Научная статья на тему 'Современные представления о содержании педагогического менеджмента качества образования в средней общеобразовательной школе (на примере дисциплины «Физическая культура»)'

Современные представления о содержании педагогического менеджмента качества образования в средней общеобразовательной школе (на примере дисциплины «Физическая культура») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL MANAGEMENT / QUALITY OF EDUCATION IN HIGH SCHOOL / CONSTITUENTS OF EDUCATIONAL PROCESS / MANAGEMENT OF QUALITY EDUCATION AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / АНАЛИЗ / ПОДХОДЫ / СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Р. Р., Литвина Г. А., Дауров А. М.

В статье рассматриваются проблемы содержания педагогического менеджмента качества управления, как элемента организованных систем различной природы (биологических, социальных, физической культуры и др.), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание деятельности, реализацию программ и целей этих систем. Рассматривается философское, семантическое понятие «педагогического менеджмента». Рассматриваются теоретико-методологические подходы к созданию педагогического менеджмента качества физической культуры учащихся средней общеобразовательной школы; определяется несколько методологических подходов к исследуемому понятию «педагогический менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Р. Р., Литвина Г. А., Дауров А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEWS ON THE CONTENTS OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN THE SECONDARY SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE OF “PPHYSICAL EDUCATION”)

In the article the authors discuss a problem of pedagogical contents of the pedagogical control of management quality as an element of organized systems of different nature (biological, social, physical education, etc.). The control has one of the functions to ensure that these systems maintain their structure, activities, programs and objectives at all stages of their operation. The researchers give characteristics to a philosophical concept of “semantic pedagogical management”. The study also examines theoretical and methodological approaches to the creation of pedagogical control of the quality of management of pupils in secondary school on the level of how well their physical training is developed. The paper provides methodical material that defines several methodological approaches to the notion of “pedagogical management”.

Текст научной работы на тему «Современные представления о содержании педагогического менеджмента качества образования в средней общеобразовательной школе (на примере дисциплины «Физическая культура»)»

References

1. Bantova M.A., Bel'tyukova G.V. Metodika prepodavaniya matematiki vnachal'nyh klassah. Moskva: Prosveschenie, 1984.

2. Istomina N.B. Metodika obucheniya matematike v nachal'nyh klassah: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2002.

3. Magomeddibirova Z.A. Obuchenie mladshih shkol'nikov modelirovaniyu pri reshenii matematicheskih zadach. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; 2.

4. Matematika 1 klass. Chast' I. M.I. Moro i dr. Moskva: Prosveschenie, 2011.

5. Matematika 1 klass. Chast' II. M.I. Moro i dr. Moskva: Prosveschenie, 2011.

Статья поступила в редакцию 19.10.15

УДК 378

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]

Litvina G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]

Daurov A.M., teaching assistant, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]

MODERN VIEWS ON THE CONTENTS OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN THE SECONDARY SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE OF "PPHYSICAL EDUCATION"). In the article the authors discuss a problem of pedagogical contents of the pedagogical control of management quality as an element of organized systems of different nature (biological, social, physical education, etc.). The control has one of the functions to ensure that these systems maintain their structure, activities, programs and objectives at all stages of their operation. The researchers give characteristics to a philosophical concept of "semantic pedagogical management". The study also examines theoretical and methodological approaches to the creation of pedagogical control of the quality of management of pupils in secondary school on the level of how well their physical training is developed. The paper provides methodical material that defines several methodological approaches to the notion of "pedagogical management".

Key words: pedagogical management, quality of education in high school, constituents of educational process, management of quality education as a sociocultural phenomenon.

Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Г.А. Литвина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

А.М. Дауров, ассистент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)

В статье рассматриваются проблемы содержания педагогического менеджмента качества управления, как элемента организованных систем различной природы (биологических, социальных, физической культуры и др.), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание деятельности, реализацию программ и целей этих систем. Рассматривается философское, семантическое понятие «педагогического менеджмента». Рассматриваются теоретико-методологические подходы к созданию педагогического менеджмента качества физической культуры учащихся средней общеобразовательной школы; определяется несколько методологических подходов к исследуемому понятию «педагогический менеджмент».

