УДК 159.9: 331.1
DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-9
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)»1
1* 2* 3* 4*
Е. Н. Волкова , А. Н. Кошелева , И. М. Богдановская , В. В. Хороших
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация *e-mail: envolkova@yandex.ru Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация *e-mail: alkosh@inbox.ru Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация *e-mail: i. bogdanovskaya66@gmail. com 4Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация *e-mail: vkhoroshikh@gmail.com
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье раскрываются основные составляющие модели оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации психологов в сфере образования с учетом требований профессионального стандарта. Показано, что деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью повышения ее качества в образовательной среде нового типа. Значительная востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с вниманием к развитию интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, отраженному в современных образовательных стандартах и Законе об образовании. В соответствии с этим возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, позволяющим эффективно осуществлять трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом. Важным этапом реализации профессионального стандарта педагога-психолога выступает разработка единой системы профессиональной аттестации педагогов-психологов. Методы и материалы. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация. Материалы исследования: нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога, профессиональный стандарт «Педагог-
1 Статья подготовлена в рамках работы по ГК «Разработка механизмов аттестации педагогов-психологов», № госрегистрации 07.029.11.0001. Инв. № 40/17.
психолог», принятый Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. №514н.
Результаты исследования. В статье представлена модель аттестации педагогов-психологов, построенная на основании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включающая в себя цели, задачи, принципы проведения аттестации, систему критериев и показателей оценки профессиональных компетенций. Критериальная система включает в себя инвариантные (обязательные) и вариативные критерии, учитывающие специфику деятельности специалиста в образовательной организации и особенности контингента обучающихся. Содержание критериев отражает основные виды психолого-профилактической работы в образовательной организации (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение), а также этическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога. Соответствие критериям оценивается по конкретизированным показателям, позволяющим дать количественную и качественную оценку профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение педагогом-психологом трудовых функций.
Обсуждение и заключения. Разработанная критериальная система аттестации педагогов-психологов отвечает требованиям профессионального стандарта и соответствует целевым ориентирам профилактической модели психологической службы в образовании. В то же время дальнейшая разработка и внедрение системы аттестации педагогов-психологов предполагает решение перспективных задач, связанных с уточнением функционального состава деятельности педагога-психолога, совершенствованием механизмов аттестации, определением направлений развития психологической службы образования в целом.
Ключевые слова: педагог-психолог, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, трудовые функции, аттестация, критерии.
MODEL OF ESTIMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND LEVEL OF QUALIFICATION OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS BASED ON PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER-PSYCHOLOGIST (PSYCHOLOGIST IN SPHERE OF
EDUCATION)"
E. N. Volkova1, A. N. Kosheleva2 , I. M. Bogdanovskaya3 , V. V. khoroshikh4
1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
*e-mail: envolkova@yandex.ru
л
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
*e-mail: korolevanatalya@mail.ru
ß
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
*e-mail: i.bogdanovskaya66@gmail.com 4Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
*e-mail: vkhoroshikh@gmail.com
ABSTRACT
Introduction. The article tackles the main components of the model of assessment of professional competences and skill level of psychologists in education, taking into consideration professional standard requirements. It is shown that the activity of the psychologist in an education system (educational psychologist) is currently undergoing essential transformations. It is determined by need to increase its quality in the educational environment of a new type. The considerable demand for psychological services in an education system is caused, first of all, by increasing attention to the development of intellectual and personal potential of younger generation reflected in modern educational standards and the Education law. According to it, the requirements to qualification and professional competences of a psychologist are increasing that allows carrying out labor functions effectively according to the professional standards. Development of uniform system of a professional certification of educational psychologists acts as an important stage of implementation of the professional standard of the educational psychologist. Methods and materials. Research methods: theoretical analysis, generalization, systematization, classification. Research materials: The standard and legal documents regulating work of the psychologist, the professional Educational psychologist standard adopted by the Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of July 24, 2015 of N 514 N.
