Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования и развития информационно-статистических ресурсов контроллинга'

Современные проблемы формирования и развития информационно-статистических ресурсов контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИИ / MIGRATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / МОБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / LABOR MOBILITY / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / MOVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова И.А., Полякова Е.М., Бондаренко Г.А.

В статье отражена роль человеческого капитала и его системообразующих компонентов как основных факторов, генерирующих инновационный и циклических волн мировой и национальных экономик. Дается аналитический обзор типов и направлений мобильности, и в частности мобильности трудовых ресурсов. Представлена роль специфического человеческого капитала как основной составляющей долгосрочных трудовых отношений и основной причины функционирования внутрифирменных рынков труда. Приводится сравнительная статистическая оценка трудовой мобильности процессов в России и мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the role of human capital and its backbone components as the main factors generating innovative and cyclical waves of the global and national economies. An analytical review of the types and areas of mobility and, in particular labor mobility is given. The role of specific human capital as the basic components of long-term employment relationship and the underlying cause of functioning intra-firm labor markets is highlighted. The comparative statistical evaluation of labor mobility processes in Russia and the world community is held.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования и развития информационно-статистических ресурсов контроллинга»

УДК 657.1

Полякова И. А., Полякова Е. М., Бондаренко Г. А.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КОНТРОЛЛИНГА

Аннотация

В статье отражена роль человеческого капитала и его системообразующих компонентов, как основных факторов, генерирующих инновационный и циклических волн мировой и национальных экономик. Аналитический обзор типов и направлений мобильности и, в частности, мобильности трудовых ресурсов дается. Роль специфического человеческого капитала как основные составляющие долгосрочных трудовых отношений и основной причиной функционирования внутрифирменных рынков труда подсвечивается. Сравнительная статистическая оценка трудовой мобильности процессов в России и мировом сообществе проводится.

Ключевые слова

Миграции, системного подхода, статистики, человеческого капитала, мобильности рабочей силы, перемещения, интеграции.

Polyakova I. A., Polyakova E. M., Bondarenko G. A.

CURRENT PROBLEMS OF CONTROLLING INFORMATIONAL RESOURCES

FORMATION AND DEVELOPMENT

Annotation

The article reflects the role of human capital and its backbone components as the main factors generating innovative and cyclical waves of the global and national economies. An analytical review of the types and areas of mobility and, in particular labor mobility is given. The role of specific human capital as the basic components of long-term employment relationship and the underlying cause of functioning intra-firm labor markets is highlighted. The comparative statistical evaluation of labor mobility processes in Russia and the world community is held.

Keywords

Migration, system approach, statistics, human capital, labor mobility, movement, integration.

Одним из важнейших факторов обеспечения жизнедеятельности общественных систем является их устойчивое поступательное развитие, составной частью которого является наличие оптимального соотношения организационных, правовых, информационных, экономических, социальных и экологических составляющих хозяйствующих субъектов, входящих в данную систему. Следовательно, процесс управления

данными субъектами, независимо от формы собственности и вида экономической деятельности, требует комплексного подхода к решению многочисленных проблем на основе применения современных методических подходов и инструментов. К числу важнейших из них, на нынешнем этапе социально-экономического развития, следует отнести контроллинг [9].

Наиболее точным определением контроллинга считается определение Дитера Хана [6], согласно которому контроллинг- автоматизированная система управления управлением, из чего следует, что контроллинг основывается на трех компонентах: экономической системе, системе управления и информационной системе. Наличие всех трех составляющих подтверждается историческими этапами развития контроллинга, на протяжении которых сменялись приоритеты и ориентации концепции: система учета (1930-е гг.); управленческая информационная система (19701980-е гг.); система управления. Названный автор, далее уточняет приведенное выше определение, а именно, контроллинг - это информационное обеспечение, ориентированное на результат управления предприятием [8].