Ключевые слова: педагогический менеджмент, качество образования в средней школе, составляющие образовательного процесса, менеджмент качества образования как социокультурный феномен, анализ, подходы, содержание.

Переход российской экономики на рыночные отношения привёл к изменению управленческой деятельности во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере физической культуры.

Термин «менеджмент» - синоним русского слова «управление». Считаем, что государственные и общественные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь поставленных целей с минимальными затратами и максимальной эффективностью.

Управление - один из элементов организованных систем различной природы (биологических, социальных, физической культуры и др.), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание деятельности, реализацию программ и целей этих систем (М.И. Золотов, В.В. Кузин и др., 1991).

Согласно толковому энциклопедическому словарю русского языка (1997), менеджмент - философское понятие, означающее искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами [1].

Под функцией менеджмента (от латинского «совершение», «управление») понимается отношение между управляющей системой и управляемым объектом (объектами), требующее от неё выполнения определённого набора действий для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов.

Под менеджментом педагогической деятельности в средней общеобразовательной школе в науке понимается умение педагога добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения учащихся, учителей, родителей и других людей [1].

Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Практика показывает, что не всякая деятельность, с точки зрения её содержания и технологии, обеспечивает достижение положительного результата в образовании личности. Наилучшего результата можно достичь только в том случае, если для этого созданы оптимальные условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности, воспитание её с учётом индивидуальных особенностей и в соответствии с социальной программой. В совокупности всю систему этих условий и средств, включая её процессуальную и результативную стороны, называют педагогическим менеджментом качества образования.

Таким образом, коллективный процесс, имеющий предметом и целью управление развитием личности, искусство управления развитием самой системы - именуется педагогическим менеджментом качества образования или воспитанием (в широком смысле этого понятия).

Следовательно, педагогический менеджмент качества образования - это институт передачи накопленного опыта, в виде знаний, умений и навыков и воспитание качеств личности; типологических свойств поведения человека, которые детерминированы историческими, индивидуальными способностями и результатом.

На сегодняшний день в системе наук о человеке используется также следующее определение понятия «педагогический менеджмент качества образования» - это искусство управления получением совокупности существенных систематизированных признаков, свойств образования и особенностей, определяющих получение знаний и навыков в процессе обучения.

Считаем, следуя определениям [1], что «качество образования», можно понимать, как способность личности строить свою индивидуальную траекторию развития на основе осознания базовых ценностей и объективных законов развития мира, овладения способами адекватного реагирования на жизненные ситуации и самосозидания своего личностного и профессионального имиджа.

Рассмотрим теоретико-методологические подходы к созданию педагогического менеджмента качества физической культуры учащихся средней общеобразовательной школы. В теории педагогического менеджмента определилось несколько методологических подходов к исследуемому понятию: первый, системный, обеспечивающий единство и взаимозависимость составленных объектов и субъектов; второй, ситуационный - как сочетание определённых приёмов, направленных на эффективное достижение целей организации; третий, процессуальный, основанный на понимании педагогического менеджмента как непрерывной цепи функций управления. Тщательное моделирование, прогнозирование, проектирование выступают сегодня научно обоснованным механизмом достижения качества. Особенно это касается образования в области адаптивной физической культуры.

В работах С.Д. Неверковича, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой [1] был определён научный аппарат педагогического менеджмента как науки. Теоретико-методологическую основу науки педагогического

Таблица 1

Анализ подходов различных авторов к содержанию понятия «менеджмент», «педагогический менеджмент качества образования»

Источник (Автор) Содержание понятия «менеджмент»

1. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова Менеджмент - искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

2. Толковый словарь Русского языка С.И. Ожегова Менеджмент образования - искусство управления, получения систематических знаний и навыков, обучением, просвещением.

3. В.И. Лебедев (1989) Педагогический менеджмент качества образования - выявление сущности воспитания.

