Научная статья на тему 'Методологические аспекты межрегионального взаимодействия субъектов Российской федерации'

Методологические аспекты межрегионального взаимодействия субъектов Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1768
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Михаил Алексеевич, Махотаева Марина Юрьевна

Обосновывается актуальность межрегионального взаимодействия субъектов Российской Федерации. Исследуются публикации, в которых рассматриваются различные аспекты вопросов сотрудничества между регионами. Анализируются задачи, формы и методы межрегионального взаимодействия, представленные в стратегических документах различных уровней управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаев Михаил Алексеевич, Махотаева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article justifies the importance of interregional cooperation in the Russian Federation. It gives an overview of research on different aspects of cooperation between regions, and objectives, forms and methods of interregional cooperation presented in the strategic development documents are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты межрегионального взаимодействия субъектов Российской федерации»

УДК 332.135

М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Межрегиональное взаимодействие является важнейшим направлением региональной политики, обеспечивающим поступательное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. Значение межрегионального сотрудничества для развития субъектов РФ в современных условиях определяется тем, что оно позволяет укрепить хозяйственные связи субъектов РФ, оптимизировать размещение в них инфраструктуры на основе кооперации деятельности, исключить неэффективные финансовые расходы, связанные с созданием в субъектах РФ дублирующих экономических структур и неоправданной межрегиональной конкуренцией, объединить экономический потенциал регионов для решения наиболее масштабных инвестиционных проектов, распространить прогрессивный опыт в области инновационного развития [1].

В научной литературе вопросы межрегионального взаимодействия рассматриваются с различных точек зрения. Методологически межрегиональное взаимодействие субъектов РФ включает сущность, ключевые факторы развития, цели, задачи и основные направления, а также формы и механизмы взаимодействия.

В ряде работ межрегиональное взаимодействие рассматривается в контексте глобализации как одного из основных направлений развития современной экономики и общества. Процесс глобализации проявляется в различных сферах - экономической, политической, социальной и др. При этом к определению понятия «глобализация» существуют различные подходы. Так, в некоторых работах [2] под глобализацией в узком смысле понимается этап развития человечества, основанный на достижениях ин-

формационно-коммуникационной и технологической революции, а также на такой модели безопасности мира, которая базируется на компромиссном мышлении. В широком смысле под глобализацией подразумевают интеграционный процесс, отражающий взаимозависимость государств на международной арене во всех сферах их деятельности: экономической, политической, социальной, культурной, информационной и т. д.

А. Торре и А. Раллет [3] определяют зависимость межрегионального взаимодействия и глобализации следующим образом: чем более глобальными становятся отношения, тем большей неопределенностью они характеризуются, что вынуждает хозяйствующие субъекты объединяться для противостояния международной конкуренции. Вопросы межрегионального взаимодействия в контексте снижения транзакци-онных издержек и упрощения процесса распределения ресурсов рассматриваются в работах целого ряда отечественных и зарубежных ученых [4-6].

Значительное число публикаций посвящено выявлению взаимосвязи уровней межрегионального взаимодействия и инновационной активности [7, 8]. К числу основных преимуществ межрегионального взаимодействия ученые относят содействие развитию инноваций, в первую очередь, за счет расширения возможностей рынка труда, а также за счет увеличения информационных потоков. В рамках исследования М. Фритша [8], посвященного анализу зависимости между уровнем межрегионального взаимодействия и инновационной активностью регионов Австрии и Словении, была установлена взаимосвязь. Другими словами, при прочих равных условиях наличие устойчивых межрегиональных связей способствует повышению уровня инновационной активности в регионах.

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2

Еще один аспект межрегионального взаимодействия - это развитие международных связей [9, 10]. К позитивным факторам такого взаимодействия ученые относят: развитие сетей сотрудничества в экономической, политической, академической, социальной и культурной сферах; повышение благосостояния и преодоление бедности в рамках экономического сотрудничества; ускорение процесса интеграции РФ в единое европейское пространство.

