Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДИАТРИИ КАТАСТРОФ. О ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДИАТРИИ КАТАСТРОФ. О ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ КАТАСТРОФ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА / DISASTER PEDIATRICS / EMERGENCY / TERRORIST ACT / CITY CHILDREN'S POLYCLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А., Слуцкий С.И., Каракозова Н.Г., Чугаев А.И.

Рассмотрены вопросы профессиональной подготовки педиатров по медицине катастроф в городской детской поликлинике. Уточнены основные принципы, предмет исследования и организационные вопросы педиатрии катастроф. Cреди них: защита населения от последствий катастроф, аварий и современных средств поражения; обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства; проведение спасательных работ в зонах аварий, катастроф и очагах поражений. В объём первой квалифицированной помощи врачебно-сестринской педиатрической бригады (ВСБ) включено проведение следующих лечебно-профилактических мероприятий: устранение нарушений функции внешнего дыхания (удаление крови и слизи из верхних дыхательных путей, прошивание языка, наложение транспортных шин при переломах челюстей, введение воздуховода, наложение трахеостомы); наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе; искусственная вентиляция легких; закрытый массаж сердца; окончательная остановка наружного кровотечения путем прошивания сосуда, перевязка сосуда в ране или на его протяжении; борьба с шоком (введение обезболивающих и сердечно-сосудистых средств, новокаиновые блокады, транспортная иммобилизация, переливание противошоковых и плазмозамещающих жидкостей); контроль эффективности противошоковой терапии (измерение частоты пульса, уровня артериального давления); катетеризация или надлобковая пункция мочевого пузыря при задержке мочевыделения; подбинтовка повязок, исправление иммобилизации; отсечение конечности, висящей на кожном лоскуте; введение антибактериальных препаратов и других средств, задерживающих и предупреждающих развитие инфекции в ране; частичная санитарная обработка; купирование реактивного состояния. Объем квалифицированной медицинской помощи может изменяться в зависимости от условий обстановки, количества поступивших пораженных, срока их доставки, расстояния до ближайших лечебных учреждений, обеспеченности транспортом для эвакуации пораженных и т. д. Рассмотрены особенности организация первой, квалифицированной и специализированной медицинской помощи детям с учётом анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, имеющих значение при оказании первой помощи спасателями при катастрофах и обуславливающих отличия в клинических проявлениях и течении посттравматических состояний по сравнению с взрослыми. Выделены особенности доврачебной, первой медицинской, квалифицированной и специализированная медицинская помощь детям, а также оказания психолого-психиатрической помощи детскому населению при ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А., Слуцкий С.И., Каракозова Н.Г., Чугаев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRINCIPLES OF PEDIATRICS CATASTROPHES. ON THE TRAINING OF DOCTORS OF THE CITY CHILDREN'S CLINIC TO WORK IN EMERGENCY SITUATIONS AND TERRORIST ACTS

The issues of professional training of pediatricians in disaster medicine in the city children's clinic are considered. The basic principles, the subject of the study and the organizational issues of pediatrics of catastrophes are clarified. Among them: protection of the population from the effects of disasters, accidents and modern means of destruction; ensuring the sustainable operation of facilities of the national economy; rescue operations in the areas of accidents, disasters and lesions. The following first medical and preventive measures are included in the scope of the first qualified assistance of the doctor-nursing pediatric brigade (DNPB): elimination of impaired respiratory function (removal of blood and mucus from the upper respiratory tract, flashing the tongue, application of transport tires for fractures of the jaws, insertion of an air duct, application of tracheostomy); applying an occlusive dressing with open pneumothorax; artificial lung ventilation; closed heart massage; the final stop external bleeding by flashing the vessel, ligation of the vessel in the wound or throughout it; fight against shock (administration of anesthetics and cardiovascular drugs, novocaine blockade, transport immobilization, transfusion of antishock and plasma-substituting liquids); monitoring the effectiveness of anti-shock therapy (measuring heart rate, blood pressure); catheterization or suprapubic puncture of the bladder during urinary retention; sub-dressing dressings, immobilization fix; cutting off limbs, hanging on the skin flap; the introduction of antibacterial drugs and other means of delaying and preventing the development of infection in the wound; partial sanitization; relief of reactive state. The volume of qualified medical care may vary depending on the conditions of the situation, the number of injured admitted, the time of their delivery, the distance to the nearest medical institutions, availability of transport for the evacuation of the affected, etc. The features of the organization of the first, qualified and specialized medical care for children are considered, taking into account the anatomical and physiological features of children and adolescents, which are important in providing first aid to rescuers during disasters and causing differences in clinical manifestations and the course of post-traumatic conditions compared to adults. The features of pre-medical, first medical, qualified and specialized medical care for children, as well as the provision of psychological and psychiatric care to children in emergency situations are highlighted.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДИАТРИИ КАТАСТРОФ. О ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ»

занию неотложной стационарной медицинской помощи детям // Педиатр. 2019. № 1. С. 71-78.

3. Садыкова Д. И., Хасанов Р. Ш., Юсупова H. З., и др. Опыт реализации образовательной программы для врачей-педиатров по оказанию неотложной помощи детскому населению с применением мобильного симуляционного оборудования // Российский вестник перинато-логии и педиатрии. 2018. Т. 63. № 5. С. 207-211.

4. Смирнов А. В., Голенков А. В. Опыт обучения навыкам оказания первой помощи в региональном симуляционном центре // Медицинская сестра. 2018. № 8. С. 31-34.

5. Шлепотина Н. М., Пешиков О. В., Пе-шикова М. В. Интерактивное обучение: истоки во времена Пирогова Н. И. и современное состояние вопроса // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. Т. 3. № 3 (22). С. 67-71.

6. Munsieurs K. G., Nolan J. P., Bossaert L. L., et al. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации // Реанимация. 2015. № 95. С. 180. DOI: 10.1016/|.реанимация.2015.07.038.

hospital care to children. Pediatr. 2019;(1):71-78 (in Russ.).

3. Sadykova DI, Hasanov RSh, Yusupova HZ, i dr. Experience in implementing an educational program for pediatricians on emergency care for children using mobile simulation equipment. Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii / Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2018;63(5):207-211 (in Russ.).

4. Smirnov AV, Golenkov AV. First Aid Training Experience at a Regional Simulation Center. Medicinskaya sestra. 2018;(8):31-34 (in Russ.).

5. Shlepotina NM, Peshikov OV, Peshiko-va MV. Interactive learning: the origins of the time of Pirogov N. I. and current status of the issue. Vestnik Soveta molodyh uchenyh i special-istov Chelyabinskoj oblasti. 2018;3(3):67-71 (in Russ.).

6. Munsieurs KG, Nolan JP, Bossaert LL, et al. Recommendations for resuscitation of the European Resuscitation Council. Reanimaciya. 2015;(95):1-80.DOI: 10.1016/j.реаннмацнa.2015 .07.038.

Источник финансирования: авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

УДК 614.8.028; 614.87; 614.88 ББК 51.1п

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДИАТРИИ КАТАСТРОФ. О ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

Шаповалов К. А.12, Шаповалова Л. А.1, Слуцкий С. И.2, Каракозова Н. Г.2, Чугаев А. И.2, Каторкин В. И.2

1 ГОУДПО «КРИРО», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

2 ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

Аннотация. Рассмотрены вопросы профессиональной подготовки педиатров по медицине катастроф в городской детской поликлинике. Уточнены основные принципы, предмет исследования и организационные вопросы педиатрии катастроф. Среди них: защита населения от последствий катастроф, аварий и современных средств поражения; обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства; проведение спасательных работ в зонах аварий, катастроф и очагах поражений.