4 М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков Педагогический менеджмент качества образования - коллективный процесс, имеющий предметом и целью, всестороннее развитие личности и развитие самой системы.

5. Т.И. Шамова Педагогический менеджмент качества образования - это институт передачи опыта в виде знаний, умений и навыков.

6. А.Ц. Пуни (1964, 1969) Педагогический менеджмент качества образования - был определён научный аппарат, как науки. Теоретико-методологическую основу составляют системный, функциональный, синергетиче-ский, деятельностный, национально-региональный.

7. П.И. Третьяков Функции педагогического менеджмента качества образования и функции органа педагогического менеджмента качества образования разграничены. Педагогический менеджмент качества обучения включает ряд этапов: целеопределение, контроль, регулирование и коррекцию.

8. М.М. Поташник, П.И. Третьяков Педагогический менеджмент качества образования можно считать эффективным только тогда, когда он из режима функционирования переходит в режим развития.

9. Л.Л. Редько, В.П. Симонов Педагогический менеджмент качества образования - это способность строить свою индивидуальную траекторию развития на основе осознания базовых ценностей и объективных законов развития мира, овладения способами адекватного реагирования на жизненные ситуации и самосозидания своего личностного и профессионального имиджа.

10. М.М. Поташник Педагогический менеджмент качества образования - есть управление, деятельность, такое определение важно при ориентировании на получение предметного результата.

11. А.А. Орлов Педагогический менеджмент качества образования - рассматривается как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия.

12. П.И. Третьяков, Т. И. Шамова Педагогический менеджмент качества образования - сложный многосторонний процесс, при котором изменение сторон происходит не только взаимосвязанно, но и взаимообусловлено.

13. С.А.Степанов Педагогический менеджмент качества образования - понимается как вид труда, направленный на обеспечение деятельности.

14. В.П. Симонов, В.П. Беспалько, А.К. Шелепаева Педагогический менеджмент качества образования - имеет несколько подходов к понятию: системный; ситуационный; процессуальный; деятельностный; рефлексивный; национально-региональный.

менеджмента, по их мнению, составляют системный, функциональный, синергетический, деятельностный, ситуационный, рефлексивный, национально-региональный подходы и подход менеджмента по результатам. Отметим, что при построении моделей - учёные не применяют какой-либо из подходов в отдельности, а комбинируют данные подходы, так как каждый из них обладает большой ценностью в понимании сущности процессов, протекающих в образовании.

Существование многих проблем в педагогическом менеджменте качества в нашей стране обусловлено «бессистемностью и стихийностью» в управлении [2]. Решение таких проблем следует вести, приняв на вооружение системный подход. Согласно ему окружающий мир состоит из множества процессов, явлений и объектов, находящихся в определённой связи и взаимодействующих между собой. Системный подход рассматривает социально-педагогические комплексы, как обладающие свойством системности - их компоненты составляют единое целое и взаимодействуют, что обеспечивает существование системы в определённых рамках и её развитие.

Согласно функциональному подходу необходимо разграничивать функции педагогического менеджмента образования и функции органа педагогического менеджмента образования.

Педагогический менеджмент образования включает ряд этапов: целеопределение, контроль, регулирование и коррекцию. При соотнесении функций педагогического менеджмента образования с органом педагогического менеджмента образования происходит их направление на решение задач, связанных с объектами педагогического менеджмента образования. Данные задачи образуют содержательное направление и становятся его функциями [3].

Педагогический менеджмент качества образования необходимо рассматривать и с точки зрения деятельностного подхода. По мнению С.В. Леонтьева, деятельность состоит из действий. Действием же называется процесс, направленный на достижение определённой цели. Любая деятельность имеет строго определённую структуру: сначала происходит формирование, мотив и постановка цели, затем реализация через контакт с предметной средой, после чего следует коррекция и обогащение того объекта (или его образа), который стал мотивом к началу деятельности.

