Научная статья на тему 'Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в России'

Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4088
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФАКТОРЫ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / STATE SUPPORT / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / FACTORS HINDERING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / COMPETITIVENESS / TAX BURDEN / TAX HOLIDAYS / PROGRAM DEVELOPMENT / ECONOMIC CONDITIONS / BUSINESS CLIMATE / EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишина Зинаида Александровна

Введение. Малый бизнес в России приобретает все большее распространение, но его жизненный цикл отличается тем, что занимает короткий период времени, главным образом это связано с тем, что субъекты малого и среднего бизнеса осуществляют свою деятельность в сложных условиях хозяйствования, выживают в которых единицы. Материалы и методы. Рассматриваются и характеризуются проблемы, связанных с развитием субъектов малого предпринимательства в России. В процессе своего развития малый и средний бизнес сегодня претерпевает множество сложностей. Следует обратить внимание на то, что административная нагрузка от вводимого регулирования может накладывать на субъекты малого и среднего бизнеса большее бремя, чем на более крупные предприятия. Примером такого обременения могут выступать диспропорции на всех уровнях власти, такие как лицензии на розничную торговлю алкоголем, квотирование рабочих мест для инвалидов, требования к размещению вывесок и многое другое. Как правило малый бизнес не участвует в обсуждениях, и зачастую слабо заявляет о своих проблемах, что приводит к искажению информации. Особую значимость эта проблема приобретает из-за того, что на долю субъектов малого и среднего бизнеса в России приходится почти 20 % ВВП. Результаты. Существующие проблемы оказывают сильное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства, замедляя его развитие и эффективное функционирование. Обсуждение. Необходимо разрабатывать белее эффективные формы и методы государственной поддержки, направленные на поддержание основ предпринимательства и одновременно способные оказывать реальную помощь в становлении и развитии субъектов малого предпринимательства в стране в сложных условиях хозяйствования, возникших из-за внешнеэкономических отношений России с другими странами Заключение. Главным на сегодняшний момент является определение подходов с учетом отраслевой специфики, условий хозяйствования и размера бизнеса, которые будут определять налоговое бремя и общие требования законодательства, на всех уровнях власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

Introduction. Small business in Russia is becoming more widespread, but its life cycle differs in that it takes a short period of time, mainly due to the fact that small businesses operate in tough conditions, survive in which unit. Materials and methods. Examines and characterizes the problems related to the development of small and medium business in Russia. Small and medium business today is undergoing a lot of difficulties in the way of his development. In the first place should pay attention to the fact that the administrative burden imposed from regulation may apply to the small and medium business greater burden than larger enterprises. An example of such encumbrances there may be disparities at all levels of government, such as licenses for the retail sale of alcohol, the employment quotas for disabled, requirements for placement of signage, and more. Usually small business does not participate in the deliberations and often poorly expresses their problems, which leads to distortion of information. The special importance of this problem is due to the fact that the share of subjects of small and average business in Russia accounts for almost 20 % of GDP. Results. The existing problems have a strong influence on the development of small and medium enterprises, slowing its development and effective functioning. Discussion. It is necessary to develop whiter effective forms and methods of state support aimed at supporting the foundations of entrepreneurship and at the same time capable of rendering real assistance in the formation and development of small business entities in the country in difficult economic conditions that have arisen because of Russia's foreign economic relations with other countries Conclusion. The main thing at present is to define approaches that take account of specific industry, economic conditions and size of the business that determine tax burden and the General requirements of legislation on all levels of government.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в России»

main/ONBP_2015-2017.pdf (data obrascheniya 10.07.2017).

14. Otchet o rezul'tatah ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Analiz problem i pers-pektiv razvitiya dohodnoy bazi sub»ektov RF». Ut-verzhden Kollegiey Schetnoy palati RF (protokol ot 24.02.2012 g. No. 9K (842), p. 7).Byulleten' Schetnoy palati Rossiyskoy Federatsii No. 1 (181), 2013.

