Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2016. № 2(20)
_КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ_
CRITIQUE AND BIBLIOGRPHY
УАК 159.9
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Рецензия на учебное пособие В. А. Толочека «Психология труда»)
© Е. И. Колесникова
Колесникова Екатерина Ивановна кандидат психологических наук, доцент
доцент кафедры социальных и гуманитарных наук Архитектурно-строительный институт
Самарский государственный технический университет e-mail: [email protected]
Обозначены основные контуры современных прел-ставлений о профессиональной леятельности в связи с изменениями в российском труловом законолатель-стве и ввелением профстанлартов. Полчеркнута роль психологических научныхлисииплин, изучающих тру-ловую леятельность и потребность в метолических пособиях по ним. Прелставлена рецензия на учебное пособие В. Л. Толочека «Психология трула». Аается характеристика структуры разлелов учебного пособия, отмечаются преемственность и отличия от излан-ной учебной литературы. Значительным преимуществом пособия является размещение учебных материалов в форме лиалога с обучающимся, полчеркивается сложность и лискуссионность психологических феноменов. Привеленные фрагменты трулов ученых — классиков психологии прилают пособию фунламентальность, вместе с тем автор опирается на результаты послелних исслелований в отрасли, в том числе собственные. Опрелелены перспективы научной лисциплины. Все это лелает учебное пособие актуальным не только лля стулентов вузов, но и преполавателей, специалистов по управлению персоналом в организациях
Ключевые слова: психология труда, трудовая деятельность, субъект труда.
Внимание к эффективности трудовой деятельности человека не ослабевает на протяжении всей истории человечества. Фокус внимания исследователей все более смещается от задач повышения эффективности труда к обеспечению развития личности человека в трудовой деятельности. В настоящее время уже несомненным становится факт необходимости уче-
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 2 (20)
та физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств человека для организации его труда.
Структура и механизмы трудовой деятельности на основе психологических представлений раскрываются в дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика». Запрос к постоянному обновлению содержания рассматриваемых этой дисциплиной научных и прикладных вопросов актуализируется изменениями в российском трудовом законодательстве. С 1 января 2017 года вступает в силу новая редакция Трудового кодекса РФ, утверждающая новую национальную систему квалификации, связанную с обязательным применением профессиональных стандартов [13].
В первую очередь, это важно для организаций с большой долей государственных активов, использующих труд определенных категорий граждан (предполагающих выплаты компенсаций, льгот и пр.). Для остальных организаций профстандарты являются рекомендацией, ориентиром в трудовых отношениях. Эти нововведения касаются не только документооборота, но и содержания новой профессиональной реальности.
В профессиональных стандартах конкретизируются понятия «вид профессиональной деятельности», «обобщенная трудовая функция» (ОТФ), «трудовые действия» (ТД), «профессиональная квалификация» [19, с. 6].
Реестр утвержденных профессиональных стандартов размещен на сайте [18], он постоянно обновляется и расширяется.
Введение профстандартов требует приведения в соответствие системы программ профессионального образования и обучения, формирования образовательных траекторий, ведущих к получению и/или развитию профессиональных квалификаций, применения независимой экспертизы квалификаций. Это обостряет уже существующие противоречия, которые нами отмечались применительно к инженерно-строительному образованию.
Так, в [9, с. 96—99] нами была выявлена несогласованность мнений студентов и экспертов-руководителей, а также рассогласованность мнений руководителей организаций и преподавателей вуза о профессионально-важных качествах инженера-строителя. Более того, без изучения специальных дисциплин, например, «Психологии инженерного труда», преобладающая часть студентов-старшекурсников имеют несформированные или идеализированные представления о профессиональной деятельности инженера [5, с. 21—40]. Что уж говорить о результатах исследования запросов и спроса на рынке труда, проведенных Л. Б. Шнейдер и констатирующих значительное расхождение в ожидаемом и предлагаемом наборе знаний и навыков потенциального работника, т. е., сути работы и декларируемого профессионализма [23, с. 23—25].
