Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ КАБИНЕТА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБУЗ ЧОДКБ'

ОПЫТ РАБОТЫ КАБИНЕТА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБУЗ ЧОДКБ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБИНЕТ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / SIMULATION TRAINING ROOM / PRACTICAL SKILLS / STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киреева Г.Н., Огошков П.А., Овчинникова С.М.

В статье рассматривается работа системы симуляционно-тренингового обучения и наставничества на рабочем месте (follow me) ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» как способ повышения уровня практических навыков медицинского персонала при оказании медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киреева Г.Н., Огошков П.А., Овчинникова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK EXPERIENCE OF A SIMULATION TRAINING CABINET IN CHELYABINSK REGIONAL PEDIATRIC CLINICAL HOSPITAL

The article discusses the work of the system of simulation training and mentoring in the workplace ("follow me") of SBHCI "Chelyabinsk regional pediatric clinical hospital" as a way to improve the level of practical skills of medical personnel in the provision of medical care.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ КАБИНЕТА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБУЗ ЧОДКБ»

УДК 614.2:37.047 ББК 74.26

ОПЫТ РАБОТЫ КАБИНЕТА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБУЗ ЧОДКБ

Киреева Г. Н., Огошков П. А., Овчинникова С. М.

ГБУЗ ЧОДКБ, г. Челябинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается работа системы симуляционно-тренингового обучения и наставничества на рабочем месте (follow me) ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» как способ повышения уровня практических навыков медицинского персонала при оказании медицинской помощи.

Ключевые слова: кабинет симуляционного обучения, практические навыки, обучение персонала

Контакты: Киреева Галина Николаевна: info@med74.ru; Огошков Павел Александрович: info@med74.ru; Овчинникова Светлана Михайловна: info@med74.ru

WORK EXPERIENCE OF A SIMULATION TRAINING CABINET IN CHELYABINSK REGIONAL CHILDREN'S CLINICAL HOSPITAL

Kireeva G. N., Ogoshkov P. A., Ovchinnikova S. M.

CRCCH, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article discusses the work of the system of simulation training and mentoring in the workplace ("follow me") of SBHCI "Chelyabinsk Regional Children's Clinical Hospital" as a way to improve the level of practical skills of medical personnel in the provision of medical care.

Keywords: simulation training room, practical skills, staff training

Contacts: Kireeva Galina: info@med74.ru; Ogoshkov Pavel: info@med74.ru; Ovchinnikova Svet-lana: info@med74.ru

Сведения об авторах:

Киреева Галина Николаевна, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница», 454076, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Блюхера, 42а

Огошков Павел Александрович, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница», 454076, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Блюхера, 42а

Овчинникова Светлана Михайловна, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница», организационно-методический отдел, 454076, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Блюхера, 42а Information about authors:

Galina N. Kireeva, State Budgetary Institution of Healthcare Chelyabinsk Regional Children's Clinical Hospital, 42A, Blyukhera str., Chelyabinsk, 454076, Russia

Pavel A. Ogoshkov, State Budgetary Institution of Healthcare Chelyabinsk Regional Children's Clinical Hospital, 42A, Blyukhera str., Chelyabinsk, 454076, Russia

Svetlana M. Ovchinnikova, State Budgetary Institution of Healthcare Chelyabinsk Regional Children's Clinical Hospital, 42A, Blyukhera str., Chelyabinsk, 454076, Russia

Для цитирования: Киреева Г. Н., Огошков П. А., Овчинникова С. М. Опыт работы кабинета симуляционного обучения в ГБУЗ ЧОДКБ // Педиатрический вестник Южного Урала. 2020. № 1. С. 39-43.

DOI: 10.34710/Chel.2020.57.16.005

Введение. Повышение требований к качеству, срокам оказания медицинской помощи, появление высоких технологий в медицине, внедрение новых диагностических и лечебных методик требуют от медицинских работников высокого уровня освоения практических навыков, их поддержания в процессе профессиональной деятельности.

Одним из наиболее эффективных методов повышения уровня владения практическими навыками при оказании медицинской помощи является симуляционно-тренинговое обучение. Установлено, что создание условий имитации профессиональной среды при овладении техникой оказания медицинских услуг способствует быстрому и безопасному формированию у медицинских работников профессиональных навыков [1, 5, 6].

Предпосылкой создания кабинета симуля-ционного обучения в ГБУЗ ЧОДКБ явились результаты самооценки деятельности учреждения, проведенной в 2017 г. в соответствии с практическими рекомендациями Росздрава, которые выявили, что медицинский персонал, имеющий достаточную теоретическую подготовку, не владеет в достаточной мере практическими навыками оказания неотложной помощи, не подготовлен к работе в команде. Было установлено отсутствие четкого порядка действий в случае необходимости проведения сердечно-легочной реанимации и других манипуляций неотложной помощи, дефекты при введении лекарственных препаратов, несоблюдение этикодеонтологиче-ских принципов при общении с пациентами и членами их семей.