15. Prikaz Minima Rossii ot 09.12.2014 No. 453 «Ob utverzhdenii perechney sub»ektov Ros-siyskoy Federatsii v sootvetstvii s polozheniyami punk-ta 5 stat'i 130 Byudzhetnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya 10.07.2017).

16. Prikaz Minima Rossii ot 29.10.2015 No. 409 «Ob utverzhdenii perechney sub»ektov Ros-siyskoy Federatsii v sootvetstvii s polozheniyami punk-ta 5 stat'i 130 Byudzhetnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya 10.07.2017).

17. Prikaz Miniina Rossii ot 09.11.2016 No. 481 «Ob utverzhdenii perechney sub»ektov Ros-siyskoy Federatsii v sootvetstvii s polozheniyami punk-ta 5 stat'i 130 Byudzhetnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya 10.07.2017).

18. Svodnaya tablitsa ispolneniya byudzhetov sub»ektov RF [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.miniin.ru/ (data obrascheniya 10.07.2017).

19. Usik A. S., Slavyanskaya V. P. Problemi ra-spredeleniya finansovih resursov mezhdu federal'nim byudzhetom i konsolidirovannimi byudzhetami sub"ektov RF (Problems of the distribution of financial resources between the iederal budget and consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation), Ana-liticheskiy vestnik. No. 25 (543).

20. Ter-Minassian T. Fiscal Federalism in Theory and Practice. Washington : International Monetary Fund, 1997.

21. Kim J. H., Kim J., Shin S., Lee S. Public-Privat Partnership Infrastructure Project: Case Studies from the Rebublic of Korea: Volume 1: Institution Arrangements and Peformance. Tom 16. Asian Development Bank, 2011.

22. Starkova O. Ya. Problemi ispolneniya Fed-eral'nogo byudzheta (Problems of execution of the Federal budget), Innov: elektronniy nauchniy zhurnal, 2017. No. 3 (32) [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http: //www .innov.ru/ science/economy/problemy-ispolneniya-federalnogo-byu/

23. Starkova O. Ya., Buharinova I. A. Izme-nenie v nalogovoy politike regulirovaniya malogo biz-nesa (The change in tax policy regulation of small business), Innov: elektronniy nauchniy zhurnal, 2016. No. 4 (29) [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http: //www .innov.ru/ science/economy/izmenenie -v-nalogovoy-politike-regu/

24. Ablaev I. M. Metodologicheskie osnovi for-mirovaniya i funktsionirovaniya sistemi gosudarst-vennogo regulirovaniya ekonomiki regiona (Methodological bases of formation and functioning of system of state regulation of economy of the region), avtoref. ... diss. dokt. ekon. nauk. Moskva, 2006. 54 p.

25. Dzhamay E. V., Demin S. S. Sovershen-stvovanie metoda prognozirovaniya finansovih resursov pri sozdanii innovatsionnoy produktsii v ramkah feder-al'nih tselevih programm (Improving the method of forecasting financial resources in the creation of innovative products in the framework of the Federal target programs), Finansoviy menedzhment. 2010. No. 4. pp.38-44.

Дата поступления статьи в редакцию 17.07.2017, принята к публикации 28.09.2017.

08.00.05 УДК 332.2

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

© 2017

Зинаида Александровна Мишина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение. Малый бизнес в России приобретает все большее распространение, но его жизненный цикл отличается тем, что занимает короткий период времени, главным образом это связано с тем, что субъекты малого и среднего бизнеса осуществляют свою деятельность в сложных условиях хозяйствования, выживают в которых единицы.

Материалы и методы. Рассматриваются и характеризуются проблемы, связанных с развитием субъектов малого предпринимательства в России. В процессе своего развития малый и средний бизнес сегодня претерпевает множество сложностей. Следует обратить внимание на то, что административная нагрузка от вводимого регулирования может накладывать на субъекты малого и среднего бизнеса большее бремя, чем на более крупные предприятия. Примером такого обременения могут выступать диспропорции на всех уровнях власти, такие как лицензии на розничную торговлю алкоголем, квотирование рабочих мест для инвалидов, требования к размещению вывесок и многое другое. Как правило малый бизнес не участвует в обсуждениях, и зачастую слабо заявляет о своих проблемах, что приводит к искажению информации. Особую значимость эта проблема приобретает из-за того, что на долю субъектов малого и среднего бизнеса в России приходится почти 20 % ВВП. Результаты. Существующие проблемы оказывают сильное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства, замедляя его развитие и эффективное функционирование.

