Научная статья на тему 'Современная Психология труда'

Современная Психология труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2338
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дёмин А.Н.

Рецензия на книгу: Толочек В. А. Психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary work psychology

Book review: Тоlоchеk V. А. Work psychology: Textbook.Spb.: Piter, 2016. 480 с.

Текст научной работы на тему «Современная Психология труда»

РЕЦЕНЗИИ

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Дёмин А. Н.

Дёмин Андрей Николаевич, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. Эл. почта: demin@manag.kubsu.ru.

Рецензия на книгу: Толочек В. А. Психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. 480 с.

В рецензируемом учебном пособии получил завершённый вид авторский подход к психологии труда как научной и учебной дисциплине. Его можно назвать эволюционной психологией труда. Наиболее отчётливо подход проявляется в анализе исторических тенденций изменения свойств социальных объектов и характера социального заказа в психологии труда, изменений в организации труда и самого субъекта труда на протяжении ХХ столетия, обсуждении особенностей развития смежных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала.

Рассматривая основные вопросы и научные понятия дисциплины «Психология труда», автор использует следующую форму представления материала: обзор по теме, включающий аннотированные представления научных позиций учёных и большие фрагменты первоисточников; авторские ремарки-замечания о важных научных и социальных контекстах, отмеченные знаком ЫБ; в пособии внимание читателей акцентируется на хронологии исследования явлений, которая фиксируется в специфических единицах—хронотопах знания. Это «спонтанно складывающиеся в недрах науки исторические формы отображения действительности» (Толочек, 2016, с. 11), образцами которых выступают типовые схемы профессиограмм, схемы и методы профессионального отбора или формулирования научных задач, описания психологических феноменов и др. Каждая глава завершается параграфом «Парадигмы», в котором предлагается краткий критический анализ содержания главы, обращается внимание на неоднозначность имеющихся научных фактов. Благодаря этому психологическое знание предстаёт как живой, динамичный поток.

Автор стремится к проблемному изложению материала, о чем заявляет во введении: «Цель книги — не в том, чтобы "расставить все точки над I", а в том,

чтобы помочь читателю в выборе приоритетов, в предложении альтернатив, в уточнении критериев и ориентиров в его продвижении к пониманию изучаемого предмета или явления» (Толочек, 2016, с. 7).

Примечательной особенностью книги является опыт введения методологического анализа в канву изложения учебного материла. Здесь чувствуется влияние таких учёных, как Ф. Е. Василюк, Д. В. Лубовский, В. А. Мазилов, А. В. Юревич и др. Автор специальное внимание уделяет локальному методологическому анализу, сосредотачиваясь на особенностях становления и организации знания в конкретных отделах психологии труда.

Последовательность глав дана в соответствии с такой логикой: от более общих и концептуальных вопросов к задачам и содержанию психологической практики, которые трактуются автором как более сложные. Последнее может показаться на первый взгляд неожиданным, учитывая внимание автора к методологии и теории, но такой подход хорошо согласуется с историей формирования научного психологического знания о труде на ранних (психотехника) и более поздних этапах: сначала фиксировался круг прикладных задач, которые затем решались с одновременным теоретическим обоснованием и обобщением.

В главах 1 («Психология труда как область научного знания о труде») и 2 («История психологии труда») обозначены границы и задачи дисциплины с учётом научных традиций и позиций отечественных учёных. В главе 3 («Психология труда: основные составляющие научной дисциплины») даётся представление о дисциплине в широком смысле слова, о её «дочерних» ответвлениях — инженерной психологии, эргономике, организационной психологии, профориентации, профессиональном обучении—и собственных задачах психологии труда (в узком смысле слова). В 4-11 главах рассматриваются отдельные крупные вопросы и проблемы, типичные для психологии труда: «Профессия, трудовой пост и рабочее место», «Эргатические функции и классификации профессий», «Методы изучения трудовой деятельности», «Факторы эффективности труда», «Адаптация человека к профессиональной деятельности», «Профессиографическое описание труда и субъекта», «Профессиональное самоопределение», «Периодизация жизни и профессиональная карьера».

В главах 12 («Профессиональный отбор персонала организаций») и 13 («Подбор, наём и расстановка персонала») обсуждаются вопросы связи научных и прикладных задач, особенности социально-психологических технологий на примере профессионального отбора кандидатов в профессии разных типов. Примеры анализа социальных технологий подбора, обучения и аттестации персонала организаций даются в контексте субкультуры организаций, с учётом исторических тенденций работы с людьми — от «учёта кадров» к «управлению человеческими ресурсами».

В главе 14 («Перспективы развития объекта и предмета психологии труда») представлена динамика развития психологии труда как дисциплины на про-

Дёмин А. Н.