Results. The model of certification of educational psychologists constructed on the basis of the professional standard "The Educational Psychologist (the Psychologist in Education)", including the purposes, tasks, the principles of carrying out certification, the system of criteria and indicators of assessment of professional competences is presented in the article. The criteria system includes the invariant (obligatory) and variable criteria considering specifics of activity of the expert in the educational organization and distinctive features of the contingent of students. The content of criteria reflects the main types of psychoprophylaxis in the educational organization (psychological diagnostics, psychological consultation, psychological correction, and psychological education) and also ethical and standard legal support of activity of the educational psychologist. Compliance to the criteria is estimated concretized indicators are used to assess the compliance with the criteria allowing to provide quantitative and qualitative assessment of the professional competences providing proper performance by the educational psychologist of his duties.
Discussion and conclusions. The developed criteria system of certification of educational psychologists meets the requirements of the professional standard and corresponds to target reference points of preventive model of psychological service in education. At the same time, further development and deployment of
system of certification of educational psychologists assumes the solution of the prospective tasks connected with specification of functional structure of activity of the educational psychologist, improvement of mechanisms of certification, definition of the directions of development of psychological service of education in general.
Keywords: educational psychologist, professional competences, professional standard, labor functions, certification, criteria.
Введение
Деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью повышения ее качества в образовательной среде нового типа. Значительная востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с вниманием к развитию интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, отраженному в современных образовательных стандартах и Законе об образовании. Сегодня повышается значимость работы психолога в образовании, связанная с решением актуальных задач психолого-педагогического сопровождения развития личности и социализации обучающихся в условиях современного общества. Возрастает необходимость дельнейшего развития психологических служб образовательных организаций для решения актуальных вопросов, связанных с укреплением психологического здоровья детей. В соответствии с этим возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, позволяющим эффективно осуществлять трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом. Важным этапом реализации профессионального стандарта педагога-психолога выступает разработка единой системы профессиональной аттестации педагогов-психологов.
Деятельность психолога в системе образования в основном связывается с психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательной и управленческой работы в образовательной организации, что предполагает ее направленность на всех субъектов образования: обучающихся (воспитанников), педагогов, родителей, администрации. В то же время основное направление работы педагога-психолога раскрывается как психолого-педагогическое сопровождение психического развития и социализации обучающихся на различных возрастных этапах, обеспечение психологического здоровья подрастающего поколения. Именно школьная психологическая служба обеспечивает создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, учитывающей потребности и интересы различных категорий обучающихся, формирует психологическую культуру всех субъектов образовательного процесса.
Традиционно в деятельности педагога-психолога определяются такие основные области (направления), как психологическая (психолого-педагогическая) диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика [5,6,12,13,14]. При этом психологическая профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение и коррекцию отклонений психического развития, становления личности, социализации, сохранение и укрепление нарушений психологического здоровья, является основной
областью деятельности психолога. Психологическая диагностика, консультирование, просвещение выступают средствами достижения этой цели. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных психологии в образовании и деятельности педагога-психолога, отсутствует единое понимание содержания, видов и форм его работы [8].
В то же время сегодня спектр областей деятельности психолога в системе образования значительно усложняется и расширяется. В условиях перехода на новую модель образования, связанную с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов, к традиционным областям добавляются экспертно-аналитическая, методическая, проектировочная деятельность. Психолог в образовательном учреждении реализует роль методиста, эксперта, исследователя.
Таким образом, усложнение и интенсификация работы современного педагога-психолога приводит к дифференциации областей и реализуемых моделей деятельности, при этом в сфере психолого-педагогического и методического сопровождения, экспертной и проектировочной деятельности направления работы психолога зачастую содержательно относятся к педагогической, а не психологической деятельности. В связи с этим необходимо более четкое определение и разграничение деятельности педагога и психолога в образовании. При этом в соответствии с ведущим целевым ориентиром работы педагога-психолога, связанным с обеспечением психологического здоровья всех субъектов образования, и прежде всего обучающихся (воспитанников), психопрофилактика выступает ведущей областью деятельности. Психопрофилактика, понимаемая как работа по созданию благоприятных условий для подержания и укрепления психологического здоровья, по предотвращению и коррекции нарушений психического развития и социализации детей и подростков, необходимо включает в себя психологическую диагностику, мониторинговые технологии, психологическую коррекцию, экспертную оценку психологической безопасности образовательной среды, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, психологическое консультирование, повышение психологической культуры педагогов и родителей [2,3,8,9,10]. В соответствии с этим основной областью деятельности психолога в системе образования выступает первичная профилактика, в рамках которой он работает со всеми участниками образовательного процесса в плане создания условий для развития личности, обеспечения психологического здоровья в образовательной среде. Вторичная и третичная профилактика включают в себя коррекционно-развивающую работу с определенными категориями обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляющих «группы риска» или уже имеющих различного рода нарушения развития, ограниченные возможности здоровья, испытывающих трудности в обучении и социализации.
