Библиографический список
1. Дариус, Е.И. Коллекция работ с видами Барнаула в Государственном художественном музее Алтайского края: комплектование и изучение / Е.И. Дариус, А.В. Федотов // Алтайский текст в русской культуре. — Барнаул, 2GG4.- Вып. 2.
2. Степанская, Т.М. Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул, 2GG9.
3. ГААК. Ф.Р-1 .оп.1 .д.13
4. Государственный художественный музей Алтайского края. Иконопись. Живопись. Графика. - М., 2GG2.
5. 21-я краевая выставка «По старым русским городам». - Барнаул, 1976.
6. МИХАИЛ БУДКЕЕВ Заслуженный художник РСФСР Живопись / вступ. ст. В. Эдокова. - Барнаул, 1983.
7. Степанская, Т.М. Некоторые штрихи развития изобразительного искусства Алтая // Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2GG8.
8. Митина, Н.В. Образ г. Барнаула в произведении Л.Р Цесюлевича «Терема» // Молодежь - Барнаулу: материалы н/п конф.
- Барнаул, 2GG7.
9. Валерий Еврасов Кат. выст. / вступ. ст. Т.М. Степанской. - Барнаул, 1999.
1G. Нехвядович, Л.И. Виды Барнаула в произведениях алтайских художников 1960-1970-х гг. //Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы. - Барнаул, 2GG5.
11. Нехвядович, Л.И. Типология тем и мотивов пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг. //Вестник Алтайской науки. Культура. - Барнаул, 2005. - Вып. 1.
12. Степанская, Т.М. Первый видописец Барнаула В.П.Петров. - Барнаул, 2009.
Bibliography
1. Darius, E.I. Kollekciya rabot s vidami Barnaula v Gosudarstvennom khudozhestvennom muzee Altayjskogo kraya: komplektovanie i izuchenie / E.I. Darius, A.V. Fedotov // Altayjskiyj tekst v russkoyj kuljture. — Barnaul, 2004.- Vihp. 2.
2. Stepanskaya, T.M. Ocherki istorii iskusstva Altaya. - Barnaul, 2009.
3. GAAK. F.R-1 .op.1.d.13
4. Gosudarstvennihyj khudozhestvennihyj muzeyj Altayjskogo kraya. Ikonopisj. Zhivopisj. Grafika. - M., 2002.
5. 21-ya kraevaya vihstavka «Po starihm russkim gorodam». - Barnaul, 1976.
6. MIKhAIL BuDkEEV Zasluzhennihyj khudozhnik RSFSR. Zhivopisj / vstup. st. V. Ehdokova. - Barnaul, 1983.
7. Stepanskaya, T.M. Nekotorihe shtrikhi razvitiya izobraziteljnogo iskusstva Altaya // Kuljturnoe nasledie Sibiri. - Barnaul, 2008.
8. Mitina, N.V. Obraz g. Barnaula v proizvedenii L.R. Cesyulevicha «Terema» // Molodezhj - Barnaulu: materialih n/p konf. - Barnaul,
2007.
9. Valeriyj Evrasov Kat. vihst. / vstup. st. T.M. Stepanskoyj. - Barnaul, 1999.
10. Nekhvyadovich, L.I. Vidih Barnaula v proizvedeniyakh altayjskikh khudozhnikov 1960-1970-kh gg. //Barnaul na rubezhe vekov: itogi, problemih, perspektivih. - Barnaul, 2005.
11. Nekhvyadovich, L.I. Tipologiya tem i motivov peyjzazhnoyj zhivopisi Altaya 1960-1970-kh gg. // Vestnik Altayjskoyj nauki. Kuljtura.
- Barnaul, 2005. - Vihp. 1.
12. Stepanskaya, T.M. Pervihyj vidopisec Barnaula V.P.Petrov. - Barnaul, 2009.
Статья поступила в редакцию 25.04.12
УДК 7. 034 + 726.6
Grechneva N. V.THE MODERN ORTHODOX CHURCHES OF THE NOVOALTAYSKTOWN.Inarticle the authoranalyses architectural and planning peculiarities of the modern Orthodox churchesof Novoaltaysk town. She also designates the main stylistic tendencies in temple building. At present a great interest for stylization on a theme of the Old Russian architecture is becoming apparent in Altai region. This tendency is also noticeable in the architectural appearance of the churches of Novoaltaysk. In this brief historical review there is a description of the first churches built in the town.