тяжении ХХ в., её особенности в исторических границах начала нового столетия, пути поисков и описания учёными новых сущностных свойств предмета психологии труда, её актуальных задач. В. А. Толочек полагает, что важными перспективами данной дисциплины являются: изучение взаимно обусловливающих друг друга субъектов совместной деятельности (врач — пациент, руководитель — подчинённый и т.п.) в специфических средах деятельности; становление дифференциальной психологии труда. Ставится вопрос о формировании прогнозирующей психологии и психоархеологии — здесь автор, по сути, возвращает в нашу науку изначальное предназначение психотехники (в понимании В. Штерна) и переводит психологию труда в разряд фундаментальных психологических дисциплин.

Несомненным плюсом книги является привлечение автором широкого круга недавних публикаций по рассматриваемым вопросам, стремление обобщить или акцентировать их не только для подтверждения устоявшихся положений и подходов, но и для поиска перспективных линий развития психологии труда. Это не только плюс, но и визитная карточка автора. Судя по этой и другим публикациям, В. А. Толочек весьма чутко улавливает новые тенденции в научном познании, применяет их как в научных исследованиях, так и в учебно-методической сфере. Наверное, это помогает ему выдерживать конкуренцию с другими учебными изданиями, серьёзно заявляющими о себе в психологии труда (см. Климов, Носкова, Солнцева, 2015).

Другим плюсом является включение в текст пособия фрагментов первоисточников (на наш взгляд, иногда слишком обширных), что придаёт ему черты хрестоматии и, наверное, может служить прообразом полноценной хрестоматии по современной — прежде всего отечественной — психологии труда. Потребность в такого рода издании существует, вышедшие ранее хрестоматии (например: Зинченко, Мунипов, Носкова, 1983; Леонова, Чернышева, 1995; Манухина, 2011) в современных социально-экономических условиях данную потребность не удовлетворяют.

Обобщая, можно констатировать: учебное пособие «Психология труда» — интересная, содержательная книга, знакомство с которой будет полезным как для студентов, обучающихся по направлениям (специальностям) подготовки «Психология», «Социальная работа», «Управление персоналом», так и для преподавателей и практиков — менеджеров, консультантов, сотрудников служб персонала, педагогов. Важно, что книга адресована не только бакалаврам, как другой современный учебник (Климов, Носкова, Солнцева, 2015), но желательно при переиздании специально указать в качестве адресатов магистров и аспирантов.

Библиографический список

1. Зинченко, В. П., Мунипов, В. М., Носкова, О. Г. (ред.) (1983). История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века). Москва: Издательство Московского университета.

2. Леонова, А. Б., Чернышева, О. Н. (1995). Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы (хрестоматия). Москва: Радикс.

3. Манухина, С. Ю. (2011). Психология труда. Хрестоматия. Учебно-методический комплекс. Москва: Евразийский открытый институт.

4. Климов, Е. А., Носкова, О. Г., Солнцева, Г. Н. (ред.) (2015). Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт.

5. Толочек, В. А. (2016). Психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер.

Статья поступила в редакцию 12.02.2016.

CONTEMPORARY WORK PSYCHOLOGY Book review: Тоlоchеk V. А. Work psychology: Textbook.

Spb.: Piter, 2016. 480 ^

Diomin A. N.

Diomin Andrej Nikolaevich, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149. E-mail: demin@manag.kubsu.ru.

References

1. Zinchenko, V.P., Munipov, V.M. & Noskova, O.G. (ed.) (1983). Istorija sovetskoj psihologii truda. Teksty (20 - 30-e gody XX veka) [History of the Soviet work psychology. Texts (2030 years of the XX century)]. Moscow: Publishing house of Moscow University.

2. Leonova, A.B. & Chernysheva, O.N., (1995). Psihologija truda i organizacionnaja psi-hologija: sovremennoe sostojanie i perspektivy (hrestomatija) [Work psychology and organizational psychology: contemporary state and prospectives (chrestomathy)]. Moscow: Radiks.

3. Manukhina, S. Yu. (2011). Psihologija truda. Hrestomatija. Uchebno-metodicheskij kompleks [Work psychology. Chrestomathy. Learning and teaching complex.] Moscow: Euroasian Open Institute.

4. Klimov, E.A., Noskova, O.G. & Solntseva G.N., (ed.) (2015). Psihologija truda, inzhen-ernaja psihologija i jergonomika: uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata [Work psychology, engineering psychology and ergonomics: textbook for academic bachelors]. Moscow: Yurait.

5. Tolochek, V.A. (2016). Psihologija truda: Uchebnoeposobie [Work psychology: textbook]. Saint Petersburg: Piter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.