Библиографический список
1. Алиев С.К. Волонтёрская деятельность: справочник. Семей, 2018.
2. Сакенов Д.Ж. Жогары сынып окушысыныц моделш курастыру жолдары. Вестник ЕАНУ. 2003; 3:190 - 195.
3. Потапова Н.А. Волонтёрство как феномен самореализации личности. Санкт-Петербург, 2004.
4. Sakenоv D.Zh, et al., (2012). Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal. 2012; 19 (10): 1431 - 1436.
5. Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования Казахстана. Астана, 2013.
6. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть. Научно-практический сборник. Составитель С.В. Тетерский. Под редакцией Л.В. Никитиной. Москва, 2000.
7. Дьячек Т.П. Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтёров (на примере США). Составитель С.В. Тетерский. Под редакцией Л.В. Никитиной. Москва, 2000.
8. Сакенов Д.Ж., Шнайдер Е.А., Иваницкий Н.П. Вовлечённость молодёжи Казахстана в решение социальных проблем через волонтёрское движение. Педагогический вестник Казахстана: республиканский научно-педагогический журнал. Павлодар, 2009.
References
1. Aliev S.K. Volonterskaya deyatel'nost': spravochnik. Semej, 2018.
2. Sakenov D.Zh. Zhorary synyp o^ushysyny^ modelin Kyrastyru zholdary. VestnikEANU. 2003; 3:190 - 195.
3. Potapova N.A. Volonterstvo kak fenomen samorealizacii lichnosti. Sankt-Peterburg, 2004.
4. Sakenov D.Zh, et al., (2012). Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal. 2012; 19 (10): 1431 - 1436.
5. Koncepciya razvitiya molodezhnoj volonterskoj deyatel'nosti v organizaciyah obrazovaniya Kazahstana. Astana, 2013.
6. Mihajlova S.V. Desyat' sovetov po rabote s dobrovol'cami rukovoditelyu obschestvennoj organizacii. Volonter i obschestvo. Volonter i vlast'. Nauchno-prakticheskij sbornik. Sostavitel' S.V. Teterskij. Pod redakciej L.V. Nikitinoj. Moskva, 2000.
7. D'yachek T.P. Razvitie issledovatel'skogo podhoda v deyatel'nosti volonterov (na primere SShA). Sostavitel' S.V. Teterskij. Pod redakciej L.V. Nikitinoj. Moskva, 2000.
8. Sakenov D.Zh., Shnajder E.A., Ivanickij N.P. Vovlechennost' molodezhi Kazahstana v reshenie social'nyh problem cherez volonterskoe dvizhenie. Pedagogicheskij vestnik Kazahstana: respublikanskij nauchno-pedagogicheskij zhurnal. Pavlodar, 2009.
Статья поступила в редакцию 23.08.18
УДК 378
Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: marus-stv@yandex.ru
Morgun I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: marus-stv@yandex.ru
ANTHROPO-ORIENTED ALIMENTARY CONSTITUTIONAL GENESIS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SCHOOL OF ELECTRIC COURSES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article deals with physical activity, elective physical culture and sports, diets that practically do not help a person lose weight. Anthropological approach to the problem is under study. The study is focused on one of the permanently operating components of the ratio of weight-growth indicators (BMI) - the Quetelet index (kg / m2)), a healthy lifestyle, bad habits. Anthropo-oriented myths of losing weight are: the first - labor-consuming, devouring resources, not existing in nature - diet; the second anthoriometric myth of losing weight - physical education and sports.
Key words: elective courses in physical culture and sports, sports anthropology, excess weight of human body, metabolism, hormones, classical diets, calories, amount of energy consumed.
