Научная статья на тему 'Современные проблемы и задачи по совершенствованию системы подготовки кадров индустрии туризма'

Современные проблемы и задачи по совершенствованию системы подготовки кадров индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURISM / ECONOMIC CRISIS / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая М. В.

В статье выявлены требования к профессиональной подготовке туристских кадров в следствии мирового финансового кризиса и с учётом особенностей России. Обозначены проблемы в профессиональной подготовке кадров и предложены основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CHALLENGES TO IMPROVE THE STUFF TRAINING OF THE TOURISM INDUSTRY

The paper identified the requirements for the training of tourism personnel in the investigation of the global financial crisis, and taking into account the peculiarities of Russia. The problems in vocational training and the basic ways to address them.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и задачи по совершенствованию системы подготовки кадров индустрии туризма»

тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра, используются также всевозможные упражнения и игры для отработки специфических коммуникативных навыков.

Система внутрикорпоративной подготовки персонала довольно хорошо развита на крупных предприятиях сферы туризма, много лет успешно работающих на этом рынке. Однако в данной сфере работает множество других компаний: гостиниц, туристских фирм, ресторанов и прочих учреждений, которые не могут себе позволить иметь в службе управления персоналом специалистов, целенаправленно занимающихся профессионально-личностным развитием сотрудников. Задача формирования профессиональных личностных качеств сотрудников сферы туризма должна стать актуальной прежде всего для учебных заведений готовящих кадры для данной сферы.

Мы предлагаем следующие пути разрешения противоречия между необходимостью наличия определенных личностных качеств кадров индустрии туризма и недостаточным вниманием, уделяемым этому вопросу в рамках профессиональной подготовки:

- проведение крупномасштабного исследования по выработке единого ряда личностно-профессиональных качеств, необходимых специалисту сферы туризма;

- использование активных методов обучения, таких как деловые игры, анализ практических ситуаций, кейс-метод, методы психодиагностики, активизирующие внимание и интерес человека к своим личностным качествам и пр.

- проведение треннинговых занятий в системе подготовки кадров;

- активизация воспитательной работы в образовательных учреждениях;

- разработка и внедрение в систему подготовки специалистов индустрии туризма различных дисциплин психолого-педагогического плана;

- ролевое моделирование, заключающееся в подражании молодых специалистов более старшему поколению специалистов и руководителям.

Литература:

1. Бабий Г.И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 19 с.

2. Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Изучение коммуникативных и организаторских способностей студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм». // Материалы 1-й Международной научнопрактической конференции «Туристское образование в Российской Федерации: практика, проблемы, перспективы» / ГУУ - М., 2003. - С. 150 - 153.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. - 168 с.

4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игры. Введение в активные методы обучения - М.: Моск. психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. - 191 с.

5. Платов В.Я., Подиновский В.В., Бельский А.А. Деловые игры по охране труда в строительстве. - М.: Стройиздат, 1987. - 202 с.

6. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.

7. Тарелкина Т.И. Подбираем менеджеров по-научному // Турбиз-нес. - 2002. - № 9. - С. 14 -17.

8. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. и др. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 197 с.

9. Третьякова А. Н. Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности: Дис. . канд. психол. наук. - М., 2009.

- 160 с.

10. Чудновский А. Д. Роль персонала в улучшении качества туристских услуг. // Материалы 1-й Международной научно-практической конференции «Туристское образование в Российской Федерации: практика, проблемы, перспективы» / ГУУ.

- М., 2003. - С. 4 - 11

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Полевая М.В., к.пс.н., доцент, зав. кафедрой психологии управления МГИИТ

В статье выявлены требования к профессиональной подготовке туристских кадров в следствии мирового финансового кризиса и с учётом особенностей России. Обозначены проблемы в профессиональной подготовке кадров и предложены основные пути их решения.

Ключевые слова: индустрия туризма, экономический кризис, государственные образовательные стандарты, человеческие ресурсы.

CONTEMPORARY CHALLENGES TO IMPROVE THE STUFF TRAINING OF THE TOURISM INDUSTRY

Polevaya M., Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Head of Department of Psychology, MGIIT

The paper identified the requirements for the training of tourism personnel in the investigation of the global financial crisis, and taking into account the peculiarities of Russia. The problems in vocational training and the basic ways to address them.

Keywords: tourism, economic crisis, state educational standards, human resources.