К тому же при переходе на компетентностную модель подготовки выпускников в высшем образовании по-прежнему больше уделяется внимания зна-ниевой составляющей компетенций, неясно и неполно описывая процесс формирования личностных компетенций, необходимых для обеспечения профессиональной мобильности и карьерного роста [10].
Между тем, даже поверхностный анализ профессиональных стандартов, относящихся к выпускникам вуза уровня бакалавриата (уровень квалификации не ниже 5) подчеркивает необходимость наличия коммуникативных ка-
честв (трудовые функции согласования разработок, взаимодействия с другими специалистами, проведение технических совещаний), организационных умений и самоорганизации (трудовые функции контроля работ, оценки деятельности работников, организации производства, оперативного управления процессами руководство работниками участка и др.). В перечне знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций присутствуют такие, как научная организация труда, приемы повышения производительности труда, определение потребности в трудовых ресурсах и их квалификации и пр. [14].
Мы видим, что современное состояние рынка труда формулирует определенный запрос к образовательным организациям, причем изменяется сама классификация видов трудовой деятельности человека.
Это касается и высшего образования в области сопоставления зафиксированных в основных образовательных программах требований к результатам подготовки с описанием квалификации в профессиональном стандарте. При разработке и реализации программ бакалавриата, специалитета и магистратуры образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности и трудовые функции ТФ, к которому (которым) готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации. При этом формулировки требований ФГОС ВО и профстандартов могут формально не совпадать, требуются уточнения и дополнения формируемых общекультурных или универсальных компетенций, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций [11].
Возрастает роль образовательных организаций, занимающихся вопросами переподготовки, повышения квалификации и дополнительного профессионального образования, так как у работающих профессионалов обостряется потребность в активном анализе собственного профессионального опыта. Это связано с тем, что система профстандартов предусматривает добровольную и независимую сертификацию работников. При выдаче сертификата учитывается не только факт наличия диплома, но и пригодность к профессии. В течение профессиональной деятельности работникам после дообучения и переобучения выдают все новые сертификаты об уровне компетенции и квалификации, которые они предъявляют при устройстве на работу.
Таким образом, мы должны понимать, что на сегодняшний день каждый человек должен владеть представлениями о базовых элементах трудовой деятельности, в первую очередь, в отношении самого себя как субъекта труда. Это понимание наилучшим образом может быть сформировано при изучении таких учебных дисциплин, как «Психология труда», «Инженерная психология».
Заметим, что наряду с трансформациями в российском обществе происходит не только изменение, но и усложнение предметной области этих научных дисциплин, появляются новые феномены и области теоретического и практического знания. Первые отечественные и зарубежные издания включали в основном инженерно-психологические аспекты эффективности и надежности взаимодействия «человек-машина» [20, с. 9], «сенсорного входа» и «моторного выхода» человека, управляющего машиной [3, с. 7], проектирования технических систем с учетом физиологии человека.
В последнее время учебные пособия и лекции по психологии труда делают акцент на междисциплинарность анализа трудовой деятельности, на изучении отдельных феноменов, например, вопросы профессионального маргина-лизма, востребованности, связи профессионализма и качества жизни, развитии человеческого потенциала [1; 4; 17].
Несмотря на достаточное количество методических материалов по дисциплине, в том числе и дистанционных программ обучения [6], по-прежнему актуальны учебные пособия, интегрирующие базовые положения психологии трудовой деятельности с развивающейся социальной практикой.
Таким удачным примером является, на наш взгляд, учебное пособие В.А. Толочека «Психология труда» [22], представляющее собой дополненное и переработанное издание предыдущих редакций. Первым изданием книги было учебное пособие «Современная психология труда» [21], рецензентами которого были Е. А. Климов (МГУ) и В. А. Бодров (ИПРАН). В своей рецензии Е. А. Климов [8, с. 170—171] подчеркивает такие достоинства учебного пособия, как авторское обсуждение вопроса об исторической динамичности/изменчивости объекта и предмета психологии труда, использование авторского опыта работа психолога в организации для выявления естественных связей теории и практики, опора на исследования и разработки российских ученых.
