ПСИХОЛОГИЯ ТРУАА THE PSYCHOLOGY OF WORK
УАК 159.9.331
РИТМОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА*
© В. А. Толочек
Толочек
Владимир Алексеевич доктор психологических наук, профессор
ведуший научный сотрудник Институт психологии РАН e-mail: [email protected]
Обосновывается необхолимость становления как отрасли «прогнозирующей психологиии», ориентированной на решение качественно новых залач: 1. Прогноза развития психологических систем (профессионализма субъекта и лр.). 2. Обеспечение взаимосвязи этапов научно-исслеловательской работы и научно-практической работы (решение залач психологического сопровожления субъектов и лр.). Рассматривается возможность реализации такого метолологичес-кого полхола на примере изучения темпоральных характеристик профессиональной карьеры (ТХПК) субъекта как целостного феномена.
Ключевые слова: прогнозирующая психология, ритмология, темпоральные, характеристики, профессиональная, карьера, субъект.
В смежных с психологией дисциплинах, например, в биологии, признается не только необходимость становления теоретической биологии как особой части научной дисциплины, но и ее важная миссия в развитии дисциплины в целом [1; 3]. Задачи теоретической психологии пока видятся скромнее (основные ожидания: восстановление ретроспективы развития дисциплины, поиск оснований для интеграции методологии, сформированной в разных школах и т. п.), тем не менее, ей также придается важная роль [6; 8; 16]. Традиционно в академической психологии выделяются как противоположные теоретическая психоло-
* Исследование поддержано грантом РГНФ: «Темпоральные характеристики профессиональной карьеры» № 14-06-00677.
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 1 (17)
гия и экспериментальная психология. Для исследований в академической психологии, ее отличающей от гуманистической психологии, традиционно не характерны две цели:
1) ориентация на будущее состояние психических феноменов (состояния психологических систем человека). Предметом исследования выступают уже ставшие состояния и свойства субъектов; временная развертка научного исследования чаще такова, что теоретическое осмысление следует через несколько лет после завершения сбора эмпирического материала;
2) ориентация на психологическую поддержку тех же субъектов, которые выступали в качестве испытуемых респондентов, обследуемых (психотехнические разработки ориентированы по отношению к другим индивидам).
Размышляя об исторических тенденциях изменений технологий и методологии исследований в психологии в ХХ—ХХ1 вв. (об усиливающейся диспропорции в трудоемкости сбора эмпирических данных, с одной стороны, с другой — легкости и быстроты их статистического анализа; о возможности теоретического осмысления и обобщения получаемых результатов; об увеличении числа новых понятий, вводимых в психологию и др.), можно предполагать, что в ближайшем будущем остро востребованным может стать особый тип взаимосвязанных научно-исследовательских и научно-практических задач. Дисциплинарную область, ориентированную на их решение, условно назовем прогнозирующей психологией. К слову, в системе исторических дисциплин в последние десятилетия выделилась как отдельная дисциплина исторический прогноз. Даже принимая сентенцию «история не знает сослагательных наклонений», нужно согласиться, что научный анализ возможных вариантов развития общества, стран и отдельных регионов объективно необходим (в том числе, и в минувшие исторические периоды).
Задачами прогнозирующей психологии могут стать: 1. Уточнение границ научных лакун и их локализации; 2. «Сканирование» научных проблем, выделение их наиболее сложных аспектов; 3. Уточнение возможности экстраполяции положений той или иной научной концепции («малой теории»); 4. Оценка потенциала «больших теорий»; 5. Изучение темпоральных характеристик эволюции человека (в том числе темпоральных характеристик профессиональной карьеры). Так, например, в русле прогнозирующей психологии можно акцентировать внимание на вопросах изучения динамики изменений психологических феноменов — на выявлении связей психологических систем человека и возрастной динамики их изменения, на изучение влияния факторов социальной микро-, мезо- и макросреды на динамику профессионального развития человека и т. п.