Р.Р. Магомедов, проф., д-р пед. наук, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
зав. каф. физической культуры, г. Ставрополь, E-mail: marus-stv@yandex.ru
И.Н. Моргун, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: marus-stv@yandex.ru
АНТРОПО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АЛИМЕНТАРНЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕЗ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭЛЕКТИВНЫМИ КУРСАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье рассматриваются физическая активность, элективная физическая культура и спорт, диеты, которые практически не помогают человеку похудеть. Освещается антропологический подход к изучаемой проблеме. Проводится изучение одного из постоянно действующих компонентов соотношения весо-ростовых показателей (ИМТ; англ. Body Mass Index, BMI) - индекс Кетле (кг/м2)), здоровый образ жизни, вредные привычки. Освещаются антропо-ориентированные мифы о похудении: первый - трудозатратный, пожирающий ресурсы, в природе не существующий - диета; второй антропо-ориетированный миф о похудении - занятия физической культурой и спортом.
Ключевые слова: элективные курсы по физической культуре и спорту, спортивная антропология, лишний вес организма человека, метаболизм, гормоны, классические диеты, калории, количество расходуемой энергии.
Ожирение первой степени алиментарное конституционального генеза является семейным заболеванием, которое возникает при ежедневном переедании, нарушении режима дня и приёма пищи и самое главное - при отсутствии двигательной активности и физических нагрузок. В социумах (семьях), где практикуется такой подход к питанию отсутствию стремления к занятиям физическими упражнениями, как правило, все члены страдают той или иной формой ожирения. Парадокс состоит в том, что студенты, будущие педагоги, понимают и рассуждают о физической активности, о том, что она очень полезна для человека и благотворно влияет на наш организм и разум. На элективных курсах по физической культуре и спорту, которые проходят два раза в
неделю, студенты выбирают разные направления:спортивные игры, легкую атлетику, плавание, общефизическую подготовку, фитнес, пилатес, степ, аэробику, аквааэробику, чарлидинг, кросс-фит, фитнес йогу, фитбокс, стретчинг, скалолазание, туризм, альпинизм, занимаются в специальных медицинских группах (СМГ) лечебной физической культуры (ЛФК), преподаватели кафедры физической культуры повторяют как мантру то, что мы слышим в течение многих лет и уст родителей, друзей: искупить грех обжорства можно на беговой дорожке или занятиями физическими (гимнастическими) упражнениями.
Современные отечественные и зарубежные антропологи исследуют эту проблему не один год. Результаты их выводов разно-
образны. Одни этносы представляют собой категорию обычных людей, другие - являются активными и сильными жителями-охотниками-собирателями. Изучались народности различных районов мировой цивилизации, и ставился неоднократно вопрос: почему активные и сильные люди-пигмеи, которые постоянно в движении, тратят такое же количество энергии и калорий, сколько обычный среднестатистический человек из России, Европы, Азии или Америки?
Спортивная антропология как наука ещё развивается в этом направлении, и в ней существуют серьезные предпосылки для нашего понимания о том, насколько сильно связаны расход энергии и степень, в которой мы можем влиять на человека с помощью физических (гимнастических) упражнений и диет.
Первый антропо-ориентированный миф - трудозатрат-ный, пожирающий ресурсы, в природе не существующий - диета.
Физическая активность превосходно оздоравливает человека, но прежде чем начать разбираться, почему элективные курсы по физической культуре и спорту, диеты, не помогают избавиться от лишнего веса, необходимо прояснить, как гимнастические (физические) упражнения воздействуют на объём талии и как оз-доравливают тело и ум, а также мифы и реальности диет.
Мотивация и желание человека похудеть приводят его к ограничению себя в питании, приёме воды, применению изнурительных различных диет. Процесс потери веса прост: съел калории - потратил калории. Ограничение количества потребляемых калорий работает эффективнее, чем занятия элективной физической культурой и спортом или увеличением физических нагрузок, а снижение количества потребляемых калорий в сочетании с увеличением физической активности работает ещё лучше. Нами установлено, если студент педагогического вуза не ре-ализовывает задуманное сразу, то на третий день в 87% случаев он этого делать не будет. Подавляющее большинство студентов бросают занятия физическими упражнениями, спортом, отказываются от диеты, не добившись результата.