Заслуживает внимания, по мнению Е. А. Климова, попытка анализа В. А. Толочеком феноменов психологии труда в контексте разных научных школ, поставленная проблема «единиц научного знания», а также неочевидных «в норме» составляющих становления социально благополучного субъекта труда как своеобразного «зазеркалья» (например карьера и безработица, соотношение личностных характеристик в начале и конце карьеры) [8, с. 171]. Отмечена дискуссионность некоторых вопросов, например, введение «широкого» и «узкого понимания» объекта и предмета психологии труда.
Рецензентами настоящего издания [22] являются А. В. Карпов и Ю. П. По-варёнков (ЯрГУ). Это крупные российские ученые-исследователи, имеющие большое количество публикаций и заслуженный авторитет в области психологии труда, профессионального становления личности, психологии субъекта профессиональной деятельности [12; 16] . То, что учебное пособие рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию не удивительно, ведь оно соответствует актуальному запроса практики и ему соответствующих задач подготовки специалистов. По мнению И. А. Кибальченко, таких условий соответствия несколько: периодическое обновление, представление работ современных ведущих ученых, отражение эволюции научной дисциплины до настоящего времени, а также динамика развития научной дисциплины в ответ на изменения социального запроса [7].
Учебное пособие полностью соответствует обозначенным условиям, что делает его современным и актуальным для обеспечения эффективности учебного процесса.
Нельзя не отметить некоторые методические приемы изложения материала в пособии, например, введенное автором понятие «хронотопа» знания как инвариантные, закрепленные во времени типичные формы восприятия учены-
ми действительности в рамках доминирующих в обществе идей, научных парадигм. Привлечение в изложении учебного курса больших частей из работ других ученых, литературных ссылок, в том числе и их смежных научных дисциплин, задействование их понятийного и методического арсенала придает пособию фундаментальность.
Интересен прием NB (Nota Bene) как авторские критические рассуждения, заметки, подсказки, привлекающие внимание к сложности и глубине рассматриваемых явлений. Примечательны разделы «Парадигмы», где изучающим пособие предлагается краткий критический анализ содержания каждой Главы в целях обращения внимания на неоднозначные научные факты, на динамику и пристрастность ученых к их рассмотрению, что дает более многогранное понимание психических феноменов.
Такая нестандартная форма подачи учебного материала сопровождается необходимым и традиционным для всех учебных изданий разделом, содержащим вопросы и задания для самопроверки. Содержащиеся в Приложениях профессиограммы и другая справочная информация практична, разнопланова и удачно дополняет теоретический материал.
Если в первом издании учебного пособия, по мнению Е. А. Климова, доминировали собственные исследования автора [8] то в последнем издании В.А. Толочек активно использует ставшие уже классическими труды отечественных и зарубежных психологов, дополняя их результатами современных ученых-исследователей в различных смежных областях.
Автором продумана возрастающая сложность подачи учебного материала от первой главы — к последним, с увеличением количества нерешенных, многозначных вопросов дисциплины «Психология труда».
Видимо поэтому содержание первых двух глав автор представляет аналогично другим учебным пособиям по дисциплине [4; 16; 17], посвящая их основным теоретико-методологическим основам психологии труда как области научного знания. Однако уже в первой главе В. А. Толочек подчеркивает, что как научная дисциплина, психология труда должна охватывать «весь цикл латентных и актуальных стадий становления человека как субъекта труда, изучать как желательные и благодатные, так и нежелательные, ущербные для организма и личности процессы и состояния» [22, с. 25].