Достаточно большое число исследований посвящено анализу факторов взаимодействия хозяйствующих субъектов и территорий. И здесь большинство ученых выделяют следующие способствующие этому процессу и сопутствующие факторы:

- географическую близость;

- необходимость обмена товарами или услугами, знаниями и информацией;

- усиление социальной интеграции, основанной на сотрудничестве бизнес-структур, мобильности на рынке труда и т. д.;

- усиление экономических связей, основанных на интеграционных процессах;

- усиление политических связей, основанных на кооперации (саммиты, встречи на высшем уровне) [8, 9, 11].

Еще одно направление исследования - это рассмотрение межрегионального взаимодействия в контексте территориального развития. Так, в [12] с помощью метода корреляционного анализа исследована степень взаимосвязи экономического роста в регионах Северо-Запада. Анализ показал, что сильную взаимосвязь Санкт-Петербург как центр макрорегиона имеет место только с Ленинградской областью, в то время как с остальными регионами степень взаимосвязи слабая. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о дезинтеграции экономического пространства Северо-Западного федерального округа, что во многом обусловлено кризисным состоянием высокотехнологичного сектора экономики. Таким образом, значимым фактором интенсивности экономических связей между регионами является структура их экономики, уровень развития межотраслевых связей в процессе производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Кризисное

состояние отраслей обрабатывающей промышленности обусловило сокращение уровня межрегионального взаимодействия. Исходя из этого, развитие межрегионального взаимодействия в экономической сфере является следствием, а также важнейшей предпосылкой перехода РФ к инновационной модели.

Таким образом, ключевыми, на наш взгляд, факторами развития межрегионального взаимодействия являются:

- совместное использование инфраструктур, в том числе транспортной, энергетической и др.;

- совместное использование ресурсов крупных научно-исследовательских организаций;

- совместное использование природно-ресурсного потенциала;

- усиление экономических связей (рынки сбыта, распределение ресурсов и т. д.);

- усиление социальной интеграции (рынок труда, сотрудничество бизнес-структур);

- эффект «зависимости от прошлого пути» (общие исторические предпосылки развития).

В связи с важной ролью межрегионального взаимодействия в повышении темпов и качества экономического роста в РФ ему уделяется большое внимание в нормативных документах. Общие принципы формирования согласованных основ взаимодействия составных частей (субъектов) Российской Федерации по решению задач социально-экономического развития государства установлены Конституцией РФ. С точки зрения развития межрегионального взаимодействия особую важность имеет представленная в Конституции РФ гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8). Конкретизацию данных положений осуществляет статья 74, согласно которой на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Данное конституционное положение определяет открытый характер региональной экономики и обеспечивает широкие возможности для межрегионального взаимодействия.

Перспективы и механизмы межрегионального сотрудничества являются предметом широкого обсуждения как в органах государственной власти, так и среди иных заинтересованных субъектов региональной политики. Так, 19 ноября 2009 г. Комитет Совета федерации по делам федерации и региональной политике провел «круглый стол» на тему «Развитие межрегионального сотрудничества в новых экономических условиях: проблемы и перспективы» [13]. Участники «круглого стола» отметили, что межрегиональное сотрудничество является перспективным направлением региональной политики, обеспечивающим поступательное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. Важное значение для укрепления добрососедских отношений и формирования общего гуманитарного пространства имеет развитие связей регионов в области туризма, культуры, образования, здравоохранения, спорта, межнациональных отношений и социальной защиты населения.

Межрегиональное взаимодействие основывается на разработанных в этой области стратегических документах федерального и регионального уровня. Результаты обобщения задач и форм межрегионального взаимодействия представлены здесь в таблице. Общий вектор межрегионального взаимодействия задается на федеральном уровне. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» вопросы межрегионального сотрудничества рассмотрены в контексте территориального развития. В документе сформулирована следующая задача в области сбалансированного пространственного развития: «...Сформируются новые территориальные центры роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения» [14]. Для

решения данной задачи в документе предусмотрены различные формы межрегионального взаимодействия (см. таблицу).

Таким образом, в указанной концепции приоритетное внимание уделяется формам межрегионального взаимодействия, направленным на комплексное развитие территорий, в том числе на создание разветвленной транспортной сети, разделение межрегионального разделения труда и кооперации, формирование территориальных кластеров.

Рассмотрим далее аспекты межрегионального сотрудничества, представленные в стратегических документах федеральных округов. Как показал проведенный анализ, наиболее последовательно вопросы межрегионального сотрудничества изложены в «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года», а также в «Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» (далее - Стратегия, как документ).