В объем первой квалифицированной помощи врачебно-сестринской педиатрической бригады (ВСБ) включено проведение следующих лечебно-профилактических мероприятий: устранение

нарушений функции внешнего дыхания (удаление крови и слизи из верхних дыхательных путей, прошивание языка, наложение транспортных шин при переломах челюстей, введение воздуховода, наложение трахеостомы); наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе; искусственная вентиляция легких; закрытый массаж сердца; окончательная остановка наружного кровотечения путем прошивания сосуда, перевязка сосуда в ране или на его протяжении; борьба с шоком (введение обезболивающих и сердечно-сосудистых средств, новокаино-вые блокады, транспортная иммобилизация, переливание противошоковых и плазмозамещаю-щих жидкостей); контроль эффективности противошоковой терапии (измерение частоты пульса, уровня артериального давления); катетеризация или надлобковая пункция мочевого пузыря при задержке мочевыделения; подбинтовка повязок, исправление иммобилизации; отсечение конечности, висящей на кожном лоскуте; введение антибактериальных препаратов и других средств, задерживающих и предупреждающих развитие инфекции в ране; частичная санитарная обработка; купирование реактивного состояния.

Объем квалифицированной медицинской помощи может изменяться в зависимости от условий обстановки, количества поступивших пораженных, срока их доставки, расстояния до ближайших лечебных учреждений, обеспеченности транспортом для эвакуации пораженных и т. д.

Рассмотрены особенности организации первой, квалифицированной и специализированной медицинской помощи детям с учетом анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, имеющих значение при оказании первой помощи спасателями при катастрофах и обусловливающих отличия в клинических проявлениях и течении посттравматических состояний по сравнению со взрослыми.

Выделены особенности доврачебной, первой медицинской, квалифицированной и специализированной медицинской помощи детям, а также оказания психолого-психиатрической помощи детскому населению при ЧС.

Ключевые слова: педиатрия катастроф, чрезвычайная ситуация, террористический акт, городская детская поликлиника

Контакты: Шаповалов Константин Альбертович: stampdu@rambler.ru; Шаповалова Лариса Анатольевна: stampdu@rambler.ru; Слуцкий Сергей Иванович: stampdu@rambler.ru; Каракозова Надежда Гелиевна: stampdu@rambler.ru; Чугаев Александр Иванович: stampdu@rambler.ru; Каторкин Василий Иванович: stampdu@rambler.ru

MODERN PRINCIPLES OF PEDIATRICS CATASTROPHES.

ON THE TRAINING OF DOCTORS OF THE CITY CHILDREN'S CLINIC

TO WORK IN EMERGENCY SITUATIONS AND TERRORIST ACTS

Shapovalov K. A.12, Shapovalova L. A.1, Slutsky S. I.2, Karakozova N. G.2, Chugaev A. I.2, Katorkin V. I. 2

1 SEIAPE "KRIED", Syktyvkar, Komi Republic, Russia

2 SBIH RK "Syktyvkar Children's Polyclinic № 3", Syktyvkar, Komi Republic, Russia

Abstract. The issues of professional training ofpediatricians in disaster medicine in the city children s clinic are considered. The basic principles, the subject of the study and the organizational issues of pediatrics of catastrophes are clarified. Among them: protection of the population from the effects of disasters, accidents and modern means of destruction; ensuring the sustainable operation of facilities of the national economy; rescue operations in the areas of accidents, disasters and lesions.

The following first medical and preventive measures are included in the scope of the first qualified assistance of the doctor-nursing pediatric brigade (DNPB): elimination of impaired respiratory function (removal of blood and mucus from the upper respiratory tract, flashing the tongue, application of transport tires forfractures of the jaws, insertion of an air duct, application of tracheostomy); applying an occlusive dressing with open pneumothorax; artificial lung ventilation; closed heart massage;

the final stop external bleeding by flashing the vessel, ligation of the vessel in the wound or throughout it; fight against shock (administration of anesthetics and cardiovascular drugs, novocaine blockade, transport immobilization, transfusion of antishock and plasma-substituting liquids); monitoring the effectiveness ofanti-shock therapy (measuring heart rate, blood pressure); catheterization or suprapubic puncture of the bladder during urinary retention; sub-dressing dressings, immobilization fix; cutting off limbs, hanging on the skin flap; the introduction of antibacterial drugs and other means of delaying and preventing the development of infection in the wound; partial sanitization; relief of reactive state.

The volume of qualified medical care may vary depending on the conditions of the situation, the number of injured admitted, the time of their delivery, the distance to the nearest medical institutions, availability of transport for the evacuation of the affected, etc.

The features of the organization of the first, qualified and specialized medical care for children are considered, taking into account the anatomical and physiological features of children and adolescents, which are important in providing first aid to rescuers during disasters and causing differences in clinical manifestations and the course of post-traumatic conditions compared to adults.

The features of pre-medical, first medical, qualified and specialized medical care for children, as well as the provision ofpsychological and psychiatric care to children in emergency situations are highlighted.

Keywords: disaster pediatrics, emergency, terrorist act, city children's polyclinic

Contacts: Shapovalov Konstantin: stampdu@rambler.ru; Shapovalova Larisa: stampdu@rambler.ru; Slutsky Sergey: stampdu@rambler.ru; Karakozova Nadezhda: stampdu@rambler.ru; Chugaev Alexander: stampdu@rambler.ru; Katorkin Vasily: stampdu@rambler.ru

Сведения об авторах:

Шаповалов Константин Альбертович, государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования», 167000, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 23; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», 167011, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Восточная, 35 Шаповалова Лариса Анатольевна, государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования», 167000, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 23

Слуцкий Сергей Иванович, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», 167011, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Восточная, 35

Каракозова Надежда Гелиевна, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», 167011, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Восточная, 35

Чугаев Александр Иванович, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», 167011, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Восточная, 35

Каторкин Василий Иванович, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», 167011, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Восточная, 35 Information about authors:

Konstantin A. Shapovalov, State Educational Institution of Continuing Professional Education "Komi Republican Institute for the Development of Education", 23, Ordzhonikidze str., Syktyvkar, Komi Republic, 167000, Russia; State Budgetary Institution of the Komi Republic "Syktyvkar Children's Clinic No. 3", 35, Vostochnaja str., Syktyvkar, Komi Republic, 167011, Russia

Larisa A. Shapovalova, State Educational Institution of Continuing Professional Education "Komi Republican Institute for the Development of Education", 23, Ordzhonikidze str., Syktyvkar, Komi Republic, 167000, Russia

Sergey I. Slutsky, State Budgetary Institution of the Komi Republic "Syktyvkar Children's Clinic No. 3", 35, Vostochnaja str., Syktyvkar, Komi Republic, 167011, Russia

Nadezhda G. Karakozova, State Budgetary Institution of the Komi Republic "Syktyvkar Children's Clinic No. 3", 35, Vostochnaja str., Syktyvkar, Komi Republic, 167011, Russia

Alexander I. Chugaev, State Budgetary Institution of the Komi Republic "Syktyvkar Children's Clinic No. 3", 35, Vostochnaja str., Syktyvkar, Komi Republic, 167011, Russia

Vasily I. Katorkin, State Budgetary Institution of the Komi Republic "Syktyvkar Children's Clinic No. 3", 35, Vostochnaja str., Syktyvkar, Komi Republic, 167011, Russia

Для цитирования: Шаповалов К. А., Шаповалова Л. А., Слуцкий С. И., Каракозова Н. Г., Чу-гаев А. И., Каторкин В. И. Современные принципы педиатрии катастроф. О подготовке врачей городской детской поликлиники к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических актов // Педиатрический вестник Южного Урала. 2020. № 1. С. 43-58.

