Научная статья на тему 'Современные проблемы борьбы с трансграничным оборотом порнографии'

Современные проблемы борьбы с трансграничным оборотом порнографии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PORNOGRAPHY / CRIME / DISTRIBUTION / TRAFFICKING / CROSS-BORDER / STRUGGLE / HISTORY / MODERNITY / PROBLEMS / IMPROVEMENT / ПОРНОГРАФИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / ОБОРОТ / ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ / БОРЬБА / ИСТОРИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябко Наталья Владимировна, Миллерова Елена Александровна

В данной статье отражен исторический аспект нормативной регламентации ответственности за трансграничный оборот порнографических материалов и предметов, приводится опыт борьбы пресечения правоохранительными органами ввоза порнографических материалов и предметов в Российскую Федерацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябко Наталья Владимировна, Миллерова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF COMBATING CROSS-BORDER PORNOGRAPHY TRAFFICKING

This article reflects the historical aspect of the normative regulation of liability for cross-border trafficking of pornographic materials and objects; the experience of combating the suppression of the import of pornographic materials and objects by the law enforcement agencies in the Russian Federation is presented.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы борьбы с трансграничным оборотом порнографии»

УДК 343.5 ББК 67.408

© 2020 г. Рябко Наталья Владимировна,

доцент кафедры уголовного права и криминалистики юридического факультета

Донского государственного технического университета кандидат юридических наук.

E-mai: [email protected]

Миллерова Елена Александровна,

доцент кафедры «Административное право и уголовно-правовые дисциплины» Ростовского

государственного университета путей сообщения кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТРАНСГРАНИЧНЫМ ОБОРОТОМ ПОРНОГРАФИИ

В данной статье отражен исторический аспект нормативной регламентации ответственности за трансграничный оборот порнографических материалов и предметов, приводится опыт борьбы пресечения правоохранительными органами ввоза порнографических материалов и предметов в Российскую Федерацию.

Ключевые слова: порнография, преступления, распространение, оборот, трансграничность, борьба, история, современность, проблемы, совершенствование.

Ryabko Natalia Vladimirovna - Associate Professor, Department of Criminal Law and Forensic Science

of Law Faculty, Don State Technical University, PhD in law.

Millerova Elena Aleksandrovna - Associate Professor, Department of Administrative Law, Criminal and Law

disciplines, Rostov State University of Railway Engineering, PhD in law, Associate Professor.

MODERN PROBLEMS OF COMBATING CROSS-BORDER PORNOGRAPHYTRAFFICKING

This article reflects the historical aspect of the normative regulation of liability for cross-border trafficking of pornographic materials and objects; the experience of combating the suppression of the import ofpornographic materials and objects by the law enforcement agencies in the Russian Federation is presented.

Keywords: pornography, crime, distribution, trafficking, cross-border, struggle, history, modernity, problems, improvement.

Известная Женевская конвенция 1923 г. [1] направлена на консолидацию международного сообщества в борьбе с оборотом порнографии в числе запрещенных и наказуемых действий. Она предусматривает «ввоз, провоз, вывоз...» порнографических материалов и предметов, предписав государствам-участникам данного многостороннего международного соглашения установление в национальном законодательстве норм, направленных на пресечение действий по трансграничному обороту порнографии. К данной Конвенции СССР присоединился в 1935 г., следствием чего явилось включение в действовавший на тот момент УК РСФСР 1926 г., равно как и в Кодексы других союзных республик, нормы, которая с того времени стала предусматривать уголовную ответственность за действия, направленные на оборот порнографии (ст. 1821).

Ввоз в СССР порнографии был запрещен таможенными правилами, как до присоединения к данной Конвенции, так и после нее, о чем говорят нормативные документы, регулирующие таможенную сферу в тот пе-

риод, а также научные исследования, посвященные историческим аспектам деятельности советских таможенников относительно выявления и пресечения ввоза порнографии, причем запрещалось ее перемещать через таможенную границу даже в личных целях [2, с. 74-78; 3, с. 81-84]. Поэтому не совсем понятно, почему после присоединения СССР к указанной Конвенции в ст. 1821 УК РСФСР 1 926 г. в числе уголовно наказуемых действий не были предусмотрены прописанные в Конвенции «ввоз, провоз, вывоз» порнографических материалов и предметов.