В данных стратегических документах рассматриваются основные вопросы межрегионального сотрудничества - цели, задачи, направления, а также формы взаимодействия с другими регионами. В частности, в Стратегии Северо-Западного ФО в качестве главной цели развития на период до 2020 г. определено: «. устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества». Таким образом, в этом документе при формулировке главной цели межрегиональное сотрудничество рассматривается в качестве основного ресурса социально-экономического развития округа. Для реализации поставленной цели сформулированы задачи социального и экономического характера: преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития регионов округа, модернизация и инновационное развитие

Обобщение задач и форм межрегионального взаимодействия, представленных в стратегических документах

Стратегический документ Задачи межрегионального взаимодействия Формы межрегионального взаимодействия

Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Формирование новых территориальных центров роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России. Снижение масштабов регионального неравенства. Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения Формирование новых центров социально-экономического развития; развитие на инновационной основе центров экономического роста; обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена; создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции; реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов; реализация совместных проектов; развитие межрегионального разделения труда и кооперации; создание условий для всемерной кооперации регионов в развитии территорий; формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях; образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями

Стратегия социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года Преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа. Ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров Заключение соглашений о сотрудничестве с другими регионами; реализация межрегиональных проектов; создание рабочих групп, дирекций для реализации межрегиональных проектов, формирование кластеров

Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года Осуществление эффективной интеграции экономики на базе крупных инвестиционных проектов, концентрирующихся в зонах опережающего развития. Активизация развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры в целях эффективного освоения природных ресурсов, обеспечения согласованного и ускоренного развития всей территории округа, реализации транзитного потенциала и создания условий для полноценного и широкомасштабного взаимодействия экономических районов восточной и западной частей РФ Реализация соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа; участие в реализации межрегиональных проектов в экономической сфере; разработка вариантного прогноза транспортных межрегиональных потоков округа; развитие транспортной сети и инфраструктуры, обеспечивающей оптимизацию транспортно-экономических связей Уральского федерального округа; создание кластеров

базовых секторов экономики округа, ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона.

Что касается Стратегии Уральского федерального округа, то здесь основной целью является максимально возможное повышение уровня и качества жизни, стабилизация и рост численности населения на основе устойчивого инновационного развития, диверсификации и модернизации экономики.

Приоритетность межрегионального сотрудничества в стратегических документах федеральных округов обусловливает наличие в их структуре соответствующих разделов. Так, «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» содержит раздел «Стратегия межрегионального сотрудничества», в котором представлены следующие преимущества межрегионального сотрудничества:

- в противовес конкуренции, гораздо большего эффекта можно достичь через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования межрегиональной интеграции;

- межрегиональная интеграция создает условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для межотраслевой кооперации, построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта, логистики;

- межрегиональная отраслевая кооперация приобретает особую значимость для реализации одного из перспективных направлений регионального развития, а именно - экономики кластеров. Меры по развитию и укреплению кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами -участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, распределения рисков, привлечения инвестиций;

- задача эффективного использования экономически активного населения и имеющихся природных ресурсов требует развития межрегионального сотрудничества по вопросам размещения и строительства наиболее крупных и зна-

чимых производственных объектов, создаваемых в рамках межрегиональных проектов.

В Стратегии Северо-Запада выделяются следующие формы межрегионального взаимодействия: заключение соглашений о сотрудничестве с другими регионами, реализация межрегиональных проектов, создание рабочих групп, дирекций для реализации межрегиональных проектов, формирование кластеров.

В Стратегии Уральского ФО вопросы межрегионального сотрудничества представлены в разделе «Межрегиональные связи», в котором отмечается, что межрегиональные экономические связи Уральского федерального округа в целом отражают специализацию субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, их место и роль в общероссийской экономике. Основной акцент сделан на формах межрегионального взаимодействия: реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа; участии в реализации межрегиональных проектов в экономической сфере; разработке вариантного прогноза транспортных межрегиональных потоков округа; развитии транспортной сети и инфраструктуры, обеспечивающей оптимизацию транспортно-экономических связей Уральского федерального округа; создании кластеров.

