Научная статья на тему 'Современные проблемы филологического анализа художественного текста'

Современные проблемы филологического анализа художественного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
922
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ДИСКУРС / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ / ИДИОСТИЛЬ / WRITER''S LINGUISTIC PERSONALITY / SCIENTIFIC FIELD / ARTISTIC TEXT PHILOLOGICAL ANALYSIS / DISCOURSE / IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фокина Мадина Александровна

В статье характеризуются исследовательские проекты преподавателей, аспирантов и студентов вуза, раскрываются основные принципы комплексного анализа текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic text philological analysis modern problems

Research projects of teachers and students of the university are characterized in the article, the basic principles of a comprehensive analysis of the text are disclosed.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы филологического анализа художественного текста»

УДК 801.7

Фокина Мадина Александровна

доктор филологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

filolog-kos@mail. ш

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

В статье характеризуются исследовательские проекты преподавателей, аспирантов и студентов вуза, раскрываются основные принципы комплексного анализа текста.

Ключевые слова: научное направление, филологический анализ художественного текста, дискурс, языковая личность писателя, идиостиль.

Научное направление, посвященное филологическому анализу художественного текста, сложилось в 2007-2010 гг. и активно развивалось в последующие годы. За этот период успешно защищены диссертации: докторская (М.А. Фокина, 2008) и три кандидатские (А.В. Щербакова, 2007; Н.Н. Баскакова, 2010; А.И. Яковлев, 2011).

Целью исследований преподавателей, аспирантов и студентов филологического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, объединившихся в научное направление, является разработка комплексной методики анализа языковых средств, которые формируют динамику текстовых смыслов, эксплицируют концептуальное содержание литературного произведения, обеспечивают структурно-семантическую целостность текста; выявление функций образной и фигуральной речи, отражающей специфику идиостиля писателя, яркие черты его языковой личности; изучение языка писателей Костромского края.

Исследования базируются на принципах филологического анализа художественного текста, получивших фундаментальное теоретическое обоснование в трудах ведущих отечественных учёных: Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Т.Г. Винокур, К.А. Роговой, Л.Ю. Максимова, Г.И. Богина, М.М. Гиршмана, В.П. Григорьева, Е.И. Дибровой, А.Б. Есина, Д.М. Магомедовой,

Н.А. Купиной, Н.А. Николиной, Н.С. Болотновой и др.

Филологический анализ текста включает в себя лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ, а также освещение культурно-исторического контекста эпохи. Его задача - «показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл и культурологический статус» [1, с. 97]; проникнуть «в смысловую глубину текста путём наблюдений за типом его структуры и функционированием языковых средств, служащих формированию и выражению смысла текстовых компонентов и художественного смысла целого произведения» [3, с. 8-9].

К основным принципам филологического анализа текста относятся: историзм, антропоцентрич-

ность, культурологическая направленность, комплексный интегральный характер (внимание к форме и содержанию текста в их взаимной обусловленности), лексикоцентричность [1].

Главной особенностью художественного текста является художественно-образная речевая конкретизация, которая трактуется как реализация эстетической функции на основе перевода слова-понятия в слово-образ, направленная на активизацию воображения читателя [2].

На современном этапе филологического исследования текста устойчиво прослеживается тенденция к усилению его коммуникативной направленности: текст изучается как форма коммуникации с позиций диалога автора и читателя. Коммуникативный подход к тексту существенно расширяет научное представление о текстовых свойствах, единицах и категориях, его структуре, семантике и прагматике.

Исследования костромских учёных-филологов направлены на изучение текстов разных литературных родов и жанров: лирики, художественной прозы, драматургии, мемуаров. Большое внимание уделяется анализу произведений русских писателей, жизнь и творчество которых связаны с Костромской землёй.

В 2010-2011 учебном году успешно осуществлялась исследовательская работа студентов филологического факультета «Язык писателей Костромского края и региональных СМИ», поддержанная грантом КГУ им. Н.А. Некрасова. Исполнители проекта (Масленников Семён, Егорова Александра, Кунавина Анастасия, Закалина Мария) занимались изучением художественных произведений П. Вяземского, А.Н. Плещеева и А.Н. Островского: охарактеризовали языковую специфику их иди-остиля, выявили индивидуальные особенности художественного мировидения каждого писателя, а также культурно-исторические и духовно-нравственные истоки творчества, определяющие национально-русское и региональное своеобразие Костромской земли. Для анализа отбирались тексты, ещё недостаточно изученные в современной лингвистике и не получившие широкого распространения в читательской среде. К ним относятся оригинальные дневники, философские зарисовки и бас-