DOI: 10.34710/Chel.2020.50.88.006

Введение. Профессиональная подготовка педиатров по медицине катастроф, кроме общей базовой основы, имеет специфические особенности по каждой врачебной специальности. В городской детской поликлинике эта работа может быть построена в соответствии с основными принципами медицины катастроф.

Педиатрия катастроф — медицинское направление, занимающееся теоретическими и прикладными вопросами оказания помощи пострадавшим детям как неотъемлемой части гражданского населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС). Предметом изучения педиатрии катастроф являются последствия экстремальных событий, в которых пострадало детское население, с целью разработки теоретических, методических и организационных основ оказания медицинской помощи на различных этапах ликвидации последствий ЧС.

Основные принципы современной педиатрии катастроф включают:

1. Целостность — признает полисистемность происходящих изменений на уровне организма и личности, которые не могут быть объяснены свойствами какой-либо одной, взятой в отдельности, системы, в том числе и центральной нервной.

2. Структурность — объясняет закономерное единство структурно-функциональных изменений на всех уровнях системной организации организма и личности ребенка.

3. Причинность — изучает причинно-следственную обусловленность особенностей развития патологических нарушений в организме детей при ЧС, фаз и стадий воз-

никающих изменений, отражающих тесную взаимосвязь между факторами ЧС, состоянием организма, личности и их реактивно-приспособительными возможностями.

4. Динамизм — признает сложную систему регуляции и саморегуляции, надежности и устойчивости деятельности функциональных систем детского организма в ЧС, динамичную природу нормы и патологии, способность их к развитию и «саморазвитию».

5. Иерархичность — объединяет сложные отношения между физиологическими и психическими процессами, психологическими и социальными закономерностями как отношения высшего и низшего уровня у детей, когда социальное как высший уровень включает в себя в качестве основы биологическое как низший уровень, которые тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Предметом исследования педиатрии катастроф являются:

1) изучение влияния факторов катастрофических событий на состояние здоровья детей в различных возрастных группах и у членов аварийно-спасательных и медицинских формирований, оказывающих детям экстренную помощь;

2) психические и психосоматические нарушения у детей, обусловленные или опосредованные факторами ЧС, установление их структуры, закономерностей развития и особенностей клинических проявлений;

3) методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации;

4) прогнозирование и оценка влияния последствий катастроф и ЧС на здоровье детей;

5) разработка и совершенствование единой системы помощи детям в контексте всего пострадавшего при ЧС населения, а также населению и членам аварийно-спасательных формирований.

Организационные вопросы педиатрии катастроф неразрывно связаны с гражданской обороной (ГО), на которую возлагаются три основные задачи:

1) защита населения от последствий катастроф, аварий и современных средств поражения;

2) обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства;

3) проведение спасательных работ в зонах аварий, катастроф и очагах поражений.

Медицинские силы педиатрического лечебного учреждения могут привлекаться при ЧС техногенного, природного, экономического, криминогенного характера, при пожаре, угрозе взрыва в лечебном учреждении, при невозможности оказания помощи населению, при забастовке или акции протеста медицинских работников, отсутствии лекарств [1, 2, 3]. Для решения этих вопросов организована система прохождения информации о ЧС по указанным телефонам из учреждения здравоохранения в управление ГО и ЧС города, республиканский (региональный) центр медицины катастроф, штаб МС Министерства здравоохранения Республики Коми (МЗ РК). Информация должна содержать следующие данные: дата и время ЧС, место возникновения, наличие пострадавших и погибших, Ф. И. О., должность и телефон передающего информационное сообщение, дата и время передачи, которые фиксируются в журнале. Лицо, передающее эту информацию, несет полную ответственность за ее достоверность.

ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» (ГБУЗ РК «СДП № 3») является базовой специализированной поликлиникой города, рассчитанной на 643 посещения в смену. В настоящее время поликлиника обслуживает более 16 400 детей и подростков. ГБУЗ РК «СДП № 3» оказывает помощь: профилактическую, лечебно-консультативную, организационно-методическую, социально-правовую. Оно имеет в своем составе городской реабилитационный

центр, межмуниципальный диагностический центр, центр здоровья для детей и подростков. ГБУЗ РК «СДП № 3» — обладатель высокого звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Поликлиника доброжелательного отношения к ребенку» с 2002 г. В 2004-2006 гг. поликлиника работала в международном проекте «Мать и дитя», с 2018 г. участвует в проекте «Бережливая поликлиника».

Работа по совершенствованию мероприятий по ГО и ЧС, повышению готовности учреждения к решению задач военного времени в ГБУЗ РК «СДП № 3» проводится в соответствии с требованиями законодательных и подзаконных актов РФ, постановлений, приказов, распоряжений правительства, МЧС и МЗ РФ, главы РК и МЗ РК.

Приказом руководителя ГО в поликлинике созданы органы управления по ГО и ЧС в составе:

1) руководящий состав управления, куда входят руководитель ГО поликлиники — главный врач и три заместителя руководителя ГО: начальник штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по ЧС;

2) штаб управления (начальник штаба поликлиники, командир НАСФ, командиры объектовых формирований). Основой действий управления в области ГО поликлиники по обеспечению, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера являются план ГО поликлиники на военное время и календарный план основных мероприятий, в которые заложены основные положения по управлению силами и средствами ГО на всех этапах ее ведения и ведения мероприятий. В плане имеется решение руководителя ГО поликлиники об организации и ведении ГО.

Запланированные текущие мероприятия сил ГО органов управления ГБУЗ РК «СДП № 3» всегда выполняются в полном объеме. Основной мерой подготовки сил ГО и органов управления является учеба медицинского персонала в системе обучения на занятиях в системе ГО и ЧС.

При плановых проверках МЧС РФ по РК замечаний о состоянии подготовки ГО и ЧС в ГБУЗ РК «СДП № 3» не выявлено. В постоянном режиме проводится работа по обновлению и пополнению материально-техни-

ческих средств. Средствами индивидуальной защиты все сотрудники поликлиники обеспечены на 100 %. В случае военной угрозы запланировано, что медицинский персонал и члены их семей эвакуируются автотранспортом в загородную зону.

Основные нормативно-правовые акты РФ и РК, приказы МЗ РК и ГБУЗ РК «СДП № 3» в области ГО и ЧС:

- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- указ главы РК от 13 октября 2008 г. № 97 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Коми»;

- постановление правительства РК от 28 декабря 2010 г № 481 «О поддержании сил и средств гражданской обороны в РК в постоянной готовности»;

- постановление правительства РК от 27 июля 2004 г. № 121 «О Коми республиканской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- приказ МЗ РК от 25 сентября 1997 г № 177 «Вопросы службы медицины катастроф»;

- приказ МЗ РК от 20 июля 2001 г № 37/184 «Об утверждении Положения о службе медицины катастроф МЗ РК».