Теоретический анализ проблемы
1. Традиции отечественной психологии. В отечественной науке, после длительного доминирования теоретической психологии, сохраняется как норма изучение небольших (чаще гетерогенных) выборок, без анализа и представления в публикациях данных описательной статистики; своеобразной «нормой» выступает обсуждение лишь данных корреляционного и факторного анализа, что не позволяет сопоставлять эмпирические данные независимых исследований. Практически отсутствуют масштабные обследования больших и гомоген-
ных выборок. После исследований под руководством Б. Г. Ананьева вопросы эволюции психического, за небольшим исключением [9 и др.] не разрабатывалась, вернее, не имели «достойного» по объему эмпирического материала для вынесения «вердикта ученого».
2. Исторические тенденции развития прикладных исследований. До настоящего времени сохраняется сложившаяся с средины XX ст. ведомственность, закрытость, локальность научных и прикладных исследований; в психологии практически отсутствуют комплексные исследования эволюции человека.
3. Эволюция ведущих специалистов как ученых. В эволюции научных интересов ведущих специалистов последних 20 лет (на примере изучения проблемы профессионального становления субъекта), можно заметить характерные тенеденции. Если в 1970-1980-1990-х годах в работах В. А. Бодрова, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Пономаренко, В. Д. Шад-рикова и др. внимание ученых чаще фиксировалось на внешних проявлениях деятельности субъекта, то с конца XX ст. их внимание все более пристально и последовательно концентрируется на внутренних, субъективных факторах деятельности человека [4; 5; 7; 9 и др.]. Подобные «системные смещения» можно объяснить движением научной мысли от отражения более «поверхностных» к познанию «глубинных слоев психического», от ориентации на быстрые решения базовых социальных задач (профессионального отбора и обучения, обеспечения роста производительности труда и надежности деятельности субъекта) к изучению фундаментальных проблем (факторов эволюции человека как субъекта, как личности и др.).
4. Эмпирические исследования проблемы профессионального становления субъекта. Последовательно рассматривая как предмет исследований профессиональное становление субъекта (ПСС), сопряженную профессиональную карьеру (СПК), темпоральные характеристики профессиональной карьеры (ТХПК) [10; 11; 13; 14; 15], мы находили подтверждение имеющимся литературным данным. В ряде наших исследований подтверждалось, что: 1) профессиональная эволюция субъекта качественно разделяется на две части — развитие систем и их угнетение; 2) разные психологические системы, поддерживающие профессионализм субъекта, актуализируются параллельно, последовательно или поэтапно; 3) имеет место сочетание стадий развития одних психологических систем и снижение уровня других; 4) имеют место выраженные различия в динамике ПСС представителей разных социальных групп — мужчин и женщин, руководителей и специалистов и др.
Вместе с тем, нельзя не обращать внимание на новые, неожиданные, «парадоксальные» эмпирически выявленные факты. К таким «парадоксам» можно отнести следующие: 1) у субъектов, занимающих должности руководителей высшего звена, деструкции выражены уже в начале профессиональной карьеры (ПК), профессиональные заболевания — с середины ПК. У субъектов, занимающих должности специалистов деструкции начинаются с середины ПК, профессиональные заболевания, жизненные кризисы — в последней трети ПК; 2) большая гомогенность (по совокупности рассматриваемых характеристик) присуща выборкам субъектов с более высоким социальным статусом (руководителям; специалистам, занимающихся более квалифицированным трудом; ли-
цам, более полно реализованным в семье); 3) преобладающее использование ресурсов родительской семьи как социальной микросреды не способствует успешности субъектов во второй и третей части карьеры; 4) широта и изменчивость состава ресурсов положительно связана с позитивной динамикой ПСС, ее продолжительной эволюцией; ограниченность спектра актуализируемых ресурсов — отрицательно; 5) имеют место обратные связи меры прогресса в 1-й и 2-й половине ПК и, соответственно, уровня профессиональных достижений (как «вертикальная карьера», как «истинный профессионализм»); 6) имеют место обратные связи меры прогресса субъектов в 1-й и 2-й половине ПК и сложности профессии (в более сложных профессиях субъекты прогрессируют медленнее, но и более продолжительное время — до 45-55 лет).