Таким образом, элективные курсы по физической культуре и спорту, модные диеты не помогут похудеть, если человек не изменит некоторые аспекты своей антропо-ориентированной жизнедеятельности:
- во-первых, студенту необходимо избавиться от многочисленных и даже опасных заблуждений, мешающих ему наслаждаться жизнью и при этом не опасаться за каждую оказавшуюся в желудке калорию;
- во-вторых, обрести необходимое психологическое состояние, которое даст студенту возможность как можно быстрее применить данный способ на практике и получить незамедлительные результаты.
В ходе исследования нами установлено, что человек серьёзно задумывается о своем здоровье только тогда, когда начинает понимать, что жизнь подходит к печальному концу. За абсолютное здоровье под страхом смерти индивид отдаст любые деньги. Но люди и пальцем не пошевелят, зная о том, что лишний вес также опасен для здоровья. Психика человека - очень сложный абсолютно нерациональный и функционально устроенный «агрегат».
Мысленная установка для себя: «хочу похудеть, чтобы быть здоровым», «<хочу похудеть, чтобы выглядеть сексуально», «хочу похудеть, чтобы не умереть», «<хочу похудеть, чтобы продолжить род» не срабатывает, чтобы человек себе ни говорил или внушал.
Спортивная антропология - наука изучающая культуру телесной двигательной активности человека, признает это и научно доказывает, что индивид всегда найдет способ завуалировать проблему, обмануть себя, объяснить логически, и в этом нет ничего плохого, зная это, можно хоть как-то сделать своё поведение более разумным.
Изменить свой внешний вид ради того, чтобы повысить свою социальную и сексуальную привлекательность, ради того, чтобы чувствовать своё превосходство - элементарный пример. В формальной социальной антропологии иерархия массы тела не связана с общественным положением человека в окружении, влиятельному и богатому человеку прощается любой размер, но на неформальный статус влияет, если взять абсолютно равные условия, то «толстые - не фигуристые» по иерархии ниже «не толстых - фигуристых». Поэтому не стоит забывать классические слова великого российского писателя Ф.М. Достоевского: «Главное - самому себе не лгите».
В результате четырехлетнего исследования (2015-2018 гг.)
нами у одного студента первокурсника был выявлен вес, который равнялся 130 кг, при росте 170 см. На четвёртом курсе его вес равен 92-94 кг. Хотя в 2017 году его вес был 85 кг. Что происходит, почему вес возвращается? А ответ на самом деле очень прост, все дело в «двойном бумеранге», сидевшие на диете по окончании её становятся в два-три раза толще, чем были до того, как прибегли к помощи диеты. Вернее сказать, организм воспринимает любую диету, как смертельно опасный для него голод, т. е. замедляет обмен веществ, и в ответ на это организм устремляет все свои силы на то, чтобы не дать человеку умереть от голода.
Теория и методика физической культуры и спорта, теория и методика спортивной тренировки и диетология трактуют нам, что любое изменение системы питания человека может изменить водный баланс организма. Бессолевая диета автоматически уменьшит процент (%) веса тела за счёт воды. Диеты на основе голода - уменьшают вес тела за счет гликогена (это одна из форм запасания энергии в организме «полисахарид (С6Н10О5) п») и воды.
Следовательно, не важно, какую диету соблюдает человек -перестал есть, ушло несколько кг воды (Н2О) из тела. Абсолютно все диеты изменяют водно-солевой баланс в организме и любой диетолог со стажем скажет, что самая большая и быстрая потеря веса была в начале диеты, т.е.: а) за несколько суток сгорел гликоген в организме, который используется в качестве быстрого источника энергии; б) вышла вода (Н2О) при потере гликогена. Итак, это не похудение, это изменение водно-солевого баланса организма. Это приглушенное снижение веса тела, ЖИР ни куда не девается!