Библиографический список

Сущность ситуационного подхода состоит в том, что эффективность и целесообразность педагогического менеджмента определяется сложившейся ситуацией, и самыми действенными являются те из действий, которые наиболее полно соответствуют этой ситуации. Управлять качеством образования нельзя без анализа ситуации, который должен оперативно и полно выявить имеющиеся проблемы.

Рефлексивный подход к педагогическому менеджменту образования связан с учётом таких факторов, как осознание смысла действий и потребности в целенаправленной преобразующей деятельности. Данные факторы очень важны, так как они создают основу для самоконтроля, самоанализа и оценки результатов педагогического менеджмента [4].

Важность применения национально-регионального подхода в педагогическом менеджменте обосновывается в работах многих учёных [5]. Регионы отличаются друг от друга географическими, социально-экономическими, демографическими, природными характеристиками. Учёт этих характеристик и понимание специфики процессов, протекающих в регионах, позволяет выделить региональные особенности для построения образовательных систем и педагогического менеджмента качества.

Обобщённый анализ подходов различных авторов к содержанию понятия «менеджмент», «менеджмент качества», «педагогический менеджмент качества образования» представлен в таблице 1.

Коллектив учёных под руководством П.И. Третьякова предлагает новый подход к педагогическому менеджменту качества образования, как искусству управления по результатам. Педагогический менеджмент по результатам можно определить как систему управления, с помощью которой достигаются результаты, определённые и согласованные всеми. Под результатом понимается реализованная цель, то есть реальная цель, которая была обеспечена всем необходимым для достижения [6].

Таким образом, стремление к осуществлению педагогической реальности с содержательно-педагогической точки зрения, педагогического менеджмента качества образования в общеобразовательной школе, заставляет выстраивать соответствующие формы и методы педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся.

1. Магомедов РР, Литвина Г. А. Управление качеством образования в сфере физического воспитания учащихся общеобразовательной школы: монография. Ставрополь, 2015.

2. Магомедов РР Физкультурное образование детей старшего дошкольного возраста на основе антропологического подхода. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009; 3: 200.

3. Магомедов Р.Р. Физическая культура в педагогическом вузе: учебно-методический комплекс. Ставрополь, 2008.

4. Магомедов Р.Р. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов: учебное пособие. Ставрополь, 2011.

5. Редько Л.Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. Москва, 2001.

6. Симонов В. П. Системы менеджмента качества. Москва, 2001.

References

1. Magomedov R.R., Litvina G.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya vsfere fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly: monografiya. Stavropol', 2015.

2. Magomedov R.R. Fizkul'turnoe obrazovanie detej starshego doshkol'nogo vozrasta na osnove antropologicheskogo podhoda. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya, 2009; 3: 200.

3. Magomedov R.R. Fizicheskaya kul'tura vpedagogicheskom vuze: uchebno-metodicheskij kompleks. Stavropol', 2008.

4. Magomedov R.R. Formirovanie antropologicheskih znanij voblasti fizicheskojkul'tury ustudentov, buduschih pedagogov uchebnoe posobie. Stavropol', 2011.

5. Red'ko L.L. Upravlenie kachestvom nepreryvnogo urovnevogo obrazovaniya v regional'nom uchebno-nauchno-pedagogicheskom komplekse. Moskva, 2001.

6. Simonov V. P. Sistemy menedzhmenta kachestva. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 09.11.15

УДК 784.6

Mamedova M.A., senior teacher, Baku Social Pedagogical College (Baku, Azerbaidjan), E-mail: [email protected]

TOPICAL PROBLEMS AND OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN WORK WITH CHILDREN'S CHORAL COLLECTIVE. An activity of a choral collective in conditions of mutual relation of musical upbringing, education and development is an object of this research. The author emphasizes the importance of three tasks in the work of a choirmaster and states that their unity efficiently affects the development of the general musical and performance culture of the choral collective. The author of the paper studies how merits such as attention, observation ability, discipline and organization are formed in the process of choral singing. The article has a conclusion that while realizing the contents and basics of didactic instructions such as upbringing, education and development in the process of choral singing, the choir teacher also solves the main purpose of his or her course - the issue of formation of comprehensive musical culture in pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.