Поскольку ст. 1821 УК РСФСР 1926 г. была предусмотрена уголовная ответственность, в том числе и за «.хранение с целью продажи или распространения» перечисленных в диспозиции данной нормы видов порнографических материалов и предметов, то, соответственно, можно сделать вывод о том, что под эти действия подпадал и ввоз в СССР (либо вывоз) указанных материалов и предметов, перевозимых в целях сбыта. Перевозка подразумевает хранение при себе данных ма-

териалов. При перемещении через таможенную границу СССР порнографических материалов или предметов без цели их распространения они просто изымались у лиц, пересекавших границу в рамках таможенных правил.

С принятием следующего УК РСФСР 1960 г. акцента на борьбу с трансграничным оборотом порнографии не случилось, в ст. 228 данного Кодекса, предусматривавшей уголовную ответственность за действия, направленные на распространение порнографии, не была отмечена ответственность непосредственно за перевозку порнографических материалов и предметов либо за их ввоз на территорию страны (или вывоз из нее).

Наличие же в ст. 228 данного Кодекса наказуемости за хранение с целью продажи или распространения указанных материалов и предметов позволяет говорить об аналогичности ситуации в вопросах правовой оценки выявления фактов перемещения порнографических материалов и предметов через таможенную границу, как это было в бытность действия ст. 1821 УК РСФСР 1926 г.

Следует отметить, что и ст. 242 ныне действующего УК РФ 1996 г., закрепившая уголовную ответственность за действия в сфере оборота порнографии, в первоначальной редакции не предусматривала ответственности непосредственно за перемещение порнографических материалов и предметов через границу.

В феврале 2012 г. в ст. 242 УК РФ были внесены существенные изменения, благодаря которым данная норма предусматривает уголовную ответственность за перемещение через Государственную границу РФ порнографических материалов или предметов в целях их распространения, публичной демонстрации или рекламирования. С этого же момента перемещение через Государственную границу РФ в тех же целях порнографических материалов или предметов с изображением несовершеннолетних теперь предусматривает уголовную ответственность и в ст. 2421 УК РФ.

Говоря об особенностях борьбы с трансграничным оборотом порнографии, следует отметить, что сегодня в числе ведомств, осуществляющих данную борьбу, важнейшее место занимают Роскомнадзор Минсвязи России и МВД России. Также в борьбе с трансграничным оборотом задействованы и таможенные органы.

Целесообразно согласиться с авторами, отмечающими, что за последние 20 лет по мере развития современных телекоммуникационных сетей, в особенности сети Интернет, роль таможенных органов в противодействии

трансграничному обороту порнографии существенно снизилась [3, с. 81-84]. Как показали различные исследования этой проблемы, если на протяжении прошлого века ввоз в страну порнографических материалов и предметов либо их вывоз могли осуществляться только при их фактическом перемещении через таможенную границу, как правило, в сопровождаемом багаже лиц, пересекающих границу, либо международных почтовых отправлениях, то теперь трансграничное распространение порнографии в подавляющем большинстве случаев осуществляется при помощи сети Интернет [2, с. 74-78; 3, с. 81-84]. Если брать статистику таможенного контроля советского периода в этом вопросе, то она говорит сама за себя. Так, к примеру, за 1987 г. таможенниками СССР был зарегистрирован 761 факт задержания незаконного перемещения порнографических материалов через таможенную границу (общей стоимостью 11 177 руб.). Для сравнения, за этот же год было выявлено 107 фактов незаконного перемещения холодного оружия (общей стоимостью 164 руб.), 115 фактов незаконного перемещения предметов старины (общей стоимостью 346 руб. 60 коп.), 240 фактов незаконного перемещения наркотиков (общей стоимостью 9 638 руб. 70 коп.) [4, с. 353-354], т. е. порнографические материалы были одними из наиболее часто выявляемых запрещенных к ввозу в СССР товаров.