В настоящее время Россия столкнулась с серьезными вызовами глобального экономического кризиса, который оказал воздействие на экономику многих стран, включая и российскую экономику. Происходит падение производства, снижение доходов населения, ухудшение ситуации на рынке труда и усиливается социальная напряженность в обществе. Существует вероятность, что кризис не будет кратковременным явлением. Чтобы не допустить деструктивных процессов в экономике и подрыва долгосрочных приоритетов модернизации страны, правительство Российской Федерации приняло программу антикризисных мер. Оно взяло на себя обязательство не отказываться от стратегических задач развития российской экономики - перехода к инновационной модели, вложения в человеческий капитал, рассматривая его как национальный приоритет. На ближайшие годы в условиях кризиса важнейшими направлениями антикризисной политики российского государства как на федеральном, так и на региональном уровне, должна стать реализация программы непрерывной профессиональной подготовки кадров и содействия их занятости.

Эпоха глобализации фактически ликвидировала границы для

свободного перемещения капитала, товаров и информации, а также создала возможность беспрепятственного посещения большинства стран мира. Все это предъявляет новые требования к системе организации и содержанию подготовке кадров, в целом, и в туристской индустрии, в частности.

Необходимость непрерывной профессиональной подготовки кадров туристской отрасли объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и требованиями современного общества.

Профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать со взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического развития. Рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристской деятельности, т.е. знание языка, экономики, культуры, правовой и социальной систем стран-парт-неров, соблюдение единых экономических, технологических и социальных норм. Однако, полученные знания быстро устаревают, а умения и навыки, необходимые в туристской деятельности, требуют постоянного обновления.

В этих условиях содержание систем подготовки кадров обес-

печивается его корпоративностью, когда уже на стадии обучения закладываются будущие корпоративные связи (технологические стандарты гостиничных и туристских цепей; франшизные отношения; нормы лицензирования и сертификации и пр.).

Современная экономическая ситуация заставляет быть готовыми внедрять и осваивать новую технику, технологии, повышать профессиональный уровень работников. Сегодня от человека требуется высокий уровень профессиональной подготовленности к быстро меняющимся ориентирам современной экономики. Поэтому необходима качественная профессиональная подготовка и переподготовка кадров, способных оперативно реагировать на вызовы экономики, ориентированной на инновационное развитие. Актуализируется переход от концепции «образование на всю жизнь» к концепции «образование в течение всей жизни». Значительная роль в реализации последней концепции принадлежит современной системе дополнительного профессионального образования. Она призвана решать задачи, связанные с осуществлением стратегического курса развития российской экономики, достижение конкурентоспособности и инновационной привлекательности страны, а также ее переход к новому типу экономики, - экономике знаний. В этой связи государство должно активно содействовать людям в профессиональной подготовке и в смене профессий и трудоустройстве, что напрямую увязывается с системой непрерывной подготовки и переподготовки кадров.

В отличие от высшего профессионального образования, закладывающего фундаментальный базис знаний и умений специалиста и играющего «стратегическую» роль в формировании его профессиональных навыков, дополнительное профессиональное образование дает возможность «тактических», оперативных действий, позволяет приобрести навыки, наиболее актуальные и востребованные в настоящий момент на рынке труда, а значит, делает специалиста конкурентоспособным, повышает его творческую самореализацию, на что и направлены усилия Болонского процесса в контексте трансформации российской экономики и реформирования высшей школы.

По данным, представленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, более четверти выпускников вузов не трудоустраиваются по полученной специальности. Поэтому результатом выхода из сложившейся ситуации является формирование структуры дополнительного профессионального образования на основе инновационного обеспечения. (1).

Заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе профессиональной подготовки кадров индустрии туризма предопределяет ее роль и место в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающей потребности такого сектора экономики, как индустрия туризма.

Сформулированная Президентом Российской Федерации задача перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, продиктованная темпами развития современной экономики, науки, информационных технологий, выдвигает проблему реорганизации и развития системы подготовки кадров индустрии туризма в число первоочередных задач. При этом в качестве важнейших мер, является превращение системы подготовки кадров в один из мощных факторов, позволяющих работнику быть непрерывно адаптированным к изменениям в технологической и социально-экономической сферах.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, а также проведенные автором научные исследования показали, что проблема подготовки кадров в индустрии туризма -тема достаточно актуальная и важная. Профессиональная подготовка специалистов отрасли сравнительно недавно вошла в проблемное поле экономических и педагогических исследований, но уже к настоящему времени получены очевидные результаты.

Теорию становления и развития системы непрерывного профессионального туристского образования, его квалификационнодидактическую структуру, уровни и ступени рассматривали И.В.-Зорин, В.А.Квартальнов, А.И.Зорин, Г.И.Зорина, С.И.Лукьянчен-ко, Л.В.Ляшева.