Действия врача при ЧС. Повседневная деятельность врача любой специальности, в том числе педиатра, не исключает возникновения ЧС в лечебном учреждении в течение рабочего дня или дежурства. В современных медицинских организациях в постоянном непрерывном режиме проводится комплекс мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности, включающей нормативное состояние путей эвакуации, систем противопожарной безопасности, исправность первичных средств пожаротушения, электрооборудования, наружного и противопожарного водоснабжения. В ГБУЗ РК «СДП № 3» регулярно по плану проводятся инструктажи медицинского персонала по порядку его действий в случае угрозы или совершения террористического акта, по про-

тиводействию терроризму и возникновению других видов ЧС. Обращается внимание на две наиболее опасные ситуации, требующие быстрого реагирования.

Порядок действий в случае возникновения пожара:

1) немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 01. Четко назвать адрес учреждения, указать место возникновения пожара, что горит и есть ли угроза жизни людей, при этом сообщить свою должность, имя, фамилию;

2) сообщить руководителю учреждения о пожаре;

3) принять меры к предотвращению паники среди пациентов и организовать их эвакуацию;

4) при возможности отключить электроэнергию, закрыть окна и двери в помещениях, где возник пожар, чтобы предотвратить его распространение;

5) проводить тушение пожара до прибытия пожарной команды имеющимися первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, вода, песок);

6) организовать эвакуацию имущества — документации, материальных ценностей;

7) провести сверку списочного состава с фактическим наличием эвакуированных сотрудников из здания;

8) обеспечить охрану вынесенного имущества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) организовать встречу подразделений пожарной охраны. Проинформировать заведующего подразделением о том, все ли эвакуированы из опасной зоны и в каких помещениях могут оказаться люди, отключена ли электроэнергия в горящем помещении, а также сообщить сведения о наличии и местах хранения ядовитых, радиоактивных, наркотических и других опасных веществ и материалов.

Состояние пожарной безопасности в поликлинике и возможная эвакуация пациентов и сотрудников лечебного учреждения — один из главных вопросов для руководства в повседневной деятельности. В связи с завершением эксплуатационного срока системы противопожарной сигнализации произведена замена всей автоматической противопожарной сигнализации на более современные устройства. Ежемесячно обслуживающая

организация проводит техническую проверку исправности систем автоматического пожаротушения в зданиях поликлиники и двух амбулаторий с отметкой в журнале проверок и составлением актов технического состояния АПС. Здание поликлиники и помещения амбулаторий полностью обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно табелю оснащения. Обслуживающая организация 2 раза в год проводит испытания пожарной водопроводной системы и составляет техническое заключение о ее фактическом состоянии. Огнезащитная обработка деревянных чердачных конструкций по заключению ФГБУ «Испытательная пожарная лаборатория по РК» соответствует требованиям ГОСТ 53292. Для выполнения правильных действий при возникновении возгорания, появлении задымленности с медицинским персоналом в непрерывном режиме регулярно проводится инструктаж по пожарной безопасности с обязательной отметкой в журнале инструктажей. Все вновь принимаемые на работу сотрудники проходят инструктаж по технике безопасности. Не менее двух раз в год проводятся тренировки по эвакуации людей из здания поликлиники.

Действия работника поликлиники в случае телефонного звонка о закладке взрывчатых веществ и угрозах взрыва:

1) зафиксировать точное время начала разговора;

2) зафиксировать точное время окончания разговора;

3) по ходу разговора постараться определить: личность говорящего (мужчина, женщина, подросток, ребенок, ориентировочный возраст; оценить голос — громкий, тихий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный, глухой, другие особенности; акцент — местный, неместный, иностранный, региональный; речь — быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная; дефекты речи — заикается, говорит в «нос», шепелявит, картавит, иные дефекты; грамотность речи — отличная, хорошая, посредственная, плохая, неприятная; манеру разговора — спокойная, сердитая, разумная, неразумная, командная, последовательная, непоследовательная, осторожная, эмоциональная, насмешливая, другое); звуковой фон в телефонной труб-

ке — шум автотранспорта, заводского оборудования, поезда, самолета, голоса животных, тихие голоса других людей, смешение звуков, вечеринка, другое; характер звонка — городской или междугородний, с мобильного телефона, запись диктофона, робот.

В ходе разговора по возможности получить ответы на вопросы:

1) куда и по какому номеру телефона звонит этот человек;

2) какие конкретно требования он (она) выдвигает, или выступает в роли посредника, или представляет какую-то группу лиц;

3) на каких условиях он (она) или они готовы отказаться от выполнения задуманной угрозы;

4) как и когда с ним (с ней) можно связаться;

5) кому можно и нужно сообщить об этом звонке.

Соблюдая конфиденциальность, медицинский работник обязан срочно сообщить о поступившем звонке главному врачу или лицу, исполняющему его обязанности, и действовать в соответствии с его указаниями.

Оказание квалифицированной медицинской помощи в структуре врачебно-сестринской бригады. На основании постановления главы муниципального образования в учреждении создано три ВСБ с персоналом в количестве трех человек, в состав входит врач, фельдшер и медицинская сестра. В их задачи в режиме повседневной деятельности в объем первой врачебной помощи входит проведение следующих лечебно-профилактических мероприятий:

1) устранение нарушений функции внешнего дыхания (удаление крови и слизи из верхних дыхательных путей, прошивание языка, наложение транспортных шин при переломах челюстей, введение воздуховода, наложение трахеостомы);

2) наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе;

3) искусственная вентиляция легких;

4) закрытый массаж сердца;

5) окончательная остановка наружного кровотечения путем прошивания сосуда, перевязка сосуда в ране или на его протяжении;

6) борьба с шоком (введение обезболивающих и сердечно-сосудистых средств, но-

вокаиновые блокады, транспортная иммобилизация, переливание противошоковых и плазмозамещающих жидкостей);

7) контроль эффективности противошоковой терапии (измерение частоты пульса, уровня артериального давления);

8) катетеризация или надлобковая пункция мочевого пузыря при задержке мочевыделения;

9) подбинтовка повязок, исправление иммобилизации;

10) отсечение конечности, висящей на кожном лоскуте;

11) введение антибактериальных препаратов и других средств, задерживающих и предупреждающих развитие инфекции в ране;

12) частичная санитарная обработка;

13) купирование реактивного состояния.

Объем квалифицированной медицинской

помощи может изменяться в зависимости от условий обстановки, количества поступивших пораженных, срока их доставки, расстояния до ближайших лечебных учреждений, обеспеченности транспортом для эвакуации пораженных и т. д. Врач ВСБ обязан владеть современными методами диагностики и лечения неотложных состояний, организует своевременное и полное получение, погрузку табельного имущества ВСБ, обеспечивает своевременное прибытие ВСБ к месту ЧС, организует работу ВСБ на месте, обеспечивает взаимодействие ВСБ с медицинскими и другими формированиями, участвующими в ликвидации последствий ЧС, решает вопросы эвакуации пострадавших и сопровождения их медработником, организует специальную подготовку персонала ВСБ и поддерживает ее постоянную готовность к работе в ЧС, своевременно информирует руководителя лечебно-профилактического учреждения об изменениях своего адреса, номера телефона или невозможности пребывания в ВСБ по какой-либо объективной причине. С ВСБ регулярно проводятся штабные тренировки по ГО.