Обсуждение. Необходимо разрабатывать белее эффективные формы и методы государственной поддержки, направленные на поддержание основ предпринимательства и одновременно способные оказывать реальную помощь в становлении и развитии субъектов малого предпринимательства в стране в сложных условиях хозяйствования, возникших из-за внешнеэкономических отношений России с другими странами Заключение. Главным на сегодняшний момент является определение подходов с учетом отраслевой специфики, условий хозяйствования и размера бизнеса, которые будут определять налоговое бремя и общие требования законодательства, на всех уровнях власти.

Ключевые слова: государственная поддержка, конкурентоспособность, налоговое бремя, налоговые каникулы, программа развития, предпринимательский климат; субъекты малого и среднего предпринимательства; факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса, условия хозяйствования, эффективность.

Для цитирования: Мишина З. А. Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в россии // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 126-133.

MODERN PROBLEMS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

© 2017

Zinaida Alexandrovna Mishina, Ph.D. (Economy), The associate professor of the chair «Accounting, analysis and audit»

Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction. Small business in Russia is becoming more widespread, but its life cycle differs in that it takes a short period of time, mainly due to the fact that small businesses operate in tough conditions, survive in which unit. Materials and methods. Examines and characterizes the problems related to the development of small and medium business in Russia. Small and medium business today is undergoing a lot of difficulties in the way of his development. In the first place should pay attention to the fact that the administrative burden imposed from regulation may apply to the small and medium business greater burden than larger enterprises. An example of such encumbrances there may be disparities at all levels of government, such as licenses for the retail sale of alcohol, the employment quotas for disabled, requirements for placement of signage, and more. Usually small business does not participate in the deliberations and often poorly expresses their problems, which leads to distortion of information. The special importance of this problem is due to the fact that the share of subjects of small and average business in Russia accounts for almost 20 % of GDP.

Results. The existing problems have a strong influence on the development of small and medium enterprises, slowing its development and effective functioning.

Discussion. It is necessary to develop whiter effective forms and methods of state support aimed at supporting the foundations of entrepreneurship and at the same time capable of rendering real assistance in the formation and development of small business entities in the country in difficult economic conditions that have arisen because of Russia's foreign economic relations with other countries

Conclusion. The main thing at present is to define approaches that take account of specific industry, economic conditions and size of the business that determine tax burden and the General requirements of legislation on all levels of government.

Key words: state support, competitiveness,tax burden,tax holidays,program development, economic conditions, business climate; small and medium entrepreneurship; factors hindering the development of small and medium business, efficiency.

For citation: Mishina Z. A. Modern problems of effective development of small and medium business in Russia. Vestnik NGIEI = Bulletin of NGIEI. 2017; 10 (77): 126-133.

Введение

Тенденции последнего времени свидетельствуют о том, что для эффективного развития страны в целом необходимо наличие не только крупных градообразующих предприятий, но и развитие малого бизнеса. Крупные предприятия не способны в полной мере удовлетворить требования потребителей, так как зачастую нацелены на производство конкретных видов продукции в больших объемах. Мелкий же бизнес способен развиваться в различных направлениях, обеспечивая удовлетворение потребностей различных слоев населения. Но важно отметить что для достижения эффективности, а тем более ее повышения малому и среднему бизнесу приходится преодолевать множество сложностей, в результате не все способны на дальнейшее развитие и вынуждены прекращать свою деятельность. Это обусловлено влиянием множества факторов, значение которых различно, но в совокупности ведет к завершению хозяйственной деятельности.

В связи с этим актуальной на сегодняшний момент является тема по современным проблемам эффективного развития малого и среднего бизнеса в России.

