Научная статья на тему 'Особенности социо-хозяйственного пространства макрорегиона как среды развития проблемного региона'

Особенности социо-хозяйственного пространства макрорегиона как среды развития проблемного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОРЕГИОН / СОЦИО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / MACRO-REGION / SOCIAL-ECONOMIC SPACE / THE REGIONAL ECONOMY / A PROBLEM REGION / INTRAREGIONAL DIFFERENTIATION / STRATEGY / PRIORITIES / TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Добровольский Александр Григорьевич

В статье рассматриваются структурно-динамические характеристики и особенности социо-хозяйственного пространства Южного макрорегиона с точки зрения возможностей обеспечения в нем опережающего развития малых бюджетно-дефицитных регионов; особое внимание уделено потенциалу развития Республики Адыгея, являющейся одним из наиболее динамично развивающихся малых регионов Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Добровольский Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the social-economic space of the macro-region as factor of development of the problem region

The paper deals with the structural and dynamic characteristics and features of the social-economic space of Southern macro-region in terms of the possibilities of the accelerated development in it of small budget-deficit regions. Particular attention is paid to the development capacity of the Adyghea Republic, which is one of the dynamically growing small regions of southern Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности социо-хозяйственного пространства макрорегиона как среды развития проблемного региона»

УДК 332.14(470.6) ББК 65.050.2(235.7)

Д 56

А.Г. Добровольский

Соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного

университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 454 00 68, e-mail:[email protected].

Особенности социо-хозяйственного пространства макрорегиона как среды развития проблемного региона

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются структурно-динамические характеристики и особенности социо-хозяйственного пространства Южного макрорегиона с точки зрения возможностей обеспечения в нем опережающего развития малых бюджетно-дефицитных регионов; особое внимание уделено потенциалу развития Республики Адыгея, являющейся одним из наиболее динамично развивающихся малых регионов Юга России.

Ключевые слова: макрорегион, социо-хозяйственное пространство, региональная экономика, проблемный регион, межрегиональная дифференциация, стратегия, приоритеты, целевая программа.

A.G. Dobrovolsky

Applicant for Candidate S degree of Economy and Management Department, Adyghe State

University, Maikop. Ph.: (918) 454 00 68, e-914 me@ mail.ru.

Features of the social-economic space of the macro-region as factor of development of the problem region

Abstract. The paper deals with the structural and dynamic characteristics and features of the social-economic space of Southern macro-region in terms of the possibilities of the accelerated development in it of small budget-deficit regions. Particular attention is paid to the development capacity of the Adyghea Republic, which is one of the dynamically growing small regions of southern Russia.

Keywords: macro-region, social-economic space, the regional economy, a problem region, intraregional differentiation, strategy, priorities, target program

В современных условиях усиливается интерес к исследованию закономерностей и особенностей функционирования хозяйственного комплекса страны на региональном уровне управления. Научным базисом для обоснования перспектив развития российских регионов выступают теоретические и методологические положения государственного регулирования экономики. Начиная с 2000 года, региональная политика разрабатывается и проводится на уровне не только субъектов РФ, но и созданных в соответствии с Указами Президента РФ федеральных округов, применительно к каждому из которых правомерным представляется применение термина «макрорегион».

Южный макрорегион, охватывающий территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, является, тем не менее, самым компактным из макрорегионов страны, занимая 3,5% территории и 16% населения страны. Особенности этого макрорегиона как социо-хозяйственного пространства во многом создают внешние условия функционирования экономик входящих в него регионов, в частности, интеграционные, с одной стороны, и конкурентные, с другой.

Во-первых, исследуемый макрорегион является приграничной зоной Российской Федерации, имеющей общие границы с несколькими странами СНГ, что важно для развития

внешнеэкономических связей каждого из его регионов.

Во-вторых, структура экономики регионов Юга России традиционно ориентирована на межрегиональные связи внутри этого макрорегиона, причем в большей степени, чем структура остальных экономических районов. Указанные обстоятельства объективно обусловливают большую заинтересованность в развитии интеграционного взаимодействия.