В настоящее время запрещен перевоз через таможенную границу порнографических материалов, перемещаемых в целях сбыта [5], соответственно, перемещение же для личных целей вполне допустимо.

Существенное смещение, как уже было здесь сказано, трансграничного распространения порнографических материалов с фактического их перемещения через таможенную границу в сеть Интернет породило ряд проблем возникновения организованной преступности, где члены преступных группировок, специализирующихся на изготовлении и распространении порнографии, нередко находятся в разных странах.

В качестве основных проблем выявления и пресечения оборота порнографии в сети Интернет некоторые авторы называют: обез-личенность пользователей данной сети; доступность к информационным ресурсам; сложность определения фактического места нахождения отдельных материалов и их владельцев; наличие анонимных платежно-расчетных систем [6, с. 108]. Если же говорить о распространении порнографии посредством сети Интернет в трансграничном масштабе, то сюда добавится еще и нахождение лиц, за-

нимающихся данной преступной деятельностью в другой стране (либо ряде стран).

Распространение порнографии в сети Интернет явно наиболее общественно опасно, нежели обычное распространение порнографических материалов, поэтому первое из них и является более строго наказуемым как при обороте обычной порнографии (п. «б» ч. 2 ст. 242 УК РФ), так и при обороте порнографических материалов с изображением несовершеннолетних (п. «г» ч. 2 ст. 2421 УК РФ).

Абсолютно правы авторы, подчеркивающие в своих трудах особенность преступных деяний, направленных на распространение порнографии в сети Интернет, специфика которых выражается в том, что они могут быть не только непосредственно общественно опасным явлением, посягающим на общественную нравственность, но и способом подготовки преступного деяния, направленного против половой свободы или половой неприкосновенности, либо же напрямую может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни. В связи с этим распространение порнографии посредством сети Интернет у одних лиц может совершаться из корыстных мотивов, у других же на сексуальной почве [7, с. 78].

К 2010 г. мировая ситуация с распространением порнографии в сети Интернет дошла до критической. Так, на порнографии на тот момент ежегодно зарабатывалось около 5 млрд дол. США. Восьмая часть всех мировых интернет-сайтов - это порнография, причем значительная ее доля - детское видео. Каждую секунду порнографию смотрели 28 258 интернет-пользователей по всему миру, тратя при этом 3 тыс. дол. [8].

В России борьбу с распространением порнографии в сети Интернет развернуло Управление «К» МВД России, которое было создано и начало свою деятельность с января 2002 года [9]. Данное Управление было создано для борьбы с различными преступлениями в компьютерной сфере, а также с оборотом порнографии. В след за ним при управлениях МВД России по субъектам были созданы отделы «К», которые не только выявляют факты распространения порнографии в сети Интернет, но и проводят активную профилактическую работу, направленную на предупреждение ознакомления несовершеннолетних с порнографической информацией в Интернете, а также на предупреждение их вовлечения в изготовление порнографии [10].

Важную роль в выявлении и пресечении оборота порнографии в сети Интернет играет и Роскомнадзор. Указанное ведомство наделено правом поиска и блокировки сайтов,

содержащих запрещенную информацию, в том числе и порнографического характера [11]. К примеру, согласно плану деятельности данного ведомства на 2019 г., его подразделениями должен быть проведен мониторинг 10 500 СМИ на предмет использования ими материалов пропаганды порнографии [12].

Как справедливо отмечает ряд авторов, на эффективность выявления и расследования фактов распространения порнографии в сети Интернет влияет, в первую очередь, уровень профессиональной специализированной подготовки сотрудников правоохранительных подразделений, как выявляющих данные преступления, так и их расследующих. Также одним из важнейших критериев этой работы является должная техническая поддержка этих подразделений [13, с. 125].

Акцентируя внимание на особенностях и проблемах борьбы с трансграничным распространением порнографии посредством сети Интернет, следует обращать внимание не только на профессионализм и возможности российских правоохранительных ведомств выявлять и пресекать такой оборот порнографии, но и на уровень взаимодействия между правоохранительными органами разных стран в рамках борьбы с этими преступными деяниями.