В настоящее время наличие нестабильных факторов во внешней, и зачастую во внутренней среде хозяйствующего субъекта обусловливает сокращение сроков на принятие различного рода управленческих решений, которые должны отразить, с одной стороны, механизмы обеспечения дальнейшего устойчивого развития в соответствии с бизнес-планом, а с другой стороны, снижение различных видов рисков.

На сегодняшний день нет необходимости доказывать насущную потребность в применении системы контроллинга, которая представляет собой комплекс методов и приемов стратегического управления, учетно-аналитических и контролирующих процедур, направленных на реализацию поставленных целей и задач хозяйствующего субъекта, и следовательно, на оптимизацию его управленческой деятельности. Наряду с этим, необходимо подчеркнуть, что в России система контроллинга только начинает входить в практическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Исходя из вышеизложенного, роль и основное назначение системы кон-

троллинга, в рамках устойчивого функционирования российских предпринимателей, по мнению авторов, сводятся к следующему:

- формирование целостной панельной информационно-статистической базы, отражающей все направления и все сферы деятельности, как во внутренней, так и во внешней среде хозяйствующего субъекта;

- осуществление, в рамках системного подхода, информационно-статистического обеспечения принятия управленческих решений во всех аспектах жизнедеятельности хозяйствующего субъекта [7];

- развитие системы интегрированных ресурсов, позволяющих в границах единого информационного и методологического пространства осуществлять комплексный анализ для обеспечения ситуационных решений [1].

Таким образом, контроллинг представляет принципиально новую современную концепцию управления, осуществляемую в виде интеграции методов статистического учета, анализа, планирования и контроля в рамках единой целостной системы получения, обработки, обобщения и анализа информации, цель реализации которой - принятие обоснованных управленческих решений. Данная концепция контроллинга базируется на методологии сбора и обработки статистической информации, гармонизированной с международными стандартами статистического учета и отчетности.

Интенсивная трансформация статистического наблюдения как на макроуровне, так и в сфере новых общественно-экономических явлений на микроуровне, по словам профессора М.Г. Назарова [10], позволяет России говорить с мировым экономическим сообществом на едином языке цифр и определений, понимать происходящее в мире и быть понятыми относительно российских внутренних экономических проблем. Следует отметить, что информа-

ционные ресурсы субъектов хозяйствования формируются в рамках официальной статистической деятельности на основе ФЗ РФ № 282 от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Сбор статистической информации осуществляется на основе статистического наблюдения, представляющего научно организованный, как правило, систематический сбор сведений о различного рода явлениях и процессах, складывающихся в рамках функционирования хозяйствующего субъекта путем регистрации заранее намеченных существенных признаков, с целью получения обобщающих характеристик этих явлений и процессов. Упрощению системы статистического наблюдения и ее удешевлению в значительной мере способствует применение цензового подхода, а именно: крупные и средние предприятия наблюдаются на основе сплошного учета, предприятия малого бизнеса - на основе выборочного наблюдения.

Как известно, для реализации процедуры статистического наблюдения необходимо составление плана и программы. В плане статистического наблюдения, формулируются программно-методологические и организационные вопросы. К первым относятся: постановка цели сбора информации, формулировка задач, ограничение объекта исследования, т.е, это может быть - отдельное подразделение, или отдельный вид основных средств, отдельный вид продукции (услуги), а также выбор единицы наблюдения. Далее составляется программа наблюдения и определяется статистический инструментарий ее реализации [3]. Отметим, что единица наблюдения может иметь множество различных признаков, поэтому возникает методический вопрос - какие из них следует регистрировать в процессе наблюдения и, следовательно, включать в программу статистического

наблюдения, содержание которой зависит от поставленных целей и задач.