Целью исследования является определение проблем, влияющих на эффективность развития малого и среднего бизнеса в России.

При оценке современных проблем, влияющих на эффективное развитие малого и среднего бизнеса, необходимо решить следующие задачи:

1) выявить долю субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП страны;

2) изучить существующие программы, направленные на развитие малого и среднего бизнеса в России;

3) оценить существующие проблемы для эффективного развития малого и среднего бизнеса в России;

4) оценить возможные пути для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в России.

Проблемами эффективного развития малого и среднего бизнеса в России в разное время занимались ученые: Л. А. Дьячкина [1, с. 43], О. А. Кузнецова [2, с. 519], С. А. Филин [3, с. 5], М. Шальнева [4, с. 15], Н. В. Горшкова [5, с. 22], О. А. Блинов [6, с. 130], Л. А. Колесникова [7,с. 80; 8, с. 93],

М. Г. Лапуста [9, с. 46], Р. И. Маликов [10, с. 112], В. О. Мосейко [11, с. 330], А. О. Блинов [12, с. 53], А. И. Бронский [13, с. 11], А. И. Палагута [14, с. 122], Г. А. Дремина [15, с. 35].

Материалы и методы исследования Основой для исследования выступаюттруды как отечественных, так и зарубежных авторов, в своих работах они раскрывают результаты практических и теоретических исследований в области проблем, связанных с эффективным развитием малого и среднего бизнеса в России, в том числе материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках, диссертации, монографии.

В исследовании используются различные подходы и методы, такие как: абстрактно-логический, монографический.

Результаты Современные экономические условия развития предполагают наличие не только крупного бизнеса, но и активное участие малого и среднего. Вовлечение в экономический оборот и стабильное развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением в развитии экономики как страны в целом, так и в отдельно взятых регионах. Особо остро проблема развития малого и среднего предпринимательства встала в период экономического кризиса, когда крупные организации не смогли приспособиться к изменяющимся условиям, вынуждены были сокращать свои обороты, а в отдельных случаях прекращать производство. Именно в этот период возникла острая необходимость в развитии более мобильного бизнеса, способного в кратчайшие сроки подстраиваться под изменяющиеся условия хозяйствования.

Вопросу устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития уделяется много внимания, так как он все больше приобретает экономическую и социальную значимость. В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации отметил, что свобода предпринимательства - это важнейший экономический и общественно значимый вопрос [16].

Действительно развитие малого и среднего предпринимательства для социума играет очень в ажную роль, оно дает новые рабочие места, свобо-

ду выбора среди множества производителей, и, как следствие, этого стабильную конкуренцию на рынке. В современном обществе очень много различных потребностей, крупный бизнес может удовлетворить только их часть, удовлетворение остальных возлагается на малое и среднее предпринимательство. Однако следует помнить, что развитие малого и среднего бизнеса сталкивается с многочисленными трудностями, основа которых кроется в неустойчивом балансировании рынка, при которой остается достаточно высокой угроза банкротства.

Со стороны Правительства Российской Федерации создается и реализуется множество программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, однако, несмотря на это, малый бизнес очень медленно набирает обороты. Доля рынка, занимаемая малым и средним предпринимательством, остается на сегодняшний момент очень маленькой. Для его более эффективного функционирования необходимо создание благоприятных условий, главными из которых являются социальная и экономическая стабильность, открытость рынка, экономическая свобода основных составляющих любой отрасли экономики - производителей и потребителей.

На сегодняшний момент ситуация складывается таким образом, что доля в ВВП у субъектов малого и среднего бизнеса составляет 19,2 %, это при том, что в целом по России создано 5,6 млн единиц. Доля занятых от общей численности, составляет всего 25 %. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что 95 % от общей численности созданных субъектов малого и среднего бизнеса занимают микропредприятия, то есть это организации с численностью сотрудников до 15 человек и оборотом не более 120 млн руб. Возникает вопрос, сколько из этих микроорганизаций смогут развить свою деятельность и увеличить обороты. Важно также отметить, что около 46 % сконцентрированы только в 10 субъектах РФ. К таким регионам относятся Республика Татарстан, Свердлловская область, Краснодарский край, Тюменская область, Самарская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Пермский край, Челябинская и Ростовская области. Следовательно, несмотря на поддержку со стороны государства, для развития малого и среднего бизнеса, существует множество препятствий для эффективного функционирования последних [17].