Вопросы дополнительного профессионального образования рассматривали В.В.Валентинов, Л.И.Евенко, А.П.Егоршин, Э.Ф.-Зеер, С.В.Кондратьев, В.А.Леднев, С.Г.Вершловский, Е.М.Дорож-кин, Э.М.Никитин, Ш.З.Санатулов и др.

Профессионально-значимые качества специалиста в сфере туризма изучали Е.А.Алилуйко, Г.И.Бабий, И.Б.Будик, Т.В.Вороши-лова, Е.Н.Гаранина, Н.А.Гультяева, М.А.Домбровская, Е.Н.Кани-

на, Горячева Т.К., Г.Н.Лаврова, Е.В.Мошняга, Н.В.Набатова, А.А.Поспелова, Т.В.Санникова.

Теорию диверсификации и основы интенсификации обучения в системе профессионального туристского образования рассматривали А.И.Сеселкин, В.В.Васильев, Е.Н.Ильина, Т.П. Каверина, Л.Г Скоробогатова.

Однако обобщение накопленного теоретического и практического опыта показало, что многие актуальные вопросы развития системы подготовки кадров индустрии туризма остаются не до конца разработанными и слабо исследованными.

Нуждаются в осмыслении и аргументации концептуальный подход к стратегии развития системы подготовки кадров индустрии туризма, вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, требуют изучения вопросы дальнейшего развития социально-экономических механизмов эффективности системы подготовки и повышения квалификации кадров, определения современных государственных требований к содержанию и технологиям системы, а также определение первоочередных задач совершенствования системы подготовки кадров индустрии туризма.

Существующая в России система непрерывной профессиональной подготовки кадров включает в себя следующие основные ступени: начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное профессиональное образование. Каждая из названных ступеней представляет собой многоуровневую систему со своими элементами и присущими им функциями. (2).

На наш взгляд, отличительной чертой современной профессиональной подготовки кадров является переход от государственного формирования содержания образования к объединению усилий заинтересованных сторон в решении многофакторных проблем образования, предоставляющему педагогам, слушателям, работодателям возможность выбора содержания, форм и методов организации обучения и типа образовательного учреждения.

Многообразие типов и видов образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и имеющих соответствующую отраслевую специфику, требуют проведения мероприятий, направленных на выработку единых подходов к управлению системой подготовки кадров в индустрии туризма.

Систему профессиональной подготовки кадров мы рассматриваем, как систему непрерывного образования, включающую в себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным профессиональным программам и направлениям, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Развитие системы профессиональной подготовки кадров индустрии туризма находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых образовательными учреждениями сектору туризм. С каждым годом эффективное развитие туристского комплекса предъявляет все более высокие требования к количеству специалистов и уровню их подготовки.

Основой для укрепления связи системы подготовки кадров должно стать участие образовательных учреждений в решении проблем, связанных с развитием предприятий туризма, повышение их эффективности через реализацию совместных консультационнообразовательных проектов.

На сегодняшний день система подготовки кадров объективно нуждается в теоретическом осмыслении системной связи между идеями современной педагогической и экономической науками, концепциями теории и практики туризма. Без этого невозможен синтез содержания профессионального туристского образования, что обусловлено рядом положений (3):

1. Профессиональное туристское образование с 1998 г вышло на первое место на всемирном рынке труда (по данным международной ярмарки «Workshop»). В настоящее время туризм создает в мире каждое десятое рабочее место, и эта его функция будет усиливаться. В России туризм создает всего 3 % новых рабочих мест.

2. Господствующая в мировом профессиональном туристском образовании практика подготовки специалистов узкого профиля создавала определенные проблемы, которые в отечественном варианте усиливались отсутствием базового профессионального обра-

зования. Это отражалось на низком качестве подготовки кадровых ресурсов. Для отечественной индустрии гостеприимства, например, до сих пор еще характерен работник, который при наличии определенных знаний не обладает развитым комплексом трудовых навыков и профессиональных умений.

3. Традиционное проектирование ПДО в ходе его диверсификации посредством освоения соответствующего социального опыта для сферы туризма оказывается малопродуктивным. С одной стороны, профессиональное туристское образование в России имеет явно недостаточный опыт. С другой - зарубежный опыт профессионального туристского образования всегда был связан с задачами развития всемирного туристского рынка, на котором Россия исполняет пока лишь роль донора.

