УДК 332.14(470.6) ББК 65.050.2(235.7)
Д 56
А.Г. Добровольский
Соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного
университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 454 00 68, e-mail:[email protected].
Особенности социо-хозяйственного пространства макрорегиона как среды развития проблемного региона
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются структурно-динамические характеристики и особенности социо-хозяйственного пространства Южного макрорегиона с точки зрения возможностей обеспечения в нем опережающего развития малых бюджетно-дефицитных регионов; особое внимание уделено потенциалу развития Республики Адыгея, являющейся одним из наиболее динамично развивающихся малых регионов Юга России.
Ключевые слова: макрорегион, социо-хозяйственное пространство, региональная экономика, проблемный регион, межрегиональная дифференциация, стратегия, приоритеты, целевая программа.
A.G. Dobrovolsky
Applicant for Candidate S degree of Economy and Management Department, Adyghe State
University, Maikop. Ph.: (918) 454 00 68, e-914 me@ mail.ru.
Features of the social-economic space of the macro-region as factor of development of the problem region
Abstract. The paper deals with the structural and dynamic characteristics and features of the social-economic space of Southern macro-region in terms of the possibilities of the accelerated development in it of small budget-deficit regions. Particular attention is paid to the development capacity of the Adyghea Republic, which is one of the dynamically growing small regions of southern Russia.
Keywords: macro-region, social-economic space, the regional economy, a problem region, intraregional differentiation, strategy, priorities, target program
В современных условиях усиливается интерес к исследованию закономерностей и особенностей функционирования хозяйственного комплекса страны на региональном уровне управления. Научным базисом для обоснования перспектив развития российских регионов выступают теоретические и методологические положения государственного регулирования экономики. Начиная с 2000 года, региональная политика разрабатывается и проводится на уровне не только субъектов РФ, но и созданных в соответствии с Указами Президента РФ федеральных округов, применительно к каждому из которых правомерным представляется применение термина «макрорегион».
Южный макрорегион, охватывающий территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, является, тем не менее, самым компактным из макрорегионов страны, занимая 3,5% территории и 16% населения страны. Особенности этого макрорегиона как социо-хозяйственного пространства во многом создают внешние условия функционирования экономик входящих в него регионов, в частности, интеграционные, с одной стороны, и конкурентные, с другой.
Во-первых, исследуемый макрорегион является приграничной зоной Российской Федерации, имеющей общие границы с несколькими странами СНГ, что важно для развития
внешнеэкономических связей каждого из его регионов.
Во-вторых, структура экономики регионов Юга России традиционно ориентирована на межрегиональные связи внутри этого макрорегиона, причем в большей степени, чем структура остальных экономических районов. Указанные обстоятельства объективно обусловливают большую заинтересованность в развитии интеграционного взаимодействия.
В-третьих, экономика Юга России функционирует в условиях достаточно хрупкой социально-политической стабильности в ряде национально-территориальных автономий (Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан), что негативно сказывается на многих аспектах жизнедеятельности, в том числе на состоянии и перспективах межрегиональных и внешнеэкономических связей, инвестиционной привлекательности этих регионов, а следовательно, - и на ресурсном обеспечении приоритетных секторов.
В-четвертых, несмотря на все сложности, привнесенные рыночными преобразованиями, природные и почвенно-климатические условия, а также сохранившиеся опыт и традиции населения в большинстве регионов Юга России по-прежнему благоприятствуют развитию агропромышленного производства. В силу этих же причин сохраняются весьма благоприятные условия в большинстве регионов для развития туристско-рекреационного комплекса, являющегося, кроме прочего, потенциальным потребителем экологически чистого продовольствия [1].
Валовая добавленная стоимость, создаваемая в Южном макрорегионе, составляет меньше 9% от суммарного ВРП российских регионов, причем эта доля имеет в последние годы устойчивую тенденцию к росту [2] (табл. 1).
Таблица 1
Валовой региональный продукт Российской Федерации и Южного макрорегиона в 2006-2010 гг., в текущих ценах в млрд. руб.
2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация 22492 27964 33908 32072 32905
Южный макрорегион 1288 1652 2150 2729 2928
Доля Южного макрорегиона в ВРП РФ, в % 5,7 5,9 6,3 8,5 8,9
Тем не менее, вклад исследуемого макрорегиона в экономику страны не соответствует ни имеющимся трудовым ресурсам, ни производственному и природно-ресурсному потенциалу. К тому же по величине валового регионального продукта на душу населения Южный макрорегион устойчиво занимает в стране последнее место.
Следует отметить, что природно-климатический потенциал, территориальное расположение регионов Юга России обладают достаточной инвестициионной привлекательносгью. В то же время социально-экономическая ситуация в макрорегионе, особенно в национально-территориальных автономиях, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, характеризуется высокими инвестиционными рисками, связанными с сохраняющейся напряжённостью в ряде малых бюджетно-дефицитных регионов [3].
В финансовом отношении все регионы Юга России до сих пор остаются дотационными, однако если в бюджетах областей и краев федеральные трансферты стабильно составляют 10-30%, то доля трансфертов в бюджетах национальнотерриториальных автономий устойчиво колеблется в пределах 50-90%. При этом для указанных национально-территориальных автономий характерен значительно более низкий уровень реальной бюджетной обеспеченности в сравнении с остальными регионами Юга России и среднероссийским уровнем.
Неоднородность отраслевой структуры большинства регионов Юга России сложилась под воздействем как объективных (природно-климатические условия, наличие природных
ресурсов, геополитическое положение, оеобенности расселения и др.), так и субъективных факторов (политические и экономические решения относительно размещения и концентрации отраслевых комплексов).