140

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

© Фокина М.А., 2013

ни Петра Вяземского, художественная проза поэта А.Н. Плещеева, дневники и застольные речи драматурга А.Н. Островского. Результаты исследования были представлены на студенческой межвузовской научной конференции в Ивановском государственном университете «Молодая наука в классическом университете» и на студенческой научной конференции в КГУ им. Н.А. Некрасова «Ступени роста». Участники проекта опубликовали научные тезисы. В 2013 году студентка 4 курса филологического факультета Кунавина Анастасия стала победительницей областного конкурса молодых исследователей «Шаг в будущее» в номинации «Филология», она подготовила научное выступление о лексико-фразеологическом своеобразии повести А.Н. Плещеева «Отец и дочь».

В настоящее время продолжается изучение языка писателей-земляков. Создаётся картотека учебного словаря «Крылатые выражения писателей Костромского края». Студенты 4-5 курсов (Комко-ва Екатерина, Косарева Мария, Чернышова Василина, Смирнова Екатерина, Иванова Виктория) готовят первый выпуск словаря, посвящённый крылатым выражениям Николая Алексеевича Некрасова. Издание приурочено к 95-летнему юбилею нашего университета, который с гордостью носит имя великого русского поэта. По современным лексикографическим источникам студенты выявляют корпус крылатых выражений Некрасова, собирают разнообразные примеры употреблений этих единиц в художественной и публицистической речи Х1Х-ХХ1 вв., разрабатывают собственную концепцию словаря, продумывают структуру и содержание словарных статей. Одна из главных задач создания словаря - раскрыть роль Николая Алексеевича Некрасова в развитии русского литературного языка XIX века, показать, как его слова и выражения, значительно обогатившие русскую речь, продолжают активно функционировать в разных сферах современной коммуникации. К наиболее известным и частотно употребляющимся некрасовским выражениям, по подсчётам участников исследовательской группы, относятся: Вот приедет барин - барин нас рассудит; И пошли они, солнцем палимы; Кому на Руси жить хорошо; Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт; Откуда дровишки?; Рыцарь на час; Сейте разумное, доброе, вечное. Эти выражения используются в публицистических текстах, в том числе в костромских печатных изданиях, подвергаясь различным заменам слов и переосмыслениям метафорического содержания: Вот приедет Путин - Путин нас рассудит; И пошли они, властью гонимы; Кому на

Руси пить хорошо; Откуда сынишки? и др. В результате таких преобразований трансформированные крылатые единицы приобретают в газетном тексте ироническую окрашенность.

Ряд филологических исследований преподавателей и аспирантов кафедры русского языка выполняется на материале русской художественной прозы Х1Х-ХХ вв. с учётом жанровой природы произведения, особенностей его повествовательной структуры, своеобразия субъектно-речевой организации. В результате комплексного анализа выявляется система языковых средств, которые отражают смысловую динамику целого текста, создают сквозные образы и мотивы.

Ежегодно участники исследовательского проекта принимают участие в международных и региональных научных конференциях (Москва, Иваново, Ярославль, Кострома), в мероприятиях Фестиваля науки в КГУ им. Н.А. Некрасова. В 2012 году состоялась публичная лекция «Загадки и парадоксы художественного текста» (проф. М.А. Фокина). В 2013 году проведена интерактивная лингвистическая игра «Путешествие по лабиринтам текста», прошло заседание круглого стола по современным проблемам изучения текста в школе и вузе, состоялась презентация учебного пособия «Филологический анализ текста» [4].

Научный интерес к художественному тексту как явлению словесной культуры способствует формированию необходимых профессиональных компетенций студентов-филологов, ориентированных на правильное, адекватное понимание, глубокий, тонкий анализ и точную, обоснованную интерпретацию литературного произведения. Творческое взаимодействие студентов, аспирантов и преподавателей в совместной исследовательской деятельности создаёт комфортные условия для духовно-нравственного развития и совершенствования интеллектуальных способностей обучающихся в образовательном пространстве университета.

Библиографический список

1. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М.: Просвещение, 1993.

3. Рогова К.А. О филологическом анализе художественного текста // Художественный текст: Структура. Язык. Стиль. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - С. 4-9.

4. ФокинаМ.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 140 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.