Автор соотносит структуру и эволюцию научного знания с запросами социальной практики, отражающихся на изменении и обогащении дисциплины психологии труда. Характеризуя историю трудовых взаимоотношений, обозначенную в отечественной и зарубежных теориях, В. А. Толочек определяет тенденции развития этих отношений: от жесткого принуждения и тотального контроля к пониманию человеческого потенциала как важнейшего производственного ресурса, к поиску возможностей управления им и развития [22, с. 73].
В то же время, автор отмечает связь становления отечественной психологии труда и проблематики в сфере профессионального обучения: от периода психотехники, ставящего приоритетом отбор по профессионально значимым признакам, а не развитие личности к приоритетам профессионального образования нового типа, включающим учет индивидуально-психологических особенностей и потребностей обучающихся [22, с. 115].
Автор подмечает своеобразный «парадокс профессии» — понятия «профессия», «работа», «занятие» сложны, неоднозначны, в разные исторические периоды различается их интерпретация учеными [22, с. 140]. Это соотносится с мнением Л.Б. Шнейдер, что люди вообще не используют термины «профессия» и «труд» для описания повседневности, а чаще они прибегают к употреблению слов, связанным с работой. Как она пишет, «в любом сообществе можно услышать: «ищу работу», «пошел на работу», «спешу на работу», «устал от работы», «работа — прежде всего», «хорошая работа», «невыносимая работа» и пр.» [23, с. 26]. Ключевым же для В. А. Толочека и новым в психологии труда является выделение системной триады составляющих труда: профессия — трудовой пост — рабочее место, а также учет их взаимосвязей.
В последующих главах рассматриваются вопросы и проблемы, типичные для изложения в таких учебных пособиях, то есть классификации профессий, методы изучения трудовой деятельности и факторы эффективности труда, адаптация человека к профессиональной деятельности, профессиографическое описание труда и субъекта, профессиональное самоопределение, периодизация жизни и профессиональная карьера. Так же как и А. В. Карпов [16, с. 144—249], В. А. Толочек обращает внимание на психические регуляторы труда, на вопросы безопасности труда и профессионального самоопределения [4, с. 47—73; 17, с. 44—92 ].
Рассматривая, как и Е. А. Климов [17], временной анализ труда профессионала, В. А. Толочек учитывает периодизацию жизни и профессиональной карьеры. Однако, в дополнение, В. А. Толочек выделяет уникальный социально-психологический феномен — сопряженную профессиональную карьеру как сопряженную эволюцию функционально взаимодействующих субъектов. Это означает, по мнению автора, переход от субъекто-центрированного понимания человека и его профессиональной карьеры к карьерно-центрированному подходу, то есть признание условий становления карьеры ка ключевого процесса актуализации субъектом ресурсов [22, с. 345]. Понятие ресурсы В. А. Толочек связывает с успешностью, прописывая разные пути профессиональной эволюции субъекта, например, прямая профессиональная успешность, профессионально-административная и смежная профессиональная успешность. Так, инженер может стать ведущим специалистом, руководителем подразделения или консультантом-экспертом.
В пособии предлагается новый методический подход — рассмотрение темпоральных характеристик профессиональной карьеры. В отличие от предлагаемого временного анализа в [17, с. 116], предметом психологии труда должна стать целостная хронология карьеры, включающая предстадию, до начала карьеры, средние этапы работы в организациях и постстадию после последней отставки. Изучение карьеры востребовано проводить в контексте совместной деятельности у представителей разных социальных групп в связи с изменениями в личностных характеристиках и и полнотой самореализации в разных сферах жизнедеятельности [22, с. 349 ].
К сожалению, в главах, посвященных профессиональному отбору персонала организаций, подбору, найму и расстановке персонала обсуждаются только ставшие уже классическими особенности социально-психологических техно-
логий на примерах профессионального отбора кандидатов в профессии разных типов, подбора, обучения и аттестации персонала организаций. Недостаточно, на наш взгляд освещены вопросы о перечне перспективных профессий будущего и вымирающих профессий [2], виртуальных профессиональных сообществах, фрилансе и удаленной работе и других современных аспектах, полезных для обучающихся. Не упомянуты аспекты кадровой работы в связи с внедрением профессиональных стандартов и обязательной сертификацией рабочих мест. Надеемся, этот пробел будет восполнен в следующих изданиях учебного пособия.