Key words/style, method, architecture, church, Russian style, neoeclectieism, tradition.
Н.В. Гречнева, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств
ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет», г. Барнаул, E-mail/ [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА
Встатье автор рассматривает архитектурно-планировочные особенности православных храмов города Но-воалтайска, обозначает основные стилистические тенденции в современном культовом строительстве. В настоящее время на Алтае более всего проявляется интерес к стилизации на темы древнерусского зодчества, эта тенденция прослеживается и в архитектурном облике современных храмов Новоалтайска. В краткой исторической справке дается описание первых церквей, возведенных с момента основания поселения.
Ключевые слова/стиль, метод, архитектура, храм, «русский стиль», неоэклектика, традиции.
Современная культовая архитектура Алтая представляет собой интересную, малоизученную область искусствоведческого и культурологического знания.
Каждый город края имеет свою неповторимую историю, связанную с возведением культовых зданий. История города Новоалтайска начинается в XVIII веке с основания в 1717 году Бело-ярской крепости. Под защитой гарнизона крепости русские переселенцы стали обживать правый берег реки Оби. Поток переселенцев рос с каждым годом. Рядом с Белоярской крепостью были основаны деревни Фирсово, Чесноковка, Бажово и др. Для отправления православных религиозных обрядов в Белоярской
крепости возводится первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, простояла она около 20 лет, потом « за ветхостью» была разобрана. Вторая деревянная церковь в селе Белоярск была возведена в 1898 году, церковь была большая, а престол освящен также во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, но в 1938 году в сильную грозуот удара молнии случился пожар, и церковь сгорела [1].Село Чесноковка постепенно разрасталось, в 1897-1900 годах здесь построили деревянную церковь Святителя и Чудотворца Николая, в приход входили жители Чесноковки, Фирсово, Санниково. Строительство железной дороги, которая прошла рядом с Чесноков-
Рис. 3. Храм первоверховных апостолов Петра и Павла. Фрагмент
кой, сыграло главную роль в дальнейшей истории села. В октябре 1915 года дорога была сдана в эксплуатацию, рядом с вокзалом образовался станционный поселок, население поселка резко возросло. А во время Великой Отечественной войны в Чесноковку был эвакуирован Днепродзержинский вагоностроительный завод, который стал градообразующим предприятием. В 1942 году указом президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Чесноковка получил статус города (село Бажо-во вошло в состав города), а в 1962 году его переименовали в город Новоалтайск [1].
В 30-е годы ХХ века в стране началось уничтожение храмов и монастырей, постигла эта тяжелая участь и храмы Алтая. В селе Бажово в 1930 году на общем собрании решили церковь разобрать и из этого леса построить избу-читальню. С конца 1930-х годов в течение более 50 лет церквей в Новоалтайске не было, традиции храмостроения были прерваны.
История возрождения культового строительства в городе Новоалтайске начинается с 1988 года, когда была зарегистрирована православная община. На средства прихожан открыли молитвенный дом на Почтовом (район города) в честь святого великомученника Георгия Победоносца. В 1989 году из Ленинграда на Алтай приезжает священник Михаил Погиблов, выпускник Ленинградской духовной академии. Приступив к своим обязанностям, он выбирает место под строительство нового большого храма. Подходящее место было выделено в старом парке за ул. Прудской. Закладной камень на месте будущего СвятоГеоргиевского храма был освящен 30 мая 1991 года. Отец Михаил сам выбрал проект будущего храма, этот проект он приглядел еще будучи студентом духовной академии. Проект храма в честь святого великомученника Георгия Победоносца был первоначально выполнен для польского города Белосток. Это обусловило некоторые архитектурно-планировочные особенности храма, его необычный по выразительности облик: динамичные, устремленные ввысь формы, ритмически чередуясь, словно уносят взгляд в небо. В плане церковь представляет собой «корабль», к основному объему церкви примыкает развитый притвор и над ним высокая, крытая шатром колокольня (рис. 1). Массивный основной объем церкви завершается традиционным пятиглавием. Легкие луковицы куполов опираются на высокие восьмигранные барабаны. Выложенное гранитом парадное крыльцо («всход») несет, как и прежде, глубокое символическое значение: это символ восхождения к духовному, еще древние храмы на Руси возводили на высоком подклете и они имели высокие крыльца. В храм проникает много света: центральный световой барабан прорезан двумя рядами окон, северный и южный фасады прорезаны тройными высокими щелевидны-
ми окнами. Храм возведен из облицовочного красного кирпича. Помогали строить храм многие предприятия города и края. Благодаря тому, что храм возведен на возвышенности и рядом нет плотной многоэтажной застройки, силуэт храма хорошо просматривается со всех сторон.