Методы и материалы
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация. Материалы исследования: нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога, профессиональный стандарт «Педагог-психолог», принятый Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. №514н.
Результаты исследования
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты, Министерством образования и науки Российской Федерации активно разрабатывается и внедряется нормативно-правовая база работы психолога в системе образования, осуществляется стандартизация основных компонентов психолого-педагогической деятельности.
В соответствии с Законом об образовании [11] (Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации), психолого-педагогическая помощь, наряду с медицинской и социальной, должна быть оказана детям, «испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации». К категории обучающихся, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи, также отнесены несовершеннолетние, подозреваемые, обвиняемые или подсудимые по уголовному делу; потерпевшие; свидетели преступления.
Основные области деятельности, соответствующие им трудовые функции и действия педагогов-психологов закреплены в содержании профессионального стандарта «Педагог-психолог», принятого Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [7].
Однако анализ процедур аттестации педагогов-психологов, действующий в настоящее время, показывает, что критерии аттестации не в полной мере соответствуют требованиям профессионального стандарта и различаются в регионах Российской Федерации. Аттестация педагогов-психологов в ряде случаев происходит формализованно, только на основе предоставленных документов, реальный уровень умений и навыков экспертной оценке не подвергается. Содержание используемых критериев в большей мере отражает специфику педагогической, а не психологической деятельности.
Зарубежный опыт оценки деятельности практических психологов включает в себя обязательные процедуры сертификации специалистов [3,4,7]. Практика без лицензии запрещена на территории большинства стран ЕС и в США. Анализ существующих процедур сертификации специалиста-психолога позволяет сформулировать наиболее типичные требования к его квалификации:
1. Специальное образование. В большинстве стран лицензирование психологов на право ведения частной практики требует наличия докторской степени в области психологии. Степень может быть получена в определенных образовательных учреждениях.
2. Опыт работы. Наличие одного или двух лет опыта работы под супервизией в учреждениях и организациях, перечень которых одобрен региональным профессиональным советом является обязательным.
3. Результаты экзаменов. Все претенденты на сертификат на право занятия практической работой сдают «Экзамен на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (Examination in Professional Practice in Psychology - EPPP). Содержание экзамена определяется по результатам обзоров национальной психологической практики. Так, в США и Канаде обзоры практик инициируются Ассоциацией региональных советов по психологии - The Association of State and Provincial Boards (ASPPB). Экзамен состоит более
чем из 200 вопросов по темам, отражающим знания методов психологического исследования, принципов проведения и описания результатов диагностики, знания психологической литературы в ее взаимосвязи с практикой; дизайна эксперимента, профессиональных, этических и юридических аспектов деятельности психологов.
В Европейском сообществе ведется работа по созданию наднациональной системы подготовки и сертификации психологов EuroPsy. Данная система в перспективе может стать общей для всех европейских стран. Европейский сертификат EuroPsy - это признание соответствия специалиста требованиям к уровню квалификации психолога для самостоятельной (независимой) практики («Европейская директива о признании квалификации - Coom 2002-119).
К сертифицируемому специалисту предъявляются следующие требования:
— университетский диплом в области психологии после очного обучения (продолжительность не менее пяти лет, в бакалавриате и магистратуре);
— наличие как минимум одного года практики под супервизией;
— обязательство соблюдать этический кодекс психологов как страны практики, так и Европейский этический кодекс.
После 6 лет практики психолог по действующим сегодня в Европе требованиям должен повторно подтвердить свою квалификацию. В профессиональном стандарте «EuroPsy» выделяются шесть ключевых профессиональных ролей психолога (outputs), для выполнения которых психолог должен обладать двадцатью первичными компетенциями (inputs).