Организация первой, квалифицированной и специализированной медицинской помощи детям осуществляется врачами с учетом анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, имеющих значение при оказании первой помощи спа-

сателями при катастрофах и обусловливающих отличия в клинических проявлениях и течении посттравматических состояний по сравнению со взрослыми [1-5].

Возрастные диспропорции развития головного мозга, костей и соединений черепа у детей определяют наличие относительно больших резервных пространств в полости черепа, которые маскируют клинические проявления нарастающей внутричерепной гипер-тензии. Высокая гидрофильность мозговой ткани обусловливает быстрое развитие отека — набухания мозга в ответ на травму и другие повреждающие воздействия (гипоксия, интоксикация и т. д.). Диффузная и генерализованная ответная реакция нервной системы на различные раздражения, в частности болевые, даже после сравнительно небольших стрессовых воздействий (переохлаждение, инфекция, умеренная боль или травма) может вызвать у ребенка бурную реакцию с гипертермическими и судорожными синдромами, резкими нарушениями дыхания, судорогами и другими изменениями [2, 6-8].

Частота пульса у детей различного возраста колеблется от 120-140 в минуту у новорожденных до 75-85 в десятилетнем возрасте.

У детей относительно более широкие артерии (отношение их просвета к просвету вен почти вдвое больше, чем у взрослых), относительно небольшой объем циркулирующей крови, в результате чего кровопотеря происходит быстрее. Дети клинически более тяжело переносят даже незначительную кровопотерю. Так, у новорожденного потеря 50 мл крови приравнивается к потере крови у взрослого до 600-1000 мл.

Величина нормального значения артериального давления значительно отличается от таковой у взрослых. В возрасте до 1 года оно равно 90/55, до 3 лет — 100/60, в 10-летнем возрасте — 105/70 мм рт. ст. Детский организм может длительно поддерживать нормальный уровень артериального давления даже в условиях выраженной гиповоле-мии, достигающей 35-40 % дефицита циркулирующей крови. Срыв компенсаторных механизмов проявляется резким (подчас необратимым) снижением сердечно-сосудистой деятельности. Вследствие ограниченных буферных способностей крови у детей младшей

возрастной группы быстро развиваются нарушения кислотно-щелочного состояния и электролитного баланса [1, 8].

Органы дыхания у детей отличаются ранимостью тканей, относительной узостью воздухоносных путей. Поэтому быстро возникающий отек слизистой оболочки дыхательных путей приводит к нарушению их проходимости. Частота дыхательных движений у новорожденных равна 40-45 в минуту, у детей 2-3 лет — 25. В механизме внешнего дыхания у детей существенную роль играет экскурсия диафрагмы. Ее повреждения или возникший метеоризм резко уменьшают вентиляцию легких. Обильное кровоснабжение легочной ткани создает условия для развития ателектазов и пневмонии. Тонкая и эластичная грудная стенка у детей за счет преобладания хрящевых и соединительнотканных структур при закрытой травме груди может скрыть возможные ушибы и разрывы внутренних органов без повреждения костного каркаса. При этом слизистые оболочки дыхательных путей склонны к отекам [2, 7, 9].

Пластичность брюшины и короткий сальник у детей обусловливают неблагоприятное течение поражений органов брюшной полости.

Опасность гипергидратации или обезвоживания возникает из-за повышенного водного обмена в организме детей младшего возраста. Их почки при этом работают с большим напряжением.

Костная система у детей отличается высокой эластичностью и гибкостью благодаря хорошо развитой надкостнице, относительно меньшему количеству минеральных солей в костях. Эпифизы трубчатых костей соединены с метафизами широким эластичным ростковым хрящом. Эта анатомическая особенность, с одной стороны, снижает частоту переломов костей, а с другой — приводит к типичным для детского возраста повреждениям скелета (надломам, переломам по типу «зеленой ветки», поднадкостничным переломам и т. д.).

Гибкость позвоночного столба, эластичность позвоночных дисков и связок объясняют относительно редкие случаи осложненных переломов позвоночника, нестабильных его повреждений. В то же время у детей воз-

можны значительные повреждения спинного мозга (вплоть до анатомического разрыва) без разрушения костных структур за счет смещения на уровне межпозвоночных дисков [2, 10, 11].

Кроме того, имеются и другие особенности, например, детям младшего возраста (2-3 года) в значительной степени в поведении свойственно «упрямство», которое может осложнять работу медицинского персонала по лечению и уходу за больным (пораженным) ребенком.

При быстром распространении эпидемий в результате катастроф у детей с возникшими инфекционными заболеваниями неоправданно быстро развиваются дыхательный и гипертермический синдромы, нарушается деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной систем, а также обмен веществ, появляется рвота, происходит дисфункция пищеварения [7, 11].

При организации первой медицинской помощи необходимо учитывать, что у детей исключается элемент самопомощи и в большинстве случаев — взаимопомощи. Поэтому особое внимание оказывающих этот вид помощи должно быть обращено на своевременность высвобождения пораженных детей из-под обломков зданий, разрушенных укрытий, тушения горящей (тлеющей) одежды и устранения других поражающих факторов, продолжающих воздействовать на них. При одинаковой степени тяжести поражения дети имеют преимущество перед взрослым населением при получении медицинской помощи, как в очаге поражения, так и за его пределами.

Вследствие слабого развития мускулатуры для временной остановки наружного кровотечения из дистальных отделов конечности в большинстве случаев детям до трех лет на поврежденную конечность достаточно наложить давящую повязку без применения кровоостанавливающего жгута или закрутки [1, 2].

При проведении закрытого массажа сердца необходимо рассчитывать силу нажатий на нижний отдел грудины, чтобы не вызвать дополнительную травму грудной клетки у травмированного ребенка; а также частоту нажатий.

В местах погрузки пораженных на транспорт используются все возможности для укрытия детей от неблагоприятных погодных условий, организуются уход, согревание, проводятся медицинская сортировка и оказание медицинской помощи.

Вынос и вывоз детей из очага катастрофы должен осуществляться в первую очередь и производиться в сопровождении родственников, легко пораженных взрослых или личного состава спасательных формирований и санитарных дружинниц. Маленьких детей выносят (вывозят) из очага по возможности на руках, а не на носилках во избежание их падения, доставляя их к месту оказания первой врачебной помощи [2, 11].

Если первая медицинская и доврачебная помощь детям может быть оказана в развернутых (приспособленных) медицинских пунктах, то первая врачебная, а тем более квалифицированная медицинская помощь требует специальных условий для ее осуществления. Первая врачебная помощь пораженным детям, как и взрослым, в первую очередь оказывается по неотложным (жизненным) показаниям (борьба с асфиксией, кровотечением, шоком и т. д.).

При эвакуации пораженных детей по возможности используются щадящие виды транспорта, и она проводится в сопровождении медицинского персонала.

При отсутствии на первом этапе необходимых специалистов педиатрического профиля, способных оказать неотложную помощь детям в полном объеме, следует осуществить маневр детскими специалистами в пределах административной территории. Для этого должны быть использованы педиатрические бригады специализированной медицинской помощи.