Современная Россия представляет собой целостную социально-

экономическую систему, в рамках которой, в силу сложившегося общественного устройства, имеется ряд уровней, где формируются соответствующие этому уровню информационно-статистические ресурсы. Однако, как показывает практика, выработка управленческих решений по ряду важнейших вопросов, как регионального развития, так и развития конкретного хозяйствующего субъекта, на сегодняшний день, затруднена ввиду явной недостаточности и неполноты имеющихся источников официальной статистической информации, предоставляемой в рамках форм федерального наблюдения. В этой связи на региональном уровне возникает необходимость в развитии информационного ресурса, характеризующего, с одной стороны, условия и факторы развития инновационных процессов в регионе и его территориальных образованиях, с другой - показатели их результативности, что позволит вырабатывать эффективные меры по управлению в рамках социально-экономического развития региона в целом.

На сегодняшний день, основным источником информации по инновационной деятельности является ежегодное федеральное статистическое наблюдение по форме № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», которое охватывает круг крупных и средних предприятий и организаций (юридических лиц), осуществляющих экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств. Инфраструктурный комплекс в федеральном наблюдении представлен предприятиями по производству электроэнергии, газа и воды. В сфере услуг обследованию подлежат предприятия связи; организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информа-

ционных технологий; организации, занятые в сфере научных исследований и разработок и организации, предоставляющие прочие виды услуг.

Федеральное обследование субъектов малого предпринимательства проводится один раз в два года по форме № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» и включает малые предприятия по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

Из перечисленных форм наиболее широко система показателей инновационной деятельности представлена в форме № 4-инновация (годовая), которая включает 12 разделов и помимо технологических, маркетинговых и организационных типов инноваций рассматривает экологические инновации.

В силу сложившейся отраслевой специализации Ростовской области, обусловленной географическим местоположением, климатическими условиями, особенностями исторического и культурного развития, перечень видов экономической деятельности, включенных в федеральное статистическое наблюдение, не охватывает ряда из них, являющихся традиционными для региона без которых, картина развития инновационной сферы хозяйствующих субъектов не представляется достаточно полной.

Данное обстоятельство обусловило создание в 2008 году Ростовстатом дополнительного информационного ресурса в виде ежегодного регионального статистического наблюдения по форме № 4-инновация (регион), охватывающее предприятия следующих сфер: сельское хозяйство, строительство, образование и здравоохранение. Наряду с этим, дополнительно была введена годовая форма № 2-МП инновация (регион), охватывающая как малые, так и микропредприятия, информационно представленные в равной степени.

Данные, полученные из приведенных форм статистического наблюдения, позволяют с определенной периодичностью получать информацию о состоянии инновационных процессов, которые, наряду с процессами, складывающимися в трудовой сфере, относятся к приоритетным направлениям по формированию инновационно ориентированной модели социально-экономического развития.

Информационное обеспечение сферы занятости населения, в последние два десятилетия базировалось на следующих информационных источниках: статистические данные, полученные из форм сплошной отчетности хозяйствующих субъектов всех видов деятельности и форм собственности; специальные периодические и единовременные обследования состава работающих по полу и возрасту, уровню образования, профессиональной и должностной структурах; переписи населения.

Как известно, Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) в рамках системы обобщающих расчетов составляет балансы затрат труда и трудовых ресурсов. Первый расчетно-аналитический инструмент позволяет рассчитать наличие и использование затрат труда и перенести эти данные, согласно международным стандартам, в счет «Образование доходов» СНС. Второй документ позволяет рассчитать наличие трудовых ресурсов, их распределение по видам экономической деятельности, по видам поселений в среднем за год в целом по РФ и по ее субъектам.

Согласно Методологическим положениям Госкомстата (ныне Росстат), данные баланса трудовых ресурсов позволяют оценить характеристики трудового, и его неотъемлемой части, научного потенциала и степень их использования в экономике. В частности, данный документ позволяет интегрировать информацию из ряда статистических источников: обследований населения по проблемам занятости и информацию,

получаемую от органов власти и управления [3].