К критериям эффективности деятельности школьных психологов, принятым на XX конгрессе по прикладной психологии, относятся:
— соответствие деятельности психологов потребностям;
— позитивные изменения, происходящие в различных сферах школьной жизни;
— позитивные изменения, происходящие с учащимися, учителями, родителями, администрацией;
— признание и уважение психологической работы со стороны всех субъектов образовательного процесса, представителей науки, общественности, политиков;
— действенность: качество работы, ведение документации, сотрудничество, режим работы, связи с общественностью и т.д.;
— эффективность: временные затраты, использование специальных знаний и технологий, творчество, внедрение инноваций;
— личная удовлетворенность: мотивация, саморазвитие, ответственность, перспективные планы, здоровье;
— удовлетворенность клиентов: осознание и принятие изменений, психологическая разгрузка, расширение возможностей, получение помощи в сложных жизненных ситуациях, удовлетворенность экономичностью и доступностью работы службы.
Основой для профессиональной подготовки и сертификации специалиста выступают стандарты профессиональной деятельности. В России в настоящее время не существует единой для всех субъектов федерации системы аттестации психологов системы образования.
Это показывает необходимость разработки единой критериальной системы формализованной оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов в соответствии с профессиональным стандартом, которая станет основой процедуры аттестации педагогов-психологов.
Разработанная нами модель аттестации педагогов-психологов в соответствии с требованиями профессионального стандарта определяет цели и задачи аттестации, принципы ее проведения, систему критериев и показателей, отражающих реализацию педагогом-психологом основных трудовых функций.
Основными целями аттестации педагогов-психологов являются:
— подтверждение соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки качества реализации профессиональных задач в соотнесении с основными трудовыми функциями профессиональной деятельности;
— установление квалификационной категории педагогов-психологов.
Основными задачами аттестации являются:
1. Характеристика степени профессиональной подготовленности, сформированности профессиональных умений и навыков, необходимых для реализации основных трудовых функций профессиональной деятельности;
2. Повышение качества профессиональной деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях разного типа; по оказанию психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
3. Определение направлений образовательных программ повышения квалификации педагога-психолога, стимулирование непрерывного профессионального образования, развития методологической культуры, профессионального и личностного роста педагогов-психологов;
4. Выявление перспектив и возможностей применения профессионального потенциала педагогов-психологов с целью повышения эффективности деятельности образовательного учреждения;
5. Обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогов-психологов с учетом установленной квалификационной категории, объема и качества их работы.
Основными принципами проведения аттестации педагогов-психологов являются коллегиальность, гласность, периодичность и личностная включенность.
Принцип коллегиальности предполагает необходимость организации процедуры коллективного обсуждения итогов оценки качества реализации профессиональных задач аттестуемых членами аттестационной комиссии, необходимость учета общего мнения экспертов, принимающих участие в процедуре аттестации.
Принцип гласности предполагает открытость и доступность информации о процедурах, критериях оценки качества профессиональной деятельности, применяемых в ходе аттестации, результатах аттестации для всех заинтересованных лиц.
Принцип периодичности означает необходимость регулярного проведения аттестационных мероприятий с целью мотивирования педагогов-психологов к повышению качества своей профессиональной деятельности.
Принцип личностной включенности подразумевает активное участие педагога-психолога в анализе результатов собственной профессиональной деятельности, в оценке актуального уровня профессиональной компетентности, осознании своего вклада в повышение качества образования.
Применение перечисленных принципов аттестации призвано способствовать повышению объективности аттестационных мероприятий и процедур, формированию представлений о социальной значимости профессиональной деятельности педагога-психолога, недопустимости дискриминации при проведении аттестации [1].
В соответствии со статьей 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Профессиональный стандарт педагога-психолога был разработан несколькими образовательными организациями Российской Федерации, ответственной организацией-разработчиком выступала ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет». Стандарт прошел апробацию на пилотных площадках 12 субъектов Российской Федерации.