Дети, которые по медицинским показаниям не могут быть эвакуированы в профилированные лечебные учреждения (отделения), временно госпитализируются в лечебные учреждения первого этапа, где им проводятся мероприятия первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи, позволяющие подготовить их соматическое состояние для дальнейшей транспортировки с эвакуацией по назначению.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь детям, пострадав-

шим во время катастроф, обеспечивается в детских лечебно-профилактических учреждениях, детских отделениях (палатах), развернутых в больницах другого профиля, а в случае невозможности — в перепрофилированных для детей отделениях лечебных учреждений для взрослого населения. В этом случае специализированный вид медицинской помощи пораженным детям оказывается за пределами районов катастрофы и (или) на втором этапе медицинской эвакуации.

Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи детям в ЧС мирного времени в здравоохранении на этот период дополнительно создаются бригады экстренной специализированной медицинской помощи детского хирургического профиля, в том числе и постоянной готовности (анестезиологические, общехирургические, нейрохирургические, травматологические и др.). Кроме того, в этот период планируются расширение коечной сети за счет выписки части детей из стационаров на амбулатор-но-поликлиническое лечение (возможности в этом детских больниц составляют около 30-35 % их коечной мощности) и дополнительное развертывание детских коек на площадях выделенных для этого административно-хозяйственных зданий или с помощью перепрофилизации отделений в стационарах для взрослых. Структура детской коечной сети, предназначенной для пораженных, изменяется в зависимости от потребности детей в стационарном лечении с учетом характера, локализации поражения и возникающих осложнений. При дефиците на втором этапе медицинской эвакуации детских специалистов узкого профиля, а также медицинского оснащения осуществляется маневр ими за счет других учреждений. Решением центрального органа управления здравоохранением региона в район бедствия могут быть направлены подчиненные ему бригады экстренной специализированной медицинской помощи постоянной готовности. Территориальное здравоохранение использует их для усиления базового учреждения по оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи детям [1, 8].

Трудности в диагностике, выборе врачебной тактики и определении объема лечебных

мероприятий у детей с комбинированными, сочетанными и множественными поражениями обусловливают необходимость комплексного их обследования с участием детских врачей различных специальностей (детский хирург, педиатр, детский офтальмолог, травматолог и др.) и применения специальной диагностической аппаратуры, что возможно только в условиях детских многопрофильных больниц. Именно туда должны направляться наиболее тяжело пораженные дети. Часть детей может быть переведена в специализированные НИИ, центры и лечебные учреждения других городов РФ. Медицинская эвакуация таких детей должна проводиться санитарным авиационным транспортом в сопровождении медицинского персонала с обязательным проведением комплекса терапевтических мероприятий (по показаниям) в течение всего ее периода.

При ЧС в черте города с возникновением единичных или небольшого числа групповых потерь медицинское обеспечение пострадавших осуществляют бригады станции (подстанции) скорой медицинской помощи и лечебно-профилактические учреждения (в том числе детские), предусмотренные планом на этот период. То есть организация медицинского обеспечения населения при малых катастрофах в значительной мере повторяет таковую при дорожно-транспортных происшествиях, за исключением организации и проведения медицинской сортировки.

Если катастрофы возникли в районах сельской местности, то неизбежно потребуется привлечение наравне с бригадами скорой медицинской помощи дополнительных врачеб-но-сестринских бригад (бригад экстренной медицинской помощи), созданных на базе лечебных учреждений данного и соседних районов. Это приведет к вынужденному маневру силами и средствами территориального здравоохранения и медицинской эвакуации значительной части пораженных детей в профильные специализированные учреждения (отделения), расположенные в городах.

При средних и крупномасштабных катастрофах при организации лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших детей возникает вынужденная потребность привлечения дополнительных сил и средств регио-

нальных и федеральных центров экстренной медицинской помощи с широким использованием возможностей территориального здравоохранения. Для этого используются бригады экстренной медицинской помощи, создаваемые в детских лечебных учреждениях для усиления сил скорой медицинской помощи, детские специализированные медицинские бригады, в том числе постоянной готовности, подвижные госпитали, детские лечебные учреждения и др. Для осуществления медицинской эвакуации привлекаются наиболее щадящие и скоростные транспортные средства, как здравоохранения, так и других министерств и ведомств.

В результате стихийного бедствия и других ЧС тысячи людей лишаются крова и оказываются в крайне тяжелых бытовых условиях — их переселяют в палаточные городки, в сохранившиеся здания. В обстановке большой скученности людей, разрушенных коммунальных и санитарно-технических сооружений работники медицинской службы решают сложные задачи по предотвращению вспышек инфекционных заболеваний. Положение осложняется еще и выходом из строя инфекционных больниц, местных лечебно-профилактических учреждений.

Наиболее непредсказуемая медицинская обстановка создается в городах в результате крупных землетрясений, когда часто полностью нарушается жизнедеятельность всего города или административного района, происходят многочисленные санитарные и безвозвратные потери, потери среди медработников, а также разрушение медицинских учреждений и уничтожение медицинского имущества. Так, при землетрясении в Армении в 1988 г. погибли 348 медицинских работников, было разрушено 245 лечебно-профилактических учреждений (70 % от общего количества), причем большинство из них в последующем первоначально функционировало в необычных полевых условиях — под открытым небом или в палатках военного образца.

Как правило, при малых катастрофах планирование медицинской помощи детям и оказание ее в полном объеме осуществляют территориальные центры экстренной медицинской помощи в ЧС с учетом возможностей здравоохранения административной

территории, обеспечивают ее местными силами, без привлечения дополнительных сил и средств соседних территорий и регионов.

Планирование и организация медицинской помощи детям при средних и больших катастрофах обеспечиваются в двухэтапной системе лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуацией пострадавших по назначению.

При организации и оказании всех видов медицинской помощи приоритет в очередности ее получения принадлежит детям как наименее социально защищенным и перспективным для восполнения популяций [2, 9, 11].

Прогностическая медицинская сортировка. При катастрофах дети составляют около 25 % пострадавших и являются приоритетной группой при оказании помощи. В условиях дефицита времени на догоспи-

тальном этапе практически исключен общепринятый в клинической практике метод динамического наблюдения. Важно учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма и особенности психоэмоционального состояния детей. Самую сложную проблему представляет оценка тяжести состояния ребенка и диагностика шока. Ориентация на традиционные признаки шока: артериальную гипотензию, тахикардию — приводит к несвоевременной диагностике и, соответственно, неадекватной терапии [8]. В настоящее время в качестве метода выявления шока (до развития классических клинических признаков) рекомендуется квалиметрия повреждений, представляющая по сути количественную характеристику шокогенности травмы (табл. 1).