На центральной площади города, напротив железнодорожного вокзала засверкал золотыми куполами небольшой, очень гармоничный по своим пропорциям храм Архистратига Божия Михаила (архитектурная мастерская П.И. Анисифорова, архитекторы Е.А. Назарова, Е.Г. Федорова 2005-2009 гг.). Этот малый храм, рассчитан на небольшое количество прихожан, внутри он больше напоминает часовню. Авторы проекта удачно вписали здание церкви в уже давно сложившийся облик привокзальной площади города. Архитектурный проект храма выполнен в сочетании «неорусского» стиля с элементами русско-византийского стиля. Об этом можно судить по традиционному планировочному решению: это крестово-купольный тип храма, квадратный в плане основной объем завершен пятиглавием (рис. 2). Центральный купол на большом световом барабане господствует над композицией, боковые главки поставлены гораздо ниже, чем центральная. Алтарь и боковые приделы с крыльцами придают зданию крестообразность. Фасады здания имеют позакомарное завершение, стены не перегружены декором, двойные пилястры и кресты украшают прясла, ряд килевидных арок декорирует центральный барабан.
В настоящее время завершается возведение храма по ул. Белоярской, в том же районе, где когда-то стояла первая деревянная Петропавловская церковь. Новый храм будет иметь два предела: верхний в честь иконы Иверской Божией матери, а нижний предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Проект этого храма был также разработан в архитектурной мастерской П.И. Анисифорова архитекторами Е.А. Назаровой и Е.Г. Федоровой. Архитектурное решение в целом можно назвать удачным: небольшой шатровый храм вписался в местный ландшафт, где преобладают невысокие деревянные постройки. Проект церкви выполнен в стиле эклектики с явными элементами русского стиля, который проявляется в декоративных кокошниках, которые украшают шатер и основание барабана собственно церкви, в обрамлении оконных проемов арками и пилястрами. Небольшая луковичной формы глава венчает восьмигранный шатер. Колокольня пристроена к основному объему храма с юго-запада и выполнена в том же стиле. Возводится храм на частные пожертвования (рис. 3).
Все три храма, которые были рассмотрены выше, являются вариантом одного и того же стиля, хотя и отличаются друг от
друга по внешнему облику. Это стилизация на темы русского зодчества разных эпох. Важная тенденция в современной культовой архитектуре провинции - это предпочтение проектов культовых зданий в «неорусском» стиле. Интерес к национальному образу православного храма отвечает религиозным представлениям современного российского общества о храме, как о Небесном царстве, что так ярко выражено в архитектурных формах древнерусских церквей. Необходимое духовное возрожде-
Библиографический список
ние возможно именно на основе национальной культуры, считают современные заказчики храмов, архитекторы, строители и православные прихожане.
Храмы всегда играли важную градообразующую роль, и сейчас с их возведением облик Новоалтайска изменился, шатровые завершения колоколен, купола и главы церквей сделали панораму города праздничной и красивой.
1. Новоалтайск. К 60-летию города. - Барнаул, 2002.
2. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVШ-XX вв. - Барнаул, 2006.
3. Шульгина, Д.П. Региональные особенности архитектуры эклектики в российской провинции. - М., 2010.
4. Энциклопедия Алтайского края. - Барнаул, 1997.- Т. 1.
Bibliography
1. Novoaltayjsk. K 60-letiyu goroda. - Barnaul, 2002.
2. Stepanskaya, T.M. Arkhitektura Altaya XVIII-XX vv. - Barnaul, 2006.
3. Shuljgina, D.P. Regionaljnihe osobennosti arkhitekturih ehklektiki v rossiyjskoyj provincii. - M., 2010.
4. Ehnciklopediya Altayjskogo kraya. - Barnaul, 1997.- T. 1.
Статья поступила в редакцию 25.04.12
УДК 7.07
ZhukS.A. SYMBOLS ANDIMAGES OF ALTAY MYTHOLOGY IN THE WORK OF THE ARTIST-TEACHER Z.M. IBRAGIMOV. In article the picturesque and graphic works of Ibragimova Zaura Mametovicha created on the basis of ethnocultural traditions of the people of Mountain Altai are analyzed.