Профессиональный стандарт педагога-психолога построен на основе функционального анализа деятельности. Его структура определена в соответствии с Приказом Минтруда России №170н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта». Стандарт включает в себя следующие блоки: общие сведения о профессиональной деятельности; описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта. Характеристика профессиональной деятельности педагога психолога строится по иерархическому принципу: обобщенная трудовая функция подразделяется на ряд трудовых функций; основными составляющими трудовой функции являются трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики. Теоретическими основаниями определения трудовых функций педагога-психолога в профессиональном стандарте выступают отечественные исследовании в области системной профессиографии. Профессиональная деятельность рассматривается в двух подсистемах: субъект труда и профессиональная среда. Базовой единицей анализа профессиональной деятельности выступает профессиональная задача. Психологическая служба в образовании рассматривается как интегральное образование, в структуре которого выделяется три аспекта: научно-прикладной, научно-методический и практический. Научно-прикладной аспект связан с изучением закономерностей психического и личностного развития ребенка с целью научного обоснования реализуемых практических методов и технологий работы психолога. Научно-методический аспект предполагает психологическое сопровождение образовательного процесса, помощь психолога в разработке образовательных программ, учебных и дидактических материалов. Практический аспект
направлен на оказание помощи различным субъектам образовательного процесса в решении жизненных задач, преодолении сложных ситуаций.
В профессиональном стандарте педагога-психолога выделяются две обобщенные трудовые функции (ОТФ). ОТФ А «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» реализуется в 7 трудовых функциях. ОТФ Б «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» реализуется в 5 трудовых функциях. Представленные функции целостно и системно отражают основные направления и задачи деятельности психолога в образовании.
В соответствии с трудовыми функциями, определяемыми профессиональным стандартом и требованиями образовательных стандартов по соответствующим направлениями подготовки, в структуре требований к профессиональным компетенциям педагога-психолога можно выделить три блока: требования к универсальным (общепрофессиональным) компетенциям, необходимым для реализации всех обобщенных трудовых функций; требования к профессиональным компетенциям, необходимым для реализации задач, связанных с основными областями деятельности педагога-психолога, и требования к специализированным компетенциям, которые могут определяться в зависимости от специфики образовательной организации, основного и дополнительного образования, наличия особых требований к уровню профессионализма и опыту работы психолога. Структура критериев и показателей аттестации показана на рисунок 1.
Психологическая диагностика
Блок А
Психологическое консультирование
Психологическая коррекция
Психологическое просвещение
Этическое и нормативно-
правовое обеспечение
Блок Б
Критерии (реализация трудовых функций)
Показатели (трудовые действия и умения)
Уровень аттестации:
Соответствие должности Первая категория Высшая категория
Рисунок 1 - Критерии и показатели аттестации педагогов-психологов Figure 1 - Criteria and indicators of attestation of pedagogical psychologists
Таким образом, требования к профессиональным компетенциям педагога-психолога, положенные в основу критериев аттестации, могут подразделяться на инвариантные и вариативные, общепрофессиональные и специализированные (профессиональные). Критериальная система построена на основе содержания требований профессионального стандарта педагога-психолога и включает в себя критерии и показатели, позволяющие дать количественную и качественную оценку профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение основных трудовых функций педагога-психолога. Для обеспечения гибкой дифференцированной системы оценок, позволяющей учитывать специфику образовательной организации, реализуемых образовательных программ и контингента детей и обучающихся, сформированы 2 блока критериев.
Блок А содержит критерии, соответствующие результативности выполнения трудовых функций, отражающих основные виды психолого-профилактической работы (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение) в образовательных организациях общего и дополнительного образования, а также этическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога.
Блок Б включает в себя критерии, соответствующие результативности выполнения трудовых функций, обеспечивающих психолого-профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления.
В данный блок также входят критерии, отражающие экспертную и методическую работу педагога-психолога, которая может проводиться по запросу образовательной организации.
Соответственно, критерии блока А являются инвариантными, обязательными для аттестации педагогов-психологов, работающих в образовательных организациях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Для аттестации педагогов-психологов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, обязательными для аттестации являются критерии блока Б, отражающие результативность психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции, психологического просвещения в работе с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, их родителями и педагогами.
Критерии, отражающие психолого-педагогическое и методическое сопровождение образовательных программ, психологическое обеспечение безопасности образовательной среды, являются вариативными для всех педагогов-психологов и могут быть выбраны для аттестации в случае, если аттестуемый педагог-психолог реализует экспертную и методическую деятельность.
Критериальная система включает в себя 12 критериев, из них 6 относятся к блоку А и 6 - к блоку Б. Каждый критерий оценивается по 3 содержательным показателям, соответствующим трудовым действиям и умениям, обеспечивающим трудовую функцию. Показатели различаются в зависимости от уровня аттестации (аттестация на соответствие должности, первая квалификационная категория, высшая квалификационная категория).