В последней главе автором представлены перспективы развития объекта и предмета психологии труда, обозначены контуры решения новых актуальных задач. Несомненно, как пишет В. А. Толочек, будет меняться социокультурная среда жизнедеятельности человека, и для учета исторической изменчивости могут возникать новые отрасли гуманитарных наук, например, психологическая археология, или дифференциальная психология труда [22, с. 422—423]. Все более будет возрастать актуальность комплексного, междисциплинарного подхода в изучении человека, учитывающие новые виды социальной реальности. Главное, как заметил Н. С. Пряжников, в исследовании и развитии субъекта труда, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника [15].
В целом от изучения материалов учебного пособия складывается впечатление постоянного живого диалога с автором, чувствуется его желание вовлечь в дискуссию, показать всю сложность психических феноменов с разных, иногда исторически противоречивых сторон. Это удается автору, что редко встречается в методических изданиях, но очень важно для профессионального развития не только студентов, но и более «взрослых» обучающихся, уже имеющих определенный опыт и взгляды. Удачное сочетание классики научной дисциплины и последних современных исследований придают учебному пособию фундаментальность, а обозначенные перспективы стимулируют дальнейший познавательный интерес к обозначенной проблематике, стирая грань между формальным (для зачета и экзамена) и неформальным (для себя) обучением. Решает как формальные задачи, такие, как сдача соответствующих экзаменов и зачетов по психологии труда (учебно-профессиональная «карьера»), так и неформальные, одновременно ставятся проблемные вопросы о феноменах трудовой деятельности, побуждая к самостоятельному поиску ответов об особенностях профессионализации.
Обобщая, можно заключить, что учебное пособие В. А. Толочека «Психология труда» является интересной, содержательной, оригинальной книгой, знакомство с которой будет полезным как для студентов, обучающихся по направлению 37.03.01 «Психология», для преподавателей, а также для всех, интересующихся психологией труда. Размышления о смыслах и содержании трудовой деятельности вполне соответствуют современным представлениям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 7 / под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 520 с.
2. Атлас профессий будущего Электронный ресурс. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 08.01.2017).
3. Вудсон У, Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников - конструкторов / пер с англ. А. М. Пашутина ; под ред. В. Ф. Венда. Москва : МИР, 1968. 260 с.
4. Дубровина О. И. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебное пособие. Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2015. 224 с.
5. Дудко В. А. Психология инженерного труда : учеб. пособие. Самара : Самарск. гос. арх-строит. ун-т, 2008. 104 с.
6. Каталог дистанционных программ обучения: Психология труда. URL: https:// www.coursera.org/learn/psykhologiya-truda# (дата обращения: 08.12.2016).
7. Кибальченко И. А. Задачи обучения студентов, учебники и эволюция научной дисциплины // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2016. № 9-10. С. 46—48.
8. Климов Е. А. Рецензия на учебное пособие «Современная психология труда» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 1. С. 169—172.
9. Колесникова Е. И. Адекватность оценки сформированности компетентности студента вуза // Инновационные процессы в образовании : кол. монография ; под ред. Т. Н. Ле-Ван. Новосибирск : СибАК, 2013. С. 85—102.
10. Колесникова Е. И. Компетентностный подход в профессиональном становлении личности студента вуза // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции : в 5 т. Т. 2 / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. Москва : Когито-Центр, 2015. С. 176—177.
11. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420264612 (дата обращения: 08.12.2016).
12. Поварёнков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов : Саратовский гос. соц.-экон. ун-т, 2013. 322 с.
13. Петербургский правовой портал. URL: http://ppt.ru/news/137921 (дата обращения: 08.12.2016).
14. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» URL: http:/ /profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ ID=56552 (дата обращения: 08.12.2016).
15. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряж-ников, Е. Ю. Пряжникова. Москва : Академия, 2005. 480 с.
16. Психология труда: учебник / А.В. Карпов и др.; под ред. проф. А.В. Карпова. 2-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2011. 350 с.
17. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. Москва : Юрайт, 2015. 618 с.
18. Реестр профессиональных стандартов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 08.12.2016).
19. Рекомендации по формированию рамок квалификаций областей профессиональной деятельности / Н. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк, А. Н. Лейбович, О.Д. Прянишникова. Москва : Перо, 2016. 27 с.
20. Справочник по инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. Москва : Машиностроение, 1982. 368 с.
21. Толочек В. А. Современная психология труда. Санкт-Петербург : Питер, 2005.
479 с.
22. Толочек В. А. Психология труда. 2-е изд. доп. Санкт-Петербург : Питер, 2017.
480 с.
23. Шнейдер Л. Б. Человек и работа: радиус профессионализма // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 7 / Под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 23-37.
REFERENCES
1. Aktual'nye problemy psihologii truda, inzhenernoj psihologii i jergonomiki. Vypusk 7 / pod red. A.A. Oboznova, A.L. Zhuravleva [Actual problems of labor psychology, engineering psychology and ergonomics. Issue 7 / Ed. A.A. Oboznova, A.L. Zhuravleva]. Moscow : Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2015. 520 p. (in Russian).
2. Atlas professij budushhego [Atlas of the professions of the future]. Available at: http://atlas100.ru/ (accessed : 08.12.2016) (in Russian).
3. Vudson, U, Konover, D. Spravochnik po inzhenernoj psihologii dlja inzhenerov i hudozhnikov - konstruktorov [Handbook of Engineering Psychology for Engineers and Designers]. Moscow : Izdatel'stvo «MIR», 1968. 260 p. (in Russian).
4. Dubrovina O.I. Psihologija truda, inzhenernaja psihologija i jergonomika: uchebnoe posobie [Psychology of work, engineering psychology and ergonomics: a tutorial]. Tjumen': Izdatel'stvo Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. 224 p. (in Russian).
5. Dudko V.A. Psihologija inzhenernogo truda: uchebnoe posobie [Psychology of engineering work: a tutorial]. Samara : Samarsk.gos.arh-stroit.un-t, 2008. 104 p. (in Russian).
6. Katalog distancionnyh programm obuchenija: Psihologija truda [Catalog of distance learning programs: Labor Psychology]. Available at : https://www.coursera.org/learn/ psykhologiya-truda# (accessed :08.12.2016) (in Russian).
7. Kibal'chenko I.A. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Poznanie [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Cognition]. 2016. №9-10. Pp. 46-48 (in Russian).
8. Klimov E.A. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics]. 2009. V. 6, No.1. Pp. 169-172 (in Russian).
9. Kolesnikova E.I. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaja monografija;pod red. T.N. Le-Van [Innovative processes in education: a collective monograph; Ed. TN. Le Van.]. Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2013. Pp. 85-102 (in Russian).
10. Kolesnikova E.I. Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizacii psihologicheskogo obshhestva pri Moskovskom universitete: Sbornik materialov jubilejnoj konferencii: V 5 tomah: Tom 2 / Otv. red. D. B. Bogojavlenskaja [From the beginnings to the present: 130 years of the organization of a psychological society at the Moscow University: A collection of materials of the jubilee conference.]. Moscow : Kogito-Centr, 2015. Pp. 176-177 (in Russian).
11. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm i dopolnitel'nyh professional'nyh programm s uchetom sootvetstvujushhih professional'nyh standartov [Methodical recommendations for the development of basic professional educational programs and additional professional programs, taking into account the relevant professional standards]. Available at : http://docs.cntd.ru/document/420264612 (accessed :08.12.2016) (in Russian).
12. Povarjonkov Ju.P. Problemy psihologiiprofessional'nogo stanovlenija lichnosti [Problems of psychology of professional formation of personality]. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj social'no-jekonomicheskij universitet, 2013. 322 p. (in Russian).