Одной из важнейших проблем выявления и пресечения трансграничного оборота порнографии в интернет-пространстве является то, что Интерпол, а, как следствие, и Национальное центральное бюро Интерпола в России, интересует лишь выявление и пресечение оборота так называемой «детской порнографии» (т. е. порнографических материалов с изображением лиц, находящихся явно в несовершеннолетнем возрасте) [14]. Объяснимо это тем, что во многих странах Запада сегодня распространение «обычной» порнографии не является уголовно наказуемым деянием, а преступным будет лишь изготовление и распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетних. Получается, что правоохранительные интересы разных стран в вопросе борьбы с трансграничным распространением порнографии (в том числе посредством сети Интернет) разнятся, т. к. для каких-то стран (в том числе и для России) они актуальны, а для целого ряда стран - нет. Относительно же борьбы с изготовлением и распространением «детской порнографии» здесь все мировое сообщество единодушно, поэтому межгосударственное взаимодействие правоохранительных ведомств в этом вопросе имеет место быть.

Если говорить о взаимодействии с трансграничным оборотом порнографии в рамках СНГ,

то в первую очередь отметим, что еще в октябре 2013 г. решением Совета глав государств СНГ была утверждена «Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий» [15, с. 13], но относительно борьбы с трансграничным оборотом порнографии также есть проблемы, вытекающие из отсутствия уголовной наказуемости оборота обычной порнографии в целом ряде стран СНГ.

Так, в Кыргызской Республике за деяния, связанные с распространением порнографии, сегодня предусмотрена не уголовная, а административная ответственность (ст. 130 Кодекса Кыргызской Республики о проступках 2017 г.). Исключением являются лишь изготовление и оборот порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, что влечет уголовную ответственность по ст. 168 Уголовного кодекса Кыргызской Республики 2017 г.

Изготовление, реализация, распространение или хранение порнографической продукции в целях сбыта или распространения является в Молдове административным правонарушением (ст. 90 Кодекса Республики Молдова о правонарушениях 2008 г.). Распространение среди несовершеннолетних общедоступной информации и/или совершение деяний, направленных на пропаганду проституции, педофилии, порнографии, также является административным правонарушением (ч. 2 ст. 901 указанного Кодекса). Уголовно наказуемым же деянием в Молдове является лишь оборот порнографических материалов с изображением несовершеннолетних (ст. 2081 «Детская порнография» Уголовного кодекса Республики Молдова 2002 г.).

Изготовление или ввоз на территорию Узбекистана с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции является не преступлением, а административным правонарушением, предусмотренным ст. 189 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности 1994 г. В свою очередь изготовление или ввоз на территорию Узбекистана с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия, уже образовывает состав преступления, предусмотренного ст. 130 Уголовного кодекса Республики Узбекистан 1994 г. (т. е. состав преступления с административной преюдицией).

В качестве другой проблемы эффективного противодействия трансграничному обороту порнографии можно назвать несовершенство работы российских таможенных органов в этой сфере, а точнее несовершенство правового механизма, регулирующего эту сферу компетенции таможенников. Так, в структуре таможенных органов, как известно, имеются подразделения дознания, которые осуществляют предварительное расследование в форме дознания по подследственным им согласно УПК РФ составам преступлений, а также имеют право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по целому ряду составов преступных деяний, перечисленных в ст. 157 УПК РФ. Несмотря на то, что как ст. 242 УК РФ, так и ст. 2421 УК РФ сегодня предусматривают в числе перечисленных в диспозициях этих норм преступных действий и перемещение порнографических материалов и (или) предметов через Государственную границу Российской Федерации, то целесообразно было бы наделить в ст. 157 УПК РФ дознавателей таможенных органов правом возбуждения уголовных дел по ст. 242 и ст. 2421 УК РФ, о чем уже говорилось ранее неоднократно в юридической литературе [16, с. 97-102; 17, с. 47-50; 18, с. 77-81].