Педагог-психолог в зависимости от специфики образовательной организации аттестуется по 10 критериям, включающим в себя 6 обязательных критериев в соответствии с основными направлениями деятельности: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика, этическое, нормативно-правовое обеспечение деятельности - и не менее 4 вариативных (по выбору педагога-психолога), относящихся к работе с обучающимися с ОВЗ, а также к реализации
методической и экспертной деятельности. Таким образом, педагог-психолог, работающий в образовательных организациях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, аттестуется по 6 критериям блока А и минимум по 4 критериям по выбору из блока Б. Педагог-психолог, работающий образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, аттестуется по критериям 1-4 блока Б, критериям 5-6 блока А и минимум по 4 критериям по выбору (из критериев 1-4 блока А, 5-6 блока Б).
Основаниями для объективной оценки профессиональных компетенций педагогов-психологов являются предоставленные для аттестации материалы в виде аттестационного портфолио, а также проведение открытого мероприятия коррекционно-развивающей и/или просветительской направленности в очной или дистанционной форме. Материалы оцениваются экспертной комиссией по предложенной системе критериев и показателей. Портфолио включает в себя анкету аттестуемого, планы работы, отчеты о проделанной работе за аттестационный период с предоставлением конкретных результатов, методические разработки, характеристики администрации образовательной организации, отзывы субъектов образовательного процесса.
Основаниями для допуска к процедуре аттестации выступают такие показатели, как базовое и дополнительное образование, стаж работы по специальности, сведения о результатах предыдущих аттестаций и подтвержденных ранее категориях, сведения о повышении квалификации, правительственные, отраслевые награды, грамоты, благодарственные письма муниципального, регионального (федерального) уровней, победы в конкурсах профессионального мастерства.
Содержание аттестационного портфолио дифференцируется в зависимости от уровня профессиональной квалификации, на подтверждение которого претендует педагог-психолог.
Обсуждение и заключения
Разработанная критериальная система аттестации педагогов-психологов, построенная на основе требований профессионального стандарта целевых ориентиров профилактической модели психологической службы в образовании позволяет разграничить собственно психологические и педагогические компоненты деятельности, учитывать основные направления работы и реализуемые трудовые функции с учетом специфики образовательной организации, контингента обучающихся, профильных направлений основного образования и наличия дополнительного профессионального образования, профессионального опыта педагогов-психологов. В то же время дальнейшая разработка и внедрение системы аттестации педагогов-психологов предполагает решение перспективных задач, связанных с уточнением функционального состава деятельности педагога-психолога, совершенствованием механизмов аттестации, определением направлений развития психологической службы образования в целом.
Уточнение функционального состава деятельности педагога-психолога предполагает решение следующих задач.
1. Утвердить единую концептуальную модель деятельности педагога-психолога в образовании. Наиболее релевантной моделью является профилактическая модель деятельности, в рамках которой деятельность педагога-психолога проектируется и
реализуется на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики. Интегральным показателем профессиональной квалификации педагога-психолога будет выступать конгруэнтность содержания и методов психодиагностики, психологического консультирования, коррекционно-развивающей работы, психологического просвещения целям и задачам уровня профилактики, психологической проблемы, психологическому статусу ребенка и его социального окружения.
2. Определить обязательный минимум трудовых функций, представленных в профессиональном стандарте педагога-психолога, для включения их в качестве основания для разработки критериальной системы оценки деятельности в процессе аттестации.
3. Скорректировать содержание трудовых функций профессионального стандарта педагога-психолога и те функции, которые отвечают педагогической, но не психологической деятельности и на основе этого сформулировать требования к содержанию и видам деятельности педагога-психолога как деятельности психологической.
4. Критериальная система формализованной оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов и предложенный механизм аттестации педагогов-психологов должны пройти проверку соответствия как релевантному содержанию профессионального стандарта педагога-психолога, так и реальному уровню развития психологической службы образования.
Перспективными задачами эффективной реализации системы аттестации педагогов-психологов выступают:
1. Формулирование профессиональным сообществом (Российским психологическим обществом) требований к отрытым мероприятиям, проводимым аттестуемым педагогом-психологом, в соответствии с искомой аттестационной категорией:
— аттестационный минимум;
— первая аттестационная категория;
— высшая аттестационная категория.
