во многом и хозяйственную самостоятельность, а институциональная среда регионального АПК практически не претерпевает изменения. Данный способ создания интеграционной взаимозависимости участников АПК мезо-уровня реализуется благодаря применению следующих механизмов:
- заключение долгосрочных договоров по снабжению и сбыту;
- авансирование деятельности (предоставление займов, гарантий по кредитам перед банками и поставщиками средств производства);
- предоставление производственных услуг по обработке почвы, выполнению сельскохозяйственных работ, химизации, транспортировке грузов.
Добровольная централизация прав управления деятельностью, в свою очередь, предполагает добровольную передачу субъектами АПК мезо-уровня полномочий по управлению их функциональными областями (финансовое планирование, бюджетирование; проведение внутригрупповых взаиморасчетов; организация маркетинговой деятельности и т.п.) и реализации совместных интересов специально созданной ими управляющей компании; ассоциирование друг с другом в целях совместной реализации вышеуказанных функций. Данный способ агропромышленной интеграции реализуется посредством следующих механизмов:
- участие в союзах, ассоциациях для реализации совместных интересов; при этом во многом сохраняются хозяйственные интересы субъектов интеграционных отношений;
- создание управляющих компаний; при этом участники интеграционного процесса добровольно совместно учреждают управляющую компанию, которой передают полномочия по управлению отдельными видами их деятельности (функциональными областями).
Формирование интеграционных отношений субъектов АПК на основе концентрации собственности интегрирующихся субъектов соответствует корпоративному типу интеграции, основанному на имущественной взаимозависимости и значительной централизации управленческой власти. Основным признаком корпоративной интеграции выступает консолидация активов, изменение субъектно- объектной структуры отношений собственности, что осуществляется посредством следующих механизмов:
- взаимное участие в капитале (перекрестное владение собственностью путем
взаимного обмена акциями с дочерними предприятиями интегратора);
- интеграция на основе реорганизации (разделения, выделения, преобразования);
- недружественное поглощение через банкротство; наиболее часто применяется крупными инвесторами по отношению к неплатежеспособным, финансово неустойчивым сельскохозяйственным предприятиям.
Анализ практики становления и развития корпоративной интеграции в отечественном АПК показал, что одним из распространенных вариантов формирования имущества вертикально-интегрированной корпоративной структуры является покупка (или передача) активов без долговых обязательств неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций региона, которые в результате корпоративной интеграции становятся дочерними структурами холдинга (если происходит процедура выделения, преобразования), либо структурными подразделениями агрофирмы (если происходит процедура слияния, присоединения). При этом интегратором создается новое сельскохозяйственное предприятие (дочерняя структура), на баланс которого переводится приобретаемое им (передаваемое ему) имущество интегрируемых неплатежеспособных сельскохозяйственных структур региона. Этот вариант создания интегрированной собственности является одним из способов реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Вновь созданное юридическое лицо наделяется ликвидным имуществом при отсутствии долгов. Старое предприятие остается правопреемником долгов реформированной организации. Такая процедура дает возможность агропромышленному формированию начать свою деятельность при нормальных стартовых условиях.
В научной литературе принято выделять два основных концептуальных подхода к организации системы межотраслевого обмена в агропродовольственном комплексе: регулирующий и корпоративный [1, 2]. «Регулирующий» подход предполагает активную государственную политику в области АПК, направленную на создание эффективной инфраструктуры, создание и поддержание конкурентной среды на продовольственном рынке, жесткое ограничение монополии ряда отраслей, постоянный контроль за распределением ресурсов в аграрной сфере (в том числе путем поддержания различными методами цен и доходов товаропроизводителей), расширение практики кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей и создание отраслевых союзов при поддержке государства.
При «корпоративном» подходе к регулированию системы межотраслевого обмена основной упор делается на форсирование процессов интеграции сельхозтоваропроизводителей, заготовительных, перерабатывающих и торговых предприятий. При этом создаются крупные корпоративные структуры с государственным участием, доля которого может варьировать по регионам в зависимости от степени развития продовольственного рынка, а развитие инфраструктуры рынка (сети оптовопродовольственных рынков, бирж и т.п.) отступает на второй план; при этом роль министерств и ведомств ограничивается в основном выполнением контрольных функций. При корпоративном подходе регулирования межотраслевого обмена основные взаимодействия субъектов интеграции протекают посредством системы внутрифирменных (трансфертных) цен, устанавливаемых «сверху» из головной организации (будь то предприятие переработки или управляющая компания крупного агропромышленного формирования), а структурные подразделения не имеют практически никакой возможности напрямую воздействовать на принятие решений. Головная (управляющая) компания корпоративной группы, являющаяся интегратором, контролирует все финансовые и товарные потоки, концентрирует все реальные рычаги управления. Воспроизводственные условия обеспечиваются в процессе распределительных отношений, непосредственно связанных со стоимостными и ценовыми пропорциями, бюджетированием, экономической обособленностью субъектов интеграции, границами объекта собственности.