Некоторые ученые предлагали решение этой проблемы иным путем, а именно посредством исключения из диспозиций данных уголовно-правовых норм ответственности за перемещение порнографических материалов и предметов через Государственную границу РФ, с одновременным отнесением этих материалов и предметов к специальным видам контрабанды (на тот момент, предусмотренным ч. 2 ст. 188 УК РФ, а сейчас ч. 1 ст. 2261 УК РФ - прим. авт.) [19, с. 10]. Данное предложение, безусловно, заслуживает внимания, но более оптимальным видится наделение дознавателей таможенных органов правом на возбуждение уголовных дел по ст. 242 и ст. 2421 УК РФ с производством по ним неотложных следственных действий.

Встречаются труды, в которых относительно данной проблемы представлены более глобальные взгляды, с приведением положительного опыта таможенных органов зарубежных стран. Например, опыт таможенных органов США, где имеются специальные подразделения, борющиеся с распространением запрещенной информации в сети Интернет, в том числе с оборотом детской порнографии, причем взаимодействуя не только с другими правоохранительными ведомствами США, но и правоохранительными органами других госу-

дарств [20, с. 72-75]. Относительно деятельности российских таможенных органов в данной сфере следует отметить, что это на сегодняшний день попросту невозможно, поскольку в компетенцию таможенников входит осуществление таможенного контроля за законностью фактического перемещения товаров, без наличия права контроля за распространением запрещенных материалов в сети Интернет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня трансграничный оборот порнографических материалов в отличие от прошлого века глобально изменился путем отказа распространителей этой продукции от фактического перемещения этих материалов через границы государств, перейдя в основном к их распространению в сети Интернет. Передача указанных материалов в интернет-пространстве по возможностям и количеству распро-

Литература

1. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (заключена в г. Женеве 12.09.1923) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Миллеров Е.В. Проблемные стороны таможенных запретов на перемещение через таможенную границу товаров, противоречащих нравственности: история и современное состояние вопроса // Проблемы права. 2014. № 1 (44).

3. Миллеров Е.В., Миллерова Е.А. К историческому вопросу деятельности таможенных органов СССР, направленной на пресечение незаконного перемещения порнографических материалов через таможенную границу // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 11 (102).

4. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004.

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // СПС «Консуль-тантПлюс».

6. Семенцова И.А., Фоменко А.И. Уголовно-правовые проблемы противодействия распространению порнографии в сети Интернет: современные аспекты // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 11 (90).

7. Антонов О.Ю. Криминалистическая модель преступной деятельности, связанной с изготовлением и оборотом порнографических материалов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. № 1.

странения порнографии в трансграничном аспекте не сопоставимы с фактическим перемещением порнографических материалов и предметов через границы государств.

Эффективность борьбы с трансграничным оборотом порнографии в сети Интернет видится в трех основных направлениях: 1) в увеличении штатной численности подразделений ведомств, занимающихся выявлением и пресечением преступлений, совершаемых с помощью Интернета, а также поддержанием высокого технического обеспечения этих подразделений; 2) в пересмотре количества ведомств, занимающихся выявлением распространения порнографии в сети Интернет в сторону их увеличения; 3) в совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов различных государств в сфере борьбы с распространением порнографии в сети Интернет.

Bibliography

1. International Convention on the suppression of the circulation of pornographic publications and trade in them (concluded in Geneva 12.09.1923) // LRS «ConsultantPlus».

2. Millerov E.V. Problematic aspects of customs bans on moving goods that contradict morality across the customs border: history and current state of the issue // Problems of law. 2014. № 1 (44).

3. Millerov E.V., Millerova E.A. On the historical issue of the activities of the customs authorities of the USSR aimed at preventing the illegal movement of pornographic materials across the customs border // Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. 2018. № 11 (102).

4. Kislovskiy S.G. History of customs and customs policy in Russia. M., 2004.

5. Decision Of the Board of the Eurasian economic Commission dated 21.04.2015 № 30 «On measures of non-tariff regulation» // LRS «Con-sultantPlus».

6. Sementsova I.A., Fomenko A.I. Criminal-legal problems of countering the spread of pornography on the Internet: modern aspects // Science and education: economy and economy; entrepreneur-ship; law and management. 2017. № 11 (90).