Качество практических базовых реанимационных навыков оценивалось согласно алгоритму Европейского совета по реанимации от 2015 г Оценка навыков введения лекарственных препаратов проводилась в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52623.4-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств».

Правильное выполнение навыков респираторной поддержки и непрямого массажа сердца подтверждено только у 57 % медицинских сестер клинических отделений (за исключением отделений реанимации и интенсивной терапии). Введение лекарственных препара-

тов пациенту без нарушений технологии процедуры выполнялось в 78 % случаев. Высокая вероятность ошибочных действий при применении методов неотложной помощи характерна для большинства медицинских работников, которым не приходится выполнять эти манипуляции в рутинной практике. Очевидно, что формирование устойчивых навыков практического опыта без нанесения вреда здоровью пациента возможно только в условиях работы с симуляторами [4].

В 2017 г. администрацией ГБУЗ ЧОДКБ было принято решение об организации обучающего симуляционного кабинета, преимущественно для подготовки среднего медицинского персонала. Функционировать кабинет начал с 2019 г

В структуре кабинета — класс симуля-ционного обучения и зона дебрифинга. Симу-ляционный кабинет оснащен современными технологиями и средствами обучения (моделями, муляжами, фантомами), а также реальным медицинским оборудованием, инструментарием и вспомогательными средствами (медицинская документация, рентгеновские снимки, КТ, МРТ, ЭКГ, внутривенные системы, зонды, катетеры, лекарственные препараты и т. д.), обеспечивающими создание реальности оказания медицинских услуг

Основными задачами симуляционного кабинета были определены:

- формирование профессиональных умений и навыков у медицинских сестер на муляжах, фантомах, манекенах;

- контроль (оценка) практических профессиональных навыков и умений;

- практическая подготовка немедицинских работников больницы к оказанию первой помощи при неотложных состояниях;

- формирование деонтологических навыков общения с пациентом;

- психологическая подготовка, отработка навыков коммуникации.

Обучение персонала больницы проводит постоянный коллектив высокопрофессиональных инструкторов-тренеров, наставников, имеющих опыт преподавательской деятельности (врачи-реаниматологи, медицинские сестры, психолог). При выборе инструктора для работы в симуляционном кабинете учитывалась его способность ясно

и доступно преподавать материал, хорошо владеть техникой выполнения манипуляций и приемами решения ситуационных задач.

Технология обучения в симуляционном кабинете включает три этапа:

а) подготовительный — разработка инструкций, алгоритмов, стандартных операционных процедур (СОП) (рис. 1);

б) обучение;

в) оценка и мониторинг обучения.

Рис. 1. СОП: порядок проведения сердечно-легочной реанимации новорожденному

Процесс профессиональной подготовки медицинских сестер стандартизирован

и структурирован (обучение проводится по ранее разработанным в ГБУЗ ЧОДКБ

стандартам, СОП, алгоритмам и т. д.). Основная задача — обучить персонал правильно выполнять манипуляции, процедуры, операции и т. д., то есть сформировать правильный навык. Каждый тренер-инструктор и наставник использует единую методологию, четкое выполнение которой повышает качество обучения.

Оптимальная численность группы для проведения симуляционного обучения составляет не более шести человек.

Занятие включает инструктаж тренера-инструктора, который на первом этапе без объяснений показывает обучающимся методику, а затем повторяет весь алгоритм с подробным объяснением каждого элемента своих действий. На третьем этапе в той же последовательности демонстрируются тренером-инструктором действия выполняемого алгоритма, но уже под руководством обучаемых. На четвертом этапе обучаемые самостоятельно демонстрируют алгоритм действий, без комментариев. Тренер-инструктор может вносить исправления и коррективы в случае совершения ими грубых тактических, технических ошибок для правильного закрепления материала. После выполнения алгоритма каждым обучаемым тренер-инструктор проводит резюме по проведенной демонстрации алгоритма. Средняя продолжительность инструктажа не более трех часов.

Симуляционное обучение: в процессе тренинга обучаемые тренируются под контролем наставников. Наставник контроли-

Литература

1. Павлов В. Н., Викторов В. В., Крюкова А. Г. Симуляционное обучение врачей-неонатоло-гов в системе послевузовского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие: Инновационные обучающие технологии в медицине — 2014: тезисы V меж-дунар. конф. М., 2013. 2013. № 2-3 (12-13). С. 165-167. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/simulyatsionnoe-obuchenie-vrach ey-neonatologov-v-sisteme-poslevuzovskogo-ob razovaniya. Дата обращения: 23.04.2020.

2. Пискунова С. Г., Прометной Д. В., Бесе-дина Е. А., и др. Совершенствование практических навыков медицинского персонала по ока-

рует воспроизведение последовательности действий. Занятия проводятся на рабочем месте обучаемого, при возможности с имитацией реалистичности. Длительность обучения на рабочем месте не менее пяти дней.