В ходе анализа также были рассмотрены концепции, стратегии и программы социально-экономического развития субъектов РФ. Так, в «Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года» в качестве стратегической цели социально-экономического развития определено повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов. Вопросы межрегионального сотрудничества отражены также и при формировании таких задач, как «создание условий для укрепления и развития внешнеэкономических и межрегиональных связей; развитие взаимного товарооборота с регионами России и странами СНГ».

В документе определены следующие формы межрегионального взаимодействия: взаимный товарообмен, обеспечение участия предприятий и организаций Республики Карелия в международных, межрегиональных и региональных выставках и ярмарках; заключение внешнеторговых соглашений о сотрудничестве с регионами России и странами СНГ.

В «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года» (в ред. постановлений Правительства Республики Коми № 22 от 26.01.2009 г. и № 390 от 22.12.2009 г.) рост эффективности межрегионального сотрудничества определен в качестве одной из стратегических целей в области экономического развития. Следует отметить, что вопросам межрегионального сотрудничества уделяется здесь достаточное внимание. В данном документе содействие развитию взаимовыгодного межрегионального научно-технического сотрудничества рассматривается в качестве направления развития инновационной системы региона. В Стратегии также выделен раздел «Международное и межрегиональное сотрудничество», в котором определены цель, задачи и формы межрегионального взаимодействия.

Основной целью развития международных и межрегиональных связей республики является обеспечение рациональной интеграции Республики Коми в экономику Российской Федерации, развитие и укрепление сотрудничества с субъектами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Для достижения данной цели ставится задача укрепления и расширения взаимовыгодных связей с субъектами Российской Федерации, в приоритетном порядке - с регионами СевероЗападного федерального округа. В документе определены следующие формы межрегионального взаимодействия:

- создание условий для привлечения взаимных инвестиций;

- реализация совместных инвестиционных проектов;

- интенсификация сотрудничества с региональными объединениями.

- участие представителей республики в межрегиональных или зарубежных ярмарках, выставках;

- организация ярмарок, выставок и конференций в Республике Коми;

- целевые публикации о республике в различных российских и зарубежных средствах массовой информации, адресные рассылки информационных материалов.

В «Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года» вопросы межрегионального сотрудничества рассмотрены в следующих аспектах:

- развитие межрегионального туристического кластера;

- развитие межрегиональной транспортной инфраструктуры;

- стимулирование участия предприятий области в деятельности межрегиональных кластерных и отраслевых ассоциаций.

Достаточно последовательно вопросы межрегионального сотрудничества представлены в проекте «Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года». Так, в аналитическом разделе Стратегии отмечается, что объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования процессов межрегиональной интеграции имеет большую эффективность, чем межрегиональная конкуренция за внешние ресурсы. Большое внимание в документе уделяется также межрегиональной отраслевой кооперации в контексте развития экономики кластеров.

В Стратегии Новгородской области представлен раздел «Политика области по вопросам межрегиональной интеграции», в котором определены следующие показатели результативности действий органов государственной власти области по вопросам межрегионального сотрудничества:

- количество совместных межрегиональных проектов, инициированных в регионе;

- объем средств, привлеченных на условиях софинансирования;

- транспортная доступность территорий области;

- наличие в планах социально-экономического развития области проектов межрегионального характера, разрабатываемых и реализуемых совместно с представителями государственной власти, бизнеса и общественности соседних регионов;

- количество согласованных с соседними регионами конкретных проектов социально-экономического развития.

Что касается форм межрегионального сотрудничества, то основное внимание уделяется следующим:

- разработке и реализации совместных межрегиональных проектов в сфере туризма с соседними регионами;

- участию в проведении межрегиональной и зарубежной выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции малых предприятий на внешних рынках;

- организации взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества с целью привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства;

- созданию благоприятной стимулирующей среды для ведения совместного бизнеса, принятию нормативно-правовых актов, влияющих на формирование этой среды.

В результате анализа стратегических документов можно сделать вывод, что, несмотря на важную роль, которую играет межрегиональное сотрудничество в развитии субъектов РФ, далеко не все регионы уделяют должное внимание развитию данного направления в программных документах. Лишь небольшое число регионов выделяет в своих стратегических документах в качестве самостоятельного направления раз-

вития межрегиональное сотрудничество. При этом субъекты РФ основное внимание уделяют следующим формам межрегионального взаимодействия:

- взаимному товарообмену;

- участию организаций, индивидуальных предпринимателей в международных, межрегиональных и иных выставках-ярмарках.