При этом формируется внутренний (внутригрупповой) рынок корпорации - система оборота ресурсов, продукции и капитала между отдельными филиалами и дочерними фирмами корпоративной структуры, опосредованная трансфертными ценами. Создание
внутрикорпоративного рынка действует как один из механизмов интеграции отдельных предприятий в корпоративную структуру, где действие акционерного механизма приуменьшается, а экономические связи, которые устанавливаются на основе системы внутренних рынков, становятся главным интегрирующим элементом; содействует созданию динамичных структур, характеризующихся кризисоустойчивостью, конкурентоспособностью и эффектом масштаба. Таким образом, в любой метакорпорации можно выделить две основные функции внутреннего (внутригруппового) рынка: 1) внутренний рынок
способствует максимизации доходов метакорпорации и достижению большей эффективности ее функционирования, при этом особенно важной становится система трансфертных цен; 2) внутренний рынок представляет собой один из механизмов интеграции отдельных предприятий в рамках макроструктуры.
В концепции внутренних рынков интегрированных структур речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность объединения. Подобные трансформации должны охватить все подразделы: линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей; в свою очередь они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги внутри и снаружи и объединяются единственной информационной сетью, финансовой системой и предпринимательской культурой. Благодаря упрощению операций, организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фокусируется на обосновании перехода от иерархической к горизонтальной структуре, на поиске выгодных соотношений между большими и малыми операциями. В соответствии с этой концепцией подразделы, которые имеют экономическую свободу внутри предприятий, быстрее могут обеспечить изменения в производстве товаров, предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями
[3].
Вместе с тем отношения межотраслевого обмена субъектов АПК приобретают в системе корпоративной интеграции интраэкономический характер, что предусматривает возможность применения соответствующих механизмов и инструментов регулирования. Механизм регулирования межотраслевого обмена в системе корпоративной интеграции включает в себя следующие ключевые компоненты:
- подсистему трансфертного ценообразования и внутрикорпоративного взаимокредитования; трансфертные цены опосредуют внутригрупповой оборот ресурсов, во многом определяя уровень рентабельности каждого хозяйственного субъекта интегрированной бизнес-группы;
- внутригрупповую инвестиционную, дивидендную политику;
- интегрированную подсистему внутреннего (консолидированного) налогового планирования;
- внутригрупповой претензионный механизм;
- модель внутригрупповых взаиморасчетов и распределительных отношений;
- модели хозрасчета в первичных структурных звеньях; систему формирования плана-заказа структурам вертикально-интегрированной корпорации;
- внутреннюю нормативно-правовую базу взаимодействия, включающую в себя систему договоров, регулирующих внутригрупповые права и обязательства субъектов интегрированной бизнес-группы, документальную основу взаимоотношений субъектов интеграции с «внешними» институтами рынка;
- систему финансово-экономического планирования, включающуюя в себя формирование финансовой структуры интегрированной бизнес-группы, разработку и корректировку регламента бюджетирования и бюджетного контроля.
Вместе с тем, модернизация институционально-хозяйственной среды межотраслевого обмена в АПК на основе интеграционных преобразований проявляется в следующем:
- формировании упорядоченных схем контактных и имущественных отношений, институциональных форм межотраслевого взаимодействия;
- укрупнении хозяйствующих субъектов АПК на централизации капитала и
формировании имущественной взаимозависимости, способствующей централизации управления межотраслевым обменом, сокращению уровня трансакционных издержек;
- генерации межхозяйственных связей и отношений, регулируемых
производственно-стоимостных цепей, что способствует снижению уровня неопределенности на целевом рынке, уровне трансакционных издержек и т.п.
В результате вышеуказанных интеграционных трансформаций в АПК, формирующих систему имущественной, договорной взаимозависимости между хозяйствующими субъектами происходит централизация управления межотраслевым обменом, повышение управляемости межфирменных взаимодействий (трансакций), «регулируемости»
стоимостных пропорций межотраслевого обмена в рамках отдельных производственностоимостных цепей; модернизация институциональной среды межотраслевого взаимодействия субъектов АПК на мезо-уровне.
Примечания:
1. Азроянц Э.Н., Эрзикян Б.А. Холдинговые компании: особенности, опыт,
проблемы, перспективы. М., 1992. 273 с.
2. Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 59-60.
3. Милосердов В.В. Многоукладная экономика АПК: состояние и перспективы // АПК: экономика и управление. 2002. № 2. С. 25-33.