В структуре ВРП регионов исследуемого макрорегиона в сравнении с другими макрорегионами наиболее высока доля аграрного сектора (16,3 % в 2010 г.) и, соответственно, более низки доли других отраслей производства, в частности доля добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств составляет 15,5%. Такая пропорция является нетипичной в целом для экономики страны, в которой около 30% ВВП формируется за счёт промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль.
Таким образом, отраслевая структура экономики Юга России относительно структуры народнохозяйственной экономики является менее предпочтительной и менее перспективной с точки зрения развития долгосрочных макроэкономических процессов. В то же время проблемные регионы Юга России располагают значительными по масштабам этих регионов пространственно-локализованными агропродовольственными, туристско-рекреационными, а некоторые из них - минерально-сырьевыми и другими ресурсами (табл. 2).
Таблица 2
Наличие пространственно-локализованных ресурсов в проблемных регионах Юга России
Туристско- Агропродоволь- Минерально-
Регион рекреационные ственные сырьевые
ресурсы ресурсы ресурсы
Республика Адыгея + + +
Республика Дагестан + +
Республика Ингушетия +
Кабардино-Балкарская Республика + + +
Республика Калмыкия + +
Карачаево-Черкесская Республика + + +
Республика Северная Осетия-Алания + +
Чеченская Республика +
Эффективное вовлечение указанных ресурсов в хозяйственный оборот вследствие непосредственного встраивания регионов в систему взаимоотношений мирового хозяйства в последние годы становится важным условием их устойчивого и динамичного развития. В то же время каждый из бюджетно-дефицитных регионов Юга России располагает специфическими особенностями. Так, применительно к Республике Адыгея к региональным особенностям, стимулирующим ее динамичное социально-экономическое развитие, следует отнести:
- выгодное геостратегическое положение республики, анклавный характер расположения которой внутри Краснодарского края позволяет ей развивать взаимовыгодные интеграционные связи в агропромышленной и курортно-рекреационной сферах, а единое территориально-географическое пространство способствует интеграции усилий по улучшению инвестиционного климата в обоих регионах;
- благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства и высокий потенциал пищевой промышленности республики, являющиеся основой дальнейшего развития регионального АПК;
- признание властями Адыгеи регионального АПК и туристско-рекреационного комплекса в качестве наиболее приоритетных секторов экономики региона;
- одинаковая с Краснодарским краем стратегическая ориентация на активизацию межрегионального экономического сотрудничества при взаимодополняемом характере структур агропромышленных и туристско-рекреационных секторов их экономик;
- опережающее развитие туристско-рекреационного комплекса Адыгеи и Краснодарского края как потенциальных потребителей экологически чистого продовольствия, производимого в обоих регионах;
- стабильная политическая ситуация в республике.
Сдерживающими динамичное социально-экономическое развитие Республики Адыгея региональным особенностям являются:
- высокая степень физического и морального износа основных средств экономики республики;
- низкий уровень доходов бюджета региона и его социальная перегруженность;
- низкий уровень оплаты труда в регионе, способствующий оттоку наиболее перспективных специалистов из приоритетных секторов экономики в более развитые соседние регионы;
- энергодефицит региона;
- неразвитость инновационной инфраструктуры;
- несформированный имидж Республики Адыгея;
- значительный уровень теневой экономики.
Заслуживают внимания аспекты, связанные с анклавным позиционированием Республики Адыгея в экономическом пространстве Краснодарского края. Характер и интенсивность экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея зависят не только от факторов общего характера, которым подвержены практически все взаимодействующие субъекты федерации, и, прежде всего, возможностей и ограничений, существующих в едином экономическом пространстве страны. Они зависят от целого комплекса специфических, т.е. определяемых особенностью этих регионов, факторов, в числе которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие: особенности географического положения обоих регионов; экономическое взаимодействие этих регионов в прошлом; позиционирование обоих регионов в пространстве ЮФО и страны в целом; реализуемые обоими регионами стратегии социально-экономического развития.
Следует заметить, что территориальная организация хозяйства Республики Адыгея характеризуется неравномерностью размещения имеющегося потенциала и концентрацией его, прежде всего, в г. Майкопе, республиканском центре, причем эта неравномерность имеет тенденцию к усилению. Указанная неравномерность препятствует развитию межмуниципальных связей между районами Краснодарского края и сельскими районами Республики Адыгея.
Из других факторов, препятствующих активизации экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея, следует привести асимметричные позиции их в пространстве Южного макрорегиона. Краснодарский край является одним из наиболее крупных регионов ЮФО, бюджетнообеспеченных, занимающих лидирующие позиции по многим важнейшим показателям, тогда как Республика Адыгея, несмотря на ряд позитивных изменений в последние годы, все еще остается сильно дотационным регионом с неустойчивой экономикой, перспективы которого во многом обусловлены финансовой помощью Центра.
Примечания:
1. Овчинников В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002. 245 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.
3. Тамов А.А., Апишев А.А. Методологические аспекты обоснования стратегических приоритетов развития АПК проблемного региона в посткризисных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып.1 (94).
References:
1. Ovchinnikov V.N. Strategic priorities of economic development of the South of Russia. Rostov -on-Don: SKAGS Publishing House, 2002. 245 pp.
2. Regions of Russia. Social-economic indexes. 2011: collection of papers / Rosstat. M., 2011. 990 pp.
3. Tamov A.A., Apishev A.A. Methodological aspects of justification of strategic priorities of development of agrarian and industrial complex of the problem region in post-crisis conditions // Bull. Adyghe State University. Economy. Maikop: AGU Publishing House, 2012. Iss. 1 (94).