Рассмотрим как работает диета: во-первых, при снижении поступлений калорий, организм начинает использовать внутренние запасы залежей энергии, это гликоген т.е. наши с вами мышцы; во-вторых, затем уходят вода и питательные (минеральные) вещества, мышечная масса уменьшается, происходит уменьшение веса, жировые клетки не получая достаточно питательных веществ сжимаются, происходит уменьшение объемов; так организм человека получает первые результаты. Правда, ненадолго. До того момента, когда человек больше не сможет терпеть голод.
Далее, как не работает диета: 1) основная причина эволюционная. Когда кроманьонцам (представители современного человека) было нечего есть, а мамонты и слоны попадались не так часто, организм за пару миллионов лет удивительным образом эволюционировал; 2) для того чтобы пережить голодные периоды, организм человека запасает энергию в виде жира, так как жировая клетка - самая энергоёмкая, и в голодные периоды подержание организма может происходить за счёт жировых запасов; 3) когда человек начинает голодать, организм после определённого времени воспринимает это как сигнал «Внимание всем! Пришли голодные времена!». Таким образом, во-первых, организм человека избавляется от самых энергоёмких вещей, используя их качестве быстрого источника энергии - это мышцы; во-вторых, при каждом приёме пищи организм человека пытается запастись энергией" в виде жира, чтобы пережить голодные времена. Без сомнений, диеты - это самый надежный способ увеличить свой вес, а не наоборот. Объём съедаемых продуктов за короткое время (1-2 дня) не влияет на количество жира в организме человека, именно поэтому всевозможные разгрузочные дни бессмысленны, и диеты дают краткосрочный эффект, за который человек расплатится эффектом сверхкомпенсации (наберется больше, чем было до диеты). Кроме того, ожирение первой степени алиментарное конституционального генеза - далеко не единственный вред, приносимый диетами, которые могут привести к различным фобиям и психическим заболеваниям, таким, как анорексия и булимия. В таком же тупике оказываются многие люди, которые сидят на 900-1200 ккал в день, что ниже уровня обмена веществ, необходимого просто для поддержания жизнедеятельности организма. Человек начинает моментально полнеть при любых малейших превышениях своей «нормы», которую он сам себе вменил, доведя свой метаболизм (от греч. ^ЕтароЛп «превращение», «изменение») до шока. Официальная диетология в своих учебниках указывает, что разгрузочно-ди-етическая терапия (РТД): мера, не приводящая к стабильному снижению веса, иными словами, вес всегда возвращается, а вот здоровье, к сожалению - не всегда!
Следовательно, для нашего организма жир это хорошо, а мышцы и соответственно красота тела плохо, потому что в 1 гр. белка - 4 ккал, а в 1 гр. жира - 9 ккал и поэтому выгодно сокращать расход калорий избавляясь от мышц и запасать жир. Так организм человека стареет и толстеет. Для организма человека
это норма, если человек не дай Бог захотел похудеть, то ему (организму) с вами не по пути, он худеть не хочет и будет мешать этому процессу и это надо учитывать. В связи с этим к диетам нельзя обращаться ради своего здоровья, так как эффект, который они дают, никак нельзя назвать долговременным и надежным.
Второй антро-ориетированный миф снижения веса - занятия элективными курсами по физической культуре и спорту.
Физические нагрузки и двигательная активность - необыкновенно важная составляющая жизнедеятельности любого человека. Одна утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) дает огромный запас энергии всему организму, благодаря чему тот работает на протяжении дня в несколько раз энергичнее, чем при ее отсутствии. Элективные курсы по физической культуре и спорту чрезвычайно полезны для здоровья студентов, но вот что касается похудения - то тут, к сожалению, эффективны они не всегда, а иногда даже приносят совершенно нежелательные результаты.