В аналитических целях органы Рос-стата отслеживают информацию, позволяющую измерить степень интенсификации труда, для расчетов которой с учетом институциональных перемен, и соответствующих им изменений в статистике труда, требуется производить расчеты совокупных затрат труда на основе баланса затрат труда. Наиболее полное представление об их величине дает показатель «число отработанных человеко-часов», который отражен в форме Федерального статистического наблюдения № П-4. Наряду с этим важнейшим направлением федерального государственного статистического наблюдения, характеризующим трудовой капитал в рамках хозяйствующего субъекта, являются сведения о численности, величине заработной платы и движении работников, также отражаемые в форме № П-4, которую предоставляют юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) всех форм собственности и видов экономической деятельности и их обособленные подразделения, за исключением малых предприятий. Кроме перечисленных информационных источников, при обследовании предприятий данные получают из платежных ведомостей и табелей учета выходов на работу, что позволяет сформировать полные сведения о численности работников, их заработной плате и об использовании рабочего времени.

Подчеркнем, что статистическое обследование по форме № П-4 проводится на основе сплошного метода сбора информации, следовательно, обеспечивает высокую точность получаемых статистических данных.

Важно отметить, что собираемые статистические данные должны отвечать двум требованиям: достоверности и сопоставимости. Достоверность - это соответствие статистических данных, тому, что есть на самом деле. Кроме того, чтобы статистические данные об отдельных

явлениях и процессах можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время и по единой методике.

Статистический инструментарий, как правило, представляет собой инструкции, бланки документов, виды отчетности, различного рода ведомственную информацию и другие ее виды, и должен обеспечивать единообразие понимания и толкования программы проведения статистического наблюдения. Таким образом, как следует из предыдущего изложения, статистическое наблюдение имеет две основные формы: отчетность и специально организованное наблюдение.

В соответствии с поставленными задачами, соответствующие управленческие структуры хозяйствующего субъекта принимают решение о том, какой вид статистического наблюдения целесообразно применять в данных конкретных условиях - непрерывное (текущее) или прерывное, то есть - периодическое или единовременное наблюдение.

По мнению авторов, целесообразным для реализации концепции контроллинга, представляется применение способа основного массива или способа монографического наблюдения. При реализации первого метода обследованию подвергается основной массив - та часть единиц совокупности (вид продукции, услуги, отдельные участки производства), которая вносит наибольший вклад в изучаемое социально-экономическое явление, при этом часть совокупности, о которой известно, что она не играет большой роли в характеристике совокупности в целом, заведомо исключается из наблюдения. При монографическом наблюдении подробно описываются отдельные единицы совокупности в целях их углубленного изучения, которое не может быть столь же детальным при массовом наблюдении. Примерами монографического наблюдения являются обследования, используемые для изучения состояния и динамики отдельных ключевых

процессов, в частности трудовых, или инновационных, являющихся основой экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

Источником получения первичных данных являются непосредственное наблюдение, документы, опрос. Задача получения первичных статистических данных решается, согласно поставленных целей хозяйствующим субъектом, что определяет и источник их получения.

Наряду с этим методология статистического наблюдения предлагает использование разных способов сбора информации: отчетный, экспедиционный, саморегистрация, анкетный и корреспондентский.

Документальный способ статистического наблюдения основан на использовании в качестве источника статистических сведений различных документов первичного учета, поэтому его называют отчетным. Анкетный способ - сбор статистических данных на основе специально разработанных вопросников, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Для целей контроллинга в рамках субъекта хозяйствования представляется целесообразным применение отчетного и анкетного способов сбора информационных массивов [2].

Исходя из специфики экономической деятельности хозяйствующих субъектов, относящихся к промышленным и сельскохозяйственным видам деятельности, предлагается применять метод основного массива и саморегистрацию; для субъектов хозяйствования, функционирующих на транспорте, связи, общественном питании целесообразно для получения информации применять монографическое наблюдение и анкетный опрос.

Учитывая роль контроллинга, для реализации его целей на основе сформированных информационно-статистических ресурсов целесообразно использовать современные информационные технологии,

что позволяет обеспечить возможность комплексного использования всей палитры информационно-статистических источников для решения традиционных и нерегламентированных аналитических задач. Именно в этих целях система поддержки принятия управленческих решений, т.е. система контроллинга должна базироваться на концепции единого информационного пространства, гармонизированного с международными стандартами статистического учета и отчетности.