Одним из сдерживающих факторов для развития малого и среднего бизнеса в России является высокая арендная плата и серьезное налоговое бремя, которые в большей степени проявляют себя в

крупных городах. К примеру, в Московской области арендная плата находится на уровне европейской, по словам индивидуальных предпринимателей, это увеличивает расходы в среднем на 7-9 %. Именно поэтому такие города, как Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург и Екатеринбург, признаны самыми невыгодными для развития бизнеса.

Министерством экономического развития Российской Федерации была разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» направленная на развитие малого и среднего бизнеса в России. Главной целью стратегии выступает развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильного уровня занятости. Предположительными результатами данной стратегии будет создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной современной экономики, обеспечивающей высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, способствующую повышению качества жизни людей и роста доли среднего класса [18].

Ключевыми особенностями стратегии является то, что она разделяет малое и среднее предпринимательство по видам деятельности на: массовое и высокотехнологичное малое и среднее предпринимательство. В результате каждый из видов будет обеспечивать определенные слои населения.

Еще одним важным элементом стратегии является создание единого центра поддержки малого и среднего предпринимательства, что существенно упростит продвижение малого бизнеса на рынке. Однако следует помнить, что главным стимулятором на рынке является спрос, а в сложившихся условиях экономики покупательная способность населения существенно сокращается. В условиях нестабильности потребитель с опаской тратит свои накопления, приобретая лишь жизненно необходимые товары. Стратегия же основывается на здоровом спросе, акцентируя внимание на развитие более глобальных составляющих.

Кроме снижающегося спроса существуют еще и другие проблемы, которые сдерживают развитие малого предпринимательства, к ним относятся:

- высокое налоговое бремя;

- обязательное использование для большинства субъектов малого предпринимательства он-лайн-касс (внедрение и использование которых влечет за собой большие затраты);

- острая конкуренция на рынке;

- недоступность кредитов и иных источников финансирования;

- административные барьеры;

- слабое развитие инфраструктуры регионов.

Эти проблемы составляют основу нестабильного и слабого развития малого и среднего предпринимательства в России. Решением данных проблем следует заниматься точечно, с учетом специфики деятельности малого и среднего предпринимательства. В первую очередь необходимо обратить внимание на усложненную процедуру регистрации в качестве малого предпринимательства, в результате которых к большинству предпринимателей предъявляются непосильные требования.

Невозможность воспользоваться средствами для дальнейшего развития бизнеса. Большинство банков опасаются предоставлять льготные кредиты для малого и среднего предпринимательства, обосновывая это тем, что практически нет гарантий возврата средств. Сложности внутренней и внешней политики накладывают свой отпечаток на развитие малого и среднего предпринимательства России.

Сложные внешнеэкономические отношения России со странами Запада привели к ухудшению состояния экономики страны и установили неопределенность в дальнейшем развитии народного хозяйства. Все это привело к росту инфляции, а в конечном итоге - к росту процентной ставки по кредитам. На фоне стагнации экономики страдает малый и средний бизнес, так как банковское кредитование выступает основным источником получения средств в национальной экономике. Доля кредитов, выдаваемых субъектам малого предпринимательства в ВВП России, составляет всего 1 %, к примеру, в США доля равна 20 %, в странах Евросоюза - 30 %, в Японии - 35 %. По уровню поддержки малого и среднего бизнеса Россия находится на 140-м месте [19, с. 157].

Высокие процентные ставки, требование гарантий от третьих лиц и длительные сроки рассмотрения заявок, высокие требования к репутации предпринимателя делают кредиты для них практически не доступными. Наглядно динамика объема кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях за 2009 - 2016 гг., представлена на рисунке 1.

