Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, КАК ВЕДУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, КАК ВЕДУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ПРОЦЕСС / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуничева Е.Л.

На современном этапе развития экономики бюджетирование - это совокупность процессов управления финансами компании, позволяющих создать предпосылки для достижения высокой финансовой результативности на основе сбалансированности доходов и расходов предприятия.At the present stage of economic development budgeting - a set of financial management processes that create conditions for achieving high financial performance based on a balance between income and expenditures of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, КАК ВЕДУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ»

потребителем услуг // Креативная экономика. — 2012. — № 5 (65). — с. 102108.

5. Балабанова Л.В., Крутушкина О.В. Комплексный подход к стратегическому управлению маркетинговыми коммуникациями предприятия // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 6 (17). — с. 52-58.

Гуничева Е.Л., к.пед.н.

доцент

"Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ" Россия, г. Набережные Челны

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, КАК ВЕДУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМ

ПЛАНИРОВАНИЕМ MODERN PROBLEMS OF BUDGETING AS A TOOL MASTER OF

FINANCIAL PLANNING

На современном этапе развития экономики бюджетирование - это совокупность процессов управления финансами компании, позволяющих создать предпосылки для достижения высокой финансовой результативности на основе сбалансированности доходов и расходов предприятия.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, процесс, планирование, организация, качество, контроль, система.

At the present stage of economic development budgeting - a set of financial management processes that create conditions for achieving high financial performance based on a balance between income and expenditures of the enterprise.

Keywords: budgeting, budget process, planning, organization, quality control system.

Главной целью бюджетирования является повышение эффективности работы организации на базе планирования движения всех видов ресурсов на будущий финансовый год. Основным объектом бюджетирования является бизнес. В связи с этим можно выделить несколько основных функций бюджетирования [2, с. 23]:

- бюджетирование, как инструмент финансового планирования, когда бюджет рассматривается, как сводный финансовый план, определяющий основные стоимостные параметры деятельности предприятия;

- бюджетирование, как основа принятия управленческих решений, обеспечивающих реализацию планов, включая стратегические; при этом разработка бюджета предполагает создание перечня мероприятий, каждое из которых учитывает возможные изменения внешней и внутренней среды предприятия;

- бюджетирование, как система, обеспечивающая временную и

функциональную координацию основных действий на всех уровнях управления предприятием;

- бюджетирование, как основа контроля, создающего предпосылки для своевременного выявления изменений основных финансовых показателей, а также регулирования и корректировки финансового управления, позволяющих повысить качество финансового планирования;

- бюджетирование, как средство делегирования полномочий, ответственности и инструмент мотивации персонала, без которых невозможна реализация намеченных планов;

- бюджетирование, как активная форма обучения менеджеров, способствующая росту знаний и деловых компетенций специалистов в области финансового управления.

К сожалению, сегодня большинство отечественных предприятий не правильно понимают роль и значение бюджетного процесса, объясняя его, как подготовку центрами ответственности заявок на оплату ресурсов и исключение возможности превышения утвержденных лимитов. Такой контроль, безусловно необходим сегодня, но следует помнить, что это только часть бюджетного процесса.

В настоящее время бюджетная структура выглядит иначе. Основой бюджетирования является генеральный бюджет (Master -бюджет). Это целая система взаимосвязанных бюджетов, выраженных в структурированной форме, включающей ожидания запланированного объема продаж, расходов и других показателей в плановом периоде.

Формирование всех перечисленных бюджетов позволяет определить рамки бюджетов подразделений, предоставляя возможность установить контроль над затратами в местах их возникновения. Необходимо иметь в виду, что при формировании бюджетов подразделений в перечне всех совокупных затрат выделяют постоянные и переменные, а также регулируемые и нерегулируемые, что необходимо для контроля над этими расходами на основе гибкой сметы.

Итогом формирования всех операционных бюджетов является бюджет себестоимости продукции, в рамках которого определяются общие совокупные затраты на производство и себестоимость единицы продукции предприятия.

На основе построенных операционных бюджетов предприятия происходит их консолидация, что позволяет приступить к разработке блока финансовых бюджетов. В него входят следующие виды бюджетов: бюджет доходов и расходов, бюджеты капитала и инвестиций, бюджетный баланс и бюджет движения денежных средств предприятия.