2. Разработка требований к специалистам, имеющим право осуществлять экспертную деятельность; по нашему мнению, экспертом может быть только педагог-психолог высшей квалификационной категории, имеющий стаж работы в системе образования не менее 5 лет, прошедший повышение квалификации в области экспертной деятельности и являющийся членом профессиональной общественной организации;
3. Разработка программ повышения квалификации для экспертов, в рамках которой специалист сможет приобрести компетенции, необходимые для успешного осуществления экспертной деятельности;
4. Определение образовательных организаций, которые могут осуществлять повышение квалификации экспертов;
5. Разработка системы лицензирования экспертов (лицензии с ограниченным сроком действия); предполагается, что лицензирование экспертов должно осуществляться Российским психологическим обществом;
6. Разработка положения о деятельности аттестационных комиссий, направленной на оценку уровня квалификации педагога-психолога, которое будет соответствовать предложенной форме осуществлениях аттестации;
7. Определение организаций, на базе которых будут функционировать аттестационные комиссии;
8. Определение механизмов взаимодействия Российского психологического общества и организаций, на базе которых будут осуществлять деятельность аттестационные комиссии.
Также необходимо последовательное решение задач, связанных с развитием системы психологической службы образования в целом: стандартизация основных инструментов и программ работы психолога в образовательной организации (по трудовым функциям) и форм отчетности (в соответствии со спецификой образовательной организации и ее контингента); развитие системы профессиональной поддержки педагогов-психологов, том числе посредством развития программ повышения квалификации, включая электронные курсы повышения квалификации.
Последовательное решение указанных задач позволит усовершенствовать и реализовать в полном объеме систему аттестации педагогов-психологов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: методическое пособие. СПб., 2003. 55 с.
2. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование / под общ. ред. Ю.М. Забродина. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
3. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 08.10.2017).
4. Маничев С.А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №32(132). С.51-61.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.
6. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
7. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php (дата обращения: 08.10.2017).
8. Поливанова К.Н. Взросление сегодня - социальные изменения современного детства. URL: http://www.gosbook.ru/node/21848 (дата обращения: 08.10.2017).
9. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №6. С.103-113.
10. Пахальян В.Э. Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании. URL: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2130-psixoprofilakticheskaya-model-raboty-psixologa-v-obrazovanii (дата обращения: 08.10.2017).
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/htm (дата обращения: 15.04.2017).
12. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 97-107.
13. Шарапановская Е.В., Брылева О.А. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2010. 236 с.
14. Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001. №6. С. 66-80.
REFERENCES
1. Bratchenko S.L. Introduction to the humanitarian expertise of education: a methodical guide. St. Petersburg, 2003. 55 p. (In Russian)
2. Zabrodin Ju.M., Pahal'jan V.Je. Psychological counseling. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 384 p. (In Russian)
3. Zabrodin Ju.M., Leonova O.I., Voloshina I.A. On the development of a professional standard specialist in the field of educational psychology (activities on psychological and pedagogical support for students). Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru, 2013, no. 3. Available at: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (accessed 08.10.2017) (in Russian).
4. Manichev S.A. Professional standards as a basis for certification in the field of psychology. Vestnik JuUrGU. Serija: Psihologija, 2008, no. 32(132), pp. 51-61 (in Russian).
5. Ovcharova R.V. Practical psychology of education: a textbook for students of psychological faculties of universities. Moscow, Publishing Center "Akademiya", 2003. 448 p. (In Russian)
6. Practical psychology of education / ed. I.V. Dubrovina. 4 th ed., Pererab. and additional. St. Petersburg: Peter, 2004. 592 p. (In Russian)
7. Professional'nyj standart «Pedagog-psiholog (psiholog v sfere obrazovanija)» [Professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)"]. Available at:http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php (accessed 08.10.2017) (in Russian).
8. Polivanova K.N. Vzroslenie segodnja - social'nye izmenenija sovremennogo detstva [Growing up today is a social change in modern childhood]. Available at: http://www.gosbook.ru/node/21848 (accessed 08.10.2017) (in Russian).