5. Квазы-ызмерения как возможная перспектива научно-исследовательских и научно-прикладных работ. Представляется возможным и необходимым более активное использование суждений профессионалов как экспертов (в том числе, об особенностях их профессиональной картины мира, их представлений о факторах их профессионализма, его динамике и пр.). Квази-измерения (от лат. guasi — как будто, подобно, вместо), с одной стороны, иногда могут уступать в надежности и валидности другим методам, устоявшимся в психологии, с другой стороны, они открывают новые перспективы в изучении разных феноменов (в том числе, в исследовании прошлого и будущего состояния психологических систем, «точек бифуркации» в их эволюции, детерминант качественных изменений в состояниях систем и пр.) [10—15].
6. О методологии и методическом инструментарии, ориентированных на решение определенных классов научных задач. Представляется возможным и необходимым интегрировать в единый методологический подход включать ряд сущностных особенностей объекта исследования, типичных условий решаемых классов задач, методических приемов исследования и адекватных методов статистического анализа получаемых эмпирических данных. Если, например, объектом исследования выступает профессиональное становление субъекта (ПСС), в качестве своеобразных инвариантов НИР, могут быть следующие: 1) использование единой шкалы оценок (например, шкалы интервалов, что позволяет привлекать разные параметрические методы статистики, обеспечивать сопоставимость данных, полученных на разных выборках, вводить интегральные оценки и др.); 2) изучение больших гомогенных выборок профессионалов (что позволяет, с одной стороны, учитывать уникальность каждой социальной группы, с другой — выделять тенденции эволюции, типичных для данной группы — мужчин/женщин, руководителей/специалистов и пр.); 3) реализация комплексного подхода в изучении ПСС (в оценках социальной успешности человека — учитывать как актуальные, так и отдаленные по времени показатели продуктивности труда, его психофизиологическую цену, взаимодействия с партнерами; учитывать не только профессиональные, но и другие значимые социальные достижения); 4) проводить анализ как отдельных факторов успешности, так и их комбинаций; 5) активно привлекать самооценки профессионалов как экспертов ПСС; 6) активно использовать потенциал параметрической статистики и более сложных математических уравнений (для описания нелинейных открытых неустойчивых систем, для прогнозирования
их развития); 7) проводить поуровневый анализ (как минимум, на трех уровнях: общий как анализ данных в целом по выборке; дифференцированный — анализ данных в подвыборках, разделенных априорно; акцентированный анализ — с учетом выделенных статистических тенденций в данных выборке и подвыборках); 8) не только привлекать людей к исследованию в качестве «испытуемых», но и параллельно решать научно-практические задачи (оказывать психологическую поддержку, обеспечивать психологическую консультацию и психологическое сопровождение самих обследуемых), что может способствовать становлению прогнозирующей психологии как дисциплинарной отрасли.
7. Темпоральные характеристики профессиональной карьеры как феномен и как научная проблема. Рассмотрим приведенные выше положения в организации НИР ориентировано к одной из актуальных научных проблем (значимых для психологии труда, психологии организационного развития, психологии развития, акмеологии, андрологии и др.) — профессионального становления субъекта (ПСС) как объекту исследования и темпоральным характеристикам профессиональной карьеры (ТХПК) как предмету исследования.
На основании результатов независимых исследования, на основании анализа эмпирических данных можно констатировать, что темпоральные характеристики профессиональной карьеры (ТХПК) представляют собой целостный феномен, а подход к их изучению можно назвать ритмологией профессиональной карьеры (то есть, изучение темпоральных характеристик профессиональной карьеры в их совокупности как целостного феномена, отражающего не только влияния индивидуальных особенностей человека как субъекта, но и условий социальной макро-, мезо- и микросреды). Согласно результатам пилотажных исследований, ТХПК характеризуются: а) комплексом устойчивых детерминант (количественно сходных для представителей выделяемых социальных групп); в) особыми системными свойствами (устойчивостью, взаимной обусловленностью разных циклов ПК, компенсаторными отношениями между ними); с) исторической динамикой (ускорением — сокращением продолжительности разных циклов, увеличением их числа, появление «пауз» — периодов обучения, состояния как безработного, смены организаций, профессии, специализации); d) становлением типичных ТХПК для представителей каждой социальной группы (в рамках профессии, гендера, возраста, состояния в браке, должностной позицией и пр.); f) ТХПК можно рассматривать как аргументы функции ПСС (профессионального становления субъекта), когда воздействия на аргументы могут вести к изменению параметров функции.