Key words: tradition, ethnicity, archetype, myth,symbol ofthe spirit.
С.А. Жук, доц. каф. Изобразительного искусства, АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск,
Е-mail: sergei. zhuk2010@mail. ru
СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ АЛТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА З.М. ИБРАГИМОВА
В статье анализируются живописные и графические работы Ибрагимова Заура Маметовича, созданные на основе этнокультурных традиций народов Горного Алтая.
Ключевые слова: традиция, этнос, архетип, миф, символ, дух.
Зауру Маметовичу Ибрагимову, художнику универсального дарования, живописцу, графику, скульптору, педагогу исполняется 75 лет. Постоянный участник краевых, региональных, всероссийских, зарубежных выставок, организатор своих персональных выставок, он много лет является преподавателем рисунка и живописи в Бийской государственной академии образования им. В.М. Шукшина.
З.М. Ибрагимов родился в 1937 г. в Симферополе. В 1967 г. закончил Театрально-художественный институт им. А.Н. Островского в Ташкенте; с 1969 г. живет на Алтае, в городе Бийске. О себе однажды художник сказал: «В Крыму родился, в Азии учился, Алтаю пригодился».
В творчестве З.М. Ибрагимова счастливо сочетаются и лирика, и романтика, и открытая радость от общения с природой, и рассудочность профессионала, дисциплинированный разум и опыт мастера, который позволяет сразу писать с натуры не этюды, но законченные картины. При всем разнообразии, но внутренней цельности творчества художника, графика всегда занимала в нем огромное, если не ведущее место. Графика З. Ибрагимова исключительно богата по техникам (рисунок, офорт, линогравюра, меццо-тинто, акварель, пастель), по рисовальным материалам (карандаш, уголь, сангина, тушь, чернила, фломастер, гелиевая ручка), по видам или назначению (станковая, плакат, книжная иллюстрация). Художник живет в постоянном поиске новых тем, сюжетов, новых форм образности в рисунке и гравюре.
В стремлении по-новому выразить свое видение действительности признанный мастер графического искусства прежде почти никогда не отклонялся от реально-натурных изображений. В начале 2000-ых гг. в его творчестве появилось новое направление: этнокультура и искусство Горного Алтая. Художник подошел к новой теме серьезно: основательно изучил легенды и мифы Алтая, глубоко осмыслил и прочувствовал характерную для мироощущения древних алтайцев органическую связь мира человека с миром природы, выразившуюся через фольклорные архетипы и символы.
Одним из основателей понятия «архетип» в современной науке является швейцарский психолог К.Г. Юнг. Под архетипом Юнг понимал некие структурные схемы, структурные предпосылки образов (существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом. Он развил свою теорию, исходя из конструктивных представлений понятия «архетип», которые имелись у Платона, Аристотеля и Августина. Аналогию с архетипами можно найти у «коллективных представлений» Дюркгейма, у «априорных идей» Канта. Первое обращение к понятию «архетип», как первообразу, идее прослеживается в учении Платона о врожденных идеях. Первообраз по Платону -это то, что пребывает целую вечность, а «идея» - это формообразующая сила, представляющая собой вечные образы, парадигмы, по которым из бесформенной материи организуется все множество реальных вещей. Высшей идеей Платон считал «Мировой разум» [1, с. 78].
Аристотель утверждал, что архетип представляет собой врожденные условия постижения внешнего мира, врожденные идеи, которые находятся в душе в скрытом состоянии, как априорные формы, которые передаются по наследству. Юнг и обозначает архетип как некие первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного», архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач переживаний человека, «типичный способ понимания». Именно «архе-типическая матрица», априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных пародов, «вечных» образов мировой литературы и искусства. В своих работах «Символическая жизнь» и «Душа и миф» К.Г. Юнг выделил шесть архетипов и показал взаимосвязь между мифологическими образами и архетипами как элементами психологических структур. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства. Следовательно, архетипы - это первичные схемы образов, их психологические предпосылки, их воз-