13. Peterburgskijpravovojportal [Petersburg Legal Portal]. Available at : http://ppt.ru/ news/137921 (accessed :08.12.2016) (in Russian).
14. Programmno-apparatnyj kompleks «Professional'nye standarty» [Hardware and software complex «Professional standards»]. Available at : http://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php? ELEMENT_ID=56552 (accessed : 08.12.2016) (in Russian).
15. Prjazhnikov N.S. Psihologija truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. Moscow : Izdatel'stvo «Akademija», 2005. 480 p. (in Russian).
16. Psihologija truda: uchebnik /pod red. A.V. Karpova. [Work Psychology: A Textbook / A.V. Karpov et al .; Ed. Prof. A.V. Karpov]. Moscow : Izdatel'stvo Jurajt, 2011. 350 p. (in Russian).
17. Psihologija truda, inzhenernaja psihologija i jergonomika: uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata /pod red. E. A. Klimova, O. G. Noskovoj, G. N. Solncevoj [Psychology of work, engineering psychology and ergonomics: a textbook for academic undergraduate / ed. EA Klimova, OG Noskova, GN Solntseva]. Moscow: Izdatel'stvo Jurajt, 2015. 618 p. (in Russian).
18. Reestr professional'nyh standartov [Professional standards register]. Available at : http://profstandart.rosmintrud.ru (accessed : 08.12.2016) (in Russian).
19. Rekomendacii po formirovaniju ramok kvalifikacij oblastej professional'noj dejatel'nosti / N.A. Voloshina, E.Ju. Esenina, O.F. Klink, A.N. Lejbovich, O.D. Prjanishnikova [Recommendations on the formation of the framework of qualifications in the areas of professional activity / N.A. Voloshin, E.Yu. Esenina, OF. Klink, A.N. Leibovich, O.D. Pryanishnikov]. Moscow : Izdatel'stvo «Pero», 2016. 27 p. (in Russian).
20. Spravochnik po inzhenernojpsihologii/Pod red. B.F. Lomova [Handbook of Engineering Psychology / Ed. B.F. Lomov]. Moscow : Mashinostroenie, 1982. 368 p. (in Russian).
21. Tolochek V.A. Sovremennajapsihologija truda [Psychology of work]. St. Petersburg : Piter, 2005. 479 p. (in Russian).
22. Tolochek V.A. Psihologija truda [Work Psychology]. St. Petersburg : Piter, 2017. 480 p. (in Russian).
23. Shnejder L.B. Aktual'nye problemy psihologii truda, inzhenernoj psihologii ijergonomiki. Vypusk 7/ Pod red. A.A. Oboznova, A.L. Zhuravleva [Actual problems of labor psychology, engineering psychology and ergonomics. Issue 7 / Ed. A.A. Oboznova, A.L. Zhuravleva]. Moscow : Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2015. Pp. 23-37 (in Russian).
THE MODERN IDEAS ABOUT THE PSYCHOLOGY OF LABOR ACTIVITY
(REVIEW of TEXTBOOK V. A. TOLOCHEK «PSYCHOLOGY of WORK»)
E. I. Kolesnikova
The basic contours of the modern ideas about professional activities in connection with changes in Russian labor legislation and introduction of professional standards. The role of psychological scientific disciplines that study work and the need for educational guides on them. Presents a review of the textbook by V. A. Tolochek «Psychology of work». The characteristic structure of the sections of the manual, marked the continuity and differences from the published educational literature. A significant advantage of the manual is the placement of educational materials in the form of a dialogue with the students, emphasizes the complexity and debatable psychological phenomena. Fragments of writings -
the classics of psychology give the benefit of the fundamental nature, however, the author relies on the results of the latest research in the industry, including our own. Perspectives of a scientific discipline. All of this makes the textbook is relevant not only for students but also teachers, specialists in personnel management in organizations.
Key words: psychology of work, work, subject of work.