- реализации совместных проектов;

- совместной инвестиционной и инновационной деятельности;

- развитию производственных связей и кооперации;

- сотрудничеству в области энергетики, транспорта, связи и т. д.

В целом можно отметить, что методологические аспекты межрегионального сотрудничества в стратегических документах не получили должного развития. Недостаточное внимание также уделяется вопросам анализа перспективных направлений межрегионального сотрудничества, формированию механизма межрегионального взаимодействия и др.

Таким образом, вопросы межрегионального взаимодействия наиболее последовательно рассмотрены на уровне федеральных округов. При этом в региональной политике, проводимой на уровне субъектов РФ, все еще преобладает тенденция межрегиональной конкуренции в ущерб межрегиональному сотрудничеству. Для решения данной проблемы необходимо совершенствование методологии регионального стратегического планирования, согласование документов регионального и межрегионального уровня, а также развитие методологических аспектов межрегионального взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] : распоряж. Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.

2. Демидов, А.В. Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России [Текст] / А.В. Демидов // Право и безопасность. - 2008. - № 4 (29). - C. 26-34.

3. Машурова, Е.А. Межрегиональное сотрудничество: политическая сущность [Текст] / Е.А. Машурова //

Региональные политические исследования. - 2010. -№ 3 (29). - С. 49-53.

4. Николаев, М.А. Влияние экономического роста на качество экономического пространства Северо-Запада [Текст] / М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. -2006. - № 3 (29). - С. 60-68.

5. Плихун, О.Г. Вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области [Текст] / О.Г. Плихун, А.М. Киселев // Вестник Омско-

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2

го университета. Серия «Экономика». - 2009. - № 3. -С.56-59.

6. Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minregion.ru

7. Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации - генеральное направление региональной политики [Электронный ресурс] : [Рекомендации «круглого стола» Комитета Совета федерации по делам федерации и региональной политике]. - Режим доступа: http://www.komfed.ru

8. Fritsch, M. Does R&D-cooperation behavior differ between regions? [Text] / M. Fritsch // Industry and Innovation. - March 2003. - Vol. 10, no. 1. - P. 25-39.

9. Fritsch, M. Innovation, cooperation, and the region [Text] / M. Fritsch, R. Lukas // Audretsch David B., Thurik

Roy Innovation, Industry Evolution and Employment. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - P. 157-181.

10. Lucas, R.E. On the mechanics of economic development [Text] / R.E. Lucas // Journal of Monetary Economics. - 1988. - № 22. - P. 3-42.

11. Pyke, F. Industrial districts and local economic regeneration [Text] / F. Pyke, W. Sengenberger. - Geneva: ILO, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Reiterer, M. Interregionalism as a new diplomatic tool: the EU and East Asia [Text] / M. Reiterer // EFAR. - 2006. - № 11. - P. 242.

13. Song, W. Regionalization, inter-regional cooperation and global governance. Published online: 25 January 2007 [Text] / W. Song. - Springer-Verlag, 2007.

14. Torre, A. Proximity and Localization [Text] / A. Torre, A. Rallet // Regional Studies. - February 2005. -Vol. 39, no. 1. - P. 47-59.

УДК 330.567.4:61

А.Е. Ахметов

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Фармацевтическая отрасль - одна из наиболее стратегически важных и приоритетных сфер российской экономики. Она играет огромную роль в решении социально-экономических задач, выступая в качестве посредника, реализующего ряд социальных функций, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения. Данные функции не могут полноценно реализовываться без постоянного воспроизводства инноваций и высокотехнологичной продукции предприятиями фармацевтической отрасли. Потенциал национальной фармацевтической отрасли является важным показателем экономической развитости государства, опирающийся на инновационную модель развития здравоохранения.

Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской

науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений [1].

С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития фармацевтической отрасли Министерством промышленности и торговли была разработана стратегия инновационного развития на период до 2020 г. Основными задачами данной стратегии являются: увеличение обеспеченности населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами; повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической продукции; стимулирование разработки и производства инновационных ле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.