Библиографический список

1. Контроллинг / под ред. Кармин-ского А. М., Фалько С. Г. - М., 2006.

2. Малышева, Л. А. Контроллинг на предприятии // Открытые системы. -2000. - № 1, 2.

3. Методологические положения по статистике. Вып. 1, 5 / Росстат. - М., 1996; 2006.

4. Полякова, Е. М., Рудяга, А. А. Проблемы формирования информационных ресурсов контроллинга. - Режим доступа: http://controlling.ru/files/59.pdf.

5. Полякова, И. А., Бондаренко, Г. А., Иващенко, Ю. И. Состояние и динамика трудовой и научно-инновационной сфер Российской Федерации: статистический анализ и оценивание: моногр. - Ростов н/Д: Издательство РГЭУ (РИНХ), 2013.

6. Статистика. Учебник. Под общ. ред. Ниворожкиной Л. И. - М.: Дашков и К», 2010.

7. Теплякова, Т. Ю. Контроллинг: учеб. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010.

8. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем / под ред. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997.

9. Fiedler, R. Einfuehrung in das Controlling: Methoden, Instrumente und DV-Unterstuetzung. Muenchen et al. 2000.

10. Назаров, М. Г. Курс социально-экономической статистики. - М.: Омега-Л, 2007.

Bibliographic list

1. Controlling. Edited by A. M. Karminsky, Falco S. G. - M., 2006.

2. Malysheva, L. A. Controlling on the enterprise // Open systems. - 2000. -№ 1, 2.

3. Methodological guidelines on statistics. 1st, 5th ed. / Rosstat. - M., 1996; 2006.

4. Polyakova, E. M., Rudyaga, A. A. Problems of controlling information resources formation. - URL: http://controlling.ru/files/59.pdf.

5. Polyakova, I. A., Bondarenko, G. A., Ivashchenko, Y. I. State and dynamics of labor, research and innovation areas of the Russian Federation: statistical analysis and assessment: monograph. - Rostov-on-Don:

Rostov State University of Economics (RINH), 2013.

6. Statistics / ed. by Nivorozhkina L. I. - M.: Dashkov and Co, 2010.

7. Teplyakova, T. Y. Controlling: manual. - Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University, 2010.

8. Han, D. Planning and control: controlling concept: Translated form the German / ed. by A. A. Turchak, L. G. Golovach, M. L. Lukashevich. M.: Finance and statistics, 1997.

9. Fiedler, R. Einfuehrung in das Controlling: Methoden, Instrumente und DV-Unterstuetzung. Muenchen et al. 2000.

10. Nazarov, M. G. Course of socioeconomic statistics. - M.: Omega-L, 2007.

УДК 368.025

Трегубова А. А., Скрипкина Н. В.

ОЦЕНКА РИСКОВ В АВТОСТРАХОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОПРАВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Аннотация

Постоянная конкуренция на рынке страховых услуг обуславливает необходимость поиска способов привлечения к страхованию большего числа страхователей. Одним из главных конкурентных преимуществ страховой компании является грамотная тарифная политика. В статье представлена разработанная методика расчета региональных и возрастных поправочных коэффициентов добровольного автострахования, приведен расчет поправочных коэффициентов по данным официальной статистики.

Ключевые слова

Автострахование, оценка рисков, андеррайтинг, страховой тариф, поправочный коэффициент.

Tregubova A. A., Skripkina N. V.

RISK ASSESSMENT IN VEHICLE INSURANCE: OPTIONS FOR SCALING FACTOR IMPLEMENTATION

Annotation

Constant competition on the insurance market requires new ways of massive insurant involvement. Smart fee policy is one of the main competitive advantages of insurance company. The article presents the technique of regional and age-specific scaling factors estimation in voluntary vehicle insurance; scaling factor calculation based on official statistical data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.