Дебрифинг: проводится после симуля-ционного обучения на рабочем месте.

Оценка. Итоговое тестирование обучаемых, самооценка на предмет наличия уверенных навыков после обучения, а также оценка пошагового выполнения задания [3].

Заключение. В течение шести месяцев 2019 г по представленной методике по теме «Базовое поддержание жизнедеятельности в педиатрии. Остановка кровообращения» обучены медицинские сотрудники клинических отделений, что в абсолютных числах составило 659 человек. В процессе обучения тренерами-инструкторами и наставниками использовались единые стандарты сердечно-легочной реанимации, составленные с учетом возраста детей.

Учитывая, что правильность и устойчивость навыка не формируется одномоментно, а достигается многократным его повторением на симуляционном оборудовании, через 6 месяцев после предварительной оценки практических навыков и умений, выявившей достоверное снижение качества реанимационных навыков при отсутствии их применения на практике, для повышения уровня практической подготовленности был проведен повторный тренинг СЛР для сотрудников, выполнявших алгоритм с техническими нарушениями [2].

References

1. Pavlov VN, Viktorov VV, Kryukova AG. Simulation training for neonatologists in postgraduate education. Medicinskoe obrazovanie i pro-fessional'noe razvitie: Innovacionnye obuchay-ushchie tekhnologii v medicine — 2014: tezisy V mezhdunarodnoj konferencii. Moscow; 2013. 2013;2-3(12-13):165-167. Available from: https:// cyberleninka.ru/article/n/simulyatsionnoe-obu chenie-vrachey-neonatologov-v-sisteme-poslevu zovskogo-obrazovaniya [Accessed 23 April 2020] (in Russ.).

2. Piskunova SG, Prometnoj DV, Besedi-na EA, i dr. Improving the practical skills of medical personnel in providing emergency

занию неотложной стационарной медицинской помощи детям // Педиатр. 2019. № 1. С. 71-78.

3. Садыкова Д. И., Хасанов Р. Ш., Юсупова H. З., и др. Опыт реализации образовательной программы для врачей-педиатров по оказанию неотложной помощи детскому населению с применением мобильного симуляционного оборудования // Российский вестник перинато-логии и педиатрии. 2018. Т. 63. № 5. С. 207-211.

4. Смирнов А. В., Голенков А. В. Опыт обучения навыкам оказания первой помощи в региональном симуляционном центре // Медицинская сестра. 2018. № 8. С. 31-34.

5. Шлепотина Н. М., Пешиков О. В., Пе-шикова М. В. Интерактивное обучение: истоки во времена Пирогова Н. И. и современное состояние вопроса // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. Т. 3. № 3 (22). С. 67-71.

6. Munsieurs K. G., Nolan J. P., Bossaert L. L., et al. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации // Реанимация. 2015. № 95. С. 180. DOI: 10.1016/|.реанимация.2015.07.038.

hospital care to children. Pediatr. 2019;(1):71-78 (in Russ.).

3. Sadykova DI, Hasanov RSh, Yusupova HZ, i dr. Experience in implementing an educational program for pediatricians on emergency care for children using mobile simulation equipment. Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii / Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2018;63(5):207-211 (in Russ.).

4. Smirnov AV, Golenkov AV. First Aid Training Experience at a Regional Simulation Center. Medicinskaya sestra. 2018;(8):31-34 (in Russ.).

5. Shlepotina NM, Peshikov OV, Peshiko-va MV. Interactive learning: the origins of the time of Pirogov N. I. and current status of the issue. Vestnik Soveta molodyh uchenyh i special-istov Chelyabinskoj oblasti. 2018;3(3):67-71 (in Russ.).

6. Munsieurs KG, Nolan JP, Bossaert LL, et al. Recommendations for resuscitation of the European Resuscitation Council. Reanimaciya. 2015;(95):1-80.DOI: 10.1016/j.реаннмацнa.2015 .07.038.

Источник финансирования: авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

УДК 614.8.028; 614.87; 614.88 ББК 51.1п

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДИАТРИИ КАТАСТРОФ. О ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

Шаповалов К. А.12, Шаповалова Л. А.1, Слуцкий С. И.2, Каракозова Н. Г.2, Чугаев А. И.2, Каторкин В. И.2

1 ГОУДПО «КРИРО», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

2 ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

Аннотация. Рассмотрены вопросы профессиональной подготовки педиатров по медицине катастроф в городской детской поликлинике. Уточнены основные принципы, предмет исследования и организационные вопросы педиатрии катастроф. Среди них: защита населения от последствий катастроф, аварий и современных средств поражения; обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства; проведение спасательных работ в зонах аварий, катастроф и очагах поражений.

В объем первой квалифицированной помощи врачебно-сестринской педиатрической бригады (ВСБ) включено проведение следующих лечебно-профилактических мероприятий: устранение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.