При организации НИР согласно выше приводимым положениям, можно ожидать, что: 1) более оптимальные характеристики ТХПК могут выступать своеобразными детерминантами успешности субъекта; 2) некоторые «акме-события» (то есть, важные события в жизни — окончание обучения, назначение на должность, вступление в брак, рождение ребенка и т. п.) положительно связаны с социальной успешностью субъекта; 3) динамика актуализации ресурсов положительно связана с социальной успешностью субъекта; 4) особенности актуализации ресурсов (их состава, структуры) положительно связаны с социальной успешностью субъекта.
С учетом изложенного выше, задачами прогнозирующей психологии могут быть:
1. Верификация и фальсификация (по К. Попперу) «больших теорий» (в том числе, теорий периодизации развития). С учетом исторической динамики изменений социальных объектов, необходима периодическая оценка обоснованности «привязки» динамики развития, в частности ПСС, к исторически закрепленным социальным «нормам» — возраста окончания средней школы, поступления в вузы и службы в армии, типичного возраста вступления в брак, рождения детей, возрасты типовых кризисов и др.
2. Уточнение темпов и фаз динамики ПСС в отношении представителей разных социальных групп.
3. Изучение взаимосвязей ПСС и разных хронологических переменных (стажа работы, стажа работы в организации и в должности, стажа семейной жизни и др.).
4. Изучение взаимосвязей темпоральных характериски внешней, экстер-нальной, и субъектной, интернальной карьеры (выявление как явных, внешних, так и неосознаваемых критериев периодизации карьеры).
Заключение
Возможна и целесообразна постановка «предельных» по физическим параметрам задач, в частности — изучения «пространства профессиональной карьеры субъектов» на протяжении 20-65 лет. Привлекая методы, обеспечивающие сравнительно быстрое получение эмпирических данных, по возможности полно и комплексно используя потенциал математической статистики, выстраивая научно-исследовательскую работу как последовательность, как циклы этапов статистического анализа эмпирических данных, от анализа связей отдельных факторов переходя к агрегированию оценок и анализу влияния «системных факторов», от изучения признаков — к изучению свойств, объединяя в едином подходе диагностику и психологическое сопровождение субъектов, можно не только проводить более полный и внимательный анализ всех условий и детерминант социальной успешности людей. Главным в реализации такого подхода может быть обращение к решению качественно новых задач: 1) прогноза развития психологических систем (профессионализма субъекта и др.); 2) обеспечение взаимосвязи этапов научно-исследовательской работы и научно-практической работы (решение задач психологического сопровождения субъектов и др.).
Раздел психологии, ориентированный на решение такого класса задач можно условно назвать прогнозирующей психологией. Реализация такого методологического подхода возможна на примере комплексного изучения темпоральных характеристик профессиональной карьеры (ТХПК) как целостного феномена (как ритмологии профессиональной карьеры).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. — Москва : Политиздат, 1986. — 334 с.
2. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. — Пермь : ПГПУ, 2007. — 376 с.
3. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. — 1991. — № 8. — С. 60—69.
4. Зеер Э. Ф. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С. 258—263.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Москва : Академия, 2004. — 304 с.
6. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. — Ярославль : МАНП, 2007.
7. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — Москва : Нестор-история, 2014. — 376 с.
8. Петровский А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский. — Москва : Академия, 2003. — 496 с.
9. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. — Саратов : Изд-во СГПУ, 2013. — 258 с.
10. Толочек В. А. Профессиональное становление субъекта в социономических профессиях: специфика феномена или новые грани психологии? // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2009. — № 1. — С. 116—124.
11. Толочек В. А. О возможности новых подходов к профессиональному становлению субъекта // Психология. Экономика. Право. — 2013. — № 1. — С. 6—15.