Происходит это по следующим причинам: во-первых, известно, что при физической активности человек теряет гораздо больше энергии, чем в расслабленном состоянии, что, естественно, усиливает его потребность в восполнении потерянных ресурсов. Занятия спортом увеличивают аппетит: и во-вторых, люди, занимающиеся в спортзале по многу часов, в итоге не только не худеют, но напротив - становятся ещё полнее. Происходит это потому, что они находятся в серьезном заблуждении, так как они полагают, что раз так безжалостно истязают себя в спортзале, значит, без всякой опаски могут после этого есть, сколько влезет; в-третьих, ошеломлённый организм вместо того, чтобы рассеивать энергию, начинает сдерживать её и расфасовывать в мышечные области нашего тела, что, как известно, неизбежно приводит к увеличению веса, так как мышцы весят даже больше, чем жир!
Мнения специалистов в области физической культуры и спорта о похудении за счёт физических (гимнастических) упражнений диаметрально разнятся между собой. Одни утверждают, не задумываясь, что самое полезное упражнение бег (карди-о-тренировка), другие считают, что это приседания. Многие дилетанты-посетители тренажерных залов размножают этот миф, и регулярно бегают, в надежде стать более поджарыми. Прежде всего, следует отметить, что беговая (кардио) нагрузка сжигает гораздо меньше калорий, чем принято думать. Тридцатиминутный бег средней интенсивности сожжёт примерно 300 ккал, а в стакане молока их 150 ккал.
Другие тренеры в противовес ставят на другую чашу весов - силовую тренировку, которая, по их мнению, может добавить мышц на теле организма человека, и заставить его жечь калории гораздо в большем объеме, причем даже тогда, когда человек просто спит. Любая силовая тренировка заставляет организм человека вырабатывать анаболические гормоны, которые запускают реакции роста мышечной ткани, а вот бег борется с этим нужным человеку явлением, запуская реакции распада (катаболизма).
Таким образом, бегом человек разрушает мышечную массу, не задевая жир. В итоге человек снижает свой базовый ежесуточный расход калорий и со временем становится толще. Антропологи, спортивные тренеры и физиологи обратили внимание на то, что стоит человеку съесть что-либо после бега, то сразу же после этого останавливается процесс жиросжигания из-за выброса инсулина, который блокирует утилизацию жира на корню.
При силовых же тренировках, спортсмену просто необходимо что-нибудь съесть и желательно белковое (животный или растительный белок). Оппоненты силовой тренировки рассуждают о том, что бег (кардио) укрепляет сердце! Никто в этом не сомневается нисколько, но работа с отягощениями делает это лучше. Если сделать 50-100 приседаний, это вызывает сердцебиение больше, чем при беге.
В 2017-2018 учебном году кафедрой физической культуры ГБОУ ВО Ставропольского государственного педагогического института было организовано и проведено исследование среди студентов будущих бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык» и «Литература», в котором исследовались две группы студентов 1-2 курса ГБОУ ВО СГПИ на наличие личностных факторов, которые влияют на здоровье. Для этого студентам были предложены анкеты, в которых они отмечали собственную физическую активность, наличие или отсутствие вредных привычек, особенности режима питания. Анализ самооценки обследованных студентов на первом курсе и втором курсе (п-53) по результатам анкетирования показал, что студенты занимаются элективными курсами физической культуры только в рамках учебного процесса, желание заниматься в спортивных секциях у них отсутствует. Соответственно, имея низкую физическую активность и низкий уровень культуры питания, и по результатам экспертной оценки (вес, рост), сделаем вывод: респонденты имеют избыточную массу тела. В связи с этим при оценке здоровья очень важно учитывать величину жировой массы тела и суточную потребность в калориях.