Таблица 1. Параметрическая шкала тяжести повреждений у детей (В. М. Розинов)

Характер и локализация повреждений Балльная оценка

Черепно-мозговая травма: легкая / средней тяжести / тяжелая 0,5/2,5/5,0

Переломы позвоночника: неосложненные/осложненные 0,4/1,6

Ушиб сердца 1,1

Ушиб легкого 3,0

Разрыв легкого 4,0

Разрыв легкого с напряженным гемопневмотораксом 6,0

Множественные переломы ребер: односторонние/двусторонние 1,5/3,7

Разрыв трахеи или главного бронха 8,0

Травматическая асфиксия 2,0

Разрыв диафрагмы 1,2

Разрыв печени 6,0

Разрыв селезенки 3,2

Ушиб почки 2,1

Разрыв почки 3,5

Разрыв брыжейки 3,0

Разрыв желудка и кишечника 2,4

Разрыв прямой кишки 1,9

Разрыв мочевого пузыря 2,0

Окончание таблицы 1

Характер и локализация повреждений Балльная оценка

Разрыв уретры 1,0

Разрыв влагалища 0,1

Перелом лопатки 0,2

Перелом плечевой кости 2,1

Травматическая ампутация плеча 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перелом костей предплечья 1,3

Травматическая ампутация предплечья, кисти 1,8

Перелом костей кисти, стопы, лицевого скелета 0,6

Переломы бедренной кости: закрытые/открытые 2,7/3,4

Травматическая ампутация бедра 4,0

Переломы костей голени 1,9

Травматическая ампутация голени, стопы 2,8

Переломы костей переднего полукольца таза 1,6

Переломы костей заднего полукольца таза 2,9

Вывихи в крупных суставах 1,0

Обширные скальпированные раны 3,6

Балльная оценка тяжести политравмы определяется как сумма баллов частных повреждений. Реальная угроза развития травматического шока возникает при тяжести повреждений, превышающей 6 баллов.

Диагностика ожогового шока осуществляется с учетом площади термического поражения и возраста ребенка. Определение тяжести ожогового шока возможно с применением скрининг-программы [1, 6, 11, 12].

Стандарт оказания врачом лечебных мероприятий у детей при травматическом шоке включает: обезболивание, венозный доступ, инфузионную терапию, транспортную иммобилизацию, медикаментозную коррекцию, оксигенотерапию.

В полевых условиях можно производить расчет возрастных доз лекарств для детей как определение части дозы, предназначенной для взрослых: 1 месяц — 1/10 взрослой дозы, 6 месяцев — 1/5, 1 год — 1/4, 3 года —

1/3, 7 лет — 1/2, с 12 лет — 2/3 взрослой дозы. Все болезненные манипуляции у детей проводятся под общим обезболиванием. Циркулярные гипсовые лонгеты и глухие швы противопоказаны. Эвакуация детей осуществляется в первую очередь и в сопровождении родственников [2, 6, 9].

Оказание психолого-психиатрической помощи населению при ЧС предполагает создание в РФ психологической и психиатрической службы, которая обеспечивает проведение необходимых мер (предварительных, лечебно-диагностических, реабилитационных) на федеральном, региональном, местном уровне и в эпицентре ЧС.

Психолого-психиатрическая служба — это система сил и средств, предназначенных для оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим при ЧС и проведения (планирование и организация) мероприятий, направленных на охрану здоровья,

поддержание высокой работоспособности спасателей.

Заключение. В течение последнего десятилетия наблюдается увеличение количества различных ЧС, в особенности так называемых антропогенных, которые включают экологические, техногенные и социальные. Одновременно с этим имеет место увеличение числа лиц, в том числе детей и подростков, вовлеченных в те или иные ЧС, что обусловлено такими факторами, как рост населения земного шара и его плотности, развитие новых технологий и парниковый эффект [6, 11, 13].

Все дети и подростки, оказавшиеся под воздействием факторов ЧС, нуждаются в амбулаторной психолого-психиатрической помощи и (или) в стационарном лечении. А почти все население — в седативных и других успокаивающих средствах. Возрастание количества ЧС приводит к увеличению числа детей и подростков с острой реакцией на стресс, равно как и числа вторичных жертв. Одновременно с этим происходит накопление в социуме личностей с такими пролонгированными расстройствами, как посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство адаптации. Уже в ближайшие часы после ЧС круг пострадавших расширяется за счет родных и близких жертв катастроф. Особые социально-психологические проблемы испытывают

Литература

1. Особенности оказания помощи детям при катастрофах. Режим доступа: https:// poisk-ru.ru/s16171t5.html. Дата обращения: 04.12.2019.

2. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях. Режим доступа: https://medlec.org/ lek-9366.html. Дата обращения: 04.12.2019.

3. Shapovalov K. A., ShapovalovaL. A. Modern terrorism: medical, psychological and social aspects. Geneva: World Health Organization, 2007.

4. Shapovalov K., Shapovalova L., Slutsky S., et al. Pediatrics of disasters. Preparation of doctors of the city polyclinic to work in conditions of emergencies and terrorist acts // Archives of Disease in Childhood. 2019. Vol. 104. № 3. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1136/archdischild -2019-epa.633. Дата обращения: 04.12.2019.

беженцы, вынужденные переселенцы, лица, принимающие участие в аварийно-спасательных работах. У части людей, переживших ЧС, на отдельных этапах формируются структурно сложные болезненные расстройства, которые отличаются полиморфизмом, сочетанием астенических, психовегетативных, аффективных, психосоматических, патохарактерологи-ческих нарушений с постепенным вовлечением соматогенных и экзогенных механизмов патогенеза.

В жизни современного общества не происходит совершенно одинаковых ЧС. Поэтому характер необходимой психологической и психиатрической помощи и ее объем в разных возрастных группах, как правило, различны. Соответственно, базисные модули этой службы (отделение психологической и психиатрической помощи, кабинет психологической и психиатрической помощи, консультативная выездная бригада психолого-психиатрической помощи, отделение анонимной психолого-психиатрической помощи по телефону), которые могут и должны быть задействованы в каждом случае, определяются индивидуально. Следует учитывать, что объем оказываемой помощи детям и подросткам, помимо медицинских, в значительной степени зависит от политических и социальных условий региона и эпицентра ЧС [14-17].

References

1. Osobennosti okazaniya pomoshchi detyam pri katastrofah. Available from: https://poisk-ru. ru/s16171t5.html [Accessed 04 December 2019] (in Russ.).

2. Osobennosti organizacii okazaniya medicin-skoj pomoshchi detyam v chrezvychajnyh situaci-yah. Available from: https://medlec.org/lek-9366. html [Accessed 04 December 2019] (in Russ.).

3. Shapovalov KA, Shapovalova LA. Modern terrorism: medical, psychological and social aspects. Geneva: World Health Organization; 2007.

4. Shapovalov K, Shapovalova L, Slutsky S, et al. Pediatrics of disasters. Preparation of doctors of the city polyclinic to work in conditions of emergencies and terrorist acts. Archives of Disease in Childhood. 2019;104(3). Available from: http:// dx.doi.org/10.1136/archdischild-2019-epa.633 [Accessed 04 December 2019].

5. Shapovalov K. A., Shapovalova L. A. First aid to the population for wounds during accidents, catastrophes, natural disasters, and terrorist attacks for Humanitarian and Technical Universities: Lecture // Archives of Surgery and Clinical Research. 2019. Vol. 3. № 2. P. 040-049. DOI: 10.29328/ journal.ascr.1001031.

6. Петлах В. И., Розинов В. М., Шабанов В. Э. Алгоритм работы полевого педиатрического госпиталя при массовом поступлении раненых // Оказание скорой медицинской и неотложной медицинской помощи раненым и пострадавшим при массовом поступлении: Всероссийская конференция в рамках 3-го съезда врачей неотложной медицины (к 125-летию Юдина С. С.): сб. материалов. М., 2016. С. 119.

7. Шаповалов К. А., Шаповалова Л. А. Основы дидактики темы «Повреждения головы, шеи и позвоночного столба» учебного модуля «Первая (доврачебная экстренная) помощь при травмах, несчастных случаях, катастрофах и стихийных бедствиях» предмета «Безопасность жизнедеятельности» для гуманитарных и технических университетов // Безопасность жизнедеятельности. 2017. Т. 4. № 196. С. 54-64.