12. Толочек В. А. Личностные типы, деструкции и профессиональные деформации субъектов малоквалифицированного труда: ресурсный подход / В. А. Толочек, В. Г. Денисова // Личность профессионала в современном мире / отв. ред. Л. Г. Дикая,
A. Л. Журавлев. — Москва : Институт психологии РАН, 2013. — С. 849—865.
13. Толочек В. А. Динамика профессионального становления в представлениях субъектов: самооценки как самодостаточные эмпирические данные / В. А. Толочек,
B. Г. Денисова // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34. — № 6. — С. 26—39.
14. Толочек В. А. Темпоральные характеристики профессиональной карьеры (постановка вопроса) // Психология. Экономика. Право. — 2014. — № 2. — С. 6—13.
15. Толочек В. А. Динамика актуализации ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры / В. А. Толочек, Н. И. Журавлева // Психологический журнал. — 2015. — Т. 36. — № 1. — С. 97—103.
16. Юревич А. В. Психология и методология. — Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 312 с.
REFERENCES
1. Afanas'ev V. G. Mir zhivogo: sistemnost', jevoljucija i upravlenie [The world of the living: systemacity, evolution and management]. Moscow: Politizdat, 1986. 334 p. (in Russian).
2. Volochkov A. A. Aktivnost' subekta bytija: Integrativnyj podhod [The activity of the subject being: Integrative Approach]. Perm': PGPU, 2007. 376 p. (in Russian).
3. Geodakjan V. A. Priroda [The nature]. 1991. No. 8, pp. 60—69 (in Russian).
4. Zeer Je. F., Symanjuk Je. Je. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia]. 2013. No. 4, pp. 258—263 (in Russian).
5. Klimov E. A. Psihologijaprofessional'nogo samoopredelenija [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademija, 2004. 304 p. (in Russian).
6. Mazilov V. A. Metodologija psihologicheskoj nauki: istorija i sovremennost' [The methodology of psychological sciences: history and present]. Jaroslavl': MAPN, 2007 (in Russian).
7. Mitina L. M. Psihologija lichnostno-professional'nogo razvitija subektov obrazovanija [Psychology of personal and professional development of the subjects of education]. Moscow: Nestor-istorija, 2014. 376 p. (in Russian).
8. Petrovskij A. V., Jaroshevskij M. G. Teoreticheskaja psihologija [The Theoretical psychology]. Moscow: Akademija, 2003. 496 p. (in Russian).
9. Povarenkov Ju. P. Psihologija professional'nogo stanovlenija lichnosti [Psychology of professional growth]. Saratov: Izd-vo SGPU, 2013. 258 p. (in Russian).
10. Tolochek V. A. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [Bulletin of Samara Humanitarian Academy. A series of «Psychology»]. 2009. No. 1. Pp. 116—124 (in Russian).
11. Tolochek V. A. Psihologija. Jekonomika. Pravo [The Psychology. The Economics. The Law]. 2013. No. 1, pp. 6—15 (in Russian).
12. Tolochek V. A., Denisova V. G. Lichnost' professionala v sovremennom mire [The identity of a professional in today's world]. Moscow: Institut psihologii RAN, 2013. Pp. 849—865 (in Russian).
13. Tolochek V. A., Denisova V. G. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. 2013. T. 34. No. 6. Pp. 26—39 (in Russian).
14. Tolochek V. A. Psihologija. Jekonomika. Pravo [The Psychology. The Economics. The Law]. 2014. No. 2. Pp. 6—13 (in Russian).
15. Tolochek V. A., Zhuravleva N. I. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. 2015, T. 36. No. 1. Pp. 97—103 (in Russian).
16. Jurevich A. V. Psihologija i metodologija [Psychology and Methodology]. Moscow: Izd-vo "Institut psihologii RAN", 2005. 312 p. (in Russian).
Rhythmology professional career: empirical and methodological foundations of scientific method
V. Tolochek
The necessity of formation as a branch of «predictive psychology» oriented to solve qualitatively new tasks: 1) Forecast of development of psychological systems (professional subject and others.). 2) The relationship stages of research work and scientific and practical work (problem solving psychological support and other subjects.). The possibility of implementing this a methodological approach to the example of studying the temporal characteristics of the professional career (TCPC) of the subject as an integral phenomenon.
Key words: predictive psychology, rhythmology, temporal characteristics, professional, career, subject.