В настоящем исследовании проверялись следующие показатели: индекс массы тела (ИМТ); процентное содержание жира в массе тела; отношение студентов к здоровому образу жизни и вредным привычкам [1; 4]. Процент жира в организме - важный показатель. Юноши и девушки имеют показатели разные. Многие игнорируют эти данные, ориентируясь только на килограммы и стрелку на весах. Но все хотят избавиться именно от жира, а не от веса костей и мышц. Кроме того, студенты с одинаковым весом могут выглядеть совершенно по-разному. Поэтому знать, сколько в теле именно жира - очень важно.
В связи с этим нами взята самая простая методика исследования определения содержание жира в массе тела: 1. Соотношение объёма талии и объёма бёдер (см). Берем сантиметровую ленту и проводим ряд измерений в области талии и бедер. (Стоя ровно, измеряем обхват талии на один сантиметр выше пупка. Затем расслабляем живот, а ноги поставим врозь. Измеряем в самом широком месте обхват бедер. Затем делим окружность талии на окружность бедер. Если число показывает более 0,8, в этом случае придется усиленно провести тренировочное занятие, чтобы согнать жир. При увеличении соотношения человек полнеет, количество жира нарастает. Если соотношение уменьшается, то идет обратный процесс. 2. Определяем через индекс массы тела - ИМТ (индекс Кетле, таблица 1). Чтобы узнать ИМТ, нужно вес в килограммах разделить на рост в метрах, возведённый в квадрат. Полученное число и есть ваш ИМТ. Формула определения ИМТ: ИМТ = Вес (кг) : Рост(м))х2. Например, Вес= 85 кг, Рост= 165 см. Следовательно, ИМТ = 85 : (1,65 х 1,65) = 31,2. Если получившееся число больше 25, то это значит, человеку необходимо заняться собой для уменьшения веса жира. 18,5 -24,9 - нормальный вес; 25,0 - 29,9 - избыточный вес; 30,0 + повышенный риск для здоровья.
Таблица 1
Условный показатель индекса массы тела (ИМТ; англ. Body Mass Index, BMI) - индекс Кетле (кг/м2)
Классификация состояний здоровья в зависимости ИМТ ИМТ 18-25 Риск для здоровья Что совершать
Дефицит массы тела Менее 18,5 отсутствует
Норма 19,5 - 22,9
Избыток массы тела 23.0 - 27,0 повышенный Снижение массы тела
Ожирение 1 степени 27,5 - 29,9 повышенный Снижение массы тела
Ожирение 2 степени 30,0 - 34,9 высокий Снижение массы тела
Ожирение 3 степени 35,0 - 39,9 Очень высокий Настоятельно рекомендуется снижение массы тела
Ожирение 4 степени 40,0-и выше Чрезвычайно высокий Немедленное снижение массы тела
Таблица 2
Средняя масса тела при постановке на учет по группам (кг)
Группа Среднее значение N Стандартное отклонение Стандартная ошибка
I 1,65 7 0,07 0,009
II 1,64 28 0,06 0,004
III 1,65 15 0,06 0,006
IV 1,64 3 0,06 0,007
Всего 1,64 53 0,06 0,003
Таблица 3
Масса тела, возраст студентов при взятии на учет
N М ср. Медиана Моде Минимум Максимум Стандартное распределение Стандартная ошибка
Масса при взятии на учет 53 65,8 62.1 50,0 47,7 97,5 15,9 0,7
Возраст 53 19,5 19,0 25 18 21 3,0 0,2
Рост 53 1,6 1,6 1,6 1,4 1,9 0,1 0,0
По группам обследованные разделились следующим образом: I-я группа девушки с дефицитом массы тела (n-7), II-я группа - с нормальной массой тела (n-28), III-я группа - с избыточной массой тела (n-15), IV- группа - с ожирением (n-3).
Второй этап исследования носил антрополого-ретроспек-тивный метод научного познания явления почему у студентов педагогического института имееются проблеммы с массой тела и отсутствую знания о здоровом образе жизни. В исследование включено было 53 студента.