9. Pahal'jan V.Je. Psychoprophylaxis in Education. Voprosy psihologii, 2002, no. 6, pp.103-113 (in Russian).
10. Pahal'jan V.Je. Psihoprofilakticheskaja model' raboty psihologa v obrazovanii [Psychoprophylactic model of the work of a psychologist in education]. Available at: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2130-psixoprofilakticheskaya-model-raboty-psixologa-v-obrazovanii (accessed 08.10.2017) (in Russian).
11. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» №273-FZ ot 29 dekabrja 2012 goda s izmenenijami 2017-2016 goda [Federal Law "On Education in the Russian Federation" No.
273-FZ of December 29, 2012 as amended in 2017-2016]. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/htm (accessed 15.04.2017) (in Russian).
12. Fridman L.M. On the concept of the school psychological service. Voprosy psihologii, 2001, no. 1, pp. 97-107 (in Russian).
13. Sharapanovskaja E.V., Bryleva O.A. Actual problems of development of psychological service in education: a textbook. Barnaul, AltGPA Publ., 2010, 236 p. (In Russian).
14. Shuvalov A.V. Problems of the Development of the Service of Psychological Health in the System of Additional Education for Children. Voprosy psihologii, 2001, no. 6, pp. 66-80 (in Russian).
Информация об авторах
Волкова Елена Николаевна - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, профессор, доктор психологических наук, ORCID ID: 0000-0001-9667-4752, Researcher ID: G-8595-2015, Author ID: 35486087600, e-mail: envolkova@yandex.ru
Кошелева Александра Николаевна - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, доцент, кандидат психологических наук, ORCID ID: 0000-0003-2497-6414, Researcher ID: E-3406-2017, e-mail: alkosh@inbox.ru.
Богдановская Ирина Марковна - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, доцент, кандидат психологических наук, ORCID ID: 0000-0001-7303-615X, Researcher ID: D-8804-2017, e-mail: i.bogdanovskaya66@gmail.com
Хороших Валерия Викторовна - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, доцент, кандидат психологических наук, Researcher ID: D-9861-2017, e-mail: vkhoroshikh@gmail. com
Information about authors
Volkova Elena Nikolaevna - the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 191186, St. Petersburg, embankment of the Moika River, d.48, professor, Doctor of Psychology, ORCID ID: 0000-0001-9667-4752, Researcher ID: G-8595-2015, Author ID: 35486087600, e-mail: envolkova@yandex .ru.
Kosheleva Alexandra Nicolaevna - Herzen State Pedagogical University of Russia, 191186, St. Petersburg, emb. of the Moika River, 48, associate professor, candidate of psychological sciences, ORCID ID: 0000-0003-2497-6414, Researcher ID: E-3406-2017, e-mail: alkosh@inbox.ru Bogdanovskaya Irina Markovna - Herzen State Pedagogical University of Russia,191186, St. Petersburg, emb. of the Moika River, 48, associate professor, candidate of psychological sciences, ORCID ID: 0000-0001-7303-615X, Researcher ID: D-8804-2017, e-mail: i.bogdanovskaya66@gmail .com
Khoroshich Valerya Victorovna - Herzen State Pedagogical University of Russia, 191186, St. Petersburg, emb. of the Moika River, 48, associate professor, candidate of psychological sciences, Researcher ID: D-9861-2017, e-mail: vkhoroshikh@gmail.com
Вклад соавторов
Волкова Е.Н. - научное руководство, анализ теоретико-методологических оснований концептуальной модели аттестации педагогов-психологов, определение приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения.
Кошелева А.Н. - изучение подходов к разработке единой системы профессиональной аттестации педагогов-психологов, разработка основных принципов проведения аттестации педагогов-психологов.
Богдановская И.М. - разработка концептуальной модели аттестации педагога-психолога; разработка критериев проведения аттестации педагогов-психологов, подготовка начального варианта текста.
Хороших В.В. - критический анализ и доработка текста. Contribution
Volkova E.N. - the scientific guide, the analysis of the methodological bases of conceptual model of certification of educational psychologists, definition of priority tasks in work of the psychologist of educational institution.
Kosheleva A.N. - studying of approaches to development of uniform system of a professional certification of educational psychologists, development of the principles of carrying out certification of educational psychologists.
Bogdanovskaya I.M. - development of conceptual model of certification of the educational psychologist; development of criteria of carrying out certification of educational psychologists, preparation of initial version of the text. Khoroshikh V.V. - critical analysis and revision of the text.