50000 000 40000 000 30000 000 20000 000 10000 000 0

47525 138

33340 053

43

31185 926

2009

993 062 2148 357 3157 446 3812 985 4186 262 3918 818 2158 205 1988 146 ■ I ' 1 ' ' I Г

2010 2011 2012 2013 2014 2015

—О— СМиСИП 9 Индивид предприн.

—•

2016

Рисунок 1 - Динамика объема кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и индивидуальным предпринимателям в рублях за 2009 - 2016 гг. [20]

С 2014 года отмечается ежегодное сокращение объемов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей. Это только один из факторов, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса в России, вторым и не менее значимым является изменение законодательства, которое влечет за собой дополнительные сложности для доведения бизнеса до его требований. Часто сложности связаны с тем, что малое и среднее предпринимательство не обеспечено квалифицированными кадрами для мобильного изменения бизнеса под требования законодательства. Согласно ранее приведенным цифрам

95 % из общего числа составляют микропредприятия, численность которых до 15 человек, большая часть которых занимается основной деятельностью. Малые предприятия как правило создаются как семейный бизнес, следовательно, его члены не имеют специального образования и соответствующего опыта, но есть желание всему научиться и успешно развивать свое дело. В данном случае важно не только создать условия для стабильного развития, но и научить их правильно использовать имеющийся потенциал для эффективного развития бизнеса. Главный упор следует делать на привязку к региону, так как в каждом регионе свои условия для соз-

дания и развития малого и среднего предпринимательства, для тех, кто занимается деятельностью на территории Российской Федерации, а иногда и за её пределами, должны формироваться отдельные условия для эффективного функционирования.

Обсуждение

Существует множество различных мнений относительно того, каким образом можно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, однако прослеживается единство во мнениях по ряду факторов:

- совершенствование налоговой системы. Налоговое бремя для малого бизнеса в России -одно из самых больших в мире. Еще одним фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса, является внедрение онлайн-касс, главным минусом их внедрения становится высокая стоимость приобретения необходимой техники и дополнительные расходы на регистрацию и договор с оператором фискальных данных. Для работы онлайн-кассы необходим стабильный Интернет и обучение персонала, что также требует дополнительных затрат.

- повышение уровня обеспеченности субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами. Сложности с накоплением капитала на начальном этапе развития влекут за собой необходимость обращения в банки за кредитами, в которых условия кредитования часто является не приемлемыми для малого бизнеса.

- повышение уровня развития инфраструктуры, главным образом производственной. Нехватка специализированного оборудования, низкий уровень развития информационной базы, завышенные налоговые пошлины на продукцию, ввозимую через таможенную границу России, а также нестабильность всей экономики.

Но главным выступает совершенствование системы государственной поддержки. Необходимо разрабатывать белее эффективные формы и методы государственной поддержки, направленные на поддержание основ предпринимательства и одновременно способные оказывать реальную помощь в становлении и развитии субъектов малого предпринимательства в стране в сложных условиях хозяйствования, возникших из-за внешнеэкономических отношений России с другими странами.

Заключение

Развитие малого и среднего бизнеса в России требует более детализированного подхода с учетом не только отраслевого вида деятельности, размера бизнеса, но и применительно к субъекту хозяйствования. Разработанные программы на начальном этапе способствуют развитию бизнеса, но для его дальнейшего становления следует обращать внима-

ние на сдерживающие факторы. Только при сбалансированном подходе возможно добиться высоких результатов. За счет своей мобильности малый и средний бизнес может подстраиваться под изменяющиеся рыночные условия, занимать ниши, в которых практически невозможно развиваться крупным предприятиям, обеспечивать рабочими местами различные слои населения и давать существенный вклад в ВВП страны. Все это предопределяет необходимость разработки специализированных подходов не только к зарождению, но и для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьячкина Л. А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом // Все для бухгалтера. 2007. № 4. С. 42-52.