Во всех наблюдениях проводилась оценка ИМТ (Таблица 2). Установлены достоверные различия между I и III группами (Р=0,001), между III и IV группами (Р=0,0044).
Анализ показал (Таблица 3), что низкий ИМТ чаще наблюдается у студентов 1 курса по сравнению с нормой. Более высокий риск ожирения имели девушки 2 курса по сравнению с нормой. Данный результат исследования является логичным, так как у студенток 2 курса отмечается повышение массы тела и увеличение жироотложений. Данные о массе тела при взятии на учет: средняя масса тела при взятии на учет составила 65,8±15,9 кг, минимальная масса - 47,7 кг, максимальная -97,5 кг.
Библиографический список
Одной из задач работы было составление медико-социального портрета студентов с различной массой тела. Установлено увеличение массы тела с возрастом, что отражает общебиологическую тенденцию присущую девушкам педагогического вуза. Общей неблагоприятной тенденцией, выявленной при анкетировании в настоящей работе, является высокий процент курящих среди обследованных: 20% при низком и нормальном ИМТ, до 30% при избыточной массе тела. В то же время при ожирении частота курящих составила 16%. Особенно отметим следующее, что никто из респондентов не употребляет наркотики, а 27% опрошенных готовы были бросить вредные привычки.
Проанализировав причины избыточного веса у студентов, мы выявили ряд причин: малоподвижный образ жизни; нарушение режима питания и рациона питания; калорийная пища (что на наш взгляд, является наиболее значимым коррекции избыточного веса студентов); вредные привычки; отсутствие знаний о здоровом образе жизни. Спортивная антропология пока не даёт окончательных ответов, но есть явные указания на то, насколько глубоко заложены в человеке механизмы энергообмена, которые он не может изменить увеличением физических и умственных и других нагрузок, а также отсутствие мотивации к здоровому образу жизни.
1. Индекс массы тела (ИМТ). Available at: https://mcvita.ru/know/table_massa.html (дата обращения 06.08.2018).
2. Магомедов P.P., Кутепова Л.С. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры: монография. Под общей редакцией проф. P.P Магомедова. Ставрополь: Сервисшкола, 2016.
3. Магомедов P.P., Бгуашев А.Б. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов. Московский институт государственного управления и права (Москва), 2016. (3-е, дополненное и переработанное).
4. Магомедов P.P., Адамова О.В. Мониторинг физического состояния занимающихся физической культурой: монография. Издательство «Ставролит» (Ставрополь). 2017.
5. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры: учебное пособие. Под общей редакцией P.P. Магомедова; М-во образования и науки PФ, М-во образования и молодежной политики Ставропольского края, ф-л Ставропольского гос. пед. ин-та в г. Ессентуки, Москва, 2018.
References
1. Indeks massy tela (IMT). Available at: https://mcvita.ru/know/table_massa.html (data obrascheniya 06.08.2018).
2. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury: monografiya. Pod obschej redakciej prof. R.R. Magomedova. Stavropol': Servisshkola, 2016.
3. Magomedov R.R., Bguashev A.B. Formirovanie antropologicheskih znanij v oblasti fizicheskoj kul'tury u studentov, buduschih pedagogov. Moskovskij institut gosudarstvennogo upravleniya i prava (Moskva), 2016. (3-e, dopolnennoe i pererabotannoe).
4. Magomedov R.R., Adamova O.V. Monitoring fizicheskogo sostoyaniya zanimayuschihsya fizicheskoj kul'turoj: monografiya. Izdatel'stvo «Stavrolit» (Stavropol'). 2017.
5. Fizicheskaya kul'tura i sport s 'elementami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie. Pod obschej redakciej R.R. Magomedova; M-vo obrazovaniya i nauki RF, M-vo obrazovaniya i molodezhnoj politiki Stavropol'skogo kraya, f-l Stavropol'skogo gos. ped. in-ta v g. Essentuki, Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 07.09.18