8. Розинов В. М., Гончаров С. Ф., Петлах В. И. Развитие отечественной системы организации медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях // Детская хирургия. 2008. № 3. С. 4-6.

9. Шаповалов К. А., Шаповалова Л. А. Основы дидактики темы «Повреждения грудной клетки и грудной полости» учебного модуля «Первая (доврачебная экстренная) помощь при травмах, несчастных случаях, катастрофах и стихийных бедствиях» предмета «Безопасность жизнедеятельности» для гуманитарных и технических университетов // Безопасность жизнедеятельности. 2018. Т. 5. № 209. С. 55-64.

10. Шаповалов К. А., Шаповалова Л. А. Основы дидактики темы «Повреждения живота» учебного модуля «Первая (доврачебная экстренная) помощь при травмах, несчастных случаях, катастрофах и стихийных бедствиях» предмета «Безопасность жизнедеятельности» для гуманитарных и технических университетов // Безопасность жизнедеятельности. 2018. Т. 9. № 213. С. 54-61.

11. Розинов В. М., Петлах В. И. Организация медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях // Российский вестник детской

5. Shapovalov KA, Shapovalova LA. First aid to the population for wounds during accidents, catastrophes, natural disasters, and terrorist attacks for Humanitarian and Technical Universities: Lecture. Archives of Surgery and Clinical Research. 2019;3(2):040-049.DOI: 10.29328/journal.ascr.10 01031.

6. Petlah VI, Rozinov VM, Shabanov VE. The algorithm of the field pediatric hospital for the mass admission of the wounded. Okaza-nie skoroj medicinskoj i neotlozhnoj medicinskoj pomoshchi ranenym i postradavshim pri masso-vom postuplenii [Providing emergency medical and emergency medical assistance to the wounded and injured in mass admission]: Vserossijskaya konferenciya v ramkah 3-go s'ezda vrachej neotlozhnoj mediciny (k 125-letiyu Yudina S.S.): sbornik materialov. Moscow; 2016:119 (in Russ.).

7. Shapovalov KA, Shapovalova LA. Didactics Fundamentals of the topic "Damage to the head, neck and spinal column" of the training module "First (pre-medical emergency) help for injuries, accidents, disasters and natural disasters" of the subject "Life Safety" for humanitarian and technical universities. Bezopas-nost' Zhiznedeyatel'nosti. 2017;4(196):54-64 (in Russ.).

8. Rozinov VM, Goncharov SF, Petlah VI. Development of a domestic system for organizing medical care for children in emergency situations. Detskaya hirurgiya. 2008;(3):4-6 (in Russ.).

9. Shapovalov KA, Shapovalova LA. The basics of didactics of the topic "Damage to the chest and chest cavity" of the training module "First (first-aid emergency) help for disaster, accidents, natural disasters" of the subject "Life safety" for humanitarian and technical universities. Bezo-pasnost' Zhiznedeyatel'nosti. 2018;5(209):55-64 (in Russ.).

10. Shapovalov KA, Shapovalova LA. Didactics Fundamentals of the topic "Abdominal Damage" of the training module "First (First Aid Emergency) Assistance to Accidents, Disasters, and Natural Disasters" of the subject "Life Safety" for humanitarian and technical universities. Bezo-pasnost' Zhiznedeyatel'nosti. 2018. Т. 9. № 213. С. 54-61 (in Russ.).

11. Rozinov VM, Petlah VI. Organization of medical care for children in emergency situations. Rossijskij vestnik detskoj hirurgii, an-

хирургии, анестезиологии и реаниматологии. 2016. Т. 6. № 4. С. 6-12.

12. Shapovalov К. А., Shapovalov L. A. First aid for fractures during accidents, catastrophes, natural disasters and terrorist acts for non-medical faculties of humanitarian and technical universities // Trauma and Emergency Care. 2019. Vol. 4. № 1. P. 1-5. DOI: 10.15761/TEC.1000181.

13. Шаповалов К. А., Шаповалова Л. А. Основы дидактики темы «Травматический шок» учебного модуля «Первая помощь при травмах, несчастных случаях, катастрофах и стихийных бедствиях» предмета «Безопасность жизнедеятельности» для гуманитарных и технических университетов // Безопасность жизнедеятельности. 2019. Т. 1. № 217. С. 57-64.

14. Шаповалов К. А., Шаповалова Л. А. Дидактическая составляющая лекции по теме «Терроризм» // Жизнь и безопасность. 2005. № 3-4. С.179-188.

15. Шаповалова Л. А. Анализ работы врача-психиатра консультативного отделения государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми «Консультативно-диагностический центр Республики Коми» в 2015-2017 гг. Сыктывкар, 2018.

16. Shapovalova L., Shapovalov К. Training of psychiatrist of regional diagnostic center of subarctic territory for work in emergency situations of catastrophes and natural disasters // Innovation in psychiatry: effective interventions for health & society: World Psychiatric Associations Thematic Congress (WPA-2018): аbstracts book. Australia, Melbourne, 2018.

17. Шаповалов К. А. Анализ работы методического кабинета ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» в 2016-2018 гг. Сыктывкар: ГБУЗ РК «СДП № 3», 2019.

esteziologii i reanimatologii. 2016;6(4):6-12 (in Russ.).

12. Shapovalov KA, Shapovalova LA. First aid for fractures during accidents, catastrophes, natural disasters and terrorist acts for non-medical faculties of humanitarian and technical universities. Trauma and Emergency Care. 2019;4(1):1-5. DOI: 10.15761/TEC.1000181.

13. Shapovalov KA, Shapovalova LA. The basics of didactics of the topic "Traumatic shock" of the training module "First Aid for Injuries, Accidents, Disasters and Natural Disasters" of the subject "Life Safety" for humanitarian and technical universities. Bezopas-nost' Zhiznedeyatel'nosti. 2019;1(217):57-64 (in Russ.).

14. Shapovalov KA, Shapovalova LA. The didactic component of the lecture on the topic of "Terrorism". Zhizn 'i bezopasnost'. 2005;(3-4):179-188 (in Russ.).

15. Shapovalova LA. Analiz raboty vracha-psihi-atra konsul'tativnogo otdeleniya gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya zdravoohraneniya Res-publiki Komi "Konsul'tativno-diagnosticheskij centr Respubliki Komi" v 2015-2017 gg. [Analysis of the work of the psychiatrist of the consultative department of the Komi Republic Autonomous Healthcare Institution "Consultative and Diagnostic Center of the Komi Republic" in 2015-2017]. Syktyvkar; 2018 (in Russ.).

16. Shapovalova L, Shapovalov K. Training of psychiatrist of regional diagnostic center of subarctic territory for work in emergency situations of catastrophes and natural disasters // Innovation in psychiatry: effective interventions for health & society: World Psychiatric Associations Thematic Congress (WPA-2018): abstracts book. Australia, Melbourne; 2018.

17. Shapovalov KA. Analiz raboty metodich-eskogo kabineta GBUZ RK "Syktyvkarskaya det-skaya poliklinika № 3 " v 2016-2018 gg. [Analysis of the work of the methodical room of GBUZ RK "Syktyvkar Children's Clinic No. 3" in 2016-2018]. Syktyvkar: GBUZRK "SDP № 3"; 2019 (in Russ.).

Источник финансирования: авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.