2. Кузнецова О. А. Современные барьеры, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в России // Форум молодых ученых. 2016. № 4 (4). С. 517-520.

3. Филин С. А., Параскаева С. Б., Готовын Л. Современные формы взаимодействия инновационного малого и среднего бизнеса России и Монголии // Инвестиции в России. 2010. № 12 (191).С. 3-7.

4. Шальнева М., Саркисян Л. Сравнительный анализ развития института малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Испании // Финансовая жизнь. 2016. № 2. С. 10-16.

5. Горшкова Н. В., Мамедов Р. Н. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 2 (39). С. 20-24.

6. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М. : Ось-89, 1997. 157 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Колесникова Л. А., Колесников А. Н. Учебные центры - для малого бизнеса. Вып. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Информ - Знание, 1997. С. 78-93.

8. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием // Новый Логос. 2000. С. 87-95.

9. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М. : Инфра-М; Высшее образование; Бизнес и экономика, 1998. 114 с.

10. Маликов Р. И., Климина Т. П. Региональные факторы формирования эффективной предпринимательской среды. Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. Н. Дегтярева. Уфа : Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2006. 162 с.

11. Мосейко В. О. Управление по изменениям. Концепция внутрифирменного управления в

структурах среднего и малого бизнеса. Волгоград : Изд-воВолГУ, 2001. 464 с.

12. Блинов А. О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. М. : Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2003. 76 с.

13. Бронский А. И. Дифференцированный подход в государственной поддержке малых предприятий : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации. Москва. 2006.

14. Палагута А. И. Анализ соответствия направлений и приоритетов региональной политики поддержки малого предпринимательства социально-экономическому положению регионов // Экономика. Налоги. Право. 2008. № 3. С. 120-125.

15. Дремина Г. А. Оценка эффективности региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса (), Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2009. № 4. С. 32-37.

16. Официальный сайт Президента России. Послание Президента Федеральному Собранию. 3 декабря 2015 г. Москва, Кремль [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ pre sident/news/50864.

17. Официальный сайт Президента России. Послание Президента Федеральному Собранию. 3 декабря 2015 г. Москва, Кремль. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kremlin.ru/ events/president/news/50864.

18. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/ 17700.html

19. Ахмедалиев, С. М. Повышение эффективности кредитования малого и среднего бизнеса как основа экономического роста // Проблемы современной экономики. 2014, № 3 (51). С. 155-158.

20. Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (всего по Российской Федерации). Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat. aspx?TblID=302-17&pid=sors&sid=ITM_33769 (дата обращения: 19.05.2017 г.).

REFERENCES

1. D'yachkina L. A. Analiz praktiki nalogoob-lozheniya malogo biznesa v Rossii i za rubezhom (An analysis of the taxation of small business in Russia and abroad), Vse dlya buhgaltera. 2007. No. 4. pp. 42-52.

2. Kuznetsova O. A. Sovremennie bar'eri, pre-pyatstvuyuschie razvitiyu malogo i srednego biznesa v Rossii (Modern barriers to development of small and medium business in Russia), Forum molodih uchenih. 2016. No. 4 (4). pp. 517-520.

3. Filin S. A., Paraskaeva S. B., Gotovin L. Sovremennie formi vzaimodeystviya innovatsionnogo ma-logo i srednego biznesa Rossii i Mongolii (Modern forms of cooperation of innovative small and medium business of Russia and Mongolia), Investitsii v Rossii. 2010. No. 12 (191). pp. 3-7.

4. SHal'neva M., Sarkisyan L. Sravnitel'niy ana-liz razvitiya instituta malogo i srednego predprinima-tel'stva v Rossiyskoy Federatsii i Ispanii (Comparative analysis of the development of the Institute of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation and Spain), Finansovaya zhizn'. 2016. No. 2. pp. 10-16.

5. Gorshkova N. V., Mamedov R. N. Osoben-nosti regional'noy ekonomicheskoy politiki podderzhki malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Federatsii (Features of regional economic policy support for small and medium business in the Russian Federation), Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2017. No. 2 (39). pp. 20-24.