Таким образом, выделим основные достоинства бюджетирования, как ведущего инструмента финансового планирования, который представляет возможность, во - первых, реализации полного цикла финансового управления, включающего анализ, планирование, исполнение, контроль, во-вторых, обеспечения управления по целям, закрепленным в бюджетах, в-

третьих, применения «скользящих» бюджетов, выходящих за рамки отдельного планового периода (например, календарного года) и позволяющих тем самым увязывать текущие и стратегические бюджеты. Кроме этого, созданные бюджеты в заданном формате максимально адаптируются к требованиям менеджмента предприятия. Очень важно понимание целей и содержания финансового управления всеми, без исключения, участниками бюджетного процесса, несмотря на различный уровень квалификации в данной области. Это особенно важно, т.к. для того, чтобы бюджетирование стало эффективным инструментом управления современным предприятием, необходимо, чтобы его цели и содержание были доведены до сведения каждого менеджера, являющегося непосредственным участником разработки бюджетов.

Если мониторинг выполнения поставленных целей показывает наличие проблем, то эта информация должна быть своевременно представлена топ -менеджеру, для оценки ситуации и принятия правильных решений. Также необходима систематическая ревизия целей и задач предприятия.

К сожалению, есть и недостатки в бюджетировании. Оно несовершенно и требует доработки, как и любой инструмент управления. Современное предприятие, любой организационно-правовой формы собственности - это разветвленная структура со множеством подразделений и сложными коммуникационными связями[1, с. 17]. Чаще всего, все однородные функции сгруппированы в одном подразделении, при этом само подразделение задействовано в нескольких бизнес-процессах. Существуют и другие недостатки, а именно:

- бюджетное управление концентрирует внимание только на одном вопросе - достиг ли анализируемый показатель установленного значения в текущем;

- бюджеты ставят своих исполнителей в жесткие рамки в отношении превышения установленных лимитов;

- бюджетирование, являясь длительным процессом, достаточно статично и не отвечает требованиям текущего управления;

- бюджетирование - трудоемкий и затратный процесс, занимающий по некоторым оценкам приблизительно 20 % времени специалистов-менеджеров.

Информация, положенная в основу бюджета, должна быть качественной, а недостаточно корректная приводит к формированию и принятию неэффективных управленческих решений. Классическое бюджетирование сегодня нуждается в доработке на основе качественно новых решений, которые позволят ему придать стратегический характер.

В настоящее время экономистами предлагается ряд моделей бюджетирования, позволяющих существенно повысить результативность процессов финансового планирования и контроля, в том числе процессно-ориентированное бюджетирование, бюджетирование с нулевой базой,

планирование прибыли и динамические бюджеты и прогнозы. Неопределенность изменения внешней среды требует от руководителей предприятий разработки множества альтернативных сценариев развития, учитывающих все эти изменения.

Использованные источники:

1. Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность, М, Юрайт,2012 г.

2. Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) М, Кнорус, 2010 г.

3. Найт Ф. Этика конкуренции М, «Анкил», 2008 г.

4. Исавнин А.Г. «Экономика и предпринимательство», г. Москва, 2014г., № 12(3) с. 484-489

УДК 339. 16

Дашкевич А. С. студент 2 курса финансово - экономический факультет

Шуклина З.Н., д.э.н. научный руководитель, профессор Брянский государственный университет им акад. И.Г. Петровского

Россия, г. Брянск СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЛОЯЛЬНОСТИ КЛИЕНТОВ В ТОРГОВЛЕ Аннотация. В статье обобщены и представлены новые методы оценки лояльности клиентов в торговле, почеркнуты достоинства и недостатки представленных методов. Методические подходы в исследовании лояльности, применяемые в комплексе, позволяют определить необходимые показатели: уровень и динамику лояльности, тенденции развития, а также проанализировать удовлетворённость продуктом и сервисом компании.

Ключевые слова: Лояльность, клиенты, оценка, покупка, бренд, сервис.

UDC 339.16

Dashkevich A. S., the 2nd year student of economic faculty Bryansk state University named after Acad. I. G. Petrovsky

Russia, Bryansk

Scientific supervisor doctor of Economics, Professor shuklina Z. N.

Bryansk state University named after Acad. I. G. Petrovsky

Russia, Bryansk

MODERN APPROACHES TO THE EVALUATION OF CUSTOMER LOYALTY IN THE TRADE.

Abstract. The article obscene and presents new ways of measuring customer loyalty in trade, noted the advantages and disadvantages of the presented methods. Methodological approaches in the study of loyalty applied in the complex, allow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.