4. На протяжении уже нескольких лет, Министерством образования РФ не аттестован ни один образовательный стандарт подготовки специалиста туристского профиля, что противоречит нормам проектирования содержания профессионального туристского образования, отвечающего современным потребностям рынка труда.

Эти проблемы с каждым годом все больше углубляют кризисные тенденции в социокультурной и экономической динамике страны.

По нашему мнению, первоочередными задачами совершенствования системы подготовки кадров индустрии туризма являются:

- оценка состояния и прогнозирование развития системы подготовки кадров;

- совершенствование структуры управления;

- укрепление связей системы подготовки кадров с работодателями;

- разработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования учреждений подготовки кадров;

- развитие государственно-общественной системы оценки качества подготовки кадров, формирование критериев оценки по основным направлениям деятельности учреждений подготовки кадров с учетом их видовой специфики, требований законодательства и потребностей туристской отрасли;

- усиление роли научно-педагогической общественности системы образования в процессе управления подготовки кадров;

- совершенствование показателей оценки деятельности учреждений и структурных подразделений системы подготовки кадров в процедурах лицензирования и государственной аккредитации, формирование на их основе комплексной оценки деятельности данных учреждений;

- научное и учебно-методическое обеспечение системы подготовки кадров, совершенствование содержания и повышение качества обучения, использование инновационных технологий, форм и методов взаимодействия с потребителями образовательных услуг, широком использовании средств информационных и телекоммуникационных технологий;

- международное сотрудничество в области подготовки кадров;

- организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области подготовки кадров;

- разработка государственных стандартов и государственных требований к минимуму содержания образовательных программ подготовки кадров и уровню требований к специалистам;

- организация и поддержка экспериментальных площадок в системе подготовки кадров индустрии туризма;

- информационное обеспечение системы подготовки кадров;

- кадровое обеспечение системы подготовки кадров индустрии туризма.

Литература:

1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. №393, от 11.02.2002, г.Москва

2. Сидоров О.И. Подготовка персонала в условиях непрерывного профессионального образования: корпоративный аспект: Прак-тико-ориентированная монография. - Томск: Изд-во «В-Спектр», 2007. - 152 с.

3. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования. Дис. док. пед. наук. - М., 2001. - 246 с.

4. Постановление правительства г.Москвы «О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы». №1054-ПП, от 27 декабря 2006 г.

ресурсный подход к оценке влияния реализации инвестиции на ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Мирзоев Э.И., аспирант

Проблема прикладной экономической науки - как наиболее рационально использовать ограниченные производственные и финансовые ресурсы. Задача науки состоит в том, чтобы предложить для каждой хозяйственной ситуации свой инструментарий, который поможет понять ситуацию, увидеть перспективы ее развития и выбрать целесообразное решение.

Ключевые слова: производственные и финансовые ресурсы, наука, производственный процесс.

RESOURCE APPROACH TO ASSESSING THE IMPACT OF THE INVESTMENT PERFORMANCE OF THE ORGANIZATION

Mirzoev E., The post-graduate student

The issue of Applied Economic Sciences - as the most efficient use of limited production and financial resources. The task of science is to offer for every business situation, its tools, which will help to understand the situation, see the prospects of its development and to choose appropriate solution.

Keywords: manufacturing and financial resources, science, manufacturing process.

В производственном процессе задействованы многие виды материалов и изделий, рабочая сила разной квалификации, многочисленные сооружения и оборудование. Оценка эффективности инвестиционного проекта должна охватывать все потоки производственных и финансовых ресурсов и выпускаемой продукции.

Обеспечение эффективного использования производственных и финансовых ресурсов является на сегодня одной из острейших в совокупности проблем, определяющих состояние и перспективы развития экономики.

На рис. 1 организация, представлено в виде процесса потока ресурсов на производство и реализации продукции.

Цель организации представляет собой следствие (результаты) и причины (факторы и средства достижения результатов) ее функционирования и развития.

Средствами обеспечения достижения поставленной цели является наличие у организации соответствующих ресурсов (материальных, трудовых, энергетических, информационных) на современном уровне по их количеству, качеству и производительной силе.

Ресурсный подход к оценке эффективности инвестиционного проекта должен учитывать:

1) поток производственных, трудовых, информационных ресурсов для простого или расширенного воспроизводства;

2) финансовые потоки, обеспечивающие возможность функционирования натурально-вещественных потоков произведенной продукции, возмещающих потребленную часть материальных и энергетических ресурсов, воспроизводство рабочей силы.

Суть производственных и финансовых ресурсов состоит в ограниченности; юридическом праве; организационной форме функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.