6. Blinov A. O. Maloe predprinimatel'stvo. Or-ganizatsionnie i pravovie osnovi deyatel'nosti (Small business. Organizational and legal bases of activity), M. : Os'-89, 1997. 157 p.

7. Kolesnikova L. A., Kolesnikov A. N. Ucheb-nie tsentri - dlya malogo biznesa (Training centers - for small business), Vip. 1. Izd. 2-e, pererab. i dop. M. : Inform - Znanie, 1997. pp. 78-93.

8. Kolesnikova L. A. Predprinimatel'stvo i maliy biznes v sovremennom gosudarstve: upravlenie razvi-tiem (Entrepreneurship and small business in the modern state: development management), Noviy Logos. 2000.pp. 87-95.

9. Lapusta M. G., Starostin YU. L. Maloe predprinimatel'stvo (Small business), M. : Infra-M; Vis-shee obrazovanie; Biznes i ekonomika, 1998. 114 p.

10. Malikov R. I., Klimina T. P. Regional'nie faktori formirovaniya effektivnoy predprinimatel'skoy sredi (Regional factors in the formation of effective business environment), Pod nauch. red. d-ra ekon. nauk, prof. A. N. Degtyareva. Ufa : Ufimsk. gos. akad. ekon. i servisa, 2006. 162 p.

11. Moseyko V. O. Upravlenie po izmeneniyam. Kontseptsiya vnutrifirmennogo upravleniya v struktu-rah srednego i malogo biznesa (The office for changes. The concept of corporate governance structures of small and medium businesses), Volgograd : Izd-vo VolGU, 2001.464 p.

12. Blinov A. O., SHapkin I. N. Maloe predpri-nimatel'stvo. Teoriya i praktika (Small business. Theory and practice), M. : Izdatel'sko-torgovaya korpo-ratsiya «Dashkov i K.», 2003. 76 p.

13. Bronskiy A. I. Differentsirovanniy podhod v gosudarstvennoy podderzhke malih predpriyatiy (A differentiated approach to state support of small businesses), avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk / Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhbi pri prezidente Rossiyskoy Federatsii. Moskva. 2006.

14. Palaguta A. I. Analiz sootvetstviya naprav-leniy i prioritetov regional'noy politiki podderzhki ma-logo predprinimatel'stva sotsial'no-ekonomicheskomu polozheniyu regionov (Analysis of the compliance of the directions and priorities of regional policy of support small business socio-economic situation of the regions), Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2008. No. 3. pp.120-125.

15. Dremina G. A. Otsenka effektivnosti region-al'nih programm podderzhki malogo i srednego biznesa (Evaluation of the effectiveness of regional programs of support of small and medium business), Vestnik Oms-kogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2009. No. 4. pp. 32-37.

16. Ofitsial'niy sayt Prezidenta Rossii. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. 3 dekabrya 2015

g. Moskva, Kreml' [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http : //www .kremlin.ru/events/president/news/ 50864.

17. Ofitsial'niy sayt Prezidenta Rossii. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. 3 dekabrya 2015 g. Moskva, Kreml'. [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa http : //www .kremlin.ru/events/president/news/ 50864.

18. Federal'niy portal malogo i srednego predprinimatel'stva [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/ 17700.html

19. Ahmedaliev, S. M. Povishenie effektivnosti kreditovaniya malogo i srednego biznesa kak osnova ekonomicheskogo rosta (Increase of efficiency of crediting of small and medium business as the basis of economic growth), Problemi sovremennoy ekonomiki. 2014, No. 3 (51). pp. 155-158.

20. Obschie ob»emi predostavlennih kreditov sub»ektam malogo i srednego predprinimatel'stva (vse-go po Rossiyskoy Federatsii). Ofitsial'niy sayt Banka Rossii [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http : //www .cbr.ru/statistics/UD Stat.aspx?TblID=302-17&pid=sors&sid=ITM_33769 (data obrascheniya: 1 9 .05.2017 g.).

Дата поступления статьи в редакцию 27.07.2017, принята к публикации 29.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.