7. Antonov O.Yu. Criminalistic model of criminal activity related to the production and circulation of pornographic materials using information and telecommunications networks // Bulletin of the Udmurt University. Economics and law series. 2017. Vol. 27. № 1.

8. URL: http://www.gazeta.ru/business/2010/06/ 05/3380694.shtml.

9. Nurgaliev R. Electronic patrol. The Ministry of internal Affairs has created a system of protec-

8. URL: http://www.gazeta.ru/business/2010/06/ 05/3380694.shtml.

9. Нургалиев Р. Электронный патруль. В МВД создали систему защиты кибернетического пространства // Российская газета. Федеральный выпуск № 197 (5021) от 16.10.2009.

10. URL: Шр://мвд.рф.

11. Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» // СПС «КонсультантПлюс».

12. План деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 2019 г. (утв. Минкомсвязью России 29.12.2018 № КН-П12-067-30904) // СПС «КонсультантПлюс».

13. Курьянова М.Н., Товба О.Н. Проблемы раскрытия и расследования преступлений, связанных с распространением материалов порнографического характера в сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3.

14. URL: http://www.rusipa47.ru.

15. Манцевич А. Действовать на упреждение // Содружество. 2014. № 2.

16. Миллерова Е.А., Подопригора А.А. Вопросы квалификации и досудебного производства по делам о незаконном перемещении порнографических материалов или предметов через Государственную границу Российской Федерации // Публичное и частное право. 2016. № 3 (31).

17. Мясников А.П., Миллеров Е.В. К вопросу о повышении эффективности реализации функции таможенных органов по защите общественной нравственности путем расширения административно и уголовно-процессуальной юрисдикции // Юристъ-Право-ведъ. 2013. № 4 (59).

18. Миллеров Е.В. Правовые и организационные аспекты действий должностных лиц таможенных органов при выявлении фактов перемещения через таможенную границу материалов, способных причинить вред нравственности граждан // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 3.

19. Бесчастнова О.В. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (уголовно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.

20. Миллеров Е.В. О положительном опыте таможенной службы США в вопросах противодействия незаконному обороту порнографических материалов // Евразийский научный журнал. 2017. № 3.

tion of cybernetic space // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue № 197 (5021) 16.10.2009.

10. URL: http://MBg.p4).

11. Resolution Of the government of the Russian Federation of 16.03.2009 № 228 «On the Federal service for supervision in the field of communications, information technology and mass communications» // LRS «ConsultantPlus».

12. Plan of activity of the Federal service for supervision in the sphere of communications, information technologies and mass communications for 2019 (appr. Ministry of communications of Russia 29.12.2018 № KN-P12-067-30904) // LRS «ConsultantPlus».

13. Kuryanova M.N., Tovba O.N. Problems of disclosure and investigation of crimes related to the distribution of pornographic materials on the Internet // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016. № 3.

14. URL: http://www.rusipa47.ru.

15. Mantsevich A. Getting ahead of the curve // The Commonwealth. 2014. № 2.

16. Millerova E.A., Podoprigora A.A. Questions of qualification and pre-trial proceedings in cases of illegal movement of pornographic materials or objects across the State border of the Russian Federation // Public and private law. 2016. № 3 (31).

17. Myasnikov A.P., Millerov E.V. On the question of increasing the effectiveness of the customs authorities function to protect public morals by expanding administrative and criminal procedural jurisdiction // Jurist-Pravoved. 2013. № 4 (59).

18. Millerov E.V. Legal and organizational aspects of actions of customs officials in identifying the facts of movement across the customs border of materials that can cause harm to the morals of citizens // North Caucasus legal Bulletin. 2019. № 3.

19. Beschastnova O.V. Production and turnover of materials or objects with pornographic images of minors (criminal-legal aspect): abstract of the dissertation for the degree of candidate of legal Sciences. Rostov on/D, 2008.

20. Millerov E.V. On the positive experience of the us customs service in countering illegal trafficking of pornographic materials // Eurasian scientific journal. 2017. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.