В-третьих, экономика Юга России функционирует в условиях достаточно хрупкой социально-политической стабильности в ряде национально-территориальных автономий (Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан), что негативно сказывается на многих аспектах жизнедеятельности, в том числе на состоянии и перспективах межрегиональных и внешнеэкономических связей, инвестиционной привлекательности этих регионов, а следовательно, - и на ресурсном обеспечении приоритетных секторов.

В-четвертых, несмотря на все сложности, привнесенные рыночными преобразованиями, природные и почвенно-климатические условия, а также сохранившиеся опыт и традиции населения в большинстве регионов Юга России по-прежнему благоприятствуют развитию агропромышленного производства. В силу этих же причин сохраняются весьма благоприятные условия в большинстве регионов для развития туристско-рекреационного комплекса, являющегося, кроме прочего, потенциальным потребителем экологически чистого продовольствия [1].

Валовая добавленная стоимость, создаваемая в Южном макрорегионе, составляет меньше 9% от суммарного ВРП российских регионов, причем эта доля имеет в последние годы устойчивую тенденцию к росту [2] (табл. 1).

Таблица 1

Валовой региональный продукт Российской Федерации и Южного макрорегиона в 2006-2010 гг., в текущих ценах в млрд. руб.

2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация 22492 27964 33908 32072 32905

Южный макрорегион 1288 1652 2150 2729 2928

Доля Южного макрорегиона в ВРП РФ, в % 5,7 5,9 6,3 8,5 8,9

Тем не менее, вклад исследуемого макрорегиона в экономику страны не соответствует ни имеющимся трудовым ресурсам, ни производственному и природно-ресурсному потенциалу. К тому же по величине валового регионального продукта на душу населения Южный макрорегион устойчиво занимает в стране последнее место.

Следует отметить, что природно-климатический потенциал, территориальное расположение регионов Юга России обладают достаточной инвестициионной привлекательносгью. В то же время социально-экономическая ситуация в макрорегионе, особенно в национально-территориальных автономиях, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, характеризуется высокими инвестиционными рисками, связанными с сохраняющейся напряжённостью в ряде малых бюджетно-дефицитных регионов [3].

В финансовом отношении все регионы Юга России до сих пор остаются дотационными, однако если в бюджетах областей и краев федеральные трансферты стабильно составляют 10-30%, то доля трансфертов в бюджетах национальнотерриториальных автономий устойчиво колеблется в пределах 50-90%. При этом для указанных национально-территориальных автономий характерен значительно более низкий уровень реальной бюджетной обеспеченности в сравнении с остальными регионами Юга России и среднероссийским уровнем.

Неоднородность отраслевой структуры большинства регионов Юга России сложилась под воздействем как объективных (природно-климатические условия, наличие природных

ресурсов, геополитическое положение, оеобенности расселения и др.), так и субъективных факторов (политические и экономические решения относительно размещения и концентрации отраслевых комплексов).

В структуре ВРП регионов исследуемого макрорегиона в сравнении с другими макрорегионами наиболее высока доля аграрного сектора (16,3 % в 2010 г.) и, соответственно, более низки доли других отраслей производства, в частности доля добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств составляет 15,5%. Такая пропорция является нетипичной в целом для экономики страны, в которой около 30% ВВП формируется за счёт промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль.

Таким образом, отраслевая структура экономики Юга России относительно структуры народнохозяйственной экономики является менее предпочтительной и менее перспективной с точки зрения развития долгосрочных макроэкономических процессов. В то же время проблемные регионы Юга России располагают значительными по масштабам этих регионов пространственно-локализованными агропродовольственными, туристско-рекреационными, а некоторые из них - минерально-сырьевыми и другими ресурсами (табл. 2).

Таблица 2

Наличие пространственно-локализованных ресурсов в проблемных регионах Юга России

Туристско- Агропродоволь- Минерально-

Регион рекреационные ственные сырьевые

ресурсы ресурсы ресурсы

Республика Адыгея + + +

Республика Дагестан + +

Республика Ингушетия +

Кабардино-Балкарская Республика + + +

Республика Калмыкия + +

Карачаево-Черкесская Республика + + +

Республика Северная Осетия-Алания + +

Чеченская Республика +

Эффективное вовлечение указанных ресурсов в хозяйственный оборот вследствие непосредственного встраивания регионов в систему взаимоотношений мирового хозяйства в последние годы становится важным условием их устойчивого и динамичного развития. В то же время каждый из бюджетно-дефицитных регионов Юга России располагает специфическими особенностями. Так, применительно к Республике Адыгея к региональным особенностям, стимулирующим ее динамичное социально-экономическое развитие, следует отнести:

- выгодное геостратегическое положение республики, анклавный характер расположения которой внутри Краснодарского края позволяет ей развивать взаимовыгодные интеграционные связи в агропромышленной и курортно-рекреационной сферах, а единое территориально-географическое пространство способствует интеграции усилий по улучшению инвестиционного климата в обоих регионах;

- благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства и высокий потенциал пищевой промышленности республики, являющиеся основой дальнейшего развития регионального АПК;

- признание властями Адыгеи регионального АПК и туристско-рекреационного комплекса в качестве наиболее приоритетных секторов экономики региона;

- одинаковая с Краснодарским краем стратегическая ориентация на активизацию межрегионального экономического сотрудничества при взаимодополняемом характере структур агропромышленных и туристско-рекреационных секторов их экономик;

- опережающее развитие туристско-рекреационного комплекса Адыгеи и Краснодарского края как потенциальных потребителей экологически чистого продовольствия, производимого в обоих регионах;

- стабильная политическая ситуация в республике.

Сдерживающими динамичное социально-экономическое развитие Республики Адыгея региональным особенностям являются:

- высокая степень физического и морального износа основных средств экономики республики;

- низкий уровень доходов бюджета региона и его социальная перегруженность;

- низкий уровень оплаты труда в регионе, способствующий оттоку наиболее перспективных специалистов из приоритетных секторов экономики в более развитые соседние регионы;

- энергодефицит региона;

- неразвитость инновационной инфраструктуры;

- несформированный имидж Республики Адыгея;

- значительный уровень теневой экономики.

Заслуживают внимания аспекты, связанные с анклавным позиционированием Республики Адыгея в экономическом пространстве Краснодарского края. Характер и интенсивность экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея зависят не только от факторов общего характера, которым подвержены практически все взаимодействующие субъекты федерации, и, прежде всего, возможностей и ограничений, существующих в едином экономическом пространстве страны. Они зависят от целого комплекса специфических, т.е. определяемых особенностью этих регионов, факторов, в числе которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие: особенности географического положения обоих регионов; экономическое взаимодействие этих регионов в прошлом; позиционирование обоих регионов в пространстве ЮФО и страны в целом; реализуемые обоими регионами стратегии социально-экономического развития.

Следует заметить, что территориальная организация хозяйства Республики Адыгея характеризуется неравномерностью размещения имеющегося потенциала и концентрацией его, прежде всего, в г. Майкопе, республиканском центре, причем эта неравномерность имеет тенденцию к усилению. Указанная неравномерность препятствует развитию межмуниципальных связей между районами Краснодарского края и сельскими районами Республики Адыгея.

Из других факторов, препятствующих активизации экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея, следует привести асимметричные позиции их в пространстве Южного макрорегиона. Краснодарский край является одним из наиболее крупных регионов ЮФО, бюджетнообеспеченных, занимающих лидирующие позиции по многим важнейшим показателям, тогда как Республика Адыгея, несмотря на ряд позитивных изменений в последние годы, все еще остается сильно дотационным регионом с неустойчивой экономикой, перспективы которого во многом обусловлены финансовой помощью Центра.

Примечания:

1. Овчинников В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002. 245 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.

3. Тамов А.А., Апишев А.А. Методологические аспекты обоснования стратегических приоритетов развития АПК проблемного региона в посткризисных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып.1 (94).

References:

1. Ovchinnikov V.N. Strategic priorities of economic development of the South of Russia. Rostov -on-Don: SKAGS Publishing House, 2002. 245 pp.

2. Regions of Russia. Social-economic indexes. 2011: collection of papers / Rosstat. M., 2011. 990 pp.

3. Tamov A.A., Apishev A.A. Methodological aspects of justification of strategic priorities of development of agrarian and industrial complex of the problem region in post-crisis conditions // Bull. Adyghe State University. Economy. Maikop: AGU Publishing House, 2012. Iss. 1 (94).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.